К вопросу о локализации поэтических болей в организме лирическог

Лаэрта Эвери
К ВОПРОСУ О ЛОКАЛИЗАЦИИ ПОЭТИЧЕСКИХ БОЛЕЙ
В ОРГАНИЗМЕ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
(по состоянию на 18 апреля 2004 года)


Современная литература - рецепты,
выписанные пациентами.

Карл Краус


Это  жалкое  существо,
покрытое  язвами,  как  Иов, 
полуразложившееся,  мучимое всеми
известными и неизвестными болезнями, 
страдающее от холода и  от
жары  одновременно,  вывалилось  в  коридор, 
огласило институт серией   нечленораздельных   жалоб
и    издохло.

А. и Б. Стругацкие
«Понедельник начинается в субботу»


С некоторых пор я могу с уверенностью сказать, что ЗНАЮ самого несчастного человека в мире. Этот человек – лирический герой.
Никто более так не достоин сочувствия и читательского сострадания, как этот хронически больной труженик литературного фронта, ежедневно кладущий свое здоровье, а иногда и саму жизнь, на алтарь поэтического вдохновения авторов Стихиры.  Его физическое самочувствие из рук вон плохо и неизбежно ухудшается, еще немного, и  он  будет поставлен на грань полного  вымирания. Судите сами – даже краткого обзора произведений, опубликованных на сайте за ОДИН день, вполне достаточно, чтобы составить представление о катастрофическом положении  дел в этой области.

Во время блужданий по Стихире, редко удается мне встретить живого, бодрого и здорового лиргероя, не отягощенного какой-нибудь немощью. Гораздо чаще авторы выпускают на просторы недружественной среды сетевой поэзии совершенно неприспособленных к жизни  особей, мучимых болями самого разнообразного характера.
В результате длительных наблюдений за поведением, мыслями и высказываниями этих страдальцев, широко заселивших просторы Стихиры, мною было обнаружено, пожалуй, самое больное место лирического героя. Хотя и местом, и уж тем более – частью тела это назвать было бы опрометчиво. Локализация сей бессмертной нематериальной части человеческого существа до сих пор  является предметом споров материалистов, идеалистов, психологов и шаманов.
Как вы уже догадались, речь идет о ДУШЕ.

          Если лиргерой наделен душой (а предположить обратное  было бы просто бестактным по отношению к столь высокоразвитому существу), то это душа в большинстве случаев  страдает.
В доказательства своего страдания, душа производит самые разнообразные звуки: воет, кричит, плачет, стенает:

виденье
Владимир Князев
http://www.stihi.ru/2004/04/19-43

Душе осталось только выть.

Оседает одиночество в ночи
Унесенная Ветром
http://www.stihi.ru/2004/04/19-184

Оседает одиночество в ночи
На шелковые болосы и бархатные плечи,
Беспокойно горит пламя цвечи,
Чуть слышен плач страдающей души...

         Гидрометеорологические явления в душах лиргероев тоже не славятся разнообразием, так что останавливаться на них подробно, пожалуй, не стоит. Скажу только, что заморозки и засухи, жара и холод, дожди и снег регулярно терзают души, доводя их до состояний обморожения, ошпаривания, затопления и засыхания.

Стремясь потрясти читателей своей правдивостью, авторы широко используют при описании болезненных состояний души не только звуко- но и видеоряд, натуралистические подробности которого заставляют неподготовленных ежиться от страха подобно студентам первого курса в анатомичке.

А хочешь я побуду скрипкой...
Ирина Чечина
http://www.stihi.ru/2004/04/19-563

А хочешь я побуду скрипкой
Твоей нехоженной души?!

Мой ля мажор в твоих долинах
Cотрёт безветрие погоста.
Твои душевные Хибины
Все в одиночества коросте.

