Мулен Руж и Монмартр

Акламэна: литературный дневник

"Мулен Руж" (фр. Moulin Rouge, буквально "Красная мельница") — знаменитое классическое кабаре в Париже, построенное в 1889 году, одна из достопримечательностей французской столицы. Расположено на бульваре Клиши, в квартале красных фонарей близ площади Пигаль (place Pigalle).


6 октября 1889 года, приурочив открытие кабаре к началу Всемирной выставки в Париже и завершению строительства Эйфелевой башни, Жозеф Оллер и его компаньон Шарль Зидлер пригласили парижан на открытие нового кабаре "Мулен Руж" на площади Бланш. Пытаясь расширить границы увеселительного района Монмартра, Оллер намеренно выбрал место для своего кабаре поодаль площади Пигаль и бульвара Рошешуар, где в то время процветало другое кабаре "Элизе-Монмартр".


Рассчитали мудро: любителям ночных развлечений из квартала с веселыми девицами не составит труда пройти несколько десятков метров, зато и солидные господа смогут посещать кабаре без опасения быть скомпрометированными. А чтобы подчеркнуть, что созвучная кварталу Красных фонарей изюминка будет и у них, возвели над своим кабаре декоративную ветряную мельницу (декоратор Леон-Адольф Вилетт), покрасив её в красный цвет.


Именно мельницу, как символ своего заведения Шарль Зидлер и Жозеф Оллер выбрали не случайно. Неподалеку расположилась подлинная мельница Мулен-де-ла-Галетт, в пристройке к которой уже давно собирал по ночам посетителей модный ресторан с танцевальным залом. Вот и новое заведение под мельницей собиралось привлекать к себе публику танцами и хорошей выпивкой, соединив ресторан и музыкальный театр. Но танцы собирались ставить такие, чтобы у подгулявших господ дыхание перехватывало и появлялось желание отправиться в квартал по соседству, где ждут клиентов веселые девицы.


Танцевальной изюминкой Мулен Руж стала оригинальная (натуральная) кадриль, которую вскоре окрестят: "французским канканом". Видимо, создатели кабаре были не без талантов, так как смогли интуитивно нащупать путь к сердцам и кошелькам монмартрской публики. В короткий срок кабаре стало необычайно популярно, в него любили захаживать и завсегдатаи Монмартра, и представители артистической богемы (Пикассо, Оскар Уайльд), и состоятельные буржуа, и даже светила из высшего света (например, принц Уэльский).


Создатели кабаре подобрали хорошую труппу танцовщиц, которые, вопреки сложившемуся впоследствии мнению, танцевали только одетыми, хотя и относительно фривольно. Вскоре все лучшие танцовщицы получили от посетителей прозвища, с которыми многие девушки вошли в историю. Например, Нини-Пат-ан-л'Эр (Нини – Лапки кверху), Жанна Авриль (Динамит), Рэйон д'Ор (Золотой лучик). Самой же известной танцовщицей того периода стала Луиза Вебер, получившая прозвище Ла Гулю (Обжора). Она и на самом деле любила хорошо поесть и выпить за счет посетителей, к которым охотно подсаживалась за столики. Благо, канкан – не балет, из-за лишнего веса партнер не надорвется, да и публике больше нравятся крепенькие девушки, на которых трусики и чулки не висят как на швабрах. Да и быть пикантной, но одновременно вульгарной и чувственной, без распирающей блузу крепкой груди – трудновато.


Сейчас звёзды "Мулен Руж" известны главным образом по плакатам Анри де Тулуз-Лотрека, который с самого открытия кабаре стал его завсегдатаем. Он приходил сюда каждый вечер, чтобы смотреть на прекрасных танцовщиц, и, окружённый шумной душной толпой, создавал здесь свои картины, прославившие "Мулен Руж" и его самого.


Сколько эпитетов придумали канкану газетчики, сказать трудно – это и пляска разврата, и сумасшедшая кадриль. Собственно, выдумывать этому танцу различные эпитеты было не трудно, ведь и название "канкан" с французского переводится как шум или гам. Внешне танец кажется не сложным – задирай юбку, закидывай повыше ноги, да крутись при этом в бешеном темпе. Те же, кто танцевал канкан, отзываются о нем совсем иначе.


Вот что вспоминала о танце своей молодости Маргарита Ригольбош:
"Чтобы танцевать канкан, надобно иметь совсем особый темперамент, исключительный дух, тут нельзя ограничиваться воспроизведением составленной по правилам фигуры. Тут надобно изобретать, творить. Канкан – это сумасшествие ног. Когда я танцую, мною овладевает род помешательства: я забываю все... Музыка сжимается в моей груди, бросается в голову, как пары шампанского. При последней ноте ритурнели я в опьянении. Тогда исступление становится беспримерным. Мои руки в безумии, ноги тоже. Мне нужно движение, шум, содом; это род какого-то сотрясения, переливающегося из ног в голову. Все волнуется вокруг меня – декорации, мебель, свечи. Можно сказать, что все это сговорилось передавать мне музыку. В эту минуту, если бы стена стала передо мной, я бы, кажется, прошла и сквозь нее. Я люблю рукоплескания. Я бы хотела, когда танцую, чтобы гремел гром, сокрушались дома! Я бы хотела такой трескотни, которая и самых храбрых приводит в ужас: неумолкаемых ударов большого колокола Парижской Богоматери, землетрясения, последнего суда!"


Одна из легенд про возникновение стриптиза: стриптиз никогда не танцевали и не танцуют на сцене Мулен Руж, хотя и считается, что он родился именно здесь. Но это было, как говорится, творчество масс. В летнюю ночь 1893 в Мулен Руж что-то отмечали молодые художники, приведшие с собой и натурщиц. Две разгоряченные шампанским натурщицы, Сара Браун и Манон Лавиль, решили устроить "мастер-класс" прямо на столе, причем раздеваться стали под музыку, пока не остались нагишом. Некоторые из присутствующих в зале творческий порыв девиц не поняли и вызвали полицию. В результате дело дошло до суда, но все ограничилось штрафами. А стриптиз с этого времени уверенно шагает по планете и уже давно стал более популярным, чем канкан.


Первый Мулен Руж просуществовал до 1915 года, закрывшись в годы Первой мировой войны. Вновь кабаре открыло свои двери для посетителей в 1921 году. Теперь здесь ставили оперетты и ревю; также кабаре иногда использовали в качестве кинотеатра. Во время войны деятельность кабаре была приостановлена, но в послевоенные годы представления возобновились. Среди прочих артистов в "Мулен Руж" выступали известные шансонье Шарль Трене и Шарль Азнавур. В 1964 году на сцене был сооружён гигантский "аквариум", в котором плавали/выступали голые танцовщицы.


Сейчас "Мулен Руж" является одним из символов Парижа и одной из двух уцелевших мельниц Монмартра (вторая — "Мулен де ла Галет") Кабаре рассчитано на 850 посетителей, которые, как и во времена Тулуз-Лотрека, приходят посмотреть знаменитый канкан, одну из визитных карточек Франции. Каждый вечер кабаре представляет ревю "Феерия", в котором задействованы лучшие танцоры, около 1000 костюмов и роскошные декорации.


Источники: Wikipedia и shkolazhizni.ru


==========


Монмартр (18-ый округ Парижа)


В галло-римскую эпоху на холме Монмартр возвышались два храма в честь богов Марс и Меркурий.


* * *


Виноградники Монмарта


В первую субботу октября на Монмартре проводится праздник сбора урожая. Да, на северном склоне Монмартра находится знаменитый виноградник.


Центральная часть праздника - церемония сбора винограда и сопровождающее ее торжественное шествие во главе с Бахусом и прелестными вакханками, роли которых по традиции исполняют солистки расположенного на Монмартре знаменитого кабаре "Мулен Руж".


Если верить летописям, то виноградники на Монмартре существовали еще в эпоху раннего средневековья, и монахини из женского монастыря, которому принадлежали угодья, ежегодно поставляли несколько огромных мехов с вином королевскому двору.


* * *


Уже во II веке на холме Монмартр стояла римская церковь. В III веке здесь был обезглавлен первый епископ города Парижа Св.Дионисий, ставший покровителем французских королевских династий.


* * *


На вершине Монмартра расположена базилика Сакре-Кёр, чье название с французского переводится как "Сердце Святое".


* * *


Куда бежит проворный кролик


Прямо напротив монмартрского виноградника стоит кокетливый красный домик с зелеными ставнями и примечательной вывеской, на которой юркий кролик в последний момент выскакивает из кастрюли повара. Когда-то в этой деревенской постройке находилось увеселительное заведение "Кабаре убийц". Здесь, правда, никого не убивали — всего лишь вели словесные поединки на окололитературные темы. В 1902 году шансонье Аристид Брюан купил кабачок и заказал своему другу-карикатуристу Анре Жилю новую вывеску. Последний нарисовал кролика, выбегающего из кастрюли, поэтому кабаре назвали Lapin Agile ("Проворный кролик").


* * *


Нынешние хозяева "Проворного кролика" по-прежнему поддерживают в нем богемную атмосферу. Вечером многие приходят сюда выпить вишневой наливки и потанцевать под звуки французского аккордеона. В маленьком полутемном зале песни подхватывают все присутствующие, так что порой бывает трудно понять, где здесь зрители, а где актеры. Один за другим в кабаре заходят певцы, комики, артисты и после выступления спешат дальше — в следующее кабаре или ресторанчик.


* * *


Хотя спектакль под названием "Монмартр" продолжается круглые сутки, он не приедается. На высоком парижском холме уместилась целая вселенная. Пройдите 20 шагов и увидите арт-салон, кондитерскую, гей-бар, интернет-кафе, маленький ресторанчик на два-три столика... Дух богемы все еще витает на улочках Монмартра, изломанных и кривых, таких, какими их писал Утрилло. Однако Монмартр — это не музей. Он по-прежнему способен удивлять. Один из его сюрпризов — странный человек, выходящий вам навстречу прямо из стены дома на улице Норвэн. Так известный актер (и менее известный скульптор) Жан Маре изобразил Дютейеля — героя романа Марселя Эме "Проходящий сквозь стену", действие которого происходит на парижском холме. Судя по всему, пробирающийся сквозь стены фантастический персонаж шагает прямо к Галетт — одной из двух ветряных мельниц, уцелевших здесь. Ее жернова мололи муку с 1622 года, но знаменитой она стала только в конце XIX века, когда при ней открыли танцевальный зал и садовый ресторанчик. Мане, Ренуар, Ван Гог, Тулуз-Лотрек — все они рисовали этот живописный уголок квартала.


* * *


В течение всего XIX века Монмартр был притягательным центром для тех художников, для которых вести богемную жизнь означало прежде всего жить свободно, посвятить себя только искусству и отказаться от всех условностей и принуждений внешнего мира.


* * *


Цитаты из многочисленных источников Интернета о Париже



Другие статьи в литературном дневнике: