Обзор осеннего тура от Александра Спарбера

Литературный Фестиваль Рунета
Хотел я написать подробно и даже с предисловием, но нехватка времени вынуждает меня ограничиться короткими комментариями.
Скажу все же, что следил за отбором. И спасибо редакторам, что они были строги, и лонг получился не слишком длинный. Хотя с некоторыми их аргументациями я не соглашусь. Но это неважно.

1 Липа Липовая "танино"
http://www.stihi.ru/2018/07/10/1263

я не плачу по тебе, ты по мне не плачешь. 
вот такая полынья и полынь-трава. 
звёзды падают в полынь словно танин мячик, 
только тани больше нет, вся ушла в слова.

слово за слово, в строку, пусть не вяжет лыка,
волчье лыко, волчья сыть - травяной мешок.
нас дохрумкивает жизнь серая, калика
перехожий мой. увы, вышел - не дошёл.

катит сказочка к концу, сколь не бейся оземь,
нет ни мёда, ни пиров. сказочник? ату!
упираются стихи в мелочную прозу.
но озимые слова танями растут.
__________________________
Как верно заметил кто-то из рецензентов, бедную Таню уже общипали вдоль и поперек. Здесь получилась смесь Барто с русскими былинами. Интересное сочетание. А при желании можно еще и Гамлета оттуда вытянуть с его «полынь, полынь» и «слова, слова, слова». Нет, интересно. Что-то есть в этом стихе из первобытного детства. То, что от него остается.
Последняя строчка хороша, а предпоследнюю портит прилагак, мне кажется.

2 Юлия Долгановских "Полдень"
http://www.stihi.ru/2018/03/01/7404

Здесь каждый встречает полдень, стоя в дверях — 
солнце скользит, как по льду, от порога к порогу.
Люди щурятся, запирают наглухо двери — благодаря
столь дерзкому способу люди попробовали

обмануть бег времени. Получилось. В этом селе
все бодры и румяны — мужчинам всегда по сорок,
женщинам — по тридцать пять бесконечных лет,
ночь тиха и длинна, словно смерть, день проворен и короток.

Если стойкое "здесь" не смыкает глаз в задремавшем "сейчас",
если время становится жалким заложником места,
прорастает и зреет "однажды" — ядом сочась,
выжигает землю. Однажды садовник Темперс,

вырезая побеги омелы из яблоневых ветвей, —
и откуда нынче в наших краях птичье нашествие? —
позабыл о времени и у своих дверей 
оказался минутой позже полудня. Шестеро

братьев Темперс дышали за шторой — и ни гугу!
Теряя перчатки и ножницы на бегу,
садовник стучит что есть силы в соседские двери.
Пастор шепчет в замочную скважину: — Сын мой, я верю...

Темперс плюёт на крыльцо, бежит напролом
через грядки святого отца, топчет клубнику.
Хлопает булочник дверью, шипит: — Поделом! —
прячет ключ. Портниха заходится в крике,

сапожник смеётся, аптекарь, сжав зубы, молчит,
учительша уши прикрыла ладонями белыми.
Садовник, седой как лунь, упал в наступившей ночи —
и умер. Наутро воскрес исполинским деревом.

Солнце встало в зените в положенный час, 
заскользило привычным путём, зацепилось за ветки —
и уснуло. Всё погрузилось во тьму. При свечах
сельчане метались между трухлявыми вехами.

Двери хрипели, визжали и лаяли. Шло напрямик
освобождённое время, шатаясь спросонок.
В крайнем западном доме умер первый старик,
в крайнем восточном — родился последний ребёнок.
__________________________
Не в первый раз читаю это произведение, но раньше это было почти вскользь, а сейчас прочитал медленно, и наконец до меня дошел сюжет. Конечно, тут есть отсылка к Маркесу в финале. А вообще стих крайне интересен, но почему-то не оставляет впечатление, что он должен быть или короче (и уйти в некую загадку), или длиннее, чтобы объяснить ситуацию подробнее и понятнее.

3 Исхаков Алексей "Карина"
http://www.stihi.ru/2018/05/27/304

Карина соорудила полезный завтрак,в окне рябит. 
Можно вот так сидеть и опаздывать на работу.
Воздух содержит примеси,  звуки. Холодным потом
обливается улица,  невозмутимая вроде на вид.
Улицу лихорадит или просто  дождит.
Карина пропагандирует образ жизни,  здоровый как монолит,
одновременно радуясь мелким текущим травмам -
бокалу вина,  случайно незащищённому сексу. 
Карина предполагает жизнь наподобие текста, 
где самое главное - не подводить орфограмму.
Вторгаясь в чужие сны, по ночам случайно,
она поступает на облицованный кафелем пол
и снится сама себе. За пустым окном
в бесстыдно порхающем платье, в каком-то параде
Карина идёт по тропе, по острой тропе в листопаде.
__________________________
Ну, Лёша, как всегда, необычен и парадоксален в развитии сюжета и в течении мысли. И, что характерно, никогда впрямую не высказывается. Он создает какую-то свою, индивидуальную атмосферу стиха, с трудом поддающуюся анализу, но со своей внутренней логикой.
Другое дело, что некоторая расхлябанность по отношению к русскому языку все же меня несколько напрягает.
Хотя бы первая строчка:
Карина соорудила полезный завтрак,в окне рябит. 
Она меня коробит. Мне хочется поставить после завтрака точку. Не говоря уже о пробеле.
И в конце (я не знаю, может быть, это сделано специально, но мое чувство языка вопиет):
Карина идет в три «в» подряд: в платье, в параде (?), в листопаде

4 Ольга Вирязова "Рукой находишь лес..." 
http://www.stihi.ru/2018/06/14/669

Рукой находишь лес
легко тебе легко
Он замшевый он весь 
в тумане и пуху 
легко по кругу он
обходит и когтит
и ты со всех сторон
открыт ему открыт

Легко ему тебе
нашёптывать дышать
пока он серый кот
покой нам с ним покой
его не расшатать
и не расшевелить
он порастает мхом
и лютики в глазах
О лес 
О кот 

О лев
О нрав
На лапы он встаёт
к июню О июнь
вельвет и мёд и медь
О уберите О
я не могу смотреть
и всё равно смотрю
любовь сильней чем страх
смелей чем жёлтый цвет

О гривы жабры О
тишайшие хвосты
во львах полно всего
да всё у них в руках       
все дребезги ума
поджилки немоты
щекотка полусна
полуботинки мха
О всё у них в когтях
и не забыть меня

О шевелюра льва
его еловых лап
то вечер то среда
он севером пропах
огонь его и мех
сияют и горят
его не отключить
он потому и прав
что лев

О незабудки сныть
искрятся как вода
О незабудки сна
О спать 
О пить
__________________________
Честно говоря, не все стихи Ольги (из тех, что я читал) мне падают на душу. Но именно этот стих меня покорил. Мне самому всегда интересно вот это состояние между сном и явью, а если его еще приправить немалой толикой фантазии и послушно идти, куда ведет язык, то вот и получается такой чудесный стих. И даже полуботинки мха отторжения не вызывают, хотя зрительно это представить трудновато. Но эта метафора скорее не зрительная, а слуховая. Очень понравилось.

5 Мурашко Андрей "ни о чём"
http://www.stihi.ru/2016/09/18/5276

Идти домой из магазина,
нести горячий хлеб в руке,
другой – держать за руку сына,
быть с ним вдвоём в одном мирке.
Кусать поджаристую корку,
жевать, как в детстве, с полным ртом,
вдыхать родную жизнь задворок
и просто думать ни о чём.
__________________________
Хороший стих. Лаконичный и наполненный. Но в таком небольшом объеме текста все должно быть точно. Называния эту точность убивают. Я имею в виду две строки:
«Быть с ним вдвоем в одном мирке». Ну да, понятно, но это, как бы сказать, около…
И «вдыхать родную жизнь задворок». Слово «родную» здесь лишнее или неточное. Или вся фраза. Точная деталь дает больше, чем какая-то родная жизнь. Если все это убрать, а оставить только ситуацию, то и так все будет понятно. Но полнее, а значит, точнее.

6 Геннадий Антонов "...мне весь период нехорош..."
http://www.stihi.ru/2018/08/22/5891

Противный ветер рвёт листву.
Деревья - с прожелтью.
Вновь скажет осень: существуй,
ведь лето прожил ты.
Хоть и готов принять обряд
такого случая,
я, начиная с сентября,
до снега мучаюсь.
Мне весь период нехорош -
в нём нежить рыжих тайн,
всё время чувство похорон.
Как можно выжить там? 
И мру, и мру, когда дожди
ночами длинными,
когда на юг ведут вожди
крылатых клиньями.
Какой там, к бабушке, багрец,
когда всё плеснево?
Я б «наше всё» в лицо огрел
за эти песни вот.
И ведь не скроешься никак -
везде зафлажен я -
и посреди березняка,
и в джунглях башенных.
Вот и приходится идти
сквозь осень спячечно
под листопадовый мотив,
посколь не спрячешься.
Недуг мой многим по родству -
бредущих цепь густа.
***
Колючий ветер рвёт листву
на склоне августа…
__________________________
Ну да, стих интересный. В первую очередь своими рифмами. Но если говорить по большому счету, то его содержание исчерпывается фразой «осенью я болен». Да и сами по себе хорошие составные рифмы – это, конечно, замечательно, но и они уже были, были, были…. Есть современные поэты, пишущие наполовину глагольными рифмами, и при этом их стихи хороши и современны. Так что сами по себе рифмы ничего не значат. Только в контексте. (это был камешек в огород редакторов) )
Кроме того, лично мне не нравится нынешняя мода образовывать неологизмы с помощью наречий. Плеснево, спячечно… ну, не знаю.

7 Сенька Аргентинецъ "сумма сентября"
http://www.stihi.ru/2012/11/25/8402

какое дело
кто тебя люблю
что тяжелей
что слаще легче лучше 
искриться к берегу
или в музей
чей флаг победно
был приспущен

какое дело
не любя о ком
истосковаться 
выбросив шестёрки
и предназначенных
не мне на час
поймать сетями
из каптёрки

какое дело
кто кому на чай
зашел не дал
не выпил йаду
сентябрь суммирует
встречай
я на порог
где мне не рады

и никому нигде
и нету дела
расчистить снег
хоть карма не моя
я буду там где наболело
ни тут ни там ну почему

не я
__________________________
Да. Это интересно. Такая свободная форма дает какие-то выбросы сознания, кусочки, когда даже нет ни согласования, ни управления. Одна потерянность. Не все я, правда, понял, например, сети из каптерки.

8 Зиновий Антонов "эпитафия"
http://www.stihi.ru/2018/07/27/8303

перейдя границы рая 
или ада кто же знает 
одиссея илиада 
хинди 
клинопись 
гекзаметр 
непонятный звук пиалы
нет такого инструмента
голос тины 
может аллы
вырез платья из сатина
звон стекла
могло разбиться
моря плеск и горя лепет
перейдя границы - ницца
где никто тебя не встретит
только блеск небесной манны
(рай не рай а все ж похоже)
и последняя страница 
где ничто не прояснится
лишь нагонится туману

возвращаться нет желанья
ни во время ни в пространство
трезвость 
трусость 
или пьянство
что из вас во мне заменит
с виду кажущийся умным
взгляд печальных темных глаз
бренным радостям отказ
смелость жить 
мирские рвенья
и простое вдохновенье 
скромный холм 
цветы ограда 
жизнь твоя или другого
одиссея иллиада
надпись "не было такого" 
а под ней “да и не надо”
__________________________
Кажется, здесь каких-то рифм не хватает )). Впрочем, в данном стихе это не слишком важно. Такое довольно грустное подведение итогов через реперные точки судьбы и культуры. Я этот стих не только читал до этого, но и слышал в авторском исполнении. Производит впечатление.

9 Инга Сташевска "Посмотри"
http://www.stihi.ru/2016/07/01/2079

Посмотри - смеется надменный Ра,
Небеса рассыпaют холодный рис.
Говорят, все дороги приводят в Храм
(Говорят, все дороги приводят в Рим),
Постоим с тобой на семи ветрах,
От костра потянется черный дым,
Подождем, сестра.
До утра - во храме чадит свеча,
Мелко-мелко вздрагивают образа,
Всю дорогу - ветру луну качать,
За окном меняется лишь пейзаж,
Время года - старость, считай до ста,
А потом страницу переверни,
Потому что всё начинать с листа
(Говоришь, дорога приводит - в Рим?!)
Вот те крест -(не веришь?) приводит в бар,
Выбирай слова!
- А потом - в мотель!
И какая разница, чья кровать,
Здесь, важнее, солнышко, чья постель.
А в кармане - мелкое серебро,
Сигареты, паспорт (аж целых два!)

А про то, что  дороги приводят в ров -
Забывай, сестра.
Забывай.
__________________________
С этим текстом у меня сложные взаимоотношения. Никак не могу определиться. Стих упругий, читается здорово. И очень кинематографичен. Финал, опять же, ударный. Но вот у меня такое ощущение (у меня, повторюсь), что это фильм из какого-то западного кинематографа. Как будто я это уже читал в какой-то зарубежной книжке. Не знаю, почему.
Некоторые фразы вызывают некоторое недоумение. Например «говорят, все дороги приводят в Храм». Кто это так говорит? В общем, не знаю.

10 Дядя Игорь "Находчивый пирожок"
http://www.stihi.ru/2018/01/22/10831

Прогуляться на лужок
Вышел утром пирожок.

Солнце светит, ветерок - 
Хорошо на улице!
Но бегут к нему щенок,
Кошка, гуси, курицы.

Пирожок подумал:
- Ой!
Лучше я пойду домой.
Спрячусь быстренько в буфет
И табличку напишу -

"ПИРОЖКОВ ЗДЕСЬ ДОБРЫХ НЕТ!
ОСТОРОЖНО! УКУШУ!"
__________________________
Ну, хорошо. Мило, смешно. В своем жанре здорово даже. Хотя, что я очень удивился, не скажу.

11 Берта Лучева  ***
http://www.stihi.ru/2018/03/20/10017

melancholicus

люби меня как я тебя
случайный день ничем не омрачённый
в предместьях прогревается земля
в ней оживают земляные пчёлы
ворочаются крыльями сверля
ля ля

деревья истекают прямо в снег
и пьют его и снова истекают
и видится рассеянный пейзаж
так близко к раю
солнце раздевает
всё мелкое что на павлиний глаз

собаки вяжутся за человеком вслед
им запах платья плоти человечей
смертельно близок каждый кто не слеп
к такому марту снежному по плечи
никто не лечит

распущено что можно в этот час
и что нельзя – себя не замечая
не повторяется такое
только раз
бывает день который убивает
распутицей и запахом земли
ночь водостоком талое сливает
а снится что столкнулись корабли
и верба приоткрылась золотая
__________________________
Странное дело – вроде melancholicus, и она чувствуется, но послевкусие от стиха радостное. Наверное потому, что он хороший. Очень такой….ощущаемый. Хотя разбросанные по тексту полуцитаты не всегда хороши, на мой взгляд. Почему-то слегка режет «не повторяется такое только раз». Может, и не прав. Все равно хорошо. Ля-ля.


12 Столетов "Так молчал Заратустра"
http://www.stihi.ru/2018/01/28/10167

Заратустра был нем.
(Это все навыдумывал Ницше,
Что он будто бы что-то о чем-то ему говорил.)

Зарабатывал тем он, что дырки просверливал в днище
Разных чаш и кастрюлек и воду таскал на пари.
Все же бог как-никак, а не просто какой-нибудь Будда.
Много всякого было в лохматой его голове.
В дверь не лез, сильно пах. И опять же вот - эта посуда...
И о нем часто думали: "Надо же! сверхчеловек!"

Пил порою тот бог так, что вне всяких мер и традиций.
Но потом оживал и опять походил на людей.
И, бывало, он думал: "Тебе б, Заратустра, помыться..."
Но текла его мысль по курчавой густой бороде,
Иногда по ногам, и опять забывал он о бане,
Тосковал по другим - по помытым и трезвым богам,
Все старательно двигал немыми от знаний губами
Да в Великую Бездну подолгу глядеть избегал.

Потому он и жил на сияющих горных вершинах,
Иногда лишь спускаясь в людской недостойный замут.
(Плакал Иммануил всё: "Ты, Фридрих, о нем не пиши нах, -
Добавлял поучающе. - Люди тебя не поймут".)

С точки зрения нетто, нельзя жить по принципам брутто.
И сквозь мудрость и свет приходило герою на ум -
По ту сторону зла и добра быть не так уж и круто,
Даже если ты бог или доктор весёлых наук.
Снег на склонах сверкает снежинками истин. И тускло
Сквозь застывшую мысль проступает слепящая мгла.
Целый день в нашем дне взглядом дырку сверлил Заратустра.
И Великая Бездна плескалась в отверстиях глаз.

Открываешь глаза, и теперь ни за что не закрыть их.
Если дергать за нитки, затянется туже клубок...

Заратустра был нем.
Это все навыдумывал Фридрих.
Тихо сердце его покидал умирающий Бог.
__________________________
Ну, хороший стих. Неожиданный, умный, интересно закрученный. Некоторые места чрезвычайно хороши. Например, «немыми от знаний губами» ))
У меня есть только несколько замечаний по технике, хотя это странно.
Например, строчка «пил порою тот бог так, что вне всяких мер и традиций» - ну, совершенно не читается. Цезура иногда не там, где должна быть по смыслу. Если разных чаш и кастрюлек – то должно быть «в днищах».  Из финала, если исходить из русского языка, не вполне ясно, чье сердце покидал умирающий Бог – заратустринское или фридриховское?

13 Елена Бородина 13 "Скороговорка"
http://www.stihi.ru/2018/09/16/7998

Оставьте тишины – на два глотка,
скупых и горьких, словно из стакана
в помин последней осени, пока
прошито небо нитью каравана
тоскливых птиц, не ищущих добра
в есенинских краях и в дальних странах,
пока минута каждая – сестра,
строга и милосердна, лечит раны
больной души, и шепот – словно крик,
и первый снег по-родственному близок,
пока еще не время толстых книг -
сезон дождей, березовых записок.
Угадано, прочитано меж строк:
«Спаси и сохрани». 

Скороговоркой
неслышно повторю – и выйдет срок
стеклянной тишины под хлебной коркой.
__________________________
Вот тоже. По первому прочтению очень здорово. После второго начинают возникать вопросы.
Например.
В самом начале не слишком ловкий перенос. «Скупых и горьких, словно из стакана» - это уже законченная фраза. Даже интонационно. И чего-то не понимаешь, почему это они скупые и горькие. И только потом – «в помин последней осени». Вдогонку, когда смысл уже улетел.
Почему птицы не ищут добра в есенинских краях – понятно. Холодно. А почему в дальних странах? Они заранее знают, что там ничего хорошего? Ну, это ладно. Предположим.
Хотя я также не понял, почему шепот – словно крик. Как-то не соответствует атмосфере стиха.
Наконец, финал. Сильный финал, и сразу наводит на мысль о смерти, натурально. Но в нем есть какое-то противоречие. По смыслу ведь вроде бы все наоборот: повторю – и все. Закончится эта смертельная тишина. Выйдет срок. Но поскольку образ стеклянной тишины под хлебной коркой ставит точку в стихе, то он настаивает на противоположном – что смерть наступит.

14 Елена Албул "Август"
http://www.stihi.ru/2018/09/14/1979

Август. Дача. Урожай.
Всё бросай и приезжай!
Яблок – горы,
Как персики помидоры,
Дирижабли кабачков,
Вот такущая морковь,
А грибов!..

У реки костерок,
Над рекой матерок,
Клюёт не клюёт,
А улыбка во весь рот,
Вот!

С самого рассвета вдыхаешь лето.
Приезжай, дружок, скорей
Говорить про это.
И про то, и про сё,
И куда нас несёт…
Кто-то начал отсчёт.
Чёрт.

А в ночи, а в ночи
Звёзды так горячи! 
Сыплются слезами
На бел-горюч камень,
Катятся в траву,
Светятся во рву – 
Мы тут, мы тут –
Заманивают.
Обманывают.

Запах ночи.
Запах дыма.
И ладони у лица.
И предчувствие конца.
__________________________
О! Этот стих я помню. Он в составе подборки только что не вошел в лонг итогов БЛК. Хороший стих, простенько, но со вкусом. И финал неожиданный, хотя, на мой вкус, слишком в лоб, что ли. А может, и нет. И не уверен я опять же во фразе «кто-то начал отсчет. Чёрт». По той же причине.

15 Джида "Девятый вал"
http://www.stihi.ru/2017/01/25/6475

Рыдали бабы заполошные,
Поклоны били до земли.
Бранился: «Дети скоморошьи вы,
Живого в землю упекли».

Зашелся в кашле попик старенький,
Напутствием смягчая путь.
«Да ты себя не мучай, батенька,
Девятый вал не обмануть».

Спросил ухи, чтоб ложка в ступоре,
Знал, так положено искон.
Жене вдруг гаркнул, как из рупора,
«Пошли-ка всех из дома вон».

Потом молил чуть слышно книжицу
У сердца положить во гроб.
И все смотрел, как в небе движется
Клин ненаписанных стихов.

Срывали связки трубы в гавани.
Народ волной накрыл избу.
Гнездилась чайкой в белом саване
Тряпица на высоком лбу.
__________________________
Ну, стихи на такую тему как-то трудно критиковать. И в общем, убедительно написано. Но вот как-то ничего нового и неожиданного для себя я не обнаружил. Только Вертинский вспомнился – «Бал Господень».


16 Олег Паршев "Месяц династии Май"
http://www.stihi.ru/2018/09/27/5534

Инне

Ты мне пишешь: опять прохудился овин,
А у Зорьки – вот-вот и отёл.
А пастух-снегочёт из династии Мин
Заедает стихами рассол.
А ещё говоришь: у тебя по весне
В огороде цветёт Сингапур,
И тебе вновь придётся в худом шушуне
Разводить кашемировых кур.

А потом слышу я, что малина и вьюн
Пьют саке у тебя на крыльце.
А ночной тракторист из династии Мун
Ловит ветер, меняясь в лице.
А берёза с ольхою затеяли спор –
Кто на свете милей, чем они,
А по небу парит золотой комбайнёр –
Обрывает последние дни.

В общем, всё хорошо. Ты спекла каравай.
И танцует огонь в очаге.
И царит ясный месяц династии Май,
Держит солнце в подъятой руке…
…А луна вечереет в бокале твоём,
Две пантеры уснули у ног.
Ты и Космос сидите на кухне вдвоём
И из радуг плетёте венок.
__________________________
Как-то сразу вспомнились Стругацкие. Там был стих из творчества душевнобольных про хищного воробья )).
Нет, на самом деле стих понравился. В его сумасшествии есть своя логика, как говорил то ли Полоний, то ли Клавдий. Определенно понравился.

17 Бецко Анжела "дом на пропажу"
http://www.stihi.ru/2018/09/20/5587

а дом никак не продаётся

в подагрово-вишнёвый сад                
врос 
в полушаге от колодца        
в колодце  
звёзды невпопад
и всё никак не продаётся

кто удосужится купить
одноэтажное сиротство?
приют старух 
что просят пить?

воды пригоршня 
капля солнца
и жизни там где жить – 
не место*
и бледным шлейфом 
по весне       
при розовеющей 
луне
бредут горбатые невесты

но дело даже 
не в пейзаже
с подагрой 
дело не в тоске
и сырости и сквозняке
а в том 
что не осмыслить даже

что дом 
никак… всё всё что кроме             
с трудом 
трюмо 
три венских стула
сидел 
весь Ярославль и Тула
седел 
почтенный книжный шкап                
старик
отдался за бесценок
без книг
и оголил простенок
ушёл 
буфет с посудой домик                
для пчёл
и только дом никак

пустые 
чёрные поля
кривые 
палки-тополя
кому – родство 
кому – уродство

а дом совсем не продаётся
как Родина 
и как земля


__________________
*Жизнь, это место, где жить нельзя.
Марина Цветаева
__________________________
Вот с этим стихом у меня тоже сложные взаимоотношения. Написан он отлично, такой летящей строкой… Особенно по интонации нравится место
но дело даже 
не в пейзаже
с подагрой 
дело не в тоске
и сырости и сквозняке
а в том 
что не осмыслить даже

что дом 
никак…
Но возникают опять-таки вопросы. Даже в этом куске – откуда здесь подагра? Она что, у старух? Кстати, почему старухи просят пить – они тяжелобольные или колодца нет?
Цветаева лично мне тоже кажется здесь чужеродной. Потому что цитата из нее уводит стих по ассоциации совсем в другую сторону, путает только. Тем более, цитата неточная – можно было и не ссылаться на М.Ц.
Вопросы, да. Наконец, финал. Он такой… очень убеждающий. Думаю, что именно из-за этого финала стих победил в народном голосовании. А между тем вопросы есть и здесь.
Во-первых. Как родина и как земля. Что здесь понимается под землей? Если участок, то продается, если грунт – тем более. Ага, значит, земля – в смысле «родная земля»? Тогда в чем ее отличие от родины? )) тавтология, однако
Во-вторых. Все это на самом деле просто красивые слова. Потому что и под родиной, и под продажей родины разные люди понимают разные вещи. Профессор Плейшнер из 17 мгновений по нашему мнению герой, а по мнению другой стороны – именно что предал родину.
В общем, эта финальная метафора кажется мне убедительной и красивой, но фальшивой.


18 Александр Крупинин "Артемий"
http://www.stihi.ru/2017/12/18/11793

Я выходил из леса грязен и волосат,
Злобная птица сыч больно клевала в темя,
Ночь исчезала молча, передо мной был сад,
Там ты на ветке шептала "я жду, Артемий".
Там шелестели  фонтаны шелестом чистоты,
Там на стволах дубов  проступали  знаки,
Там на главной ветке мимозы сидела ты,
Женщина, похожая на Челибидаке,
Женщина, излучающая жидкий солярный свет,
Проникающая в тайну  подмышечных впадин
Там, где шевелит ветер медвежий мех,
Та у которой я в юности был украден.
Некогда Зевсом  похищенный Ганимед,
Я получил в лицо земляничным тортом.
Вот я бреду без почки, стар, малозуб и сед,
Ты же стала прекрасней, чем  в восемьдесят четвёртом.
Скользкое время висит лохмотьями на ушах,
Тихо падает  с неба на голову и на плечи,
Злые сычи нахально в зарослях  верещат,
С тортом крадётся Зевс, защититься нечем.
__________________________
Не совсем я понял, каким боком сюда пристегнут Челибидаке. Ну пусть ))
А вообще совершенно крупининский стих, где реальная, видимо, жизненная история обрастает снаружи каким-то другим миром, где воспоминания и фантазия составляют единство. И хотя это в некоторой степени игра, живое чувство все равно наличествует и передается читателю.

19 Владимир Демидов Пп "Февральская скука"
http://www.stihi.ru/2018/03/25/9142

Холодно. И солнце потерялось
В серой хмари, в белой пелене.
Кажется, вселенская усталость
Правит бал сегодня на земле.
Сил хватило самовар поставить
Да варенье с погреба достать.
Вот сижу, прокручиваю память…
Рядом, на сиреневых кустах
Воробьи февральские скучают.
Так и я, но им куда сложней.
Я сижу за чашкой с крепким чаем
На террасе в шубе и кашне,
А они нахохлились на ветках.
Ждут, когда насыплю им пшена.
Поутру крошила хлеб соседка,
Крестника покойного жена.
Только сойки мигом отогнали,
Что им, курам, эта мелюзга.
И сороки, асы в криминале,
Налетели с ближнего леска…
Правда, скучно. Зимние забавы
С внуками остались позади…
Снег сойдёт, полезут к солнцу травы –
Вот тогда… Пока грущу один.
Надо дать ребятам… Вечер скоро,
Пусть на сон грядущий поедят.
Встал – и вдруг заметил от забора
На меня соседки грустный взгляд…
__________________________
Такая зарисовка, да. Последняя строка сама по себе хороша, поскольку переворачивает стих, но и нехороша, поскольку содержит неловкую инверсию.
По смыслу вспомнился Барабанный переулок Окуджавы, а по настроению – пародия Козьмы Пруткова на Фета: Осень. Скучно. Ветер воет. Мокрый дождь по окнам бьет. Ум тоскует, сердце ноет и душа чего-то ждет.


20 Jag  "Отравленная пешка"
http://www.stihi.ru/2014/09/04/5128

Отравленная пешка.
Не сбить. Нельзя.
Отравленная пешка
сильней ферзя.

На маленькой головке
бесцветный лак.
Напрасны все уловки.
Не сбить. Никак.

Шажочек деревянный.
ef, fg.
Ты можешь строить планы,
но всё, уже.

В пространстве черно-белом
свои тиски.
Не выйти за пределы,
за край доски.
__________________________
А вот понравилось. Коротко, изящно, емко, метафорично. Причем весь стих – одна метафора.

21 Курухуру "Пенелопа"
http://www.stihi.ru/2018/10/09/1340

во дворе стояла елка
елку звали Пенелопа
говорят стояла долго
чуть не с самого потопа
но кого обманут слухи
в старом городе на волге
кстати местные старухи
точно были младше елки
и она прощала слухи
ребятне прощала шалость
а потом тянула руки
а потом преображалась
словно говоря окститесь
облачалась в белый саван
бабки во дворе крестились
на нее чего она мол

а потом в какие веки
вдруг из Нижнего Тагила 
приезжали человеки
из железного разлива
и из этих человеков 
выходили дровосеки
и у этих дровосеков
вдруг приподнимались веки
и вздымались топорища
на великолепный саван
словно коршуны на пищу
на кусок заветный самый

только распускался саван
на рассвете в час урочный
говорили будто сам он
но с сомненьем и не точно
и опять она стояла
сквозь закаты и рассветы
ребятне крылом махала
как Гагарин из ракеты

а однажды а однажды
что-то изменилось резко
и остановился каждый
у пустующего места

говорили что слыхали
мол она ушла по логу
через сумрачные дали
через старую дорогу
через заросли лесные
где совсем проходу нету
дровосеки как борзые
вслед за ней ушли по следу
и что с нею шел косматый
неотесанный и страшный
кряжистый и мрачноватый
даже не позавчерашний
а какой-то очень древний
но и современность знает
то пугнет собак в деревне
то заборы поломает
и ушли дорогой греков
и не возвратятся вроде
только кости дровосеков
словно крошки по дороге
__________________________
Хорошая такая фантастическая история. Ее мораль я, впрочем, не понял, но это и не важно. А так – написано необыкновенно легко, словно совсем без усилий, хотя короткой строкой писать тяжело. А здесь нет ничего притянутого за уши. Во всяком случае, я не заметил.


22 Куцевич Алексей "шёл дождь издалека ко мне" 
http://www.stihi.ru/2017/09/01/9510

шёл дождь издалека ко мне
и постучался в дверь.
- кто там? 
за дверью никого
лишь тихий скрип петель
раздался
молча дверь закрыл
а он уже вошёл
ко мне пришёл в квартиру дождь!
и стало хорошо
он не шумел был тих и мил
принёс с собой конфет
мы пили чай точней я пил
а он пожалуй нет
мы говорили обо всём 
четыре дня подряд
и по квартире он ходил
и обнимал котят
и необычной красотой 
наполнились цветы
и сны цветные снились нам
прекраснейшие сны!
но он ушёл 
был нужен там
где не было меня
и я грустил потом о нём
наверно два-три дня
или грустил потом всю жизнь
а жил я много лет
потом я умер
стал дождём
и обошёл весь свет
__________________________
Интересно, что этот стих несколько похож на предыдущий – тоже легкий и непринужденный. Разве что такого буйства фантазии нет. Немножко все напрямую. Но симпатично. И весьма.


23 Марсэр "Запретный"
http://www.stihi.ru/2017/11/05/5277

непарным воздаётся по сезону:                
тебе – тибет. мне – слякотность промзоны          
и новенький билборд на пятачке:

не то чтобы досадно, но, послушай,
откуда в ноябре такие груши?
и ты, такой улыбчивый – зачем?

с апломбом джобса, вкрадчивостью евы                
надкушенную грушу тянешь небу.
и длинная строка наискосок:

«приподнимись над буднями, не мешкай!»

мой рот кривит прощальная усмешка –                
с твоей губы течёт нездешний сок.       
__________________________
Ну, это оригинально. Но я не понял.

24 Агата Миллер "Синоним чистоты и лжи"
http://stihi.ru/2018/02/24/2417 

Синоним чистоты и лжи,
целительна и бесполезна,
дарующая щедро жизнь
и увлекающая в бездну,
на время может примирить
врагов, страдающих от жажды,
имеющая вкус и ритм,
безудержная, словно бражник,
когда с вершины мчится вниз
бурлящим бешеным потоком,
вздымая мириады брызг!

Спокойным океанским оком
оценивает берега
потенциальной атлантиды,
готовая оберегать
и помогать сносить обиды:
захлёбываясь в море слёз,
откроешь истину внезапно –
смешно печалиться всерьёз,
спасением наступит завтра,
и будет утренняя даль,
эффект привычного плацебо,
и будет чистая вода,
смягчающая чёрствость хлеба.
__________________________
См. комментарий к предыдущему стиху. Или я устал?

 
25 Татьяна Шкодина 2 "Пастушка"
http://www.stihi.ru/2014/12/21/5931

Провинциальная "пастушка" –
Уборщица в ночном депо.
Метла в руках ее послушна,
И незатейливый декор
Цветастой шелковой косынки
Так простодушно некрасив…
К рукам прилипшие соринки,
Морщинок мелких паутинки…
И безнадежность перспектив.

Трамваи спят, собравшись в стадо,
Отдав метле дневную грязь.
Пастушка их обводит взглядом,
С ночной усталостью борясь.
И вот, на стыке дня и ночи,
При свете блекнущей луны
Надежда в пятнах червоточин
Нахлынет сном что было мочи,
И в этом нет ничьей вины.

Приснится луг, цветущий ярко,
И колокольцев тихий звон…
Металл трамвая дышит жарко,
Спугнув минутный легкий сон.
Мечта мелькнёт хвостом кометы –
Пусть на один короткий миг…
Обычный сор. Блестят монеты,
Взлетают под метлой билеты,
Но нет счастливых среди них.
__________________________
Очень хороший финал. Если этот стих ужать раза в три… или… даже не знаю.
Но остальной стих слабее финала, на мой вкус.


26 Анна Иделевич "Гибралтар и Лабрадор"
http://stihi.ru/2018/08/13/407 
Moi stixi mukulatura?
Да, это все – криптобрехня…
Ты не за локон белокурый
глядишь в смятении на меня
уже которую неделю,
не покидая ни на час,
пока другие стекленеют,
дивясь на очумелых нас.
Любима музыка по будням
и даже в непристойных блуднях
играет на тишайших лютнях
в чудовищности абсолютной.
Не покидая стены дома,
мой Гибралтар и Лабрадор,
иными силами ведомый –
самосознания коридор.
Не за пронизывающий ветер,
который ливень принесет
при лунно-голубом отсвете
в Атлантику, на белый лед,
трепля белесый дым по крышам
и падая на дно седым.
Там, силясь осознать, ты слышишь,
как поступаю я за ним,
и сыплю золотые угли,
щепоть в таежные леса.
Гигантский кедр, что там разросся...

Как будто бы и нет разлуки,
и не висит грозы угроза,
на вечно серой неба стали.
Бессонно-гибельный простор
и сосен корабельных дали.
Межзвездная, как бухта-порт...
Не за омаровые клети,
увитые гирляндой ламп.
Не этим – нет, совсем не этим,
ты понимаешь это сам.

И не хребты громадных рыб,
святое фото Левиафана,
в ответ на нежности изгиб,
и сахарный песок желанный.

И не за «Суисс Викторинокс».

А то, что я вполне всерьез,
на стену сердца клею постер.
И в девичьем очаровании,
исчадье клетки стволовой,
помимо воли и желания,
ты мой классический герой.
__________________________
И только карлик не устанет глядеть с усмешкой на меня (с).
Никак не пойму, это всерьез написано или легкий стеб?
Мне кажется, что в этом стихе нет языка. Извините, но не нравится

27 Игорь Гонохов "Сон в парке"
http://www.stihi.ru/2018/06/11/7721 

Между сосной и клёном
просека, комары.
Прошлое в отдалённом.
Возгласы детворы.

Это они сумели
из глубины перспектив 
высветить райские ели
в абрисах ломких крапив.

Это маленький Немо
машет с самого дна
там, где в разливах неба
лодка с друзьями видна.

Надо ж, такое приснилось:
в дымках крапивы, над пнём
жёлтый плывёт Наутилус
светит большим фонарём.
__________________________
Редакторы, помнится, этот стих отвергли. Кто-то его номинировал. И правильно сделал. Сходство с Бродским такое же, как у меня с Дерипаской. Почему так любят сравнивать по внешним признакам? Стоит упомянуть в стихе фонарь – ах, это Блок! Как будто никаких других стихов Блока не читали ))
Стих этот такой… осторожный. Как будто боится спугнуть ощущение удивления, точность момента. Почему-то напоминает фильмы Норштейна.



28 Koukket "Хорошо лететь ночью"
http://www.stihi.ru/2018/05/14/5022

Хорошо лететь ночью:
внизу - спящие города, сверху - звёзды.
Стюардесса спрашивает: Господа, 
вино, соки или вода?
И вот на фоне пропасти темно-синей
уже снизу - звёзды, сверху - спящие города.

Спутник съедает звезду на ужин.
Самолёт включает прожектор пенный,
пронзая рты облаков и суши.
Турбины сражаются с турбулентностью.
Рай внутри, вечный ад снаружи.

Хорошо лететь ночью:
расстегиваешь пуговичку у горла,
вспоминаешь важное, то, что стерло
время из памяти: 
не главный смысл растаявшего столетия,
а многоточия, междометия, 
гулкие облака, пышные грозы.
И снова внизу - спящие города. Сверху — звезды.
__________________________
Интересный стих. Погружающий. Особенно понравились многоточия и междометия.
Возможно, мне только чуть-чуть не хватило, чтобы он забрал меня целиком.

29 Аникин Дмитрий Владимирович "Не хочу я стран знаменитых, дальних..."
http://www.stihi.ru/2018/08/15/3019 

Не хочу я стран знаменитых, дальних,
где лазурь сияет, слепя, тревожа,
где волна играет, где море плещет
непринужденно.

От щедрот природы не протолкнуться,
я, усталый, там наблюдал бы хмуро
неестественный укрупненный образ
дольнего мира.

Слишком много глаз осмотрело бегло
толчею цветов, и чтоб всем досталось
видов – Юг сверкает, пренебрегая
полутонами.

Сберегая деньги и нервы, этим
летом я пустился в поход недальний
к собственным пенатам - я в подмосковной
милой Купавне.

Не любя жару я на летнем небе
облаков ищу, задождит, польется -
я и рад, сижу под навесом, в книгу
носом уткнувшись.

А сквозят лучи с высоты эфира
невозбранно – я полотенце в руки,
ветхие вяжу под ступни плесницы
и отправляюсь

к озеру, лежит в тесноте древесной,
ледниковых вод на земле остаток
поплыву я вдоль берегов песчаных -
рейс каботажный.

Пресный Посейдон, мне милее брата,
что метет волной из пучин соленых
гибель кораблям, беспокойной дурью
волн обуянный.

Здесь вода мутна, глубоко не видно
и не надо - дно – ил, песок, коряги,
любопытству нет никакой награды
поверху смотришь,

видишь Божий храм, берега с домами,
паруса летят, где ветрам дорога;
солнце на закате, его лучами
воздух пронизан.

Есть еще прогулок урок привычный -
среди нив пустых две тропинки к лесу,
где одна короче – в тени другая,
путь выбираю.

Хрустнет под ногой неуклюжей ветка,
никого спугнуть не боюсь, ты муза,
не оставишь ведь, а покой и волю
я не оставлю.
__________________________
У автора явно свой стиль и свой язык. Действительно, любопытно. Хотя временами кажется переводом – то ли с японского, то ли с древнегреческого.


30 Егор Лемек "тут бывшая недавно заходила"
http://www.stihi.ru/2018/02/25/8096 
тут бывшая недавно заходила
сказала фи-фи-фи какая пыль
а я тотчас наушники надел
и плейер во весь дух включил
чтоб этой речью недостойной
не осквернился скорбный слух.
как объяснить непосвященной
что пыль лежащая – священна? 
и все есть пыль помимо пыли?
когда космическая сила
в одной давильне все месила
не в глину в пыль она месила
потом швыряла на планету 
и мы из пыли собирались
в мельчайших тварей
усложнялись
так получился человек.
и только так а не иначе
как Моисей всем напророчил 
я сам когда в Монголии служил
увидел технологию воочию 
всего вокруг: там женщины ваяли
из пыли все: мужей детей верблюдов 
и мы монгольской пылью покрываясь
от пяток и до розовых ушей
другими становились абсолютно
и поняли наверное тогда –
мы рождены чтоб сказку сделать пылью
попробуй это бывшей объяснить
бездонно наше недопониманье 
она порхала с тряпкой по квартире
нелепая как пьяный хипстер в храме
сдирала пошлой тряпкой пыль с комода
как будто кожу нежную сдирала
с него и он кровоточил
__________________________
Временами, точнее, местами почти центон. Сделано очень ловко, остроумно, с фантазией и какой-то неповторимо-неуловимой интонацией, которая, собственно, и делает стих. А ведь, казалось бы, ни о чем.


31 Plahov "dona Magi"
http://www.stihi.ru/2017/03/11/11387 
диоген переплыл байкал в омулевой бочке
но увидев огни иркутска пошел на север
он решил достигнуть евклидовой крайней точки
и обрушить сервер

только чуть обсох и опять ангара по грудь
у истоков лены в горах повстречал доцента
от него узнал где структуры АО "Росртуть"
строят дата-центр

вправо влево глянь всё графические полигоны 
счёт-фактуры реальности выпуклы и слоисты
в кабинетах хрустальные сисадмины-дроны
терракотовые программисты

тешут гостя коленями и локтями
эвенкийские девы раскосые без прелюдий
телеса небес напластованными ломтями
подают на блюде

отрекись подношений ладана смирны злата
будь закрыта хламидой менада или монада
не ведись диоген не своди очей с циферблата
не ведись не надо

затуши фонарь отыщи ярангу из красной ртути
неприметный вход прореха в монтажной пене
тишина внутри и в яслях младенец путин
вот туда тебе диогене
__________________________
Что-то не получается у меня разобраться с этим стихом. Нутром чувствую, что он прекрасен, а чем – понять не могу.
Хотя отдельные места прекрасны без дураков. И вообще – хорошие напластования. Вот только напоминают игру в бисер.

32 Molniya "Арахномания"
http://stihi.ru/2005/05/19-486

Ручной паук пришел найти сюжет
В людской тоске густой и непрозрачной. 

При выписке шутил миляга врач мой:
«Здорового не вылечить уже,  
Хоть расшибись! Держите эпикриз,
Старайтесь избегать воспоминаний. 
Я позвонил сегодня вашей маме,
Она внизу.
И вы идите 
вниз».

И я пошла. 

Снаружи сыпал снег. 
С белесых стен обветривалась краска... 

- Скажи, паук, ведь это не опасно,
Прижиться в темноте, на глубине?
Ведь не опасно? -  черт,  какой искус,
Когда такой широкий подоконник! - 
Пантелеймон, гимнастика, лимонник... 
Поделим пополам недельный курс?
Ты ничего не плел в своем углу,
Твой вид меня ужасно беспокоил -
Сухой паук среди больничных коек... 
Притворщик, клоун, восьмилапый лгун!
Пойдем домой!? 

Ну,  вспомни! 
Кто-то дал коробочку, ты ехал в ней, на ватке.
Снег шелестел что мы не виноваты
Ни в чем,  ни в чем... 

Поверилось тогда что это правда. 

Снегопад утих. 

Твои полотна - сплошь мои портреты, 
Бесцветно-невесомые при этом
В них больше жизни,  чем у нас двоих
В запасе есть... 
Плети за рядом ряд,
А я поплачу рядом, тихо-тихо.
Из горьких слез родится паучиха

И съест тебя!
__________________________
Производит впечатление. Хотя я не все понял. Какие-то вещи, мне кажется, понятны только автору.

33 Людмила Поклонная "сантехник"
http://www.stihi.ru/2018/01/01/1221

в быстрине снегопада
сантехник плывёт с фонарём,
он забыл его выключить,
так и плывёт с фонарём,
со звездою во лбу.
с укрощенья воды 
устремившийся в бурный поток снегопада,
оформитель пространства,
плывёт светотехник-сантехник,
снегопаду как раз
не хватало его фонаря.
нет, не может быть столько
запасов сырья 
на небесных складах снеговых –
это сыплются звезды уже
и крошится луна,
что за ночь предстоит нам без них?! 
а сантехнику до фонаря,
он вмешался уже в снегопад,
расщеперив карманы спецовки,
отрастив плавники.
там, где снег производят,
сантехник всплывёт с фонарём,
сочетав с облаками лихие власы снеговые.
а у нас, на февральской земле,
снегопад разошёлся клочками,
и время в клочки,
и регтайм,
            и регтайм,
и регтайм,
            и регтайм.

Эй, сантехник!
__________________________
Хороший стих, оригинальный, идущий за созданным ощущением.

34 Юлия Рахманинова "Тупик"
http://stihi.ru/2015/10/13/2749

Вот и август: уже(ль) невозможно ничто изменить?
Белоглазые утра туманные пахнут рогожей,
Свежесмятой травой, боровыми, умытою кожей,
На запястье намотана красная колкая нить -

Что-то нынче суставы...Составы со сна встрепенясь,
Лязгнув в свет челюстями, опять погружаются в дрёму,
Лишь какая-то часть меня ходит по этому дому,
Говорит с тобой, слушает, спорит - какая-то часть.

Уходя понемногу в себя, как плотва в глубину,
Так и тянет вильнуть, чтоб уж: воля, валяй! - без возврата.
Но какая-то часть заставляет вернуться обратно,
На какую-то часть. Той, что вечно даёт слабину.

Здесь у нас в тупике - географий, времён и ж/д,
Так легко раздвоиться на тех, кто ушёл и обратно,
Кто остался на месте - на веки веков, вероятно,
Что не знаешь наверное - кто ты, в вечернем shade.

...шаркать шваброй, снимать помидоры, читать невпопад,
вспоминать о былом и, губу оттопырив по-детски,
перематывать, штопать, коснеть в желтоватое нэцкэ,
под уже неизбежный,сплошной, обложной листопад...

Это скука - вы скажете. Нет. Баловство или блажь.
Это псевдоуход, репетиция, если хотите
Это то, что выходит за грань как любой посетитель -
Выходящее за. Растворённый в пейзаже типаж.

Вот и август, ужаленный самой нещадной осой,
Потирает укус под рубахой в опрелой соломе.
Сын выходит вовне, вычитая из той меня "кроме",
Что и так только след, только оттиск на травах босой.

Я лишь часть от того, что уходит в туманную мглу
Вечеров этой осени, скорой, увы, на расправу.
Оставляю себя, ничего не оставив по праву,
Выхожу из угла, оставаясь всё в том же углу.
__________________________
Кажется, это интересно. Нет, определенно интересно. Но, кажется мне, несколько затянуто. Разбираешься с этими частями – часть той, часть этой…. Только разобрался – и тебе еще, и еще… такое впечатление, что стих начинает топтаться на месте. Не по мысли, а по настроению, интонации. Но и мысль, и настроение, и интонация есть.
__________________________
Подводя итоги. Мой шорт (заранее не считаю, сколько получится, столько и будет)
4 Ольга Вирязова "Рукой находишь лес..." 
http://www.stihi.ru/2018/06/14/669
11 Берта Лучева  ***
http://www.stihi.ru/2018/03/20/10017
16 Олег Паршев "Месяц династии Май"
http://www.stihi.ru/2018/09/27/5534
18 Александр Крупинин "Артемий"
http://www.stihi.ru/2017/12/18/11793
20 Jag  "Отравленная пешка"
http://www.stihi.ru/2014/09/04/5128
21 Курухуру "Пенелопа"
http://www.stihi.ru/2018/10/09/1340
27 Игорь Гонохов "Сон в парке"
http://www.stihi.ru/2018/06/11/7721
30 Егор Лемек "тут бывшая недавно заходила"
http://www.stihi.ru/2018/02/25/8096
Сколько получилось? 8? Ну, значит 8. Остальных прошу простить. ))

О нашем эксперте:
__________________________
АЛЕКСАНДР СПАРБЕР 
Автор книги "Трава-вода", изданной в качестве приза абсолютному победителю второго чемпионата Балтии по русской поэзии. Неоднократный лонг-листер БЛК. Член Союза Писателей 21 века.
Публикации в журналах "Дети Ра", "Зинзивер", "Этажи", "Плавучий мост", "Южное сияние", "Книголюб" (Казахстан), "Новая реальность", альманахах "Белый ворон", "Витражи" (Австралия), антологиях, газетах "Литературные известия" и "Поэтоград", в разных сетевых ресурсах. 
В 90-е годы - автор и соведущий передачи о поэзии "Белый лист" на радио "России".
Живет в Москве. В настоящее время работает в Московском метрополитене. 
Страница в Журнальном зале http://magazines.russ.ru/authors/S/Sparber
Страница в Читальном зале http://reading-hall.ru/autor.php?id=4417 
Страница на портале «Мегалит»: Страница на Стихи.ру: http://www.stihi.ru/avtor/ass222