Рецензия на «Бездорожье» (Анна Германова)

Доброго времени суток, Анна.

С интересом читаю Ваши грамотные, своеобразные, духовно-наполненные стихи.

Рад знакомству.

Однако позвольте задать несколько вопросов, перемежая их рецензионными ремарками.
"Ровное и прочное" некоторым образом противопоставляется "камням и стерне".
Однако ведь и камни прочны. Далее. Необычные образы - это зачастую красиво, но как "гребни обочин подхватят под рёбра" пешехода? Да ещё и "тесней"? После этого они (гребни) делаются ветвями, да ещё и поднимающими. Не чересчур ли? И почему движение становится "врастанием"? Понимаю, образы, и т.д. Но ведь и образы могут быть неудачными. У сердца разве есть четыре ноги? Оно ведь не жаба. И коней стреноженных холстом или бечёвками нелепо представить. Пламя (субъект действия) выжигает боль (объект действия)? Или это сама боль выжигает нечто внутри у кого-то? Неясность в завершающем стихе. И зачем вам ассонансы, рифмоиды, неточные рифмы? - с ними же легче. Это почти белостишье, но серое. А вы разве лёгких путей ищете?

Плюсую, т.к. общее впечатление от знакомства с Вашей поэзией приятное.

С теплом и коллегиальным уважением

Гавриил Тишков   26.11.2018 01:53     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Гавриил,

«Необычные образы - это зачастую красиво», сказали Вы. Глубокая мысль. Предлагаю Вам отвлечься от моих несовершенных творений и рассказать, что Вы думаете об этом стихотворении:

Когда заулыбается дитя
С развилинкой и горести и сласти,
Концы его улыбки, не шутя,
Уходят в океанское безвластье.
Ему невыразимо хорошо,
Углами губ оно играет в славе —
И радужный уже строчится шов
Для бесконечного познанья яви.
На лапы из воды поднялся материк —
Улитки рта наплыв и приближенье, —
И бьет в глаза один атлантов миг:
Явленья явного в число чудес вселенья.
И цвет и вкус пространство потеряло.
Хребтом и аркою поднялся материк,
Улитка выползла, улыбка просияла,
Как два конца их радуга связала
И в оба глаза бьет атлантов миг.

С уважением,

Анна Германова   29.11.2018 23:27   Заявить о нарушении
А зачем нам с вами рассматривать стихотворение О.Э. очень специфического времени воронежской ссылки (процитированное, кстати, астрофически)? Классик и есть классик. Время совершило уже некоторую работу по отсеву в летейские воды многого, что не смогло устоять. Однако, если сравнить мелодику, ритмику и качество краесогласий 5(и 6)-стопного ямба О.Э. (кстати, эта разностопность и некоторые черты слога косвенно подтверждают предположение о редакторских изменениях первоначальных черновых текстов О.Э. того периода) с Вашим 3-стопным амфибрахием, то мы увидим, что точных рифм у вас только четверть, а у О.Э. значительно больше половины. Качества их (рифм) глубины на глаз примерно равное, а о сравнении богатства (не-грамматичности) рифм (при неточности созвучий в Вашем случае) говорить некорректно. Ритмомелодика ваших стихов в сравнении с получерновиком О.Э. очень даже неплоха, если, конечно, учесть, что мы сравниваем ямб с амфибрахием, 3-стопный с 5/6-стопным. Но вы ведь не в ссылке(?) и прошло более 80 лет набора опыта современной поэзией.

© А.Г.

Извери[вшись в р]овном и прочном,
брести по камням и стерне,
где частые гребни обочин
под рёбра подхватя[т т]есней,

ветвями возьмутся за плечи,
поднимут, упа[сть н]е дадут.
Так легче, так всё-таки легче
врастать, избывая беду, =>

в своё бездорожье [всем телом]. |
Суровой холстиной степей,
бечёв[ками троп] запустелых
стреноживать сердце, скупей |

[тоску свою мерить] словами,
пока в [её• мра[ке горит]
едва различимое пламя
[и боль] выжигает внутри.
.

© О.Э.М.

Когда заулыбается дитя
[С развилинкой] [и горести] и сласти,
Концы его улыбки, не шутя,
Уходят в океанское безвластье.

Ему невыразимо хорошо,
[Углами губ оно] играет в славе —
И радужный уже [строчится шов]
Для [бесконечного]• познань[я я]ви.

На лапы из воды поднялся материк —
Улит[ки рта] наплыв и приближенье, —
И бьет в глаза один атланто[в м]иг:
Явлень[я я]вного в число чуде[с вселенья].

И цвет и вкус пространство потеряло.
Хребто[м и аркою] поднялся материк,
Улитка выползла, улыбка просияла,
Как два конца их радуга связала
И в оба глаза бьет атлантов миг.

.

А если снова говорить только о Вашем стихотворении? Согласны с какими-либо из моих рецензионных вопросов и констатаций? Кстати, по ходу вчитывания в Вашу миниатюру ещё некоторые вопросы появились. Так обычно и бывает при повторных внимательных прочтениях.

1. ЧАСТЫЕ (слово многозначно, одно из его значений рисует множество гребней даже для одной из обочин.
2. Более активные по тексту ветви берут за плечи (надо полагать всё же ЛГ, а не сами себя, как следует из текста), но, если они даже ЛГ берут за плечи, то поднять его таким образом крайне трудно, не держа подмышки же его они поднимают?

Здесь уже не приходится говорить о красивом образе. Скорее, о нелепом.
Да ведь и прежние вопросы рецензии никуда не ушли.
А что Вы думали? "Поэзия - та же добыча радия..."

С уважением

Гавриил Тишков   30.11.2018 00:29   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Анна Германова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гавриил Тишков
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.11.2018