Павел Реутов - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Здравствуйте!
Появился вопрос. Интересно Ваше мнение. Я не знаком с терминологией, постараюсь объяснить своими словами.
Заметил, что в некоторых стихотворениях в большей степени строки интонационно отделены друг от друга. Вся строка читается довольно быстро, но на конце возникает пауза. Само стихотворение звучит более раскатисто, как бы громыхая. Пытался разобраться с чем это связано. Пришел к выводу, что помимо рифмы очень важно на какую часть строки ставится смысловой акцент.
Произнося фразы, мы расставляем акценты(возможно у них есть какое-то специальное название) на те слова, которые в контексте изложения являются наиболее значимыми для понимания смысла.
Например возьмем фразу "Здесь будет лучше":
при вопросе "Где будет лучше?" мы ответим "ЗДЕСЬ будет лучше";
при вопросе "Здесь будет или не будет лучше?" мы ответим "Здесь БУДЕТ лучше";
при вопросе "Здесь будет лучше или хуже?" мы ответим "Здесь будет ЛУЧШЕ".
Например:
Она сказала: «Он уже УСНУЛ!»,—
задернув ПОЛОГ над кроваткой СЫНА,
и верхний свет неловко ПОГАСИЛА,
и, съежившись, ХАЛАТ упал на СТУЛ.
В других фразовое разбиение присутствует, но при этом акценты не попадают на конец строк, стихотворение звучит по-иному. Например:
Что в ИМЕНИ тебе моём?
Оно умрёт, как ШУМ печальный
ВОЛНЫ, плеснувшей в БЕРЕГ дальный,
Как ЗВУК ночной в ЛЕСУ глухом.
Возможно это моё субъективное восприятие, но читается именно так.
Вопрос: Действительно ли присутствует этот момент или это моё субъективное? Если да, то можно ли сказать, что первый вариант приоритетней с точки зрения ритма и отделения одной строки(фразы) от другой? Или это равнозначные варианты, и всё зависит от настроения стихотворения и задумки автора?
Павел Реутов 18.12.2017 15:36 Заявить о нарушении
А вот какими приоритетами будет пользоваться автор - решать ему. Если конечно, он действительно руководствуется содержательными приоритетами, а не просто идет на поводу своих технических проблем и слабостей. Или просто бездумья.
Можете почитать мою статью про инверсии на СЦ.
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 19.12.2017 22:05 Заявить о нарушении
Но у Пушкина ни с первым ни со вторым проблем нет.
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Конечно в первой строке можно поставить акцент и на последнее слово, но в остальных строках все однозначно и понятно.
Меня интересует Ваше мнение по поводу именно таких ситуаций. Когда при чтении смысл не теряется(так как по-другому просто не прочтешь), и смысловые акценты не на концах строк. Такие стихи звучат иначе. Смысловой и соответственно ритмический акцент, попадая не на конец строки, создает паузы, в итоге строка читается не так ровно(монотонно). На мой взгляд в этом есть своя прелесть.
Как Вы считаете, подобная акцентировка(не на концах) является огрехом с точки зрения ритма или же такие стихи равнозначны с теми, у которых смысловые акценты на концах строк?
Павел Реутов 20.12.2017 11:22 Заявить о нарушении
Ошибкой было бы вставлять под рифму то центральные, то малозначащие слова.
(Ну и в общем, следует помнить, что и внутри строки не все ударения равнозначны.)
.
С уважением
Тимофей Бондаренко 20.12.2017 18:16 Заявить о нарушении
Замечательное стихотворение! Очень понравилось!!!
Павел Реутов 07.09.2016 01:15 Заявить о нарушении
Замечательное стихотворение! Вы вообще хорошо пишете. Каждая строчка нашпигована метафорами и эпитетами. Сначала показалось чересчур, но потом поменял свое мнение. Здорово, очень здорово!
Павел Реутов 05.05.2016 17:19 Заявить о нарушении
И Вам творческого вдохновения! 🍃🌹🌹🌹🍃
Августа 6 05.05.2016 17:26 Заявить о нарушении