Обзор весеннего тура от Ивана Шепеты

Литературный Фестиваль Рунета
      В стихах что главное? Сила высказывания, максимальная выразительность, эмоциональность. То, что непроизвольно запоминается. Глубина и многозначность. Неисчерпаемость смысла, то, о чём невозможно сказать прозой. Лишние, неловкие, необязательные слова убивают поэзию. Даже те слова, которые поначалу завораживают, или, по крайней мере, останавливают наше внимание свежестью высказывания.
     Все поэты делятся на мудрецов и магов. Первые говорят истинами, вторые нас завораживают, околдовывают. Первые – посланцы богов, вестники. Вторые – кудесники. Маги чёрные, маги белые. Бывают и серо-буро-малиновые. Одним словом, художники.
     Посланцев богов в лонг-листе я не разглядел, а художники есть – разной степени мастерства и умения, в той или иной степени – все, кто был в длинном списке. Мастеров с большой буквы я не обнаружил.
     Тех, кто не попал в мой шорт-лист хочу успокоить, что состав лонга настолько ровный, что мне трудно было сделать предпочтение кому-то. Состав короткого списка менялся за месяц размышлений несколько раз. Вступление превратилось в эссе на несколько страниц. В конце концов, я понял, что подобные художества неуместны, и ограничился кратким комментарием под избранными стихотворениями.


1. Александр Спарбер "Этот лепет травы"
http://www.stihi.ru/2017/10/19/4085

        Там на ином, невнятном языке
                Поёт синклит беззвучных насекомых...
                (Николай Заболоцкий)

Этот лепет травы...это там, под травою - ты слышишь -
удлиняются корни, ломая комочки земли,
в лабиринтах, сопя, бродят сонные тёплые мыши,
и, с работы спеша, всё шуршат и шуршат муравьи.

Эта музыка...Рыла задрав, дуют в трубы и горны
виртуозы-жуки; уховертки поют о любви
и играют на скрипках; а рядом, в пещерах просторных
распевают мокрицы слезливые песни свои.

Там, наверное, и для меня приготовлена полость:
охраняют её до поры муравьиные львы –
чтоб, как время придёт, окончательно вплёлся мой голос
в этот хор земляной и в младенческий лепет травы.

Стихотворение созвучно настроением. Пришло, видимо, время и мне думать о смерти. Реально пришло… Стихотворение не блещет новизной, с корнями трав и деревьев, с насекомыми, живущими под землёй, «лепетом травы», где и для возрастного автора есть «полость», но меня подкупает пушкинская ясность, просветлённость. К счастью, некоторые эпитеты останавливают внимание: «…сонные тёплые мыши». Оригинально. Художника слова от другого такого же художника отличают стиль, интонация, словоупотребления и словосочетания, впервые придуманные. В целом же, Спарбер – человек хора. Пусть даже профессионального, типа «хора Турецкого», но – хора. Он не из запевал. Не солист с запоминающимся голосом, но профессиональный исполнитель, долго учившийся. Может быть, даже в академии. Что вызывает уважение.   


2.  Елена Таганова "Пустельга"
http://www.stihi.ru/2016/12/05/6425

Прилетела поутру пустельга.
На осине посидит, на ольхе.
Свой анапест прокричит по слогам -
мол, несолоно хлебать пустельге.

Мол, особый у нее гороскоп -
ни орлы ей не чета, ни стрижи.
Рождена она в черте городской
у кормушек мелюзгу сторожить.

Распугав моих синиц поутру,
над осиной промелькнет, над ольхой.
Не стремясь за городскую черту,
не годясь для соколиных охот…

...и, такая же в душе пустельга,
все над мышью суетясь полевой,
я сигаю и сигаю в снега,
с головой в них уходя, с головой.

     Елена Таганова – сильный лирик, мастер, из её стихотворения веет зрелая сила. Есть ещё, правда, пустоты, неловкие строки «для заполнения ритма, для рифмы», типа «всё над мышью суетясь полевой», но это с имеющимся у автора вкусом дизайнера и терпением каменотёса легко исправить.
    Если прав Аристотель, что поэзия – метафора, то «Пустельга» – она и есть, поэзия. В этом стихотворении и жизнь, и судьба. Настойчивые мужские рифмы подчёркивают брутальное мастерство скульптурного изображения в камне. Запатентовав образ, можно подумать над тем, как вписать его в свою эпитафию. А пока «Пустельга» – хорошее название для сборника стихов.


3. Гнедой "бабочка"
http://www.stihi.ru/2018/04/17/11056

в ту пору не было тебя красивее:
на щечках ямочки и глазки синие,
волною локоны и губки бантиком…
ну чисто куколка… по циферблатику
кружили стрелочки, годочки меряли
в ущерб красивости  в угоду времени...
вершили грязную свою работу и
картинку трескали, стирали контуры...

ты в сорок пять годков… без настроения…
зовут все ягодкой, но есть сомнения...
на сердце горестный тоски осадочек:
была ты  куколкой, а стала бабочкой...

«Гнедой» – явно женщина. Ирония и тоска – самый популярный сплав отечественной лирики. «БЫЛА ТЫ КУКОЛКОЙ, А СТАЛА БАБОЧКОЙ», то есть бабой-ягодкой. Написано бойко, бодро. Вызывает невольную улыбку.


4. Ульяна Валерьевна "Детективная история"
http://www.stihi.ru/2018/01/23/2871

Здравствуйте, я - Ева, живу на Пресне. Со мной - кот и дракон. Они любят мёд с молоком, я - двойной эспрессо. Когда я остаюсь дома, находит такая лень, что хожу голой целый день, пью кофе, по телу - истома. Можно сесть на пол, сутулясь, одежду оставив на стуле, прислушиваясь к сытому урчанию.
Но по совпадению /совершенно случайному/
тадам!
Приходит Адам,
приносит "Агдам"
и на закуску "Маасдам".
Говорит:-"Прикройся, Петрова! Расселась коровой, всегда и везде говоришь о еде, придумываешь животных,а настоящее -  вон тут. Смотри сюда, и сюда, вот сюда! - кроссы родной "adidas" изгадил блохастый..."
Да. Господин судья,
Убила Адама я.
В портвейн добавила яд.
Кот убежал, а змея и не было, говорят.

«Детективная история» не может не быть включённой в шорт-лист за оригинальность, за неповторимую интонацию, за жизнь как трагикомедию и абсурд. Хотя, если честно, подобное – ну совсем «не моё».


5. Светлана Салахова "Вернуться"
http://www.stihi.ru/2018/02/28/4428

Глебово снится. Берег песчаный. Древние скалы.
Мне б возвратиться, веря: печали бренными станут.
Там, на  прожилках тысячелетий, спят аммониты.
Там обнажился, высечен ветром, пласт первобытный.

Местные бухты знают немало тайн и преданий.
Здесь облюбует странник усталый  Камень желаний.
Тот исполином встал под обрывом, смытый навеки
Сходом лавины, талью бурливой – в мир человека.

Молнией бит он, ливнем изранен, людям доверен.
Помнит ли мытарь лик первозданный юной  Пангеи?
Юрким прибоем, солнца лучами память согреет.
Юрское море – зов твой печальный манит сквозь время.

Волны качают чаек на гривах. Небо в зарницах.
Волга… Скучаю… В час сиротливый  Глебово снится.

Стихотворение Светланы Салаховой просто обязан отметить и поблагодарить. Искренне. За то, что «весь я не умру, душа в заветной лире…» – и так далее, по тексту. Лет 10-15 назад в противовес тотальному увлечению стихотворством без рифм предложил рифмовать ещё изощрённее, чем рифмовали в отечественном «золотом», «серебряном» веках. В строке получалось по три окончания, которые рифмовались в следующей строке:
     «В ледяной полынье отраженье луны, словно птица,
     Хищно блещет в волне, и перо от волны золотится…» .
     В наш информационный век технологии распространяются молниеносно и принадлежат всему сообществу. Не исключено, что Светлана подсмотрела безумную технологию..
     В целом Светлана справилась с техническими сложностями, стихотворение получилось, но подлинного блеска и самопроизвольной оригинальности, когда интеллект занят поисками рифм, а голова пуста и туда залетает из космоса, бог знает что, да так, что поражает читателя… увы, не вышло. Технология придумана для «шибко умных», кому мешают математические способности. Людям искренним, глубоким она противопоказана.


6. Rewsky "Пустынное"
http://www.stihi.ru/2018/02/09/2956

Вот камни и бессилие зари
пролить хоть что-то. Утру в горле сухо.
Прикованные к дню календари
на пыльной синеве узор рисуют,
и, осторожно пальцами ведя
по щебню дней, что с каждым шагом ближе,
не ждут уже ни ветра, ни дождя.
лишь пыль и зной, который в камне дышит,-
что оживляет, но не веселит...
Что до тебя - ты чужд и малозначим.
Вот облако, и ястреб в нём парит,
лишь точкой и тоскою обозначен,
и ты, шагами вглядываясь вдаль,
где те же камни, полдень, блёклость красок,
застынешь, превращая день в янтарь,
себя - в букашку, видимую глазом,
но спящую уже сто тысяч лет
в смоле, сто тысяч лет застывшей прежде.
Пустыня пьёт прозрачный серый свет,
раскинувшись от страха до надежды.
Пустыня смотрит серо-золотым,
она пуста, и каменна, и дика.
И в долгом взгляде - отразишься ты:
сегодня - криком, завтра - только бликом.

     Автор многословен, не аккуратен и не точен. «Порядок слов» не  лучший. Например: «Вот облако, и ястреб в нём парит…». Где он такое подсмотрел? Под облаком – ещё, куда ни шло, жертву видно. А «в облаке» пернатому хищнику, как говорится, нечего ловить. И ястреб, мне кажется, не парит. Это коршун, наверное.
      Или такое:
     «Вот камни и бессилие зари
     пролить хоть что-то. Утру в горле сухо».
     Ассоциативно – импотенция. Неудачное олицетворение. «Утру в горле сухо» – напротив, олицетворение красивое, мужественное.
     Почему в таком случае помещаю стихи в шорт-лист? Во-первых, потому что весь лонг-лист(без исключений!) не безгрешен, а кого-то внести всё-таки нужно, а во-вторых, по фактуре стихи  – настоящая философская лирика, где мир – «пустыня, каменна и дика». В чьём «долгом взгляде отразишься ты: сегодня – криком, завтра – только бликом». Мне близко и понятно его ментальное одиночество. Чувство времени как длящееся мгновение. Вечность как мгновение, застывшее в солнечном янтаре…


7. Ольга Флярковская "Стихи без повода"
http://www.stihi.ru/2016/08/09/3829

Никакого нет повода для стихов.
Сизый дождь над Печорами зарядил...
В бывшем парке — стойбище лопухов
И люпина заросли средь могил.

Всё здесь рядом, рядышком, под рукой:
Супермаркет, кладбище, монастырь...
И в эстонской кирхе застыл покой.
И парковкой служит любой пустырь.

И сияет в славе Успенский храм,
В нём душа не слышит фальшивых нот.
Кто спешит к заутрене в синь и рань,
Кто — спросить копеечку у ворот.

Не сидеть в отеле, пойти пройтись...
Центр паломника, скверик, соседний дом.
Дом такого качества, что держись.
— Так живём мы, доченька, так живём...
На земле — фуражка.
— Возьми, отец.
(Только купишь после — понятно что...)
Помолись...
— Будь милостив к вам Творец!
К октябрю бы надо добыть пальто...
Вы откуда будете?
— Из Москвы...
— Как столица? Держится Пуп земли?..
— Вот опять весною: «Иду на вы!»,
А недавно — пенсии поднялись.

Это дождь над Печорами, просто дождь...
Небо серое. На' сердце пелена.
Здесь стоит нетронутым в парке вождь.
Вот такие, батенька, времена.

— А с работой трудно здесь, не найдёшь...
Попытать удачу — хотя бы в Псков,
И подале тянется молодёжь,
И не слышно свадеб-то на Покров...

 На Покров вернуться бы, говоришь?
— Да...
Зачем — не хочется объяснять.
Просто здесь ночами такая тишь,
И людей пытаешься здесь понять.

Этот дождь над Печорами, звон дождя.
Тихий плен, и шелест, и валуны...
Звон обители, кирха, прищур вождя
Суждены мне, видимо, суждены.

     Хорошая лирическая зарисовка, густо замешанная на социальном, временнОм. Лирика, переходящая в эпос. «Прищур вождя» и благодать православной обители. В ком есть социальный нерв, кто сострадает народной беде тихой, бессловесной провинции, того невольно завораживает типично русская печальная, минорная тональность музыки дождя. Особых ошибок я не вижу, так как моим эстетическим наблюдениям мешают, очевидно, нравственные эмоции.


8. Елена Наильевна "Вся надежда"
http://www.stihi.ru/2018/01/01/3846

Вся надежда на август: придёт и остудит жар,
этот жалящий зной остротой в миллионы жал,
это липкое небо, стекающее в закат;
вся надежда на ночи, звенящие от цикад;
свежий северный ветер, срывающий духоту
с пережаренных парков, как будто с невест фату;
на блестящие брызги холодного Кинеля,
на сухие скирды, отдыхающие поля;
вся надежда на запах капустного пирога,
на молочные реки, кисельные берега!

Вся надежда на осень: утешит, угомонит.
Отцветёт и завянет сиреневый аконит.
Будет тыква пузата и яблоки не кислы,
в горле ком, в сердце колко от птичьих "курлы-мурлы".
Вся надежда на ливни, оранжевые листы:
заколдуют - запрячем горячие животы
под футболки и платья, под мягкие свитера.
Остывать будет солнце,
а значит, и мне пора.

Вся надежда на осень: придёт и остудит пыл.
Я и так сомневаюсь немного, что мальчик был.

Автор – мастер непрямого высказывания, лирического подтекста. В прежние времена подтекст был политический. Вся надежда у знойной Елены Наильевны на мудрую осень, которая, как придёт, «запрячем горячие животы под футболки и платья…». Ух! Рассказала бы с живописными деталями, высказалась прямее, было бы интереснее. А так – … .


9. Сабина Ленина 1 "Паляница"
http://www.stihi.ru/2017/08/19/8922

Всюду вместе - львовский чижик
и московская синица,
помнишь, Данка, как учил ты
мовить слово паляниця.
Цакать, говорил, не надо,
пропевай легко и нежно.
Яблоневой колоннадой
сад спускался к побережью,
где река несла ранеты
к чистым водам, странам дальним.
Нас благословляло небо
в яблоневой целовальне.
Мы не верили приметам,
не боялись злого  грая,
за холмами этим летом
полегла сорок вторая.
Бродят врозь октябрь и жовтень,
вспоминая  сад бессонный,
на блакитнiм небе желтым
яблоком повисло солнце.
Данка, чую всё вернее,
жизнь твоя во мне продлится.
Слышишь, я теперь умею
нежно-нежно  - па-ля-ны-ця.

Замечательная история любви, а учитывая украинский колорит, ещё и актуальная. Есть о чём подумать после лирики. О дне сегодняшнем.


Шорт-лист Ивана Шепеты:

1. Александр Спарбер "Этот лепет травы"
http://www.stihi.ru/2017/10/19/4085
2.  Елена Таганова "Пустельга"
http://www.stihi.ru/2016/12/05/6425
3. Гнедой "бабочка"
http://www.stihi.ru/2018/04/17/11056
4. Ульяна Валерьевна "Детективная история"
http://www.stihi.ru/2018/01/23/2871
5. Светлана Салахова "Вернуться"
http://www.stihi.ru/2018/02/28/4428
6. Rewsky "Пустынное"
http://www.stihi.ru/2018/02/09/2956   
7. Ольга Флярковская "Стихи без повода"
http://www.stihi.ru/2016/08/09/3829
8. Елена Наильевна "Вся надежда"
http://www.stihi.ru/2018/01/01/3846
9. Сабина Ленина 1 "Паляница"
http://www.stihi.ru/2017/08/19/8922