Театр Елисейских полей в Париже

Акламэна: литературный дневник

Театр Елисейских полей - основанный в 1913 году этот парижский театр является одним из ярчайших примеров стиля Ар-деко в Париже.


Здание построено по проекту архитектора Аугуста Перре. Также в проектировке принимали участие Антонио Бурдель (барельеф), Морис Дени (свод), Жан Эдуар Вюйар (роспись).


Театр основан журналистом и антрепренером Габриэлем Аструком.


Новое здание сразу же стало домом для Русского балета Дягилева и именно в нем прошла скандальная премьера известного спектакля Игоря Стравинского "Весна священная".


"Весна священная" (фр. "Le Sacre du printemps")
Премьера: 29 мая 1913 года
Автор декораций и костюмов - Николай Константинович Рерих, хореографом - Вацлав Фомич Нижинский, импресарио - Сергей Павлович Дягилев.


В основу замысла ?Весны священной? лёг сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал - молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Работал над музыкой Стравинский одновременно с Рерихом, который писал эскизы к декорациям и костюмам.
Содержание "Весны священной" композитор излагает следующим образом: "Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного".


Во время премьеры балета зрители пришли в такое негодование от музыки Стравинского, что освистали балет и не уделили должного внимания оригинальности и сложности хореографии на тему языческих обрядов.


Тем не менее, "Весна священная" оставалась одним из любимых балетов Дягилева. По свидетельству Николая Рериха, он считал, что публика ещё оценит эту постановку, и говорил:
"Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия."


Рерих также писал:
"Я помню, как во время первого представления публика свистела и кричала так, что ничего нельзя было услышать. Кто знает, может быть, в этот самый момент люди находились в состоянии внутренней экзальтации и выражали свои чувства, как самые примитивные из племён. Но я должен сказать, что этот дикий примитивизм не имел ничего общего с утонченным примитивизмом наших предков, для которых ритм, священный символ и утонченность жеста были великими и святыми понятиями."


Источники: Wikipedia


Музыка Стравинского "Весна священная":
http://classic.chubrik.ru/Stravinsky/Vesna.html


------
Фото интерьера Театра Елисейских Полей:
http://gallery.photo.net/photo/4758502-lg.jpg
Плафон на потолке с изображением метафор Человека, Музыки, Симфонии, Слова, Хора, Муз, Граций, Орфея, ...:

Содержание балета "Весна священная":


Часть I. Поцелуй земли


* Вступление
* Весенние гадания. Пляски щеголих (Les augures printaniers. Danses des adolescentes)
* Игра умыкания (Jeu du rapt)
* Вешние хороводы (Rondes printanieres)
* Игра двух городов (Jeu des cites rivales)
* Шествие Старейшего-Мудрейшего (Cortege du sage)
* Поцелуй земли (Старейший-Мудрейший) (Le sage)
* Выплясывание земли (Danse de la terre)


Часть II. Великая жертва


* Вступление
* Тайные игры девушек. Хождение по кругам (Cercles mysterieux des adolescentes)
* Величание избранной (Glorification de l'Elue)
* Взывание к праотцам (Evocation des ancetres)
* Действо старцев — человечьих праотцов (Action rituelle des ancetres)
* Великая священная пляска (Избранница) (Danse sacrale (l'Elue))


-------
Ссылки на страницы о работах Рериха для "Весна священная":
http://www.diaghilev.perm.ru/rierih/5.htm






Другие статьи в литературном дневнике: