Рецензия на «Призрак» (Ксения Морисвиль)

"Призрак" Ксении Морисвиль - это не просто стихотворение, это фильм. Я позволю себе называть его строфы сериями.
Первая серия носит довольно мистический характер. Здесь и призрак, бродящий в пустынной земле, и ветер в обожженных ладонях, и птица, которая скрывается в черном огне. Главная тема - это одиночество, тема, вообше характерная для романтической поэзии Ксении Морисвиль. Не случайно призраком является душа, не случайно птица названа одинокой.
Вторая серия - реальность, снятая в не очень ярких, как мне кажется, тонах (это не минус, а наоборот большой плюс). Стучащийся в окно дождь, свеча у иконы, горящая посреди мрака комнат. Скользнув из окна, девушка бежит босиком по мокрой траве. В этой роли мне представляется молодая Евгения Симонова - я не могу назвать ни одной современной молодой актрисы, которая подходит к такому эпизоду.
Это уже не просто одиночество, это - бегство, эскейпинг. Но бегство не ради собственной свободы. Героиня стихотворения, которое самим автором отнесено к любовной лирике, уносит на плечах грусть возлюбленного.
Третья серия посвящена герою. Героине нет места в его доме - он не откроет ей дверь. Он боится и тьмы, и начинающих тьму закатов, и одиночества ("пустырей"). Но, боясь одиночества, он отвергает и призраки, а призрак в этом стихотворении - символ души. Отвергание чужих душ для него не одиночество, а радостное углубление в себя, защита от любви. Покой, о котором говорится позже, - самое точное определение. На память приходит образ Байрона (или, может быть, точнее - его героев), так и не опубликованная пока, но высоко оцененная многими в рукописи повесть московского прозаика "Гонимый миром странник" (начало последней строфы, последней серии просто поражает своим сходством с финалом этой повести, которую Ксения Морисвиль вряд ли читала).
Кому-то покажется странным, что герой является поклонником и рассвета (символа радостной, светлой жизни), и пыльных старинных бумаг. Ничего странного в этом нет. Герой прекрасно сочетает и реальную земную жизнь, и углубление в историю. Ему чуждо мистическое, непонятное, то, чем он не может управлять.
Четвертая серия завершает сюжет. Героиня уходит, не желая тревожить покой любимого человека. Последние четыре строки настолько красивы, что, анализируя их, можно только испортить впечатление. Скажу лишь, что нетипичное для этого стихотворения использование в финале женских рифм дополняет красоту стиха лирической музыкальной кодой.

Вадим Николаев   06.07.2005     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ксения Морисвиль
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вадим Николаев
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.07.2005