Рецензия на «Иегуда Амихай. Образ боли, сокрытие счастья. Прико» (Анатолий Фриденталь)
хороший перевод. часто перечитываю амихая. книжка с иллюстрации моя прикроватная. я видел на улице летним вечером женщину, пишущую слова на бумаге, прижатой к закрытой деревянной двери. написав, сложила и, воткнув между дверью и мезузой, ушла. я не видел её лица и не увижу лица того, кто прочитает письмо. и не видел написанного. на моём столе лежит камень с надписью "амен". кусочек надгробия, осколок еврейского кладбища, разрушенного тысячу лет назад в городе моего рождения. только слово "амен", врезавшееся глубоко в камень. амен - тяжёлое и окончательное о том, что было и не вернётся. амен - понятное и звучащее, как молитва. амен и амен. и пусть будет так. памятники разбиваются, слова уходят, слова забываются. губы, сказавшие их, превратились в прах, одни языки умирают, как люди. другие воскресают, боги на небесах изменяются, боги меняются. молитвы остаются прежними. Леонид Рушклион 29.04.2024 10:08 Заявить о нарушении
Для меня всегда камнем преткновения при переводах Амихая была форма. Всё-таки прямой перевод в изложении на русском языке иногда теряет в образности. Как раз делая перевод первого цикла из Открыт.Закрыт.Открыт пришёл к убеждению, что наиболее адекватной формой является как раз совмещение силлаботоники и верлибра.
Поэтому использую и белый стих, и рифмованный, и верлибр одновременно. Впрочем, я уже писал об этом в послесловии к переводу первого цикла книги "Боги меняются, а молитвы остаются прежними". 3 мая Амихаю будет 100 лет. И эта публикация как раз к этой дате. В цикле всего 21 стих. Сегодня опубликовал вторую часть. Надеюсь, что до юбилея смогу опубликовать третью. Спасибо за внимание, Леонид. Буду ждать ваших публикаций. Всего наилучшего. Анатолий Фриденталь 29.04.2024 14:16 Заявить о нарушении
не только образность, но и глубина из-за связи иврита, как языка, и стихов амихая
с танахом... когда-то я написал: даже точку в танахе не рассекретить далем... хороших нам дней. Леонид Рушклион 29.04.2024 18:12 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |