Le Bateau-Lavoir корабль-прачечная

Акламэна: литературный дневник

"Le Bateau-Lavoir" (Бато-Лавуар "корабль-прачечная")



Бато-Лавуар (фр. Le Bateau-Lavoir), "корабль-прачечная", "плавучая прачечная" — знаменитое парижское общежитие на Монмартре, в котором в начале XX века проживали многие знаменитые художники, включая Пикассо и Модильяни.


В 1890-х годах Тьонвиль начал сдавать здание бывшей фабрики пианино на тогдашней площади Равиньян (Ravignan, ныне площадь Эмиля-Гудо, place Emile Goudeau) бедным художникам для мастерских. Здание располагалось на крутом склоне холма Монмартр и со стороны улицы Гаро (rue Garreau) было пятиэтажным, в то время как со стороны входа казалось одноэтажным. Ветхий барак представлял собой небольшие комнатушки и мастерские художников со скрипящими полами, расположенные вдоль узких коридоров. Электричества и газа не было, на все пять этажей был только один водопроводный кран, а комнаты отапливались про помощи печей-буржуек. Своё название Бато-Лавуар получило за внешнюю схожесть со старыми баржами, на которых прачки стирали бельё. Кроме того, в возникновении этого названия сыграло свою роль и развешенное прямо на окнах (больше было негде) постиранное бельё.


Первым из художников в Бато-Лавуаре поселился уроженец Нанта Максим Мофра (в 1892). В 1900 г. он принимал здесь вернувшегося из своего первого путешествия на Таити Поля Гогена. Между 1900 и 1904 годами в здании обосновались две группы художников: итальянцы (самый известный из них — Арденго Соффичи) и испанцы (во главы их группы стоял Пако Дуррио).


Весной 1904 года "плавучая прачечная" стала первым парижским пристанищем молодого Пабло Пикассо, который прожил тут со своей собакой Фрикой до 1909 года. Осенью 1905 года к Пикассо переселилась его возлюбленная Фернанда Оливье. В своей небольшой комнате он при свете керосиновой лампы (а когда не было денег на керосин — при свечах) писал свои картины, в том числе "Авиньонских девиц", с которых начался кубизм. По вечерам Пикассо кутил по всему Монмартру вместе со своими друзьями, возвращаясь в Бато-Лавуар лишь под утро и извещая жителей соседних домов о своём возвращении выстрелами из револьвера. В 1908 году Пикассо организовал в своей студии банкет в честь Анри Руссо, а осенью следующего года вместе с Фернандой перебрался в гораздо более комфортабельную квартиру на бульваре Клиши.


Помимо Пикассо в Бато-Лавуар проживали многие художники, поэты и прочие представители парижской богемы: Макс Жакоб и Андре Сальмон (один из них в 1904 году окрестил здание "плавучей прачечной"), Пьер Реверди, Амедео Модильяни, Пабло Гаргальо, а также Хуан Грис, которому жизнь в Бато-Лавуаре стоила здоровья. Румын Константин Брынкуши и голландец Кеес ван Донген также обитали в Бато-Лавуаре. Кроме того, в общежитии постоянно бывали Гийом Апполинер, Жорж Брак, Анри Матисс, Жан Кокто, Гертруда Стайн и многие другие. Молодые художники были настолько бедны, что у них часто не было денег, чтобы купить угля для отопления комнаты и еды. Поэтому у ворот кабаре "Проворный кролик" для них часто выставляли котёл с супом.


После 1914 года многие обитатели Бато-Лавуара переехали в другие районы Парижа, в частности в квартал Монпарнас, который перенял у Монмартра роль богемного квартала после Первой мировой войны. В 1965 году здание было признано памятником, но в 1970 сгорело дотла, сохранился лишь фасад на площади Эмиля-Гудо. Через несколько лет Бато-Лавуар был заново отстроен (из бетона) и заселён художниками.


Источник: Wikipedia



Другие статьи в литературном дневнике: