По следам ограблений. Сергей Декабрёв

Блиц-Молния
1. Елена Дрозд  "Попутчик или о приметах"
http://www.stihi.ru/2009/09/20/1087
История, рассказанная Еленой до слёз простая, правдивая и  поучительная. К сожалению, эти же эпитеты нельзя применить к языку повествования. Метафоры расплывчаты, с давно выцветшей позолотой: «ширма разлук», «нить одиночества», «тени былого». А как, допустим, попутчик мог множить «колёс перестук» «тёплым касаньем»? Видимо, имелось в виду, что к стуку колёс добавился ещё и стук сердца героини. Но в тексте этого нет. Лишь последняя строфа положительно выделяется из общего сумбурного фона. Особенно удачно начало её:
«Утро пришло, как паденье с моста…». Вот  где настоящая образность, а не просроченная пиротехника.
Стихотворение называется «О приметах». И заканчивается  оно строчкой: «Верьте в приметы!»  Но речь-то в стихотворении идёт вовсе не о приметах, а о предчувствиях  лирической героини. А ни одной приметы  как раз не указано.
За тему и  за «паденье с моста» Елене два балла.

2. Татьяна  Владимировна Дёмина "Чудо-техника"
http://www.stihi.ru/2009/09/20/1364
У Татьяны  история тоже и до слёз простая, и  правдивая, и поучительная. Повествование, как ручеёк течёт к логическому финалу, мало утруждаясь образными ходами. Что всё-таки не есть хорошо. Хотелось бы уже у Татьяны и какой-то новизны в форме и содержании увидеть.
Впрочем, арбитра это не должно касаться.
Да и «ласточка» тут имеется:
"Сто тыщ  - не сумма за таку
ю технику могучую!"
Приём с переносом слова в следующую строку непрост и интересен. А он ещё тут и употреблён как-то очень к месту.
Зато не показалось удачным употребление заданного  слова «ширма». Не понравился ещё «ковёр с пятнами» (откуда мог знать агент про «пятна»?) А концовка, конечно, шикарная! Четыре балла.
 
3. Татьяна  Тау "Ворона и лисица"
http://www.stihi.ru/2009/09/20/1945      
Что интересно, Татьяна почти не отступает от сюжета известной басни, а смотрится её сюжет свежо и оригинально. Произошло это, думаю, оттого, что Татьянина ворона тоже знает эту басню, держит её в уме. И как раз на этом и «прокололась». Знание и мудрость – разные вещи. Поучительно и смешно. Конечно, подпорки крыловского сюжета облегчили задачу Татьяне. Но само решение её очень оригинально! Пять баллов.

4. Алиса Лесли  "Ограбление"
http://www.stihi.ru/2009/09/20/2718
Лишь в самых  последних строчках становится понятным: а причём тут тема «Ограбление»?  И в итоге, решение задачи показалось очень даже любопытным: люди сами себя обкрадывают, боясь совершать яркие и ответственные поступки.
Однако есть ощущение, что Алиса тоже сама себя обкрадывает, не смея выйти за пределы  весьма общих рассуждений. А в попытках образного выражения чувствуется опять-таки весьма формальный подход к фигурам поэтической речи, что выливается в крайне неудачные метафоры: «ширма из разбившихся мечтаний»; «падений соль».
Только за громадный философский потенциал  стихотворения ставлю ему два  балла.
 
5. Александра  Соколова 1 "Надули"
http://www.stihi.ru/2009/09/20/2923
И опять жулик  приходит в квартиру. Больная тема. Но в отличие от стихотворения Т. Дёминой повествовательную речь тут прозрачным ручейком не назовёшь. Уже строки:
«Стал с юбилеем  поздравлять -
Рост фирмы благосостоянья…»
сбивают с  толку. Какая смысловая связь  между этими строчками? Не понял.
А здесь: «Заточенные  уж ножи…» - «уж» выглядит, как опечатка.
Дальнейшие  объяснения про «расход фирмы», «товар с браком» и «издержки» видимо, подразумевают трёп жуликов о  своём замечательном товаре, но уж очень заметно, что стеснённые поэтической формой средства речи, мешают тут Александре выразится более внятно.
А концовка хороша. Обокрали, надули – можно успокоиться  и с поэтических высот взять  лирическую ноту. Два балла.
 
6. Минаров Анатолий "Исповедь обворованного..."
http://www.stihi.ru/2009/09/20/4391               
У лирического  героя стихотворения Александра украли  жену. Как украли, не рассказывается, с «БЛЕСКОМ» и всё. Значит, тут важен не сам процесс «кражи», а последствия и выводы. Последствия -  грустное и скорбное состояние героя. Вывод:
«Наукой доброй - будет впредь -
Жену красивую иметь...»
Так и хочется  сказать: ничему не научил этот случай лирического героя! Думаю, что вряд ли и сам Александр имел в виду тот вывод, который он сделал. Наверное, имел в виду, что не красивую жену надо иметь, а (то, что подразумевается под многоточиями) верную, добрую…Техника подвела.
Как и в других случаях:
«Всему виной - не роль "повес»…- «повесы» всё-таки надо. Или: «роли повес»
«Слёзные глаза» - некрасиво сказано; «заплаканные» ведь по идее-то.
Два балла.
 
 
7. Татьяна  Кажора "Ограбление в салоне  красоты"
http://stihi.ru/2009/09/20/6343 
Случай рассказанный Татьяной, безусловно, очень любопытен, хотя и верится в него с трудом. Ничего себе, дама вздремнула! Даже не почувствовала, как её обкорнали. Да ещё в престижном московском салоне… Но дело даже не в этом. Вот, допустим, строка:
«А мастер, вернувшись, увидел следы…» Разве мастер увидел «следы»? Ведь он увидел плачущую навзрыд даму.
И странные же эксперты поработали на месте преступления, если сделали такой вывод: «Уж коль ты в Москве - расслабляться не стоит!»
Хотя, это точно: В Москве расслабляться не стоит. Три балла.
 
 
8. Виктория Дорошенко "Ты вор!"
http://www.stihi.ru/2009/09/20/6522      
Крайне хаотичное и сумбурное стихотворение. Противоречивость в высказываниях лирической героини у Виктории сердцем ещё как-то можно понять. Но с позиции стилистики и средств литературного языка…Один за другим следуют импульсивные выкрики, связь между ними – только эмоциональная. Не почувствовал, чтобы из хаоса и кипения чувств тут выстраивалась какая-то гармоническая линия. Одни эмоции.
  «Твой взгляд, наполненный тоски…- надо бы «наполненной тоской» или «исполненный тоски».
Два балла за кипение поэтических страстей.

9. Жек Самойлов "Грабеж"
http://www.stihi.ru/2009/09/21/2125
Как тут не вспомнить хрестоматийное:
«Плачет киска  в коридоре.
У неё большое  горе:
Злые люди, бедной киске,
Не дают украсть  сосиски»
У Жека Самойлова  лирический герой – хозяин кота – добрый и рассеянный. Он и сосиску  даёт украсть коту и кусочек печёнки. А потом почему-то вполне реального  кота начинает искать в Интернете и даже готов отдать все накопленные стихобаллы за его поимку. Несмотря на логические неувязки, стихотворение понравилось своим ясным слогом и добрым юмором. Четыре балла.
 
10. Любовь Старцева "Задумаешься тут..."
http://www.stihi.ru/2009/09/21/2630
А тут всё  серьёзно. Нельзя не разделить возмущение Любови Старцевой властями, обокравшими  свой собственный народ. И некоторые  болевые точки проблем указаны.
Однако гражданский  гнев тут явно преобладает над поэтической составляющей. Прежде всего, непонятно, почему тема проворовавшихся властей тут связана с экскурсом по прошедшим на Блиц-Молнии конкурсам?
И если даже, допустим, пишется о лживом журчании с трибун наших правителей, то не стоит забывать о стройности изложения. А то ведь странно такое представить: народ проскакивает куда-то «как коней табун». Два балла.

11. Лора Евлахова "Подземная речка"
http://stihi.ru/2009/09/21/6061
Стихотворение Лоры поставило меня в тупик своей  необычайной лаконичностью. Не припомню такого случая, чтобы в четырёхстрочном  экспромте на конкурсе было всё: и тема выдержана, и заданные слова вполне органично вписывались в текст, и картинка имеется.
Четыре балла за этот изящный этюд. По баллу за строчку! 

12. Александр  Барвинок "Ограбление по..."
http://www.stihi.ru/2009/09/21/6978
Тут промелькнула, но к сожалению не получила достойного развития необычная тема: кража улыбки с известной картины Леонардо да Винчи.
Мне показалось, что пространство текста используется в этом стихотворении крайне не экономно.
Вот как говорится  об этой самой краже:
«То есть так, то есть как, на холсте…»
На всю строку только одно нормальное слово! Остальное  – междометия.
И вообще. Информация о том, что украдена улыбка озвучивается, наконец, лишь в четвёртой строфе и тут же опять вязнет в довольно бессвязных репликах.
Такое расточительство  можно оправдать ситуацией и самим жанром повествования: монолог, разговор по телефону, где слышна только одна сторона. Но за всей этой драматургией совершенно пропал сюжет. А жаль. Три балла.
 
13. Ольга Дари "Операция Ы - Ностальгическое"
http://www.stihi.ru/2009/09/22/967
Интересная  задача: облечь в стихотворную форму  столь любимый зрителями киносюжет.
Однако пересказ известного фильма показался мне  весьма нескладным. Без опоры на  кинокартину текст явно рассыпается и самостоятельной ценности не имеет.
И самое главное: нет авторской точки виденья. Пересказ только ради пересказа?
Как-то очень  не хватило вывода из всего рассказанного.
За взятую на себя сложную и интересную задачу, Ольге – два балла.
 
14. Зоя Лаут "Украли сумку!"
http://www.stihi.ru/2009/09/21/6306
Жизненная история  рассказана Зоей! Прозрачный слог, образы понятны и представимы.
Мои претензии  к стиху касаются только двух последних строф, и они носят довольно спорный характер.
«А за ширмой слышен шорох. 
Посмотрела – сумки нет!..»
И «шорох»  и «посмотрела» происходят в одном  моменте времени. То есть, по действию получается, что героиня посмотрела СКВОЗЬ ширму. Информацию о том, что она всё-таки посмотрела ЗА ширму, несёт тире. Но не слишком ли большая нагрузка ложится тут на этот знак?
«Кто поймает  злого вора…»
Эпитет «злого»  кажется тут лишним, употреблённым  только ради сохранения размера строки.
«Не доволен вор находкой…»
А тут наоборот. Все необходимые слова явно не смогли уместиться в размер строки. Ведь по смыслу надо бы: вряд ли будет  доволен вор находкой. А то получается, что героиня смотрит и видит  в реальном времени, что вор находкой недоволен.
Но за последнюю  строку можно всё простить. Четыре балла.
 
15. Елена Картунова  "Украденный сон"
http://www.stihi.ru/2009/09/22/5687
Интересный  замысел. Героиня вскакивает с постели и вдруг воображает, что у неё украли сон. И она пытается выяснить, кто это сделал. Однако уже во второй строфе, заданные к конкурсу слова запутывают всю картину:
«По всем приметам это – кто-то близкий.
Он на дела коварные – мастак.
Пошел на дело смело, не без риска.
За ширмой друга! Явно - не дурак…»
По каким  «по все приметам»? Что значит «за ширмой друга»? То есть, конечно, понятно, что тут имеется в виду «за личиной друга». Но ведь это же разные вещи!
И далее повествование  вязнет в столь же стилистически не продуманных фразах. Из дальнейшего понравилось только:
«Толкаю мужа. Он бормочет тихо:
- Журчанье. Блеск. Уйди. Здесь тишина…» - Смешной парадокс: героиня обвиняет ни в чём не повинного мужа, а сама, по сути, пытается украсть у него сон.
А ведь ответ на вопрос о краже сна промелькнул ещё в третьей строфе:
«Сон очень  жаль. Обидно. Неприятно.
(Мое спасенье в мире суеты)…»
Мир суеты, куда входят и будильники, и необходимость делать разные дела, вот что крадёт наши сны. Жаль, что более или менее серьёзный вывод так и не прозвучал в стихотворении. Два балла.

16. Вера Да  Юра "Ограбление - женская версия"
http://stihi.ru/2009/09/22/6601
Монолог живой  и написан с юмором. Автомобильная тема Вере да Юре явно удаётся.
Но вот…голову сломал, но так и не понял: а кто  же «Рено» лирической героини на другую стоянку угнал?  И почему, если «за углом, родная машина махнула крылом» она её на стоянках в округе искала? Три балла.
 
17. Елена Копенко "Медея"
http://www.stihi.ru/2009/09/22/8416
Сложную тему попыталась раскрыть Елена. К сожалению, удачной эту попытку назвать  никак нельзя. Я даже не понял,   просто ли пересказывает  Елена своими словами тут сюжет известного древнегреческого мифа или пытается выдвинуть какую-то свою версию произошедшего. За смелость и необычный тематический выбор – два балла.

18. Ирина Блажевич "Ограбление века"
http://stihi.ru/2009/09/23/417
Метрический строй стихотворения Ирины очень  симпатично гармонирует с темой. Оно получилось всё из себя английским. Однако некоторые строки выпадают из всех мыслимых ритмических построений.
«Примет плохих не было, и беду ничтО не предвещало…» - сказать, что это написано прозой…значит  – оскорбить прозу. Поскольку  даже в прозе ( по крайней мере, в  хорошей) есть скрытое ритмическое  звучание. Кстати, и непонятно, почему делается акцент в слове «ничтО». Разве есть другой вариант его прочтения? Мне кажется, тут достаточно было бы «ни» написать отдельно.
А вот случай другого рода:
«Симафору зелёный  глаз завязал чёрным, хоть плачь…»
Ну, «симафору» - опечатка, понятно. Но к чему относится «хоть плачь»? К семафору?  К Герою? К работникам железной дороги?
А в целом, понравилось. Три балла.
 
19. Галина Павлова Сойка "Самоограбление"
http://www.stihi.ru/2009/09/23/924
Аналогичная тема (самоограбление) есть и у Алисы  Лесли. Но тут другой подход, гораздо  более конкретный. Поэтому и сюжет вызывает большее сочувствие. И вывод получился у Галины очень убедительным. Подвели её только, на мой взгляд, два заданных слова:
«И спиртное ЖУРЧАНЬЕМ сочным
Подливали с утра до ночи…»
«Журчаньем…подливали» - это как можно представить? Вставка  «журчаньем сочным» разрушила смысл фразы.
Ну и «ширма»  опять - та же ошибка, как у Зои  Лаут, только в более явной форме:
«Оглянулась: за ШИРМОЙ яркой –
Мишура, свечнЫе огарки…»
Раз мишура, свечные  огарки и всё остальное, что там  перечисляется, находится за ширмой, то как увидела эти предметы лирическая героиня? Иносказательность этой фразы  конечно понятна. Но и смысл в образах художественной речи есть штука сердитая.
 
 С уважением Сергей.