Подчеркнуто медицинская точность авторов в описании симптоматики заболеваний жизненно важных человеческих органов иногда потрясает до глубины… да-да, именно, до глубины души.   После глубокого и вдумчивого прочтения психика читателя закаляется настолько,  что даже визит в морг пройдет подобно экскурсии по музею пионерской славы:

М.
Никто Не Хотел Умирать
http://www.stihi.ru/2004/04/19-570

Ее чертовы имя и отчество
И на трубку прощальный звонок
Будут долгою мукой гноиться
Где-то в легких, чесаться и жечь

        С другой стороны, увидев такую ужасающую картину, даже давно заматеревший эгоист усовестится и возжелает оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.  Когда перед вами безнадежно больной человек, как-то даже рука не поднимается не только поковырять в его душевной ране суровым пальцем критика, но даже устный выговор умирающему за грамматические ошибки в тексте завещания представляется слишком суровым.

        Неуклонно растет и смертность лирических героев. На первое место среди заболеваний с летальным исходом можно поставить сердечно-сосудистые.
        Сердце – это такой орган, который у любого лиргероя просто обязан быть больным. Воистину, Остап Бендер, гордо заявлявший, что внутри у него – «благородное и очень здоровое сердце, отличные легкие и печень без признака камней», оказался бы весьма непопулярен в наше время массовых литературных  хворей.

Обычными сердечными болями страдает почти  каждый лиргерой, попавший  в затруднительную жизненную ситуацию, в которой просто грех не вспомнить о своих недугах:

Не могу без тебя...
Осанна
http://www.stihi.ru/2004/04/19-1103

«Так пульсирует сердце, стремясь свою боль передать...»
«Не могу без тебя» -- плачет сердце, не в силах смолчать...

полюбить (капелька истерики...)
Искушение
http://www.stihi.ru/2004/04/19-09

день как день, а ты все дальше
наворачивались слезы
как Британию Ла- Маншем
от Европы горизонтом
отдаляли параллели
из холодного металла
застилали след метели
видно им казалось мало
что на сердце боль разлуки
сколько ждать и столько плакать
вот же дал нам Боже муки
полюбить

В час безысходный
Влиоул
http://www.stihi.ru/2004/04/19-225

И сердце медленней болит


Увы, довольно небогат в лексиконе авторов набор средств коммуникации сердца с остальным организмом: крики, плачи, рыдания, вопли и даже визги давно уже не производят впечатления на оглушенного таким массовым шумом читателя.

Стихотворение «Солёное утро. Рассвет.
 Настик
 (http://www.stihi.ru/2004/04/19-1033)

Сердцебиение криком
Доносится в час намаза.

Скованы руки, глаза полуоткрыты...
Г.м. Маэрор
http://www.stihi.ru/2004/04/19-92

Он все же молчит, слезы глотая.
Он не плачет, это сердце рыдает.

Я научилась рисовать...
Валентина Савельева
http://www.stihi.ru/2004/04/19-226

Почти смирилась с болью я,
Но сердце глупое кричит,


Но некоторые авторы на останавливаются на достигнутом. Если сердце не болит само по себе, поэтичность требует создать ему такие условия, чтобы оно непременно выполнило свой литературный долг до конца. Методы, которыми авторы добиваются желаемого результата, не оставили бы равнодушным  даже патологоанатома.  Внимательный читатель на Стихире через пару дней может уже легко соперничать с опытными специалистами по судебной медицине.

Острые предметы, втыкаемые в сердца лиргероев, не славятся большим разнообразием. В основном, это ножи. И действительно, согласно статистике 80% бытовых убийств совершаются именно этими незамысловатыми столовыми приборами.   Гораздо реже встречаются аристократические кинжалы и мечи (видимо, сказывается дороговизна подобного холодного оружия).

 (Как скоротечны наши чувства...)
Романиус
http://www.stihi.ru/2004/04/19-1046

Но боль, что будит вместе с нами
Нас не оставит никогда,
Как ножик с ржавыми краями
Вонзиться в сердце навсегда.

Где там патологоанатому с его сухой констатацией факта, что «удар в сердце был нанесен острым колюще-режущим предметом с ржавой режущей кромкой»! А главное, какая жертва подобного преступления не только выживет с ножом в сердце, но и, по всей видимости, станет вообще бессмертной? Ибо «навсегда» с ножом в сердце существовать  несколько затруднительно.
         Но кто бы мог подумать, что за один день можно встретить сразу двух лиргероев, идущих по жизни с ножом в сердце?

Средневековье
Дмитриев-мамонов
http://www.stihi.ru/2004/04/19-88

Чем больше думаю – тем дрожь
Все чаще на сердце, как нож…
Я б с ней смирился… Ну, и что ж,
Что сердцу очень больно?

       Помимо колотых, сердцу систематически достаются и резаные раны. Хотя упрек в отсутствии разнообразия холодного оружия в целом справедлив, но  в любом правиле встречаются радующие нас исключения. Как оказалось, некоторые авторы издревле владеют эксклюзивными методиками обработки сердечного материала:


Слеза надежда
Галина Жукова
http://www.stihi.ru/2004/04/19-662

Остроконечностью резца,
Прорезав сердце ледяное,

Токарное ли мастерство вдохновило автора на создание столь свежего образа или недавний визит к стоматологу – не все ли равно? Главное в любом деле – результат, новаторство, повышение производительности труда, внедрение новых технологий в производство. В литературе, как и в технике, все взаимосвязано: не будь сердце «ледяным», оно было бы мягким, податливым как воск, и уж конечно совершенно негодным для обработки резцом.

Однако, общее отсутствие разнообразия колюще-рещущих средств поражения с лихвой искупает широкий перечень иных предметов, поначалу, казалось бы, с сердцем плохо сочетаемых:

Сердцу
Блуждающий Нерв
http://www.stihi.ru/2004/04/19-1044

Перетянуто медной проволкой
Лентой блестящей сверху завязанно
Чтоб не кричало болотной иволгой
Не шумело листвою вязовой

       Вот такой славный получился букетик – сначала проволочка, потом еще и ленточка блестящая. Искусство икебаны – вещь по-восточному тонкая.

Но оставим криминалистический подход авторов к сердцу.

       Поэтическая мысль совсем не противоположна мысли инженерной. И тут полет творчества авторов приводит их к сооружению таких сложных механизмов, что неподготовленному читателю начинает не хватить специальных технических знаний для адекватного понимания текста.

Вот, например, в стихотворении

Пустой разговор
Маритка
http://www.stihi.ru/2004/04/19-896

лиргероиня  «поставила к сердцу затвор». Величие этой инженерной конструкции неоценимо: ведь целевое назначение такого усовершенствования:

Чтоб отныне никто никогда
Не посмел потревожить меня
Своей ревностью, завистью едкой,
Своей злостью иль лестью нередкой.

        Как читатель, я могу лишь втянуть голову в плечи и нырнуть в ближайший окоп в ожидании того, что вслед за затвором к сердцу приладят ствол, спусковой крючок, ударник с бойком, барабан с казенником и сменный магазин с нерастрелянной обоймой. И, главное, пустят все это в дело.

Но и это еще не предел.

Я СЕГОДНЯ ХОЧУ ТАНЦЕВАТЬ!..
Svetlyachok
http://www.stihi.ru/2004/04/19-25

Я сегодня хочу танцевать для других
На воздетом в сердцах из ладоней мосту…

      Вот и пойми необразованный читатель, то ли мост тут между сердцами спроектировали из такого необычного материала, как ладони, то ли его спроектировали из ладоней «в сердцах» как в особом экзальтированном состоянии. Но восхищает крепость этой конструкции, раз лиргероиня  может  танцевать на ней без риска проломить основание.

         Износоустойчивость сердечных сооружений легко даст фору всем прочим конструкторским достижениям нашего времени, что хронически страдают «падучей» болезнью. Впрочем, из древнейших источников нам доподлинно известно, что подобная крепость вещей для наших предков не представлялась чем-то уникальным. Помните: «Дед бил-бил – не разбил, баба била-била – не разбила…»?
       Увы, потомки оказались не столь талантливы в создании совершенно небьющихся вещей:

Знаешь, говоря откровенно – это довольно жестоко
Нина Дудкевич
http://www.stihi.ru/2004/04/19-36

И в тысячный раз мое сердце разбилось…

     Зато уровень наших достижений в области ремонтно-восстановительных работ очевидно вырос: ведь после 999-ти починок у нас все же есть, чему разбиваться. Редкий прибор после такого небрежного обращения и стольких ремонтов будет по-прежнему безупречно работать. Тут, как говорится, слава мастеру!


А мастерство это достигается не легким трудом, а многократными упражнениями со своим сердцем:

Все для тебя лишь отраженье
Насюша
http://www.stihi.ru/2004/04/19-104

Одно большое упражненье,
Чтоб не смешались сердце, ум.

       Чуть вернувшись назад от материального сердца к нематериальной душе, замечу, что и здесь конструкторское мастерство авторов достигло небывалых высот:

Давай-ка, дружище, мы сядем, судьбины итог подведем...
Вестр
http://www.stihi.ru/2004/04/19-132

Лучи своих мыслей расправим,
Рассмотрим в души телескоп.

Способность сначала запутывать, а потом и расправлять такие прямые конструкции, как «лучи» тоже дана далеко не каждому.

Но вернемся к болезненному состоянию нашего героя.
         Гораздо реже встречаемая у этого пациента боль – головная. И этот факт не может не радовать, ибо как гласит народная мудрость – «если голова болит, значит - она есть».

      Зато в головах лиргероев можно встретить редкие природные явления

Может мы увидимся однажды
Денис Пешехонов
http://www.stihi.ru/2004/04/19-1118

А теперь раздули вы пожары
В голове моей дурной.

        Мне, правда, как читателю не удалось понять, кто именно раздул такое стихийное бедствие в голове лиргероя, но последствия этого форс-мажорного обстоятельства катастрофичны, так как,  по всей видимости, после него лиргерой перестал быть мокрым:

В ней я был, весь мокрый и поджарый,
В ней я жил, холодный и сухой,
А теперь раздули вы пожары
В голове моей дурной.

        Встречаются среди лиргероев отдельные особи в состоянии крайней степени тяжести, требующем уже реанимационного вмешательства:

Один лишь друг на свете есть такой..
Поля
http://www.stihi.ru/2004/04/19-1157

Один лишь друг на свете есть такой,
Который выслушать всегда готов,
Но если вдруг ты спросишь у него,
Кто он и почему с тобой..
В ответ услышишь тишину
И ты поймёшь, что это разум твой.

         Описанное состояние «тишины» головного мозга как нельзя больше похоже на обморок или даже на кому. Оставлять лиргероя в таком беспомощном состоянии я считаю для автора просто антигуманным.  Последствия столь безответственного поведения могут оказаться печальными:

Дыханья нет, закрыты веки,
Но мозг, последним он умрет - .

утверждает Владимир в стихотворении «И сон, и смерть-они едины»
http://www.stihi.ru/2004/04/19-864
 

           Вместе с мозгом в жутких мучениях умирает светлая надежда читателей на выздоровление лирического героя. Страшно осознать, что мы  присутствуем при последних минутах его жизни, скорбно склоняясь к ложу умирающего  в попытках услышать последнюю волю.   Преклоняя колени перед образом святой матери нашей - Поэзии, остается нам только молиться о даровании несчастному крепкого здоровья и долгих лет жизни. Аминь.



P.S. Цитаты приведены в оригинале без изменений

P.P.S. Во утешение (или во искушение) всем процитированным в обзоре авторам, дарю им на растерзание собственную цитату:

Это просто усталость...
Лаэрта Эвери
http://www.stihi.ru/2003/09/23-785

«Когда огрубеет и покроется сердце десятком мозолей…»