Итоги 2011. Галина Климова и Игорь Караулов

Большой Литературный Конкурс
Многоуважаемые господа!

С большим интересом и пиететом изучила присланные мне на  прочтение поэтические подборки 25 стихотворцев, вошедших в шорт-лист Большого литературного конкурса, проводимого Вашим сайтом.

В основной своей массе это весьма неплохие стихи. Общий писательский уровень современных стихотворцев вроде бы растет, вопреки катастрофической убыли современных читателей.
И даже по этой небольшой выборке авторов и стихов легко угадывается общее направление – и по поэтике, и по тематике – главного русла современного стихописания, хотя любой мэйнстрим нивелирует и нейтрализует личность автора за счет повторов и самоповторов, за счет тиражирования отдельных поэтических тем, форм, метров, способов рифмовки, интонации и проч.

И все-таки я услышала очень разные, вполне самостоятельные поэтические голоса, запомнившиеся с первого прочтения.

 Я выбрала 5 авторов, 5 подборок:

1. ПАСТУХ ЛА

“А это – я” http://www.stihi.ru/2010/03/15/6520

“Спит районная больница” http://www.stihi.ru/2010/06/04/4238

“Я – осколок местечка” http://www.stihi.ru/2010/07/30/5676

Замечательно ёмкие, наивные и трагические стихи (местами страдающие, к сожалению, многословием и плохими рифмами)!


2.МИХАИЛ СВИЩЁВ

"Светомузыка" http://www.stihi.ru/2011/05/05/4285

"RDX" http://www.stihi.ru/2011/04/22/7669

"Четыре оврага" http://www.stihi.ru/2009/09/08/3559

Жесткая характерная  лирика с узнаваемой мужской интонацией, с выразительными деталями(хорошо бы без уменьшительно-ласкательных суффиксов), местами попадающими в десятку. «Четыре оврага» - удача!

               
2.АЛЁНА БАБАНСКАЯ

"На уровне ласточек..." http://www.stihi.ru/2011/04/27/6506

"бильбоке" http://www.stihi.ru/2011/04/27/6531

"иероним" http://www.stihi.ru/2011/04/27/6550
 
Свое, не заёмное мировосприятие, не банальный взгляд, не затасканная лексика и метафорика. Хотя «иероним» - проходное, на модную тему «Босх», и только ленивый не писал о нем в последние годы…


4.ЕЛЕНА МИРОНОВА

"Выходи" http://www.stihi.ru/2007/06/08-1188

"Ты с райских кустов состригаешь сухую листву..." http://stihi.ru/2008/06/07/1578

"Колыбельная" http://stihi.ru/2010/02/05/8469

Стихи – в отличие от многих – довольно профессиональны и гармоничны. Женская лирика в хорошем смысле и в традиции.


5.ГЕОРГИЙ ЯРОПОЛЬСКИЙ

"Холмы Forever" http://www.stihi.ru/2011/04/02/4821

"Фотография Роберта Фроста в 89 лет" http://www.stihi.ru/2011/01/19/9330

"Холмистое небо" http://www.stihi.ru/2011/04/05/4639

Умение увидеть и создать поэтическое пространство, неплохое владение техникой версификации – при непростительном многословии.


           С пожеланием новых стихов и новых побед
                Галина Климова   


Из общего числа подборок я довольно быстро и уверенно выбрал семь лидирующих, а вот отсеять из них две было довольно сложно. В итоге были с болью в сердце отсеяны Пастух Ла и Зеленцов, оставлены же Пагын, Пермяков, Мельников, Свищев и Ивкин. И вот как распределились места между этими прекрасными людьми.


1 место – ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ

"Сражённый средством доктора Вов-ху" http://stihi.ru/2011/04/08/6428

"Как если бы я не погиб на войне кентавров" http://stihi.ru/2009/10/07/2092

"Я только помню, что свет" http://www.stihi.ru/2010/03/13/5017

Мельников – яростный и серьезный поэт. Его стихи не очень легкие, они требуют вчитывания.  Мельников милосерден к критику, оставляя ему пространство для придирок. Так, первое стихотворение подборки, возможно, несколько портит недостача одного слога в пятой строке. Также, может быть, «Харон-Ахерон» во втором тексте - не самая удачная рифма. Стихи Мельникова так или иначе связаны с военной темой; возможно, читателю хотелось бы большего разнообразия. Тем не менее, Мельников попросту выглядит взрослее прочих участников, поэтому я смело ставлю его во главу списка.
 

2 место – МИХАИЛ СВИЩЁВ

"Светомузыка" http://www.stihi.ru/2011/05/05/4285

"RDX" http://www.stihi.ru/2011/04/22/7669

"Четыре оврага" http://www.stihi.ru/2009/09/08/3559

Думаю, многие скажут, что Свищев заслуживает более высокого места. Он делает по-настоящему профессиональные, очень кондиционные тексты.  Их судьба должна сложиться хорошо. Но чего-то мне в нем не хватает. Допустим, соли и перца. Например, стихотворение «Светомузыка» безупречно сработано и очень трогательно, но автор не идет в нем ни на какой риск: он раскрывает традиционную тему в традиционном ключе с помощью традиционных, давно обкатанных образов (патефон, пластинка). В стихотворении «RDX» столь же уверенно решается любовная тема, но маяковские нотки звучат достаточно явственно. Не засиделся ли Свищев в отличниках?


3 место – СЕРГЕЙ ИВКИН

"Любовь" http://www.stihi.ru/2010/12/29/2290

"Зависть" http://www.stihi.ru/2010/11/04/3858

"Провинция" http://www.stihi.ru/2011/02/21/2283

Ивкин – романтик с резкими словесными жестами, фигура несколько демоническая. «Черное небо горит на моих плечах» - так он может сказать. Или – «через полувыжженный рассудок тянутся глухие поезда». А может сорваться в одиозную рифму «горсти – прости». Мир его стихов вертится вокруг сильного чувства – даже то у него, что нельзя назвать любовной лирикой,  воспринимается как речь любовника или влюбленного. Вместе с тем, я бы не назвал его стихи броскими и запоминающимися; главное у него – процесс, а не результат; движение текста, а не его завершенность. 


4 место – АНДРЕЙ ПЕРМЯКОВ

Футбол" http://stihi.ru/2011/04/20/3470

"Саратовское" http://stihi.ru/2011/04/20/3476

"Придумаю: ушла, оставив сны..." http://stihi.ru/2011/04/20/3486

Говоря о стихах Пермякова, я в первую очередь хотел бы назвать их современными, актуальными в самом полезном смысле этого слова. Их отличают предметное переживание истории и непосредственность чувства. Он, кажется, не движется ни в чьем русле и не грешит литературщиной. Первое стихотворение подборки, «Футбол», показалось мне самым симпатичным из прочитанных мною в этом туре. Но – не самым совершенным, увы. Так, строфа:

А количество встреч равно числу поражений.
Человек опускается на золотые доски.
Свет и вода переходят в степень смешения.
Рядом садится чайка по имени Лобановский –

кажется мне водянисто-натянутой. А во втором стихотворении – целый парад банальных рифм, идущих подряд: «умирал-орал», «кошка-немножко», «квартир-мир», «страны-весны». А вот заключительные строчки подборки мне очень понравились:

Тень обнимает маленькую тень
и шепчет тени то, что шепчут тени.


5 место – СЕРГЕЙ ПАГЫН

"Во времени все больше вещества" http://stihi.ru/2010/09/30/6190

"Ничего не будет за порогом" http://stihi.ru/2011/04/11/6973

"Приходит час и страху увядать" http://stihi.ru/2008/06/04/1390

Пагын – самый странный и загадочный из пяти. У него очень тихий голос, неяркие, блеклые тексты, но так просто отмахнуться от него почему-то не получается. Мне кажется, он застрял на середине дороги между обыкновенным пейзажно-почвенническим рифмованием и чем-то вроде шаманского говорения в духе Сергея Шестакова или даже, может быть, напряженной штучной работы со словом, которой можно поучиться, например, у Олега Юрьева.  Его рифмы часто неточны, и их неточность, признаться, редко кажется продуманной.  Однако, когда натыкаешься на рифму «тепло-пальто», хочется от души похлопать в ладоши.


Игорь Караулов
 


             
 Результаты голосования жюри с учётом голосов девятерых экспертов можно увидеть на странице http://stihi.ru/2011/07/05/406