Рецензия на «Освобождение» (Ксения Морисвиль)
Стихотворение открывает образ тумана, символ неподвижности, которая противостоит жизни. То, что он призрачен, то, что он разлился морем, обогащает образ и делает самобытным. Туман Ксении Морисвиль мистичен, мистическими становится и окутанный им город. Но не теряется и связь с предшественниками. Вспоминаются строки Андрея Макаревича: И наша жизнь, как мир иной, Проходит стороной. Туман у наших стен стоит стеной. Неслучайно уже в конце второй строфы поэтесса говорит о своих словах, тонущих в звуках тишины. Но ее душа рвется навстречу свету, не боясь сгорать в колдовском огне, сбивать все запреты и наконец разорвать круг. Душа, снова оживая, как сгоревшая в огне птица Феникс, обретает свободу. Туман сменяется ветром и бескрайним океаном ("третье окно" Макаревича - символ вечности). Бескрайний океан побеждает бесконечный круг, создававший на самом деле не бесконечность, а узкое пространство, ограничившее жизнь. Круг по определению не может быть бесконечным в пространстве, только во времени, но этой своей бесконечности он оказался лишен. Казалось бы, такое глубокое стихотворение можно закончить. Но Ксения Морисвиль еще не договорила. Упомянут уже встречавшийся у нее и, видимо, глубоко личный мотив: героиня отпускает своего любимого. Возникает байроновский, лермонтовский образ печального духа и яркий образ человека, уходящего в прошлое. Неожиданно становится понятно, что именно он и создавал бесконечный круг. Как всякий, кто живет только прошлым. Вадим Николаев 16.09.2005 Заявить о нарушении
Стоит также отметить противопоставление моря-тумана и бескрайнего океана.
Вадим Николаев 16.09.2005 02:12 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |