Итоги марта. Николай Ребер

Большой Литературный Конкурс
Я не люблю СВОЕ-образные стихи, я люблю МОЕ-образные.
Наум Коржавин

Мне не очень нравится поэзия Коржавина, но в этом я с ним абсолютно солидарен. Поэтому мои попытки быть объективным, возможно будут не вполне серьёзны. Иначе говоря, я, конечно,  попытаюсь продемонстрировать находчивость в изобретении аргументов, которыми я, в конце концов, более или менее удачно завуалирую это своё «нравится», но не обещаю, что это у меня получится.

Итак, моя десятка (в случайном порядке):


МИХАИЛ ЗАМЯТИН
http://stihi.ru/2009/03/18/4829

Определиться с включением этого текста в список было, пожалуй, проще всего. Стихотворение написано мастерской рукой. Подкупает свобода, с которой автор совершает прыжки от метафоры к метафоре, которые, в свою очередь, аутотентичны, зримы и осязаемы. Автор смело (и умело) смешивает грубоватые футуристические мазки («пузо моря», «мой город выл») с затейливыми субтильными стришками:

„И цепью,- за Мариною–Марина,-
Без паузы, без перерыва, длинно,
Медовая жевательная вязь,
Попса, джинса, пыльца аквамарина.“

И этих микст из разных эстетик работает и создаёт свою эстетику. Пусть, на мой взгляд, и теряя временами некую нить, автор не теряет аффективного стержня стихотворения, которое, несмотря на все телодвижения, остаётся цельным. Выпадает, на мой вкус, только финальная строчка, этот вульгаризм «пока не родила» уплощает текст, переводя его как-бы из 3-х в 2 D. Тут нам остаётся только порадоваться за автора, чей танец уж точно не будет прерван таким банальным обстоятельством.


АЛЕКС-АЛЕКС
http://www.stihi.ru/2008/03/28/1640

„Нет никаких перьми, сверловска -
Урал загадочный один…„

Замечательный «поэтический сдвиг», эдакая приговская абсурдинка, делает этот ненавязчиво интеллектуальный, лукаво-простецкий текст очень милой и приятной на вкус изюминой. Вы не поймёте и не прочувствуете его, если останетесь в плоскости традиционного рационального восприятия, ведь всё и все в этом тексте на самом деле не то, чем оно/они кажутся: «дух столовский», он же «ментовский цеппелин, следящий за своими» - вполне себе бох, эдакий придурковатый Ярило, под стать ему «Урал»,  загадочный как рыба-кит, с налипшими на спине Пермью и Свердловском… Я не знаю, кто такие Ивкин и Петрушкин, но даже будучи реальными людьми, в этом тексте они - как Гоголь с Пушкиным у Хармса - скорее статисты, задействованные автором в его весёлой игре.


МАРИЯ МАРКОВА
http://www.stihi.ru/2010/02/20/3574

Несуетливый, рассудочный (но отнюдь не холодный) текст на очень хорошем техническим уровне. Воспоминания и саморефлексия здесь не скучны, а напротив, благодаря интересным, очень зримым образам, увлекают - то в сахарную пустыню, то в потемневшее чайное море. Нескучность возникает ещё и потому, что от личного перекинут мостик к общечеловеческому: продление себя в вечности посредством слова, неизбежные потери… «Всё достойно быть сказанным», - и это действительно справедливо для этого текста, где любая деталь несёт свою смысловую нагрузку, ничто не вброшено в текст просто так, для красивости. Несмотря на неторопливость повествования, практически отсутствует «вода», все ружья выстреливают: ветка сигналит муравью, прошлое и «строгая мать», возникнув, находят своё место в настоящем, круг замыкается…


SERGIO CHE
http://stihi.ru/2010/03/11/9184

Я очень предвзят относительно поэзии Сергея Чернышёва. Возвращаясь к изначальному посылу этого обзора, прямо скажу, что это более всего остального - «МОЕобразная поэзия». И у этого текста есть всё, что делает творчество Чернышёва совершенно особенным, ни на что не похожим явлением в русской поэзии 21-ого века. Эти кафкианские сюрреальные субтоны - «голоса, хихикающие за кадром“; налёт южноамериканского мистицизма и - конкретно в данном тексте - «шизофреничность» Саши Соколова, раздвоение, мельтешение своего «я»… Хотя уверен, что Чернышёв обо всей этой литературщине не думает, когда творит. Он просто начинает и в очередной раз выигрывает свою «игру в бисер».  Да, иногда у Чернышева бывают странные технические шероховатости, есть они и в этом тексте: сбой ритма в начале последнего катрена, может быть, не совсем оправданный перенос слога в середине текста. Думаю, это происходит за счёт чрезмерного «погружения», фокусирования во время написания, но не исключаю, что это сознательное пренебрежение «полированием» текста, т.к. некоторая шероховатость, периодическое приземление лексики являются, на мой взгляд, частью его эстетики.


СВЕТЛАНА МАРКОВСКАЯ
http://stihi.ru/2009/04/01/7240

Ну, захотелось автору вот этого самого: бесшабашного ужаса атаки, весёлой смерти «на миру», - всего того, что есть на дне всякой русской души, ковырните - и отыщется (аккурат возле татарина)… Ведь «чтобы стоять, мне нужно держаться корней», и поэтому так необходимо иногда, отключив все уровни контроля, пуститься в присядку и послать всё на… Как в той плясовой Наташи Ростовой, описанной классиком. Только нынешняя Наташа Ростова ещё и матерится, впрочем, было бы странно, если бы она этого не делала…
Самая большая сложность при написании такого рода мантр - не впасть в лубочность а-ля-рюс, сохранить аутентичность аффекта, удержавшись в формальных рамках литературного текста.  И автору это удалось, на мой взгляд, на все 100: баланс между «литературой» и «криком души» безупречен. 


ИГОРЬ ХАДЖИ
http://www.stihi.ru/2009/01/13/3509

Стихотворение подкупает своей… достоверностью, что ли... Автор говорит с читателем спокойно, можно сказать обыденно, не стремясь ни поразить пожаром чувств, ни оригинальностью позы. Речь идёт, в общем-то, о довольно грустных вещах, и это не мнимая разочарованность юнца, не желчность мизантропа, печаль лиргероя по-хорошему светла.  Удивительно точно подобраны персонажи этого произведения, автор уверенной рукой бережно извлёк этих кота и пса, и девушку-лето и двумя-тремя мазками вдохнул в них и свет, и объём, и, я бы сказал, запах.
Отлично удалось сочетание традиции философского восточного стиха и  современного поэтического языка.


ТЕРЕХ
http://www.stihi.ru/2009/07/21/3996   

Нельзя не выделить этот ладно и уверенно скроенный текст, пусть даже и не в связи с его поэтическими, в узком значении этого слова, достоинствами. Да, в нём нет метафор, нет эдакой лирической расфокусированности, впрочем, они для него и не годятся. Потому что, насколько я понимаю, это шансон, причём очень профессионально сделанный. Любой образ, сложнее «белого бычка» тут же перегрузит этот лёгкий, ироничный текст и опрокинет этого самого бычка.


СТРАН-НИК
http://www.stihi.ru/2010/03/09/3159

Сама идея ловли лунного сома заинтересовала, да и автор вполне достойно описывает этот процесс, то сворачивая, то разворачивая неба серебристый кокон. Не все образы показались мне достаточно внятными, например, не смог себе представить «хромосомы, расстревоженные надеждами», с натяжкой принимаю сравнение Земли с компасом… Конечно, следовало бы избегнуть рифмы свет-рассвет… Но всё-таки удалось как-то отождествить себя с «по-брейгелевски слепыми» рыбаками, так и не сумевшими «изловить великое».


СЕВЕРИНКА
http://www.stihi.ru/2007/01/21-233

Серия весьма удавшихся образов: «Бульварного кольца гудящий лук/ уже задел тебя стрелой Арбата“, "подростково-ломкие привычки", да всё стихотворение вплоть до финала - очень нескучная вереница находок. Последние две строчки, сделавшие из стихотворения сонет (видимо, хотелось именно сонет), меня, правда, слегка разочаровали. Во-первых, почему душа чужого города, которая, как утверждалось выше, потёмки, должна манить, неясно. Во-вторых, магнит чаще всё-таки притягивает, а не отталкивает, а представить себе манящий магнит и совсем уж сложно. В общем, второпях… Но в целом, по-моему, получилось.


САФРОНОВ АНДРЕЙ
http://www.stihi.ru/2010/02/02/91

Это скорее зарисовка, не вполне законченное произведние, на мой взгляд. Но картинка удалась, пусть даже на этом пейзаже и не видно, что там, на заднем плане. Это произведение из тех, где интерпретация оставлена читателю. Даже непонятно почему появляющийся блоковский «белый венчик из роз» не раздражает, а кажется вполне естественной ироничной ассоциацией. Текст даёт некий импульс, аффективный посыл, и это срабатывает, равнодушным не остаёшься, даже не зная наверняка, что хотел сказать автор. Что-то приходит в движение, и мы достраиваем картинку для себя - а не это ли главное в поэзии вообще (?).


Несколько слов о текстах, чем-то зацепивших, но не вошедших в десятку:

СКАНДИ.
Этот текст долго был кандидатом в десятку, за то что автору удаётся генерировать такой силы строчки: "А смерть — это краткий путь в нарезном туннеле/ к свету,/ который виден в конце ствола."  Других достоинств у текста, к сожалению, не нашёл. Даже интересный образ  падающей Алисы (с ужасным эпитетом «шальная»)  вязнет в невнятности пафоса. В чём трагедия этих пулек, у которых «губа не дура»,  так и осталось для меня загадкой. Но финал - повторюсь - выстреливает.

МИХАИЛ АНТОНОВ.
«Пружина лестничных маршей, сжатая лифтом…“ - образ замечательный. Дальше в тексте таких метафизических взлётов нет. Помешала также неразбериха с управлением в диалоге, непонятно, кто же произносит финальную фразу.

По прочтении произведения ТАТЬЯНЫ КУЦУБОВОЙ осталось впечатление кувшина, или нет, скорее крынки очень мило раскрашенной в стиле дымковской игрушки, но так и оставшейся пустой.

Текст ФИМЫ ЖИГАНЦА несомненно выделяется мастерством исполнения, но не создаёт впечатления цельности, больше напоминая сложенные вместе куски из разных произведений.

Стихотворение АФО впечатывается в память двумя последними строчками про игру в снежки со смертью. Может быть, это самые лиричные строчки во всей подборке. Для меня этот финал по-хорошему перекликнулся с «белым, беспощадным снегом, идущим миллионы лет» Поплавского. Как-то не совпали «кони, перешедшие в галоп» под пледом - мешает возникающий диссонанс двух несовместимых состояний.

Забавный текст про полковника АЛЁШИ СМИРНОВА слишком неряшлив технически, да и дальше эксплуатации одной удачной фразы («полковнику пишут всё») дело, увы, не пошло.

В интересной стилизации ОЛЕГА ВИГОВСКОГО не хватило хоть какого-нибудь намёка на личнось  автора. С аргументом, что стилизация таких намёков не подразумевает, простите, не соглашусь.

Запомнилось «пара яблоко у рта, написанное стрижами» И.МАКАРОВОЙ…  Да и в целом,  многие из представленных текстов приятно удивили.

И  - в отдельной рубрике:
Творение ЛЬВА ШЕВЯКОВА весьма озадачило тем, что позаимствовав первые строчки из «Чёрного человека», удачно срифмовав есенинские же «боль и алкоголь», автор не перекидывает никакого мостика  к первоисточнику. Даже, судя по всему, при этом и  «чувств никаких не изведав»… Какая-то странная даже для нашего многострадального сайта бескомплексность? наивность?… и автора, и номинатора.

И - чтоб не заканчивать на такой напряжённой ноте - хочу поблагодарить всех авторов и номинаторов за полученное - по большей части - удовольствие от представленных текстов.