Рецензия на «Сад моей души» (Рыжая Ляля)
РАЗБОР. Вначале, цитирую стихотворение: ================================================ ================================================ Сад моей души (Рыжая Ляля) http://www.stihi.ru/2019/01/02/3867 Я по саду пройду лёгкой поступью, здесь трава поклонами стелется, Бог цветы подарил мне россыпью, словно звёзды, – видно, не сердится. Сад влюблённой душою созданный, в нём густой аромат шиповника, красота – по любую сторону. Как творила? Даже не помню как... Дружно просятся в руки яблочки – изобилие, но не тесно им. Росным утром птицы и бабочки мне приносят вести небесные. А соблазнов пошлют мне тысячу – удержи, хоть у края пропасти. Райским сад я однажды выращу. Там нужны садовники, Господи? 01.01.2019г © Copyright: Рыжая Ляля, 2019 ================================================ ================================================ АРХИТЕКТУРА СТИХА. ================== МЕТРИЧЕСКАЯ СХЕМА: ================== "Я по саду пройду лёгкой поступью, здесь трава поклонами стелется, Бог цветы подарил мне россыпью, словно звёзды, – видно, не сердится." 1_о_1о о1 0о_1оо 1 о1 о1оо 1оо 1 о1 оо1_о 1оо 1о 1о 1о о_1оо "Сад влюблённой душою созданный, в нём густой аромат шиповника, красота – по любую сторону. Как творила? Даже не помню как..." 1 о1о о1о 1оо 1 о1 оо1 о1оо оо1 о_о1о 1оо 1_о1о 1о_о_1о_о "Дружно просятся в руки яблочки – изобилие, но не тесно им. Росным утром птицы и бабочки мне приносят вести небесные." 1о_1оо 1о 1оо оо1оо о_о_1о_о 1о 1о 1о о_1оо 1_о1о 1о о1оо "А соблазнов пошлют мне тысячу – удержи, хоть у края пропасти. Райским сад я однажды выращу. Там нужны садовники, Господи?" о_о1о о1_о__1оо оо1 о_о_1о 1оо 1о_1 о_о1о 1оо 0_о1 о1оо 1оо ======================== ======================== 1_о_1о о1 0о_1оо 1 о1 о1оо 1оо 1 о1 оо1_о 1оо 1о 1о 1о о_1оо 1 о1о о1о 1оо 1 о1 оо1 о1оо оо1 о_о1о 1оо 1_о1о 1о_о_1о_о 1о_1оо 1о 1оо оо1оо о_о_1о_о 1о 1о 1о о_1оо 1_о1о 1о о1оо о_о1о о1_о__1оо оо1 о_о_1о 1оо 1о_1 о_о1о 1оо 0_о1 о1оо 1оо ======================== ======================== ============== ЦЕЛЬНАЯ СХЕМА: ============== 1о1оо10о1оо - 1 1о1о1оо1оо - 2 1о1оо1о1оо - 3 1о1о1оо1оо - 2 1о1оо1о1оо - 3 1о1оо1о1оо - 3 оо1оо1о1оо - 3 1о1о1оо1оо - 2 1о1оо1о1оо - 3 оо1оо0о1оо - 3 1о1о1оо1оо - 2 1о1о1оо1оо - 2 оо1оо1о1оо - 3 оо1оо1о1оо - 3 1о1оо1о1оо - 3 0о1о1оо1оо - 2 ======================== ======================== ПРИМЕЧАНИЕ: 1 - ХД4_б1 2 - ХД4_а3 - Пкбс 3 - ХД4_а2 - Гликоней ХД — хорео-дактиль — МЕТР 4 — число стоп — РАЗМЕР ХД4 — 4- стопный ХД — СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР _а-(б-...) — число дактилей — ВИД стихотворного размера > 1-(2-...) — РЯД на сетке (в колонне) стихотворного размера, например: Серии 4- стопных ДХ- и ХД- логаэдов, — Первая серия — с одним дактилем: 1001о1о1о - 1 - ДХ4_а1 1о1001о1о - 2 - ХД4_а2 1о1о1001о - 3 - ХД4_а3 Вторая серия — с двумя дактилями: 101оо1оо1о - 1 - ХД4_б1 1оо101оо1о - 2 - ДХ4_б2 1оо1оо101о - 3 - ДХ4_б3 ======================== ======================== ============== СТОПНАЯ СХЕМА: ============== 1о | 1оо | 10о | 1о | о - 1 1о | 1о | 1оо | 1о | о - 2 1о | 1оо | 1о | 1о | о - 3 1о | 1о | 1оо | 1о | о 1о | 1оо | 1о | 1о | о 1о | 1оо | 1о | 1о | о оо | 1оо | 1о | 1о | о 1о | 1о | 1оо | 1о | о 1о | 1оо | 1о | 1о | о оо | 1оо | 0о | 1о | о - 4 1о | 1о | 1оо | 1о | о 1о | 1о | 1оо | 1о | о оо | 1оо | 1о | 1о | о оо | 1оо | 1о | 1о | о 1о | 1оо | 1о | 1о | о 0о | 1о | 1оо | 1о | о ======================== ======================== ПРИМЕЧАНИЕ: 1 - хорей | дактиль | дактиль | хорей | односложное окончание 2 - хорей | хорей | дактиль | хорей | односложное окончание 3 - хорей | дактиль | хорей | хорей | односложное окончание 4 - пиррихий | дактиль | пиррихий | хорей | односложное окончание 1 - ХДДХгк1 2 - ХХДХгк1 3 - ХДХХгк1 4 - ПДПХгк1 гк — гиперкаталектика 1 — односложная ================================================ ================================================ МЕТРИКА. Стихотворение — 16 строк — 4 строфы. 1. Система стихосложения: силлабометрика — смешанные размеры 2. Размер: Трёхдольник с переменной нулевой и двухсложной анакрузой (началом) 3. Строфа: Рифменный катрен 4. Схема рифмовки: Крестообразная 5. Альтернанс: постоянный дактилический ======================== ======================== РИТМИКА. Преимущественно устойчивая. Качает лишь в окончаниях. Но назвать полувесовым стихом — сложно. Разве что фрагментарно: 1 - Я по саду пройду / ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ, — полувесовой стих 10 - изобилие, / но не тесно им. — двойное кольцо (двойной кольцовский пятисложник) — весовой стих. Но это фрагменты. Раз и нету. А в основном, стих, устойчивый — к тяжёлому — такому как 3- стопный анапест. Да, вторая форма (с пиррихием первой стопы) ХД4_б1, это и есть 3- стопный анапест (Ан3). Достаточно. Остальное в разборе по строфно. ================================================ ================================================ ПО СТРОФНО. ============== ПЕРВАЯ СТРОФА: ============== "Я по саду пройду лёгкой поступью, здесь трава поклонами стелется, Бог цветы подарил мне россыпью, словно звёзды, – видно, не сердится." Неудачная начальная синтагма (группа слов) в начале третьей строки: БОГ_ЦВЕТЫ... Она образуется из-за того, что в предыдущей строке идёт устойчивое выражение: трава СТЕЛЕТСЯ — соответственно, в начале третьей, мы, автоматически пропускаем Бога и выходим на неудачную синтагму: Бог-цветы. Второй ритм есть, — с акцентом на Бога... — Бог / ЦВЕТЫ ПОДАРИЛ МНЕ / россыпью — структура 121, а не 211 — Правильно ли это не правильно, — другой вопрос. Возможно, нужно крутить цветы... ============== ВТОРАЯ СТРОФА: ============== "Сад влюблённой душою созданный, в нём густой аромат шиповника, красота – по любую сторону. Как творила? Даже не помню как..." Не знаю, возможно, в последней строке, энклиза не "КАК", а "Я" — не помню_КАК - не помню_Я. Возможно. ============== ТРЕТЬЯ СТРОФА: ============== "Дружно просятся в руки яблочки – изобилие, но не тесно им. Росным утром птицы и бабочки мне приносят вести небесные." Идеальная. ================= ЧЕТВЁРТАЯ СТРОФА: ================= "А соблазнов пошлют мне тысячу – удержи, хоть у края пропасти. Райским сад я однажды выращу. Там нужны садовники, Господи?" Третья строка и, — не понял юмора, какой-такой "райскИМ сад"? Если не описка, то это гунганское выражение: моя твоя не понимай. В четвёртой