Сестрица Кострома и братец Купало

Андрей Тюняев
20.04.2016 г. вышло 2-е издание:
Тюняев А. А. Сказки из библиотеки Ивана Грозного (2-е издание) / А.А. Тюняев. - М.: Белые альвы. - 2016. - 288 с.: ил. ISBN: 978-5-91464-152-5.
08.04.2015 г. вышла в свет моя новая книга:
Тюняев А. А. Сказки из библиотеки Ивана Грозного (1-е издание) / А.А. Тюняев. - М.: Белые Альвы. - 2015. - 288 с.: ил. ISBN: 978-5-91464-124-9.

Содержание:
     1. Сотворение мира
          Райский сад >>> http://www.stihi.ru/2015/03/06/2070
          Красная Шапочка >>> http://www.stihi.ru/2015/01/10/5850
          Русалка и бабочки >>> http://www.stihi.ru/2015/12/13/1346
          Гуси-лебеди >>> http://www.stihi.ru/2015/11/28/1311
     2. О земле русской
          Царевна-лягушка >>> http://www.stihi.ru/2015/11/28/1407
     3. Календарь
          Мальчик-с-пальчик >>> http://www.stihi.ru/2016/02/05/12488
          Сестрица Кострома и братец Купало >>> http://www.stihi.ru/2015/06/21/7784
          Кот в сапогах >>> http://www.stihi.ru/2015/09/21/102
          Сказка о золотой рыбке >>> http://www.stihi.ru/2015/07/10/1009
          Сон Тамерлана >>> http://www.stihi.ru/2015/02/09/12261
          Ньютон и яблоко >>> http://www.stihi.ru/2015/02/05/786
     4. Праздники
          Снегурочка >>> http://www.stihi.ru/2014/12/30/1313
          Царевич и русалка >>> http://www.stihi.ru/2015/09/20/9582
     5. Государство
     6. Обучение


В тереме высоком, на берегу Волги широкой жили сестрица Кострома [2] и братец Купало [2].
Пошли они как-то раз за речку, в лес по ягоды – землянику собирать [3].
Перебрались на тот берег, идут по дорожке [4].
Видят, на дороге конское [5] копытце с водицей. Братец Купало и говорит:
– Сестрица, я пить хочу. Я из этого копытца напьюсь.
– Не пей, Купало, коником станешь.
Послушался братец, и пошли они дальше. Идут, коровье копытце [6] стоит.
– Сестрица, сестрица, я пить хочу! Позволь я из этого копытца напьюсь.
– Не пей, Купалушко, бычком станешь.
Послушался братец, и пошли они дальше. Идут, овечье копытце [7] стоит.
– Сестрица, сестрица! Я напьюсь.
– Не пей, братец, баранчиком станешь.
Но Купало не утерпел, отвернулся и напился из бараньего копытца. И в тот же миг баранчиком обратился.
Бежит рядом, блеет.
– Я же говорила тебе, братец: не пей! Почему же ты меня не послушался?
Идут, плачут оба.
Навстречу им молодец статный Ярило [8]. Он из Рязани к себе домой возвращался. Вот он и говорит Костроме:
– Девица-красавица, продай мне барашка твоего.
– Нет, не продам! Это братец мой, а не баранчик!
Ярило взял их обоих, увёз к себе в Ярославль [9] и на красавице Костроме женился. А баранчика в доме оставил.
Жили они дружно – не тужили. Но вот Ярило решил на ярмарку съездить, торгом потешиться.
Увидела тут царица Мара [10], что Ярило-солнце терем свой без присмотра оставил, и шасть в него. Смотрит, а там уже и жёнушка молодая – красавица Кострома, да баранчик какой-то бегает.
Взлютовала Мара – ведь она сама всё в жёны к Яриле набивалась. Решила чёрная царица Кострому со свету сжить. Взяла девушку, камень большущий на шею ей привязала и под Кинешмой [11] в реку бросила. А сама платьице Костромы надела да Костромой обернулась.
Вернулся Ярило с ярмарки, да ничего не заметил.
И говорит ему новая жена:
– Хочу баранинки. Давай зарежем барашка того.
Ярило махнул рукой: ну, раз сама Кострома того просит, так тому и быть.
А баранчик подбежал к Яриле и говорит:
– Отпусти меня, Ярилушко, на речку водицы испить напоследок.
Отпустил его Ярило, а Купало к речке подбежал, да сестричку свою кликать стал:
– Сестричушка, Костромушка, меня, баранчика, зарезать хотят, ножи точат булатные, котлы кипятят железные, огни горят жаркие!
А сестрица ему и отвечает:
– Купалушко, родимый мой, тяжёлый камень, ко дну меня тянет. Бела-рыба в глаза клюёт. Люта змея сердце сосёт. Шёлкова трава ноги спутала!
Баранчик вернулся домой. Полежал, потосковал и опять у Ярилы на реку просится. Отпустил его Ярило, а сам за ним следом пошёл – посмотреть, зачем это баранчик на реку ходит.
А баранчик сел на бережку и опять кричит:
– Костромушка, сестричушка, меня, барашка, зарезать хотят, ножи точат булатные, котлы кипят железные, огни горят всё жаркие!
А сестрица ему и отвечает:
– Купалушко, родимый мой, тяжёлый камень, ко дну меня тянет. Бела-рыба в глаза клюёт. Люта змея сердце сосёт. Шёлкова трава ноги спутала!
Ярило увидел это и Кострому из реки вытащил. Камень с шеи снял. И жену свою законную домой отвёл. А Мару – обманщицу в город Юрьев [12] к Ярилиной горе [13] отвели. А там, на Комоедицу [14], её и сожгли.

Примечания:
1. Кострома – древнейший русский сказочный женский персонаж, олицетворяющий вторую половину года – от 22 июня по 21 декабря.
2. Купало – древнейший русский сказочный мужской персонаж, олицетворяющий первую половину года – от 1 января до 21 июня.
3. В средней полосе России созревание ягод земляники приходится на начало июля.
4. Так сказочным путём описывается смена астрономических эр.
5. Конское копытце является сказочным отражением эры Близнецов, то есть 8 – 6 тысяч лет тому назад.
6. Коровье копытце является сказочным отражением эры Тельца, то есть 6 – 4 тысячи лет тому назад.
7. Овечье копытце является сказочным отражением эры Овна, то есть 4 – 2 тысячи лет тому назад.
8. Ярило – русский сказочный персонаж, олицетворяющий годовое весеннее (ярое) солнце.
9. Ярославль – город захода солнца-Ярилы (запад по отношению к Юрьеву).
10. Мара – русский сказочный персонаж, олицетворяющий смерть и чёрные силы. В христианстве – дева Мария.
11. Кинешма – город назван в честь этого события.
12. Юрьев – переиначенное имя города Ярилин, данное этому населённому пункту по месту восхода солнца-Ярилы (восток по отношению к Ярославлю).
13. Ярилина гора – сегодня называется Георгиевской горой.
14. Комоедица – древнейший русский праздник поминовения покойных предков, отмечается в день весеннего равноденствия. В этот день сжигают чучело Мары, пекут поминальные лепёшки – блины. В христианстве – масленица: в одном из вариантов этой сказки Купало (Иван) стал козлёночком после того, как полизал масло козье.