Итоги. Кирилл Анкудинов

Большой Литературный Конкурс
ДЕСЯТКА СТИХОТВОРЕНИЙ-ЛИДЕРОВ

1. Владимир Лавров. "В городе-граде"
   http://www.stihi.ru/2001/11/30-548

2. Катерина Канаки. "Вчерашний вулкан, обращённый в цветок..."
   http://www.stihi.ru/2009/02/12/5343

3. Ольга Зверлина. "Каменная река"
   http://www.stihi.ru/2005/12/16-916

4. Владимир Шевнин. "Снова август. Злодействуют чёрные мухи..."
   http://www.stihi.ru/2007/09/10/2168

5. Наталья Максимова. "Морозом спаянные листья..."
   http://stihi.ru/2008/12/11/457

6. Марина Ратнер. "Жаркий сумрак гобелена..."
   http://stihi.ru/2009/04/12/6833

7. Bor G. "Восемь"
   http://www.stihi.ru/2009/03/18/4159

8. Е. Ё. "Отрывок из колыбельной песни"
   http://www.stihi.ru/2007/02/03-495

9. Дмитрий Милославский. "Где зимуют раки"
   http://www.stihi.ru/2009/02/12/4129

10. Смарагда Вторая. "Эвридика - Орфею"
    http://www.stihi.ru/2007/08/11-1621



ОБЩИЕ ИТОГИ КОНКУРСА

Из 57 представленных на конкурс стихотворений...

10 стихотворений (от 59 баллов и выше) - лидируют в конкурсе.

9 стихотворений (от 55 до 58 баллов) - неплохие. Они тоже могли бы
претендовать на лидирующее место, если бы я не был ограничен
необходимостью выбрать именно 10 лучших стихотворений.

15 стихотворений (от 50 до 54 баллов) - сносные.

23 стихотворения (ниже 50 баллов) - слабые.


КОММЕНТАРИЙ К ИТОГАМ


Стихи, представленные на конкурс, различны и по манере, и по качеству. Однако кое-какие общие замечания у меня имеются.
Недостаток всех конкурсных стихотворений - их слабая индивидуализированность. Все эти стихи (включая лучшие) - в той или иной степени вторичны, подражательны - либо по отношению к конкретным авторам, либо по отношению к "поэзии вообще". А ведь талант - это лица необщее выраженье; талант - это свой голос, свой почерк, свой стиль, своя просодия, своя интонация, своя тема, своя мысль. Талантливого поэта не спутаешь ни с кем - его черты опознаются мгновенно. Юнна Мориц не похожа на Беллу Ахмадулину, Сергей Гандлевский не похож на Бахыта Кенжеева. Но Наталья Максимова похожа на Бахыта Кенжеева, Катерина Канаки похожа на Светлану Кекову, Bor G похож на Дмитрия Быкова, Смарагда Вторая похожа на Марину Цветаеву. И это - победители конкурса, авторы лучших стихотворений! Даже несомненный лидер конкурса - Владимир Лавров - иногда интонационно впадает в зависимость от Бродского (ещё хорошо, что в минимальной степени; не так, как некоторые другие участники конкурса).
Ещё один (почти всеобщий) недостаток конкурсной поэзии - складывается в совокупности из навязчиво-демонстративной "позитивности" её интонаций, из усердно нагнетаемой "зачарованности" и "чудесатости" обстановки стихов, из чрезмерной "красивости" образов и определений. Всё это, взятое вместе, являет собой то, что принято называть словом "гламур". Стихи слишком многих конкурсантов находится в прямой зависимости от эстетики "гламура" (иногда - "интеллектуального гламура"). В этом отношении в "группу риска" попадают и Смарагда Вторая с её цветаеватостью, и Марина Ратнер, и Наталья Максимова с "ламинатом для Пуаро", и Ольга Зверлина, и Е. Ё. с кукольным модерном, и даже Катерина Канаки. Всех их выручает недюжинное мастерство. А многим участникам конкурса мастерства недостаёт, и их не выручает ничего.
Безусловно лучшее стихотворение конкурса - "в городе-граде" Владимира Лаврова.

в городе этом в ограде в заснеженной клумбе
он посадил своё горе - тяжёлые клубни
некому выкопать так и замёрзнут в земле
как подошли бы зиме эти чёрные губы
красные веки и голос осиплый и грубый
запах тюрьмы разъедающий тело семь лет

в городе этом в ограде во граде забытом
двери распахнуты настежь но окна забиты
выбиты зубы витрин и гуляет мороз
жители вымерли вымерзли съехали к Бозу
вывезли баб на возу предоставив морозу
право решать нерешённый квартирный вопрос

в городе-граде в ограде чугунно-чеканной
он посидел на дорожку с тоскою стаканной
два истукана держали над аркой балкон
он поседевший как будто присыпанный снегом
вдруг рассмеялся клокочущим хохотом-смехом
выплеснул водку на холмик и двинулся вон

в городе ветром в ограде гоняет по кругу
смутное чувство вины и вчерашнюю ругань
бледные тени забытые в спешке и сны
что не успели присниться - скулящие жмутся
к тёмным следам своим носом и просят вернуться
но уходящий спокоен и мысли ясны.

Я не особо люблю стихи без точек-запятых-заглавных букв; от этих приёмчиков так и шибает тухлыми ароматами пражско-американских цветков. В данном случае приём мотивирован и необходим. Стихотворение Лаврова замечательно тем, что каждое слово в нём - интонационно уместно. Вообще это стихотворение - виртуозно сделанное; в нём всё работает - и интонация, и рифмовка, и аллитерации, и двоение хронотопов (город-кладбище), и двоение образов ("скулящие": сны - неназываемые псы), и красно-чёрная колористика, и подобранная по фактурности лексика, и переносы (анжамбманы), и "мгновенные перебросы смыслов", достигаемые за счёт отсутствия точек-запятых. Обожаю мастерски сделанную поэзию!

Второе стихотворение, которое я хочу отметить - "Вчерашний вулкан, обращённый в цветок..." Катерины Канаки.

Вчерашний вулкан, обращённый в цветок,
земля, претворённая в море.
Рыбак поднимает пастушеский рог,
кочевник садится в рыбачий челнок
и тает в туманном Босфоре.
В июльской ночи, на тяжёлой волне
качая созвездий мережу,
ты всё ещё нянчишь мой сон обо мне,
и я, как дитя, вырастаю во сне,
тобою провижу и грежу.
Из зарослей знаков, из сладких помех
в эфире прижизненной встречи
я слышу густое дыхание всех
в тебе погребённых наречий,
я помню их мирт, кипарис и шалфей,
их бронзу, кремень и овчину, -
пусть имя твоё на ладони моей
сведёт их лады воедино.

...Смотри, что за труд мне завещан тобой,
смотри, не жалея:
в стотысячный раз неумелой рукой
писать на странице твоей черновой
строку Одиссеи.
Мне мало чужих непреложных шагов,
затем и крошится о туф берегов,
как необожжённая глина,
всё счастье напева, но крепнет любовь -
и длится былина.
Сквозь плоти адамовой красный песок,
смеясь, пробивается тонкий росток
кудрявого ветра морского,
твой утренний голос, твой сбивчивый слог,
твой образ: от света - до слова.

Это - типично кековское "словесное волхвованье", но выполненное столь профессионально, что от него не отказалась бы и сама Светлана Кекова. Обращает на себя внимание великолепный лексический арсенал Катерины Канаки и необыкновенная интонационная выстроенность стихотворения.

Ольга Зверлина и Владимир Шевнин порадовали меня строгой благородной сдержанностью своей манеры, Наталья Максимова и Марина Ратнер - напротив, изысканностью поэтической вязи (хотя Максимова, прекрасно начав своё стихотворение, запутала его вторую половину в невнятице - вплоть до бесспорных ляпов: "Они не мышечные - узы, не успокаивайте, плиз!" - оф кос, не буду успокаивать, узы не мышечные, а нейронные).

Отдельно скажу о прелестном стишке Дмитрия Милославского: он безупречен, а ведь писать стихи для детей куда сложнее. чем для взрослых; детей не проймёшь "ламинатами для Пуаро", "эвридиками", "мережами созвездий" и "чиппилиновыми колыбельными".
Вот и всё, собственно говоря...