Рецензия на «Литкафе У кота» (Литературный Фестиваль Рунета)

Прошу прощения, кроме стиха здесь были другие слова. Нечаянно удалил. Не помню, что там было написано. Ножкой шаркал наверное. Стих возвращаю на место. http://www.stihi.ru/2018/09/12/4033

Поэзия.

Аукающие рифмы,
Меняющиеся ритмы -
Мне нравятся эти игры,
Как женщин тугие икры.

Размытые пятна чувства,
Обрётшие форму в русле
Анапеста или ямба,
Подсвечены рифмой-рампой.

Воспоминаний блики:
Любимых святые лики,
Зелёное чудо детства,
Солёный привкус наследства,

Надежды, восторги, муки,
Хитросплетенья фуги -
Все пройденные уроки
Нанизываю на строки.

Запутываются ритмы,
Приманиваются рифмы.
Но средства - всего лишь средства,
А суть - это свет из сердца.

Да, жизнь иногда сурова.
Но нежная прелесть слова
Согреет и успокоит.
И верится - жить стоит!

Александр Гурков   21.10.2018 21:43     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогой автор. Хорошо, что зашли. Чашу с ядом, говорите? Хм. Знаете, среди рафинированных читателей стихи о стихах отчего-то считаются не комильфо, что ли. Думаю, потому, что каждого пишущего тянет описать рождение чуда, а получается далеко не у всех. Как, впрочем, и стихи вообще. Конечно, нельзя сравнивать любительские стихи с великими образцами, но учиться у классиков нужно. Вот, например, у Пастернака, тоже о творчестве:
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Собственно из текста мне понравился первый катрен, его бы я оставил. Остальное, уж простите кота, перечисление общеизвестного и махровый трюизм в конце.
Насчет ритма. Я тоже люблю меняющиеся ритмы, если они меняются к месту. У Вас в первых двух катренах последовательно проведено чередование ударных и безударных слогов: - / - - / - / - , и это смотрится гармонично. С третьего катрена "ритмы запутываются". Какой в этом смысл? Я вижу в этом нарушение гармонии и боле ничего. Буду рад, если Вы меня переубедите.
Пара слов о рифмах. У Вас они либо не вполне рифмы – чувства-русле, либо совсем-совсем неинтересные (грамматические), либо натужные, когда рифма побеждает смысл.
О выборе слов. Пятна чувств – нехорошо, тем паче размытые, принявшие форму и подсвеченные. Любимых святые лики... хм, какая-то в этом экзальтация, что ли. Соленый привкус наследства? Нууу, не знаю. Хитросплетенья фуги, уроки, нанизывамые на строки, свет из сердца, нежная прелесть слова – это всё, на мой взгляд, нелучшие образы на грани кича.

Простите, если я был суров. "Нам не дано предугадать..." и т.д. Кто-то обижается и продолжает писать абы как, а кто-то мотает на ус. Конечно, мое мнение не абсолют, но есть и другие критики на стихире. Спросите их мнение. Свое я высказал.

С уважением и добрыми пожеланиями,

Кот

Кот Учёный Для Лфр   16.10.2018 09:05   Заявить о нарушении
Отлично! То что надо. Большое спасибо, хотя я и не со всем согласен. Именно на подобный подробный профессиональный разбор я и рассчитывал. А обижаться зачем? Обижаться - удел гувернанток. Не помню, кто сказал. Тем более это стихотворение я выбрал отчасти потому, что к нему у меня самого вопросов больше, чем к большинству других моих опусов, тоже впрочем далёких от совершенства по моим понятиям. Причём некоторые из этих вопросов перекликаются с вашими. Но и там, где не ждал, тоже кое-что, как выяснилось, не так воспринимается, как я думал. Солёный привкус наследства, например. А что, ну плачет человек, когда его отец или другой близкий человек умирает. Слёзы солёные. Нормально, по-моему. Для Вас вот нет. Ладно.
В общем, спасибо ещё раз. Как было написано в каком-то второсортном детективе: хороший удар прочищает мозги. Жму вашу лапу.
P.S. А ещё хлебнуть вашего критического глинтвейнчика можно? В том смысле, что ещё что-нибудь предложить для разбора. Или у вас помногу не наливают?


Александр Гурков   16.10.2018 18:38   Заявить о нарушении
Хорошая реакция. Заходите, милости просим.

Кот Учёный Для Лфр   16.10.2018 20:09   Заявить о нарушении
Эх, надо было написать "Мяукающие рифмы". Тогда и Кот бы подобрел. Хотя это тоже ложками по сметане писано...

Николай Бошинцев   18.10.2018 10:46   Заявить о нарушении
Нормально. Добрый кот мышей не ловит. А надо! )))

Александр Гурков   18.10.2018 11:27   Заявить о нарушении
И снова здравствуйте! Что-то мало у Вас посетителей. Напитки горьковаты? ) Мне в самый раз. Ещё один бокал, пожалуйста! ;-) http://www.stihi.ru/2018/09/11/5735

ГРАФОМАНИЯ.

Граф de Vermouth
Летит
В Ниццу.
Он спит,
И ему
Пустые глазницы,
Оскал черепов
В фамильной гробнице,
Грохот подков,
Войны средних веков
Снятся.

И мнятся
Привидения,
Бесплотной тенью
Без тени смущения
Прямо в алькОв
По длинным к
____________о
____________р
____________и
____________д
____________о
____________р
____________а
____________м замка скользящие,
И к вящему
Удивлению
Портретов,
С осуждением
Из старых багетов
Глядящих,
Танцующие непристойное танго...

Солянка
Из образов, мыслей, фантазий кипит,
Никак не даёт покоя.
Проснувшийся граф недовольно ворчит:
- Да что же это такое?!

За что, о Господи, спросить посмею,
Мне этот морок, это наказание?-
Под этот ропот я сижу - посмеиваюсь:
- Простите, граф. Что делать, графомания! -

Александр Гурков   21.10.2018 21:46   Заявить о нарушении
«Вермут, он же полынное вино, - статусный напиток успешных, уверенных в себе мужчин, истинных джентльменов».
И снова здравствуйте, дорогой автор. Существует мнение, что поэзия – это не что, а как. Не берусь судить, что важнее, мне гораздо интереснее вопрос «зачем?». Я почитываю стишки, которые приносят на ЛФР, и в отношении большинства такой вопрос у меня возникает. Вот и Вас я спрошу: каково целеполагание написания данного текста, а? Ну, выпил человек на борту, спит и видит сон про черепа и пр. Видимо, мысль сего опуса такова: творения графомана так же сумбурны и бессмысленны, как смешение образов, «солянка» не вполне здорового сна. Нуууу... на целый стих маловато. Многовато черепов, маловато иронии (хоть и сделана попытка сыронизировать в конце). Словом, какая-то стрельба из пушки по воробьям (хорошо сказал?).

А теперь половим блох. «Войны средних веков» - прям заголовок из учебника истории. Альков. Тут буквально на днях был разговор про этот самый альков. На мой взгляд, это небольшая ниша в стене, удобная для расположения, к примеру, кровати. Не спальня, нет. И чего это привидения толпой бросились в этот самый альков? Видимо, для получения эротических наслаждений. В нише, ага. К тому же привидений много, а их бесплотная тень – одна. Me comprenez-vous?
Тэк-с. Не сочтите меня занудой, но багет и рама – не одно и то же. Ну да ладно. Интереснее, почему глядящие из старинных рам осуждают стремящихся в альков. На мой взгляд, это одни и те же персонажи.
Последние две строчки, как я полагаю, вложены в уста соседа по перелету. Который таинственным образом узнал содержание снов беспокойного соседа и почему-то просит у него прощения. Раз просит, значит, виноват. Т.е. сосед, обладающий, видимо, даром внушения, навязал графу всю эту бессмыслицу, потому что сам графоман? И теперь посмеивается? Кстати, игру слов граф-графомания я отметил, но не восхитился.

Конечно, всё не вполне так, я маленько утрирую. Но всё же я читаю то, что вижу, а вижу я нестыковки и поспешность, поспешность и нестыковки. Опять прошу прощения, если не порадовал. Но я подумал, что с Вами можно говорить по-взрослому.

