Рецензия на «Прощальный туш» (Адела Василой)

Замечательное стихотворение, в котором сливаются воедино душа человека и осень с дождями и тускнеющим блеском "поддельной казны".

Овчинникова Татьяна Сергеевна   26.11.2017 08:22     Заявить о нарушении
Прочитала рецензию Екатерины. Она права (и я тебе об этом же писала:)
Итак,
1. убирай запятую в конце первой строки (путь);
2. убирай запятую в первой строке после слова пургу (несёт и тянет - однородные сказуемые);
3. в конце первой строки второго катрена точка;
после "альтернатив" тире (или двоеточие) - всё зависит от того, что ты хотела сказать. Если хотела пояснить, почему нет альтернатив, то ставим двоеточие. Если ты хотела сделать вывод (нет альтернатив - так что..), то выбираем тире. Я бы поставила тире;
4. почему "без веры" заключила к запятые? Здесь запятые не нужны, так как это не уточнение, а самостоятельный член предложения: тополя возносят (ветви) без чего? - без веры;
5. посмотри здесь: ныть и плакать, что ... - это речевая ошибка. Нельзя говорить "плакать, что" - надо сказать "плакать, потому что или оттого что". Думаю, что здесь лучше сказать (без ущерба для стихотворения) "и листьев веера растаптывая в слякоть";
6. и с замечанием Екатерины по поводу "сыграв" согласна: здесь должно быть деепричастие несовершенного вида "играя". Не лучше ли деепричастие совсем убрать, чтобы ничего не переделывать, и заменить его простым глаголом "играл".
7. и всё-таки «долг платежами красен» я бы заключила в скобки. Пояснение в учебнике по русскому языку Розенталя:
2. Посредством тире простые по структуре вводные предложения [см. выше, п. 1] выделяются редко; обычно с помощью тире выделяются более распространенные вводные предложения.
1. Скобками выделяются:
1) вставные конструкции, дополняющие или поясняющие содержание основного предложения:
2) вставные конструкции, представляющие собой попутные авторские замечания:
3) вставные конструкции, поясняющие отдельные слова в основном предложении
Третий пункт – это как раз твоя история.
Обнимаю тебя!

Овчинникова Татьяна Сергеевна   26.11.2017 08:22   Заявить о нарушении
Танюша, есть такое понятие, как авторская пунктуация. Это как в живописи, например, нарочитые отступления от правил, как у сюрреалистов, к примеру, если авторский замысел их к этому "толкает". Мой случай не такой тяжёлый, тем не менее:

1. Запятую в конце первой строки убирать не буду, потому что ни один декламатор не сумеет выдержать без паузы до конца этих двух длинных строк, если он не ныряльщик за жемчугом. Я предпочитаю дать ему перевести дух после первой строки, в наиболее удобном для этого месте, дабы он меня никуда не послал.

2. убирай запятую в первой строке после слова пургу (несёт и тянет - однородные сказуемые); Зря ты не прочитала мой ответ - "тянет в бездну сна" - безличное предложение и к "судьбе" глагол "тянет" не имеет никакого отношения. Именно поэтому запятая там необходима - чтобы вдумчивый читатель это понял.

3. в конце первой строки второго катрена точка; - Не вижу причин, почему я должна это сделать - идёт перечисление простых предложений-событий-обстоятельств, которые я не ставлю в зависимость одно от другого, и мне нужен этот плавно текущий поток событий, а точка нарушила бы это неспешное плавное повествование чересчур резким "обрывом".

3+. После "альтернатив" тире (или двоеточие) - всё зависит от того, что ты хотела сказать. Если хотела пояснить, почему нет альтернатив, то ставим двоеточие. Если ты хотела сделать вывод (нет альтернатив - так что..), то выбираем тире. Я бы поставила тире; Я не хочу ничего ни пояснять, ни делать выводы - рано ещё. См. выше - перечисляю.

4. почему "без веры" заключила к запятые? Здесь запятые не нужны, так как это не уточнение, а самостоятельный член предложения: тополя возносят (ветви) без чего? - без веры; Я заключила "без веры" в запятые, потому что хочу их выделить интонационно - чтец должен для этого делать небольшие паузы до и после этих слов.

5. посмотри здесь: ныть и плакать, что ... - это речевая ошибка. Нельзя говорить "плакать, что" - надо сказать "плакать, потому что или оттого что". Думаю, что здесь лучше сказать (без ущерба для стихотворения) "и листьев веера растаптывая в слякоть";
Таня, это не речевая ошибка, и заменить "что" на "и" неправильно, здесь "что" используется взамен "которые", и относится к "плакальщикам грёз", то есть к дождям, а вовсе не к ветрам, которые могут срывать листья, но не растаптывать их, в отличие от дождей.

6. и с замечанием Екатерины по поводу "сыграв" согласна: здесь должно быть деепричастие несовершенного вида "играя". Не лучше ли деепричастие совсем убрать, чтобы ничего не переделывать, и заменить его простым глаголом "играл".
Не согласна с вами - здесь должно быть именно "сыграв", потому что это событие, которое предшествовало тем, что обозначены глаголами несовершенного вида - сначала он сыграл туш, а потом рыдал и пел. Именно по употреблению глагола совершенного об этом можно догадаться, если априори не подозревать автора в незнании грамматики.

7. и всё-таки «долг платежами красен» я бы заключила в скобки. Пояснение в учебнике по русскому языку Розенталя:
2. Посредством тире простые по структуре вводные предложения [см. выше, п. 1] выделяются редко; обычно с помощью тире выделяются более распространенные вводные предложения.
1. Скобками выделяются:
1) вставные конструкции, дополняющие или поясняющие содержание основного предложения:
2) вставные конструкции, представляющие собой попутные авторские замечания:
3) вставные конструкции, поясняющие отдельные слова в основном предложении
Третий пункт – это как раз твоя история.

Нет, мой случай - как раз тот редкий случай, согласно Розенталю, когда они выделяются с помощью тире, потому что я считаю скобки неуместными в стихотворении. Они на месте в прозе и в математике, но не в стихах.

Так что извини, Танюша, давай не будем больше возвращаться к вопросу о пунктуации в этом стихотворении. Да, текст сложный, и пунктуация тоже непростая, но она продумана мною до мелочей. Правила хороши, но они чрезмерно жёстки и не всегда могут учитывать все нюансы... Их делали люди, а не боги. Поэтому изредка их дополняют и даже меняют.

Адела Василой   26.11.2017 10:16   Заявить о нарушении
Адела, автор, ты же знаешь, всегда прав:)) Я, будучи филологом с большущим стажем преподавательской работы, привыкла выполнять правила, в том числе и правила пунктуации. Но если автор хочет... что же делать. Придётся согласиться на... словах.
Адела, я улыбаюсь, потому что...ну не могу я против правил! Может быть, я ретроградка?!:))
Обнимаю тебя и напоминаю, что стихотворение твоё мне очень даже нравится.

Овчинникова Татьяна Сергеевна   26.11.2017 11:59   Заявить о нарушении
Целую мою милую ретроградку! Ну, хочешь, я поставлю тире там, где ты хотела? :))

Адела Василой   26.11.2017 16:19   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Адела Василой
Перейти к списку рецензий, написанных автором Овчинникова Татьяна Сергеевна
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.11.2017