Учимся мастерству-1, 2015

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2015/06/05/1854 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2015/09/15/5860 - Итоги конкурса

начало статьи см. http://www.stihi.ru/2015/09/16/3776

Подробно комментировать не хочу: хорошие стихи этого не требуют, разве только некоторые фразы, которые могли бы быть еще лучше, буду выделять заглавными буквами, а в конце стихов отмечу  то, что (на мой взгляд) немного снизило  качество.

№1. Незаконченная вышивка. Леди Дождик

Не закончен узор, в кресло брошены пяльцы…
А ведь мог получиться любовный сюжет:
Твой задумчивый взгляд, нежность трепетных пальцев,
Удивительный флёр задушевных бесед.

Всё могло закружиться цветным серпантином,
Вышивала бы счастье – цветное панно,
Сочинила бы сказку, где я – героиня,
И читала бы вслух…Но тебе всё равно.

Ты не знал ничего о полётах фантазий,
Был изысканно-вежлив, небрежно-учтив.
Получился сюжет бестолков и бессвязен,
И печален финал без больших перспектив.

Я растила любовь – словно первый подснежник,
Подбирала рисунок и в цвет - мулине.
Я ошиблась – увы! – за небрежную нежность
Заплатила душа по высокой цене.

По ночам в тишине на тетрадных страницах
Собираю по буквам прощальный романс.
Может, хоть иногда постараюсь присниться
И сказать, что люблю.
Поцелуй.
Реверанс.

№2. Вторая заповедь Христа. Орловаи

Принеси мне арбуз. Я хочу остро чувствовать осень:
за окном проплывают последние тёплые дни,
и роскошные сладкие ломти лежат на подносе,
и так прост Божий мир, что арбуз - благодати сродни.

Принеси мне покой. В эту осень арбуз не поможет.
Мы разрежем его и увидим, что ножик в крови.
Кто-то так извратил твою заповедь, Господи Боже,
что теперь благодать не вернётся - зови не зови.

№3. Укради меня! Валентина Калёва

                "Новый месяц встал над лугом, над росистою межой" М. Цветаева

Укради меня, любимый, увези за тёмный лес,
Где ручей с плакучей ивой, домик - чудо из чудес,
Земляничные угодья и сосновый звонкий бор,
Где почти никто не ходит, только ветер-крохобор
Счет ведет цветам заветным, знает каждый закуток
И ложится на рассвете в тень кустов поспать чуток,
Где туман перину стелет на поляне с муравой,
Где скучает от безделья наш приятель - домовой.

Будет вечер у камина, милый шёпот, губ тепло,
Я отдам тебе, любимый, всё, что сердце припасло.
Прогоню твои тревоги, утолю печаль и грусть
И цветаевские строки почитаю наизусть:
"Новый месяц встал над лугом, над росистою межой",
Чтоб грядущая разлука показалась нам смешной.

Ночью сядем на крылечке, завернёмся в звёздный плед -
Ни единого словечка, только шорохи планет.
Счастье тёплым одеялом защитит нас от потерь...
Укради меня, желанный!.. Я сама открою дверь!

№4 Латынь, латунь и катехизис. Юлия Долгановских
                * Omnia mea mecum porto (лат.) — всё своё ношу с собой

На ухо наступил медведь,
на горло — собственная песня.
Как страшно жить! Но умереть —
страшней. Ещё страшней — воскреснуть

и вдруг увидеть без прикрас
трёх обезьян в дорожных тогах —
пустыни ртов, ушей и глаз.
...Течёт сквозь пальцы время Бога,

латунный крест роняет след —
росток травы на бледном теле,
несётся прочь велосипед,
изобретённый на неделе;

в кармане прячется рецепт —
оmnia mea mecum porto,
и где-то там, за перевёртом,
день беспощаден и свиреп.

Пора сворачивать, держись —
здесь угол прям и так эвклидов,
что своевольная планида
кромсает на косынки жизнь

от точки ‹Я› до точки ‹Нет›.
Пути опять не изменились:
вопрос — ответ, вопрос — ответ,
латынь, латунь и катехизис.

Неологизм «перевёрт» в данном стихотворении мне показался уместным.

№5. Катя.  Ольга Хворост         

Катя приходит к бывшей свекрови,
Варит ей суп-пюре из моркови,
Моет полы, ругая коровой,
Выжившей из ума.
Та, демонстрируя свой характер,
Будто назло не встаёт с кровати,
Да и не помнит старуха Катю -
Полный в мозгах туман.

