Рецензия на «Ударишь в слово-камертон...» (Лев Лиор)

...Вот и здесь, на мой взгляд, стихотворение примерно на трети, до слов "прижми в объятьях родных и жарких" - исчерпывает свою высоту и силу. Оборот "прими в объятьях родных и жарких" сомнителен, рискован, так как странен в устах человека, могущего так высоко и чисто выражаться на протяжении 22 строк и вдруг о своих собственных объятьях высказаться с теплотой, которую хочется назвать сладострастной и/или несдержанно себялюбивой... Это как падение с высоты. И подобные падения довольно мстительны: допустишь одно - и дальше пойдут в стихотворении ещё какие-то сбои, недолёты... И точно - дальше стихотворение художественно выцветает: образы становятся неяркими, дежурными, слишком общезнакомыми, а то и сусальноватыми.
Первые 22 строчки - хороши очень. А дальше что-то случилось, стихотворение надломилось, потеряло себя как стихотворение. Жар, голос - остаются, это да, но стихотворение делают стихотворением четыре составляющие: чистота языка (автор показывает себя как человек культуры), эстетическая высота (автор показывает себя как художник слова), жар и голос (автор выказывает свою индивидуальность, человеческую и поэтическую, тем и другим). Все эти четыре параметра в равной мере существенны и определяют стихотворение как стихотворение. Любой сбой, причём малейший, по одному из этих параметров отнимает у стихотворения всю заслугу написания... На мой взгляд.

...Автор, без сомнения, сильный и интересный, но - неровный...

Максим Печерник   12.05.2020 23:18     Заявить о нарушении
Стихотворение настоящее - светло-горькое, трогает и наполняет.

Помнишь вечером кровать -
свернуться в комочек уютный -
сеет гномик сон,
сладкий как крем, как варенье, тягучий...
На парусах каравеллы укачает,
унесет в синюю даль,
откуда выплывает книжка с картинками-
в ней принц и принцесса.
Она не уйдет от тебя уже никогда,
во всю твою жизнь,
выплывет в самую горькую муть,
повеет далеким, родным и близким,
как мать,как само детство.

Понравилось очень.
С уважением! Светлая память!!!

Василий Муратовский 15.10.2009 22:22

Василий Муратовский   13.05.2020 22:56   Заявить о нарушении
Надежная мамы рука - теплая, как уют,
что прячешь в ладони навечно.

Речь о материнских (РОДНЫХ!!!) жарких объятиях в светлой памяти одинокого, готовящегося к смерти, больного, непонятого миром большого поэта...

Василий Муратовский   13.05.2020 23:00   Заявить о нарушении
В материнских объятиях - прижать к груди сказочные видения из волшебного детства... Не в авторских объятиях, а в материнских... Далее о маме речь прямым текстом идёт... Я сам - неправильный, неровный и стихи мои есть отражение моей судьбы, моего темперамента, моего жизненного и литературного опыта... Стихи неправильные по мнению Анатоля Франса были неправильными: на французском говорят, чтобы вас понимали... Стихи Лиора - живые, искренние, не попугайские - в плане верного счёта слогов...

Василий Муратовский   13.05.2020 23:07   Заявить о нарушении
Вась, ты совершенно напрасно пытаешься меня задеть "попугайским счётом слогов"... Напрасно - так как я верю в мелодику японских хайку и танка так же, как верю с тобой вместе в мелодику, подсказываемую стихами метрическими и рифмующимися (и пишу такие стихи тоже, когда испытываю соответствующее вдохновение). Так что я не заслуживаю твоего упрёка, и ты, положа руку на сердце, сам наверняка это признАешь. Возьми любое моё трёхстишие-хайку или пятистишие-танка - там в первую очередь говорят вдохновение и сердце, потому и счёт слогов мне верой и правдой служит (и, кстати, я не абсолютизирую этот счёт так же, как не абсолютизируют его японцы)...

Насчёт того, что "объятия" - мамины, а не "авторские". Действительно, я этого не почувствовал, о чём сожалею. Ты, как человек, которому Лиор особенно близок, это почувствовал, а я - нет. И всё же оборот "прижми в объятьях родных и жарких, //
что ближе нет", хоть его смысл и уточняется полностью последующим контекстом, с языковой точки зрения заслуживает критики (кстати, ещё и неловким присоединением "что ближе нет" [и грамматически предпочтительнее, и стилистически лучше: "которых ближе нет"]). И далее образность приспадает-таки... По мне, чисто по моим впечатлениям - приспадает! Только по ним. Я же только своё впечатление передаю, других у меня не может быть... Ведь первым 22 строчкам - а они составляют треть стихотворения - я отдал высокое и доброе должное и отдаю, сейчас перечитав, опять, с большим удовольствием отдаю: они хороши очень. И вот ещё - далее, среди "приспадающих образов" - есть совершенно чудесное двустрочие: "И всюду сквозят глаза радужные // пугливой лани счастья..." Просто чудесное.
...Я не злой, не Зоил я, и большинство моих откликов - ты сам это знаешь хорошо - отражают приятие, выраженное искренне и адекватно: я об этом очень забочусь.

...И на Лиора ещё позахаживаю, как и собирался, - не с целью критиковать, а с целью почитать, воспринять. Заодно и тебя лучше пойму - ведь ты любишь этого автора, как видно из твоей защиты...

Надеюсь, твоё горькое чувство в отношении меня пройдёт.

Максим Печерник   14.05.2020 01:06   Заявить о нарушении
Прошло, прошло - давай успокоимся, и будем жить-поживать - языковое поле обживать :)))

Василий Муратовский   14.05.2020 13:23   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Лев Лиор
Перейти к списку рецензий, написанных автором Максим Печерник
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.05.2020