Ирина Васильева. Обзор произведений 7го цикла

Белый Мамонт Поэзия
Дорогие друзья!

Всем нам довелось в этой жизни побыть неандертальцами. Помните ли вы то счастливое время? Как хотелось рисовать на оклеенных обоями стенах пещеры, на полу, на дверце холодильника? Как хотелось самим придумывать краски? Вообще творить. Огонь поддерживать. У произведений искусства ещё не было формата, а вкус, запах, цвет и объём - были! И мы были готовы тянуть до горизонта параллельные линии, только бы они всё-таки пересеклись.
А потом помните, как взрослые дали альбом и сказали: "Там рисовать нельзя, а здесь можно." (детей, к сожалению, часто обманывают). Так началась эпоха стандартного листа. Мы все вышли из великого и ужасного А4. "Машина должна ехать по дороге", "Яблоки не бывают синими", "Не вылезай за контур!", "Что ты здесь наляпал?" О, эти незабываемые голоса воспитателей и школьных преподавателей ИЗО! Так было во времена моего детства. Хочется, верить, что сейчас по-другому. Да, сейчас не говорят: "Немедленно возьми карандаш в правую руку!", но мне рассказывали об учительнице начальных классов, которая говорила восьмилетнему ребёнку: " Что-то у тебя фантазия плохо работает (?!)"; я вспоминаю, как моя собственная дочь, когда ей было лет пять, принесла в школу раннего развития (!) любимого кучерявого игрушечного терьера-девочку и на вопрос учительницы, как её зовут, ответила: "Собакина." "Таких имён у собак не бывает", - мнение педагога, конечно, имеет право на существование. Но вечером я не знала, как ответить на детский вопрос: "Мама, а почему кота могут звать Матроскин, а собаку Собакиной нет?", чтобы учительский авторитет не пострадал. Не помню, как я выкрутилась тогда, но Собакина не поменяла своего имени по сей день.
А4 зияет в подсознании стандартной чёрной дырой: "Не вылезай за контур!" "Тема нашего сегодняшнего урока..." Он напоминает о себе, хотя и вырываешь и комкаешь эту страницу. И вот когда я пишу очередной обзор и всматриваюсь в очередной лонг-лист, мне очень хочется вернуться в неандертальское прошлое. Мне хочется, как мистеру Китингу, учителю литературы из фильма "Общество мёртвых поэтов" забраться на стол:
"Я встал на стол, чтобы напомнить себе, что надо смотреть на вещи с разных точек зрения. Отсюда всё кажется совершенно другим. Если не верите, попробуйте сами. Когда вы считаете, что в чём-то разбираетесь, постарайтесь посмотреть на это с другой точки зрения. Даже если это кажется глупым или ложным, вы должны попробовать." Присоединяйтесь! Столов хватит на всех. И нет в этом мире ничего непоколебимого. Попадётся, бывает, на глаза такой невероятный сюрреалистический текст: "Я видел сон: ехали в мальпосте два голубя, один голубь пел, другой был одет в польском костюме, третий, не столько голубь, сколько офицер, курил папиросы. Из папиросы выходил не дым, а масло, и масло это было любовь. В доме жили две другие птицы; у них не было крыльев, а был пузырь; на пузыре был только один пупок, в пупке была рыба из охотного ряда. В охотном ряду Купфершмит играл на валторне, и Катерина Егоровна хотела его обнять и не могла. У ней было на голове надето 500 целковых жалованья и сетка для волос из телячьих ножек. Они не могли выскочить, и это очень огорчало меня".
И узнаёшь с удивлением, что его автор - Толстой. Лев Николаевич. Прославленный классик, матёрый человечище, который наворачивал философские предложения длиной в полстраницы. То самое босоногое вегетарианское зеркало русской революции, которое учило крестьянских детей: "Сиди, Саша, долго в шкапу за то, что ты трус" и прочим "Хве и хви". Тот самый великий и мудрый граф, который сказал: "Делай, что должно, и пусть будет, что будет." И тогда понимаешь, какой он разный. Какие все мы разные.
Так давайте делать то, что должно. Творчество может быть любого формата.

Наши души - сараи,
Забитые досками разума.
Сделай душу роялем,
Крыло против ветра подняв.
Пусть касаются пальцы.
Совсем не знакомые, разные,
Но не бойся сломаться,
Разумный ломая устав.
Лишь бы звуки в ответ
Не фальшивыми были, а точными.
Сотни горестей, бед,
И обид незаслуженных плеть -
По душе, как по струнам.
Будут бить молоточками -
Рвуще, больно, безумно.
А душа будет петь.

              (Олеся Серова)

 


1. Эдмар. Дом http://www.stihi.ru/2012/12/30/610 

Мне прочиталось, как стихотворение о смерти. Но не мрачное, а мягкое. Дом - очень основательный образ, в символическом смысле он обозначает человеческое тело. Навсегда покинувший жилище человек - это странствующая душа. Что такое дом без хозяина? Пустая оболочка, обезличенное строение на семи ветрах.
Дом-ковчег вызывает дополнительные ассоциации: корабль-храм-обитель души. Ворона (кладбищенская птица), которая заходит в дом с крыльца, делает более отчётливой тему смерти, заброшенности и бренности ("И было всё - лишь" - хорошая строчка). Тело уже не может никому принадлежать. Заключительная строфа как раз об этом. "Алела заря" - яркое пятно, болезненное, тревожное. Как остановившееся сердце. Уже ясно, что произойдёт дальше. "Дом тихо сгорел".  Есть в этом возгорании что-то языческое. Сгореть дотла, чтобы возродиться в новом качестве. И стать убежищем для какого-нибудь странника.

2. Любовь Левитина, г.Ашкелон. Неэвклидово http://www.stihi.ru/2012/12/15/6560

Может быть, странно прозвучит, но когда я читала это стихотворение, моя горькая дума была о несовершенстве системы школьного образования. Что такое науки, преподаваемые в школе, с точки зрения учащихся? Уныло, туманно, не прожёвывается. Всё разрознено и что со всем этим делать - совершенно непонятно.
Но если бы вдруг открылось учащимся, что все науки рассказывают о законах, по которым живёт мироздание, частицей коего все мы, люди, являемся, а значит, законы мироздания - наши законы! Вот тогда проблема умственной и душевной скудости была бы решена раз и навсегда. Присмотритесь к человеку - и откроется физика. Много чего откроется. Только возьмите за основу человека.

Всё, что в памяти сорное, - выполи
и добавь плодородной земли. (Биология)

Мы из этой реальности выпали,
а в другую попасть не смогли. (Литература)

В ту, где ночи от счастья похмельные
на крутом острие бытия, (Физика)

где смыкаются две параллельные,
две кривые - твоя и моя, (Геометрия)

где над мягкою зеленью выпасов
бесшабашные тучки летят... (География)

Не успели, нечаянно выплеснув
вместе с грязной водой и дитя. (Этика и психология семейной жизни)

Два ковша наполняют Медведицы,
звёздный сок через край перелит. (Астрономия плюс ИЗО; чудесный образ)

Параллельные где-нибудь встретятся -

во Вселенной сплошной неэвклид. (Факультатив по геометрии и философии для одарённых детей)

P.S. Сама-то я в школе на физике и геометрии впадала в летаргический сон. Даже об интересном - теории относительности Эйнштейна - учебник говорил темно и невнятно. Уже потом, гораздо позже, я прочитала где-то, как Эйнштейн сам объяснял непонятливым свою теорию: когда беседуешь с красивой девушкой, полчаса пролетают как один миг, а когда сидишь на раскалённой плите, полчаса - вечность. Вот и всё. Возьмите за основу человека.
 
3. Ольга Королева, Санкт-Петербург. Утро Гипербореи http://www.stihi.ru/2011/04/26/1623

Мне вспомнился "Запечатленный ангел" Лескова. Там есть эпизод, когда один из главных героев, старовер Лука Кирилов, объясняет англичанину так: для светских художников важно изобразить "даль" и человеческое тело как оно есть, а для старых мастеров главное - не перспектива и анатомия. Они изображают "близь" и передают духовную сущность изображаемого.
Я думаю, что фольклор тоже изображает "близь"; его сюжеты и персонажи появились в то время, когда мир был ещё крепок, поэтому они и запечатлены в нашем сознании и подсознании несмываемыми красками. Заднего плана нет. Все события происходят одновременно. Илья Муромец побеждает Тугарина Змея сразу во всех уголках Вселенной.
Неспешное стихотворение, тёплое.

 
4. Сергей Пивовар, Минск. Голод http://www.stihi.ru/2012/12/31/5213

Слово "голод" (и в графическом, и в фонетическом варианте) обладает невероятной энергетикой. Невероятно страшной и невероятно тяжёлой. Это слово берёт за горло сразу. Оно сакрально, и вряд ли мы имеем право употреблять его в обыденной речи, в быту. "Забыл позавтракать", "Хочу есть", "Давай перекусим"... Но вот голод... Это, как говорится, совсем о другом.
Безусловно, запоминающееся стихотворение. К тому же короткое до жути. Каждое слово как под микроскопом. А ребёнок, который кулачком стучится в мать? Волосы дыбом встают, когда читаешь такое. Нет последнего приюта. Умерла Вселенная. Настоящий конец мира выглядит именно так.

 
5. Юрий Семецкий Москва. Маньяк Герасим, или Собачья смерть  http://www.stihi.ru/2010/10/11/2935

Нет, Герасим сей явно не их тех, не из тургеневских, будет. Как есть потомственный Шариков. Видимо, прадеду каким-то чудесным образом удалось избежать повторной операции, он шрамами своими охмурил машинисточку, всё у них как будто сладилось, но разве подлое происхождение скроешь? Поэтому нет ничего удивительного в том, что мучимый тяжёлыми комплексами потомок взялся мстить окружающему миру в лучших традициях подотдела по очистке:
Эх, ты наша доля!
Мы вернулись с поля,
А вокруг гуляет
Недобитый класс.
Эх, скажи, дядя,
Для народа ради,
Никакая контра
Не уйдёт от нас.
Жертвами своими маньяк-правнук выбирал собак исключительно успешных, которым умение общаться с людьми (Му-Му) и работать в команде (Филя), а также активная жизненная позиция (Моська) и личное обаяние (Каштанка) помогли сделать карьеру (Белка и Стрелка) и добиться всенародного признания.
"Тварь я дрожащая или право имею?" - всякий раз, выходя на промысел, задавал себе вопрос кровожадный Герасим. Достоевского он очень уважал...
Ну, а тем, кто употребляет бурбон, текилу и коньяк впридачу (помилуйте, да разве можно так делать?!), без сомнения поможет Айболит Айболитович, внук деда Мазая:
Вот и вылечил он их, Лимпопо!
Вот и вылечил больных, Лимпопо!
И пошли они смеяться, Лимпопо!
И плясать, и баловаться, Лимпопо!

P.S. Мне рассказывали очевидцы, которым довелось погулять на деревенской свадьбе, как один из участников действа (кажется, это даже был отец невесты) праздновал от всей души; закончилось всё тем, что он забрался в собачью будку и лаял на всю округу. Так что стихотворение про Герасима  - реализм в чистом виде.

 
6. Татьяна Бирченко. Минск. театрик абсурда http://www.stihi.ru/2012/12/02/6185

Я очень люблю театр абсурда. Именно за то, что ружьё, висящее на стене, обязательно выстрелит, только непонятно куда. И вообще, в самый ответственный момент может оказаться, что это вовсе не ружьё, а безымянный палец покойной тётушки главного героя, который ещё в прошлый четверг был фикусом на окне спальной (палец или герой, кстати?).
Театру абсурда просто суждено было появиться. Мы не можем мыслить так, как зрители 19 века. У нас внутри разбитое зеркало. Абсурдный театр отражает мир таким, какой он есть на самом деле сейчас. "Люди были созданы для того, чтобы их любили, а вещи для того, чтобы ими пользовались. Мир в хаосе, потому что всё наоборот" - эти слова Далай Ламы абсурдный театр может сделать своим девизом. Показать человеку, до чего он на самом деле дошёл.
Вот в "Лысой певице" Ионеско разговаривают двое, мужчина и женщина. Где-то они, кажется, виделись. Весьма возможно. Столько совпадений:  живут в одном городе, на одной улице, в одном доме, у обоих есть дочь Алиса... В конце-концов выясняют, что, оказывается, они муж и жена. Да что же может быть непонятного в театре абсурда?
Стихотворение, конечно, не такое мрачное, но построено в полном соответствии с абсурдным принципом: вешалка жуёт конфеты, звонок разыгрался, театр - мечтает о Ней. Девочка выросла и ушла, а те, кто на сцене, не страдают, а играют в страдание.
И вместе с тем не могу не сказать о некоторой вторичности текста. Оригинал (источник вдохновения) всё-таки сильно просвечивает.

 
7. Катя Солдатенко.  Джек и гиацинты http://stihi.ru/2013/01/14/3866

Как ватный томпон, приложенный к свежей ране, пропитывается кровью, так и текст - наливается болью постепенно, и вопрос старика, на который нет ответа, невыносим. Когда у человека случается настоящее горе, слова сочувствия не идут с языка.
А первая строфа - лёгкая! Невесомое почти тело выздоровевшего, прорастающее робкой травинкой в весну, и воздух, и ворсинки от шарфа на губах.
Потом прошла девушка с гиацинтами, и словно черту провела. Рассказ соседа тяжёлый и горький, но, как лекарство, как укол, он исцеляет окончательно. От слепоты, которая так свойственна людям: собственные беды и несчастья кажутся нам огромными, а горести других людей - незначительными. Таков человек, и вряд ли он изменится. Но пусть хоть изредка, хоть на краткий миг, с нами случаются такие прозрения: вот ты почти здоров и будешь жить, а тот человек потерял окончательно и скоро уйдёт сам. Не взять на себя, но хотя бы почувствовать боль другого. Поэтому - радуйтесь за себя и помните ушедших. А когда мы счастливы, здоровы и слепы - пусть ведёт Джек.

 
8. Лена Май. Кавминводы. Фростинг http://www.stihi.ru/2012/12/24/10878

Говорят, что если женщина красива, успешна и довольна жизнью, значит, она кому-то мстит. Может, это и не всегда верно, но иногда случается: внешне - королева, а внутри - натуральная снежная баба, курочка в заморозке, рыбка или вишня.
Сюжет стихотворения напоминает сказочный. Главная героиня (Золушка, Спящая красавица, Хаврошечка), износив семь пар железных башмаков в поисках восьмой, подходящей, которая не жмёт, управившись с семью железными хлебами (комплексные обеды в кругу семьи), приходит к художнику (вариант Бабы Яги, мольберт - избушка на курьих ножках), чародею (владеет не всем доступным искусством), алхимику (смешивая два обычных компонента, получает третий, чудесный) и просит кое-что для себя. Вокруг - ледяное царство, мир-полуфабрикат, и нет в нём принца, нет огня любви, который сделает этот мир съедобным. Глоток живой воды (коньяк из фляжки) с последующим поцелуем  прерывают очарованный сон. Заклятие снято. " Знай: близка судьба твоя. Ведь мужик-то этот - я!" - восклицает художник. На холсте судьбы нарисован его автопортрет. Но, как гласит мудрость, не проси больше того, что тебе действительно нужно. Поэтому - можно и без петли, а просто: они жили долго и счастливо.
Я предполагаю, что в стихотворении много личного, скрытого от меня, поэтому мой вариант прочтения, скорее всего, не более чем фантазия. Как говорится, я там не была, мёд-пиво не пила, по усам ничего не текло, так как нет их у меня.
Видимо, сказки просто захотелось. И чтобы добро победило.


9. Дом Астрели. Солью (номинация Кати Солдатенко) http://www.stihi.ru/2012/10/21/4836 

Сухое стихотворение. То есть такое ощущение, что чувство героини основательно выжато, прокручено на центрифуге на максимальных оборотах. Осталась самая соль, концентрат. Вот она-то раны (даже, казалось бы, затянувшиеся) сильнее всего раздражает. И даже море кажется тогда не большой водой, а большой солью. Мёртвое такое море.
Спрессованная память, суховей, пыль, пустыня, песок, бумажная птица... Какая там жизнь, если не стало любви? Тяжёлая память бьёт без промаха. И чаще всего ранение оказывается не смертельным, но осколки долго ещё бродят в сердце, нет-нет и шевельнутся иногда. И тогда маята. Тогда боль. Может быть, на этот раз спасут бумажные журавлики?

   
10. Фиш-ка. Майское (номинация Кати Солдатенко)  http://www.stihi.ru/2010/05/11/11


В мае и маются, в мае и влюбляются.
Редко встретишь такое светлое, такое лёгкое (будто бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк), и вместе с тем такое законченное. Маленькая экскурсия в юность. Вот и выпускные экзамены скоро (по литературе Горький попадётся, не иначе). До них ли, когда тут такая единственная, неповторимая, огромная, трагическая, вечная и всякая другая разная любовь?! А он не посмотрел, не позвонил, не снится вот уже три ночи подряд. Нет, другой не нужен, только этот. Навсегда! А он... Все ли помнят, какая это Вселенская Трагедия? Эта Величайшая Скорбь? Слёзы - обязательно. И дальше - как скомандовала Маша в мультфильме про Медведя и себя: "А теперь - вприпрыжку!"

Солнечные зайчики прыгают по лужам,
Ручеёк сверкает лентой голубой.
Капли разлетаются брызгами веснушек,
Только дружбу крепкую не разлить водой.


11. Грановская Ирина. У овсянки запах нищеты... http://stihi.ru/2013/01/01/2252

Не просто у овсянки. У овсянки с маргарином. Когда этот продукт питания у детей в каше вместо сливочного масла - плохо, тоскливо, жалко.
Стихотворение смотрится как видеоролик. Ни одна деталь быта не ускользнёт от безжалостной камеры. И каждый день уже не просто отрезок жизни, а непрерывная борьба за существование. Не каждый такое выдержит. Как говорила Скарлетт О Хара, измученная непосильной работой на разорённой ферме и голодом: "Я могла бы бросить отца и девочек... они мне надоели... я устала от них..."
Получается, любовь - это роскошь, которую может позволить себе только сытый?
И всё-таки это не так. Потому что, несмотря на колоссальную усталость, мать любит детей ("Мариша, Димыч"), внуки любят бабушку ("бабуля"), а дочь любит мать (она ведь не в приюте для стариков, а со своей семьёй). Может, это и позволяет выжить? И не всё ещё потеряно. Во всяком случае, не так безнадёжно, как может показаться. Разбросанные в тексте бытовые детали (балкон, сервант, стол и (особенно!) фарфоровая чашка) немного разбавляют блёклый и бедный фон. А потому - держитесь, люди! Пройдёт и это.

 
12. Максим Васянин, Екатеринбург. Сомнения и немного Макса Фрая http://www.stihi.ru/2013/01/14/103

Мне нравится сочетание "немного Макса Фрая". Это хорошее лекарство для тоскующей души, но лучше его употреблять в умеренных количествах - например, по чайной ложке перед сном. А то может получиться, как со сладким: в малых количествах активизирует умственную деятельность и улучшает настроение, а в больших портит фигуру и аппетит.
Я бы сказала, что та малая порция Макса Фрая, которая "заявлена" в заголовке, сконцентрирована в четвёртой строфе. А весь остальной текст - размышления около. Понятные любому человеку, который думал когда-нибудь о красоте, своём месте в мире, добре и зле. Комфортная и безопасная территория, но, на мой вкус, слишком просторная. Может, мне просто трудно думать сразу обо всём?
"В отсутствии истины чем красота не критерий?" - хорошая строчка. И всё-таки побритый объевшийся лев - это именно лев, побритый и объевшийся. Никак не слон.

 
13. Юрий Рехтер.  Ветер счастья http://stihi.ru/2012/10/08/5504

Вся вода, которая присутствует в стихотворении: ручьи, дождь, брызги шторма - положительно заряжена. Даже спокойно спящая в сливных бочках - и туда добрался невидимый экстрасенс, который даёт только одну установку - на счастье. Дыши! Дыши!
Спонтанное стихотворение. Как будто первый раз после долгой зимы распахнулось окно. И храм, наполненный светом, очень органично сочетается с мотивом счастливой воды. "Возводит песни" - здесь и птичий щебет, и колокольный звон, и орган, и молитва, идущая от сердца.
Самый запоминающийся и сильный образ - муравей, который на самом деле самолёт. Границы между внутренним миром и внешним стёрты, и самое малое равно самому великому. Может, вот это ощущение цельности окружающего мира и есть счастье?

 
14. Нина Кермине.  Я тебе обещаю дождь http://www.stihi.ru/2012/08/16/9442

Мне кажется, что такое явление литературы, как женская лирика, до сих пор ещё толком не изучено. Одно ясно: женщины говорят о любви как-то иначе, не так, как мужчины. Мужчины покоряют лирические вершины, женщины выращивают в себе жемчужины. Видимо, долгие века матриархата ни для кого не могли пройти бесследно. И что бы ни пел мужчина : "Моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец", "Быть женщиной великий шаг, сводить с ума - геройство", "Ты и песнь моя обручальная, и звезда ты моя сумасшедшая", как бы ни срывался (мужчина человек. Мужчина устал) порой: "Пей со мною, паршивая сука", он всё равно обращается к богине. Подозревая, впрочем, что всё-таки она обычная и вполне земная. Лирическая героиня женщины, напротив, ведёт себя как земная и вполне обычная, подозревая при этом, что всё-таки она богиня. И любая бытовая мелочь (пасьянс мужских носков после стирки, например, сошёлся) становится вкладом в сотворение мира. Банальные слёзы оборачиваются стихией, которая спасёт. И смоет грех. И подготовит почву для нового урожая.
Очень простое стихотворение и вместе с тем очень наглядное. Противопоставление огня и воды делает картинку предельно чёткой: мужчина, в котором генетически заложена программа самоликвидации (войны, политика, корриды всевозможные - это всё его, родное) и женщина, миссия которой - сохранить жизнь любой ценой, и по возможности, не только свою.

 
15. Александр Попрухин (сКанди), Йошкар-Ола. родина мать http://www.stihi.ru/2012/12/14/3658

Где-то я читала, что за всю историю человечества ни одна война не была развязана женщиной. Скорее всего, это миф. Но красивый. В него хочется верить, потому что, как и всякий миф, он стремится к гармонии и простоте. Всё в мире было чётко обозначено: мальчики с рождения готовились к войне, а девочки - к материнству. Войны шли без перерыва, и мальчики взрослели в сражениях. А девочки взрослели, рожая, выращивая и теряя сыновей. Женщина, у которой есть сын, всегда на войне. И никогда не выиграть ту войну. Особенно теперь, когда настали последние времена, когда и родина не мать, и царь не батюшка, и веры ни во что нет. Времена всеобщего сиротства. Кого защищать, если ты ничей? Что-то пропало безвозвратно. И Булат Окуджава будто перелистнул навсегда какую-то страницу своими строчками:
Совесть, Благородство и Достоинство —
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен,
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь, как человек.
Словосочетание "во имя чего-то" скоро исчезнет из языка. Нет больше войн священных (русские мужчины никогда за печкой не отсиживались, когда Отечество было в опасности - это знают и монголо-татары, и поляки, и французы, и фашисты). Есть войны бессмысленные и беспощадные. И по чьей-то прихоти гибнут и гибнут те, кому надо жить.
Поразительно, что человечество так ничему и не научилось за многие тысячи лет и продолжает упорно наступать на одни и те же грабли. Бедные, бедные люди. Они никогда не перестанут воевать.

 
16. Сказочник-Робинзон. Бог тебе судья http://www.stihi.ru/2012/12/24/6310

Правильное стихотворение. Может быть, даже чересчур. Как будто повторение пройденного материала. Но такие стихи идут, как правило, от чистого сердца. Молитва ведь тоже состоит из самых простых слов. И, видимо, здесь важен не столько смысл (люди знают, конечно, что жизнь одна и второй не будет, что тележку с добром с собой не прихватишь. Правда, знанием этим обычно не пользуются), сколько энергетика, душевный порыв, чувство. Очень украшает текст словечко "вдругорядь". Оно приковывает взгляд и мысль. А ведь и правда, не суждено родиться вдругорядь.

 
17. Анатолий Дженюк. сто двадцать три дня назад (номинация Леры Шер) http://www.stihi.ru/2009/05/28/5769

Есть такой фильм - "Куб". А у фильма слоган: "Не ищи причину. Ищи путь наружу". Поэтому бессмысленно задавать вопрос: почему написано ТАК? Только мозг разверзнется вслед за ладонью, и тогда его хоть вёдрами выноси - толку не будет. Гораздо интереснее постичь, О ЧЁМ ЭТО.
Я бы предложила такой вариант: о творческом процессе. Те кратковременные периоды, когда удои с мозга резко возрастают, а всё незрячее в теле и душе резко прозревает, в быту именуются вдохновением. Но после того как вспыхнуло, сразу просыпается и тролль (не мифологический персонаж, а нечто сродни троллю сетевому - тёмная, сомнительная сторона души творца, вместилище неуверенности и неудовлетворённости содеянным. Тот самый тролль, который под прекрасным произведением пишет что-нибудь нелицеприятное). Ристалище - то место, где слова бьются за место на чистом листе. Победитель вместе с конём и щитом будет вписан на подобающее ему место. И получится произведение.
Вот так я прочла - что.
А может, и не прочла.
Аллитерации и внутренние рифмы я считаю особенностями поэтического слуха автора. Что-то вроде звукового фона.


18. Владимир Литвишко. Поющим - в терновнике Interneta  http://www.stihi.ru/2012/08/17/1506

У меня осталось очень двойственное впечатление. В целом текст достаточно шероховатый: "Вновь в ночи городов позабыли о времени снов", "Без раздумий шагнув в невесомость сквозь раму карниза", "Но лишь кажется мне, что войдёшь в этот дом ты сейчас! Не вернуть времена те, в которые строят и рушат" и проч. Чересчур пафосной кажется мне и финальная строка. И в то же время не могу не отметить чудесную строчку "Острым скальпелем фраз через сердце строку пропишу", а также образы, прекрасные сами по себе, но недостаточно изящно выраженные: "Мы играем с тобою словами в большую любовь" и "Обнажу - по
живому - тот нерв я, которым дышу". Ощущение такое, что слова не хотят подчиняться автору. Но всё поправимо - нужно только повнимательнее к ним присматриваться, изучать повадки, любить как родных.

P.S. Ну очень много пунктуационных ошибок! С этим надо что-то делать.

 
19. Петра С. бабочки на снегу (номинация Галии Гали) http://stihi.ru/2012/10/31/8993

Очень люблю такие шкатулочки с секретом. Если ключ отыскать да повернуть - мелодия зазвучит просто волшебная.
Когда бабочка, которая, как известно, является символом возрождения, выпорхнула из названия, а во второй строке возник витрувианский человек, стало ясно, что главный герой где-то рядом. И он не заставил себя долго ждать. Его имя - единственное слово, написанное с большой буквы, оно возвышается над текстом, как его обладатель возвышался над своим временем. Он тоже - бабочка на снегу, неведомо каким ветром занесённая не в ту эпоху, где ей следовало бы жить. И те двое - тоже бабочки не отсюда. Стихотворение о попавших не в своё время. Ну кто теперь падает в снег? Это было сплошь и рядом распространено тогда, до блогов и социальных сетей, когда вели дневники, писали письма и разговаривали не по скайпу. Когда время слов не нужно было ловить, оно царило. Но бабочка есть и, значит, возрождение возможно. И того, проходяшего мимо и анатомию зимнего мотылька усвоившего, который увидел, что всё-таки летали - не Леонардо ли зовут?
Всё заканчивается дневниковой записью. Интересно то, что витрувианского человека (а он, как я уже говорила, появляется в самом начале) Леонардо да Винчи нарисовал тоже в дневнике. Стихотворение вписано в круг. Оно само - витрувианский человек.
По моему мнению - бесспорная жемчужина январского лонг-листа.

 
20. Александр Ливенцев. А если не о любви http://stihi.ru/2012/11/20/7379

Такие стихи всегда очень приятно читать. Я называю их "рыцарскими". Это не выкрикнутое на весь мир экстравертное "Я тебя люблю!", это интровертное молчание о многом. Когда достаточно знать самому, и это уже очень много.
О чем еще можно молчать в тиши ноября,
Когда стонет ветер, и в сердце слова горят,
Которым не суждено улететь к рассвету?
Вот лучшее тому доказательство.
Из образов больше всего поразило дуло осени у виска (конечно же, дуло, ведь осенью часто дует) и медь грустных строчек, пущенная по свету.
По энергетике стихотворение напомнило бессмертное:
Не счесть разлук во вселенной этой,
Не счесть потерь во вселенной этой.
А вновь найти, любовь найти всегда не легко.
И все ж, тебя я ищу по свету,
Опять тебя я ищу по свету,
Ищу тебя среди чужих пространств и веков...

 
21. Алекс Рубан, Рим.  Вымокший город (Номинация Ульяны Ка) http://www.stihi.ru/2013/01/24/4074

Воздух проспекта в тряпичную ветошь
Смог превратиться за пару часов.
Вымокший город. Дождливое лето.
Запах каштанов и шум голосов.
Отличная звукопись! И так дальше. Гроза переходит в моросящий дождь, и наоборот. Это вкусно. Ненастное время года в городе, ненастное время года в жизни у моросящего героя - весь он струится, тянется, становится равен своей длинной прогулке. Вариант человека дождя.
А вот финальные строчки понравились мне меньше. Как же писать в блокноте, да ещё на весу, ведь одна рука занята (только что зонт раскрыл)? Кроме того, слова "парадокс" и "абсурд", поставленные рядом, создают ощущение некой словесной избыточности, утяжеляют русский текст. И рифма "навесу-абсурд" также не кажется мне удачной (как и "сетей-канитель" во втором четверостишии).

 
22. Князева Дарья,  Воронеж.  Осеннее http://www.stihi.ru/2013/01/10/7422

А я вот как раз любую осень люблю, даже сибирский ноябрь. Мне кажется, что это самое беззащитное время года - медленное, талантливое. Оно не убивает, а наоборот, приносит себя в жертву, чтобы потом могла цвести весна и плодоносить лето. Поэтому я воспринимала текст не изнутри, а снаружи; не сопереживала, а наблюдала эмоциональное состояние, отличное от моего, и, естественно, имеющее такое же право на существование. Просто это состояние выбрало своим домом другую душу.
В тексте много "достоевского" жёлтого цвета - картина без примесей. И он даёт очень яркое болезненное ощущение, близкое к пограничному состоянию психики. Одним словом, классическая осенняя депрессия. Краски сгущены до предела: абсолютно в каждой строке есть хотя бы одно слово, связанное со смертью, распадом, тоской и проч. С одной стороны, этот приём создаёт и усиливает настроение, но в то же время, как мне кажется, делает картину несколько декоративной.
И если стерва, то всё-таки желтолицая, не "желтоликая". Лик предназначен не для стерв.


23. Алина Кодали. депрессия относительности http://www.stihi.ru/2013/01/17/9320

Иногда любопытные вещи открываются, если после прочтения стихотворения постараться убрать верхний, словесный слой и оставить ощущение в чистом виде. Стихи тем и прекрасны, что в них, кроме слов, есть ещё и то, что под словами.
Так, расположив в своём сознании строфы относительно центральной (той, где зима) - соседи сверху, снизу, слева и справа, я отчётливо увидела крест (он же судьба). И сразу же открылся смысл. В каждом человеке соседствует одиночество с весельем, предательство с любовью. Будут и пиры, и смех, и боль, и преодоление боли. Всему своё время. И однажды оно кончится, ведь человек не так уж и вечен. Нет ничего страшнее выбитого окна, которое не светится в темноте.
Центр стихотворения постоянно смещается относительно читающего. И каждый мысленно пытается определить, в какой же квартире он сам сейчас находится. такая игра в пятнашки. Только ТУДА раньше времени не стучись.
Кот с вареньем очень мил.
В предпоследней строфе ухо зацепилось за несогласование: "неглупый и мускулист", но общего впечатления оно не портит.

 
24. Алекс Трудлер, Беер-Шева, Израиль. Натюрморт http://www.stihi.ru/2013/01/24/7230

Вот это место очень понравилось:
извиваясь змеёю длинной,
кривошеее существо
нарисует меня и сгинет...
Яркий пример того, как графический образ слова (двойное Н, а потом ешё тройное Е, да шипящие со свистящими вдобавок) создаёт абсолютно чёткую картину, хоть руками эту змею трогай. А учитывая то, что и название у стихотворения соответствующее, есть основание говорить о скрытой в тексте изюминке. Автор пишет полотно (а может, полотно автора).
Вот ещё один пример:
а по кругу с застывшим словом
водят зрители хоровод,
в этой жизни прожить - не ново...
Целых 11 Букв О на три строчки - и всё вертится перед глазами. Так закружит голову, что не сразу заметишь неточность ("хоровод по кругу" - это ведь тавтология).
Энергичное стихотворение, жизнеутверждающее даже. Верю, что автор не любит, не близко, не его, одним словом. Как говорится, позиция вполне убедительная.
Но вот последнее четверостишие... Рифма "туч-луч" Выглядит на фоне остального текста "попроще", простецки даже, а словосочетание "солнца разящий луч", напротив, пафосно. Вообще, две финальные строчки, звучат шероховато, как будто краска неровно легла. Поэтому про то, что не нравится, получилось ярко, а про то, что нравится, скажем так, не очень ярко.

 
25. Александр Момус, Новосибирск. Старожил http://www.stihi.ru/2012/07/03/3004

Мне почему-то вспомнился фильм "Остров" - как отец Анатолий, почувствовав смерть, переодевается и ложится в ящик из-под угля (считал себя грешником, недостойным гроба). И ушёл тихо.
Трогательное стихотворение, в нём очень простые слова расставлены таким образом, что на них просто нельзя не откликнуться, они вызывают сострадание. (по-моему, это одна из самых прекрасных человеческих эмоций):
Ни у кого он не просил -
Ему и так давали мелочь.

на хлеб хватало, на табак,
а небо зрелищем служило.
 
у теплотрассы постелив
готовить душу стал в дорогу.
 
и колебались на весах
дела святые и не очень.

И если кто-то вдруг почувствует, что сердце начало черстветь, пожалуйста, окунайте его в такие строчки.
 
   
26. Эдуард Панасенко, Усть-Илимск. Небо. http://www.stihi.ru/2007/10/23/3075

Коротко и ясно. В детстве всем нравится смотреть на звёздное небо. Потом как-то реже это делают, а ещё потом и вовсе перестают. Так, от случая к случаю - на юге, на даче. И в августе - желание загадать, на всякий случай (а вдруг сбудется?). Мне кажется, что над моим городом сейчас вообще нет неба. Люди не замечают его настолько же, насколько не замечают друг друга. И мало кто советуется с небом по всем важным жизненным вопросам, мало кто умеет читать знаки и быть благодарным за то, что имеет. Люди многого достигли и далеко шагнули - дымят заводские трубы, летают самолёты и спутники, активно раскупаются участки на Луне. Я не против технического прогресса, но почему-то сейчас вспомнились слова Фридриха Великого: "Мы хотим всем завладеть, как будто у нас есть время всем обладать". Во всяком случае, его не так уж и много, но вполне достаточно, чтобы лишний раз посмотреть на звёздное небо.
Последние две строчки - чудесные!

Несколько слов хочется сказать об авторах, стихи которых не вошли на этот раз в редакторский шорт-лист, но во мне отозвались, запомнились, одним словом, произвели впечатление. Это Алина Кодали, Юрий Рехтер, Сергей Пивовар и Александр Момус. И конечно, ещё раз поздравляю Ирину Грановскую с победой в конкурсе!
А теперь под занавес - воззвание.
Дорогие друзья! на Стихире есть определённые категории авторов: тихие подпольщики, уютные запечники, чердачные наблюдатели, которые не состоят, не участвуют, никак себя не рекламируют, но при этом пишут великолепные стихи. Как правило, это люди инертные, самодостаточные и не очень общительные. А мы были бы очень рады с ними познакомиться. Поэтому если вдруг вам встретится такая личность, берите её прямо под белы рученьки и ведите к нам (если не будет упираться, конечно). Мы не критикуем, не экзаменуем, не вписываем в табель о рангах. Нас не интересуют скандалы и сплетни. Только творчество и те добрые чувства, которые оно пробуждает в сердцах и душах. Помните, как Электроник в фильме раскачал колокола и показал жителям города картины? Великий номинатор этот мальчик с собакой! Прекрасное не должно храниться в старой башне, его должны видеть люди.
Поэтому - ждём вас, ждём ваших номинаций. Желаю всем творческих успехов. Спасибо и - до встречи на "Белом мамонте"!