Юрий Семецкий. Обзор стихов-победителей ВВП 14-19

Семь Дней 3
Юрий Семецкий. Страница на Стихи.ру: http://www.stihi.ru/avtor/semecky


1.Бро Васёк Ледяное http://www.stihi.ru/2015/08/26/4523
«С неба падает злой снег...»
Игорь Царёв


У крыльца — ледяных мух
ловит пастью цепной пёс.
Значит, есть боевой дух,
раз не прячет от них нос.

Жизнью пахнет седой дым:
печи топит простой люд.
И не кажется снег злым,
хоть мороз за окном лют.

Над землёй ледяной бог.
Скользок, братцы, к нему путь:
жизнь пройди, не засрав ног,
дружбой стисни врагу грудь.

Дочитав ледяной том,
гасят ночью в глазах свет
и выходят из тел — вон,
те, кто был взаперти век.

Отсверкает луной снег,
прекратится часов тик:
каждый миг начинал век.
каждый век завершал миг.

Леденеет земной шар —
не жалеет зима стуж.
Согревает его жар
незамёрзших людских душ.

Удачное начало, странная фраза в середине «жизнь пройди, не засрав ног» и такой долгий выход на финал, что от жёсткого ритма, который бодрил в начале, оскомина на зубах. Финал мог бы быть хорошим, если бы не был перегружен глубокомысленной риторикой.
И избегайте советов в стихах, оставьте советы критикам и литературоведам. Поэт должен делиться собственными впечатлениями, а выводы пусть делает читатель.
Стихотворение потенциально хорошее.


2.Ольга Королева. Изборская мелодия http://www.stihi.ru/2013/04/28/2461


Дороги покрыла жижа:
Шли ливни четыре дня.
С дозорной площадки вижу:
Ты вышел седлать коня.

Была до утра пирушка,
Но ехать уже пора…
С котомками побирушки
Стоят посреди двора.

Сегодня к тебе посыльный
Примчался в такую рань:
Батый собирает силы,
Чтоб двинуться на Рязань.

Пора протрезветь повесам!
Твой пристальный взгляд ловлю…
Кружится журавль над лесом:
Прощается к октябрю.

Со стужи сладка рябина.
Не надо прощальных слов.
Я еду с тобой, любимый:
Заранее конь готов.

Мне не нравится такая манера письма, когда двоеточие заменяет переходное слово или группу слов. В этом случае речь становится отрывистой и неестественной, и добиться эффекта присутствия невозможно, и вместо мелодии, заявленной в названии, слышится лай.
В финале, где надо говорить о важном, неожиданно появляется деталь не имеющая отношения не только к финальному эпизоду, но и вообще ко всему стихотворению — «Со стужи сладка рябина».
Стихотворение потенциально хорошее.


 3.Елена Элентух Подарили Таточке http://www.stihi.ru/2011/06/17/3328


Подарили Таточке мальчика.
Отправила его Таточка на войну региональную.
Там оторвало мальчику пальчики.
Нашла ему Таточка подземный переход.
Плачет мальчик, пьёт,
посттравматом мается,
молится, побирается.

Подарили Таточке ангела.
Поломались крылья, когда Таточка сбросила его на землю.
Пожалела Таточка ангела, перекрасила в черный цвет.
Мальчик из перехода избавления ждал, ан нет,
явился черный и говорит, – Я бы помог, да не внемлю.

Подарили Таточке шарик настоящий, заводной.
Шарик забавный кружится,
горы колючие, океаны лужицы.
Забыла Таточка шарик на лавочке.
Злые мальчишки укатили, угнали,
океаны испачкали, горки сломали.
Лежит шарик под лавочкой,
задыхается игрушечный народ.
Плачет Таточка, - Почини, папочка!
А папа говорит, –
Всё,
закончился завод.

Интересно. И вопросы появляются... А что чувствует ребёнок, когда играет в свои игрушки? Чувствует ли себя Богом, творящим миры? Чувствует ли ответственность перед сотворёнными?
Уж не знаю, это ли хотел сказать автор, но у меня мелькнула мысль — а ведь дети оставляют свои игрушки, когда вырастают. Но я отогнал эту мысль, ведь завод можно завести, и ещё долго-долго играть.
Отличное стихотворение.


4.Елена Элентух Москва http://www.stihi.ru/2013/04/03/6789


Она меня встречала мокрым снегом
и парою бомжей, бредущих следом.
По памяти, которой страх не ведом,
и я брела.
Железная калитка на запоре
хранит квартиросъёмщиков от горя.
Двор пах мочой солёною, как море.
Луна бела.
Засыпанные снегом легковушки,
балкон с замёрзшей ситцевой ночнушкой.
В подъезде, несмотря на холод, душно,
свет приглушён.
Вот лифт, живущий в клетке словно птица,
с шуршанием на серый пол садится.
Доверчивo, открытою страницей
дверной проём.
Сняв сапоги с налипшими комками,
надела тапки с мятыми боками.
Рекламный свет, размазанный по раме -
на пол крестом.
Привычно перед сном по коже кремом,
надеясь задержать немного время.
В безвременье с утра шагнула смело
с Москвой вдвоём.

Прекрасная речь, точно нарисованная картина... Но понимает ли автор, что зассаный двор вырывает читателя из мира стихотворения, заставляя его удивлённо и возмущённо  воскликнуть — что, неужели весь двор пахнет мочой?! Это ведь как же надо было постараться. Да и где настолько маленькие дворы могли сохраниться в Москве? В центре везде камеры, между садовым и третьем кольцами так всё перестроили, что попробуй найди ещё маленький двор... Понимаете? Вместо того, чтобы думать о стихотворении, думаю о всякой ерунде.
А стихотворение хорошее.


5. Елька22 День Седьмой http://www.stihi.ru/2014/11/09/5104


Опять невзначай ты провел по щеке –
А, значит, скоро уйдешь.
И будешь шесть дней от меня вдалеке
Подмешивать в истину ложь.
А я буду ждать, и часто курить.
И зло отвечать друзьям.
«Мельницу» слушать, соседям грубить,
Искать у себя изъян.
Я буду учиться у ноября
терпенью… И пить глинтвейн.
…дышать без тебя, жить без тебя…
Концерты, спортзал, бассейн.
И может, даже, на пятый день
решу, что забыла тебя –
Свободна! Не половинка, не тень,
Сама себе – бог и судья.

Но снова вползает тягучей змеёй
Так на других непохож
Этот проклятый, любимый – седьмой,
Мой крест, мой палач, мой нож.
И я понимаю: ни жить без тебя,
Ни петь – я уже не смогу,
Неделя – плата невелика
За счастье коснуться губ…

Странный оборот речи «опять невзначай». Опять без умысла и подготовки? Первая строка ответственная.
Ещё можно сказать, что в этом стихотворении мало индивидуальных деталей. А в общедепрессивную картину зачем-то вплетены концерты и бассейны.
Стихотворение хорошее, но тема мне не нравится. Болезнь надо лечить, а не делать её предметом искусства.


6.Ольга Королева. "Не говори "прощай" http://www.stihi.ru/2012/10/24/6951


Я с умыслом немного раньше срока
(чтоб не в последний вечер впопыхах)
С тобой прощалась к отпуску – дорога
Внушала почему-то тайный страх.

Ты занят был, но против ожиданья
Потупил взгляд, и встал из-за стола;
Поправил: «Не прощай, а: до свиданья».
Надежду дал, и вновь ушел в дела...

Вернулась я – но пятую неделю
Уныло провожу без этих глаз…
Ты все-таки ушел – но не поверю,
Что видела тебя в последний раз.

Известен телефон – но я из гордых.
Бессмысленно озвучивать печаль.
Я всюду буду рядом, словно воздух.
Ты сам просил не говорить «прощай».

Везёт же мне на мелодрамы. Не люблю мелодрам. А здесь ещё мне не нравится, как строится речь. Ну что за «прощалась к отпуску»? «Перед отпуском». Почему «немного раньше»? На сколько немного? Может быть, лучше «прощаясь» перенести в первую строчку, тогда в третьей появится место, чтобы вписать «перед отпуском»?
Финал мне тоже не нравится — звонить не буду, но буду воздухом, который ты вдыхаешь, то есть мужику надо ждать неприятностей, как я понимаю. Однако финал есть, а это значит, что есть и надежда...


7.Елена Элентух Пришелец  http://www.stihi.ru/2011/05/19/9375


Прорвав невидимый портал,
из запредельного начала,
сквозь мирозданья и века,
пришел чужой…
Она не знала.
Он жить хотел, он вил гнездо,
он пил и ел, пуская корни.
За каждый миг он проживал
века текучей жизнеформы.
Его десятки терабайт
легко вошли в контакт с хозяйкой.
Она смирилась,
поддалась
и стала звать "любимым зайкой".
Он поздно понял -
навсегда
их свяжет космос пуповиной.
Он виноват в её любви.
Она невинна.
Когда получен был сигнал
и он рождался,
их крик сливался в звёздный шум…
и не кончался.

Речь Елены мне очень нравится, тема моя любимая. Но! Это кино я уже видел лет тридцать назад. «Человек со звезды», нет? «Моя мама инопланетянка»? Роман Хайнлайна «Чужой в чужой стране»?


8. Елька22 Домофон   http://www.stihi.ru/2016/07/09/2997


Я шагаю мимо клеток,
Мимо прыгалок, мяча,
Мимо вишен с верхних веток,
Мимо сонного луча,
Задремавшего на кошке,
Мимо кошки и котят –
Я шагаю по дорожке,
Две соседки вслед глядят.

Я иду обратно с хлебом –
Кошка жмурится, урча;
Мяч застыл в песке нелепо…
…вот, раззява! нет ключа.

Шёпот стареньких соседок:
«Снова, видно, ни гроша».
Взгляд придирчив, строг и цепок:
«В чём там держится душа?
Что за дом, где даже утром
К чаю хлеба ни куска?»
Потемнело почему-то,
Застучала ярь в висках.
Я молчу, давлю на кнопки:
«Поскорее, домофон!»
Растянулся миг короткий,
а в ушах опасный звон…

Что вы знаете, тетери, про мои дома и жизнь?!
Про надежды и потери, что узлом тугим сплелись.
Дом. Рекою пиво с водкой – вроде, горе заливал;
говорят, сгорел. От «горькой». А вдова ещё жива.
Дом другой, где пахло хлоркой, и больничная еда,
где игрушки – общей горкой… помню я едва-едва;
Дом – на сотню «лишних» деток – сам приходит по ночам…

…шёпот стареньких соседок
заглушаю криком: «Маам!
Без ключа я». Напоследок
хлопнув дверью: «Нате-с вам!»

Интересное стихотворение. Но часть, где мальчик видит будущее, прописан плохо. Разве в этом стихотворении использован приём расширения смыслов? Вроде бы это не так. А тут понять можно по разному. То ли герой спился, но его лечат, то ли герой спился, потому что у него ребёнок умер. А как понимать фразу «дом – на сотню «лишних» деток – сам приходит по ночам» я не знаю. Что-то глубокомысленное с кучей коннотаций.


 9. Ольга Домрачева. апрельское   http://www.stihi.ru/2016/06/06/3915


в апреле небо особенное –
можно долго смотреть на белые эфемерные острова,
выступающие над голубой гладью вод,
и чувствовать, как бродившие в голове
по-броуновски слова
начинают складываться в отчаянные сочетания,
ничем не обоснованные.
понимаешь,
в тебе просыпается что-то странное.
обостряются слух, зрение:
слышишь, как поёт влажная,
ещё холодная земля,
пронзённая изнутри
звонкими зелёными стрелами,
обнаглевшими солнечными зайчиками
мелькают неуловимые образы –
всплёскиваешь руками,
трёшь глаза. грачи –
говорливые цыгане –
табором ищут пропитание
в прошлогодней траве. её
резкий, пряный запах бьёт в ноздри.
набережная, дома, деревья, заплаты ворот,
видевшиеся фрагментами идеальной арабески,
наливаются плотью, дышат.
рассеянные события,
обрастают радужными деталями,
становятся легкокрылыми.
ветер шмелём жужжит в уши: «держи, держи..»
остаётся лишь ловить порхающие
мгновения и нанизывать на иглу стихотворения,
которое называется
«жизнь».

А между тем, стихотворение называется не «жизнь», а «апрельское». Прекрасный верлибр. Речь журчит, есть месседж. Что ещё нужно хорошему стихотворению? Рифма.


10. Елена Элентух Чисто английское убийство http://www.stihi.ru/2011/03/20/9804


Том 1-й

Рождественский вечер в старинном поместье. Среди приглашенных и лорды, и пэры. На кухне дворецкий ножи протирает, а также считает зачем-то фужеры.
В своем будуаре хозяйка пьёт водку, припудрить пытаясь синюшную бледность. Сегодня супруг был учтив и изыскан, но колок, как–будто узнал про неверность.
В чулан экономка спустилась с корзиной, чтоб выбрать салфетки и скатерть для бала. Вдруг резкая боль. Там, среди полотенец опасный и острый осколок бокала.
Племянница Мери вторую неделю ждет признаков женского недомогания. Сказавшись больной, не выходит из спальни, не ест, чередует с вязаньем рыдания.
Вот библиотека. Сигара и шерри. Хозяин читает заметки про биржу . Он знает, что тяга постыдна к жокею, но, Боже, как трудно сказать: "ненавижу!"
Всё это случилось в рождественский ужин. Никто не убит до двухсотой страницы… Редактор зевает все чаще и глубже, и молча решает пойти удавиться.


Том 2-й

Редактор пьёт кофе четвёртую кружку, пытаясь запомнить все хитросплетения. Всё то же поместье, рождественский ужин, никто не убит и растёт напряжение.
Жокей оказался ребенком внебрачным хозяина и экономки. Он с детства, не зная отца, рос распутным и мрачным, а правду узнал лишь на грани инцеста.
Убийство! На триста десятой странице. Кровавые полосы тянутся в ванну… Там Мери от плода пришлось разрешиться, увидев, что тётя лежит бездыханна.
Узнав, что жена изменила с жокеем, хозяин свой дом завещает аббату. Дворецкий тем самым теряет наследство, являясь хозяйки потерянным братом.
Так кто же убийца? Конечно дворецкий! Он разоблачён на последней странице.
Редактор решает напиться мертвецки. Я ж кланяюсь вам и спешу удалиться.

Хорошее стихотворение, а сказать нечего, всё в нём сказано. Кто-нибудь скажет — поэзии маловато. Я скажу — да и Бог с ней, с поэзией. И всё-таки спрошу. Если есть сюжет для романа, зачем писать стихотворение?


11. Новикова Таня "Молчание в сети" http://www.stihi.ru/2013/05/16/822


Среди всемирных электронных глыб,
стремясь найти безлюдные причалы,
две особи похожие на рыб
о чём- то о своём опять молчали.

Когда затеян между ними спор,
молчание всегда его остудит;
потом расскажет что-то про Босфор,
про звёзды, про стихи, про книгу судеб;

поведает кто праведник, кто пёс,
открыв глаза на новые скрижали.
Приплыли. Нет connection. Что... всерьёз?
И рыбы-люди громко закричали.

О чём это стихотворение? Про одиночество в сети. Но сделано наспех, и поэтому сведено к хохме.
Если уж начато с двух особ, а не с общих рассуждений, то следовало бы хоть как-то эти особы охарактеризовать. А без этого все детали кажутся случайными. И финал этому стихотворению нужен другой. Или этот финал требует другую подводку.
Идея потенциально хорошая. Но в целом — это черновик.


12. Ольга Домрачева межсезонье http://www.stihi.ru/2014/10/14/9016


солнечный чеширский кот
давно забыл свою обязанность
сиять улыбкой
и скучает где-то
на задворках.
алиса, забросив в дальний угол памяти
любимую привычку падать
в кроличью норку
и выпадать
обратно,
задумчиво сыпет
сахар на наши чайные
деревенские домики,
ещё подслеповатые
от недавнего сна:
на часах шесть часов -
время утреннего чаепития.
фетровая шляпа неба разбухла
от сырости
и давит на обвисшие
плечи деревьев.
Она явно мала
земному шарику -
жмёт в висках.
но белая королева
уже сделала
ход конём -
время застыло.
мелкий-
мелкий
сахар
лежит на крышах
и лёгкая испарина
стекает с их лбов на высунутые крылечки,
утоляя жажду.
ещё одна ложечка сахара...
и ещё... ещё...
время чудес прошло -
наступило межсезонье.

Не могу сказать, что я не люблю верлибры. Вот недавно прочитал верлибр Даны Курской, и был в полном восторге. Однако у меня есть своё представление об этой поэтической форме, и большинство верлибров мне не представляются художественными текстами. А уж если и написаны без понимания, что поэзия — это ритмически организованная речь, то и совсем грустно. К слову, хорошая проза — это тоже ритмически организованная речь. Всем интересующимся советую найти и прочитать рассказ Андрея Столярова «Ворон». В нём много толковых рассуждений о писательском труде. И уж прочитать рассказ всяко лучше, чем читать скучную лекцию.
Данный верлибр мне не нравится, и поправить это никак нельзя. Но можно найти другого и более благодарного читателя.


 13. Сибила Невейн  Колодец http://www.stihi.ru/2016/07/01/9670


Без души, как без воды, - мертво.(c)

-Ты скажи, где мне найти глоток
влаги на краю слепой пустыни.
Алый диск на небе так жесток—
на подошвах жар песка не стынет.

-Лишь оазис ласковый предел—
помнит он про всех о ком в ответе.
С финиковым деревом созрел
благодатный дом воды и света.
Там, смотри, колодца колыбель-
каменное сонное начало.
Разбуди, чтоб ворот за(скри)пел
песню, что ни разу не звучала,
ржавым голосишком: дили-динь.
И заплачет, поднимаясь к суше,
влага из колодезных глубин
по всем тем, кто без воды бездушен

Вот это оформление:
-Лишь оазис ласковый предел—
помнит он про всех о ком в ответе.

Я не понимаю. Это прямая речь? Тогда после предела надо поставить точку, и пояснение начать с большой буквы. И что здесь предел? Если конец Земли, то почему он ласковый?
А почему пустыня слепая? Честное слово, эпитет «тупой» здесь бы больше подошёл. Впрочем всё равно остался бы заплаткой.
И вообще, что ни предложение, то ребус.
Финал можно было бы назвать интересным, но он тривиален, и это добивает стихотворение окончательно. Ведь без воды все бездушны. По логике, тут следовало бы сказать, что-то вроде — по живым, но может стать бездушным.


14. Борис Удачин мелодия радостной грусти http://www.stihi.ru/2016/06/19/4971


будто птицы: бемоли
прильнули к земле,
а диезы
поют и взлетают.
ты играешь ноктюрн.
в освещаемой мгле
от минора негрустного таю.

он мажора хмельнее,
радушнее стал,
продлевая душевности срок.
верю - больше не будет
для нас
нотный стан
дневником параллельных дорог.

в освещаемой мгле — понятно, что это «в круге света», и всё-таки данный образ, интересный сам по себе, здесь возник из-за подгонки под рифму. Если бы этот образ не был сразу брошен, а имел бы развитие, то это было бы здорово, а так — это неточное высказывание.
радушнее стал — инверсия, и опять подгонка под рифму. Здесь «стал» совсем не нужен.
продлевая душевности срок — вроде бы всё правильно, а вот не нравится эта фраза и всё.
Хороший финал. Но капля дёгтя портит бочку мёда.


15. Сергей Ясонов "Опавших листьев кружева рисует вечер..."


http://www.stihi.ru/2016/08/25/5340


И рощ берёзовая строгость,
и птиц весёлый перезвон,
и человеческая гордость,
что СОВЕСТЬ выше, чем закон.

Дарафея

* * *

Опавших листьев кружева
Рисует вечер по текстилю
Густой травы. Тетерева
В лесу тропинку преградили.

Вспорхнули, улетят вот-вот,
Но не зимы пугаясь, к югу.
Так не ищу иных широт
И я, покинув дом пичугой.

Ждет не спасительный ковчег
Не спрятавшихся за пригорком,
Шагнувших в гущу дней,
как в снег
Ныряет вечером тетерка.

Есть то, с чем не искать обход.
Пусть жить по совести и трудно,
Но с ней неистребим наш род
Пока в душе день вечный судный

И в сердце к осени любовь,
К земле своей, что с детства снится.
Идущих строй не обескровь,
В предзимье покидая птицей,

Когда последняя листва.
И я не одинокий где-то
«Иван, не помнящий родства».*
Здесь близким и родным согретый

В опавших листьев кружевах
Иду.
Ночь. Силы на исходе.
Вернуться б,
да тетерева…
То совесть встала на проходе.

Хорошее стихотворение, но не самостоятельное. Без отсылки к первоисточнику не поймёшь в чём прикол. И избегайте инверсий.

1 место

Елена Элентух Подарили Таточке http://www.stihi.ru/2011/06/17/3328

2 место

Елена Элентух Москва http://www.stihi.ru/2013/04/03/6789

3 место

Ольга Домрачева. апрельское   http://www.stihi.ru/2016/06/06/3915