Рецензия на «Прощальный туш» (Адела Василой)
Замечательное стихотворение, в котором сливаются воедино душа человека и осень с дождями и тускнеющим блеском "поддельной казны". Овчинникова Татьяна Сергеевна 26.11.2017 08:22 Заявить о нарушении
Прочитала рецензию Екатерины. Она права (и я тебе об этом же писала:)
Итак, 1. убирай запятую в конце первой строки (путь); 2. убирай запятую в первой строке после слова пургу (несёт и тянет - однородные сказуемые); 3. в конце первой строки второго катрена точка; после "альтернатив" тире (или двоеточие) - всё зависит от того, что ты хотела сказать. Если хотела пояснить, почему нет альтернатив, то ставим двоеточие. Если ты хотела сделать вывод (нет альтернатив - так что..), то выбираем тире. Я бы поставила тире; 4. почему "без веры" заключила к запятые? Здесь запятые не нужны, так как это не уточнение, а самостоятельный член предложения: тополя возносят (ветви) без чего? - без веры; 5. посмотри здесь: ныть и плакать, что ... - это речевая ошибка. Нельзя говорить "плакать, что" - надо сказать "плакать, потому что или оттого что". Думаю, что здесь лучше сказать (без ущерба для стихотворения) "и листьев веера растаптывая в слякоть"; 6. и с замечанием Екатерины по поводу "сыграв" согласна: здесь должно быть деепричастие несовершенного вида "играя". Не лучше ли деепричастие совсем убрать, чтобы ничего не переделывать, и заменить его простым глаголом "играл". 7. и всё-таки «долг платежами красен» я бы заключила в скобки. Пояснение в учебнике по русскому языку Розенталя: 2. Посредством тире простые по структуре вводные предложения [см. выше, п. 1] выделяются редко; обычно с помощью тире выделяются более распространенные вводные предложения. 1. Скобками выделяются: 1) вставные конструкции, дополняющие или поясняющие содержание основного предложения: 2) вставные конструкции, представляющие собой попутные авторские замечания: 3) вставные конструкции, поясняющие отдельные слова в основном предложении Третий пункт – это как раз твоя история. Обнимаю тебя! Овчинникова Татьяна Сергеевна 26.11.2017 08:22 Заявить о нарушении
Танюша, есть такое понятие, как авторская пунктуация. Это как в живописи, например, нарочитые отступления от правил, как у сюрреалистов, к примеру, если авторский замысел их к этому "толкает". Мой случай не такой тяжёлый, тем не менее:
1. Запятую в конце первой строки убирать не буду, потому что ни один декламатор не сумеет выдержать без паузы до конца этих двух длинных строк, если он не ныряльщик за жемчугом. Я предпочитаю дать ему перевести дух после первой строки, в наиболее удобном для этого месте, дабы он меня никуда не послал. 2. убирай запятую в первой строке после слова пургу (несёт и тянет - однородные сказуемые); Зря ты не прочитала мой ответ - "тянет в бездну сна" - безличное предложение и к "судьбе" глагол "тянет" не имеет никакого отношения. Именно поэтому запятая там необходима - чтобы вдумчивый читатель это понял. 3. в конце первой строки второго катрена точка; - Не вижу причин, почему я должна это сделать - идёт перечисление простых предложений-событий-обстоятельств, которые я не ставлю в зависимость одно от другого, и мне нужен этот плавно текущий поток событий, а точка нарушила бы это неспешное плавное повествование чересчур резким "обрывом". 3+. После "альтернатив" тире (или двоеточие) - всё зависит от того, что ты хотела сказать. Если хотела пояснить, почему нет альтернатив, то ставим двоеточие. Если ты хотела сделать вывод (нет альтернатив - так что..), то выбираем тире. Я бы поставила тире; Я не хочу ничего ни пояснять, ни делать выводы - рано ещё. См. выше - перечисляю. 4. почему "без веры" заключила к запятые? Здесь запятые не нужны, так как это не уточнение, а самостоятельный член предложения: тополя возносят (ветви) без чего? - без веры; Я заключила "без веры" в запятые, потому что хочу их выделить интонационно - чтец должен для этого делать небольшие паузы до и после этих слов. 5. посмотри здесь: ныть и плакать, что ... - это речевая ошибка. Нельзя говорить "плакать, что" - надо сказать "плакать, потому что или оттого что". Думаю, что здесь лучше сказать (без ущерба для стихотворения) "и листьев веера растаптывая в слякоть"; Таня, это не речевая ошибка, и заменить "что" на "и" неправильно, здесь "что" используется взамен "которые", и относится к "плакальщикам грёз", то есть к дождям, а вовсе не к ветрам, которые могут срывать листья, но не растаптывать их, в отличие от дождей. 6. и с замечанием Екатерины по поводу "сыграв" согласна: здесь должно быть деепричастие несовершенного вида "играя". Не лучше ли деепричастие совсем убрать, чтобы ничего не переделывать, и заменить его простым глаголом "играл". Не согласна с вами - здесь должно быть именно "сыграв", потому что это событие, которое предшествовало тем, что обозначены глаголами несовершенного вида - сначала он сыграл туш, а потом рыдал и пел. Именно по употреблению глагола совершенного об этом можно догадаться, если априори не подозревать автора в незнании грамматики. 7. и всё-таки «долг платежами красен» я бы заключила в скобки. Пояснение в учебнике по русскому языку Розенталя: 2. Посредством тире простые по структуре вводные предложения [см. выше, п. 1] выделяются редко; обычно с помощью тире выделяются более распространенные вводные предложения. 1. Скобками выделяются: 1) вставные конструкции, дополняющие или поясняющие содержание основного предложения: 2) вставные конструкции, представляющие собой попутные авторские замечания: 3) вставные конструкции, поясняющие отдельные слова в основном предложении Третий пункт – это как раз твоя история. Нет, мой случай - как раз тот редкий случай, согласно Розенталю, когда они выделяются с помощью тире, потому что я считаю скобки неуместными в стихотворении. Они на месте в прозе и в математике, но не в стихах. Так что извини, Танюша, давай не будем больше возвращаться к вопросу о пунктуации в этом стихотворении. Да, текст сложный, и пунктуация тоже непростая, но она продумана мною до мелочей. Правила хороши, но они чрезмерно жёстки и не всегда могут учитывать все нюансы... Их делали люди, а не боги. Поэтому изредка их дополняют и даже меняют. Адела Василой 26.11.2017 10:16 Заявить о нарушении
Адела, автор, ты же знаешь, всегда прав:)) Я, будучи филологом с большущим стажем преподавательской работы, привыкла выполнять правила, в том числе и правила пунктуации. Но если автор хочет... что же делать. Придётся согласиться на... словах.
Адела, я улыбаюсь, потому что...ну не могу я против правил! Может быть, я ретроградка?!:)) Обнимаю тебя и напоминаю, что стихотворение твоё мне очень даже нравится. Овчинникова Татьяна Сергеевна 26.11.2017 11:59 Заявить о нарушении
Целую мою милую ретроградку! Ну, хочешь, я поставлю тире там, где ты хотела? :))
Адела Василой 26.11.2017 16:19 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |