Рецензия на «Следы на снегу» (Абрамов Олег)

Я обычно пишу рецензии на классические стихи. То есть – написанные в традиционном стиле: с размером, строфой, рифмой...
Но раз автор хотел получить мою рецензию на это, ладно, напишу.

Ритм есть, это в стихах главное…
Нет определённого размера.
Рифмы кое-где. В идеале должно быть: либо рифмы во всех строках, либо без рифм (белые стихи). Либо все рифмы точные, либо все приблизительные.
Первые строки напомнили начало песни Высоцкого «Песня о друге».
Подобная разбивка строк, на мой взгляд, в минус.
Есть образность, лиричность – это плюс.
Смысловой повтор в перечислениях «на печаль, на грусть». Лучше одно слово заменить на что-то иное.
Содержание немного умозрительно.
Вообще, тема не нова: «Снег кружится…» («Пламя») и др.

Андрей Владимирович Медведев   16.02.2023 15:16     Заявить о нарушении
Я уже и не надеялся, что кто-то из профессиональных критиков отпишется на мою просьбу об оценке произведения. Искреннее спасибо!

О разбивке.
Готовя произведение к публикации на сайте, во-первых, хотел донести до (навязать) читател-я(-ю) своё прочтение (смысловую разбивку) текста: (невольные) паузы при переходе со строки на строку. Наверное в этом плане такая разбивка была бы лучше:

Следы не говорят:
кто - друг,
кто – враг,
кто – просто так,
Кто – лишний,
кто – чужой.
Взмахнёт метель своей метлой
И всё бело и пусто.
Снег ляжет рыхлою волной
Искрясь снежинок белизной.
Померкнут боли,
радости,
мечты.
Под толщей снега скроются следы.
Они безмолвны, бессловесны.
На снегу пожизненной цепочкой
на беду,
на радость,
на печаль,
на грусть.
Всё стерпят.
Всё перенесут.

Но, во-вторых, захотел попробовать разбивкой так же как бы проиллюстрировать текст: думал лесенки будут как бы цепочки следов на снегу. Сам чувствовал - что-то не очень получилось. Ну (критик:) все мы человеки занятЫе чтобы убрать лесенку - не в укор, а наоборот ещё раз спасибо, что ответили. Если бы я знал, то сразу представил текст на критику без зрительных завитушек:

Следы не говорят:
кто - друг, кто – враг,
кто – просто так,
Кто – лишний, кто – чужой.
Взмахнёт метель своей метлой
И всё бело и пусто.
Снег ляжет рыхлою волной
Искрясь снежинок белизной.
Померкнут боли, радости, мечты.
Под толщей снега скроются следы.
Они безмолвны, бессловесны. На снегу
пожизненной цепочкой на беду,
на радость, на печаль, на грусть.
Всё стерпят. Всё перенесут.

И вот уже на традиционном тексте хотелось бы чуть подробнее о технический деталях. На мой взгляд размер (с учётом укороченных строк) соблюдается. Рифмуются попарно (парная рифмовка - двустишие) почти все строки (говорят-враг-так, чужой-метлой, волной-белизной, мечты-следы, на снегу-на беду, грусть-перенесут) за исключением

И всё белО и пусто

но эта строка на мой взгляд не выбивается своей исключительностью, а вместо как бы промежуточного итогового утверждения, где вместо второй строки большая пауза. В строках так же имеются внутренние звуковые переклички, которые насыщают текст: БЕЗмолвны-БЕСсловесны-Снегу.

В конце произведения неточная рифма грусть-перенесут имеет ту же смысловую нагрузку как строфа без пары - итоговая концовка.

Про не технику.
Содержание стихотворения - настроение/размышление (потому и в категории философской лирики); этюд; зарисовка с натуры - и вроде читается на одном дыхании, а перечисления с рифмованными словами внутри перечисления (строфический анжамбеман) вносят неопределённое ощущение какого-то разнобоя, потери ритма: вроде он есть, а вроде - нет, что соответствует теме стихотворения про следы.

Я не соглашусь, что печаль/грусть -это смысловой повтор. Есть повтор слов радости-радость. Но практически это слова омонимы. Беда, радость, печаль, грусть - это чувства (типа с большой буквы: Беда, Радость, Печаль, Грусть), а боли, радости, мечты - это, скажем так, эмоции (с прописной буквы), что лучше всего по мне иллюстрировать новомодным словом (Печаль - чувство, но печали==) печальки.

И насчёт темы: nil novi sub luna (ничто не ново под луною). И ещё перефразирую в тему: есть темы на которые можно сочинять стихи бесконечно.

Ещё раз спасибо за разбор и потраченное время.

Абрамов Олег   18.02.2023 02:36   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Абрамов Олег
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Владимирович Медведев
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.02.2023