Экспертный обзор. Алена Бабанская. Август-2016

Большой Литературный Клуб
Доброго дня всем любителям поэзии! Решила сделать экспериментальный для себя обзор: по анонимному списку авторов*. Делюсь результатом, что из этого получилось. Спешу сразу оговориться, парочка авторов были мной узнаны, поскольку читаю их в Фейсбуке, ну а все остальное – Терра инкогнита. Как ни странно, свою десятку набрала. Хотя, проще всего было определиться с однозначным фаворитом или, скорее, с первой тройкой. А остальное примерно на одном уровне, за исключением  разве авторов, замыкающих мою десятку. Еще  одна оговорка – все это исключительно вкусовщина и никакой объективности, где ж ее взять, объективность на ровном месте?

ШОРТ ЛИСТ

1. Итак, мой лидер. Свежие образы, динамика, просто о страшном, все, как доктор прописал. Оно меня просто выклевало по зернышку. Респект автору.

Юлия ШОКОЛ «а сейчас вылетит птичка»
http://www.stihi.ru/2015/12/11/11010 номинатор Александра Герасимова

у мамы внутри поселилась большая птица,
чтоб выклевать маму по зернышкам, по крупицам.
ей мама – кормушка.
я плакала, пощади же!
ведь зерна в груди моей и вкусней, и ближе.

к весне мама стала, как стебель бамбука, полой,
ходила, уже не касаясь ни стен, ни пола.
на каждое наше "люблю" отвечало эхо,
а после собрало вещи да и уехало.

а к лету... давайте не будем сейчас о лете.
к груди прижималась – и слышала птичий клекот.
щекой ощущала, как воздух проходит мимо,
так необратимо, о боже, необратимо!

когда на кровати стал виден лишь контур тела,
бог камерой щелкнул –
и птичка
к нему
взлетела.


2. Мастерский стих, легкая такая зарисовка. Абсолютно очевиден высокий уровень автора, тут хоть о ножке стула, хоть о мировой катастрофе – все будет ладно, любое лыко в строку.

ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА «свет заходит в комнату»
http://www.stihi.ru/2016/08/13/1892 номинатор «Термитник поэзии»

свет заходит в комнату с повинной
на часах четыре с половиной
стало быть полпятого утра

облаков небесная пехота
начала сезонную охоту
на неуловимые ветра

кружка с кофе где же эта кружка
накрываю голову подушкой
окна распирают небеса

утопает в солнце кампанелла
плавится в тарелке моцарелла
до начала жизни два часа


3. А вот этого автора я узнала, у него всегда так, бытовуха и ангелы, картошка и небесные скрижали. То есть фирменный стиль, не спрячешься и в анонимном списке.

АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ «postfactum»
http://stihi.ru/2008/12/02/2185 номинатор Александр Молочников

Всё было, как всегда: абсурдно и серьёзно,
на дачных секторах шла битва за тепло —
жгли палую листву. Скользили с неба звёзды,
дымящийся октябрь валился на крыло.

Ты говорила мне… Ты что-то говорила,
великий и немой выстраивая ряд,
катилось по земле созревшее светило
антоновским плодом сквозь черно-белый сад.

Сменялся кадром кадр и медленно и плавно,
поблескивал стеклом бесстрастный объектив,
мы заурядный быт снимали крупным планом
в отсутствии любых далёких перспектив.

За стенкою сверчок начитывал молитвы,
пророчил в забытьи плохие времена,
в сиреневый закат сползали с неба титры —
забытых языков глухие письмена.

Рябиновая гроздь алела за окошком,
предчувствие беды давило на виски,
я брал на кухне нож и чистил нам картошку,
не забывая вырезать глазки.


4. На четвертом месте – классическая философская лирика. Ничего лишнего, все стихотворение – одна развернутая метафора.

ЗИНАИДА ПАЛАЙЯ «Повремени»
http://www.stihi.ru/2015/09/18/4108 отборочный тур для резидентов

нежная задумчивость осенняя
лист дрожащий
ляжет на ладонь
сиротливо выпросить продление
жизни на чуть-чуть
и только тронь
снимется
закружится
скукожится
но пока любуюсь – смерти нет
робко дышит золотая кожица
розовые жилки на просвет

так же Господи
дыханье мимолётное
жизнь мою 
в день поздних именин
Ты положишь
на ладонь бесплотную
не спеши снимать
...повремени


5. Замыкает пятерку очень эмоциональное, ностальгическое стихотворение. Невольно доверяешь автору. А это уже хороший результат.

CВЕТЛАНА НИК ПЕШКОВА «Город-ловушка»
http://www.stihi.ru/2016/08/02/6499 отборочный тур для резидентов

Зачем притворяться? Ты снова не спишь.
А утро воркует оранжевой птицей,
ступая по каменной плоскости крыш.
Тебе в этом городе вечно не спится.
Пружинит в окне бугенвиллии прядь.
Здесь вёсны всегда зацветают внезапно.
И ты восемнадцать апрелей подряд
влюбляешься в пряный волнующий запах.
Будильник проснётся по-местному в шесть.
А дома… Как трудно не думать о доме –
не видеть в окне позолоченный крест
собора и дым Новолипецких домен.
...Здесь можно не помнить событий и дат,
казаться свободным, беспечным, радушным.
Не спать и мечтать, что вернёшься сюда
весной, через год… Этот город – ловушка.
Он символ, ничей – и не твой, и не мой,
невольник – под стражей церквей и мечетей.
И если ты завтра уедешь домой,
он вряд ли когда-нибудь это заметит…


6. А выбор этого стиха связан с моей любовью к иронии. На мой взгляд, написано остроумно, нескучно. Ну, разве что ухо режет «скривлена». Но это мелкие придирки.

СОФЬЯ РОЛДУГИНА «О физике и лирике»
http://www.stihi.ru/2016/08/10/8513 номинатор альманах «Буквица»

В стиле скромного гротеска, в духе сонного экстрима
Май из сердца вытесняет зимний сдержанный нуар,
Снайпер Ордена Депрессий, чертыхаясь, лепит мимо,
Сбитый с толку дальним светом из очей влюблённых пар.
На естественнонаучном стало жарко от дискуссий,
Мира стройная картина в одночасье скривлена –
Молодой профессор спорит с умудрённым третьим курсом:
Поцелуй в тенистом парке есть частица иль волна?
В нашем доме сумасшедшем всё по-прежнему спокойно:
Призрак детства мне при встрече салютует головой,
Мотыльки над топким прудом в жаркий полдень вьются роем,
Дремлет рыжий кот в коробке. Он ни мёртвый, ни живой.
Расплескались незабудки по овражьим долгим скатам –
Рыхлой пеной, птичьим пухом, голубым и ледяным...
На другом конце вселенной в унисон звенит твой атом –
Он навечно перепутан с мирным атомом моим.


7. Следующий стих «зацепил» необычной темой. Хорошая у автора получилась ведунья, больше похожая на старую большую птицу. Тут и «тонкая индюшачья рука», и перья. ИМХО, текст выиграл бы, если бы его сократить на пару катренов, ибо в середине начинаешь вязнуть в тексте, динамика теряется.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ 3 «Шима Онейда»
http://www.stihi.ru/2016/07/13/5927  отборочный тур

Старая Шима Онейда теряет вес,
Косточки птичьи, по-птичьему шаг неверен.
Значит, пора собираться в дремучий лес,
Чтобы оставить природе комочек перьев.

В племени так повелось – не она одна…
Лишний кусок для детей никогда не лишний.
Много охотников нынче взяла война.
Годы минуют, пока подрастут мальчишки.

Нож и кремень – так ли долго собрать свое?
В тонкой руке индюшачьей – дорожный посох…
Вслед сыновьям, что охотятся в снах ее,
Тихо бредет по рассветным апрельским росам.

Старая женщина тонет в цветах лугов,
Выцветшим взглядом по-детски вбирает краски,
Духов не ждет, не считает своих шагов
И про себя потихоньку поет от счастья.

Но улыбается ласковый Маниту
В облаке, в быстром ручье, в беспокойных листьях…
Сладкие клубни на каждом шагу растут,
Волки готовы добычей своей делиться,

Пчелы на блеклые губы приносят мед,
Точатся камни, собой не желая ранить,
Даже, доколе она не вернется в род,
Не наступает зима, не ложится заметь.

Чтобы и дальше был выверен путь небес,
Осенью поздней приходит она обратно.
Старую женщину не забирает лес,
Только по темени гладит сосновой лапой.

Шима Онейда уложит букеты трав
В типи, вблизи очага возмужавших внуков.
Рады ей – будут сказания до утра,
Песни, покуда огонь согревает руки.

Так до весны, что старухе шепнет – пришла
Снова пора отправляться в чертоги солнца…
Правнучка Кими стоит на краю села,
Смотрит ей в спину и знает – она вернется.
_________
Шима – мать.
Онейда – предсказательница.
Кими – тайна.
Типи – переносное индейское жилье конической формы из жердей, покрытых шкурами; наиболее древнее, а в более позднее время – ритуальное


8. В этом тексте, безусловно, что-то есть, что, как говорят – «цепляет». Есть находки «Время года - старость, считай до ста» - и по звуку, и по мысли хорошо. Но в целом как-то сумбурно, много штампов. Драматизм кажется надуманным, особенно выбор слова «ров» кажется неудачным, отсылает к каким-то военным массовым захоронениям.

ИНГА СТАШЕВСКА «Посмотри»
http://www.stihi.ru/2016/07/01/2079 отборочный тур для резидентов

Посмотри – смеется надменный Ра,
Небеса рассыпaют холодный рис.
Говорят, все дороги приводят в Храм
(Говорят, все дороги приводят в Рим),
Постоим с тобой на семи ветрах,
От костра потянется черный дым,
Подождем, сестра.
До утра – во храме чадит свеча,
Мелко-мелко вздрагивают образа,
Всю дорогу – ветру луну качать,
За окном меняется лишь пейзаж,
Время года – старость, считай до ста,
А потом страницу переверни,
Потому что всё начинать с листа
(Говоришь, дорога приводит – в Рим?!)
Вот те крест – (не веришь?) приводит в бар,
Выбирай слова!
– А потом – в мотель!
И какая разница, чья кровать,
Здесь, важнее, солнышко, чья постель.
А в кармане – мелкое серебро,
Сигареты, паспорт (аж целых два!)

А про то, что  дороги приводят в ров –
Забывай, сестра.
Забывай.


9.Здесь, конечно же, что-то надо делать с «лепестком любимых губ». Как-то совсем не по-русски звучит, и предпоследний катрен я бы выкинула как банальный, а последний катрен хорош, по-моему.

СВЕТЛАНА ХОЛОДОВА «Бражник»
http://www.stihi.ru/2013/03/15/12427 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Слепец мой – бледный и  крылатый,
ночной гуляка, пленник дня,
творенье сумрачной Гекаты,
заложник лампы и огня,

и я, как ты, мечтала виться –
над лепестком любимых губ,
и ночь стирала бы на лицах
следы бесчисленных табу...

И я, нагая и босая,
не потерялась бы в ночи,
когда б горел, не угасая,
огонь единственной свечи.

И мы бы бражничали вволю,
гурман, повеса и дружок,
пока бы нас до смертной боли
огонь заветный не обжёг.


10. Замыкает мой шорт-лист «Синица». Здесь очень понравились первые два катрена: и по интонации, и по образам. А дальше - упс, автор поменял ритм, укоротил строку, и стих развалился. Ну и синица с одной обугленной лапкой как-то тоже неудачно смотрится.

НАИЛЬ МЕЛИХАНОВ «Синица»
http://www.stihi.ru/2014/08/10/8403 отборочный тур для резидентов
 
Читать с конца: оладушки, медок,
простывший чай, малинник в тенях синих,
котёнок рыжий, приобняв клубок,
спит, утомлённый, в ивовой корзине.

К началу: оголённый переплёт,
на фронтисписе росчерк с твёрдым знаком,
листы невзрезаны, но мне наперечёт
знакомы акварели Пастернака.

Здесь пенятся балы,
на взгляд – комком перчатка,
расчерчены столы,
крокет, кузины, прятки…
Но кивер сбит,
«В штыки!» – пошла пехота,
вспять снег летит
двенадцатого года.

Вернусь, бездумный, пролистав страницы,
спадает зной, шуршит по-русски дом…
На бузине московская синица
с обугленными лапкой и хвостом.



*Стихотворения лонг-листа рассматривались в обезличенном виде, под номерами. Полные ссылки на них восстановлены при подготовке обзора к публикации - ГР БЛК.