строке, ритмически, вопросительный знак НЕ читается. Чтобы читался надо менять форму (1) или вид размера (2): 1 Райски<Й> сад я однажды выращу. Господи,4 нужны2 там2 садовники3 — (3ф ХД4_а3) 2 Райски<Й> сад я однажды выращу. Господи,4 <А> нужны2 там2 садовники3 — (ХД4_б2, 3ф) Вот в этих вариантах (которые, всего лишь для рассмотрения вопроса о вопросительном знаке, не более), вопросительный знак есть. В авторском видении, только фикция (?). Хотя и не сказать, что вообще. ======================== ======================== ИТОГИ И ВЫВОДЫ: Пойдёт. Стихотворение пойдёт. Жалко, что не логаэд. Жалко, что не логаэд третьего вида (ХД4_а3) или, тем паче первого (ХД4_б1) — такие логаэды не ходовые, поэтому и жалко. Но и дольник, что уж теперь говорить, — хорош. ======================== ======================== ПРИМЕЧАНИЕ: В логаэде, все стопы, от строки к строке ПОСТОЯННЫ: 1о | 1оо | 1о | 1о | о оо | 1оо | 0о | 1о | о 1о | 1оо | 1о | 1о | о 1о | 1оо | 1о | 1о | о Для того, чтобы это понять, необязательна стопная схема. Достаточно и цельной: 1о1оо1о1оо оо1оо0о1оо 1о1оо1о1оо 1о1оо1о1оо В дольнике, стопы — ПЕРЕМЕННЫ: 1о | 1оо | 1о | 1о | о оо | 1оо | 0о | 1о | о 1о | 1о | 1оо | 1о | о 1о | 1о | 1оо | 1о | о 1о1оо1о1оо оо1оо0о1оо 1о1о1оо1оо 1о1о1оо1оо Что в логаэдах, что в дольниках, пропуски ударений, не означают какой-то новый сверхзвуковой размер, — исключительно в головах интерпретирующих. По профессору Преображенскому: разруха; по писателю Гарри Гаррисону: Простой глупец, — болезнь; учёный глупец, — пандемия. ======================== ======================== Стопа ИЗМЕРЯЕТ размер. То есть к ритму, она, отношения НЕ имеет. Нюансы, которые есть, это лирика. Надеюсь, ЭТО понятно? Тогда, здесь: Наши с тобой рассветы (Рыжая Ляля) http://www.stihi.ru/2018/04/12/1206 — не "ритм : 4-х стопный дактиль", а РАЗМЕР: Д4. Комната, это комната и не может быть танцующей комнатой, даже если она ходуном ходит или скачет як прокажённая в твоих невинных глазах. Расстояние от пункта А до пункта Б, не может быть движущимся, если только это не движущийся на одном месте поезд. В этом случае, дорогая Ляля, если пятка в голове сидит, будьте добры выбросьте её пока не поздно. Стихи пишут словами, а ИЗМЕРЯЮТ стопами. Иначе, рано или поздно, будет, как в том анекдоте: пяткой писано. (Хотя конешно, с этими дывчинами...) ======================== ======================== Пээс: Вот, чего не хватало Стихирустии, так это Ляли. Круть! Согласен, — Ляля, только Вы не подумайте ничего такого, — здесь каждый второй абориген, тот ещё — детсадовец. Другое дело шо, — грамотные все: занятушечки, пунктуация, препинаки, подгузники... и так далее. В этом вопросе все подкованы, или стремятся соответствовать. Ага. Но достаточно. Рихард Мор 2 08.05.2019 20:23 Заявить о нарушении
Ой, ай! Люблю всякие разборы. Трудно с мобильного, позже почитаю. Стих - дольником создавался.)
Спасибо! Отвечу Вам. Рыжая Ляля 14.05.2019 15:47 Заявить о нарушении
А я уж думал, всё... — и Ляля молчит... Ан нет! Ок. Думаю, будет интересно, что скажет, Ляля.
Пээс: Простите, Ляля — но шуткую без всякого.., чтобы сохранить интригу, так сказать... Рихард Мор 2 14.05.2019 16:24 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |