Итоги финала 2009 - 2010. Фаустов

Большой Литературный Конкурс
АНДРЕЙ БЕДРИНСКИЙ, "Жемчужина"
http://stihi.ru/2007/08/16-1809  номинатор Всеволод Иванов (Des)

Думаю, что это стихотворение очень выигрышно слушалось бы в авторском чтении на фоне волнующей музыки. В нем есть все для лентандо и крещендо. Так же, как в нем есть все для аллюзий и аллитераций. Для синонимов и антонимов. "Меж выучeных клестом новых гамм услышу ли, как к этим берегам причалит твой двухстворчатый кораблик?" Произведение законченно, как может быть закончен шедевр. Несомненно, что этот стих перл, он таким был задуман и исполнен. С первой строфы он держит в надежде, что что-то произойдет, но что именно так произойдет, читатель и не надеялся: «я – жемчужина, шепнула ты и, эхом: - чу, жена – ответил я..., - и это ли не чудо?».


ВЛАДИМИР МЯЛИН, "Ненасытно нутро ветряка..."
http://www.stihi.ru/2009/11/14/6435 номинатор отборочный тур БЛК

Мельничные жернова мозга (ветряка) могут бросить вызов самой дальней границе человеческого благоразумия, где горизонт является той четкой границей, в которой заключена одна из самых выразительных форм нечеткости. Этот четкий феномен позволяет при ее описании сохранить верность всему - от античной эстетики до китча. В данном стихе  выбрана некая середина: "Жернова за неё не в ответе". Имеются в виду настоящие жернова, не метафорические. Стих не показал заявленную в заголовке ненасытность, а то, что показал, можно было увидеть и без жерновов. Идея стиха очень хороша и заключена она в названии его, но воплощена скромно, сразу насытившись.


АБЕЛЯРЪ, "Преставление"
http://www.stihi.ru/2003/09/26-487 номинатор отборочный тур БЛК

Абсурдно-уродливое может превратиться в амбициозно-красивое так же неожиданно, как пробуждение от будильника эйфории. Автор, будучи в этом состоянии тестирует литературу: "Ну что еще, литература, от нас стерпеть сумеешь, дура?", и... удачно. Проблема в том, чтобы и читатель смог услышать звонок этого будильника. Но он звенит не для всех. А вообще, не надо бы ждать его, пусть его хотя бы тихий звон звучит всегда, а пока что, название стиха указывает на смерть литературы (написано в далеком 2003 году!), и на попытки разбудить эту красавицу: "разбудят поцелуем сальным, измажут патокою рот". Не тот будильник заведен.  И не для всех сразу.


МАРТА СИНЕЛЬНИКОВА, "день полива"
http://www.stihi.ru/2010/04/06/6166 номинатор отборочный тур БЛК

Эти стихи надо читать в палате интенсивной терапии:
"Ничто не нарушало  тишину  на  даче:
Ни смех детей, ни птичье пенье,
Ни рокот самолёта в вышине", потому что ему можно верить - оно там и написано. Речевая терапия. Терапия речи. "Я поняла, что это было счастье" - понимание счастья и есть эйфория жизни, при этом даже чтение ужасно плохих стихов не нарушит этого состояния, более того - укрепит. Здесь озабоченность конфликтом между природным и здоровым и техногенным т больным, детством и зрелостью. Достаточно только резонанса, чтобы конфликт исчез и превратился в счастье.


НАТАЛЬЯ ЧЕКОВА, "Косточка"
http://www.stihi.ru/rec.html?2010/04/05/4933 номинатор отборочный тур БЛК

Чувствуются в стихотворении краски, но это какие-то неизвестные краски, иные цвета, за пределами видимого спектра. "Бродишь, срываешься, подпрыгнешь, не сбережешь..." - увидеть невозможно, а представить легко. Цвет - это температура, а она есть движение, динамический оттенок, усиленный многими дефисами и тире, через которые, как через барьеры, надо перепрыгивать к новым смыслам. Оксюмороны умножают фрагментарность смыслов, превращая косточку в некий универсальный знак, который надо просто "по-хозяйски накрыть ногой". От греха подальше. 


ДЖУ ЛИС, "Рыбак"
http://stihi.ru/2009/11/13/2519 номинатор отборочный тур БЛК

Лучшее, что можно сказать об этом стихотворении - то, что оно мечтательно, а худшее - что оно мечтательно. "Луна плыла, луна была полна" (Б. Пастернак). "Луна спала. Полно, луна была рыба по пояс в воде, только вниз головой" (Ната Сучкова). Эта "рыба", шаблон, образец, а "Ты бледна, как луна. Ты нема, как луна" (ДЖУ ЛИС) - это продукт ее, и даже красота описания царапанья брюха луны (рыбы) о ветви (водоросли) на дне (дворе) не объясняет того, как из брюха луны выдернуть крючком внутренности. Хотя, обращаясь в будущее, догадываешься, что луна чувствует это, цивилизация ее еще достанет. Мечтательность оправдана.


БОРИС ПАНКИН, "Чебурашка выйдет в чисто поле..."
http://stihi.ru/2003/11/30-1330 (квота Павла Самсонова)

На границе тучи ходят хмуро
Край суровый тишиной объят
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят
Там врагу заслон поставлен прочный
Там стоит отважен и силен
У границ земли дальневосточной
Броневой ударный батальон,
(Слова Бориса Ласкина, песня из кинофильма "Трактористы" (1939 год)". Можно считать, что ретро-футуризм живет, и в этой цепи Чебурашка не последнее звено!


ЛАДА МИЛЛЕР, "Поэт"
http://www.stihi.ru/2009/04/11/6162 номинатор отборочный тур БЛК (квота Владислава Сергеева)

Иногда так привыкаешь к современным стихам, что перестаешь понимать, о чем они? И по привычке же не обращаешь внимания на то ли странности, то ли находки: "вокруг пятном родимым соловеют Соловки". Или: "Проспиртованный закат. Ты стоишь травой исхлестан от распятия до пят". Потом смотришь название стиха - "Поэт". Этим все сказано. Стихотворение писано от имени лирического героя, оно само, потеряв своеволие стало субъектом творчества, творящей сущностью, не зависимой от автора. Поэтому поэты сами не ведают, куда их выведет кривая. 


EIRONEIA, "А ты не понял? Мы прощались..."
http://www.stihi.ru/2010/04/19/1750 номинатор Ноев Ковчег

Уже не первый раз цитирую Джарвеса Кокера (Jarvis Cocker британский музыкант из группы Pulp), но куда деваться, если он говорит такое: "I will never get to touch you, so I wrote this song instead" - "Мне никогда не прикоснуться к тебе, поэтому вместо этого я написал песню". Перл современного искусства. Прикосновение же убивает искусство, превращает его в попсу (может это и кошмар?) В этом стихотворении принцип наоборот: "уйду наощупь, не провожаема никем - зачем? Прощанье - только площадь, где выставляют манекен" - его можно трогать сколь угодно, и это не помешает написать грустное стихотворение о печали и прощании с любовью.


ЛЭЙЛА, "хороший знак"
http://stihi.ru/2004/12/30-644 номинатор Алексей Григорьев

Проникновение в оптимизм. Как ночное купание в холодной воде.  Не первое и не последнее. Как не первый и не последний хороший знак. Кажется, что эти знаки определяют судьбу, но только в том случае, если об этом написано незабываемо. "...по-лягушачьи воду рассекать быть снулой рыбой ласковой утробы из трех времен надергать ниток, чтобы из трех имен единое связать..."


МАРИЯ МАРКОВА, «река»
http://stihi.ru/2010/04/13/3449 номинатор Галина Щекина

Мария Маркова уже яркая звезда, разгорающаяся все сильней. И как несомненный авторитет в современной русской поэзии она востребована в литературных журналах. Ее стихи действительно чувствуются настолько органичными с общей основной формой и содержанием, что создают настроение одинаково адекватное для всех людей, от мэтров поэзии до простых читателей. Ее и вправду можно назвать народным поэтом хотя бы потому, что она производит культурную реабилитацию простоты и ясности в противовес существующей сегодня небрежности, брутальности и отсутствия стиля. Кто еще из современных русских поэтов способен вызывать в аудитории овации и выкрики "браво!" Мария Маркова может (и делает это, чему я был свидетелем): "Я здесь, я всё ещё река, разлитая легко по свету".


ЛА СВЕТЛАНА ВЕТКА-ВЕТКА, «ямбы, хореи, ягоды»
http://www.stihi.ru/2010/04/07/6074 номинатор Игорь Михайлов

Ла Светлана Ветка-Ветка может превратить в лирику что угодно, любую тему, событие, переживание, и даже то, что невыразимо. Просто, когда мы думаем, что уже больше нельзя, дошли до барьера, оказывается, что она уже давно за ним. Тонкая мысль не нуждается в эмоциональности, как способе ее объяснения, ей достаточно простых слов из букваря или орфографического карманного словарика:
 "я доверчива скромна я вам чистописание а больше ни хрена".


ИГОРЬ ГОНОХОВ, «Зимний сон или воробьи»
http://www.stihi.ru/2007/07/24-3002 номинатор Андрей Моисеев

Стихотворение похоже на длинное уравнение, которое не знаешь, как решать, пока не догадываешься, что оно есть функция самого себя - как перегонка самогона рождает дух, как сон поэта рождает безобидных воробьев:
"В цветастом блюде пирожки.
Там воробьи пекут и варят".


ОСКАР БОЭЦИЙ, «Пещерный художник»
http://www.stihi.ru/2006/03/01-2806 номинатор Выход Из Под Контроля.

Стих-картина, в которой каждое слово-мазок:
"...охальный,
Сам не свой, охристый, наскальный,
Иноскальный, инок скальный,
Иномыслящий пращур ваш..."

Из мазков вышло полотно, но оно не читается сразу, и понятно не всем. Поэтому автор накладывает дополнительныеи мазки:
"Не бизон это был, не бизон!
Не олень это был, не олень!
Я творил, но не я был творец.
Наш отец это был"
Автор утверждает, что пещерное (примитивное) искусство даже исполненное хоть клинописью, остается метафоричным и аллегоричным, и вдохновленным свыше. Можно расширить это свойство для любого искусства. Начиная с поэтического.


ГЕННАДИЙ НЕЙМАН, «Мать»
http://stihi.ru/2004/04/08-975 номинатор Светлана Езерская

Каждая строка в стихотворении подается через сито библейских сюжетов, через призму священного слова "мать", и восприятие сквозь собственную память. Чехов в рассказе "Студент", говоря о вере, хранимой столетиями, писал: "Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой".
В этом стихотворении та же цель и та же цепь.


АЛЕКСАНДРИНА ВАН ШАФФЕ, «По следу нами раненных чудес...»
http://stihi.ru/2005/08/19-12 номинатор Талестра

"Да что ж такого в этом «НИКОГДА»,
Что нас все тянет по его маршрутам?"
Заросли мелодраматических ветвей в паутине маршрутов настолько сложны, что в них может все исчезнуть, если слишком сосредотачиваться, однако, если в них нырнуть как в водопад, тут же откроются прелести арт- то ли нуво, то ли флеш, или деко, или лайф. Кому как нравится. Финал стиха: "чудеса зализывают раны", и это значит, что хождение по следам было не только не напрасно, а совершенно необходимо. Чудеса ранятся чудесами, которые есть мы сами.


ДАН КЕШОН, «Я доходил до самой ручки в восточной дикости пиал»
http://stihi.ru/2009/10/22/2504 номинатор Светлана Марфина

Чтобы написать рецу на это стих я запланировал вспомнить и думать о нем в первые минуты после утреннего пробуждения, находясь еще в пороговом состоянии между сном и реальностью. В полном бодрствовании в голову ничего не приходило. "Герой достанет мощный кукиш, и скажет "Ну?", а после "На!" Нас не продашь и не подкупишь! Патриотически волна Накроет шайку медным тазом". И утром мне в голову ничего не пришло, наверное потому, что последняя строка стихотворения все сказала сама афористически: "тесен мир славянской браге в восточной дикости пиал".


ЕВГЕНИЙ ОРЛОВ, «любовь»
http://stihi.ru/2010/03/14/4895 номинатор Алекс Павлов

Перечень слов в начале стиха создает настройки восприятия для более глубокого проникновения в атмосферу повествования, которая то ли расширяется (смех женщины), то ли сужается (взгляд щенка) - все зависит от восприятия и настроения читателя. Тут много поворотов. От насыщенных до скудных, больших и малых, (но не менее завораживающих), спокойных и элегантных до звона в голове. Если можно сказать, что стихотворение опьяняет и кружит, то про это так можно сказать точно. Да и сам лирический герой признается: "и откроется плод черным блеском пьянящий и резко я хмелею и млею от этого страшного блеска...". Кто не пьянел от любви?


НАТАЛЬЯ ЛУКЬЯНОВА (БЕСАМЕМУЧА), «Жестокий романс»
http://www.stihi.ru/2009/03/25/59 номинатор Смарагда

Едва ли не единственное гламурное стихотворение в этом цикле, хотя об этом можно и не говорить, потому что романсы почти стали его сутью. Как гламур стал и сутью попсы. Сюжет прост: "Сменив богемный антураж на будуар уютной виллы... Он с кем-то дрался на дуэли". Здесь особый путь: еще даже не попса, чтобы стать искусством, но уже слишком искусство, чтобы быть просто попсой. Состояние критика настолько неустойчиво, что любое слово в похвалу или ругань обрушивает его. 


СЛАБЫЙ ТВОРОГ, «Маргарет, Моя Дорогая Маргарет»
http://www.stihi.ru/2009/10/09/4311 номинатор Мариян Шейхова

Повторю еще раз свой тезис о том, что уродливое может превратиться в прекрасное очень неожиданно, революционно.
"Я больше не открываю дверь, отвечаю я ей,
Вкладывая в конверт фотографию очередного
Выбранного свободным голосованием президента".
Эйфория возникает от настоящей демократии, но ирония заключается в том, что в иных условиях и выбор оказывается ужасным. Этот стих просто просится быть в десятке лучших. Есть в нем нечто, что может пригодиться в жизни.


SMOKER, «Это только сначала не больно...» 
http://www.stihi.ru/2008/07/05/1308 номинатор Доктор Гумис

Меланхолия слова, мрачность и развитие еле сдерживаемого пессимизма (а может радости?) как совершенный акт художественной алхимии, ее норма.  В таких случаях рецензия не может быть ни "пряником ни кнутом, ни пинком ни пайкой". Она сама должна быть паранормальной и настолько туманной, чтобы сделать себя бесполезной. Если б можно было заставить рецензию пронзительно завизжать, то я бы сделал это в ответ на строки стихотворения: "Если время и лечит кого-то ногою левой. Беспробудно и страшно бренчит затравленный Моцарт".


АЛЕКСАНДР КОЖЕЙКИН, «World of Warcraft»
http://www.stihi.ru/2010/03/29/4002 номинатор Натан Хлебник

Сложное произведение: триптих с эпиграфом и пояснением. Рецензией на произведение должен стать бы пересказ содержания этого повествования с последующим возложением его на алтарь свободного искусства. Нет, лучше на алтарь борьбы с коррупцией. "Грозный металл запрягая в оглобли, мир занемог и обрюзг, будто Рим". Читатель бросается на проникновение в ткань стиха, и, получив энергию, запоминает это как закономерный факт столкновения ожидаемого и неожиданного одновременно. В конце концов это и есть ролевая онлайн-игра World of Warcraft - чтение стихов.


ПЕТЕЛИНА МАРИЯ, «Степь»
http://stihi.ru/2010/01/26/7204  номинатор Евгений Петропавловский

Мистическое степные миражи и бури вызывают в памяти тревожный гибрид  воя и плача, которые звучат как мощное крещендо, очаровывающее однако нас колыбельной, навязчивым резонансом музыке, которая существуют только в мечтах: "и во мне твой голос - самый желанный звук. Я раскрываю закат над тобой как зонтик и ковром цветочным стелюсь под твою стопу." Вне терминологии музыки (памятуя о Чюрленисе) этого не объяснить. Чтобы услышать звуковые ландшафты, не нужно быть степным волком.


N.REBER, «интерференция»
http://stihi.ru/2009/05/08/4846 номинатор Gavs

Название стихотворения "Интерференция" отражает наполненность метафорическими зигзагами, которые превращают читателей в эмоциональных  кочевников по пространству - "глиняный кувшин из вавилонского зиккурата взрывается черепками в Ижевске". Все события-метафоры не представляют из себя что-то неожиданное, но композиционно расположенные в пространстве и времени, сам способ их следования вместе взятых, создает интересное и сложное состояние, охватываемое диапазоном состояний от тихой колыбельной до взрыва, от Космоса до жития инока. Интерференция была и будет, потому что это процесс. Сама рецензия и есть интерференция.


АЛЕКСЕЙ КОРОЛЁВ, «scvrra»
http://stihi.ru/2008/05/30/2254 номинатор Мелькор

Писать о современной поэзии - все равно, что станцевать архитектуру. Стихотворение "scvrra" как раз то, что надо постараться станцевать, тем более, что пушкинский эпиграф его предваряет. Плоский минимализм прозаического верлибра, насыщенный мятущимися превращениями лиргероя, на фоне бездеятельного шута, олицетворяющего может совесть или еще что-то ненужное и невостребованное: "поди ж ты надоешь всемилостью шут на крюке в осеннем пальтишке затеряешься среди шуб". Достойный экспонат для танцпола верлибротек.

АЛЕКСЕЙ КОТЕЛЬНИКОВ, «Привет, отец!»
http://www.stihi.ru/2008/03/03/4438 номинатор Лада Миллер

Способны ли мы сказать добрые слова близким людям? Можем ли мы сказать об этом без покаяния? Можем ли мы сказать об этом не будучи в пьяном монологе? Или неважно, как, лишь бы сказать? Неважно где, пусть даже и на кладбище. А можем ли мы сказать добрые слова живым?


АНТОН ПРОЗОРОВ, «сонник»
http://www.stihi.ru/2008/09/19/537 номинатор Выход Из-Под Контроля

Даже в  момент самой быстрого и легкого понимания текста этого стиха, все равно от читателя может потребоваться более тщательное прочтение, и те, кто достаточно терпелив, откроют для себя сокровище тихого наслаждения. Оно спрятано в двух первых и последних строках: "а она ты знаешь жила негромко собирала мысли слова дела ...до чего мы господи невесомы несладимы призрачны неполны". А между ними игра слов, очень удаленных друг от друга.


АНТОН ПРОЗОРОВ, «говорит оттуда...»
http://www.stihi.ru/2009/12/16/1475 номинатор Ноев Ковчег

"...ничего подобного вообще
ни звезды, которая погасла
ни звезды, которая горит
ничего".
Частицы не и ни для меня есть некий художественный ручной тормоз, который останавливает  движение стиха и впереди ничего не видать, и что было позади позабыто. Остается только статическое ощущение состояния, которое ценно само по себе, как мороженое ценно тем, что оно заморожено.


ВИК, «тихое»
http://stihi.ru/2008/11/21/463 номинатор БЛК

Романтическое, демоническое, грустное. Стихотворение намекает то на одно, то на другое, при этом расплывчатость картины не устраняется, она смазана как в движении, хотя никакого движения нет.
"...и, накрывший медным тазом всё, что ново и старо,
день в оконной раме смазан хлёсткой кистью писсаро". (еще один медный таз!)
Впрочем, движение есть - "идёт долиной мглистой шёпот сердца атеиста" - но оно очень тихое, движение шепотом, об этом и стихотворение. Что может быть тише шепота атеиста? Бывают времена, когда тише ничего нет.


ВЛ.ЧУГАЕВ, «Слепое кино»
http://stihi.ru/2006/02/06-682 номинатор Талестра

Хоть стихотворение и нечто большее, чем упражнение в грусти и депрессии, но не настолько, чтоб захотелось выучить его наизусть. Правда, это не показатель. Слепому кино не нужно действие, у него есть особое состояние честности, при котором любви не надо пробиваться через препятствия и доказательства, как в кино, она наступает сразу, и ее видно.


ГРИГОРОВ АМИРАМ, «Слово москвы»
http://www.stihi.ru/2009/04/23/690 номинатор Никита Брагин

"Недалёкой земли не достигнуть, ни водой, ни дорогой" - в зачине стиха, и далее, используя всю энергию применяемых образов, стихотворение достигает цели. И уже неважно, какая это была цель. Энергия полезна тем, что она заряжает второстепенность и инспирирует последовательность слов. Она требует уступить дорогу, но никто и не мешает. При этом сохраняется опасность стать жертвой собственной энергии, которой некуда деваться, и только найти пристанище там, где указано в финале: "над приёмным покоем  Над покоем приёмным". Это надо воспринимать как позитив. 


ДМИТРИЙ МАШАРЫГИН ОЗЕРСКИЙ, «в потерянном доме мы вместо кого»
http://stihi.ru/2009/05/05/40 номинатор Мелькор

Катенин Грибоедову писал о "Горе от ума": "Дарования больше, чем искусства". Грибоедов - Катенину:  "Искусство только в том и состоит, чтобы подделываться под дарование" (Вайль и Генис "Родная речь").
"и помню качались качели в саду
две женщины знали что я не приду
качались качели и кто-нибудь в них
качались за ними качались за них".


ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ, «Вот гай германика премудрая Москва»
http://www.stihi.ru/2010/01/10/3030 номинатор Ноев Ковчег

Тонкие механизмы поэтических строк создают сцепления, заправленная топливом машина входит в слаженность работы, и чем дольше это наблюдаешь, тем энергичнее открытия, будто становишься каким-то типа эзотерическим самолетом, возвращающимся в прошлое, где "крамола с птичьими костями, затвердевший в небе салют, и бренность, и исполать тебе четвертый Рим". Стихотворение есть продукт истории и сама история памяти, "любимой до беспамятства", в которой преследуются призраки насильственных разрывов между судьбой и городом. Москва вдохновляет на драматическое.


ЕЛЕНА КРИВЧИК, «Пока все рёбра были целы»
http://www.stihi.ru/2009/03/24/5255 номинатор Андрей Моисеев

Здесь буквосочетания на тонкости слово- и мироощущения, создают мантры аллитераций, стОящие гораздо дороже, чем конкретные идеи на отвлеченном образе стиха, тем более, что по содержанию стиха пока не было тех (лиргероев), у кого они могли родиться, а были только "оливы и агавы. Вы праздно пили соки-воды, Вкушали мёд, плоды и травы, Плодя любви паллиативы...".


ЕЛЕНА МОРЕВНА, «дельта»
http://www.stihi.ru/2002/09/16-853 номинатор Татьяна Некрасова

Стихотворение как кинетическая скульптура, начинает двигаться под действием собственной энергии "неистового моторчика" вдохновения, заставляющего пространство впадать в кураж, и сам стих как "летучий шезлонг уже считает стыки полосы...". Улет. Вместе с читателем, если только он сам готов к этому.


КАТЕРИНА КАНАКИ, «Вчерашний вулкан, обращённый в цветок...»
http://www.stihi.ru/2009/02/12/5343 номинатор Никита Брагин

Это стихотворение я помню уже год. Оно обсуждалось в прошлогоднем апрельском цикле. В этом году стих приобрел вещий смысл на фоне парализовавшего всю Европу исландского вулкана. Не знаю, какими словами описать это стихотворение, но кажется мне, что оно уже вошло в современную классику. В него можно вплыть как в безопасную гавань, где не страшно, и можно придти в себя: "пробивается тонкий росток кудрявого ветра морского, твой утренний голос, твой сбивчивый слог, твой образ: от света - до слова".  К одному из стихов К. Канаки я когда-то писал: "Человек словами заполняют строку, но не они создают смысл сказанного, а то, что оказывается в пробелах, и что оказывается гораздо сильнее слов и человека".


МАША НЕ, «1001»
http://www.stihi.ru/2009/10/22/8319 номинатор Игорь Михайлов

В стихотворении содержится намного больше, чем прочитывается. Оно предполагает множество отдельных кусочков реальности, которую лучше всего рассматривать без всякой связи друг с другом. Тогда проявляется композиция, но особая, которая таковой вовсе и не является в привычном смысле, но рождает зудящее чувство сопричастности, во все тело проникающий тремор озабоченности тем, что сегодня завтра станет вчерашним, а вчера так и останется в памяти навсегда: "И сколько в колотушку ни фигачь, Не спят спокойно жители Багдада..."


НЕ ПОХОЖА НА РИЗ УИЗЕРСПУН, «Притча о древней рыбе»
http://www.stihi.ru/2009/09/26/3080 номинатор БЛК

Мы можем быть до конца с прошлым, но прошлое не до конца с нами. Об этом притча. И вообще прошлое отделено от нас как рыба стеклом аквариума, о которое остается только плющить  розовые ладошки. Переводя метафорические стрелки на человеческую цивилизацию, памятуя о том, что китайцы называли "великого человека общественным бедствием", не точно ли так же можно сказать о некоторых памятниках некоторым «выдающимся» людям: «какой неудачный финал… какое глупое и мучительное самоубийство»? Притчи всегда с двойным дном. 


СВЕТЛАНА ШИРАНКОВА, «Баллада о проходящих мимо»
http://www.stihi.ru/2008/08/01/1257 номинатор Ноев Ковчег

Сейчас, когда маргинальность стала мейнстримом, трудно написать рецензию, отвечающую и тому и другому, или вообще соответствующую какому-то однозначному жанру. Даже если это баллада. Первая часть стихотворения здесь представляет собой  сценарий фильма с одним персонажем, который можно снять и выставить на YouTube, а вторая - чувственное осмысление социального напора: "Рванёшься, будто пленник из оков, почуявший в металле призрак фальши, ...но все равно останешься среди таких же проходивших рядом". Пусть это будет неким самородком современной поэтической красоты из каменных штолен подземных темниц. Но чтобы это увидеть, надо там оказаться. Стать одним из проходивших мимо "дрожа от жути, холода и смрада".


СЕРГЕЙ ИВКИН, «Четыре»
http://stihi.ru/2009/09/17/1865 номинатор Натан Хлебник

Иногда от прочтения стихотворения может возникнуть опасение за избыточную смелость придания стиху поэтической ценности, которой, казалось бы, слишком мало. Но такова современная поэзия. Ее сегодняшние состояние и восприятие  читателем не соединяются прямой, а связаны хитроумными узлами:
"Не говорите все сразу: и так в голове байда.
Каждое утро бреюсь, но прорастает синяя борода".
И вдруг обнаруживаешь, что узлов слишком много и они созданы не поэтом, а судьбой и их естественность превращается в естественность спутанной лески, называемой бородой, в клубок шерсти, который не надо распутывать, а просто связать еще сильнее и сделать носки. Без которых жить нельзя. Две пары. Как продиктовано назывнием.


СКАНДИ, «неворобей»
http://stihi.ru/2009/05/20/4455 номинатор Выход Из-под Контроля

Еще одно стихотворение, испытывающее литературу на прочность. Если название стиха - открывашка, то здесь она не срабатывает. Нелинейные образы, смысловые переломы и неожиданные рифмы превалируют над сухим и жестким смыслом, превращая чтение стиха в тяжкий труд. В конечном счете, ему не хватает для данной жанровой разновидности чувства, но его отсутствие воспринимается как необходимость. Это пример минимализма современной поэзии, который делает ее такой сложной - эстетика еще не распрощалась с простотой, но уже познакомилась со сложностью: "истово буквам не верь не исповедь я здесь не храм городил а изгородь".



Пока писал рецензии, полюбил каждое стихотворение. Теперь приходится какие-то стихи отрывать и говорить, что они лучше других. Но раз таковы правила, то вот выкристаллизовавшаяся десятка:

95 баллов
КАТЕРИНА КАНАКИ, «Вчерашний вулкан, обращённый в цветок...»
http://www.stihi.ru/2009/02/12/5343 номинатор Никита Брагин

90 баллов
МАРИЯ МАРКОВА, «река»
http://stihi.ru/2010/04/13/3449 номинатор Галина Щекина

85 баллов
СЛАБЫЙ ТВОРОГ, «Маргарет, Моя Дорогая Маргарет»
http://www.stihi.ru/2009/10/09/4311 номинатор Мариян Шейхова

80 баллов
ДМИТРИЙ МАШАРЫГИН ОЗЕРСКИЙ, «в потерянном доме мы вместо кого»
http://stihi.ru/2009/05/05/40 номинатор Мелькор

75 баллов
АЛЕКСЕЙ КОРОЛЁВ, «scvrra»
http://stihi.ru/2008/05/30/2254 номинатор Мелькор

70 баллов
N.REBER, «интерференция»
http://stihi.ru/2009/05/08/4846 номинатор Gavs

65 баллов
СКАНДИ, «неворобей»
http://stihi.ru/2009/05/20/4455 номинатор Выход Из-под Контроля

60 баллов
ЕЛЕНА КРИВЧИК, «Пока все рёбра были целы»
http://www.stihi.ru/2009/03/24/5255 номинатор Андрей Моисеев

55 баллов
СВЕТЛАНА ШИРАНКОВА, «Баллада о проходящих мимо»
http://www.stihi.ru/2008/08/01/1257 номинатор Ноев Ковчег

50 баллов
МАША НЕ, «1001»
http://www.stihi.ru/2009/10/22/8319 номинатор Игорь Михайлов