Рецензия на «Античные логаэды» (Антиквар)

1
"...ямб или анапест состоят в идеале только из ямбических и анапестовых стоп,. к которым могу{Т ЧТО ДЕЛАТЬ?}присоединятся подобные стопы, например, пиррихий в ямбе.
"

1
По-гунгански сказано. Кто куда может присоединяться? Ямб к Анапесту или Анапест к Ямбу? Или вы говорите о Метрах, -- Ямбе и Анапесте? Где, например, в Ямбе первая полноударная форма измеряется только двухсложной стопой Ямба -- о1; остальные же формы Ямба, -- пиррихийные, следовательно, для измерения Метра, в помощь к двухсложной стопе Ямба присоединяется двухсложная стопа Пиррихий -- 00 .

2
"Но уже в античную эпоху поэты обнаружили интереснейшую возможность составлять стихи из разнородных стоп – когда в стихе сочетаются двух- и трехсложные стопы, иногда три или четыре разных типа стоп в одном стихе. Цель такого «синтеза» стоп – добиться особенного ритма стиха или строфы.
"

2
Логаэды, (если отталкиваться от Метра и вас*) это синтез* двухсложных и трёхсложных стоп. -- Хорея и Дактиля (и наоборот Д. и Х.); и, -- Ямба и Анапеста. Следовательно, в Логаэдах присутствует та же замечательная тенденция, как, например, в Ямбе с Пиррихиями и Спондеями -- 11; или в Анапесте с Амфимакрами -- 1о_1, Кретиками -- 1_о1, Бакхиями -- о11 и Трибрахиями -- 000. Главное, понять, где что. Например, 5-стопный Ямбо-анапест с Пиррихием третьей стопы:
"
Летают Валькирии, поют смычки -
Громоздкая опера к концу идёт.
"
(О. Мандельштам)

МЕТРИЧЕСКАЯ СХЕМКА:

о1о о1оо о1 о1
о1оо 1оо о1 о1

СТОПНАЯ СХЕМКА:

о1 оо1 00 о1 о1
о1 оо1 00 о1 о1

5-стопный Ямбо-анапест с Трибрахием третьей стопы:

Летают Валькирии, ГДЕ поют смычки -
АНТИЧНЫЕ ПРОПОВЕДИ В ТВОИХ ГЛАЗАХ.

МЕТРИЧЕСКАЯ СХЕМКА:

о1о о1оо 0_о1 о1
о1оо 1ооо о1 о1

СТОПНАЯ СХЕМКА:

о1 оо1 000 о1 о1
о1 оо1 000 о1 о1

И это элементарно, уважаемый Антиквар.

3
"
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся,
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет – время бегущее… (Гораций, ода III, 30, пер. С.Шервинского).

Это так называемый «асклепиадов стих». Строение его следующее (- безударный, + ударный слог, // цезура):

--+--+//+--+--

Это выглядит как сочетание двух полустиший – первое анапестическое, второе дактилическое. При этом первый безударный слог может заменяться ударным, возможны и иные сверхсхемные ударения, как в обычном трехсложнике. Такой тип логаэда, в котором каждая строка по существу имеет одинаковое строение, называют стопным логаэдом.
"

3
Браво!

СОЗДАЛ памятник я<?, бронзы литой ПРОЧНЕЙ,
ЦАРСТВЕННЫХ пирамид выше поднявшийся,

Слово ПРОЧНЕЙ для вас безударно? А слово ЦАРСТВЕННЫХ с двумя ударами читается?

И так далее. Схемку чертить не буду. Лень. Думаю и так понятно, что ваши слова, это откровенная лажа. Если нет, то пожалуйста:-D: http://www.stihi.ru/2015/08/31/6181 здесь про Асклепиады.

А вообще, забавно, вы для кого такой пример меньшего Асклепиада приводили, для дурачков? Хм, похоже на то, -- если взглянуть на рецензии. Да, блин, наши уважаемые господа поэты и поэтки схавают всё что угодно, лишь бы им в рот красиво положили. Впрочем, уважаемый Антиквар, от этого, ваша теоретическая безграмотность или халатность -- на выбор -- не стала призрачней. С Асклепиада меньшего она у вас только начинается... Но, в любом случае, за этот Асклепиад вам респект!

P.S.
"
Наследственность и смерть – застольцы наших трапез
И тихою зарей, – верхи дерев горят –
В сухарнице, как мышь, копается анапест,
И Золушка, спеша, меняет свой наряд.
"

Интересно, и откуда Пастернак, мог знать...:-D

Рихард Мор 2   07.09.2015 12:33     Заявить о нарушении
4
"Но возможны и более сложные сочетания – когда строфы слагаются из строчек разного строения:

В снегах глубоких, видишь, стоит весь бел
Соракт. Насилу могут леса сдержать
Свой груз тяжелый, и потоки
Скованы прочно морозом крепким (Гораций, ода I, 9, пер. С.Шервинского)

Это алкеева строфа. Вот её строение:

-+-+-//+--+--
-+-+-//+--+--
-+-+-+-+-
+--+--+-+-

В первых двух строчках – полустишие ямба сменяется после цезуры полустишием дактиля. Третья строка – ямб. В четвертой строке сначала два дактиля, потом два хорея. Такой тип логаэда называют строчным.
"

4
Та же самая история, -- ВЕСЬ БЕЛ, СДЕРЖАТЬ, это по Антиквару неударные придатки; где первый, принадлежит -- глаголу СТОИТ, а второй -- существительному ЛЕСА. А чё, прикольно:

СТОИТ_весь_бел -- о1оо !!!

ЛЕСА_сдержать -- о1оо !!!

Как же загадочно устроен ваш мозг, уважаемый Антиквар.

И ещё. Это ни в коей мере не строчный Логаэд, а -- СТРОФНЫЙ.

5
"Ещё один тип античной логаэдической строфы:

Звезды близ прекрасной луны тотчас же
Весь теряют яркий свой блеск, едва лишь
Над землей она, серебром сияя,
Полная, встанет (Сапфо, фрагмент 34, пер. В.Вересаева)

Это сапфическая строфа:

+-+-+--+-+-
+-+-+--+-+-
+-+-+--+-+-
+--+-

Первые три строки состоят из: первых полустиший (хорей), и вторых полустиший (анапест + амфибрахий). Они могут разделяться цезурой, но не всегда. Четвертая строка – так называемый адоний – сочетание дактиля и хорея.
"

5
Да, блин. Неудачные две первые строки. Но это ли главное? Когда вы, даже скатать толком не смогли! С каких это пор, такое загадочное определение Сапфо? Ах, ну да. Но всё равно. Какой нахер "анапест + амфибрахий"?! Впрочем, смеюсь, ну давайте сложим:

Анапест оо1 + Амфибрахий о1о = З-стопный Хорей оо1о1о -- 00 1о 1о -- если быть точнее, его вторая форма. Простая математика, -- для дошкольников. Но ещё раз. Будем складывать теперь Дактиль и Хорей:

1оо + 1о = 1оо1о -- шо это? -- не 2-стопный ли Дактиль с женским окончанием? Уважаемый Антиквар, -- детский сад! А если бы Адоний был бы Хореем и Амфибрахием, -- Вздрогнув волшебно -- 1о о1о -- вы бы так и говорили: Хорей и Амфибрахий? Вай, вай, вай. Смеюсь. Потому что: "Умер Адоний" это и есть метрическая вариация Д2ж в виде Хорея и Амфибрахия. Интересно, а древние метрики различали Стопу и Метр?

Итак, первая полноударная форма Сапфо, это (и первая метрическая вариация): Хорей+Хорей+Дактиль+Хорей+Хорей -- 1о 1о 1оо 1о 1о :

Богу равным кажется счастье близко

Хотя, кто-то может сказать, что эта строчка принадлежит первой метрической вариации второй формы Сапфического метра: Пиррихий+Х+Д+Х+Х -- 00 1о 1оо 1о 1о -- и, возможно будет прав:

Богоравным кажется счастье близко

P.S.
"
Античные логаэды не смогли прижиться в русской поэзии, прежде всего в силу сложности своего ритмического рисунка. непривычного русскому читателю. Тем не менее, русские поэты все же писали, и достаточно часто, логаэдами. Но – уже не античными. О русских логаэдах я расскажу в следующий раз.
"

P.S.
Ну шо ж, послухаем.

Рихард Мор 2   07.09.2015 12:37   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Антиквар
Перейти к списку рецензий, написанных автором Рихард Мор 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.09.2015