Видно судьба у неё такая -
Думает Катя, тряпьё стирая;
Кличет свекровь то Витька, то Раю,
Просит найти кота…
Бабка чудит, а ей не до смеха -
Витька давно отсюда уехал
В Питер. Сперва говорил - до снега,
Так и остался там..

Катя привыкла и не в обиде,
Да и на кой ей сдался тот Питер.
- Ложку за Раю, ложку за Витю…
Что это на носу?
Ну, ты хотя б не вертела рожей,
Если решила обедать лёжа…
И осторожно ложка за ложкой
В бабку вливает суп.

С пунктуацией автора не везде согласна. Стихи до боли знакомые всем судьям...

№6.  Ленинградская симфония. Посредник Для Связи

Снова в свинцовом августе бьёт метроном.
Выстрел крупнокалиберным в сорок втором.
Голод и смерть на улицах. Смерть – в блиндажах.
Стынут во тьме нашествия слёзы в глазах.

От небывалой стойкости голос осип...
Шквалом живая музыка – главный калибр.
Палочка дирижёрская, соло трубы.
Дробь барабанная целится в медные лбы.

Дрогнули осаждавшие, пали от ран:
Огненная симфония – как ураган.
Музыка Шостаковича. «Враг у ворот»...
По ленинградским улицам враг не пройдёт!

№7. Не принимая возраста дары. Юрий Октябрёв

Не принимая возраста дары,
что по годам становятся скромнее,
мы раздуваем прежние костры,
а думаем, что в новых пламенеем.

Пусть даже незнакомки каблучок
порой тревожит чувственным стаккато,
но сердце, заглотившее крючок – 
давно уже не подвиг, а утрата.

И кончик лески тянется туда,
где на заборе формулой нехитрой
любовь, ещё не проставляя дат,
для первых драм подписывала титры.

Уже синицы вырвались из рук,
оставив на ладонях кучки перьев,
и мы, свыкаясь с горечью разлук,
для новых встреч не открываем двери.

Уже мы там, где наши дни скользят
по желобку в один бескрайний вечер,
где размышлять о будущем нельзя,
поскольку вбиты в прошлое по плечи.

Где чувственность оглянется на нас
лишь для того, чтоб лёгкий шаг ускорить,
а формула любви в последний раз
проступит через краску на заборе.

№8. Колодец. Елена Севрюгина 3

«Мой колодец – один из множества, существующих в мире, а я - один из множества
живущих в этом мире людей, каждый из которых сам по себе, со своим собственным «Я»». (Харуки Мураками)

Когда в один из дней отчаешься бороться
За мир, который был с тобою заодно,
Ищи себя на дне глубокого колодца -
В саду твоей Судьбы он ждёт тебя давно.

У Бездны страшный взгляд, над нею ворон кружит,
Взывает естество – ты с ним поговори!
Пойми: свой личный Ад не изучить снаружи -
Не лучше ли его постигнуть изнутри?

Скорей спускайся вниз, иди в объятья ночи!
Твой Бес тебя зовёт – он голоден и зол…
Поломан механизм – мир скользок и непрочен,
И ты идёшь вперёд на вечный этот зов,

Следов случайных вязь течёт по лабиринтам,
А где-то дальше ждёт одна из Эвридик.
Сегодня ты увяз меж Тартаром и Критом -
Путь в прошлое ведёт - взгляд сумрачен и дик,

Пугается трава слепых овец отары –
Ты снова пойман в сеть – нет росписи в графе!
Не стоит продлевать визита к Минотавру,
Сегодняшний Тесей и завтрашний Орфей!

Иди, тебе пора! Тоска невыразима,
Мерцает в темноте чуть видимая нить -
Аида грозный страж, страдая амнезией,
Забудет, что хотел ворота затворить…

Окончи долгий плен – и в дом осиротелый
Верни былую жизнь. Узнай, что неспроста
Страдало столько лет твоё пустое Тело,
От поисков Души немыслимо устав…

Откроются глаза – твой Одинокий Остров,
Вздохнув в последний раз, просядет на оси,
Лишь не смотри назад и сверженного Монстра
Из мрачного вчера в наш мир не выноси!

Постановка тире вместо других знаков препинания и  излишнее выделение нарицательных заглавными буквами (Бес, Судьба. Одинокий Остров, Монстр, Душа, Тело и т.д. ). Использование повелительного наклонения.

