Рецензия на «Знаешь, в улицах вечерних...» (Ольга Чернорицкая)
Это стих о восприятии света, о том, что между солнечным светом и человеческим взглядом есть соответствие геометрического характера, насмотря на то, что лучи распространяются, а взгляд их поглощает и что человек может видеть и видит даже тогда, когда солнца нет - ночью, при свете Луны или фонарей, но можно вообразить себе такую ситуацию: мир в котором нет другого света кроме того, который излучают глаза видящего, благодаря этому свету он видит окружающее ( примерно в таком положении летучие мыши: они излучают ультразвук для того чтобы затем его поймать, уже отражённый), закрыв свои глаза он оставляет этот мир без света, но этот свет уже никому и не нужен - только он может видеть, наверное в этом мире живёт лишь он один. Сам себе солнце и сам себе зритель. Эта фантазия нужна для приближения к следующей мысли: иногда человек непроизвольно и неосознанно отоджествляет себя с солнцем, когда наблюдает за изменением теней, а проще всего это получается именно на закате. Знаешь, в улицах вечерних, В отражении заката На деревьях и оградах, В той игре ветров и жара, Что подобна поцелуям Незнакомых первовстречных, И, конечно, невозможна Исходя из сходства построения и изменения ( из геометрии) взгляда и света сознание пытается распостранить, сохранить это подобие в других областях, на другие свои возможности. А почему бы и нет? Здесь свету кроме геометрии подвластно впечатление, даже виртуальные ощущения прикосновений (губ), здесь виртуальность выступает в основном своем качестве предположения, она мыслительна, мыслима, только это отделяет её от реальности - ведь она где-то вообще-то возможна, то есть её невыполнимость имеет ограничения и возможны такие ситуации, когда она перестаёт быть абсурдной для обычности. И какой же она в этом случае станет? Об этом дальше в стихе: Есть предчувствие бессмертья, Не того, что называют Люди старостью извечной, Не того, какого ищет Для красы пустая дева, А бессмертия разлуки, Неуемности печали, Невозможности быть рядом. То есть произойдёт нечто такое, что лежит за пределами психического. В этом месте от стиха возникает ощущение подобное ощущению от необычного, абсурдного в своих частностях сна, когда просыпаешься и пытаешься его вспомнить и осознать, но всё напрасно, так как там происходило что-то лишённое логики обычного и всё забывается, остаётся лишь осадок - неуёмности печали. Такое бывает. А то, что между этими двумя кусками вашего стиха - это геометрия, благодаря которой вы пытаетесь стать на место закатного солнца с видом на север и думая о том, что всё видимое лишь порождение вашего разума: закроете глаза и оно исчезнет. И вы правы. Для вас оно пропадёт со смертью, так что лишь бессмертие делает этот видимый мир непреходящей реальностью. :) В этом стихе вам удалось многое, а самое главное - то что редко кому удаётся - доступным другому человеку образом рассказать о собственных впечатлениях от неосознаваемом - так что это большой успех, удача, здесь смелость, присущая лишь тем, кто уверен в себе, в своих способностях. Желаю успехов! Frank 08.05.2004 Заявить о нарушении
Замечательно, что мой любимый стих вы разобрали так детально, и что рецензия написана столь поэтично. Благодарю вас. Хотела закрыть свою страничку сегодня, как и обещалась, но теперь не могу. Опять ощущение, что она давно уже не только моя, и что интеллектуальный потенциал, в ней заложенный, мне не принадлежит.
Ольга Чернорицкая 09.05.2004 11:47 Заявить о нарушении
Ольга, я рад что вам понравилось, что мой взгляд совпал с вашим , это приятно. Я сегодня написал один критический отзыв и осмелился в нём упомянуть ваше имя. Если интересно, то это здесь: http://www.stihi.ru/2004/05/07-1423
Поддерживаю ваше решение позволить читателям бывать на вашей страничке - она очень интересна и прежнее ваше решение было большой потерей на стихиры. Успехов! Frank 10.05.2004 12:01 Заявить о нарушении
Франк, я прочла ваши рассуждения. Вы говорите с позиции пользы, а эта позиция очень мне чужда. Что для авторов, что для сайтов польза может быть только в том, чтобы все это убрать, авторам дать лопаты в руки и отправить поднимать уничтоженные колхозы.
Польза и творчество – вещи несовместный. Рембранд это очень хорошо понимал, и радовался, что его картины невозможно продать. Уже в то время продавался Дали – стал полезен и моден. А этот художник тешил себя надеждой, что никогда не станет ни полезным, ни модным. Однако зря он надеялся. Того, кто не думает о пользе, вечность замечает в первую очередь. Ольга Чернорицкая 10.05.2004 13:53 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |