Пьедестал почёта. 3-й тур 2015 года

Литературный Фестиваль Рунета
Подведены итоги третьего тура ЛФР 2015 г.

ПЕРВОЕ место (4 эксп. + шорт НГ)

• Миронова Елена "Часовой" http://www.stihi.ru/2013/01/10/1769
– «всё, как сжатая пружина метафоры, где каждый слог и знак на своём месте, где тикает часовой завод бомбы, приготовленной автором в самом конце.
Да, он академичен, чуточку сух и отлажен – этот мастерский строй, но какой же взрывной силой начинён его финал, как отметаются все Ньютоны и Гандлевские перед этой волной цунами – перед последними двумя строками. Браво!» (Елена Рышкова)
– «стихотворение поражает не только своей мощной концовкой. С первых строк – дремотных, неподвижных, даже немного вялых – в нем ощущается предчувствие движения. Оно все выстроено – на усилении, ускорении, оно достигает своего апогея именно в последней – самой сильной – строфе» (Ольга Козэль)

ВТОРОЕ место (3 эксп. + шорт НГ)

• Ольга Суханова "Сырники" http://www.stihi.ru/2015/07/14/3242 
– «Хорошая лирика, элемент исповедальности и доверительности присутствует, но не доминирует, что мне очень нравится. Вообще, из подборки градус авторского переживания здесь, на мой взгляд, выше всего» (Елена Ширимова)
– «Искренний, без игр в Умную Меня образчик "женской поэзии". Ее высший пилотаж – когда главное на миг выглядывает из-под деталей, за которые цепляется сознание лирической героини, и понимаешь, что скрыть невысказанное важнее, чем высказаться. Как у Ахматовой – "в серые глазки ее погляжу". Как здесь – "нет за тобой пути". Поэтому последние четыре строки – хоть и хороши, но лишние» (Артем Ляхович)
– «Существуют стихи, похожие на окна. Очень трепетное, душевное стихотворение прекрасного поэта Ольги Сухановой выстроено таким образом,  что читатель чувствует себя со-участником действия. Помните, как в детстве мы любили заглядывать в чужие освещенные окна? Вот и здесь: женский образ – очень внятный, очень знакомый – запах сырников – неуемная зябь вокзала. Заглядываешь в чужое окошко – но все это вмиг становится «твоим», пямятным. Таким же образом выстроены многие стихи Ольги Сухановой, последнюю книгу которой мне посчастливилось на днях прочесть» (Ольга Козэль)

• Алексей Ефипов "Минус нуль" http://www.stihi.ru/2013/06/12/2867
– «Стихотворение поэта Алекса Ефипова показалось мне крайне интересным средствами художественной выразительности, которые применяет автор. Он создает настроение – тонко, мастерски, точно играя. Он, словно художник, представивший себе картину этого беспорядочного утра и теперь небрежно и точно набрасывающий штрихи на свою картину-догадку» (Ольга Козэль)
– «Хорошо схвачен и выпукло представлен момент личного переживания. Особенно понравились пара кроссовок и занавеска» (Елена Ширимова)
– «Точная психологическая зарисовка, нарисованная, как у Петрова-Водкина, "кривой" перспективой, искажающей детали, вырывающей их из привычного пространства. Свежая и терпкая вариация на вечную тему» (Артем Ляхович)

ТРЕТЬЕ место

• Дядя Игорь "Первый снег" http://www.stihi.ru/2013/10/24/2989 (3 эксп.)
– «Это чудесное стихотворение, как нельзя лучше передающее именно красу повседневности, украсило бы собою любой сборник стихов для детей» (Ольга Козэль)
– «Простое, как детская картинка, стихотворение в лучших традициях Заходера и Ко., – но эта простота дорогого стоит. Обязательно выучу его с дочкой» (Артем Ляхович)

• Йегрес Вокашу "плыть по теченью" http://www.stihi.ru/2014/12/07/3662 (2 эксп. + шорт НГ)
– «Философское и грустное, с интересным акцентом в конце...» (Елена Ширимова)
– «Стих самодостаточен, как личное мнение и этим привлекает. Он не спорит, не обвиняет. Автору удалось хорошо выдержать и тему, и паузу в этой теме.
Он сделан мастерски, красив и статен, как арабский скакун и столь же хрупок в своей экзистенции.
Нет, не стану ни возражать, ни поддакивать.
Моё мнение о мире тут не играет роли.
Автор сказал своё слово и то, как он это сделал, – куда важнее, чем сама тема его высказывания» (Елена Рышкова)

• Тео Тео "Сказка" http://www.stihi.ru/2015/10/15/9287 (2 эксп. + шорт НГ)
– «Стихотворение «зацепило», несмотря на некоторые технические недочеты, которые я бы посоветовала автору исправить. Само по себе стихотворение очень гармоничное, за кажущимся нагроможденьем слов – теплая, легкая и строгая простота, которая столь радует сердце читателя» (Ольга Козэль)
– «Редко люблю стихи за истории, которые те рассказывают, – но здесь именно тот случай. Тем более, что и атомная структура слов не подкачала» (Артем Ляхович)

....................................
....................................

По два балла (2 эксп. шорт-листа или 1. эксп. + шорт НГ) набрали стихотворения:

• Марина Гареева "дождь корнями держится за землю" http://www.stihi.ru/2012/10/31/10841
– «Кажется, что драгоценный тон "вполголоса", пойманный автором, было ой как непросто выдержать до конца, и некоторые слова почти готовы вырваться и скомкать его... но почти» (Артем Ляхович)
Певучий, длинный, зАговор. Чтобы утишить боль, или задержать её, дабы не уходила далеко.
– «Стих понравился неожиданностями, а я это люблю. Нет, не в сюжете, а в метафорических находках.
Автор умеет пообещать, но изменить своим обещаниям – и стоишь, удивлённый, но обрадованный: ишь как закрутил, а я и не подозревала, что так можно.
Это знак мастерства – умение удивить читателя» (Елена Рышкова)

• Палад "Вместе" http://www.stihi.ru/2012/12/15/1517
– «Прекрасное стихотворение – зарисовка с редким многообразием художественных находок. Тут вам и почти северянинское «оптичен клен воробьей стайкой сыпкой», и «смешливая прежняя Инка» – что-то из области постсоветской эстетики. И  это – столь неожиданное, милое – «Вот парень, улыбаясь и бледнея,
садится рядом – вместе каменеть» - так к месту здесь, так кстати, хоть и не проливает никакого света, не придает  коннотативного оттенка» (Ольга Козэль)
– «Изысканно-снобистская лирика интеллектуала и мастера своего дела. Капля серьезности – и стихотворение не спас бы и масляный слог, в котором язык скользит легко, без трения. Но улыбка делает этот стих игрой, а мастерская игра всегда хороша» (Артем Ляхович)

• Ирина Валерина "Возносит" http://www.stihi.ru/2015/06/11/416 (1-е место в Народном голосовании)
– «Текст редкого совершенства. Все части его соразмерны – мелодика ряда, ясность мысли, чистота ритма. И вот ведь что удивительно, никаких откровений, а всё вместе – коло жизни.
И радостно, светло удивляюсь талантливому слову.
Автор прошел по краю, не сорвался в морализаторство, не унизился  до банальности,  но смог найти прекрасную точку единения  себя, своей половины и читателя.
Редкостной удачи находка» (Елена Рышкова)

• Татьяна Лернер "Руны" http://www.stihi.ru/2011/11/05/2452
– «Стих, как плач невозможно разъять на составные части. Он длится единой октавой, музыкальной фразой напева. От него невозможно оторваться и, если стоит перенос на другую страницу, если тело стиха разорвано на части, то воспринимаешь этот разрыв, как провал, как боль в сердце. Скорее, скорее снова сложить его вместе, спаять эти звуки в единую песню.
Нет никаких правил и законов, объясняющих волшебство, магию, заговор к коим, несомненно, относится и высокая поэзия.
А я и не собираюсь» (Елена Рышкова)

• Юрий Октябрёв "Обыденное" http://www.stihi.ru/2015/09/08/7964
(3-е место в Народном голосовании)
– «Из серии "бормоталок", но при этом довольно бодрое и не вызывает скуки. Герой и его размышления симпатичны. Недостаток – мало поэтического, написано больше в прозаической традиции. Но сейчас смешанные жанры набирают популярность» (Елена Ширимова)

• Ольга Хворост "Она любила его безумно..." http://www.stihi.ru/2015/07/08/2852
– «Как хорошо я знаю этих женщин, говорящих "Она любила его безумно…"
Так говорила моя мама, я так не говорю, но помню запах этой фразы – запах старого платяного шкафа с крепдешиновыми платьями и льняными пиджаками.
Автору удалось уловить не мгновение той жизни, но её запах, цвет и вкус.
Тем замечательнее концовка, разрушающая тот мир, ставящая его с головы на ноги и, по-моему скромному мнению, дающая надежду на прекрасное будущее.
Во всяком случае, для понимающего юмор читателя» (Елена Рышкова)

• Сергей Черсков "Старик и море" http://www.stihi.ru/2015/02/17/7729
(3-е место в Народном голосовании)
– «Казалось бы, одно из многих стихотворений, в которых действующим лицом является старик (старуха). Часто такие произведения грешат эксплуатацией "болевых точек", но здесь все гармонично» (Елена Ширимова)

• Артафиндушка "Шестьсот десятый" http://www.stihi.ru/2015/09/19/9947
– «Тот случай, когда стих  позволяет сознанию сжиматься и растягиваться в ритме моей собственной иллюзии.
Самодостаточность его бесконечна и не требует объяснений деталей – кто, что, почему и где всё происходило? Она позволяет читателю существовать  рядом с текстом  не только внушаемой стороной, но и внушающей.
Я могу вертеть стих в голове, как кубик Рубика, подставляя в каждую строку свои воспоминания и образы, и от этого кубик не разрушается, но лишь становится многомернее и ярче.
Я люблю такие стихи, в которые можно вложить мою  жизнь и от этого она не сделается хуже» (Елена Рышкова)

• Лёша Исхаков "Остаётся..." http://www.stihi.ru/2015/06/04/7980
– «Стихотворение подкупает доверительной интонацией и рядом интересных обобщений» (Елена Ширимова)

• Люся Пикалова "a more" http://www.stihi.ru/2015/08/17/2707
– «Порой целый стих я принимаю, как одно слово, длящееся от начала до конца стиха. Только вот нужно найти это слово и медленно повторять его – то тише, то громче и оно долетит куда надо и выпадет там то ли дождём, каким надо, то ли засухой необычайной.
Об этом стихе можно говорить или думать, или петь его, или шептать – всё равно он передаёт одно слово.
Но так, что никакое другое уже не может протиснуться между запятыми или точками ….
A MORE» (Елена Рышкова)

• Дмитрий Близнюк "семь жизней" http://www.stihi.ru/2015/09/08/3925
– «Стих похож на ожерелье из черноморских ракушек, нанизанных на прозрачную  рыбачью леску – в каждой раковине замысловатая мелодия  моря, рвущаяся на волю сквозь маленькое аккуратное отверстие строки.
Мне кажется, что в нём нельзя заменить ни одну словесную ракушку, ибо очарование единства умрёт даже не родившись.
Иногда белый стих утомляет своей белизной, но не этот.
И почему-то мне захотелось кефира)» (Елена Рышкова)

....................................
....................................

В шорт-листы экспертов вошли также:

• Алекс Трудлер "плавность линий" http://www.stihi.ru/2013/04/09/8418
– «Стихотворение, замечательное аллитерациями (какой контраст первой – "плавной", и второй – "костлявой" строк!) и хитроумной философичностью, воплощенной изящно, без натяжек и зауми. Немного режет ухо "палестина" (все-таки искусственно)» (Артем Ляхович)

• Новикова Таня "Бовари" http://www.stihi.ru/2015/09/10/3476
– «Люблю короткие стихи. Ничего не могу с собой поделать – афористичность стиха, краткость и образность, вот что привлекло в этом тексте.
А, если вглядеться попристальней – так и Флобер бы позавидовал краткости и полноте описания» (Елена Рышкова)

