Итоги декабря. Алексей Григорьев

Большой Литературный Конкурс
Если честно, перед тем, как начать читать конкурсный лонг, я думал, что стихи в нём будут более интересными.
Стоп, не так.
Начнем, пожалуй, сначала. Я думал, что они будут более близкими мне по духу — так правильнее.
Увы, духовно близких мне стихов в лонг-листе декабря я почти не нашел.
Это совсем не означало, впрочем, что в длинный список попали заведомо плохие стихи. Это означало иное — открывшуюся передо мной возможность беспристрастного выбора. В конце концов, говорил ведь тот же Гаспаров, что не бывает плохих стихов — бывают хорошие стихи, которые нравятся мне, и бывают хорошие стихи, которые нравятся кому-то еще. Руководствуясь именно этим соображением, я и подошел к отбору своего шорт-листа.
Как устроен этот лист? Устроен он довольно интересно. Я нашел три стихотворения, которые я условно обозначил словом «лидер». В свою очередь, я отобрал семь стихов, которые с такой же степенью условности  поставил на второе место. Именно на второе, а не на пятое, шестое, десятое и т. д. Иными словами, у меня получилось первое место с тремя стихами и второе место с семью. То есть, если стих, скажем, стоит в моем списке на втором месте, он с таким же успехом мог бы стоять и на первом, и на третьем. А если стих стоит на четвертом, то он мог бы стоять и на седьмом. Принцип понятен? Если понятен, приступаем, собственно, к самим стихам. Если принцип кому-то кажется непонятным да еще к тому же несправедливым, предлагаю читателям самостоятельно кинуть жребий и уже на его основе расставить приоритеты для первой и второй группы. Dixi.


ВАЛЕРИЙ НОСУЛЕНКО АПОФИС "Осень, - подумаешь..."
http://www.stihi.ru/2012/10/10/7660  отборочный тур для резидентов БЛК

Вот чем мне нравятся таки стихи, так это умением рисовать настроение, почти не расставляя акценты. Всё тут и строится и работает на деталях, а потому кажется очень правдивым и настоящим — и снег, и собака, гремящая цепью (единственный звук в тишине, обволакивающей со всех сторон), а потом эта правдивость берет и вдруг незаметно переходит в за-предельность — к птицам, не умеющим петь, а умеющим только плакать, и  уже неизбежно — к Харону. Такой магический реализм: по бытовым признакам — мир этот, по сути — другой. Почти путешествие в Икстлан Кастанеды.


БЕРТА ЛУЧЕВА  "blowup"
http://www.stihi.ru/2013/11/23/6232 отборочный тур для резидентов БЛК 

Тут тоже стих прочно стоит на деталях и тоже работает на создание определенного настроения. Только в этом стихе не намечается и, соответственно, не случается переход в инобытие. Автору важно другое — посеять в душе читателя сомнение в прочности видимого мира вообще. В этом случае фотообъектив работает как та же соломинка, за которую цепляешься, чтобы окончательно не разувериться в возможностях своего познания. Хороший образ.


ТАНЯ БУМАГА "д. Фрейду"
http://www.stihi.ru/2011/01/17/423 номинатор Вадим Лиандрес


Самые хорошие стихи никогда не врут. Можно написать про дружбу человека с рулоном рубероида и ни разу при этом не соврать, а можно настрогать автобиографию и наплести там с три короба. Все зависит от обнаженности нервной системы автора и степени его открытости, под чем я понимаю бесстрашие показывать другим в себе то, на что иногда страшно бывает взглянуть самому. Некоторые делают это по-блаженному тихо, некоторые, как автор данного стихотворения, делают с вызовом — в стиле «Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?». Суть не в этом — суть в том, что и в первом, и во втором случае автору уже не удаётся скрыться за собственными словами, как за деревьями в лесу — он весь на переднем плане.
Я хорошо знаю эти стихи — слышал их «вживую» и неоднократно говорил автору, что они мне нравятся. Мнение своё и сейчас менять не буду.

___________________________________________________


ВЛАДИМИР МАРКИН "Утро туманное - 2"
http://www.stihi.ru/2013/05/24/4319 номинатор Евгений Платонов

Тут многое импонирует мне — и ритмика, и образность, которая «в меру», и мысль, что связывает все катрены одной довольно прочной ниткой. В результате получается вполне себе импрессионистская зарисовка на тему «утро  туманное», в котором не только кошки, но и птицы счастья априори серы, и лишь слышимый и ощущаемый, пусть даже и пятой точкой, ход часов наводит на мысль о существовании, если не божественного миропорядка, то хотя бы иллюзии какой-то стабильности.
 

УЖЕ ДРУГАЯ  Пчелы
http://www.stihi.ru/2013/06/19/132  номинатор Сергей Македон

Сказка она и есть сказка. Мне вообще нравится, когда автор создает собственный миф, не оглядываясь на принятые правила и нормы. Именно так,  например,  делал Толкин, работая над своим Сильмарилионом — положил в основу замысла принцип «кто не догоняет, тот идёт лесом». Вот и тут: либо принимаешь безо всяких «а почему?», либо уходишь в лес сосать свою лапу. В лесу нынче холодно, я остаюсь.


АЛЕКСЕЙ МИРОНОВ УРАЛ "мир в погружении рыбов"
http://www.stihi.ru/2013/12/08/5577  отборочный тур для резидентов БЛК (квота Л.Поклонной)

Юродивость как сознательный художественный прием — давно известный в литературе тренд. В поэзии такой прием часто проходит «на ура», ибо поэзия всегда балансирует на грани возможности перейти в область чистого бреда, где драка клевещущих козлов — вполне себе нормальное явление. Этот стих я отобрал в свой шорт главным образом за его «непохожесть на», ибо вникать в ту область, которую сам автор себе, по большому счету, навоображал и при этом вряд ли сам сможет внятно объяснить, почему он это сделал, у меня ни возможности, ни особого желания нет. Иными словами, «что-то тут есть», и этого мне вполне достаточно.
 
 
ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА "борец сумо и пеночкина инна"
http://www.stihi.ru/2013/10/22/563 отборочный тур для резидентов БЛК (квота С.Богомолова)

А этот стих строится по принципу сознательного оглупления материала, который был хорошо известен еще Александру Сергеевичу Пушкину. В «Повестях Белкина» неумный рассказчик повествует о вещах, сути которых он не понимает. Читатель же при этом понимает гораздо больше рассказчика, и в определенный момент ему начинает страстно хотеться крикнуть Белкину  «заткнись, тупица, и не смей лезь туда, где ты ничего не соображаешь!». Думаю, вам понятно, о чем я. А раз понятно, замените в своем сознании реализм «Повестей Белкина» на вполне постмодерновый сюжет о шагающей по воде Инне, и в итоге вы получите… ну да, это и получите.

 
ТАТЬЯНА КАДЕСНИКОВА "букашка"
http://www.stihi.ru/2013/10/01/1014 отборочный тур БЛК

Тут, главным образом, стреляют последние две строчки — остальное неинтересно. Впрочем, последние строчки тоже не новы. Вся эта инсектофилия  была замечена уже у Ломоносова в его «Кузнечике».
Зачем же тогда я поставил этот стишок в шорт? Дело в том, что стих этот, по сути своей, бормоталка — то есть такой стишок, который не пишется для кого-то, а бормочется себе под нос без всяких шансов быть переведенным либо в бумажный, либо в вордовский формат. В таком бормотании есть большая доза интимности, под которой стоит понимать беззащитность, в том числе и по отношению к читателю. Читая такой стих не можешь отделаться от ощущения, что читаешь то, что читать никак не должен, например, дневник незнакомого человека. При этом лирический герой стиха сразу же занимает место в ряду любимых нашей литературой «маленьких людей» — Самсона Вырина, Акакия Башмачкина и Макара Девушкина. Вот так как-то.
 

ДМИТРИЙ МУРЗИН "Врач пишет о живом на мёртвом языке"
http://www.stihi.ru/2011/09/23/2769 номинатор Елена Ширимова

Я даже не знаю, какие комментарии нужны здесь. Стих выстроен (а он именно выстроен) вокруг одной мысли: латынь — мертвый язык, врачи пользуются мертвым языком, чтобы лечить больных. Однако, несмотря на такую однообразность, стих со своей задачей справляется хорошо и тему свою исчерпывает — более, кажется, добавить к ней и нечего. И это не может не нравиться.


ОЛЕГ КАЛИНЕНКОВ  "онтогенез" 
http://www.stihi.ru/2012/12/13/8761  номинатор Галина Смирнова

Мысль этого стиха часто настолько извилиста, что иногда кажется, что она уже не выберется из того семантического тупика, в который сама себя и загоняет. Поэтому всегда удивляешься, когда в тупике оказывается просвет. К концу стиха испытываешь определенное удивление по поводу, что автор не угробил его к чертям собачьим. Начинаешь перечитывать и понимаешь, что это такой стилистический прием — во всяком случае, так хочется думать.