Цитаты

Агата Кристи 4: литературный дневник

"Мне долго было непонятно юридическое положение русского населения Тувы с 1920-х до 1944 года. Русские жили в суверенном государстве, но являлись гражданами СССР, во время Великой Отечественной войны мужчин призывали на фронт (тувинцы же шли на фронт добровольно, и сейчас жива последняя из тех добровольцев — старуха-чабанка)". (с)


Моё поколение живёт обособлено, обидевшись на предыдущее поколение, нахрен не занимавшееся кармическими проблемами, которые моё поколение теперь разгребает.


"На учредительном хурале (съезде) 1921 года, где обсуждался вопрос о самоопределении тувинского народа, поднималась проблема статуса русского населения, которое в то время составляло около 12 тысяч человек. “Съезд признал право русского населения объединиться в Советскую автономную колонию, живущую по Конституции Советской России. На первом съезде жителей колонии (февраль 1922 г.) было разработано положение о местном самоуправлении. 13 июля 1922 г. советское правительство официально утвердило положение о самоуправлении русского населения. Русская самоуправляющаяся трудовая колония (РСТК) функционировала на основе Конституции Советской России и Конституции ТНР”". (с)


Советских поддерживает духовно их идеология. Пусть они по ней продолжают жить.


"В последующие годы автономию колонии постепенно сокращали и тувинские, и советские власти. Не раз возникали конфликты между РСКТ и правительством ТНР. “1927 г. стал переломным в истории РСТК, — пишет Нелли Москаленко. — В ведение государственных органов ТНР передавались торговые и промышленные предприятия, подконтрольные РСТК, а затем были ограничены и функции в области финансового управления, прежде всего сбор налогов, а также в сфере судопроизводства”". (с)


От воевавших моего поколения теперь безумные остатки. Пожалуй, пусть лучше правят советские, у них лучше сохранились мозги.


"24 мая 1932 г. между правительствами СССР и ТНР было подписано соглашение, по которому РСТК преобразовывалась в Комитеты советских граждан. В отличие от РСТК они получили право заниматься лишь культурно-просветительской работой среди русского населения, включая систему народного образования, клубную деятельность и т.п". (с)


"Русские школы в Туве находились в ведении Наркомпроса РСФСР, который посылал туда учебные пособия и программы. Они не отличались от программ и учебных пособий, использовавшихся в школах РСФСР" (с)


"В восьмидесятые она была довольно-таки благополучным регионом. Кызыл приобрел вид действительно города — чистый, благоустроенный, нарядный, зеленый, застроенный в основном пятиэтажными домами (в середине восьмидесятых начали возводить и девятиэтажки, несмотря на сейсмическую опасность), с парком культуры и отдыха, кинотеатрами, кафе, стадионами, универмагами…" (с)


Класс


"До установления протектората жилось староверам в Урянхайском крае более или менее вольно. Казалось, нашли они если и не свое Беловодье, то тихий угол на земле, где можно блюсти истинную веру. Угол этот, в верхнем течении Малого Енисея, назвали Верховьём". (с)


Вот если вступит всем жителям Москвы шлея под хвост, вместо чтоб пользоваться общественным транспортом, добираться по городу в частном порядке... То передвижение в Москве встанет.


Есть же веками отработанный уклад жизни, правила которого "направляют движение" города. Всё уже отработано до автоматизма, всё удобно. У общества превосходно действующая энергетическая инфраструктура, общая, не допускающая членов общества до шизофрении. День проживается легко, в спокойном состоянии духа; легко работается, легко отдыхается. Нет, этим безумным красным надо ломать устоявшиеся энергетические потоки, устоявшийся уклад жизни.


Теперь вот советским можно посочувствовать; у них та ж фигня после 90х.


"Фанатизм доводил людей до неимоверных мучений, и в то же время никто из них не сумел совершенно не поддаться искушению сношения с миром, его влиянию". (с)


Чья б мычала, не от советских бы слышать.


"Оказалось, что в конце 1920-х годов Карп Лыков с женой и маленьким ребенком ушли из скита еще глубже в тайгу, построили избушку, расчистили делянку под огород". (с)


А вот это русское народное развлечение такое. Создать идеологию, энергетическую инфраструктуру. Потом всё поломать, в результате половина населения становится шизофрениками. Потом опять по новой. В тайгу что ли деться от этой увлекательной жизни.


"Ютились в щелях и ямах, изводили себя постами, еду употребляли лишь ту, что приносили им монахи, а при появлении чоновцев, милиционеров, сельсоветовцев шли замерзать, бросались в полыньи, самосжигались". (с)


Мне в Лицее понравились советские. Воевать я с ними не стала бы. Но и то, что эти грохнутые на голову красные сотворили с рассудком белых, я тоже пережить не смогла.


"А может, и правда: тайгу даже при помощи вертолета не разглядеть, а скиты строят там так, что, даже пройдя от них в нескольких шагах, не заметишь: так, кочки какие-то, а оказывается, под этими кочками кельи, где обитают десятки людей". (с)


"Если сидишь в каюте “Зари” (она, правда, больше напоминает салон самолета — одно помещение с рядами кресел), уткнувшись в книгу или дремля, то путь в Тоджу или Эржей покажется долгим и нудным". (с)


Наверное, каждый может пройти по молитвенным состояниям и сконтачиться в итоге с какими-то "праведными" людьми. Но это надо по-серьёзному заниматься. Полностью искренне погружаться в каждое состояние, долго в этом состоянии находиться. Или практически полностью и практически искренне. Меня всю жизнь тренировали, чтобы я в итоге могла туда пройти, не вполне при этом утратив мозг. Я искренне вступила в христианство, никаких задних мыслей не имела, а имела только сюжеты из фэнтези, - характеристику персонажей, модели поведения в той или другой ситуации. Этим моделям поведения я в итоге и следовала. Мне, помню, казалось, что, нарушив феодальную идеологию, необязательно делать харакири. Этим я и руководствовалась. Чтоб в результате никто из моих собеседников в полыньи вот не бросался.


*
Где конкретно в Сибири или чёрт их знает где сидят под кочками или я не знаю как какие-то люди, я вертолёту показать не могу.


*
"Что-то я увлекся историей, слишком погрузился в общие описания. А какие мои личные воспоминания о Туве? Что меня с ней связывает?.." (с)


А меня связывает то, что у меня депрессняк был в детстве, а мощные тёплые потоки неизвестно откуда мне его разбавляли и делали жизнь сравнительно сносной.


*
"На этой даче, вернувшись из армии, я провел весь 92-й год. Общаться с людьми, встраиваться в изменившуюся за два года жизнь было непросто и как-то противно. Казалось, что правильнее всего — ни с кем не связываться, ни во что не ввязываться". (с)


*
"Несколько в стороне от трассы, за Победой, есть село Шамбалыг. Население в нем тоже полностью тувинское. Иногда мы торговали в Шамбалыге маринованными маслятами, вареньем, овощами, которые тувинцы любят, но выращивать и изготовлять не хотят или не умеют, хотя поля вокруг пахали, засевали в основном они; впрочем, это злаки, а не огурцы или редиска". (с)


Да, вот, как-то непонятно. Вроде, торговали, нормально жили взаимно. И кто теперь враги, а кто нет?


"Люди относились к нам доброжелательно, приветливо, некоторые расспрашивали о политике, о перестройке". (с)


Относились приветливо, но о политике не расспрашивали.


Включая пруд, все сильно заросло.
Кишат ужи и ящерицы. В кронах
клубятся птицы с яйцами и без.
Что губит все династии -- число
наследников при недостатке в тронах.
И наступают выборы и лес.


И.Бродский


Вроде так: любой, убивающий за политику, или враг, или придурок. Но так называемые "христиане", или что ли люди особого уклада, тайно проводящие политику кровавую - наверное, враги особенно. Такая сложная философия, такие глубокие энергетические состояния. Не то, что, как говорят советские "они учат паству не жрать - хотят всё это сожрать сами". А в итоге получается именно так, как советские говорят. И, выходит, советские правы. Разве не враг, не подонок тот, кто учит тебя не жрать, надеясь сожрать твой кусок? Такого прибить - вроде не то же самое, что за политику драться. Это не отвлечённая схематическая политика, это к тебе домой пришли разбойники и тебя убивают. Хуже: это разбойники от твоего имени убивают каких-то людей, не только тебя.


-И кто теперь может знать, кто из твоих соседей честно не говорит о политике, а кто только притворяется, а на самом деле с поганью этой связался?

А то ещё, вот чудеса, есть такие, которые вроде бы понимают энергетику, философию. Они пишут стихи, которые, кажется, мог бы написать только человек, побывавший в особых состояниях. А на самом деле они недолго, что ли, в них были, и потом обратно вернулись в мирскую систему ценностей. И как они из этой своей вновь обретённой мирской системы ценностей оценивают свои бывшие состояния, постичь нереально.


"Пейзаж за окном автомобиля не очень разнообразный, но сама дорога веселая". (с)


*
"На восток ведет дорога к старинному русскому селу Владимировке, на запад — к озеру Чагытай" (с)


*
-А есть и просто мирские, активно интересующиеся философией. По-своему, по-мирскому. Логически. В настоящих состояниях не бывают.


Мирские - это не плохо. Они просто другие.


Каждый во Вселенной самовыражается и развивает свои таланты. У кого-то такой талант - логика. Математика.


Я вот тоже логикой занималась периодически. В свободное время. Мне логика нравится, как Петру Первому нравились занятные сложные механические игрушки из Немецкой Слободы.

Математика не может быть плохой или неполной сама по себе, её люди неполно разрабатывают. Если мне что-то открывалось в состояниях - всё это принципиально возможно описать и логически.

"Кстати сказать, асфальтовой дороги из Тувы в Монголию до сих пор нет". (с)


До сих пор никто логически не описал. Люди традиционного уклада не пользуются логикой, а мирские не бывают в состояниях.


*
"У моего отца был приятель, писатель Вячеслав Бузыкаев, занимавшийся историей Тувы, староверами, вообще, что свойственно многим творческим людям советского времени, имевший тягу к живущим патриархальным, суровым укладом". (с)


Уклад - не самоцель. Уклад только обеспечивает нормальную циркуляцию энергетики. Без неё он уродлив.


Не насыщенные энергетикой, Силой уклады начинают воевать друг с другом. Это уродливое проявление логики-взамен-Силы, на которой логически понятой, притом совершенно фантастической, философии держится этот самый уклад. В результате одни кого-то там крестят так, другие иначе, и за эту материю обоюдно они готовы друг другу перегрызть глотку.


"Но осталось и постепенно усиливается ощущение счастья, когда я вспоминаю Кураны". (с)


"Хочется написать “тишина, покой”. Да, покой был, покой и надежность, и тишина тоже. Но не мертвая тишина — первый день, и особенно первую ночь раздражал, сверлил уши непрерывный гул мчащейся неподалеку от сельца горной реки Шуурмак. (У нее наверняка есть и русское название, но мне его отыскать не удалось — русские обычно называют ее и одноименное село — Шурмак, с одним “у”)". (с)


*



Другие статьи в литературном дневнике: