Ольга Ведёхина. Обзор стихов-победителей 250-254 н

Семь Дней 3
Ольга Ведёхина. Страница на Стихи. ру: http://www.stihi.ru/avtor/steffany


Совсем недавно, в апреле, в гостиной на странице БЛК был интересный гость – Алексей Фомин. Рекомендую заглянуть, так как Фоминым был затронут и интересно развит вопрос вторичности поэтических текстов, которого чуть коснусь и я. Мы прекрасно понимаем, что в XXI веке трудно представить нечто абсолютно свежее как в плане тематики, так и в стиле, форме. Поэтам трудно – и трудно читателям, ибо длительное чтение  вторичных текстов  невольно заставляет читающих броситься в спасительные объятия Тютчева, Блока, Ахматовой, Мандельштама, Бродского… От поэтического текста хочется продвижения своей души: либо к небу, либо к новому взгляду на привычные вещи, хочется остановки в созерцательной тишине или эмоциональной встряски, горячего сочувствия или новой темы для размышлений. В общем, хочется, чтобы прочитанный текст стал событием, подарком. И, конечно, в стихотворении, которое оставляет в нас след, обязательно есть магия…
Что может вызвать мысль о вторичности текста? Скорее всего, отсутствие по прочтении  стихотворных строк сладостного укола в сердце, отсутствие ощущения свежего ветра, ударившего в лицо, раздвинувшихся рамок мира, вовлечения в водоворот эмоций. А вместо всего этого возникает чувство, что нечто подобное уже не раз читал – или мелькает ощущение необязательности высказывания… Поэтому я бы, так сказать, пользуясь случаем, призвала всех нас быть более строгими, взыскательными к себе, более внимательными к своим текстам…
И хочу признаться, что отношусь очень терпимо к грамматическим рифмам, если стих особенный, с неповторимым авторским взглядом на мир, потому что считаю: раз классикам можно было ради музыки поэтической речи рифмовать «радость – младость», то и остальным поэтам не грех – ради того же) Также я очень толерантна к неточным рифмам– а порой даже благосклонна, поскольку иногда просто созвучие лучше, чем плен точной рифмы: так автор более свободен для высказывания – было бы что высказать) Хотя свежим, неожиданным рифмам радуюсь, как ребёнок.



1.Сергей Ясонов "Любовь... Еще раз о философии любви"
http://www.stihi.ru/2017/03/31/12455 

…Не потому, что в тишине
Чуть грустно осень постучала
И сердце сжалось –
больно мне,
Что слов любви наедине
Сказал тебе, наверно, мало.
. . . . . . . . .

Волна вчерашней суеты
Отхлынула. Где море билось –
Янтарный блеск. И слышишь ты
Мои слова – весной цветы
Под солнцем первые раскрылись.

(От автора).

Маме и К.К.

* * *

-1-
Снег таял, лишь рукою тронь.
Уже весенние снежинки
Ловила детская ладонь,
И варежки, что на резинках,

Вращала вихря круговерть.
Уткнувшись в мамины колени,
Как островок, нашел я твердь
В распутицу порой весенней.

«Ты любишь»,- спрашивал: «меня?»
И так хотелось подтвержденья!..
Я был любим в далеких днях,
Где чувств ответных Дни Рожденья.

С годами помнится исток.
Потоки чувств, как реки в Волгу
Слили`сь.
И первый был виток:
Тот первый класс тянулся долго.

-2-
Жизнь закружила карусель.
Ах, белогривые лошадки!..
На них бы вновь присесть. Апрель
И парк, где в памяти закладки.

И то в душе, что сбереглось,
Что не приемлет наслоений.
Любовь… Она как стержень, ось,
Как в детстве мамины колени.

Душевность чувств и Доброта…
Нас по спирали эта тройка
Возносит. Жизни пир в мечтах.
Не просто сладкая прослойка

Любовь.

-3-
Последняя когда
Она в душе,
в одном потоке
Несется в устье рек вода -
Вся сила чувств, что от истоков.

Весенний паводок в душе.
Вершина чувств. Любви круженье.
И там на этом вираже
Дарю, как в детстве подтвержденье

Своей любви. И слышишь ты:
Дождями первыми пролились
Мои слова – весной цветы
В снегу растаявшем раскрылись.


Настроение этих строк приподнятое, светлое. Но ощущение недостаточной умелости автора не даёт стихотворению выйти за рамки множества аналогичных текстов. В качестве примера неловкости выражения мысли привожу строфу:

С годами помнится исток.
Потоки чувств, как реки в Волгу
Слили`сь.
И первый был виток:
Тот первый класс тянулся долго.

Какой виток, почему виток… Далее фрагмент о белогривых лошадках («Трям! Здравствуйте!») кажется случайным, ибо о детстве уже сказано ранее, требуется развитие темы «О философии любви» (ни больше ни меньше)…  Где же философия?.. Уровень рассуждений – обычный, житейский, местами возвышенно-невнятный. Ни философии любви, ни поэтического волшебства…


2. Иван Грозный О человечности http://www.stihi.ru/2017/04/04/8194 
Нехотя  сыплется будничных дней песок.
Капли дождя теребят листву.
Волнами катится утренних лиц поток,
Медленной рыбой навстречу ему плыву.

Учат держаться течению вопреки
Те, что с рожденья во мне живут:
Яркофонтанный огромный и добрый кит,
Цепкий с пронзительным взглядом философ – спрут.

Напоминают: «от жизни сполна бери,
Сбросив отыгранных дней лузгу»
Белка, что крутит колеса мои внутри,
Дятел, усердно долбящий жуков в мозгу.

Подогревают проснувшийся интерес
К жизни в краю мошкары и стуж
Сокол, глядящий на мир с высоты небес,
Вьющийся возле корней, осторожный уж.

В лица прохожих гляжу много дней подряд.
Вижу: лиса, черепаха, волк…
Слушай, скажи-ка мне, в чём человечность, брат?
Морщится, думает, что-то бормочет.
                Смолк.

Идея живущих внутри человека разных животных/птиц любопытна. Хорош в данном контексте вопрос «в чём человечность, брат?» Однако не бесспорно соединение спрута с философией, девиза «от жизни сполна бери» с дятлом, подогревание интереса к жизни со стороны осторожного ужа…  Вдобавок не очень поняла, к кому в финале обращается герой и кто морщится, думает, бормочет… Поэтому симпатия к идее стиха не развивается до полного принятия из-за возникающих вопросов.

3.Василий Толстоус Прощальная песня осенней травы http://www.stihi.ru/2017/04/01/11746
***
Прощальная песня осенней травы
несётся с позёмкой, у самой земли.
Как было бы здорово, если бы вы
услышать мелодию эту смогли.
А нужно всего лишь нагнуться к траве,
чтоб стволики бились о кожу щеки.
Удастся едва ли, пока – человек,
проведать, зачем эти песни горьки.
И бьются травинки, и грустный напев
рождает на сердце ответную боль.
Быть может, она возвестит о судьбе,
о том, что опасно приблизился сбой.
А, может быть, просто она говорит
о том, что земля чересчур холодна,
и что таковы теперь все ноябри.
и ей неизвестно, чья в этом вина.   
Но вот вы встаёте, и долго в ушах
на ветер похожая, песня звучит.
Легко, осторожно, свершаете шаг,
хотя для опаски и нету причин.   
Но знаете: там, под ногами у вас
есть нечто, что знает, и с горечью ждёт,
и осенью ветреной, прямо сейчас,
наверное, начат последний отсчёт.

Стихотворение пришлось по душе – сразу, с первой же строки. Есть несколько мест, которые выглядят слабоватыми, но общее настроение, некоторые своеобразные штрихи («А нужно всего лишь нагнуться к траве, / чтоб стволики бились о кожу щеки») составляют лирическое обаяние текста. Место, где спотыкаешься (непонятная сходу конструкция):

Удастся едва ли, пока – человек,
проведать, зачем эти песни горьки.

Плюс здесь по смыслу просится «почему» вместо «зачем».

4.Якушев Павел. Лампада мала. http://www.stihi.ru/2017/03/09/3254

Масла налить, зажечь
тонкий фитиль коптящий,
в тёмной душевной чаще
услышать прямую речь...
Беречь...
Лампада моя мала,
неярко горит, но всё же,
хочется верить, Боже,
жаждет душа тепла...
Хвала...
Семь миллиардов огней
светят, чадят, мерцают,
любят, воюют, страдают,
но редко помнят о ней...
Теней
по стенам неясная зыбь,
на сердце такая же смута,
как в дальнем углу закута.
Привычки мирские забыть,
молить...
Афон, Печоры, Непал...
В маленьких душных пещерах
скромные символы веры,
связи с Богом канал
пропал?
Сколько таких лампад
нужно зажечь по свету,
чтобы планету эту
сберечь от падения в ад?
А, брат?

У Ивана Грозного в «О человечности» вопрошали брата, здесь тоже… Но в целом мне импонирует форма стихотворения, эти отзвуки-эха, понравился и весь раздумчивый строй текста.

5.Алена Шарифова «Сон в летнюю ночь»  http://www.stihi.ru/2017/03/31/10535

Я вижу небеса через прореху
В трухляво-старой крыше сеновала.
Рассыпал август звёзды, как орехи,
Наверно, чтобы я их посчитала.

Плывёт луна серебряным лососем –
То норовит заплыть в дыру на крыше,
То бьётся на ветвях столетних сосен,
Случайно плавниками зацепившись.

Глупа, наверно от того что рыба.
Хотя, изящна в этой чёрной луже...
Срываюсь и лечу огромной глыбой
На небо, в облака из белых кружев.

Рассвет лучом щеки моей коснётся,
Петух вспугнёт восторженный миг рая.
На горизонте маленькое солнце
В сухой траве со спичками играет.

Мне очень понравился образ последних двух строк – это просто сердце стихотворения. Хороша и первая строфа с метафорой звёзд-орехов. Далее менее однозначно: «глупая» луна, на мой взгляд, роняет планку. Все помнят пушкинское

Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.

Но если у Пушкина тирада о глупости луны – это следствие раздражённого взгляда Онегина на мир, то здесь луна ничем не заслужила такой характеристики (впрочем, как и рыба)… Также мне видится натяжка в строках

Срываюсь и лечу огромной глыбой
На небо, в облака из белых кружев.

Во-первых, фраза «лечу огромной глыбой» даёт комический эффект (а кое-кому кажется, что глыба появилась исключительно ради рифмы к рыбе). Во-вторых, ночью не видно кружев на облаках – ведь только что небо было представлено как «чёрная лужа». Возникает подозрение, что автор придумывает стих - нет ощущения, что написано с натуры, когда ни одной ноты фальши.
Относительно звучания: «миг рая» слышится неидеально, хотя, безусловно, не является курьёзом, вроде строчек Иосифа Уткина
Не придет он,
Так же
     вот,
Как на зимние озера
Летний лебедь не придет
- где при чтении вслух из «так же вот» возникает «так живот». Однако и здесь «миграя» звучит уязвимо.

6.Владислав Усов. "Велькро и робот" http://www.stihi.ru/2017/04/12/5341

Истаскал сандалики робот-мальчик старенький,
Крепкие сандалики: nano-tech велькро.
Мир – стальной испариной – новым солнцем жареный,
Болью термоядерной – несколько веков,
Стёк бетоном плавленным, рухнул под окалиной,
Нет живых за мёртвыми у семи ветров...

Получил задание мальчик-робот: здание
Nano-tech компании разыскать и вот –
Видит это здание квестовой компании,
Там же и сандалики, если повезёт!
Роботу неважно: "спорт-шоссе", винтажные,
Главное удобные  – продолжать поход;

...на железном темени времени от времени
Жжёт лучом закатное solar cell на миг.
Мальчику икается, что-то обновляется...

Вздрогнут чипы памяти и замрёт старик.

Насколько я понимаю, стихотворение было написано для конкурса – и автор задачу выполнил. Лично для меня эти строки не стали самостоятельным произведением, не оторвались от картины, хотя рассказ в стихах на заданную тему написан бойко, с интригой.


7.Борис Удачин. "мерцающей звезде" http://www.stihi.ru/2017/04/08/4195

дни одиночества
в шумном кругу сослуживцев,
ночи рефлексии,
хлещущей метким бичом,
тщетность попыток
с удачею снова сдружиться,
жажда ладони,
что грела когда-то плечо...

были, как жуткая вечность,
глухие недели.
кончился сплин!
и в душе потеплели слова.
нежность к тебе,
как монахиня в тягостной келье,
стала молить,
чтобы волю я ей даровал.

милую пленницу
выпустил я
из души.

светом неробким
безверье в себе
потуши.

С этими строчками я знакома, образ нежности, пребывающей, как монахиня в тягостной келье, сразу меня покорил – и сейчас, при новом обращении к тексту, пленяет. И так же, как при первом прочтении, меня смущает категоричность указания в финале…

8.Ольга Светова «Липовое счастье» http://www.stihi.ru/2017/03/19/4499

  Пародия
       "Липовое счастье"

Приходи, мой мил-мудрец,
На еду и ласки.
С брюквой я сварю борщец –
Брюковое счастье.

Яблоньки цветут в саду,
Радужные краски.
Утки крякают в пруду –
Кряковое счастье.

Я винца тебе налью,
Трону за запястье.
Свинки хрюкают в хлеву –
Хрюковое счастье.

Ешь коврижки на меду –
Мёдвяные сласти.
Тихо песню заведу...
Липовое счастье.

Пародия хороша, в ней есть всё, что должно быть в пародии: близость к исходному тексту, не злой, но зубастый юмор, ёмкий, подытоживающий финал. Я улыбалась, пока читала – а для таких несмеян, как я, это уже немало) Но мне кажется, что сложно сравнивать стихи столь разных жанров – и, на мой субъективный взгляд, пародия чувствует себя в этом ряду не совсем уютно…

9.Ольга Домрачева. апрельские обострения http://www.stihi.ru/2017/04/13/5077

ещё цирюльником не тронут,
спросонья мир,
но в нём шмелём витает гений –
Вильям Шекспир.

апрельский ветер юн, как Моцарт,
а воробей –
для милой тщательно выводит:
"...оh, yesterday..."
 
и не даёт проходу кошкам,
но втихаря
исследует законы мира
наш кот Хаям.

за хвост цепляя вдохновенье  –
Басё, держись –
барбос налаивает хокку
про пёсью жизнь.
 
мы, заразившись настроеньем,
шагаем в парк,
а в облаках рисует Беллу
влюбленный Марк.

Первый катрен сразу настраивает на шутливый лад: и шмелём-Шекспиром, и подпрыгивающим ритмом. Смотр звериных талантов не предвещает чудного лирического финала – а как он хорош!

10.Якушев Павел "Прятать шиповник" - http://www.stihi.ru/2017/04/13/2068

Прорастает нежданный шиповник,
оплетает меня, как вьюнок.
Будто мне сумасшедший садовник
тайной страсти привил черенок.
Я боролся с ростками упорно,
но попытки, по правде, глупы -
у шиповника цепкие корни,
а на ветках густые шипы.
Не унять этой ласковой дрожи,
безрассудных поступков следы
нам не скрыть под чувствительной кожей -
расцветут от тепла и воды
эти нежные петли на шее.
Мы выходим вслепую на край -
не спеши становиться умнее,
сумасшествия не умаляй.

Есть магия в этом стихе... Первое место.

11.Ливерий Зачем? http://www.stihi.ru/2017/04/11/250

Мой знакомый не так
И работал и жил,
Вёл себя как чудак,
Всех знакомых смешил,
Ничего не имел
Поменял много мест,
Был в суждениях смел,
Полагаясь на крест,
Верил в солнечный свет.
Как учёный-схоласт,
Отвечал всем в ответ:
«Бог увидит – воздаст».
А воздастся не то,
Говорил без затей:
«Пусть Его решето
Всех решёт  решетей,
Но чрез ту решету,
Как вода через створ,
Всё летит в пустоту
Остаётся лишь сор.
Он  из сора – из глин
Лепит нас чудаков,
Остаётся один
И на веки веков,
Отвергая хаос,
Заполняет эдем».
Остаётся вопрос –
Создаёт нас зачем?

Порой в стихотворениях возникает неожиданный эффект: строчки обращаются к самому автору, а иногда и против него. Так и здесь  - последние две строки вопрошают: зачем этот текст был создан?.. Вопрос страшно не нов, никак не развит – хотя именно развитие темы могло бы стать неожиданным, свежим. Что мы имеем: игру со словом «решето», которое через строчку дослужилось до женского рода… Да и начало стихотворения сразу вызывает отторжение: «Мой знакомый не так / И работал и жил» - что значит «нет так»? А кто живёт «так»?.. В общем, эти строки оставляют ощущение недоумения, к сожалению.

12.Василий Толстоус И нам с тобою тоже... http://www.stihi.ru/2017/04/02/13464 
***
И нам с тобою тоже
открылся мир из грёз,
где мы с тобой похожи,
как будто каждый врос
в зелёные просторы
неведомой земли,
вне карт и вне историй,
почти что чистый лист.
Но мы б не возражали
придти сюда и жить:
у пчёл здесь нету жала,
из змей – одни ужи.
Кокосы и бананы
питают круглый год,
летят навстречу сами,
лишь открываешь рот.
А всё случилось просто,
поди теперь исправь:
в огне машины остов –
и вот он, сонный рай.
Дай руку. Мы не дома,
хотя и тёпел бриз.
Здесь нет аэродрома,
дорога – только вниз.
И нет пути наружу,
ни тропки, ни следа.
А дома стынет ужин,
и будет стыть всегда.

Стих очень сумбурный. В нём есть ряд неувязок: например, тема «где мы с тобой похожи» возникла, но не получила никакого развития, подвисла. Потом появляется фраза «Но мы б не возражали / придти сюда и жить» - то есть речь идёт о несбыточных грёзах?.. И  вдруг  бац! – «И нет пути наружу, / ни тропки, ни следа». Значит, герои всё-таки увязли в этом получистилище,  где «дорога – только вниз»?.. Такое впечатление, что автор, быстро написав, ни разу не перечитал получившееся от начала до конца… Кокосы-бананы нами съедены, как минимум, дважды: в песенке «Чунга-Чанга» из мультфильма «Катерок» и в напевайке группы «Блестящие» про апльсиновый рай… Ну и апофеоз: «хотя и тёпел бриз». Что это ещё за «тёпел»?!..  Эх, Василий (с)…

13.Якушев Павел "Город звёзд" - http://www.stihi.ru/2017/03/20/7041

В город звёзд по горной тропе не забраться -
подглядываем в бинокли и телескопы, как папарацци.
Звёзды живут парами, созвездиями и в одиночку,
в пентхаусах и особняках, купленных в рассрочку.
Вечером ходят друг к другу в гости:
медведицы к медведицам, к змеям - змееносцы.
Женщины-звёзды постоянно на углеродной диете,
приглядывают, как на орбитах кружатся дети.
Звёзды-мужчины на закате надираются винами в барах,
бахвалятся кельвинами, треплются о чужих гонорарах,
скандалят, машут протуберанцами, становясь объектом сатиры
жёлтых газет, и сгорают, оставляя чёрные дыры.
Сверхновые - на виду у всех, про других - забыли,
а те говорят, что все гиганты - или красные, или голубые.
Медленно и незаметно светила гаснут, хоть и кажется - нетленны,
но их свет продолжает лететь по вселенной.

Стих милый. Понравилось «бахвалятся кельвинами»)
По поводу окончания текста: в предпоследней строке я бы для упругости ритма вставила «что», а в предыдущей тогда его можно убрать – и получится так:

а те говорят: «все гиганты - или красные, или голубые».
Медленно и незаметно светила гаснут, хоть и кажется, что нетленны

А последняя строка показалась простоватой: «свет продолжает лететь» - это слишком ситцево сказано, а можно было приподнять коду…

14.Вера Да Юра Фибровое http://www.stihi.ru/2017/04/08/5626

В огромном сытом брюхе антресолей
среди солений и компотов разных,
подшивок "Пионера" и "Здоровья"
ютился чемодан, хранящий праздник.
A для меня, балованной не слишком,
он в детстве был, как чемоданчик мага,
а магом - папа, открывавший крышку,
где прятались под ватой и бумагой
нарядные, блестящие игрушки,
мерцающие волшебством и тайной.
Сначала, папа доставал верхушку
с налётом снегa - этот снег не таял,
потом шары, цветной шуршащий  дождик,
гирлянды бус, фонарик из Китая -
я их носила маме осторожно,
но мысленно, от гордости, взлетая.

Года сменялись - новый год за старым,
всё, как у всех - успехи, неудачи.
И если доживу до мемуаров,
то первым словом будет "Чемоданчик".

Стихотворение очень тёплое, уютно выглядит сытое брюхо антресолей, все штрихи отобраны точно, с любовью.


15.Татьяна Шкодина "Сад" http://www.stihi.ru/2017/04/04/7045

  "Грядущие люди, кто вы?
        Вот я - весь боль и ушиб.
        Вам завещаю я сад фруктовый
        моей
        великой дущи. " (В.Маяковский)               

Тишина нарастает, как гул самолета,
Оглушает, и кажется - скоро взорвется,
И закончится жизни звенящая нота,
И погаснет звездой, утонувшей в колодце.

Прорастут сквозь меня непослушные травы,
Зашумят беспокойные ветки деревьев…
И плоды, обещавшие сладость отравы,
Подоспеют для Евы из райской деревни…

И надкусит наивная Ева-простушка
Соблазнительный плод, наливную ранетку,
И слова искушения примет послушно,
Отпуская на волю тяжелую ветку.

Проникая в кого-то безжалостным ядом,
Обрастут мои мысли и плотью и кровью
И когда-нибудь станут бушующим садом,
И ветвями к чужому прильнут изголовью…

Ах, как хотелось бы, чтобы эпиграф пророс в стихотворение, дал обильные плоды…  Но уже в первой строфе затёртая литераторами падающая звезда намекнула, что взращиваемый сад вряд ли будет необычным…
Сразу скажу: тема Евы увела в сторону от экспозиции. Ева уже давным-давно разобралась с садом (задолго до смерти лирической героини) – больше из этого семечка в данном контексте ничего не вырастить. Заданная тема, увязавшись за Евой, так и не получила раскрытия, а жаль, ибо первые строки второго катрена настроили на элегический лад, подготовили почву (раскрыли читательское сердце) для чего-то сокровенного, особенного…
В финале непонятно, почему мысли автора в кого-то проникнут безжалостным ядом: неужели творчество Татьяны настолько искусительно и коварно?. Это место выглядит попыткой связать тему Евы с темой сада автора, но попытка выглядит не очень убедительной. А вот последние две строки очень хороши, лирически продолжают настроение начала.

16.Татьяна Вл Демина. Смена сезона. http://www.stihi.ru/2017/03/31/6673

Маленький медленный смерч по двору кружИт,
Голуби ходят по луже и пара чаек.
Смену сезона и март, как другую жизнь,
Сорок четвёртый (нет, тысячный) год встречаю.

Сорок четвёртая неба голубизна
И облаков бело-розовые полоски.
Если сто раз повторяешь "весна, вес-на",
Кажется слово надуманно-идиотским.

Глупо не знать, что черемуха зацветёт,
Туфли в липучках окажутся тополиных,
Ночи скукожатся... Знаю, но каждый год
В марте-апреле излечиваюсь от сплина.

Надо бы стать рассудительнее, но ведь
Влажные, словно муссоны, ветра подули,
Мысли вихрятся, и ладно, начну трезветь
Летом, а если точнее - в конце июля.

Мне показалось, что раскрытие этой темы произвело бы больший эффект, если бы Татьяна добавила – не побоюсь этого слова – поэтические детали. Бело-розовые полоски выглядят жалко, художественного в этой характеристике облаков маловато, прямо скажем. Что за «маленький медленный смерч», кружащий по двору - неясно… Кажется ли повторяемое слово «весна» надуманно-идиотским, тоже не очевидно. Не совсем понятно, почему «глупо не знать, что черемуха зацветёт»: дети не знают, но глупыми не выглядят… И получается, что местами стихотворение звучит и пробивается к сердцу, а местами проваливается…

17.Василий Толстоус Он каждый день с восьми и до пяти... http://www.stihi.ru/2017/04/06/11704 
***
Он каждый день с восьми и до пяти
(когда аврал, то и намного позже),
лицом изображает позитив,
и эту маску впитывает кожа.
Будильник звоном будит в ранний час,
когда охота нежиться в постели.
То холодна, то слишком горяча, –
вода бодрит расслабленное тело.
Он бреется, полузакрыв глаза:
проворными движениями бритва
морщинки плавно двигает назад,
чтоб на лице ни ямочек, ни рытвин
не оставалось. Чай уже согрет,
и на тарелку выложен биточек.
В нём мало пользы: в мясе только вред –
настенный телек знает это точно.
Бухтят под завтрак сводки новостей,
твердят о том, что снова где-то войны.
Четвёртый день не убрана постель
(и что с того, – ведь в мире неспокойно).
Пусть на работу ехать далеко,
но есть метро и рейсовый автобус,
где можно плыть в мечтах меж облаков,
изрисовав маршрутами весь глобус.
Ему себя готовилась отдать
одна из лучших девушек на курсе.
Почти забыл, кто был виной тогда,
и чьи слова: "Она не в нашем вкусе".
Поправил в рамке мамочкин портрет,
вздохнул, почистил мятые штиблеты,
нащупал в брюках пачку сигарет,
и вышел в мир. А в мире снова лето.
Цветёт сирень, как в детстве, как всегда,
и люд спешит, всё мимо, всё куда-то.
Трамвай стучит: "Года, года, года…"
Но не понять ни месяца, ни даты.

Со множеством подробностей рассказана история стареющего обывателя. Подробности (биточек, процесс бритья, неубранная постель) частично дают почувствовать реальность описываемого, стать зрителем кинокартины о чьих-то буднях. Что остаётся после окончания чтения?.. Мимолётное сожаление о герое. Сожаление настолько мимолётное, что мигнув, тут же исчезает. Стихотворение не прорастает внутрь, не вызывает желания подумать об этом герое, ибо отобранные детали слишком схематичны: работой герой не увлечен, живёт один, фоном смотрит телевизор, ездит в общественном транспорте. Эти детали призваны нарисовать портрет, который не затрагивает души. Ситуация шаблонна: ещё один человек бездарно проживает свою жизнь. Но если вглядеться в жизнь попристальнее, может, там всё тоньше, всё не так однозначно?..

18.Нина Лёзер «Игра воображения» http://www.stihi.ru/2017/04/23/2666

Хитрость и зло изничтожат шарм,
яблочный яд протечет в сосуды.
Как Белоснежке невмочь дышать,
так же среди волшебства и чуда
падаю долу я – и без чувств,
чуркой бесстрастной очнусь в итоге.
И не слетит с побелевших уст
то, что так дорого было многим.

Беспоцелуйная я очнусь
клоном зеркального отраженья,
где без веселья, без чар, без буйств…
взгляд мой прикован зрачком к мишени.
Страх оттого, что очнусь не та.
Кажется, что не слабей, не крепче,
но нет мне разницы, что топтать,
что полюбить, от чего отречься.

Индифферентно, что день, что ночь.
И если явь взбудоражит память,
в ней я – топтыгин. И всё равно,
что изомну я – бурьян, тюльпан ли.
Пусть восхитят, изумят меня
речи побегов, ветвей молитвы!
Хворост под пятками, смесь огня
и сквозняка. Не пойму, горит ли.

Так получилось, что стихотворение повернулось ко мне ребусной стороной: много фраз, которые показались непонятными в связи друг с другом. Например, зашифрованы для меня первые четыре строки второй строфы.  Резанул ухо топтыгин, ввалившийся в эту сказку совершенно из другой. И для меня остался невнятным финал: то «всё равно, что изомну я» (равнодушие), то вдруг эмоциональный призыв «пусть восхитят, изумят меня / речи побегов, ветвей молитвы!», то «смесь огня и сквозняка» - как-то всё это сбивчиво, суматошно…

19.Вера Да Юра Еже-вечернее http://www.stihi.ru/2017/04/22/6280

Жизнь строит ёжикам жуткие рожицы,
колется иглами в нежную кожицу.
Ёжатся ёжики, ждут насторожено,
стресс заедая на ужин мороженым.
Опустошают нутро холодильника
всё зажевав  - от поджарки до сырников.
Ряженка вместе с рассыпчатым коржиком -
тоже до ужаса нравится ёжикам,
свежий творог и чаёк с бутербодами...
Спать невозможно ложиться голодными.

Приятное стихотворение для детей, автор к месту решил «подпустить аллитерацию», как говорил Маяковский, получилось царство звука «ж», причём в данном случае речь идёт не о звукоподражании (фырканье ёжиков, их тихий топоток далеки от жужжания) – тут половина названия зверика всюду суёт свой любопытный ежиный нос.

20. Иван Грозный Ты прекрасно http://www.stihi.ru/2017/04/30/10569

Его остановить движеньем губ,
Произносящих ключевое  слово,
Звучащее и веско, и сурово
Как древний глас иерихонских труб.

Остановить и замереть в тиши,
Немея от внезапного испуга,
Слегка оттаять от улыбки друга,
Шепнуть чуть слышно: помни и пиши.

Забросить в речку старый телефон,
Вести отсчёт мгновений и событий
И, отойдя от путеводной нити,
Пуститься за бессмертием вдогон.

Не принимать решений сгоряча,
Преодолеть земное тяготенье
И помнить: остановится мгновенье
Лишь  только от удара палача.

Эффектная концовка, этакий кролик из шляпы. Мне показалось, что автор неоднократно пытался найти словесное выражение своей идее, но время от времени мысль ускользала, выталкивая на поверхность мыслезаменители… Хороша была завязка, а после «немея от внезапного испуга» вдруг вкрался друг, выглядящий как уступка лёгкой рифме – и дальше опустился туман…

21.Борис Удачин нищета http://www.stihi.ru/2017/05/03/7295

вот он - дом -
дворец высоченный
что яркоглазит словно маяк
двор его
раскрывает объятия
длинносалонным саrs
лифты безотказные
развозят бесшумно
отгалстукенных
откутюренных

автоматы игральные
учат их отпрысков
приловчиться-пристреляться
компьютеры ловкие
монстрят и монстрят
в мире бомбёжек
аварий и драк
пока не выдохнутся
полузомбята

жители дома
вкусили лучшие яства
что встретиться могут в мире
не насладились
единственной сладостью -
радостью чтения
были б здесь книги
посмеялись бы гости
над хозяином
задавившим стены
тяжеленною
библиотекой

И с этим верлибром я знакома. Мне импонируют новые словообразования, вносящие свежесть в простой по своему вектору текст, и ритм, организующий строфы. Нравится поворот финала. А назидательность текста кажется чуть более прямолинейной, чем хотелось бы.

22.Татьяна Шкодина "Книжное" http://www.stihi.ru/2017/04/19/12148

...Маячит среди туч проплешина
В дождливом городе неласковом,
Выгуливает сфинкса женщина,
Та, что живет одними сказками.

Она гуляет вдоль по Невскому
И сочиняет вслух истории,
А мы с тобой за занавесками,
Мы на нейтральной территории.

Послушно сфинкс бредет собачкою,
Уже покрылось небо звездами…
Мы наблюдаем за чудачкою,
Хотя мы сами ею созданы.

В одной из книг живем по правилам
Чужой писательской грамматики,
По целой жизни щедро дали нам,
Мы – сочиненные романтики.

Там от любви сносило крыши нам,
Мы жили в счастье и доверии…
И говорили о возвышенном,
Хотя не очень в сказки верили…

И жить еще полжизни с хвостиком
Рукой писательской обещано…
Мы связаны строкой, как мостиком,
И созданы обычной женщиной.

Выбранный приём сочинения в сочинении придаёт стихотворению шарм. Сама по себе дама, выгуливающая сфинкса, необычна, а выдуманные ею персонажи, пишущие о ней, - вдвойне удачная находка. Но, несмотря на эти достоинства, на мой взгляд, не хватает какой-то химии, чтобы стих поселился в сердце…

23.Светлана Илларионова Пробуждение http://www.stihi.ru/2017/05/02/4186

Туман всплывает лёгкой пеленой,
прочь унося вчерашние заботы.
Во сне не разобраться: где ты, кто ты,
какое время года за стеной.
Но веточка стучит в твоё окно:
вставай, вставай, проспишь весну, засоня!
Откликнешься, пойдёшь на этот звук,
не узнавая ничего вокруг,
светла, тиха, рассветно невесома.

Стихотворение оставляет ощущение лёгкости, прозрачности. Не знаю, кому как, а мне чуть кольнуло ухо простоватое слово «засоня» - не потому, что текст непременно должен быть однородным по стилю, но именно здесь, в этих обстоятельствах, так ожидаешь от ветки чего-то, противостоящего домашнему миру – после чего становишься «светла, тиха, рассветно невесома» . Но я не настаиваю на своём восприятии.

24.Алена Шарифова "Торгаш" http://www.stihi.ru/2017/04/30/331 

В четыре кучки мелкая тарань –
Отдал бы всю кошатнице-дурёхе
Хоть за червонец, да в такую рань...
Накрапывает дождь – погода дрянь!
"Купи, бабуля, рыбки на жарёху!"

Она глядит: на ящике мальки,
Как по команде, открывают жабры.
Ещё слегка трепещут плавники,
В надежде ощутить волну реки...
"Милок, побойся бога! Что тут жарить?

Ладонь ребёнка больше этих рыб –
Хотя, коту взяла бы, за двадцатку..."
Мужик смекает правила игры:
"Давай бабуля тридцать и бери!"
Старушка думает, но больше для порядку...

Образ торгаша выведен точно. Финальная строка показалась недотянутой. Для меня текст относится к той категории живо выписанных стихотворных рассказов, когда, окончив чтение, почему-то не испытываешь тяги возвращаться к строчкам.



1 место – Якушев Павел "Прятать шиповник" - http://www.stihi.ru/2017/04/13/2068
2 место – Василий Толстоус Прощальная песня осенней травы http://www.stihi.ru/2017/04/01/11746
3 место разделили - Вера Да Юра Фибровое http://www.stihi.ru/2017/04/08/5626;
          Якушев Павел. Лампада мала. http://www.stihi.ru/2017/03/09/3254;
  Ольга Домрачева. апрельские обострения http://www.stihi.ru/2017/04/13/5077


В мой шорт-лист также вошли:
Борис Удачин. "мерцающей звезде" http://www.stihi.ru/2017/04/08/4195
Светлана Илларионова Пробуждение http://www.stihi.ru/2017/05/02/4186
Татьяна Шкодина "Книжное" http://www.stihi.ru/2017/04/19/12148