• Игорь Брен "Полигимнии" http://www.stihi.ru/2015/10/14/2536
– «Нелюбимые мною "смуры", но такие музыкальные, что я все простил. Собственно, я уверен, что поэзия делается на уровнях более мелких, чем понятия и образы – где-то там, где слоги и буквы незаметно меняют свою атомную структуру, и слова перестают быть просто словами. Если на этом атомном уровне поэзии нет, но есть претензия на нее в образах – ее все равно нет. Если же здесь, внутри слов, поэзия есть – значит, она есть, даже если я не понимаю образов. Значит, нужно лучше вслушаться» (Артем Ляхович)

• Сергей Богомолов "Чем ты старше, тем ближе земля" http://www.stihi.ru/2015/10/18/9484
– «Сильный стих у мудрого автора.
Такую мудрость нельзя получить даром или передать походя. И только поэзия даёт возможность  такого дара.
Наверное потому, что настоящий поэт владеет волшебством придавать словам их истинный смысл – множества отражений. От неба и дождя, улыбки ребёнка и слёз матери, убийства и рождения.
И всё для одного слова. И тогда оно перестаёт быть только словом, но становится миром.
Спасибо автору за этот подарок» (Елена Рышкова)

• Марина Намис "Песенное" http://www.stihi.ru/2015/02/23/11718
– «Пафос, которого умные поэты боятся, как огня. Сила, которая приходит в слова только, если его не бояться. Ум,  который – да, трудно сочетается с пафосом, но это сочетание, если его удается удержать, драгоценно» (Артем Ляхович)

• Елена Таганова "Ялик" http://www.stihi.ru/2015/08/26/3751
– «Музыкальная фраза длится и длится вдоль жизни всего стиха. Происходит чудо преображения плоскости текста в многомерность звука и полифония стиха заполняет пространство своим многоголосием.
Стих не открывает секретов бытия, но именно в этой неопределённости скрыто его очарование, что сродни очарованию природы – безмолвному и безликому до тех пор, пока его не вдохновит  поэт.
А с той поры и природа сможет обрести свою душу, а жизнь свой смысл» (Елена Рышкова)

• Пелёвин "Грустное" http://www.stihi.ru/2015/09/13/2817
(выбор Дмитрия Артиса)

• Света Хохломская "Про счастье" http://www.stihi.ru/2014/03/22/10390
(выбор Артема Ляховича)

Олег Бобров-Южный "Фатальное" http://www.stihi.ru/2015/10/27/2806
(выбор Дмитрия Артиса)

Читателям также полюбилось стихотворение
• Бразервилль "Синдром астронома" http://www.stihi.ru/2015/07/25/2453
(2-е место в Народном голосовании)

....................................
....................................

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!

Благодарим участников Народного голосования http://www.stihi.ru/2015/11/25/3010

Благодарим членов жюри.
Их выбор:
Елена Рышкова http://www.stihi.ru/2015/12/11/4692
Ольга Козэль http://www.stihi.ru/2015/12/03/4913
Елена Ширимова http://www.stihi.ru/2015/11/30/6738
Артем Ляхович http://www.stihi.ru/2015/11/26/5093
Дмитрий Артис: http://www.stihi.ru/2015/12/17/3690

Благодарим ведущих в осеннем Литературном кафе:
Татьяну Комиссарову http://www.stihi.ru/avtor/komis1
Александру Инину http://www.stihi.ru/avtor/cln15
Марину Чиркову http://www.stihi.ru/avtor/tchirkova

Особой благодарности заслуживают принимающие редакторы тура:
Ульяна Валерьевна http://www.stihi.ru/avtor/ulita2
Галина Иззьер http://www.stihi.ru/avtor/galaitsk
Александр Коковихин http://www.stihi.ru/avtor/kokovihin
Руслан Рафиков http://www.stihi.ru/avtor/rus555older
Валерий Поланд http://www.stihi.ru/avtor/aleksejshlyakh

Спасибо всем авторам!