Обзор осеннего тура от Алексея Злаказова

Литературный Фестиваль Рунета
Признаюсь, я впервые выступаю экспертом в подобном конкурсе и уже понял, что это весьма непросто. Вынужден говорить авторам какие-то нелицеприятные слова, что самому неприятно и тяжело. Думаешь: а не смягчить ли оценки? И пусть всем будет хорошо… И зачем подходить строго, если всё равно твоя критичность ничего не изменит?.. Однако напишу, что думаю, потому что иначе не могу. Заранее прошу прощения, если кого обижу.
Стихи, оказавшиеся в лонг-листе, очень неоднородны, и я разбил их на четыре категории. Но сначала об одном детском стихотворении – «Находчивый пирожок» (Дядя Игорь http://www.stihi.ru/2018/01/22/10831 - ссылки восстановлены при публикации обзора), непонятно как сюда залетевшем. Стишок про пирожок очень неплохой, он вполне может присутствовать в каком-нибудь детском сборнике. Но здесь он такой один, и я, положительно отметив его, оставлю этот текст за рамками нашего разговора.

Итак, категория первая. Стихи непонятные и временами даже неграмотные, вызвавшие у меня исключительно раздражение. Это «Рукой находишь лес…» (Ольга Вирязова http://www.stihi.ru/2018/06/14/669), «Сумма сентября» (Сенька Аргентинецъ http://www.stihi.ru/2012/11/25/8402), «Эпитафия» (Зиновий Антонов http://www.stihi.ru/2018/07/27/8303), «melancholicus»
(Берта Лучева http://www.stihi.ru/2018/03/20/10017), «Артемий» (Александр Крупинин http://www.stihi.ru/2017/12/18/11793), «Пенелопа» (Курухуру http://www.stihi.ru/2018/10/09/1340), «Гибралтар и Лабрадор» (Анна Иделевич http://stihi.ru/2018/08/13/407), "dona Magi" (Plahov http://www.stihi.ru/2017/03/11/11387). К каждой строке – вопросы, каждая строфа вызывает недоумение. Их авторам хочется напомнить, что поэзия – образ, но не ребус. Образ может быть сложным, глубоким, неоднозначным. Читателя можно подталкивать к вдумыванию и прочувствованию, но авторы этих стихов подсунули мне кроссворд и играют со мной в игру «кто дурак». Не хочу. Я хочу наслаждаться словом и смыслом, и задача автора в том, чтобы пусть не всё, но основная канва стиха прочитывалась, воспринималась. Дело не только в отсутствии знаков препинания, дело в нелюбви к читателю. Вы скажете, что я не люблю авангарда. Авангард авангарду рознь. Есть мычание и блеяние ранних футуристов, а есть смысловой авангард «Столбцов» Заболоцкого с фантастической образностью и красотой. Я за второе.
К этой же категории отнесу стёбовое стихотворение «Месяц династии Май» (Олег Паршев  http://www.stihi.ru/2018/09/27/5534). Я не понял этой, видимо, глубокой иронии. Есть, значит, некая девушка Инна (ей посвящение), у которой овин прохудился, корова телится, в худом шушуне она вынуждена кашемировых кур разводить, пастух «стихами рассол заедает» (господа, рассол - это жидкость, им с утра опохмеляются, пьют его, а не едят). Я предполагаю, что этот пастух пьян в стельку, но при этом Инна сама вино хлещет, у ног её две пантеры, и Космос на кухне с ней венок плетёт. Восточные побрякушки – династии Мин, Мун, Май – здесь совершенно не работают. Чудесная девушка, вот бы познакомиться!.. Понимаю, что это стёб, но по чьему поводу «спечён этот каравай»? Есенина? Гумилёва? Зачем? Пародия хороша тогда, когда она точна, лаконична и узнаваема. Автору этого текста советую прочесть текст "тут бывшая недавно заходила"
(Егор Лемек http://www.stihi.ru/2018/02/25/8096), где ирония по делу и к месту.

Категория вторая. Здесь стихи с мыслью, с хорошими строками, но несколько неровные, недоделанные до конца, недодуманные, непрочувствованные. К ним я отнес тексты «Танино» (Липа Липовая
http://www.stihi.ru/2018/07/10/1263), «Полдень» (Юлия Долгановских http://www.stihi.ru/2018/03/01/7404), «Карина» (Исхаков Алексей http://www.stihi.ru/2018/05/27/304), «…мне весь период нехорош…» (Геннадий Антонов http://www.stihi.ru/2018/08/22/5891) «Посмотри» (Инга Сташевска http://www.stihi.ru/2016/07/01/2079), «Так молчал Заратустра» (Столетов http://www.stihi.ru/2018/01/28/10167), «Девятый вал» (Джида http://www.stihi.ru/2017/01/25/6475), «Дом на пропажу» (Бецко Анжела http://www.stihi.ru/2018/09/20/5587), «Февральская скука» (Владимир Демидов http://www.stihi.ru/2018/03/25/9142), «Запретный» (Марсэр
http://www.stihi.ru/2017/11/05/5277). Здесь находки соседствуют с туманностями. Над такими текстами есть смысл ещё поработать, убрать шелуху. Цельности нет, и можно оценить лишь отдельные строки.  Не имею возможности разбирать текст, отмечу лишь некоторые.
Например, текст «Посмотри» (Инга Сташевска http://www.stihi.ru/2016/07/01/2079). Первая часть интересна, атмосферна, тревожна – «все дороги приводят в Рим», потом автору понадобилось отдать дань современности, наговорить грубостей: все дороги приводят в бар, в мотель, в кровать, в чью-то постель… я перечислю ещё тысячи мест, куда приводят дороги, но… атмосфера стиха распалась.
В стихотворении «Так мочал Заратустра» (Столетов http://www.stihi.ru/2018/01/28/10167) непонятен образ Заратустры, точнее, что же про него Ницше наплёл?.. Заратустра, по мнению автора, был нем и вообще весьма противен. Так почему из него сделали Бога? Почему Ницше за него ухватился? Самого интересного я и не понял. Думаю, не я один.
Автора стихотворения «Девятый вал» (Джида http://www.stihi.ru/2017/01/25/6475) очень прошу объяснить: кто там умер от девятого вала и кто при этом бранился «живого в землю упекли»? это один и тот же человек?.. или разные? И почему я должен это разгадывать?
Вроде бы интересный образ стихотворения № 17 «Дом на пропажу (Бецко Анжела http://www.stihi.ru/2018/09/20/5587). Продаётся старый дом, с которым связано много добрых воспоминаний, это близко и узнаваемо. Но зачем такое глобальное обобщение в конце: «а дом совсем не продаётся, как родина и как земля». Явная натяжка.
Очень неплохое стихотворение «Февральская скука» (Владимир Демидов http://www.stihi.ru/2018/03/25/9142). Но автор такой тоски нагнал в своё деревенское существование, что меня как читателя под конец тоже тоска взяла. Тоска всё победила и всё погубила. И как обиден мне промах автора стихотворения «Сантехник» (Людмила Поклонная http://www.stihi.ru/2018/01/01/1221) про сантехника. В метель, в снегопад – человек с фонарём во лбу чудесный образ: человек-маяк, человек-осветитель. Но почему он сантехник-то? Сантехник – это трубы, гаечные ключи, канализация… мне не доводилось видеть ни одного сантехника с фонарём во лбу. И, наверное, поэтому для меня образ стал непонятным, нежизненным, надуманным. А стих хороший.

Категория третья. Стихи хорошие, милые, ясные, простые, без глубоких философий и обобщений, без больших претензий и не слишком глубокие. Таких тоже набралось немало: «ни о чём» (Мурашко Андрей http://www.stihi.ru/2016/09/18/5276), «Август» (Елена Албул http://www.stihi.ru/2018/09/14/1979), «Отравленная пешка» (Jag  http://www.stihi.ru/2014/09/04/5128), «шёл дождь издалека ко мне» (Куцевич Алексей http://www.stihi.ru/2017/09/01/9510), «Пастушка» (25 Татьяна Шкодина 2 http://www.stihi.ru/2014/12/21/5931), «Сон в парке» (Игорь Гонохов http://www.stihi.ru/2018/06/11/7721), «хорошо лететь ночью» (Koukket http://www.stihi.ru/2018/05/14/5022), «Арахномания» (Molniya http://stihi.ru/2005/05/19-486). В основном, это некие жизненные зарисовки, читать их было приятно и даже придраться тут не к чему. Как правило, такими стихами авторы в сборниках прокладывают какие-то основные свои шедевры. Авторам этих текстов желаю всяческих успехов. А на стихотворение «ни о чём», признаюсь, даже начал писать пародию. Уж очень зацепила строка «и просто думать ни о чём». Сочинилось две немудрящие строки: «Потом я сяду у забора, сухую корочку найду…»  Дальше не пошло, уверен, другие досочинят) Но стих хороший, и пародия должна быть доброй. Я уверен, автор не обидится.

Наконец, категория четвёртая. Стихотворения, которые, на мой взгляд, отмечены «искрой божьей», которые мне понравились целиком. Их мало, но так и должно быть. Это «Синоним чистоты и лжи», «Не хочу я стран знаменитых, дальних…», «тут бывшая недавно заходила», «Тупик».

Агата Миллер "Синоним чистоты и лжи"
http://stihi.ru/2018/02/24/2417

Синоним чистоты и лжи,
целительна и бесполезна,
дарующая щедро жизнь
и увлекающая в бездну,
на время может примирить
врагов, страдающих от жажды,
имеющая вкус и ритм,
безудержная, словно бражник,
когда с вершины мчится вниз
бурлящим бешеным потоком,
вздымая мириады брызг!

Спокойным океанским оком
оценивает берега
потенциальной атлантиды,
готовая оберегать
и помогать сносить обиды:
захлёбываясь в море слёз,
откроешь истину внезапно –
смешно печалиться всерьёз,
спасением наступит завтра,
и будет утренняя даль,
эффект привычного плацебо,
и будет чистая вода,
смягчающая чёрствость хлеба.

29 Аникин Дмитрий Владимирович "Не хочу я стран знаменитых, дальних..."
http://www.stihi.ru/2018/08/15/3019

Не хочу я стран знаменитых, дальних,
где лазурь сияет, слепя, тревожа,
где волна играет, где море плещет
непринужденно.

От щедрот природы не протолкнуться,
я, усталый, там наблюдал бы хмуро
неестественный укрупненный образ
дольнего мира.

Слишком много глаз осмотрело бегло
толчею цветов, и чтоб всем досталось
видов – Юг сверкает, пренебрегая
полутонами.

Сберегая деньги и нервы, этим
летом я пустился в поход недальний
к собственным пенатам - я в подмосковной
милой Купавне.

Не любя жару я на летнем небе
облаков ищу, задождит, польется -
я и рад, сижу под навесом, в книгу
носом уткнувшись.

А сквозят лучи с высоты эфира
невозбранно – я полотенце в руки,
ветхие вяжу под ступни плесницы
и отправляюсь

к озеру, лежит в тесноте древесной,
ледниковых вод на земле остаток
поплыву я вдоль берегов песчаных -
рейс каботажный.

Пресный Посейдон, мне милее брата,
что метет волной из пучин соленых
гибель кораблям, беспокойной дурью
волн обуянный.

Здесь вода мутна, глубоко не видно
и не надо - дно – ил, песок, коряги,
любопытству нет никакой награды
поверху смотришь,

видишь Божий храм, берега с домами,
паруса летят, где ветрам дорога;
солнце на закате, его лучами
воздух пронизан.

Есть еще прогулок урок привычный -
среди нив пустых две тропинки к лесу,
где одна короче – в тени другая,
путь выбираю.

Хрустнет под ногой неуклюжей ветка,
никого спугнуть не боюсь, ты муза,
не оставишь ведь, а покой и волю
я не оставлю.

30 Егор Лемек "тут бывшая недавно заходила"
http://www.stihi.ru/2018/02/25/8096

тут бывшая недавно заходила
сказала фи-фи-фи какая пыль
а я тотчас наушники надел
и плейер во весь дух включил
чтоб этой речью недостойной
не осквернился скорбный слух.
как объяснить непосвященной
что пыль лежащая – священна?
и все есть пыль помимо пыли?
когда космическая сила
в одной давильне все месила
не в глину в пыль она месила
потом швыряла на планету
и мы из пыли собирались
в мельчайших тварей
усложнялись
так получился человек.
и только так а не иначе
как Моисей всем напророчил
я сам когда в Монголии служил
увидел технологию воочию
всего вокруг: там женщины ваяли
из пыли все: мужей детей верблюдов
и мы монгольской пылью покрываясь
от пяток и до розовых ушей
другими становились абсолютно
и поняли наверное тогда –
мы рождены чтоб сказку сделать пылью
попробуй это бывшей объяснить
бездонно наше недопониманье
она порхала с тряпкой по квартире
нелепая как пьяный хипстер в храме
сдирала пошлой тряпкой пыль с комода
как будто кожу нежную сдирала
с него и он кровоточил

34 Юлия Рахманинова "Тупик"
http://stihi.ru/2015/10/13/2749

Вот и август: уже(ль) невозможно ничто изменить?
Белоглазые утра туманные пахнут рогожей,
Свежесмятой травой, боровыми, умытою кожей,
На запястье намотана красная колкая нить -

Что-то нынче суставы...Составы со сна встрепенясь,
Лязгнув в свет челюстями, опять погружаются в дрёму,
Лишь какая-то часть меня ходит по этому дому,
Говорит с тобой, слушает, спорит - какая-то часть.

Уходя понемногу в себя, как плотва в глубину,
Так и тянет вильнуть, чтоб уж: воля, валяй! - без возврата.
Но какая-то часть заставляет вернуться обратно,
На какую-то часть. Той, что вечно даёт слабину.

Здесь у нас в тупике - географий, времён и ж/д,
Так легко раздвоиться на тех, кто ушёл и обратно,
Кто остался на месте - на веки веков, вероятно,
Что не знаешь наверное - кто ты, в вечернем shade.

...шаркать шваброй, снимать помидоры, читать невпопад,
вспоминать о былом и, губу оттопырив по-детски,
перематывать, штопать, коснеть в желтоватое нэцкэ,
под уже неизбежный,сплошной, обложной листопад...

Это скука - вы скажете. Нет. Баловство или блажь.
Это псевдоуход, репетиция, если хотите
Это то, что выходит за грань как любой посетитель -
Выходящее за. Растворённый в пейзаже типаж.

Вот и август, ужаленный самой нещадной осой,
Потирает укус под рубахой в опрелой соломе.
Сын выходит вовне, вычитая из той меня "кроме",
Что и так только след, только оттиск на травах босой.

Я лишь часть от того, что уходит в туманную мглу
Вечеров этой осени, скорой, увы, на расправу.
Оставляю себя, ничего не оставив по праву,
Выхожу из угла, оставаясь всё в том же углу.

Я получал удовольствие, читая их. Тут и мысль, и образное слово. Мне близко философское размышление о жизни в тексте «Синоним чистоты и лжи». Мне близок поиск красоты в наших подмосковных местах в «Не хочу я стран…». Очень ценю иронию, юмор в поэзии (да и в жизни), которыми сочится текст «Тут бывшая недавно заходила». Здесь есть взгляд на жизнь с точки зрения пыли. И современно, и образно. Меня заворожила звучность и глубина стихотворения «Тупик». Мастерство, владение словом тут очевидны и, думаю, бесспорны. Тот случай, когда сама звучащая строка приобретает некий дополнительный смысл. Мои восторги автору.

Итак, мой пьедестал почёта составлен из стихотворений двух последних категорий.

34 Юлия Рахманинова "Тупик"
http://stihi.ru/2015/10/13/2749
24 Агата Миллер "Синоним чистоты и лжи"
http://stihi.ru/2018/02/24/2417
30 Егор Лемек "тут бывшая недавно заходила"
http://www.stihi.ru/2018/02/25/8096
29 Аникин Дмитрий Владимирович "Не хочу я стран знаменитых, дальних..."
http://www.stihi.ru/2018/08/15/3019
32 Molniya "Арахномания"
http://stihi.ru/2005/05/19-486
5 Мурашко Андрей "ни о чём"
http://www.stihi.ru/2016/09/18/5276
22 Куцевич Алексей "шёл дождь издалека ко мне"
http://www.stihi.ru/2017/09/01/9510
27 Игорь Гонохов "Сон в парке"
http://www.stihi.ru/2018/06/11/7721
25 Татьяна Шкодина 2 "Пастушка"
http://www.stihi.ru/2014/12/21/5931

------------------------------

О нашем эксперте
58 лет. Окончил ф-т журналистики МГУ и режиссерское отделение театрального училища им. Щукина. Артист-чтец Московской государственной академической филармонии, создатель ряда поэтических программ по творчеству поэтов серебряного века. Выступает с концертными программами по произведениям русской классической и современной литературы. Работал и работает в российской глубинке – Костроме, Великом Новгороде, Твери, Перми – и в столицах. Дипломант Всероссийского конкурса моноспектаклей. С 2014 г. ведёт постоянный абонемент литературных концертов в Центральном доме работников искусств, г. Москва, в него вошли циклы «Русская поэзия ХХ века» (9 программ, от А. Блока до И. Бродского) и «Русские трагикомедии» (15 программ, от Н. Гоголя до С. Довлатова). Одна из работ последних лет – аудиокнига «Сергей Аксаков «Семейные хроники». Экскурсовод, знаток истории (в том числе литературной) и архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга.
www.zlakazov.ru
https://www.youtube.com/watch?v=KhSEjNEuSZ8
https://www.youtube.com/watch?v=CHjVTTcWvMA
https://www.youtube.com/watch?v=L6X1CDM7CGM