Взгляд из-за кулис Здравствуй, зимушка-зима!

Клуб Слава Фонда
ОБЗОР КОНКУРСА КЛУБА СФ
«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА!»
АВТОРА НАТИКО

Мы, конечно же, понимаем, что в начале весны говорить о начале зимы «не комильфо», но исходим из того, что лучше уж в начале весны, чем в начале лета. Тем более что иногда они так похожи:
Напомним анонс к конкурсу:
«Принимаются стихотворения о начале зимы, о первом снеге, о ранних заморозках и т.п.».

Нам кажется, что стихотворения о временах года возникли самыми первыми на земле.  Как написать на тему, которой столько же лет, сколько и поэзии?
Какая же она – зима современных поэтов?

***

СТИХОТВОРЕНИЕ №2 «ПРЕДЧУВСТВИЕ ВЕСНЫ» послужит сегодня эпиграфом к нашему разбору. В нём зимние картинки – такие привычные и такие яркие, в нём – техника и образность, и ещё в нём – надежда на то, что скоро придёт весна, будет апрель. Кстати, в строке «Ещё будет апрель» - единственный в произведении сбой ударения, два ударных слога – ещЁ и бУдет – волею Автора оказались рядом, фразу необходимо перестроить. Из образов понравился «разноцветный лёд» - так и видишь радугу солнечный лучей, играющих на ледяных осколках. И другие образы достойны...
Снова встретит тебя тишина разноцветного льда,
Проскользнет голубою позёмкой рассерженный ветер.
Белой плёнкой укрыты несущие свет провода.
Канонада зимы всё сильней и сильней на рассвете.

Машет вьюжным платком опустевший, неприбранный лес,
И опавшие листья под снежной подушкою прячет.
Колобродит мороз и трещит, как простуженный бес.
Забираясь в подъезды, о прошлом с дверями судачит.

Невозможно сбежать от замёрзшего, серого дня.
Взгляд в окно, и мурашки гурьбой пробегают по коже.
Ты спешишь наблюдать ярко-красную пляску огня.
Проклинаешь мороз, покупаешь коньяк подороже.

Не ругайся, постой, ведь не вечно зиме ворожить.
Ещё будет апрель, снег ручьём побежит по дорогам.
А пока в тишине всё летят и летят миражи,
Дни пришедшей зимы, в белом фраке, холодном и строгом.


ТЕРМОМЕТР ПОКАЗЫВАЕТ «ПЛЮС»
Волею судеб так получилось, что призёры в наш обзор почти что не попали, только призёр третьего места. Ну вот такие мы незрячие – очи нам замело пургой, стекла заиндевели. Поэтому будем говорить о том, что разглядели. И начнём с попытки монорима – всё-таки, раз уж темой стали узоры на стекле, пропустим самое «узорное» вперёд. СТИХОТВОРЕНИЕ №35 «СНЕГОПАД ЭТО БЕЛЫЙ СМЕХ». Перед «это» не хватает тире, Автор. Ну да ладно.
В целом попытка состоялась, рифм к слову «снег» образовалось немало. Чуть удлинённая последняя строка акцентирует смысл, изложенный ещё на кольце царя Соломона:
               И горячую кожу век
               остужает пушистый снег,
               он смотреть запрещает вверх.
               ... Не грусти. Всё пройдёт, человек.
Единственное, что смутило – почему «снег» повторяется в каждой строфе? Получается, что трижды рифмуется одно и то же слово. И то, что оно рифмуется по одному разу в каждом из абзацев, не меняет дела, я всё-таки думала, что для монорима нужно подбирать каждый раз новое слово. Ну или сделали бы рефреном фразу со «снегом». А так он возникает каждый раз, когда нужно «заткнуть» брешь. В первом катрене – в первой строке, во втором – во второй, и в третьем – тоже во второй строке. Закономерности нет. Повторюсь, рефрен решил бы дело, но его тоже нет. Не совсем поняла, почему «снегопад – это белый смех»? Разумом понимаю, что, как смех, он украшает жизнь, помогает не замечать его худшие стороны. Но в итоге получается не очень смешно: «нищеты грех», «прорех» - это всё несмешные образы. Впрочем, смех ведь тоже – рифма к снегу, поэтому мне всё-таки удалось самостоятельно разобраться, почему именно «смех».

Но продолжим следить за нашим зимним потеплением. СТИХОТВОРЕНИЕ №7 «ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ» чудесно и по задумке, и по исполнению. Мне понравился загадочный романтический образ в центре. Графическая запись стихотворения тоже интересна – некоторые строки разбиты на две, но рифму не теряешь, поскольку форму, рифмовку и ритм Автор строго соблюдает.
А на улице ноль…
Предрассветная дымка
Поднимается вверх, проползая по крышам.
Я с бессонницей рядом стою невидимкой
В черной клетке окна.
В белом женщину вижу.
Ей луна серебром осветила дорогу.
Прекрасный образ, да и обозначить Зиму как женщину в белом – тоже хороший ход. Представляешь её, идущую по ночному городу, ещё не вошедшую в свои права хозяйку, но уже «обходящую владения». Олицетворение здесь играет на все сто процентов. Только в одном месте небольшой ритмический сбой, как будто слога не хватает:
Сбросив наземь накидку (?) из горностая…
Но это, конечно, деталь, при чтении вслух можно выдержать правильную паузу. Главное, что есть красота образа: белое, безмолвное привидение, будущая хозяйка природы на ближайших три месяца, ещё не вступившая в свои  права.
Как будто продолжением темы является СТИХОТВОРЕНИЕ №15 «Я СЛЫШУ ОСЕНИ ШАГИ». Здесь также мелькает образ предзимья, нет претензий к форме и рифмам, всё выдержано… Есть прекрасные образы, и в целом настроение передаётся то же – ожидание природы, затишье перед бурей, или, вернее, перед зимой. Но оно не такое неотвратимое, как в первом произведении, здесь картинка ещё не успела застыть, и шаги Осени сопровождают разные шорохи, звуки, грюки, шуршание листвы:
В порыве ветра мотыльки
С ветвей летят с шуршаньем гулким.
Мотыльки здесь – явно осенняя листва, но она оживлена, Осень – не призрак в своём королевстве, она в своём доме, который собирается покинуть, уступив зиме, и дом этот обжитой, тёплый, ещё не застывший.
 Но я о другом. Лучше сказать «в порывах», чем «в порыве». Никогда не обращала внимания на такие моменты при написании, но при чтении, как говорят предсказатели, «вижу ясно»: «В порыВЕ ВЕтра». Автор, увидели, да?
Но, опять-таки, это даже не мелочи и не придирки, а нюансы. А основные образы на высоте.
   Ажурных льдинок кисея
В ковре оранжевом сверкает.
На землю из небытия
Предзимье бережно ступает.
Опять-таки, бережная и бережливая хозяйка оставляет дом, хрустальными шагами удаляется из него, зная, что скоро сюда войдёт «белый призрак» из предыдущего произведения.

СТИХОТВОРЕНИЕ №18 «ЗИМА» стоит немножко особняком. Здесь – славянские легенды и мифы, в данном образе о Снежане, хозяйке зимы. Образный литературный язык, лёгкий песенный ритм, напоминающий ритмическое позвякивание бубенцов на тройке зимней богини. Как водится, в мифах, в образах зашифрованы природные явления, в поэтической форме – фактически учебник родной природы.
Зайцы Зимушку встречают, шубку белую надев,
Ни травинки в белом поле, пища горькая с дерев,
Куропаток белых на ночь снег упрятал голубой,
Враг матёрый не отыщет, обойдёт их стороной.

Нет обиды на Снежану, снег как благости приход –
Чернозём напоит влагой, урожайным будет год.
Под периной безмятежно спит природа, спят дома,
Их до мартовской капели убаюкала Зима.

В целом и поэтично, и познавательно. Как говорится, «и детям, и их родителями».
Познавательно и грандиозно ещё одно произведение, СТИХОТВОРЕНИЕ №50 «АНТАРКТИДА».
Потрясающая картина –
Тектонический сдвиг платформ…
Льдом заполненная долина.
Ветер – главный ваятель форм.

Многочисленных трещин шрамы.
Ледниковые валуны.
Грандиозные панорамы
С расчленённых плато  видны.
Ну вот кто мог подумать, что можно научно и настолько поэтично? Впечатлили, спасибо, Автор! Особенно понравился образ «Лёд, сползающий с края света». К форме придирок нет – ещё бы я придиралась к форме…

Возвышается над веками
Мир особо крутых вершин –
С неподъёмными ледниками
Антарктический исполин!
Прекрасный аккорд! Самая величественная зима – на полюсах, доказал нам Автор. И мы поверили.

СТИХОТВОРЕНИЕ №23 «СНЕГ В ОКТЯБРЕ» просто чудесно. Благодаря паузам невольно создаётся неровный ритм, полностью подчинённый содержанию. Этот стихотворный размер возникает благодаря паузам: строки могут быть заполнены или нет дополнительными слогами по желанию Автора, не нарушая общей ритмичности речи. И «природное в человеке», и «человечное в природе» тесно взаимосвязано с первых же строк.
Белый ветер, что же ты делаешь,
так настойчив  и так высок  –
выстилаешь  снежинками  смелыми
и тропу мою, и висок...

Я тебя не гоню, неласковый,
только душу  не береди
той ещё не  забытою  сказкою,
где всё лучшее  –  впереди.

Белой  тьмой,  белый  свет  заметающей,
не клонись  к плечу моему  –
не дано нам, вольным, пристанища,
и мечтать о нём  ни к чему.

Поцелуй  задремавшие озими,
пожелай им  спокойного сна.
Где ж так долго,  до самой осени
пропадала  моя весна?..

Прошуми  озябшей  осокою
песню-память  моей  весне  –
как  тоску  по любви, высокую,
и простую,  как первый снег.
Вот так, хотела фрагментами показать – а процитировала целиком. Удивительное сочетание формы и содержания, зимы как явления и зимы как символа человеческих переживаний, умение найти под снегом цветы весны.

В СТИХОТВОРЕНИИ №25 «ВАЛЬС НАД АСФАЛЬТОМ» тоже интересное олицетворение. Не совсем «дожатое», обыгранное, может быть, созданное из образов и символов, но вот перед нами чёрный, как ночь, асфальт, на который опускаются танцующие вальс снежинки – и тают.
 Асфальт лежит – кАк неприступный витязь.
 Нет дела до растаявших особ. . .
 Шепчу я: "На обочину садитесь!
 Там примет вас в объятия сугроб!
Конечно, он вас скоро обезличит
Спрессует в груде однородных масс…»
Любопытный образ из жанра «городской лирики». Асфальт – творение рук человека, бесчувственный, неподвижный. Снежинки – творения природы, легкие, хрупкие, кстати, в массе своей «спрессованной» образующие сугробы, никак не могут «победить» асфальт, тают. Но образа «мотылька над огнём», которому предлагают спасительный сугроб, а он лезет на мокрый асфальт – всё-таки не получилось. У снежинок нет особого выбора, куда падать, и сугробы на обочинах сформировали всё те же упавшие снежинки. То есть образы интересные, олицетворение любопытное, но само содержание этого олицетворения имеет право быть только как жанровая мимолётная картинка зимы, городская зарисовка, попытка «поэтизировать» самую прозаическую и привычную всем нам асфальтовую дорогу, на которую падает снег – а почему бы и нет?

То, что форма записи влияет на восприятие, объяснять никому не нужно. Мне очень понравилась первая часть СТИХОТВОРЕНИЯ №30 «Я ЛЮБЛЮ. СЛОВ НЕ НУЖНО ДРУГИХ». Понравилась, безусловно, и вторая, но больше глубиной темы. А первая часть – ещё и формой.
«Подобрала осень краски на палитре. Яркими мазками заглянула в лес. Тема ветра в музыке.
Словно в фильме титры, замелькали листья. Подсказала текст».
Красиво – музыкальная тема ветра действительно зазвучала, кинематографично, создаёт такой саундтрек времени года.
Одна моя подруга рассказывала мне, что в детстве, наблюдая по телевизору чемпионаты и показательные выступления по фигурному катанию, всё время ждала, как фигуристы споткнутся или партнёр уронит партнёршу. Я невольно поймала себя на мысли, что самым интересным для меня лично было читать предложения стихотворения модного формата А4 и отыскивать, оборвётся ли где-либо ниточка рифм, «зависнут» ли строчки. Не оборвалась. Не зависли. Чемпионат по фигурному катанию, безусловно, состоялся;

СТИХОТВОРЕНИЕ №10 «ПОДОЙДИ И СОГРЕЙ МОИ ПЛЕЧИ» выбрала за доброту и ненавязчивую домашнюю ауру. С технической точки зрения, сразу скажу, это больше домашняя поэзия: для рождественского детского журнала, семейного чтения, здесь всё привычно, просто и по-домашнему, но и по-домашнему то край скатерти завернулся, то вилка не там лежит. Обед не парадный. Домашний. Семейный. И, что самое главное, добрый. Поэтому придираться не буду, просто процитирую строки Автора, которые я считаю лучшими во всём стихотворении:
Пусть сегодня декабрьский вечер
Наблюдает тихонько за нами.
Пример такого же жанра, только более отточенный – СТИХОТВОРЕНИЕ №26 «ПАДАЕТ СНЕГ». Целиком его можно прочесть по ссылке, приведу самый трогательный отрывок
 И свет припадает к зелёным ладошкам,
 И в бархатном свете цветы.
 И хлопьями падает снег за окошком,
 Спадая с седой высоты,

 Ложится, пушится в разнеженной лени,
 Лаская, колдуя, маня.
 И полдень струится, и сыплется Время
 К подножию белого дня.
Здесь лирическая героиня одна, она никого и ничего не ждёт. «Не мёрзни, душа, не скучай», - говорит себе она и согревает свой вечер уютом. Добавляет уюта и непогода за окном – ну, она всегда добавляет уюта тем, кто сидит в тепле за чашечкой чая в фаянсовой чашечке и кусочком шоколадного торта. Картинка отлично и мастерски схвачена.

СТИХОТВОРЕНИЕ №40 «ОСЕННЯЯ ХАНДРА» начинается так:
До горизонта хмарь густая,
Снег кучно хлопьями валит,
С ленивой негой опускаясь,
Как на перину сибарит.
Я тоже чувствую себя сибаритом в поэзии, читая такое. В целом – ровное произведение, логичное, но «сибарит» понравился более всех остальных образов и побил все рекорды в моих строгих глазах замёрзшего критика. Помню его по разбору на другой поэтической площадке. Была бы в жюри – один только этот «сибарит» в моих глазах перевесил бы сразу несколько зим из других стихотворений.

Есть определённое «поэтическое волшебство» в СТИХОТВОРЕНИИ №56 «НАЧАЛО ЗИМЫ».
…А вечером падал мерцанием лунным
Тот первый, волшебный, торжественный снег,
Что пишет таинственно древние руны
На сердце, на мыслях, на душах… Во мне…
И в свете фонарном, неверном  и тусклом,
Искрились, как бабочек снежных крыла,
Созданья Небесных колдуний искусных –
Снежинки – чтоб высветлить мир добела.

На этом позвольте завершить разбор этого стихотворения словами Автора: «Вот так и приходит Зима – неопасно», но кто может знать, сколь продлится она? Ласково и ненавязчиво наступает катастрофа, от одного взмаха крыла бабочки и нескольких снежинок меняются миры. Царапнул оборот «На сердце, на мыслях, на душах» - обычно пишутся «в сердце, в мыслях, в душах». А вот «Во мне» - уже правильно. Но это, безусловно, единственное замечание к данному стихотворению, но чтобы его переделать, строку надо изменить полностью, предлог «в» слоговой ячейки в строке не заполняет.

Уважаемые читатели обзоров, а можно, я не буду анализировать, для разнообразия, и просто дам ссылку на два последующих произведения? СТИХОТВОРЕНИЕ №45 «ДЕКАБРЬСКОЕ НАСТРОЕНИЕ» и СТИХОТВОРЕНИЕ №52 «К ЗИМЕ». В них ничего сногсшибательного нет. Приятно, качественно и хорошо. Ссылка появится под обзором, там, где перечисляются стихи, принявшие участие во «Взгляде из-за кулис». В первом – зима и человек, во втором – деревенский пейзаж, поля, знакомые нам ещё со времён Тютчева и Некрасова, но приятно, современно и легко, как кружащийся первый снег.

Зима – это ещё и зимние каникулы детворы. Всё думала, ну кто же поднимет эту тему? Точнее, специально не думала, но когда встретила, сразу же сказала в мыслях: «Вот оно!» СТИХОТВОРЕНИЕ №63 «ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ» - и пусть среднестатистический школьник слабо себе представляет, что такое «Картина Брейгеля ожившая», зато он хорошо понимает, что такое коты, крыша, снег, санки и горка.
Холму забравшись на загривок,
Мы под команду Жучки «гав!»
Летим на санках – косо, криво –
Все ямы-кочки сосчитав!
Да, за полтора века наука стихосложения ушла вперёд: «Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь я в санках по горе крутой». Нет, здесь всё круче!
Сугроб у ельника разрежем.
А там, играя в поддавки,
Заманивает в дебри Леший –
Рвет петли, хлястики, шнурки!
Очень приятные стихи, все атрибуты волшебства, от снежной горки до волшебных героев, но показанные глазами взрослого, а потому о простых детских каникулярных радостях говорится отточенно и профессионально. Замечаний нет.

Обращается к детству и Автор СТИХОТВОРЕНИЯ №5 «ЗИМНЕЕ».
Метель метёт без малого три дня;
Свистит на стрёме ветер воровато.
Окно открыл я и ночной сквозняк
Ко мне ворвался снежным ароматом.
Гудит слегка рождественский мороз, -
Стоградусный, наверное, и колкий.
Он дважды ущипнул меня за нос,
Разбрасывая белые иголки.
Безусловный «плюс» произведения – оно идёт от лица Автора, никаких описательных умозрительностей, только пережитое, пропущенное через себя. Образы метели, морозов для зимы неизбежны, но Автор не перечисляет их для нас, памятуя о том, что зиму мы все и сами где-то уже видели. Он делает акцент на том, что пережил и чувствует он сам, как её видел он – собственно, это самое ценное в поэзии, когда один рассказывает о своих чувствах, другой читает, и, возможно, эти переживания совпадут. Фраза «на стрёме» царапнула музыкальный слух – на стрёме, да ещё и ветер, да ещё и воровато… Ну «ветер воровато» сказано классно и вкусно, а почему на стрёме-то? Подкарауливает, с кого бы что бы сорвать? Правдоподобно, но жаргонное слово сюда всё-таки не подходит, хотя оно такое же вороватое, как и ветер. Утрированное «стоградусный мороз» - очень жизненно. Попробуйте в холод оказаться на ветру – даже небольшой минус воспринимается чуть ли не как абсолютный «ноль».
В моём понимании произведение делится чётко пополам, как экватором. В первой части – замерзающий на злющем стоградусном морозе лирический герой, во второй – его ностальгия по такой же зиме, в которой сам он был маленьким. Он вспоминает себя «огольцом упрямым», вспоминает езду «без билета на трамвае», голос мамы… Для меня эта внезапная ностальгия с холодом первой части никак не связана. Идёт герой, мороз его колет, кусает, а он ностальгирует. Кто знает, может быть, сейчас у подъезда стоит его «мерседес», но он идёт пешком и тоскует о детстве. И голос мамы – снежный мираж… Стихотворение движется к завершению, а в каждой строчке появляются новые образы, новые детали: то голос мамы, то остановившийся календарь, то трамвай. В моих глазах это немножко разбивает сюжет, разве что если подключить психологию: именно когда нам в лицо дует ветер, щиплет мороз, мы вспоминаем, как в детстве было хорошо.


НА ГРАДУСНИКЕ – «МИНУС»
О том, как трудно говорить о весне-зиме-лете-осени, мы уже упоминали, и знаем, что действительно, нашим Авторам было трудно. Чем проще тема, знает каждый поэт, тем сложнее. И всегда осень – пора грусти и печали, лето – пора расцвета, весна – обновления, а зима – ну, тут уж всё совсем грустно.

Над СТИХОТВОРЕНИЕМ №6 «ПРЕДЗИМЬЕ» опечалюсь. «Постпушкинский лес», описанный в начале произведения, когда уже уронил лес «багряный свой убор», открывает произведение. Вот эта пора «грязного снега», первых заморозков, «ещё не зимы, но уже не осени» очень трудна для передачи в поэзии.
Зима и осень слились воедино,
Смешав цвета, палитру обновив,
И кисть явила серую картину -
Наполнился минорами мотив.
Очень общо. Всё хорошо, но очень общо. Моментов личного восприятия, оживлявшего предыдущее стихотворение, здесь гораздо меньше, больше «восприятия в целом», поэтому за образы не цепляешься, ярких всплесков глаз не видит. Слякоть, редкий луч солнца, но опять-таки общо – Автор не грустит вместе с природой, он почему-то продолжает рисовать мне серую картину серой кистью в серых тонах… И вдруг – как хрустнет! Точнее, «хрустнёт». Вот так ради одной строки включаешь в обзор целое произведение ;
А утром, от морозного дыханья,
Хрустнёт ещё не крепкий леденец…
Предзимье скоротечно, как свиданье
Усталых и разбившихся сердец.
Видно, что произведение сочинялось на печальной ноте, финальный аккорд логичен и прекрасен и наконец-то создаёт настроение – то, чего не удалось всей предыдущей серой палитре, удалось этим двум строкам. Но «хрустнёт», да ещё и «леденец»… Автор, я немею и тихо хлопаю. Замёрзшими ресницами.

На СТИХОТВОРЕНИИ №19 «ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ» для меня лично тоже похолодало. Опять-таки, ритм, напоминающий звон бубенцов, только в середине каждой строки есть пауза, поэтому бегут кони не совсем ровно. В произведении про богиню Снежану у Автора они бежали ровнее. Но сейчас мы вместе с лирическим героям (или героями) едем на птице-тройке Автора стихотворения №19.
Ширь величественно ждёт, завтра утром ранним
Кучер тройку запряжёт в расписные сани.
Э-эх! Помчимся с ветерком, первый снег утюжа,
Щёки кровью с молоком разукрасит стужа!
Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла родиться. Мог барин-батюшка Александр Сергеевич наутро после вьюги, которая злилась «вечор», приказать заложить сани и «навестить поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня». Ну был у него кучер, что правда, то правда, чего скрывать? И слуги были, и грумы, и всё остальное. Современному автору сложнее, если он не миллионер или не сотрудник конноспортивного отделения, или не оленевод, хотя где оленевод возьмёт кучера? Он и сам умеет. В общем, образ тройки традиционен, и в данном случае я не вижу привязку ко времени, зато вижу, как мчат «три белых коня» - декабрь, январь и февраль. 
Кстати, утюжить первый снег проблематично: обычно он мимолетен и быстро тает. Чтобы «мчать на тройке», снежная погода должна установиться, быть стабильной. А потому первый снег для этого не подходит, если речь не идёт о северных широтах с сильными снегопадами.
«Щёки кровью с молоком разукрасит стужа» - я умом понимаю, что щёки разрумянятся на морозе, но обычно так принято говорить о щеках символично: «кровь с молоком», а не «разукрасить кровью с молоком», есть разница.

Но зима – это по-нашему! Вот СТИХОТВОРЕНИЕ №24 «ПРЕДЗИМЬЕ»
По  осени  не  плачу,  не  скорблю,
захолодало – печку  растоплю.
Ну и далее так же, двустишиями – рассказ о том, какие дрова в лесу лучше брать, а какие не брать.
Найду  берёзку  смелую  в  лесу
и  на  руках  к  печурке  принесу.

Не  сразу  загорается  она,
ещё  бесстрастным  холодом  полна,

но  дремлет  в  затаённой  глубине
желанье-память  о  живом  огне –

как  в  тех  простых  и  искренних  сердцах,
чей  огонёк  не  гаснет  до  конца.
Эхма, похвальный образ, и даже прекрасный, только для его понимания деревце-то надо в печурке истопить. То есть описание выбора дров для печки, выполненное со знанием дела – это была только прелюдия. А финал наступил в последнем двустишии: это топливо для чего-то более высокого. Но в сочетании первого и последнего двустишия весь подвиг сгорающих в печи поленьев как-то потухает. Почему берёзка смелая? Смелая – если она решила (или разрешила) пожертвовать собой, чтобы согреть лирического героя. Но ведь её никто особо-то и не спрашивал, верно?

А вот СТИХОТВОРЕНИЕ №31 «ЗИМНИЙ БАЛ». Детальное, игривое описание Зимы, явившейся на бал, светлый финал, «потеплевшие льдинки» в глазах дебютантки – всё прекрасно. И детали образные, наряд, убранство, фигурка. Всё ладно и складно. «Замёрзла» я только на этом четверостишии:
Декольте оттеняет плечики...
и ключиц так невинен штрих…
На высокой груди – колечики,-
россыпь локонов золотых…
Колечики-плечики – браво Автору, нашедшему смелую рифму.

Люблю злободневность. Поэтому СТИХОТВОРЕНИЕ №36 «СКОРО ЗИМА» цитирую целиком. Автор предельно серьёзно подготовился к зиме, запасся дровами, и только он может противостоять всем «минусам» уходящей зимы. Злободневность и честность мне понравилась – а чего тут разговаривать? Надо топливом запасаться.
Скоро первый хрустящий морозец
И младенческий лед под ногой,
И зима приобнимет и спросит;
"Как с дровами у нас, дорогой?"

Ничего, как-нибудь отобьемся
От чубайсов и злобной пурги.
Солнце крутит и крутит колеса
Да и зимы у нас не строги.

Рукава для работы засучим 
И треух нахлобучим всерьез,
Заготовим дровишек посуше
И продержимся в лютый мороз.
Без иронии – Автор молодец. Только «засучим-посуше» не совсем удачная рифма. А так – просто, понятно и жизненно!

А вот в СТИХОТВОРЕНИИ №37 «ЕЩЁ ДЕНЬКИ КАК БУДТО СВЕТЛЫЕ» Автор, примите моё возмущение!
Ещё ручей трындит простуженно.
Слово «трындит» - из другого словаря. В произведении НЕТ нигде и никакого обоснования и извинения этому просторечию. Можно было бы подобрать другой, более художественный глагол. Потому что всё произведение – художественно, прекрасен финал. Он философичен и глубок.
И лес сквозит, уже без листика,
Уже без птичьей суеты.
И даль светла. И снова пристально
В неё, пустую, смотришь ты.
И на этом фоне слово «трындит» смотрится удручающе.

Для контраста – лирика без просторечий. СТИХОТВОРЕНИЕ №43 «ВНОВЬ СНЕГ ЛЕГЧАЙШИЙ…» написано лесенкой, как-то сразу не угадаешь, что это просто двустопный размер – настолько он плавный, напевный. Укороченная последняя строка в каждом из катренов помогает усилить смысл сказанного. «Неслабые» образы – молодец Автор. 
Экран окна.
           В нем - плавное смешение
ажурных хлопьев и литого неба.
Внутри и вне
           безжизненного снега
Ты есть, как утешение.

Ты есть во всем,
               куда бы взор мой быстрый
не устремил досужее вниманье.
Как сонмы звезд
               расцветят мирозданье
божественные искры.
Без замечаний, только вопрос любопытной варвары – кто адресат, к кому обращается лирический герой, у кого просит любви? Ведь её нельзя выпросить или заслужить, она даётся как дар…

На СТИХОТВОРЕНИИ №44 «Тombe la neige Падает снег» меня занесло снегом. Уважаемый Автор, я тоже поклонница французских шансонье, но у Вас этот образ вообще никак не играет. Вы дали название произведению, которое «выстреливает» только в двух последних строках:
Французский шансон ностальгическим ретро
оплачет прощальное шествие снега.
А до этого – описание зимы в разных широтах. Ностальгической грусти по французскому ретро катастрофически не хватило, название, увы, не оправдало себя, его победили география и метеоусловия.

А вот чудесные стихи, которые подвела рифма. СТИХОТВОРЕНИЕ №74 «ПЕРВЫЙ СНЕГ»:
...И выпал снег, и он прошёл по чувствам,
Как это может делать только снег,
И, оставаясь искренним и чистым,
Он был, да вышел весь, и больше нет.
Как говорится, «уже теплее», ведь первый снег действительно уходит безвозвратно. И «чувствам» - «чистым» - рифма! И с правдивостью литературного вымысла, и с поэтической речью, и с образами всё в полном порядке. Подводит рифма в конце: «теплоты» - «пути». Ребята, а вот это уже не рифма, даже при всех прочих равных. Во всяком случае, не в финале. Её можно поставить временно, чтобы обдумать и подобрать потом варианты. Когда сердце ждёт кульминации и самого выразительного аккорда – нестыковка. А ведь запоминается последняя фраза, точно знал Макс Отто фон Штирлиц!

Очень понравилось и СТИХОТВОРЕНИЕ №75 «ПРЕВРАЩЕНИЕ»:
И солнце выглянет, и каждый куст ко мне
Протянет лапы в инистых перчатках,
И мой щенок отправится печатать
Узоры по морозной белизне.
Образы следов на снегу – традиционны, как и сам снег в стихах, но щенок добавляет жизненности картинке – сразу зримо возникает образ летающего по снегу и оставляющего свои цепочки следов кутёнка. Настоящая зимняя картинка, пять баллов. Вот только не поняла, почему в начале слово «названья» рифмуется со словом «напластованья». Имеются в виду «серые напластованья облаков», да ещё и «сырые». Я не против словотворчества, и очень даже за, и, возможно, слово «напластованья» есть где-то в словарях, но оно не отсюда. Не знаю почему, я воспринимаю этот глагол в этом произведении инородным телом. И по содержанию произведения это скорее «Преображение» природы, а не «превращение», она ни во что не превратилась, просто изменила свой меняющийся четыре раза в год облик;

 
УЗОРЫ НА СТЕКЛЕ
Постоянные читатели уже знают, что на конкурсы «Клуб «Слава Фонда» приходят уже состоявшиеся, победившие в одном или нескольких конкурсах Авторы. Поэтому рассказывать им азы не нужно, мы стараемся акцентировать внимание на другом. И бывает так, у меня, во всяком случае, когда прибавить нечего, а показать хочется. В финале у нас – СТИХОТВОРЕНИЕ №12 «ПРИЧУДА ОКТЯБРЬСКОЙ ПОРЫ». Оно мне напоминает те самые узоры на стекле, которые с детства для нас, кто рос не за металлопластиковыми стеклопакетами, являются символом зимы. Удачен образный ряд, который говорит о том, что Автор может увидеть необычное в обыкновенном и, самое главное, умеет сложить это в причудливый узор идеальных ледяных линий.

А сегодня на город зима заявила права -
Принакрыла деревья и землю накидкою белой.
И топорщится колким зелёным ежонком трава,
Что ещё не засохла и в зиму уснуть не успела.

Первый снег - пробный шар. Лишь причуда октябрьской поры.
Он в ладонях листвы примостился на пару мгновений,
Чтобы город внезапно стал центром волшебной игры,
Для которой важны перемены явлений и мнений.

И, стряхнув с себя оторопь, люди метнутся к окну,
Чтоб следить в изумленье за белых снежинок круженьем.
За завесу волшебного танца и я загляну,
Ощутив себя малой бессмертной частицей вселенной.

Стихотворения, принявшие участие в обзоре конкурса "Здравствуй, зимушка-зима!"

№2 http://www.stihi.ru/2016/10/27/3962
№35 http://www.stihi.ru/2016/02/08/4311
№7 "http://www.stihi.ru/2009/10/22/5873
№15 http://www.stihi.ru/2016/10/28/3416
№18 http://stihi.ru/2015/11/24/8866
№50 http://www.stihi.ru/2011/09/06/1809
№23 http://stihi.ru/2010/05/19/4346
№25 http://www.stihi.ru/2016/01/20/10927
№30 http://www.stihi.ru/2016/11/01/11167
№10 http://www.stihi.ru/2013/12/20/10808
№26 http://www.stihi.ru/2012/01/27/2126
№40 http://www.stihi.ru/2014/11/25/5592
№56 http://www.stihi.ru/2016/11/05/4180
№45 http://www.stihi.ru/2008/10/07/143
№52 http://www.stihi.ru/2016/11/01/2731
№63 http://www.stihi.ru/2016/01/04/10015
№5 http://www.stihi.ru/2016/01/17/4149
№6 http://www.stihi.ru/2007/12/18/3309
№19 http://stihi.ru/2013/12/13/10918
№24 http://www.stihi.ru/2010/04/21/4364
№31 http://www.stihi.ru/2008/12/01/2367
№36 http://www.stihi.ru/2011/12/24/8969
№37 http://www.stihi.ru/2012/10/12/9629
№43 http://www.stihi.ru/2012/11/10/5534
№44 http://www.stihi.ru/2013/03/17/7725
№74 http://www.stihi.ru/2014/12/23/5236
№75 http://www.stihi.ru/2009/10/24/6015
№12 http://www.stihi.ru/2016/10/19/4785

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша НАТИКО