Ваш Кот

Кот Учёный Для Лфр   23.10.2018 09:00   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый кот! С вашего позволения на сей раз прокомментирую ваши замечания, может отвечу на некоторые вопросы.
Итак, вопрос первый: - Зачем? - Ответ простой. Всего-навсего захотелось поиграть образами, словами, пошутить. ) Если кто-то улыбнётся, читая этот полубред, буду считать задачу выполненной. Кстати, уже случилось, и неоднократно.
Кто произносит последние строчки? Да мне, как автору, и принадлежат! В них я, во-первых, прошу прощения у достопочтенного графа ( которого сам же и выдумал со всеми его кошмарами ) за то, что доставил ему такие неприятности, а во-вторых признаюсь, что вот мол, грешен, решил пографоманствовать, и тем самым иронизирую над самим собой, а заодно и над всеми графоманами( Любя-любя ).
Блохи. Да, блохи завелись, соглашусь. Одна бесплотная тень на все привидения - маловато. Проглядел. Люди, изображённые на портретах, и привидения - одни те же персонажи? Ммм… Пожалуй, хотя не обязательно.
Почему они(привидения) стремятся в альков? Там стоит кровать в которой спит граф, имел я ввиду. Поэтому ему и страшно. Видимо надо было отчётливей выразить эту мысль.
Багеты - это действительно только планки, из которых делаются рамы. И что? Всё равно портреты смотрят из багетов (составленных в рамы). Нормально.
«Войны средних веков». Да, из учебника истории. А откуда нынешнему графу ещё знать про давние времена? Ему снятся именно «Войны средних веков». Это же сон! Кстати, во сне всё обычно неправильное, нелогичное. Это на мой взгляд, смахивает практически всех блох в корзину. )
Даже интересно, насколько я вас убедил. Убедил ли хоть в чём-то?

Александр Гурков   23.10.2018 12:17   Заявить о нарушении
Не воспримите как оговорку по Фрейду.
Забыл добавить важное: С уважением, А. Гурков. )

Александр Гурков   23.10.2018 12:19   Заявить о нарушении
Жаль нельзя редактировать комментарии. Заметил стилистические погрешности. А исправить нельзя. Досадно.

Александр Гурков   23.10.2018 12:22   Заявить о нарушении
Тааак, продолжаем разговор. Шутки я люблю.Но Ваша, извините, мне не показалась смешной. Юмора нету, а ирония, как я уже замечал, слабовата.

То, что в последний строчках появляется автор, я понял, понял. Однако в начале заявлено место действия – самолет на пути в Ниццу, в котором летит спя (хе-хе) Ваш герой. Естественно, и просыпается он там же. И тут – ба! – в соседнем кресле (не иначе) сам автор. Но не до него нашему герою, он обращается к Создателю: «За что, о Господи, спросить посмею...». Я подчеркиваю этот момент: если б было «за что, о Господи, мне этот морок?», это было бы не обращение, а «спросить посмею» превращает фразу во взывание к Творцу. Тут я предположу, что смысла в этом взывании никакого нет, просто надо было а) заполнить строку, б) удачно срифмовать с «посмеиваюсь». И тут автор, прозревший сны попутчика, огорошивает и так предывающего в смятении графа таинственной фразой: простите, мол, графомания. Об удивительных способностях автора я писал выше. Ваше пояснение, что автор сам графа и выдумал со всеми его кошмарами, я бы принял, если бы не случилось в конце некоего провала. Мне не хватило мосточка к концовке. Насчет же смахнутых блох скажу: Вы не замечали, что сны бывают удивительно реальны в деталях и по-своему логичны? По крайней мере мне именно такие снятся, мр.

Ваш Кот

Кот Учёный Для Лфр   23.10.2018 14:12   Заявить о нарушении
Уважаемый Кот! Спасибо, что снова откликнулись. Прочёл. Что ж, буду делать выводы. А как иначе расти? )

Пока выводы таковы.
1.) Вам не было смешно, и ирония показалась недостаточной. Буду знать, что есть и такое мнение. Для меня вполне авторитетное, хотя и не абсолютное. Не обижайтесь.
2.) Вы упорно сажаете меня в самолёт. Я не имел ввиду, что я рядом. Посмеиваюсь, сидя дома и читая свой же текст. Злосчастный граф обращается не ко мне, а именно к господу. Взывает к творцу, как вы выразились. Обычно я стараюсь не слишком загружать читателя загадками, но здесь видимо действительно недоговорил чего-то, раз вам непонятно.
3.) Вам снятся удивительно реальные в деталях и логичные сны. Ну что ж, видимо у котов так. У людей, как правило, нет. Насколько я знаю. )

Ещё раз спасибо Вам.
С уважением, А. Гурков.

Александр Гурков   23.10.2018 16:57   Заявить о нарушении
Уважаемый Кот! Я тут решил заняться гигиеной. Учитывая Ваши замечания, решил прижать к ногтю блох, выловленных вами. Не посмотрите?

ГРАФОМАНИЯ.

Граф de Vermouth
Летит
В Ниццу.
Он спит,
И ему
Пустые глазницы,
Оскал черепов
В фамильной гробнице,
Грохот подков,
Войны прошлых веков
Снятся.

И мнятся
Привидений бесплотные тени,
Без тени смущения
К спящему
графу в алько́в
По длинным к
______/\_____ о
_____/__\____ р
____/____\___ и
____|____|___ д
____|____|___ о
|____________|р
|____________|а
|____________|м замка скользящие,

И к вящему
Удивлению
Портретов,
С осуждением
Из старых багетов
Глядящих,
Танцующие непристойное танго...

Солянка
Из образов, мыслей, фантазий кипит,
Никак не даёт покоя.
Проснувшийся граф недовольно ворчит:
- Да что же это такое?!

За что, о Господи, спросить посмею,
Мне этот морок, это наказание? -...

Читаю свой "шедевр", посмеиваюсь:
- Простите, граф. Что делать, графомания! -

Александр Гурков   23.10.2018 17:54   Заявить о нарушении
И опять я поторопился и пропустил подряд два слова "решил" во вступительном слове. Ай-я-яй! )

С уважением, А. Гурков.

Александр Гурков   23.10.2018 17:57   Заявить о нарушении
Ну да, мостик перекинут.

Кот Учёный Для Лфр   24.10.2018 08:57   Заявить о нарушении
Да и других "блох" поприжал. Теней для привидений, которые теперь не просто так стремятся в альков, а к спящему графу, поприбавилось, века стали прошлыми, а не средними. Спасибо за критику. Если позволите, буду и впредь захаживать.
С уважением, А. Гурков.

Александр Гурков   24.10.2018 09:23   Заявить о нарушении
Конечно, заходите.

Кот Учёный Для Лфр   24.10.2018 16:35   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Кот ) Я снова к вам. Посмотрите пожалуйста очередной мой опыт. http://www.stihi.ru/2018/10/15/9170

Ноктюрн.

Виоле с нежностью.

Ночной фиалкой пахнет лето,
Коты идут гулять на крышу.
Волнующийся альт Башмета
Флиртует с темнотой - я слышу.

Далёкий чоппер мягко рыкнул,
Звездой упала сигарета.
Как фантастические рыбы
Из тьмы всплывают силуэты.

Мужчины женщин увлекают
В аллеи, говорят про это...
Я слышу всё и вспоминаю
Одно лишь имя - Виолетта.

С уважением, А. Гурков.

Александр Гурков   27.10.2018 21:25   Заявить о нарушении
И снова здравствуйте, Александр. Вижу, в этот раз Вы постарались, чтобы в тексте не было насекомых. Я, конечно, не так ловок в их ловле, как бабушкин Бобик, но тоже не промах. Посмотрим, сколько наловлю.

Да, мне знаком запах ночной фиалки – в деревне нюхивал. А вот в городе (мы ведь в городе?) не встречал, нет. И как кот скажу, что одной крыши будет маловато. Говорят: «на улицу», имея в виду вон из дома, но «на крышу» все ж таки не имеет такой коннотации. И главное, главное – гуляние по крышам у котов - признак ранней весны, чем лета. Тут буду настаивать, да-с.

Про альт Башмета – хорошо, хотя я вот на слух не различу, чей конкретно альт волнуется из открытого окна. Ну да я не музыкант. «Я слышу» лишнее, если только автор не имеет в виду редкое умение различать исполнителей. Предположу - это только для рифмы. Вариант: «Флиртует с темнотой. Я слышу...».

Не байкер, но на мотоциклах езживал и хочу спросить: чем «мягкий рык» чоппера отличается от звука, скажем, спортбайка и как на расстоянии («далекий чоппер») можно их различить? Сигарета звездой – ух, было, было и еще раз было.

Всплывать – это движение снизу вверх. Из тьмы скорее выплывают. Но в строчку не лезет.

«Это» я бы выделил запятыми. Для непонятливых.

«Я слышу» второй раз было бы хорошо, если бы в стихе были только звуки, но у Вас кое-что всё ж таки видно, да и запахи присутствуют.

Виола-Виолетта, понятненько. Но конкретное имя в конце, как мне кажется, сводит текст к альбомному варианту.

Впрочем, несмотря на насекомых, текст довольно симпатишный, с настроением. И за котов спасибо.

Ваш кот

Кот Учёный Для Лфр   29.10.2018 13:28   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Кот. На сей раз на редкость оперативно реагирую на Ваши замечания. Не сочтите за поспешность. Дело в том, что у меня уже был готовый вариант в связи с тем, что последний катрен вызвал много нареканий на одной из конкурсных площадок. Все они сводились к тому, что я мол снизил планку, опустился до чего-то пошловато-плотского: Мужчины женщин увлекают (хи-хи!), "про это" тоже воспринято как, цитирую, " Маяковский хорошо, но не менее это ассоциируется с закатыванием глаз и придыханием... "ну, милочка, вы понимаете, я "про это"". Кстати про Маяковского изначально почему-то никто не вспомнил ( может для всех это подразумевалось как само собой разумеющееся, но после критики я засомневался), и я тоже всерьёз подумывал - не взять ли эти слова в кавычки. Не хотелось этого делать. В полемике пытался объяснить, что имел ввиду В.В. и Бунина с его тёмными аллеями. Увы! Нет, люди там безусловно грамотные, интеллигентные, и потом критика смягчилась, но вот такое непонимание возникло.

А уж коли сразу несколько человек не так восприняли одни те же фразы, я задумался. Надо же доносить свою мысль так, чтобы не было двусмысленности. В этом один из моих критиков, пожалуй, прав. Хотя вопрос этот на самом деле не такой простой. Не буду углубляться, Вы лучше меня это всё наверняка понимаете, а я и так слишком много пишу. Извините, наболело.

В общем, крутил я и так, и этак, и вспомнил про шутливое предложение одного из участников дискуссии сделать из этого стиха сонет. Сделал. ))) Он, правда, не совсем строго соответствует канонам, но, думаю, это не страшно. Не я первый, кто видоизменял эту, казалось бы незыблемую, форму. В результате убрал спорные строки. По-моему стало лучше.

Вернёмся к главному, то бишь к Вашим замечаниям. Крышу заменить на крыши было несложно.

Ночная фиалка в городе? Подростком я спал на балконе, на котором в горшках росли те самые - ночные. Их запах смешивался с запахом свежего хлеба, привозимого в магазин под нами по ночам. Неизгладимые впечатления!

Котов, извините, не убрал, не сочтите за пренебрежение к вашим традициям гулять именно в марте, а не летними ночами. Согласен, есть в этом календарная неточность, но я на неё пошёл осознанно. Мне показалась эта вольность допустимой для создания настроения.

"Я слышу" - нет не только для рифмы. Мне хотелось показать, что я внимаю всему происходящему. Ваш вариант знаков препинания пожалуй лучше передаёт эту мысль. Исправил.

"Чоппер" заменил на общее "мотоцикл". Упорно считаю, что пропуск ударения на второй стопе ямба допустимо, хотя слышал противоположное мнение.

Сигарету убрал. Правильно, мы за здоровый образ жизни! ))) Вставил то, что давно вертелось на языке, да некуда было приткнуть. Вроде к месту пришлось.

"Всплывают" только из глубины? Блоха не стоящая внимания. К тому же я вижу, что они именно всплывают, а не выплывают. Может подсознательно я всё на том же балконе с фиалками? )

"«Я слышу» второй раз было бы хорошо, если бы в стихе были только звуки, но у Вас кое-что всё ж таки видно, да и запахи присутствуют." Да, я тоже об этом думал. Решил пренебречь. С Вами прокатило. ) Во втором варианте это не актуально.

Виолетта в конце осталась. Хотя бы потому, что да, отчасти это жанр альбомного стиха. С посвящением, всё как положено. Хотя все эти ярлыки… Ну Вы понимаете. К тому же всё стихотворение я вёл к этому, хоть и считается, что "паровоз" - это не комильфо. Ну и собственно стих:

НОКТЮРН.
Виоле с нежностью.

Ночной фиалкой дышит лето,
Коты идут гулять по крышам.
Волнующийся альт Башмета
Флиртует с темнотой. Я слышу...

Далёкий мотоцикл рыкнул,
Смех женский мягко вспыхнул где-то.
Как фантастические рыбы
Из тьмы всплывают силуэты

И возвращаются обратно
Туда, откуда деликатно
Уходят фонари. Не спится...

И как из клетки рвётся птица,
Так, разломав строку сонета,
Взлетает имя -
Виолетта!

Ещё раз извините за многословность, с уважением, А. Гурков.

Александр Гурков   29.10.2018 15:54   Заявить о нарушении
Ох, простите! В первой строке должно быть "Ночной фиалкой ПАХНЕТ лето". Закралось из старого варианта. Я долго выбирал между этими глаголами (дышит или пахнет). Решил, что в варианте с "дышит" слишком много этого "ш" в первом катрене. Это же не знаменитые "Камыши", которые шуршат по делу. ))) А Вы что скажете?

Александр Гурков   29.10.2018 16:03   Заявить о нарушении
Как всё-таки неудобно отсутствие возможности редактировать ответы! Я написал: "Да, я тоже об этом думал. Решил пренебречь. С Вами прокатило. )" Конечно же я имел ввиду - НЕ прокатило. )

Александр Гурков   29.10.2018 16:09   Заявить о нарушении
Кхе-кхе. Не люблю переделки. Потому что порой на смену старым огрехам являются новые и лучше не становится.

В поэзии давно идут споры, можно ли добавлять в слова «октябрь» и похожие лишний звучок. У Вашего тёзки: «Октябрь уж наступил». А современный автор, боясь ужа, написал бы: Октяб(ы)рь наступил. Кто правее? По-любому мотоцикл не октябрь, и появление лишнего звука/слога мне лично не нравится. Утверждаю: в этом слове три слога, а не четыре, как у Вас.

В следующей строчке появился великий и ужасный спондей (Как «ШвЕд, рУсский - колет, рубит, режет...»), или сверхсистемное ударение, на значимом слове «смех». Не айс, нет.

После переделки непонятно, чьи силуэты и зачем возвращаются и почему деликатно уходят фонари. Не спится – и так понятно, что не во сне это, к чему это уточнение?

Птица, рвущаяся из клетки – штамп штампович. И непонятно, зачем ломать строку сонета. Вообще без сонета лучше. И без восклицательного в конце.

Нет, раньше было лучше - менее пафосно, более интимно. Я Вам поверил, а теперь не верю.

Извините, если что.
Кот

Кот Учёный Для Лфр   30.10.2018 16:27   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Кот. Довольно много противоречивых мыслей и чувств вызвало у меня ваше последнее письмо. Не буду ими Вас загружать. Просто скажу одно слово: - Спасибо. -

С уважением, А. Гурков.
P.S. Обязательно загляну к вам ещё.

Александр Гурков   01.11.2018 14:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Литературный Фестиваль Рунета
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Гурков
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.10.2018