Рецензия на «Античные логаэды» (Антиквар)
1 "...ямб или анапест состоят в идеале только из ямбических и анапестовых стоп,. к которым могу{Т ЧТО ДЕЛАТЬ?}присоединятся подобные стопы, например, пиррихий в ямбе. " 1 По-гунгански сказано. Кто куда может присоединяться? Ямб к Анапесту или Анапест к Ямбу? Или вы говорите о Метрах, -- Ямбе и Анапесте? Где, например, в Ямбе первая полноударная форма измеряется только двухсложной стопой Ямба -- о1; остальные же формы Ямба, -- пиррихийные, следовательно, для измерения Метра, в помощь к двухсложной стопе Ямба присоединяется двухсложная стопа Пиррихий -- 00 . 2 "Но уже в античную эпоху поэты обнаружили интереснейшую возможность составлять стихи из разнородных стоп – когда в стихе сочетаются двух- и трехсложные стопы, иногда три или четыре разных типа стоп в одном стихе. Цель такого «синтеза» стоп – добиться особенного ритма стиха или строфы. " 2 Логаэды, (если отталкиваться от Метра и вас*) это синтез* двухсложных и трёхсложных стоп. -- Хорея и Дактиля (и наоборот Д. и Х.); и, -- Ямба и Анапеста. Следовательно, в Логаэдах присутствует та же замечательная тенденция, как, например, в Ямбе с Пиррихиями и Спондеями -- 11; или в Анапесте с Амфимакрами -- 1о_1, Кретиками -- 1_о1, Бакхиями -- о11 и Трибрахиями -- 000. Главное, понять, где что. Например, 5-стопный Ямбо-анапест с Пиррихием третьей стопы: " Летают Валькирии, поют смычки - Громоздкая опера к концу идёт. " (О. Мандельштам) МЕТРИЧЕСКАЯ СХЕМКА: о1о о1оо о1 о1 о1оо 1оо о1 о1 СТОПНАЯ СХЕМКА: о1 оо1 00 о1 о1 о1 оо1 00 о1 о1 5-стопный Ямбо-анапест с Трибрахием третьей стопы: Летают Валькирии, ГДЕ поют смычки - АНТИЧНЫЕ ПРОПОВЕДИ В ТВОИХ ГЛАЗАХ. МЕТРИЧЕСКАЯ СХЕМКА: о1о о1оо 0_о1 о1 о1оо 1ооо о1 о1 СТОПНАЯ СХЕМКА: о1 оо1 000 о1 о1 о1 оо1 000 о1 о1 И это элементарно, уважаемый Антиквар. 3 " Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся, Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой Не разрушат его, не сокрушит и ряд Нескончаемых лет – время бегущее… (Гораций, ода III, 30, пер. С.Шервинского). Это так называемый «асклепиадов стих». Строение его следующее (- безударный, + ударный слог, // цезура): --+--+//+--+-- Это выглядит как сочетание двух полустиший – первое анапестическое, второе дактилическое. При этом первый безударный слог может заменяться ударным, возможны и иные сверхсхемные ударения, как в обычном трехсложнике. Такой тип логаэда, в котором каждая строка по существу имеет одинаковое строение, называют стопным логаэдом. " 3 Браво! СОЗДАЛ памятник я<?, бронзы литой ПРОЧНЕЙ, ЦАРСТВЕННЫХ пирамид выше поднявшийся, Слово ПРОЧНЕЙ для вас безударно? А слово ЦАРСТВЕННЫХ с двумя ударами читается? И так далее. Схемку чертить не буду. Лень. Думаю и так понятно, что ваши слова, это откровенная лажа. Если нет, то пожалуйста:-D: http://www.stihi.ru/2015/08/31/6181 здесь про Асклепиады. А вообще, забавно, вы для кого такой пример меньшего Асклепиада приводили, для дурачков? Хм, похоже на то, -- если взглянуть на рецензии. Да, блин, наши уважаемые господа поэты и поэтки схавают всё что угодно, лишь бы им в рот красиво положили. Впрочем, уважаемый Антиквар, от этого, ваша теоретическая безграмотность или халатность -- на выбор -- не стала призрачней. С Асклепиада меньшего она у вас только начинается... Но, в любом случае, за этот Асклепиад вам респект! P.S. " Наследственность и смерть – застольцы наших трапез И тихою зарей, – верхи дерев горят – В сухарнице, как мышь, копается анапест, И Золушка, спеша, меняет свой наряд. " Интересно, и откуда Пастернак, мог знать...:-D Рихард Мор 2 07.09.2015 12:33 Заявить о нарушении
4
"Но возможны и более сложные сочетания – когда строфы слагаются из строчек разного строения: В снегах глубоких, видишь, стоит весь бел Соракт. Насилу могут леса сдержать Свой груз тяжелый, и потоки Скованы прочно морозом крепким (Гораций, ода I, 9, пер. С.Шервинского) Это алкеева строфа. Вот её строение: -+-+-//+--+-- -+-+-//+--+-- -+-+-+-+- +--+--+-+- В первых двух строчках – полустишие ямба сменяется после цезуры полустишием дактиля. Третья строка – ямб. В четвертой строке сначала два дактиля, потом два хорея. Такой тип логаэда называют строчным. " 4 Та же самая история, -- ВЕСЬ БЕЛ, СДЕРЖАТЬ, это по Антиквару неударные придатки; где первый, принадлежит -- глаголу СТОИТ, а второй -- существительному ЛЕСА. А чё, прикольно: СТОИТ_весь_бел -- о1оо !!! ЛЕСА_сдержать -- о1оо !!! Как же загадочно устроен ваш мозг, уважаемый Антиквар. И ещё. Это ни в коей мере не строчный Логаэд, а -- СТРОФНЫЙ. 5 "Ещё один тип античной логаэдической строфы: Звезды близ прекрасной луны тотчас же Весь теряют яркий свой блеск, едва лишь Над землей она, серебром сияя, Полная, встанет (Сапфо, фрагмент 34, пер. В.Вересаева) Это сапфическая строфа: +-+-+--+-+- +-+-+--+-+- +-+-+--+-+- +--+- Первые три строки состоят из: первых полустиший (хорей), и вторых полустиший (анапест + амфибрахий). Они могут разделяться цезурой, но не всегда. Четвертая строка – так называемый адоний – сочетание дактиля и хорея. " 5 Да, блин. Неудачные две первые строки. Но это ли главное? Когда вы, даже скатать толком не смогли! С каких это пор, такое загадочное определение Сапфо? Ах, ну да. Но всё равно. Какой нахер "анапест + амфибрахий"?! Впрочем, смеюсь, ну давайте сложим: Анапест оо1 + Амфибрахий о1о = З-стопный Хорей оо1о1о -- 00 1о 1о -- если быть точнее, его вторая форма. Простая математика, -- для дошкольников. Но ещё раз. Будем складывать теперь Дактиль и Хорей: 1оо + 1о = 1оо1о -- шо это? -- не 2-стопный ли Дактиль с женским окончанием? Уважаемый Антиквар, -- детский сад! А если бы Адоний был бы Хореем и Амфибрахием, -- Вздрогнув волшебно -- 1о о1о -- вы бы так и говорили: Хорей и Амфибрахий? Вай, вай, вай. Смеюсь. Потому что: "Умер Адоний" это и есть метрическая вариация Д2ж в виде Хорея и Амфибрахия. Интересно, а древние метрики различали Стопу и Метр? Итак, первая полноударная форма Сапфо, это (и первая метрическая вариация): Хорей+Хорей+Дактиль+Хорей+Хорей -- 1о 1о 1оо 1о 1о : Богу равным кажется счастье близко Хотя, кто-то может сказать, что эта строчка принадлежит первой метрической вариации второй формы Сапфического метра: Пиррихий+Х+Д+Х+Х -- 00 1о 1оо 1о 1о -- и, возможно будет прав: Богоравным кажется счастье близко P.S. " Античные логаэды не смогли прижиться в русской поэзии, прежде всего в силу сложности своего ритмического рисунка. непривычного русскому читателю. Тем не менее, русские поэты все же писали, и достаточно часто, логаэдами. Но – уже не античными. О русских логаэдах я расскажу в следующий раз. " P.S. Ну шо ж, послухаем. Рихард Мор 2 07.09.2015 12:37 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |