Итак новый день.

Потапова Елена Александровна: литературный дневник

Обнаружила, что для чтения статьи в дневнике просто не отображаются мои размышления. и пришлось их добавить в произведения. Увы.
Спустя битый час мучений если не больше, когда все пропадало или не вносилось, я наконец-то осилила текст который можно было осилить за час если не меньше.


Сейчас читаю "Икона божьей матери "Неувядающий цвет"" Мне эту книгу дала тетя Люда. Мама Ивана Васюнина. Иногда я к ним захаживаю. Очень интересно надо сказать.


И веду разрозненный дневник от прочтения. Так сказать "путевые" заметки. Впечатления и открытия от прочтения и наблюдения.


Очень противоречивый образ яблока. Традиционно яблока считается символом греха. Ведь именно яблоко по широким источникам дал змей Еве. Однако же яблоко и цветочные символы широко распространены в иконописи. Что меня в принципе удивило. Но вообще-то логично. Ребенок-плод. А насчет символизма, так ничего удивительного. Символизм очень широко был распространен в религиях и просто в жизни. Вспомнить хоть те же "говорящие" бутоньерки.


Итак из дневниковых записей:


Ни единожды сталкивалась с символизмом в поэзии и конечно с символизмом в картинах 18-19 веков особенно. Когда художник ограничен холстом и рамой, а то и заказом или темой, но желает сказать нам больше чем видит глаз прямым взглядом, то на сцену выходит символизм. Я и сама порой грешу этим в своих стихах. Особенно люблю цветочные символы. Которые как оказалось широко распространены не только в живописи, но и в иконописи и оформлении икон, церквей, храмов, соборов и прочее. Однако символы трактуются довольно широко и И бывает так, что не обладая знанием доподлинно, сложно с уверенностью сказать о чем хотел поведать или умолчать художник. Но можно трактовать примерно. Опираясь на логику и примерное знание символов и их значения уже в контексте того или иного произведения искусства. Бывает и так, что точный смысл скрытого послания знает сам автор. Остальным же приходится довольствоваться примерной расшифровкой символа в общепринятом его значении. Никогда не думала, что скрытый, не явный смысл и символизм присутствует и в иконописи. Кроме того конечно, которому положено там быть в принципе. Эта книга заставила меня по другому смотреть на иконы их смысл и создание. И кроме религиозного и культурного пласта открыть для себя еще и пласт глубоко творческий, исторический, художественный и народный. Дело в том, что я просто не задумывалась над этим. И зная что икона может быть культурно-исторической ценностью и принадлежать кисти великого художника, я не рассматривала их иначе как принадлежность к религии. И всегда более к религии чем к культуре и уж тем более к настоящему искусству. Каюсь, что ошибалась относясь к иконописи только как к ценности скорее религиозно исторический, чем как к по настоящему интересному произведению искусства достойного более пристального внимания, чем то которое уделяется нами образу при молитве. Иконы как оказалось ещё более полны, как явного так скрытого символизма. И пожалуй может и более чем картины или гравюры и прочие шедевры. Спорно конечно. Но такое разнообразие и богатство символов я пока нигде не видела. Возможно в виду своей культурной ограниченности. А может быть и правда нет нигде столько множества смысловых слоев.


Еще одно побочное открытие вдруг выискалось из языковых созвучий. И смысла текста в соотношении с речью и иными произведениями. Я конечно же могу ошибаться, но кое-что явно в этом есть. Вот что пишет автор на 53 странице. "Христос - Лилия. Воскресение Христа уподоблено этому цветку, восходящему из земли и ярко процветающему: "Вышел с Гробу яко Лелея наперд". Если смерть названа "часом Осени и Зимы", то воскресение наше будет подобное до Весны"." И тут мысль моя вдруг обратилась к сказке. А если быть точной к сказке "Снегурочка". И тут на созвучии Лелеи ( Лилия) - Лель ( и кстати лелеять). И чем дольше и больше я размышляла, тем глубже стал казаться мне тайный символический смысл всем нам с детства известной сказки. Воистину мир полон чудес и неисчерпаемых открытий. особенно когда дело касается слов и игры слов и их созвучий и особенно когда это может быть старое произношение и был или есть другой смысл в этом слове со временем. Ведь не секрет же, что большая часть слов меняло свое значение на противоположные. Вот я задумалась о красавце-пастушке Леле и происхождении его имени. А что?


А вот еще одно открытие. Что пишет автор на странице 52. "ниже показан Христос в цветущем саду с процветающими лилиями, две строфы здесь являют образы двух цветов - Лилии и Розы: "Снийде брат мой в Вертоград свой собрати Крины". " ( Песн. 6,1); "Послушай темя Преподобнии: Сынове и прозябните яко рожа" ( Сир. 39,16) Образ розы во всей полноте цветения предстает в "Венце Христовом" - это и есть розовый венец, сплетенный христу "из проповедей неделеных" (то есть воскресных), как поясняет сам Антатолий Радиволовский".
Начну с того что старое слово "прозябнете" читается как порастете, вырастете.
И его противоположное значение уже современного языка изменено. Так прозябать - жить очень плохо, бедно, нищенствовать.


И второе. Но не последнее. Здесь Рожа - Роза. Ну не странно ли? И вдруг я подумала, все мы знаем негативное значение слова "Рожа". в том смысле что отвратительное некрасивое лицо человека или какого-то существа.
Но не могло ли быть так, что со временем слово утратило свое первоначальное значение и приобрело смысл полностью противоположный? Не означает ли, что слово "рожа" имело в своем изначальном смысле вполне прекрасное значение, как например лицо её словно роза. Розовое, нежное, гладкое, румяное." Или "Цветете словно роза в саду". То есть по старому языку "рожа". Рожа-Роза-Прекрасное лицо. Ну или нежное или розовое. Ну может быть красное. Кстати есть болезнь "Рожа" (Ро;жа, ро;жистое воспаление (от польск. r;;a, лат. erysipelas) — острое, нередко рецидивирующее инфекционное заболевание, вызывается бета-гемолитическим стрептококком группы A.) И воспаление как и следует ожидать красное. Впрочем не будем о плохом. Давайте о хорошем. Все же роза прекрасный цветок. И вот, а что
если например глядя на маленького розовощекого малыша в платьице из оборочек так и скажешь же - как роза. А если по старому, то как рожа. Не могло ли быть, что слово "рожа" вообще не означало уродливую морду? Но наоборот на примере прекрасного цветка означало и прекрасное лицо. Это натолкнуло меня и на другие рассуждения по созвучию, звучанию слов, корня или даже рифме. Возможно это притянуто за уши, но что-то всё же в этом есть, дающее пищу уму. В попытках размышлений о языковых корнях и просто о происхождении и значение слов как таковых. Простой перечень слов: Роза, рожа, рожь, рожать, радеть, родить, родина, родители, род, рождение, роды, рожает, рождение.
На первый взгляд многие из этих слов вообще не имеют ни общего корня ни общего смыслового значения. Кажется что общего у ржи, розы и родины. И уж тем более у всего этого с рожей? А вот же есть что-то особенное в этом всём. Да и связь какая-то проглядывается. Кроме общности рода и родителей лежащей явно на поверхности. Вспоминается визуально картина Константина Васильева на которой девушка в венке из васильков прислонилась к березке. и еще многое другое часто используемое особенно во времена СССР образ Родины поле, колосья, васильки. Это так запало в душу. Может и не зря говорят, что попытка построить коммунизм это попытка выстроить Рай на земле. И постулаты взяты из писаний. Есть такая теория. Ведь один из символов Богородицы колос. Хлеб. Всегда от примелькавшегося образа поля возникает стойкое щемящее чувство Родины, рода, дома. Родной земли. И если бы только в России. На ум как-то сразу же пришел Морис Дрюон "проклятые короли". Где никуда негодный барон вечно ведущий борьбу за свои владения со своей теткой, а дорвавшись таки до этих владений падает на поле, катается в колосьях и срывает некоторые, кладет к сердцу под рубашку. Его род, его дом, его земля, его поле, его колосья, его корни, его лицо (честь. В смысле сохранить это имение дело чести). Как сохранить свое лицо. То есть быть собой. Вот так удивительно символична общность смысловой связи языка русского и сущего всего вокруг нас просматривается. Тоже ведь определенная символика. Жизни и языка. Как мне кажется, что за этим стоит много больше, чем я сейчас способна сама понять. Задумалась я в очередной раз и о символизме яблока.

Основные значения


В христианской традиции связано с искушением. Предложить яблоко — значит сделать признание в любви. Подобно цветку апельсина (символ плодовитости), цветок яблони использовался как украшение для невест. Символизм, возможно, связан с тем, что сердцевина яблока в продольном разрезе напоминает вульву. Плод древа жизни, символ самой жизни, как реальный образ означает успех в жизни и получение удовольствия от успеха.
Источник: http://www.symbolarium.ru/index.php/


Вечности; цельности; Земли; звезды; жизни, здоровья, омоложения, вечной юности, бессмертия; ребенка, весны, начала; осени, конца, смерти; пророчества, мудрости, знания, потаенности. Оно также символизирует божественное присутствие; искупление; грех; царскую власть; любовь, искушение, плотские утехи, преходящие радости, плодовитость; опасность, неудачи, мошенничество; единство; гравитацию… эмблема знания и в то же время потаенности, таинственности любовь, омоложение; бессмертие Блаженство, особенно сексуальное. Яблоко широко используется как символ плодородия, любви, брака, весны, радости, молодости, долголетия или бессмертия. радость, знание, мудрость, обожествление и роскошь, но, вместе с тем, обманчивость и смерть. Яблоко — дитя, ребенок, а яблоня — семья. Означает плодородие, любовь, радость, знание, мудрость, обожествление и роскошь, но, вместе с тем, обманчивость и смерть. Вечность без начала и без конца; бессмертие. вечная юность, или поздняя старость. любовь и плотское влечение, Цветы яблони — весна, начало года, начало любви; цветок юной девушки. Яблоко — осень, конец года, конец жизни. Будучи круглым (шарообразным) по форме, оно представляет целостность и единство и противопоставляется гранату, состоящему из множества зернышек.
Источник: http://www.symbolarium.ru/index.php/


Авалон по кельтски остров яблок.


Яблокам приписывался и символ смерти, символ женской груди, половинки яблока символ женских половых органов, а символ плода раздора, символ вечной молодости и символ бессмертия, символ посредничества между двумя мирами живых и мертвых. У славян - символ плодородия, здоровья, любви, красоты; эмблема брачного союза, здорового потомства
Источник: http://www.symbolarium.ru/index.php/


В Китае принято дарить яблоки больным. Что бы они выздоровели. Кажется в России тоже ведь. Мы всегда носим яблоки и апельсины в больницы почему-то.


Яблоневый цвет встречается как декоративный мотив и символизирует женскую красоту. У китайцев яблоко означает мир и согласие. Цветок яблони — китайский символ мира и красоты.
Источник: http://www.symbolarium.ru/index.php/


В Христианстве


Съеденное Адамом и Евой яблоко сделало их смертными. Обретя роль запретного и столь дорого оплаченного нашим праотцом плода, яблоко стало выражением первородного греха. Символом греха и фальши стало яблоко Содома — внешне красивое, а внутри наполненное пеплом, как писал в «Еврейской истории» Иосиф Флавий (37 — 103 г. г. нашей эры), однако до конца этого выражения не объясняя. В христианской символике яблоко в руке Христа выражает искупление первородного греха; также в руке Девы Марии — как бы новой Евы. Корзина с яблоками — атрибут святой Доротеи. в символике христианской — эмблема Земли и земных чаяний, желаний (бренных, преходящих), а его цвет, запах и сладость — искушения загробного мира. Соломона 2:3, где говорится: «Что яблонь между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей». Этот отрывок был истолкован как намек на Христа.
Источник: http://www.symbolarium.ru/index.php/


В христианской традиции имеет двойственное значение. С одной стороны означает зло (по-латински malum) и является плодом совращения Адама и Евы. С другой стороны, изображенный с Христом или Девой Марией, оно указывает на нового Адама и на спасение. Обезьяна с яблоком во рту означает грехопадение. На латыни слово «яблоко» и слово «зло» пишутся одинаково — malum. Именно в этом усматривается связь с библейской легендой, в которой говорилось о том, что запретным плодом с Древа Познания из райского сада, съеденным Адамом и Евой, было яблоко (Быт. 3:3). В сценах искушения змеем в райском саду Еву обычно изображают с яблоком в руке, которое она предлагает Адаму. Яблоко также может быть символом Христа, нового Адама, который взвалил на себя ношу греха человеческого. По этой причине, когда мы видим Адама с яблоком в руках, оно указывает на грех, но когда яблоко в руках у Христа, оно символизирует плод спасения. Такое толкование основывается на Книге Песни Песней Соломона 2:3 где говорится: «Что яблонь между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей». Этот отрывок был истолкован как намек на Христа.
Источник: http://www.symbolarium.ru/index.php/


Астрономия/логия Яблоня соотносится (астрологическая зависимость) с созвездием Девы. Алхимия Алхимики подметили, что разрезанное поперек яблоко в своей сердцевине содержит некую пятиконечную форму, что напоминало им об искомом пятом элементе. Также они использовали этот плод в качестве символа знания. Яблоко в алхимии — сера. Магия Используется для очищения и омоложения организма, профилактики и лечения заболеваний органов пищеварения. Один из способов сведения бородавок состоит в натирании их чистыми, без крапинок, яблоками, которые затем зарывали в землю. В России широко использовали для лечения яблоки, освященные в церкви. Яблоко также использовалось как приворотное средство, для чего нужно было его разрезать пополам и, поместив внутрь записку с именем любимиого, положить на солнцепек. Как яблоко сохнет на солнце, так и желанный человек должен сохнуть от любви. Гадания Если жених видит во сне, что ест яблоко, это означает скорую свадьбу и его счастье в браке. Геральдика В обычной жизни яблоко из-за своей почти идеально круглой формы воспринимается как космический символ, поэтому короли и цари наряду со скипетром держат в руках представляющее весь мир «державное яблоко» (державу). В античном мире на монетах изображались три круга, обозначавшие известные императору Августу части земли — Азию, Африку, Европу, а «державное яблоко» было увенчано фигурой богини победы (Нике, лат. Виктория). В христианскую эпоху место Нике занял крест, поэтому даже астрономический символ Земли — это круг с водруженным на нем крестом. Примечательно, что даже непривлекательная яблоня-дичок нашла свое применение в геральдике. «Лесное яблоко, жесткое и кислое, особенно хорошо служит для сохранения вина, чтобы оно не прокисло. Таким образом, жесткостью наказывается зло, добродетель же сохраняется» (Бёклер, 1688). Эмблематика Золотые яблоки являются атрибутом персонифицированной бдительности, а также гарпий, сопровождающих скупость. «Венера, или Афродита, богиня красоты, изображается нагою девицею с яблоком в руке;…» Яблоня, обремененная избытком плодов, надломленная и склонившая ветви. Моё изобилие вредит мне. Символ того, что изобилие или слишком большая удача становятся источником погибели для многих, приводят человека ко многим порокам и затруднительным обстоятельствам, которых при умеренной удаче он мог бы избежать. в данном случае рассматриваются как плоды вообще! NB! Психология Гарантия бессмертия. Согласно Юнгу, яблоко, съеденное Адамом и Евой, выступает в качестве символа жизни. По Дилю яблоко — символ земных желаний или потворства им. Предупреждение не вкушать запретный плод исходило, таким образом, из уст высшего существа как предостережение от гипертрофии материальных желаний (15). Интеллект, жажда познания, как полагал Ницше, является единственной промежуточной зоной между земным желанием и чистой духовностью. Во сне красное или зеленое яблоко означает гармоничную органическую жизнь. Червивое — говороит об отношения, с виду благополучных, но подточенных изнутри. В одной из сказок братьев Гримм завистливая мачеха дает Белоснежке заколдованное яблоко, которое вызывает сон, подобный смерти, хотя из этого сна ее может вызволить благородный принц. Ad vocem Яблоко раздора — несогласие, ссора. «Яблоко Адама» — кадык, который бывает только у мужчин, это, согласно легенде, кусочек запретного плода, который застрял у Адама (и его потомства) в горле. Одно из самых ходовых монашеских присловий в средние века было: «Mala mali malo mala contulit omnia mundo», (лат.) то есть «Яблоко принесло миру все зло». «Красиво яблоко, но внутри гнилое. Как же прекрасна бывает ложь, если ее украсить!» («Венецианский купец» У. Шекспира). Немецкое выражение: «Epfel (nicht) essen mogen» — то есть «мочь (или не мочь) есть яблоко», в переносном смысле означает: «быть или не быть импотентом». Присловье: «яблоко от яблони недалеко падает». Моченое яблоко — вещь невкусная. Любитель моченых яблок — человек с чудачествами. «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично» (Притчи 25: 11). Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — иносказание «в котором благовременный мудрый совет, практически исполненный, сравнивается с вкусным плодом в серебряной корзине». Яблоко от яблони… Чёртовым яболоком в Европе называли картофель. История о Вильгельме Телле дала жизнь выражению «Попасть в яблочко». Швейцарский герой Вильгельм Телль должен был по приказу имперского наместника Гесслера, прострелить из лука яблоко, положенное на голову его сына. Вильгельм Телль вынул из колчана две стрелы, и первой попал точно в яблоко. Когда же наместник поинтересовался: зачем же была нужна вторая стрела, то Вильгельм Телль убил наместника. Так началась освободительная война швейцарских горцев против Римской империи германской нации, которая кончилась победой швейцарцев. Ad notanda Как известно, Ньютон лежал, отдыхая в саду, и упавшее яблоко навело его на мысль о земном притяжении, что и Луна на орбите держится именно по гравитационным законам. Относительно принятия фирмой «Эппл» товарного знака существует несколько версий. По одной из них компания была создана Стивом Джобсом и Стивеном Возняком 1 апреля 1976 г. — Джобс весь этот день ел яблоки. По другой версии название компьютеров «Макинтош» связывают с одноименным сортом яблок в честь Джона Макинтоша. Их 6-цветный товарный знак был создан Реджисом Маккенной в 1977 г. Возможно, что надкусанное яблоко — символ греха и знания, — одна из самых мистических тайн человечества.
Источник: http://www.symbolarium.ru/index.php/


Яблоня Жизни — в этом названии отзвуки рассказанной выше легенды об Артуре. Также как и название: «Яблоки из Самарканда» из «Сказок 1001 ночи». Там есть сказка о правителе Ахмаде, раздобывшем «Самаркандское» яблоко, запах которого излечивает все болезни. = Означает плодородие, любовь, радость, знание, мудрость, обожествление и роскошь, но, вместе с тем, обманчивость и смерть. = Яблоко было запретным плодом Золотого Века. = Будучи круглым, оно представляет целостность и единство и противопоставляется гранату, состоящему из множества зернышек. = Как плод Древа Жизни дается Идумой богам. = Эрида бросила между богами золотое яблоко раздора. = Яблоко символизирует также бессмертие как плод из сада Гесперид или из сада Фрейи. Предложить яблоко - значит сделать признание в любви. Подобно цветку апельсина (символ плодовитости), цветок яблони использовался как украшение для невест. = У кельтов Серебряная Ветвь - это ветвь яблони, обладающая магическими и хтоническими силами, а ее плод дает плодовитость невесте. Яблочный праздник Хэллоуин связан со смертью старого года. = У китайцев яблоко означает мир и согласие. = В христианской традиции имеет двойственное значение. С одной стороны означает зло (по-латински та1ит) и является плодом совращения Адама и Евы. С другой стороны, изображенный с Христом или Девой Марией, оно указывает на нового Адама и на спасение. Обезьяна с яблоком во рту означает грехопадение. = У греков яблоко посвящалось Венере как знак любви и желания; свадебный символ, олицетворяющий предложение руки и сердца. "Яблоко раздора" Парисом было отдано Венере. Ветви яблони имеются в атрибутике Немезиды и Артемиды. Используются также в обрядах, связанных с Дианой, где вручаются женихам в качестве приза в полуденных брачных соревнованиях в беге, (девушек-победительниц ночных брачных соревнований в беге награждали оливковой ветвью). Яблоком Диониса была айва. Яблоневое дерево ассоциировалось со здоровьем и бессмертием. Посвящалось Аполлону. = Цветок яблони - китайский символ мира и красоты. = Плодородие, любовь, радость, знание, мудрость, обожествление и роскошь. Кроме того обманчивость и смерть. = Запретный плод Золотого Века. = Под яблоком часто понимается гранат, символизирующий целостность и единство благодаря круглой форме, объединяющей множество мелких зерен. = Как плод Дерерва Жизни даётся Идумой богам. = Эрида и золотое яблоко раздора, отданное Парисом Венере. = Как плод из сада Гесперид или Фрейи – бессмертие. = Предложение яблока – признание в любви. = Подобно цветку апельсина – яблоневый цвет символизируент плодовитость и служит украшением невесте. = Хэллоуин – яблочный праздник смерти Старого Года. = В Китае яблоко означает мир и согласие, цветок – символ мира и красоты. = В христианской традиции: 1- зло (лат –malum) и является плодом совращения.; рядом с Христом и Марией – указание на нового Адама и Спасение. Обезьяна с яблоком во рту – грехопадение. = В Древней Греции – посвящалось Венере как знак любви и желания; свадебный символ, предложение руки и сердца (рука как эвфемизм фаллоса ?). Атрибут Немезиды и Артемизии. Приз победителей в полуденных брачных соревнованиях по бегу (женихов). Невесты, победившие в полуночных забегах получали ветвь оливы. Обряд связан с Дианой. Яблоко Диониса – айва. Яблоня, аасоциируясь со здоровьем и бессмертием, посвящалась Апполону. = В эмблематике: Яблоня, обремененная избытком плодов, надломленная и склонившая ветви. Моё изобилие вредит мне. «Символ того, что изобилие или слишком большая удача становятся источником погибели для многих, приводят человека ко многим порокам и затруднительным обстоятельствам, которых при умеренной удаче он мог бы избежать. в данном случае рассматриваются как плоды вообще! NB!
Источник: http://www.symbolarium.ru/index.php/


Из некоторых источников я и ранее узнавала, что яблоко было не совсем яблоком, но гранатом, а гранат по раскрывшейся символике и виду своему, может соответствовать тому значению, что приписывается Райскому яблоку. Но о гранате я писала ранее. Гранаты являются мотивом, часто встречающимся в христианских религиозных украшения. Они часто вплетены в ткань облачения и литургические завесы или в кованных металлоконструкциях. Гранаты фигурируют во многих религиозных картинах, подобных работам Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи , часто видны в руках Девы Марии и младенца Иисуса .



"Мадонна с гранатом" Сандро Боттичелли , ок. 1487 ( Галерея Уффици , Флоренция ).


Гранат является одним из немногих образов, которые появляются на старинных монетах Иудеи, как святой символ, и сегодня многие Свитки Торы хранятся между двумя полыми декоративными серебрянными украшениями, которые называют "гранаты" ( rimmonim) . Некоторые еврейские ученые так же согласны, что гранат был запретным плодом в Саду Эдема. Гранат упоминается в Библии много раз, в том числе - знаменитая цитата из "Песни Соломона", про "губы твои, как лента алая..." и т.д. - Песнь Песней Соломона 4:3.


Таким образом змей искуситель вложил в руки Евы инструмент познания сделавший их с Адамом несчастными. А по сути возможно лишил их детства? Дав знания, заставив повзрослеть. Потому как на попечении Бога-Отца небесного были они счастливые и защищенные им, но не просвещенные от древа познания добра и зла. И от того видимо и счастливы как дети. Не зря же верно говорят, что во многих знаниях многие печали. Однако же и у яблока есть своя символика. Как оказалось весьма и весьма обширная. Яблоко лишь в узком понимании символ греха. (Сразу вспоминается яблоко раздора и яблоки Содома и Гоморы гнилые внутри). И ведь что странно, что-то сразу память делает мне отсылку к сказкам. К "Белоснежке и семи гномам" с "Спящей красавице и семи богатырям". Тоже ведь очень символично с яблоками то. Но все же это лишь одно из значений. Как оказалось все много сложнее.


А вот как яблоко видится в иконографии. На странице 19.


Кто речет, яко плодов
небо не имеет.
Се от небесной ветви яблоко
Христос здесь есть.
Ко сей ветви, людие, скоро
притецыте,
Яблоко небесное пожизненно
примите.


А вот на странице 21.


"Радуйся Цвете
Радуйся, Цвете Неувядаемый
Радуйся едина прозябшая
Яблоко Благовонное
Раю Словесный, Доме Небесный
Красна, яко Доброгласна
Струна
Дево Мария Пречистыя."


А вот на странице 31 "И далее святитель пишет, вторя прославленному гимнографу древности: "Она есть цвет, прозябший от неплодной и застарелой утробы сухого дерева, Цвет Неувядаемый, присно цветущий девством, Цвет Благоухающий, родящий благоухание Единого Царя, - Цвет Приносящий плод - Христа Бога Господе единственное яблоко Благовонное." И тут ясно что яблоко точно символ Христа. Ну не чудно ли это? Примечательно еще и то, что Деву Марию сравнивают с колосом. В Христианском символизме. Это вообще добавляет красок в рифмованные созвучия и размышления о корнях и о корнях языка и движении мысли человеческой, словно её символически сравнивают ни только с духовным хлебом насущным, но и с родиной, родным домом, землей. Плодородием.


А вот еще интересно на странице 78. "Для нас особенно важно, что Богоматерь в правой руке держит пышно расцветшую розовую розу, а Младенец в левой руке - синюю сферу, знак спасенного мира". Сфера , мир, яблоко, гранат, познания!
"В музее города Нанси в Лотарингии хранится скульптура стоящей Мадонны с Младенцем, в правой руке Марии - роза в левой руке Младенца - яблоко (XIVв)" Ну не чудо ли? Ведь в этом случае яблоко становится как бы символом спасенного мира, целой земли, которая по форме как бы сама по себе шар. СФЕРА!
(Совершенно не к месту и неожиданно, мне на ум пришёл фильм "Звездные войны." К чему бы это? Но пока оставим.) Если смотреть на это так, путем символизма, то ведь вообще совсем иначе начинаешь смотреть и на все, и на мир и на ту самую историю, где змей искусителшь уговаривает Адама и Еву взять яблоко с древа познания. Тогда ведь вопреки запрету выходи, что забрали они себе не только знания, но и мир, мир который символизирует это яблоко. А коль скоро они сделали это, то и пошли они жить в этот самый мир. Покинув безопасные райские кущи своей "Голубой лагуны" и чертоги Отца своего Небесного. И теперь весь мир грустит о потере Рая. Как девушка став взрослой грустит о потере девственности, как о потере детства, не столько об утере чистоты, сколь об утере детских лет, где она всегда была под защитой дома, родителей в безопасности и довольстве. Как и пожилая женщина грустит о потере молодости вспоминая былые годы. Так человечество грустит о потере Рая, как взрослый может грустить о том, что ему пришлось вырасти и покинуть родной дом и безопасный родительский кров где он был окружён любовью матери и защищен отцом своим. А ведь такая вещь как защита и любовь требуется нам всем, даже взрослым. Но есть то далеко не у каждого. И никто из нас не становится настолько взрослым, что бы перестать нуждаться в любви и защите. Увы. При правильном раскладе взрослый человек обретает всё это в своей семье от мужа и жены. Но и это не безгранично. Да и как часто все случается наоборот. А тяга и тоска остается. А Христос дает нам такое чувство безусловной любви и защиты с его стороны, со стороны Девы Марии, со стороны Отца небесного. Даже самый одинокий человек верит, что он не одинок, что есть хоть кто-то, кто любит его таким какой он есть со всеми его тревогами, болезнями и несчастьями, даже тогда когда кажется его не любит никто! К тому же в лице Христа верующие девушки обретают как бы небесного жениха. Во многих текстах встречаются, что его так и называют женихом, а монастыри носили название Христовых невест. Мне это конечно странно, что у него столько невест разом. Зачем ему столько? Думаю он сам бы очень удивился узнав про это. Но тем не менее это дает какое-то сердечное утешение одиноким женским сердцам. Которые не смогли найти или не захотели найти себе женихов среди обычных мужчин. В фильме "Трасса 60" есть момент когда человек с трубкой во рту (Демон?) исполняет как бы желание девушки которую подбрасываю на машине. Она все время ищет лучшего любовника. А ей говорят, что лучший любовник тот которого не было! А ведь и правда говорят же "У реальности есть границы, а у воображения нет". Ну что касается мужчин, возможно они находят своих "Дульсиней" в лице Девы Марии. Дева Мария - Невеста Неневестная Царица Небесная. Она вполне может заменить всем Дон Кихотам и рыцарям их долгожданных "Дульсиней" разом всех. Рыцарствуй не хочу во славу Господню. Потрясающе, что в резьбе и декоре вокруг икон Девы Марии часто используется подсолнечник, как один из важных элементов. Буквально - "Следуй за солнцем". Или "Не последую низкому". А ведь подсолнечник на самом деле крутит головой за солнцем. Интересно, что я все детство настаивала, что бы мама посадила на нашем участке в Кузяево хоть три штучки. Что бы было. Причем не только из-за семечек, мне просто так хотелось. Так надо! А почему я не знала, вот теперь я нашла ответ. Потрясающе!


Храмовый смысл подразумевает иерархию смыслов и к сожалению свободное творчество там не допустимо. Хотя надо сказать, что я видела и странные, современные храмы с абстрактным на мой взгляд общим исполнением. Ну а почему бы и нет?


Интересным оказался пересказ предания Наталии Манасеиной. - "Пояс пресвятой богородицы".


Ну вот и закончила читать "Неувядаемый цвет". Интересно и с пользой оказалось.



Другие статьи в литературном дневнике: