Победители конкурса птихов

Творческая Мастерская Ежи
Уважаемые участники конкурса и гости Творческой Мастерской Ежи!
Мы рады представить вам победителей конкурса диптихов и триптихов.

_____________1 место    Гаэлина. Семя. - http://www.stihi.ru/2013/07/20/5098
автор награждается 4000 стихиробаллов (в соответствии с правилами)

____________ 2 место     Ян Бруштейн. О моих собаках - http://www.stihi.ru/2007/12/24/2119
автор награждается 3000 стихиробаллов (в соответствии с правилами)

____________ 3 место   Евгения Костюкова. Совесть -  http://www.stihi.ru/2013/07/27/6149
автор награждается 2000 стихиробаллов (в соответствии с правилами)


СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗЫ:
 
Михаил Замятин - Сатори - http://www.stihi.ru/2013/05/30/6013
Слуцкин Симон - Осенние размышления о детстве - http://stihi.ru/2007/05/20-90
Артемона Иллахо - Триптих Яппи-блюз. отдельно - http://www.stihi.ru/2013/08/11/3452
Ильдар Харисов (Арабский Алфавит) - Альпийский диптих - http://www.stihi.ru/2012/08/27/3929
Регина Мариц 2 "Сядь на подоконник и смотри..." - http://www.stihi.ru/2012/08/06/8604
Bor G - По волнам памяти 6. Повесть нашего времени http://www.stihi.ru/2010/04/28/8660
Марина Ратнер - Атмосферное - http://www.stihi.ru/2013/08/17/2265
Башмаковъ - В зеркале - http://www.stihi.ru/2011/01/19/6617

Авторы награждаются 300 баллов

__________________ ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЁРОВ! __________________



Ниже приведены комментарии судей - для всех, кому интересно с ними ознакомиться.

Олег Горшков

Гаэлина. Семя.
О таких стихах трудно говорить. Такие стихи имеют свойство выходить куда-то за грань того внешнего предела, который, как правило, обозначает заключительная строка –  в пространство тишины, молчаливого сопереживания. Но что-то сказать по условиям конкурса всё же придется.
По первой части. Необыкновенно тонкая работа – запечатлеть в ослепительном августовском пейзаже изобилия любви и счастья пронзительное предчувствие излома человеческих судеб, предощущение катастрофы. И до чего же убедителен, слышим, осязаем этот едва ли не трансцендентный ветерок, блуждающий в ивах шоломалейхемовского местечка. Ветерок-вестник.
Вторая часть диптиха – это уже погружение в пристальную тьму свершившейся катастрофы. Строчки беспощадные, нестерпимые, но особенно ценные упрямой верой, неизбывным человеческим упованием на исход из того Египта, который случается, наверное, в судьбе не только отдельных народов, но и в жизни каждого отдельного человека.   

Ян Бруштейн. О моих собаках.
В поэзии, как, впрочем, и в любых других сферах эмоциональной коммуникации человека, существуют вещи – темы, сюжеты, явления, события, которые изначально предполагают особую меру сочувствия. В таких вещах по определению заложена некая механика приближения к самым сокровенным и сущностным настройкам чувственного восприятия. Но, разумеется, сама по себе эта механика никакого отношения к поэзии не имеет. Увы, в подавляющем большинстве случаев, произведения, написанные на такие темы, ничего, кроме спекуляций «на святом», сознательных или непредумышленных, ничего в себе не содержат. Вот почему и разочарование от подобных виршей всегда особенно острое, злое, опустошающее. Но, слава Богу, есть исключения из правил. Есть авторы, чей безусловный поэтический дар становится неким чудесным рычагом для приведения упомянутой выше механики в действие. Вернее, в подлинное эмоциональное взаимодействие с читателем, приподнимая частный случай утраты до осмысления экзистенциальной природы человека.   

Евгения Костюкова. Совесть.
И вербальный фасад этой удивительной колокольни вочеловечения человека, и её внутреннее пространство, такое разное на всех трёх ярусах – то взыскательное, погруженное в себя, то тихое, соизмеряющее память и время, то гулкое, требовательное, нестерпимое, создают в своей цельности и целостности гармоничную поэтическую архитектуру.  Со своим голосом, своей тайной и крестом над звонницей. И голос этот неиссякаем, и крест неизбывен. Остается нести. Ничего с этим не поделаешь. 
________________

Выбор был, на самом деле, очень трудным. Не могу не отметить ещё несколько замечательных, на мой взгляд, произведений – «По волнам памяти» автора Bor G, «Осенние размышления о детстве» Симона Слуцкина,  «Сядь на подоконник и смотри» Регины Мариц. Очень порадовали авторы Марина Ратнер, Артемона Иллахо, Арабский Алфавит, Башмаковъ.


Наталья Малинина
 
Благодарю, что доверили мне роль судьи этого конкурса.  Номинаторы хорошо поработали, и к выбору трёх победителей (ну, простите за это слово применительно к поэзии) представлены достойные произведения. 
Я не стану брать на себя ни роль критика, ни редактора текстов-финалистов (правила от меня этого и не требуют), скажу только от чего,обычно, ухожу при выборе – от подделки под…, от малейшего намёка на имитацию, от   малейшего духа масскультуры, которая всегда - имитация; а с другого полюса - от недержания речи, упоения собственным словопотоком (словопотопом - словотоптанием), не требующим читательского внимания-понимания в принципе.
Что искала? Настоящесть. Талантливость. Работу. Ощущение гармонии. В каждом стихотворении и в их связке… Ощущение истины, которая коснулось меня и удочерилось, стала и моей истиной тоже (или хотя бы её предчувствием). Мне важны откровенность и откровение – в чувстве, мысли, в их соотношении; нюансы и переливы авторской личности в переложении на язык поэзии. Биение пульса. Музыку… Когда происходит совпадение волн, аур, полей, мелодий, исходящих из живых стихов, то случается чудо, которое посильно только искусству: с одной стороны – это приобщение к бесконечному космосу, с другой ощущение некой неодинокости и непотерянности в нём, которое даёт поэзия. Работу и ещё раз – работу.
Недоработка в одном  тексте – портит впечатление от всего «птиха», потому что «птих» – это уже не отдельно стоящий терем стихотворения, как бы пригож он ни был, это - архитектурный ансамбль. Талантливость автора без работы над стихом становится «напрасным и случайным» даром. Недостаток работы в произведениях одного из авторов, которого считаю талантливым – особенно огорчил.
Однако, о победителях.

ГАЭЛИНА:
       Если сказать честно, сначала подействовала завораживающая мелодика стихов, составляющих диптих. Красота и благозвучность русской речи раскрывается особенно полно и гармонирует с лирическим замыслом. Стихи – игра звуков. Сами звуки значения не имеют, но их сочетания способны усиливать и создавать смыслы. В хороших стихах звуки работают на энергетику, создают мелодию, завораживают, вводят в создаваемый мир.
       На стыках слов в этих стихах нет ни скопления гласных, ни нагромождения согласных, ни уродливо диссонансных слогов. Ассонансы и аллитерации создают звукотемы, гармонирующие с настроением и состоянием лирического космоса, созданного автором.
      Я говорю «лирического космоса», потому что диптих затрагивает едва ли не все «вечные темы» лирической поэзии: детство, любовь, счастье, ребёнок, прекрасная женщина, предательство, смерть, движение жизни вопреки всему и в финале - мощное светлое чувство, лежащее в отношении автора к миру…
  Диптих - гимн человеку и реквием по нему же. Все противоречия человеческого духа, его роскошь и нищета, его способность создавать прекрасное, одаривать произведения Творца завораживающими именами, и в то же время не чуждого безобразным проявлениям (зависть, предательство, алчность, подчинение подлому закону «неестественного отбора» среди людей, следуя которому то один, то другой народ становится «сорным семенем») - такие непростые вопросы подняты в диптихе.
    Невероятная концентрация поэтических смыслов. И невероятная красота их подачи. Спасибо Вам, автор.

ЯН БРУШТЕЙН:
       На мой взгляд, если стихи настоящие, то в них всегда присутствует пол, потому что в них непременно наличествует личность автора, а личность характеризуется полом в громадной мере. Я не люблю бесполых стихов, которые могут быть написаны кем угодно, они для меня мёртвые, «силиконовые», манекенные.
   Четкий рисунок и сильная мужская подача — вот характерные черты триптиха Яна Бруштейна. Не каждый поэт может воспеть подобное мощное чувство к собаке, не опошлив его банальностью, выспренностью лирических образов, не скатываясь до пафосности и наигранности. У каждого из нас есть свои «собаки», которые способны штопать израненное сердце, и с которыми не страшно шагнуть «за край». Вот почему стихи Яна, почти дневниковые, близки мне, никогда в жизни не державшей собак. Прочитав триптих Яна Бруштейна, я вдруг поняла, почему Ольга Книппер-Чехова не обижалась на такое обращение любимого мужа: «Дуся моя, ангел, с о б а к а м о я…» Очень люблю, когда случаются такие вот «вдруги – понимания» и «вздроги –совпадения». У меня тоже есть «мои собаки»: кот и однокурсник, который любил одну меня и рано умер. Читая стихи Яна, я вспоминаю обоих …и «поднимаюсь с асфальта». Воистину: лирика – по определению – дневник, а хорошая лирика – из дневника писателя становится дневником читателя, с которым происходит «выпуклая радость узнаванья», как говорил О.Э. Мандельштам. Узнаванья того, чего у меня не было, но чем душа обогатилась, благодаря автору. Я даже поймала себя на мысли, что едва не сказала близкому человеку: «Собако ты моё…». Спасибо, за обретение, Ян.

ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА:
   Каждый стих из триптиха Евгении – напряженный, зримый, метафоричный, сконцентрированный на расшифровке собственного "я" и его корней в контексте земной и внеземной жизни... Взгляд автора от стихотворения к стихотворению все больше обращается в невидимое, и слова становятся наэлектризованными проводами (проводниками), ведущими в мир метафизической поэзии Жени. Степень интонационной напряженности, эмоциональной, звуковой и образной нагруженности захватывает и вовлекает в мощное магнитное поле стихов. Триптих создаёт трёхмерное  пространство, насыщенное и населённое сущностями (сутями) авторского «я». Читая, невольно становишься свидетелем, соучастником, сопереживателем психологической драмы, рассказ о которой основан на интуитивном восприятии отношений человека и человека, человека и прошлого, человека и судьбы, человека и совести. Последняя ( первая из сущностей лирического героя) способна вызвать для объяснения «на ножах» когда угодно, потому что её время– вневременье.
   Стихи молодого автора отличает интонация «мужественной женственности» (не знаю, сама я придумала или у кого-то слышала такой парадокс): сочетание общезначимой художественной мысли и очень личного лирического переживания, интуитивная зоркость, тонкость и пронзительность поэтического чутья.
   Спасибо, Евгения.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Непременно хочется отметить следующие «птихи»:
Марина Ратнер. Атмосферное.
Регина Мариц. Сядь на подоконник и смотри.
Симон Слуцкин. Осенние размышления о детстве ;
Интересными показались подборки:
Сатори . (Ms ),               
Яппи-блюз. ( Артемона Иллахо), 
По волнам памяти . Повесть нашего времени (Bor G)
В зеркале.  (Башмаковъ)

Всем всяческих успехов!


                РЕКЛАМА

Администрация ТМ приглашает всех желающих принять участие в маскараде - http://www.stihi.ru/2013/09/22/7333