Обзор стихов майского лонга на БЛК

Михаил Фокс
 Обзор стихов майского лонга или искусство iekariukedjutu

29 анонимных* стихотворений, неожиданно приплывшие в тихую заводь моего п/я, сразу вызвали из небытия "Легенду о 29 зеркальных карпах парка Кераку-эн". Чудесная основа для разговора о стихах. Но первое же прочтение остановило бегство моего воображения в эзотерические миры Востока и поубавило эстетические восторги. Карпы были, но было множество и иных "рыб" - с плавниками или без оных, с острыми зубами и фальшивыми глазами на чешуе, рыбы для любования и рыбы для "четверга"(юные читатели могут спросить у родителей - чем был славен четверг в системе советского общепита). Всякая тварь угодна миру и всё, что ни рождено, блестит под солнцем. И потому всегда можно рассказать об увиденном и записать понятое. Вот это ощущение и привело меня к другому варианту представлений о поэзии вообще и 29 стихотворных текстах в частности.
А вспомнил я о записях К.Леви-Стросса, не попавших на страницы "Печальных тропиков", но упомянутых в его диссертации:
"Намбиквара...совершенно не умеют рисовать - за исключением геометрических узоров на своих калебасах. В течение нескольких дней они и понятия не имели, что делать с розданными им бумагой и карандашами. Однако некоторое время спустя мы как-то раз застали их за рисованием волнистых линий. Тем самым, они подражали нашим действиям с блокнотом, т.е. процессу письма, не понимая, однако, ни его цели, ни назначения. Впрочем, они называли акт письма iekariukedjutu, что значит "делать лучи"..."(цит. по Ж.Деррида. О грамматологии. М.,2000. с.269.)
"Делать лучи" - это и источение творческой энергии пишущего, и эстетическая выразительность самого творения, и обращённость к внимающему этим самым "лучам". И процесс понимания текста тоже очень напоминает "делание лучей", этакое отражение и преломление, когда угол падения не всегда равен углу отражения и среда, в которой происходит встреча сознаний, весьма подвижна. То, что увидел один, не обязательно видно другому.
Метафоры - не только "нервные узлы" поэзии, но и мощный инструмент постижения истины. Художественной, в том числе. И там, где идёт речь об "оптике" восприятия, использование подобного образа рождения и жизни текста вполне уместно. И система оценок выразительности "лучевых пространств" не претендует на оригинальность - откуда и как проистекают эти "лучи", что они в итоге высвечивают и в тексте, и в нас самих, т.е. глубина и масштаб концепта, гармония и своеобразие, образно-смысловая система и прочие аксессуары читательского инструментария для поисков ответа на вопрос - чьё "делание лучей" сродни "Великому Деланию", свершилась ли трансмутация смыслов или читатель заплутал в нелепом нагромождении чьих-то "лучей"?

Первые же три стихотворения в подборке расширили мой "горизонт ожидания"..."Ахаааа - сказала маленькая серенькая птичка"(с). Наконец-то о любви. Да ещё и о разных её вариациях.


1. ДИАНА РЫЖАКОВА «Сука-любовь»
http://www.stihi.ru/2016/04/20/7039 отборочный тур


Она приходит когда не ждёшь,
Когда по сценарию мелкий дождь,
Сокольники, крестики-нолики.
Потом антракт, остывает чай,
- Чего не хватает-то? И отчаянно
Молишься, молишься вечности,
Особенно истово вечером.
А тут с порога тебе:- Ага!-
Носок резинового сапога,
- А я тебя разве трогала?
А ты сияешь, как медный таз,
Эмаль голубая потрескалась,
Какие открытые раны,
- Ты что-ли сегодня пьяный?
Шершавые руки, пот горчит,
Голодный, обветренный рот: - Молчи!-
И крылья под белой майкой,
Под логотипом Найка.

Шутит, а мне совсем не до шуток,
Лицо опасно для жизни,
Стекаю по улицам мутной жижей,
В ней тонут старые миражи -
Легковоспламеняющиеся,
Многотоннажные баржи.
А на миру и смерть красна,
И как-то сама собой пишется
Самая ритмичная,
Самая головокружительная
Во вселенной весна.

Популярнейший современный тренд масскульта, благо, подобная проблематика была когда-то не чужда и классикам. Начало стиха читается под песню Ёлки с аналогичным названием, а в финале - знаменитое, от Ободзинского - " И вечнаааааяяяя веснаааааа!". А вот попытка автора уловить в серединке эту самую диалектику "сука-любовь" при помощи искусственно смоделированной экстатичности не удалась. Надрыв-то получился, но уж слишком "шершавый" по образам и смыслам. "Носок резинового сапога" - намёк, видимо, на копыто люциферистое - и "крылья под белой майкой" широко раздвинули границы образа возлюбленного, но правдивости не добавили. Появляется ощущение вот этого самого медного таза с потрескавшейся голубой эмалью - лихо закрученный оксюморон, однако. Кстати, ещё одна загадка с крыльями под логотипом Найка. Логотип-то размещается на передней части майки, а крылья вроде традиционно вырастают на спине. То ли настолько вот "сука-любовь", что крылья и на груди свежей порослью пробиваются, то ли майку задом наперёд недотёпа напялил...И хочется найти потаённый смысл сего маскарада, но не получается. А вот "лицо опасно для жизни" - понравилось. А правильный читатель у стиха должен быть и правильной гендерной принадлежности)...