№9. А русский априори виноват. Нина Аксёнова-Санина

А русский априори виноват
лишь тем, что доброта его без меры.
И тем, что он в душе всегда солдат
под знаменем Любви, Надежды, Веры.
Меняйте хоть правителей, хоть строй –
у русскости, видать, удел такой:
радеть за всё на этом белом свете.
Просили, не просили – честь по чести
пропащих снова тащим из болота,
и тянем всех наверх, на солнца свет.
А им светиться явно неохота,
для них родней болота места нет…

Но рвётся сердце русское прощать,
заслоном стать от голода… от смерти.
Готово на Голгофу посылать,
сынов своих, чтоб жили чьи-то дети.
И вот опять толпа вокруг креста.
И тень заокеанского перста,
и голоса: «Ату его, ату!»,
«Даёшь американскую мечту!»...

Но не в распятии суть русского пути,
а в воскрешении –
чтоб СНОВА МИР СПАСТИ…

№10.  Горячий шоколад. Эльвина Шумовская

В усталой суете
Нахохлившихся улиц,
В бездарности потерь
И жизненных разлук
Уснул печальный день.
Мы снова разминулись,
И не тревожит дверь
Твой долгожданный стук.

Засыпал всё теперь
Ненастный зимний вечер
На паперти небес
Холодной серой мглой.
Все мысли о тебе,
Но вновь на нашей встрече
Поставлен жирный крест
Смеющейся судьбой.

На том кресте утрат
Душа моя распята.
Устав от миражей,
Клянёт заевший быт.
Сварю-ка шоколад,
Как бабушка когда-то,
Чтоб пустоту в душе
Хоть чем-то утолить.

Ночная тень легла.
Снимаю чашку с блюдца.
Глотаю водопад
невысказанных фраз…
Забыв про все дела,
Хочу я окунуться
В горячий шоколад
Твоих бездонных глаз.

И вот уже в плену
Пьянящих ароматов
Решу, коль суждено,
Придёт желанный миг,
Захочешь, не уснув,
До дна испить когда-то
Зелёное вино
Влюблённых глаз моих...

№11.  Когда не пишутся стихи. Фаина Садко

Когда не пишутся стихи -
Пишите прозу.
А если проза не с руки -
Так баба с возу.
Читайте авторов других
Неторопливо
И критикуйте бедных их
И в хвост и в гриву.

- Ах, эта рифма так проста,
и вся – в глаголе!
- А вот инверсия, и та
Кривая, что ли!
- Ни новых форм, ни точных слов –
Сплошные штампы,
А из любви струится кровь,
Как...свет из лампы.

И что ни автор – норовит
Увековечить,
Как на развалинах любви
Сгорают свечи.
И капля воска, как слеза,
(Что характерно),
Бежит по сердцу прямо за
Тоской безмерной...

Зимой, конечно, холода,
А в небе – птицы.
А если дождик, то всегда
В окно стучится.
Весна – красна, а ночь – темна,
А жизнь – прекрасна,
И о любви поёт струна.
Одна. Но страстно...

Прочтешь немного и поймешь,
Как откровенье,
Всё то, что сказано, - не ложь,
А ... сочиненья.
Но муки творчества глухи
К напрасной прыти.
Когда не пишутся стихи –
То... не пишите.

№12. То ли скрипки плач...  Лора Важинская

То ли скрипки плач,
то ли ветра вой,
кто же скажет как
совладать с собой.

Как унять в душе
молчаливый крик,
вроде нет причин,
отчего ж болит.

Опустилась мгла
на глаза мои,
сердце ухает
филинОм в груди.

Ведь летела ввысь
крылья рАзомкнУв,
оказалась вдруг
я среди разрух.

Навалилась тьма
не видать ни зги,
не свернуть с пути
и не вспять пойти.

А долги мои –
тяжким бременем
и отдать нельзя
их до времени…

Хотелось бы подобрать слова в соответствии с расстановкой Иктов, чтобы избежать двух фонетических ударений в слове (крылья рАзомкнУв) или неверного фонетического ударения при чтении (филинОм в груди). Пропущено несколько необходимых знаков препинания. Неудачное согласование слов в фразе (и не вспять пойти)

№13. Тима. Рита Круглякова

Раннее утро. Спит еще детский сад.
Только в одном окошке сейчас светло уже:
Тиму приводят первым - в шесть пятьдесят
И оставляют ждать остальных со сторожем.

Тима ко мне бросается, как стрела,
И говорит обиженно и растерянно:
"Доброе утро! Где ты всю ночь была?
Я по тебе соскучился, Алексеевна!"

Тима меня не слушает. Никогда.
И на прогулке тащит мне "чай" из лужицы.
Я возмущаюсь. Он мне: "Моя звезда!
Я же мужчина, вот ты меня и слушайся!"

Он станет лучшим "ниндзею" на Земле,
И в Новый год, в мороз, в темноту, в метелицу
Он приплывет за мною на корабле,
Белом-пребелом. И непременно женится.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2015/09/17/4880