2. ЮРИЙ РЕХТЕР  «Когда влюблён»
http://www.stihi.ru/2016/03/17/11516 отборочный тур


Когда влюблён - становишься иным,
Лишь этим чувством сыт и обеспечен,
И ощущаешь кожею спины,
Как космос опускается на плечи,

Столетиями принятый уклад
И торжество взорвавшейся сверхновой,
Ударов сердца гулкий камнепад
И нежностью обёрнутое слово.

Тот, кто не ощутил любовных струн,
Он - пария, убогий и гонимый,
А время - злой и беспощадный гунн,
Над ним всесильно и неумолимо.

Создатель любящих благословил,
Неторопливо годы их листая,
Хоть возраст не спасает от любви,
Зато любовь от возраста спасает.

С трюизма стихотворение начинается и трюизмом заканчивается. В общем, "любви все возрасты покорны". Думал, что проявится какой-то смысл особый или, в крайнем случае, стёб забавный промелькнёт, но всё так на уровне банальностей и осталось. Ощущать кожею спины космос? А более сильных ощущений любовь - неважно, "сука" она или нет - не предполагает? Вот те самые "лучи", о которых говорилось в начале обзора, здесь только штришками намечены. "Любовные струны", по-другому тут и не скажешь...


3. МАРСЭР «вольные»
http://www.stihi.ru/2016/04/16/11034 отборочный тур


мы мерно врастали в чужой городок.
забвенно сплетаясь в один черенок,
впиваясь губами и пальцами ног
в родные уступы друг друга,

мы грезили о безмятежном бытье
в мещанском раю шантеле-пуатье.
забыв, что рождались не там и не те –
сливались с опрятной округой.

когда же сквозь настежь закрытую дверь
в набухшие гены сочился апрель,
ты преображалась:
– не помни, не верь,
но нам не снести эти крыши.

держись за запястье, толкайся на три
туда, где закатное небо горит,
в ванильные доки плывут корабли
и вольные – волею дышат...

Третий вариант любовных отношений...Всё думал в духе гегельянских штудий обнаружить здесь завершение процесса: тезис - антитезис - синтез. Типичные интриги воображения, увы. Жажда классификации осталась неудовлетворенной, но ощущение, что из первой тройки это стихотворение любопытнее прочих, сохранилось. Потому как финал здесь ярок и динамичен да и сама история рассказана неплохо. Хотя и есть сомнения относительно "одного черенка", "пальцы ног" и "родные уступы" создают несколько комический эффект возникающими акробатическими картинками, "бытье" - вот аки философ,  истерзанный многолетней преподавательской практикой, прямо-таки вопию от такого словоупотребления, понимаю, что это попытка объединить "быт" и бытие" в одном "флаконе", но дух не принимает такой трактовки), "настежь закрытая дверь" не кажется удачным оксюмороном.
"Эээх...- сказала маленькая серенькая птичка"(с). "Толкнёмся на три" и отправимся дальше. В мир детства.


4. НИКОЛАЙ ЛОСИНСКИЙ «Сатиновая руда»
http://www.stihi.ru/2015/09/10/10038 отборочный тур


Ну что мне дом, - пустые рукава
Холодных коридоров. Настежь куртка, -
Бегом во двор, где сохнет в рост трава
И вязнет в лужах пасмурное утро.
И день такой, что тени не найти,
Зайдешься трубным кашлем бездорожья,
Прижмешься к дерматиновой груди
Разбитой двери, покрываясь дрожью,
И понесешься скакуном, да вспять,
Колдобины всей жизни воскрешая.
Качает мама детскую кровать,
Уныло про волчонка напевая.
Хмельной отец за стенкою шумит,
В буфете ищет нищую заначку.
Сжимаю под подушкой малахит,
Мать привезла с Урала, «на удачу».
В причуды я не верил, повзрослев,
Жизнь замесил свою как можно круче,
Оставив в прошлом детство, словно блеф,
Предав родных и дом подобно Дуче.
Но вот душа, как быть с душой, поди
Попробуй обойти стыдливо с тылу, -
Сатиновой рудой живет в груди,
Ни разу не стреляя подло в спину.
Уткнусь в чужое пыльное пальто,
В туман зеленый провалюсь, от сглаза.
Отринутое временем гнездо...
Ну что мне дом, где не был я ни разу.

Стих "блковского" замеса - по теме и настроениям. В каждом лонге обязательно будет стихотворение о босоногом детстве, коленках в "зелёнке" и прочих реалиях дворовой или коммунальной жизни. Так что всё узнаваемо и не удивительно. "Пустые рукава холодных коридоров" - понравилось набором возникающих коннотаций и обнадёжило интересным продолжением. Но, увы, "настежь(?) куртка" - и "горизонт ожидания" вернулся на прежний уровень. Далее всё - как уже бывало в стихах об утраченном детстве. Сомнительное выражение - "в причуды я не верил", можно не верить в приметы, но причуды - они или есть, или их нет. Про Дуче совсем не понял. Когда-то много читал о Муссолини, про предательство им родных и дома даже в советские времена не упоминали. На всякий случай снова "припал" к источникам). То ли автора кто-то ввёл в заблуждение, то ли он пробует читателей увести в некие непроходимые чащи. А вот за "сатиновую руду" спасибо. Вспомнил своё уральское детство.


5. ИРИНА ВАЛЕРИНА «О боги, боги»
http://www.stihi.ru/2016/05/11/9130 отборочный тур для резидентов


Когда над домом вечный свет разлит,
а из кустов шиповных льются трели,
выходит бог из тёмной параллели
и говорит о тёмном, говорит,
что мало веры, что одна вина
не делится уже на миллиарды,
что хочется порою выпить йаду,
а может, йоду – так болит спина
держать весь плоский мир в ближайших планах.
И сын – незаживающая рана –
под сердцем саднит: как, на чью войну,
за что, зачем, кому и чем воздастся,
за то, что сынку – умника, красавца –
распяли в ту холодную весну
промеж бесправьем и разгулом «наших».
Потом он плачет и руками машет,
а может, регулирует поток
архангелов, гремящих на восток.
Потом молчит. Но плачет соловей
за блудных дочерей и сыновей,
за матерей слепых и за отцов,
уже не разбирающих основ.

А после бог встаёт в свой малый рост,
трёт горький рот: сейчас, один вопрос.
Толкает небо: «Спишь ты, что ли, бог?!».
Так завершив свой краткий монолог,
скрывается во тьме подъездной щели.

Нисходит тишина и гладит ели.

И вслед за этим бог второй идёт
по облачным подогнанным ступеням,
бормочет: «Вот же старый идиот,
поднимет раньше срока, взбутетенит!
И нет бы подождал! Я что, юнец,
лететь на всякий зов и, наконец,
стоять за каждым первым чахлой тенью?
Да как вы задолбали, в самом деле!
Хотели воли? Жрите! Кто я вам:
хозяин, нянька? Равные права
всегда у сильных вырастут жирнее.
Делите сами. Я устал. Я стар
пророчить в несгораемых кустах
и отводить ножи от детских шеек.

Ваш мир сродни набитому трамваю.
Я обилетить, бля, не успеваю!».

А третий бог, застывший над листом,
держащий сонмы буквенных букашек
на острие, в который раз не скажет,
что видится в туманности густой,
а лишь стряхнёт орду летящих букв
на поле смыслов, что давно обрыдли.

Заглянет в опустевший зев клепсидры –
и скинет пепел с новых светлых брюк.

А вот и "лучи", упирающиеся в небеса. Не просто красивые "почеркушки", но в формате 3D. Недаром и действующих в стихотворении богов именно трое. Для меня такие прорывы к трансцендентному в поэзии особо ценны. Ибо открывают они и новые смыслы, которым лучше всего живётся в самом широком диапазоне от профанного до сакрального, и саму "оптику восприятия" искушают жаждой перемен. Читаю и высматриваю "тёмные параллели" в близлежащем мире и в самом себе. И "подъездная щель" мне не о подъезде рассказывает, а опять-таки про концепты Фуко и Деррида ("след", "щель", "царапина") напоминает и оттуда намечает проход (подъезд) в иные миры идей и образов. В концептуальном плане роскошное стихотворение. И замечательно то, что каждый бог со своим характером и в своей особой системе отношений с другими богами и с самим собой. Кстати, первые два - явный парафраз и двух стадий божественного в античности(хтонический - олимпийский), и ветхо- и новозаветных персонажей. Трансмутация трансцендентного. О чём ведает третий бог. Подозревающий, что четвёртый где-то рядом, потому и пепел былых миров или богов так неаккуратно падает на светлые брюки). Бог богу - человек.


6. МАРИНА ЧИРКОВА «бабье лето»
http://www.stihi.ru/2016/01/01/3564 отборочный тур для резидентов


в горьких вьюнах, пижмах,
головках чертополоха
лечь и молчать: вышит
выше, вишнёвей вдоха,

вырезан из ржавых
крыш жестяных, горячих —
кровным листом каштана...
(шёлковая иначе,
спряденная чужими,
сотканная вслепую
жилка, тропа ли в глине,
трещины тень?..) разуюсь:

розы густой бронзы,
мята глухих, мягких...
просто молчать. возле.
ежа, репей, мятлик...

----
нечаянная но закрой глаза
и весь собравшись на кромке губ
о как ты будешь ловить меня
и ждать во тьме чтобы вновь и вдруг
как вздрогнешь трогая где трава
уколы кончиков мокрый ворс
хвоинок спутанных стрекоза
блесной зависнет слезясь насквозь
чешуйка рыбья не сколупнуть
поймал русалку терпи обняв
нежнейшей судорогою рук
и ног впивайся а вот слова
в которых знаю почти что груб
и небо навзничь легко легло
наждак загара волос овсюг
а мне нечаянно так тепло

----
где ночные-чёрные волосы твои
жесткая неглаженная лебеда
если потеряюсь только не прогони
летнее ли ворохом и чехарда

порох тёплых тропок звон семян-узелков
пальцы разнимаю едва да едва
шёпотом в макушку выдыхать мотыльков
где слова не сломаны о слова

Хорошее летнее). Древние крестьянские гены проснулись - много травы, пора косить). В смысле - многовато в стихотворении деталей, мешающих целостному восприятию. "Выдыхать мотыльков" слегка озадачило, для меня в этом процессе поэтического не увиделось. А вот "наждак загара" и "порох тёплых тропок" - это славно...


7. ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «Всё пройдёт»
http://www.stihi.ru/2015/01/30/9814  отборочный тур для резидентов


Всё пройдёт, пройдёт и это – то, что мелочью постылой
раскатилось по карману – звона много, толку мало,
что последнею монетой тонет в вязком слое ила
на немытом дне стакана – "что упало, то пропало",
то, что аистом на крыше начинало не однажды
вить гнездо по всем уставам – но закончить не сумело,
потому что раньше мыши свили гнёзда в дырке каждой,
и уже король трехглавый из норы выходит смело,
то, что падает на кухне каплей-молотом из крана
посреди бессонной ночи, разрывая перепонки,
что в мозгу саркомой пухнет от инъекции обмана
и плацентой кровоточит нерождённого ребёнка,
что на глянце старых фото проступает рыжим цветом,
а виски пятнает потом – всё пройдёт, пройдёт и это.

А когда пройдёт всё это, тот, кто властвует над телом
и за миром наблюдает через глаз твоих бойницы,
тот, кто за тебя в ответе, приручивший между делом,
пригубит остатки чая, сокрушённо покривится –
блин, остыл совсем, да ладно, всё равно конец программы, –
соберёт в контейнер чипы, шторки век твоих опустит,
выйдет в коридор прохладный, тиснет сенсор пиктограммы,
заменив на надпись типа «Тест окончен», и без грусти
обесточит установку, опечатав личным кодом,
и отправится на отдых, чтобы завтра с новой сменой,
проскользнув без остановки по зеркальным переходам,
кликнуть Enter в новых родах на другом конце Вселенной.

Попытка придать новый имидж вечному "всё пройдёт" не удалась. Первая часть как образ опостылевшего бытия вполне самодостаточна, хотя и не обрадовала чем-то новым, а в таких темах без новизны на всякие "состязания" лучше не ходить). Вторая часть, казалось бы, должна была придать новое измерение теме глобальностью осмысления. Должна была, но породила в тексте стойкое ощущение привкуса модного нынче жанра ЛитРПГ. Увы, я не поклонник сих вторичных форм литературы. Но вне состязательности вполне себе достойное стихотворение.


8. ЛЁША ИСХАКОВ «От мая...»
http://www.stihi.ru/2015/05/09/6756 отборочный тур для резидентов


От самого мая до мая
протискиваться сквозь грозы, ломая
приобретённую ложность своих суставов.
Смотреть с точки зрения вниз, иногда устало
прижавшись щекой к застеколью родного края

Раскачивать маятник с амплитудой -
"от мая до мая"
Сновать в лабиринте с маневренностью трамвая,
тактильным слоном аккуратничать в лавке с посудой,
торчать в котловане жилья как забитая свая

В сезон, огрубевшие лица с себя сдирая,
отчаянно корчиться, пережидать в "Кагоре"
трансличностный переход. Там, где чуть живая
вода, собирать маяки на заброшенном море
от мая до самого мая.

Сразу признаюсь, что это стихотворение когда-то уже читал. Да и сложно не узнать автора, вставляющего в хрупкую ткань стиха "трансличностный переход". Хотя про хрупкую ткань я пошутил, стихи, скорее, крепко "сколочены", здесь есть место и "застеколью родного края", и "тактильному слону", упоминаю то, что мне понравилось. Но целостности в стихе не ощутил. Поэтика "разрыва" эстетически и художественно мне не совсем близка. Или же здесь не сложилась та обаятельная дисгармоничность, которая бы расширила мой "горизонт ожидания". А автор умеет её достигать), но примеры я не привожу, памятуя, что автор не любит, когда вспоминают уже пройденные им вершины...


9. СИБИРСКИЙ ВОЛК «Потрошение рыбы»
http://www.stihi.ru/2015/03/22/8603 отборочный тур для резидентов


Рыбу потрошим ли сон ли
покитайский нам толкуют..
глухари или поэты
с водочкой своей токуют

посредине пепелища,
с букварём как буратины,
носятся [почти стрекозы]
на краях у драной льдины,

у ворованного края
по щелям, по водным порам,
смысл впотьмы не различая
и почти что не готовы

к потрохам нерыбным, к водке,
к лодке смертной у причала -
и на утро вряд ли вспомнят
что им чайка прокричала,

как их муза потрошила
в мойке кухонной под краном,
и лицо потом зашила,
чтобы внутрь смотрела рана,

чтобы этот покитайский
изучали и молчали,
чтобы водочка и воды
рваной чайкою кивали.

Травы, птицы, рыбы..."Архетипы" современной поэзии. Хотя и прежняя (исконная) архетипичность соприсутствует. Рыба и птицы на виду, с травой более сложно. Но если хорошо потоковать, то и трава найдётся. Это я на водочку намекаю. Порождение "детей" травы. Но "рыба", конечно, ключевой архетип. И потрошение - процесс необходимый. Тем более, рыба, как всегда гниёт, и опять с головы. Аллюзий здесь предостаточно и порой увлекательно - щели "ворованного края", "смысл впотьмы", кухня и "внутрьсмотрящие раны", "покитайский"...Хотя вот встраивание в текст "покитайского" через "ли сон ли" озадачило, это словосочетание скорее указывает на корейское, а не на китайское "толкование". Финал "тёмен", т.е. допускает массу вольных интерпретаций, что приятно взволнованному воображению, но раздражающе для эстетического суждения). "Лучи" скрываются за пределами листа и "намбиквара" озадаченно хмыкают)...


10. KOUKKET «Санторини» (в составе цикла «Санторини»)
http://www.stihi.ru/2014/09/30/6129 отборочный тур для резидентов (квота Наиля Мелиханова)


Ночь над маленьким городом,
сохнут тарелки, кружки.
Набиты любовным шепотом
гостиничные подушки.

И чтобы сквозь окна синие
лучше услышать море,
построились в ровную линию
комнаты в коридоре.

На самом интересном месте всё и закончилось)...А ведь среди комнат могла оказаться и комнатка Родиона Романовича, и знаменитая кинговская №1408 да даже просто под номером 12 - и сколько тогда воспоминаний юности пришло бы ко мне в гости). А так..."Маловато будет"(с).

Квадратики комнат, выстроенные по ровной линии "луча", намекнули на необходимость драматургического "дрейфа" в разговоре о стихах.


11. АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «мёд зачерпни порежь имбирь наполни чашку чаем»
http://www.stihi.ru/2016/04/14/4776 отборочный тур для резидентов (квота Алекса Трудлера)


Начало стиха создаёт настроение, моделирует эмоции, но появляется "опрелый сердолик стекла" и всё дальнейшее в стихе становится случайным и не слишком обременённым смыслами. Так что внутренние алтари остаются только в воображении автора.


12. ЕЛЕНА ТАГАНОВА «Живая»
http://www.stihi.ru/2015/08/17/3795 отборочный тур для резидентов (квота Руслана Рафикова)


Напоминает первое стихотворение лонга про суку-любовь, этакий ещё не отредактированный вариант, где много всего наворочено и засунуто в разные ситуации и места - от Ниццы до Уренгоя, от "джипаря" до трамвая. Кстати, любимый транспорт мая в стихах лонга - трамвай. А любимый напиток...Ну это и так все знают). Ещё одна фишка стиха - непрерывное обыгрывание поговорок с числом 7, их как раз 7 и набралось. Наверное, в этом есть потаённый смысл для автора, но вот после третьего варианта все эти игрища начинают намекать на дурную бесконечность по Гегелю. Добавляют, конечно, пикантности "жопа" и "минет", но этого всё же маловато для придания красоты и завершённости "лучевым" изыскам сего творения.


13. БЭЗИЛ СМИТ «Выходишь покурить в обледенелый»
http://www.stihi.ru/2016/03/03/2697 номинатор Сергей Беленко


Выходишь покурить в обледенелый
ночной подъезд – и кажется, что вся
проходит жизнь перед глазами, белый
кружится снег, куда-то унося –
в воспоминанья и еще подале,
в такой же вечер новогодний, где
во тьме вот так же фонари дрожали
и таял снег в светящейся воде,
и белым мотыльком, сложившим крылья,
спала подруга школьная над той
счастливой пустотой, в которой плыл я,
переполняясь этой пустотой,
и я хотел толкнуть ее тихонько,
и объяснить ей что-то: Новый год,
такое счастье… «Ты послушай только…»
Но не будил, и рвался мысли ход.
Мы спали, спали. Спали, спали, спали.
И, сонные, еще не понимали,
как хорошо, что все это прошло…
Торгуют продуктовые палатки.
Пар изо рта... и холод на площадке…
И лифт гремит по шахте тяжело.

Из стихов-воспоминаний, пожалуй, одно из лучших в лонге. И картинка выверена по деталям и настроению, и ситуация "вечного возвращения" очень хорошо выделена. "Пустота" и "сон" - ещё два значимых концепта представлений современного человека о мире и себе самом. "И лифт гремит по шахте тяжело" - экзистенциально, однако...Кого он поднимает? Или опускает в подземелья? Ибо продуктовые палатки это не только начало 90-х, но и далёкие 20-е...И герою пора возвращаться в свой кабинет. И приступить к исполнению.


Стихи с №14 по №17 затерялись на страницах блокнота - "делание лучей" в них не произвело на меня какого-либо ощутимого воздействия. Моё художественное сознание приняло их к сведению, но ответных "лучей" не возникло. Использую строчку из стиха №15 - "обогрел бы...да взгляд не греет". Но не сомневаюсь, что каждый из них вполне заслуженно найдёт своих читателей.


18. ЕЛЕНА ИТЕЛЬСОН «Прелюдия»
http://www.stihi.ru/2011/02/13/10111 квота Инги Сташевска за редактирование отборочного тура


Прелюдия. Ты тем и хороша,
Что можешь ты при людях исполняться.
При-страстие. Наполнить челн ковша.
При-знание. Оно должно сбываться.

При-звание. То,от чего уйдя,
При-манку щедрости мы получаем.
Пред-чувствие. Наклонный холм дождя.
При-косновенье. Чувство улетает.

Пре-зренье тех, кто "сделал" эту жизнь,
Лишь для себя все выправив лекала.
При-манка дней. Мой птицелов, держись!
Пере-смотри всё с самого начала.

Пере-играй. "Ненужного" прости.
А "нужному" скажи: "Не по пути".

Пере-смотри. Не обижай мгновенья.
Прелюдия. Аккорд. Стихотворенье.

Двойное "ты" в первых же строчках разочаровывает...Второе "ты" читается как наскоро пристроенная ритмическая "затычка". Замысел развить образ "прелюдии" через игру со словами с приставками "при-", "пере-", "пред-" любопытен, но на каком-то этапе превращается в самоцель. "Прелюдия" (как подготовка творения), по сути, никуда не ведёт и чтение стиха не убеждает, что в финале начнётся процесс складывания некоего "стихотворенья". Мешают слова в кавычках - хорошей поэзии с ними "не по пути", раздражают синерезы - "призвание", "предчувствие" и тут же ""прикосновенье", "стихотворенье", да и не всякая сентенция, привязанная к ключевому начальному слову в строке, развивает убедительно смыслы этого слова.
А вот вспомнил я стихотворение с таким же названием и позволю себе его привести здесь полностью. Не сравнения для, но связи поэзии и мысли ради. М.Хайдеггер в 1970 году написал небольшой цикл под названием "Замысленное". Не поэт, но понимающий поэтическое.

"Прелюдия"

Пусть сказание мысли, отданное до конца
Бес-примерному, покоится в тишине
собственной строгости.

Так решатся – немногие, впрочем, испытанные огнем
событья, на прелюдию бедную
к песне, которую только поэты поют, к давно
не слышанной.

Двойной побег они, песня и мысль,
их ствол один:
внезапное, благодаренье намека
из темноты судьбы.
(пер. О.Седаковой) - Искусство кино. 1993, №4. с. 112.


19. НИКОЛАЙ БИЦЮК «Добытчик»
http://www.stihi.ru/2016/05/03/10055 квота ГР за редактирование отборочного тура


Сформулирую в духе современных языковых практик - вполне себе стихотворение. Три почти идентичных события, совершаемые почти одновременно и приводящие и героя, и читателя к почти банальному выводу о вечной неустроенности бытия.


20. БОРИС КУТЕНКОВ «И вот мне приснилось, что нет украинской войны...»
http://www.stihi.ru/2014/12/23/10718 номинатор Ильдар Харисов


И вот мне приснилось, что нет украинской войны;
она - тишина, отступающий сбой хромосомный,
и горькая смертная музыка льётся, как смех,
из песенных скважин и жизненных прочих прорех.

И вот мне приснилось: ни доллара нет, ни страны,
а есть этот ужас двоящейся песни, есть голос
роящийся, к свету стремящийся, как неофит,
и в спрошенном слове острее и строже болит.

Но если ты встретишь меня во внезапной беде -
спроси обо всём, но не спрашивай больше об этом:
я голосом буду чужим - и везде, и нигде, -
твоя колыбельная смерть, окружённая светом;
как лёгкая лодка, шататься на длинных волнах,
как белое золото, плавиться в лёгких руках,
вниманьем твоим, Вифлеемом твоим, Назаретом, -
но нет, не твоим ожиданием жив.

... и вновь часовщик достаёт из контекста земного,
и вертит, и ставит на место тревожное слово,
ни прежней загадки не выдав,
ни новой в себе не сложив.

"И вот мне приснилось, что сердце моё не болит..."(с).
И снова сон. С гуманистическим подтекстом. "Человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым"(с). И с Марксом не поспоришь. И из всех "скважин", "прорех", "щелей" опять-таки, изливается столько "шума", что любая война кажется торжеством тишины. И всё впереди - ни доллара, ни страны, ни надежды. Лёгкое движение-"плавание" образов в стихе. И Вифлеем с Назаретом придают нужные интонации финалу - часовщик как образ Бога в эпоху Просвещения - Великого Часовщика, забывшего все свои загадки, но помнящего, что они должны быть. Альцгеймер, однако. И настоящая память, и подлинные голоса только во сне. Хорошее стихотворение.
"Оно - колокольчик фарфоровый в жёлтом Китае") (с).


21. БОНГАРД ДРУИДОВ ЧАЙКИН АНДРЕЙ «числительно знаменательная потеха ли»
http://www.stihi.ru/2011/09/27/9342 квота ГР за редактирование отборочного тура


Раз-дробленный палиндром). И напомнило "Игры в классики" Х.Кортасара - осталось только продумать варианты движения читателя с любой "дроби" в тексте. И хочется поблагодарить автора и посочувствовать ему в духе другого кортасаровского текста -
" Через некоторое время хронопы, эти зеленые и влажные фитюльки, тайком
приблизились к нему. Они обступили фама и стали его жалеть, хрумкая:
- Хроноп-хроноп-хроноп...
И фам их понимал, и его одиночество было не таким горьким."


22. ОЛЬГА ВЕДЁХИНА «Девушка едет в метро...»
http://www.stihi.ru/2015/04/10/5778 квота ГР за редактирование отборочного тура


Девушка едет в метро.
Переезжает вброд
всю ширину Невы.
Лютиковое облако вокруг её головы,
в пальцах конспект.
Остановка «Невский проспект».
Сейчас она застегнёт пальто,
исчезнет шеи пионовый лепесток,
ключи от рая в форме ключиц,
тату в виде стайки взлетающих птиц,
цепочка, впадающая в персидский залив -
от слова «перси», которое отчего-то забыв,
мы потеряли в языковой дороге,
заменив холодным и строгим
«грудь»,
в котором слышится «грусть»,
только звону больше. Грудь –
это глыба камня, колодезный холод;
слово «грудь», как молот,
который выронила рука,
падает с языка.
Как потеряли мы эту замшу персика,
как отказаться посмели… Перси
исходят теплом овечьим, амброзией и нектаром,
дышат опарой,
сотканы из тычиночного вещества…
Двери сомкнулись,
девушка вышла,
в вагоне витают утерянные слова.

Стихотворение уже когда-то не только читанное мной, но и отрецензированное сразу же)...Понравилась и девушка в метро, и история про перси. Потому как слово это я и не терял ни разу)). Летом все реки устремляются к персидскому заливу. И даже Волга минует Каспийское море). И ещё одна недавно открытая деталь - на сайтах прозы персонажей произведений называют сокращённо - "персы"). Хорошее "персиянское" стихотворение.


Стихи с №23 по №25 не выделились своей "лучистостью", не поразили энергией смыслообразования или неожиданными образами. Нормальные стихи.


26. РУННА «***»
http://www.stihi.ru/2014/02/05/4419 номинатор Ольга Мельник


В воде по колено, в резиновом сапоге
Стояла одна елена на мокрой пустой ноге.
Весна вверху – внизу ещё не пора.
В ноге дыра, повсюду мох и кора.

Была пуглива, и некрасива, и неправа.
Молчала, сидела криво, как есть трава.
Вмерзала в лед, весной начинала пить,
С небес вода прибегала ее топить.
Ждала семян для времен, чтобы выйти вон.
Таких елен из полян торчит миллион.
Она не одна растет из земного дна.
И все видны, но эта – освещена.

А где-то над, и сбоку, и за спиной
в безвесттный воздух бросив огромный рост,
есть дерево, птичий беспечный приют сквозной,
одновременно – город, гора и мост.
Себе самому навстречу будущее несет.
Оно не конечно, оно никогда не всё.
Оно – цветенье, хоть и не зацвело,
Оно как сердцебиенье всему назло.

Проходит, свободен, светел,
Лёд, который ручей.
Она стоит перед этим – неведомо перед чем.

Весна зияет. Веет. Тает. Лучи растут.
Елена верит-не-верит, что дерево тоже тут.

И, обмерев в провале, в пропасти голубой,
Кивает ему, кивает разомкнутой головой.

И снова, как и в первом стихотворении лонга, резиновый сапог... Но насколько он здесь к месту, а точнее на месте). Все Елены, но каждая Прекрасная. И уровень "освещённости" в стихе высок, и динамика событийности увлекает за собой. "Она стоит перед этим - неведомо перед чем" - вечная ситуация во всех мыслимых мирах). И про "разомкнутую голову" понравилось - вроде и не слишком сие поэтично, но увлекательно для воображения). А в "безвестном" хорошо бы одну "т" сократить, дабы не смущать поисками скрытых значений.


27. АМАРСАНА УЛЗЫТУЕВ «Воспоминания о несбывшейся Айрин»
http://www.stihi.ru/2014/04/14/9502 номинатор Ильдар Харисов


Явный переизбыток названий и имён - у них свои собственные истории. И в стихе они скорее ощущаются пресловутыми 40 небоскрёбами над тихими парками и бухтами, не дают простора для несбывшейся истории. Как часто бывает - едешь издалека к человеку, а бродишь по культовым местам да селфи делаешь.


28. ОЛЬГА КОРЗОВА «По утрам тяжелеют обычные вещи…»
http://www.stihi.ru/2014/02/06/5185 номинатор Анна Гердмар


По утрам тяжелеют обычные вещи,
даже чашку из шкафа с трудом достаю.
И оборванный сон представляется вещим,
И качается мир,
и стоит на краю.

Это жизнь. Это вечное преодоленье.
Я огонь разжигаю в печи,
и во мне
от живого тепла разбегаются тени,
поднимается день,
будто тесто в квашне,

Набухает, ползёт
и становится хлебом
под моими руками,
привычно обмят.
И крошу, и ломаю его на потребу,
А к полуночи охну –
он был или не был? –
но плывёт над землёю его аромат.

Всё узнаваемо - и тема, и детали. И образы вроде традиционные. Но вот такая особенность вековечного и архетипического - ощущаешь его как всегдашнее, неизбывное. Вещи оказываются самоцельными. И слышишь аромат жизни.


29. ВАЛЕНТИН ЕМЕЛИН «Бусы»
http://www.stihi.ru/2016/01/08/12508 номинатор Анна Гердмар


Ради бОльшей эстетичности текста не стал копировать стихотворение. Потом поставят ссылку на него и каждый сможет прочитать в своё удовольствие. Стих, безусловно, один из лучших в лонг-листе мая. Вроде бы незамысловатое повествование о тяготах быта и бытия, но в каждом слове и образе ощущение края, дна или бездны. Звук разбегающихся по полу леденцов-бусинок. Как и в предыдущем стихотворении, прямо на наших глазах и в нас самих рождается через мир вещей онтология жизни. Бытийствующее стихотворение.


Искусство iekariukedjutu многолико и непредсказуемо. Возможно, какие-то стихотворения были скромны в своих "лучистых" притязаниях или же контекст, в котором они оказались, представил их в не самом выгодном ракурсе. И время, и место им будет ещё даровано. И истоки, и векторы "лучей" будут постигнуты аутентично.
И прежде чем представить список выбранных мной стихотворений, доверимся ещё раз Леви-Строссу -
"Вождь не сообщает мне устно те сведения, которые я у него прошу, но чертит на бумаге извилистые линии и показывает их мне, как бы ожидая, что я сумею прочитать его ответ.Он и сам наполовину поддаётся разыгрываемой им комедии: каждый раз, проводя линию, он озабоченно её рассматривает, словно ожидая, что значение её вдруг само собой прояснится, и каждый раз разочарование отображается на его лице". (Цит. по Ж.Деррида О грамматологии. М.,2000. с.272.)


ШОРТ-ЛИСТ:

ИРИНА ВАЛЕРИНА «О боги, боги»
http://www.stihi.ru/2016/05/11/9130 отборочный тур для резидентов

БЭЗИЛ СМИТ «Выходишь покурить в обледенелый»
http://www.stihi.ru/2016/03/03/2697 номинатор Сергей Беленко

БОРИС КУТЕНКОВ «И вот мне приснилось, что нет украинской войны...»
http://www.stihi.ru/2014/12/23/10718 номинатор Ильдар Харисов

ОЛЬГА ВЕДЁХИНА «Девушка едет в метро...»
http://www.stihi.ru/2015/04/10/5778 квота ГР за редактирование отборочного тура

РУННА «***»
http://www.stihi.ru/2014/02/05/4419 номинатор Ольга Мельник

ОЛЬГА КОРЗОВА «По утрам тяжелеют обычные вещи…»
http://www.stihi.ru/2014/02/06/5185 номинатор Анна Гердмар

ВАЛЕНТИН ЕМЕЛИН «Бусы»
http://www.stihi.ru/2016/01/08/12508 номинатор Анна Гердмар



*Стихотворения лонг-листа рассматривались в обезличенном виде, под номерами. Полные ссылки на них восстановлены Главной редакцией БЛК при подготовке обзора к публикации.
http://www.stihi.ru/2016/06/06/9886