Комментарии члена жюри Галины Вороненко

Избушка На Седьмом Небе
Комментарии к конкурсу "Обезьяна без изьяна". На фото - шимпанзе, усыновившее двух тигрят-альбиносов, которые лишились матери во время урагана в Кении.

Итак, слово члену жюри Галине Вороненко...   

Приветствую всех участников и неизвестных мне пока членов жюри.
Прочла все стихотворения и решила всё-таки написать немного о поэзии. Я уже говорила, и не раз, что литература (и всё искусство в целом)  – это убойная штука, грубо выражаясь;: она действует на человечество сильнее, чем яд кураре. Музыка, проза, поэзия, живопись, скульптура...и ещё много всяких разностей – отображают самое сильное, что несёт в себе человек – непрерывное эмоциональное поле, которое люди, склонные к упрощениям, называют «душа» (??). То есть, каждый человек, кроме всего прочего, имеет это поле, и каждый человек, способный к творчеству, обладает эмоциональным полем различной силы, заключённой в единицу жанра: строка, мазок, звукоряд...и т.д.
А для того, чтобы всё это звучало, пело и неслось;, непременно нужно воображение! А для того, чтобы изобразить воображаемое хорошо/отлично/превосходно – нужно мастерство, которое человек приобретает в трудах и учении.  И вот тогда убойная сила искусства удесятеряется и человечество рыдает, ломает руки, впадает в транс, страстно смеётся – то есть, реагирует на то, что само и натворило.
Все, или почти все жанры, ответвления, направления, течения и прочее, искусства строят свою единицу, попросту придумывая историю – фантазируя, воображая! Без фантазии нет никакого творчества. Ведь даже простой репортаж с места события, который требует сухого перечня фактов, должен иметь живительную струю личного ощущения, эмоциональную окраску, иначе не будет картинки. Не так ли?
...он пришёл, снял ботинки, поел, лёг спать, проснулся, пошёл на работу....- очень интересно, правда? ;
Я много прочитала именно таких, «фактических»,  стихотворений, заявленных на этот милый, пушистый конкурс. К сожалению.  Не обижайтесь, но каждое отмечу (в фактическом смысле;). Ну и помните, что моё мнение – это лишь мнение, не претендующее на истину;.
Судила по десятибалльной системе, основным показателем качества стихотворения считая мастерство, которое включает в себя и технику, и фантазию.

Ну, поехали.

№1. Грустный малыш. http://www.stihi.ru/2012/02/27/8224

Второе двустишие автор заканчивает словами:
 ...все бегут, как от огня....,
   далее (третье двустишие)
 – брат мой чёрный и сестра и всей стаи детвора.....
Четвёртое:
   и вожак наш мудрый чёрен...  ----- следуя логике второго двустишия, понятно, что «все бегут» : и брат, и сестра....  Переходя к четвёртому двустишию, понимаешь, что, оказывается, «все» черны, как гуталин – и брат, и сестра, и вожак...:) Тогда возникает вопрос: а почему все бегут, как от огня? Если все черны. Нет, конечно, я понимаю, что «круг»  может быть составлен не только из представителей обезьянньего отряда.
Очень много вопросов и непоняток.
Дети и задумываться не станут – просто не поймут, а родители недоумённо вздёрнут брови и больше это своему ребёнку читать не станут.
Второе двустишие: все бегут, как от огня
Третье: и всей стаи детвора  ---- неоправданные повторы, в соседних двустишиях... причём принадлежащие одной части речи, слова-затычки, мусор, одним словом;
Четвёртое двустишие: мне твердят: «Ты чем-то болен» --- твердятты – фонетика.
Финальные строчки  - хорошо. И неожиданность в появлении солнечного луча, и цветность изображения радуют.

Итог: 4 балла.

№2. Тоска по маме. http://stihi.ru/2012/02/20/1417 

Слабо. Мамочка в Голливуде, детёныш тоскует – вполне реальная история, вполне обычная – это я о воображении. То есть, ничего особенного.
Строчка ...ма'мочка – звезда моя... ---- стихотворение написано анапестом, «мамочка» увела в дактиль на минуточку, ошибка. 
Союзы не «союзят» стиллистически: так и просится –
НО смыкаются ресницы, от луны волшебный свет.
обезьянке мама снится И с экрана шлёт привет....

Итог: 4 балла.

№3. Восхитительные крошки. http://www.stihi.ru/2012/02/22/1549

Стихотворение написно анапестом, а первое же слово «чёртики» прыгает в дактиль. Такой удар по ушам. Ошибка.
Фраза  «вот такой имеют ростик» - а какой? Ну, умный родитель, конечно, покажет...и картинка при деле, а если ни того, ни другого?
И тут же: «воттакой» - фонетика.
На приветливой ладошке – хорошо, мягко, лирично.

Итог: 5 баллов.

№4. Весёлый обезьянник (подборка). http://www.stihi.ru/2012/02/28/6138

1 –...я – правитель обезьян, а иначе – просто вождь... --  тире( которого нет) даёт необходимую смысловую паузу.
 Получается, что правитель упрощается до...вождя?  Непонятная параллель.
...не грусти, мохнатый рыжик...пропущена запятая.
2- здесь  пропущен дефис...мини-обезьянка;  «нахальца» - новое слово, по-моему ничего себе слово;, игрушечное такое. !
3- вопрос немедленно: ботинки, коньки, лыжи – это к чему?  Если мохнатый рыжик грустен, то непременно от отсутствия и того, и другого, и третьего...и тут вот злая...тётка, что ли, советует ему срочно босиком побегать..раз уж ничего нет((( --  не вижу смысла в этой зарисовке.
4- Кто ты есть – фраза не из русского языка. Ты кто?- очень просто и правильно. 
5- ...папа-тигр – дефис
6- ...и на камушке лежать... – вот это четверостишие мне понравилось, всё здесь хорошо, есть игра и даже немножко философии.
7- …баловство сие потом, ну, когда поспишь и встанешь... – и «сие», и «ну» - слова-затычки;
8 -...ах, как здорово, ребята.. – запятая; ...без оскала, без испуга... – оскал и испуг – слова различных стиллистических фигур: оскал – мимическая фигура, испуг – эмоциональная.
В таком коротком эскизе мимолётное несочетание просто пугает;).
9- ...у меня ума палата! Или полный котелок? – очень хорошо.
10- неплохо. И «рыжатики» - новое слово.
11- неплохо.
Во всех четверостишиях (почти) – та или иная стиллистическая ошибка, алогичный «выкрутас»;.  Я уж не буду о «препинаках»....

Итог:  3 балла.

№5. Друг на друга мы похожи...(подборка). http://www.stihi.ru/2012/02/24/8106

1-здесь ритмический рисунок неверен.
 ---/---/-
-/---/-/
-/---/-/-
-/-/---/ 
2 и 3- вот эти -  хорошо! И юмор присутствует, и игра есть.
4-вторая и третья строчки повторяют местоимение «я».  Вобщем, можно было бы и не придираться, такой частушечный изгиб получается;.
5, 6 – неплохо. Особенно шестое.

Итог:  7 баллов.

№6. Эй! Ау! У вас же дети!  http://www.stihi.ru/2012/02/24/5435

Хорошее, немножко грустное стихотворение.  Такого задумчивого книгочея-мечтателя. И заботливого к тому же;. Ритмически хорошо: два катрена как бы прерываются укороченной стопой двустишия и получается неожиданный эффект...грустно опущенных глаз, и даже скупой слезы;.   Финал бы поярче...

Итог:  8 баллов.

№7. Компанья обезьянья (подборка). http://stihi.ru/2012/02/25/7092

В общем, неплохая, иллюстративная подборка. Милые, детские, привлекательные деталями, четверостишия (в основном).  С лёгким, необременительным чувством юмора. Не грузит, то есть.
Есть мелкие ритмические ошибки. Но в «русле» размера тем не менее.
В  «витаминке»  ...ну, а тут они растут... – «ну» явно лишнее, «цеплялка» для размера (мне уже надоело о "затычках", «палка» тоже как-то не поэтично, что ли. ;

Итог:  8 баллов.

№8. Непослушание. http://www.stihi.ru/2012/02/24/5739

Вот, пожалуйста, простая история о наказанном малыше, который что-то  натворил, остался один и грустит.  Зарифмованный репортаж.  Воображение не включилось ни разу;. Я об авторе.
Ну, мило, сердечно, жалостливо. И никакого впечатления.
Вторая и третья строчки – повторы «я».  Анапест, строка...а сестру больно дёрнул за хвостик... – а сестру --/,  больно /- ,  два ударных слога вместе, ритм мгновенно расстраивается и плачет;.
Следующая строчка ...и не взяли меня они в гости....--/--/--/-  «они» - короткое по звучанию, при прочтении проскальзывает – меняони, т.к. ударение ни на «о», ни на «и» здесь не падает в соответствии с ритмической задачей. К тому же «они» явно «затыкает» ритмический пробел, т.е. автору лень было придумывать что-то подходящее, не так ли?
Фраза...сам себе, без друзей, господин...ну, «сам себе я господин»  - идиома, или воспринимается таким образом, а вставка....без друзей....превращает идиому в неловкость.

Итог: 4 балла.

№9. Болтливые мамаши.  http://www.stihi.ru/2012/02/03/6175

Ах, какая чудесная идея! Мамаши заболтались и поменялись детьми.
Но.... "тигрёнка потом у Гориллы забыла..." – где у Гориллы? Дома, в садочке, около калитки?
Следом, Горилла абсолютно грамотно...оставила сына тигрице....
Дальше – больше: ...что обе детишек не тех разобрали.... – м-да, разобрать можно из...кучи, из множества, или на составные части, а здесь всего два детёныша и они вовсе не похожи на сборную конструкцию;.
Третий катрен:  кто видел такое: тигриный детёныш был чёрный, вертлявый шалун-обезьёныш? --- был? Он ведь только что...э-э...превратился, тогда «стал»;  и последующие две строки достаточно нелепо сконструированы.
Четвёртый катрен:  и мамаши, и тёти здесь вразнобой, мамаша-Горилла вполне в контексте, а тётка откуда? Из Бразилии?:).
Последняя строчка: опять эти две незадачливые повстречались, и опять ....как и в прошлый разок заболтались...

Итог:  5 баллов (балл накинула за идею)

№10. Обезьянки-игрунки. http://www.stihi.ru/2012/02/21/7641

Достаточно легко, ловко, ладно, игрово и...очень обычно. Если бы не последняя фраза, которая спасла всё стихотворение.
...Циркачи – такие крошки!
А арена – на ладошке.... – тире я добавила, и заменила начало последней строчки, было «их арена на ладошке».  Ситуативная необычность – вот что красит любые строчки.
Прошу прощения у автора за замены, но и паузы – любые, даже визуальные; - играют важную роль.

Итог: 8 баллов

№11. Парад обезьян  (подборка).  http://www.stihi.ru/2012/02/28/9292

Что такое красота - весьма изобразительно, фотографично даже, но последние две строки, которые должны были резюмировать картинку, запутали всё окончательно.
...дело, правда, портит зуб.
Ринг...соперник был хитёр...
Извините, я – боксёр!.... – нужно догадаться здесь, что на ринге обезьяне выбил зуб хитрый соперник; допустим, ребёнок догадлив, понял. А боксёр-то чего извиняется? За выбитый зуб, что ли?

Игрунки – неплохо, коротко, ясно, без проблем.

Курортные мытарства – вот это хорошо!  Иронично, мужественно;, и...очень смешно!

Расти-расти, витаминка – тоже весьма неплохо, гимн «царице полей», торжественно даже;.

Итог: 7 баллов.

№12.  Обезьяна в зоопарке. http://www.stihi.ru/2012/02/28/2272

Изобразительно, легко, весело, без напряжения, кинематографично: Начали! Сьёмка! Разошлись...с бананом!
...ну, а я был очень мил.. – «ну» абсолютно лишнее слово. Я бы здесь дважды повторила «очень»....я был очень, очень мил!.... – тем более, что ....улыбку подарил!:)

Итог: 8 баллов.

№13. Пилигрим. http://www.stihi.ru/2012/02/29/4195

Это моё мнение, но не люблю, когда используют ино-слова. Тем более в стихах для детей. Не вижу в этом смысла никакого.  Это не обогащает язык, напротив, обедняет его утратой оригинального, заменённого слова. И слова-заменители из другого языка теряют, и очень часто, своё первоначальное значение. С этим можно спорить, а вот бороться уже нельзя.
У автора такое слово здесь «экстрим», то есть, рискованная, опасная ситуация.
Экстрим-пилигрим – ну, конечно, рифма;.
Люблю экстрим, но если льва
Замечу где-нибудь едва, ---- едва заметив, едва увидев.. – здесь инверсия.
Я поиграю с рыжим в прятки, ---- едва заметив льва, в прятки вряд ли поиграешь;
Он не заметит даже пятки – здесь становится понятно, что герой просто убежит со всех ног,  слабо изложена основная мысль, непонятно и из-за этого не смешно...(((
 
Итог: 5 баллов.

№14. Пилигрим. http://www.stihi.ru/2012/03/01/5907

Рифма: не был-белых – очень изобретательный ассонанс! Для хорошего уха;.
...книжка с названием «стихотворенья»  явно притянута к «варенью», чего уж проще.
Вобщем, неплохо конечно. Ушёл с котомкой, поистрепался, вернулся домой, подтверждая тем самым истину: “There is no place like home!” – “Wizard of  OZ”.
Ничего нового, но мило. Технически – порядок.

Итог: 7 баллов.

№15. Обезьянки мармозетки. http://www.stihi.ru/2012/02/29/1004 

Хорошее стихотворение! Автору не откажешь  в воображении.
Передвижной мармозеточный садик; - я думаю, один раз подарив, этот изобретательный человек придумает и другие варианты транспортировки мармозеток туда-обратно, как хоббит;.   И о свинье тоже неплохо; - неожиданно и поэтому ярко!

Итог: 9+ баллов.

№16. Обезьянки (подборка). http://stihi.ru/2012/02/29/6264

Приёмыш – хорошо, такое мур-мур предложение с любовью и состраданием, несмотря на внутренний голос «Осторожно – тигры!»

А мультик перед сном? – технически хорошо и в общем неплохо...такие интернетные страдания...в пользу взрослых;.

Вождь павианов – вполне.

Весело! – хорошо! Рифмы замечательные, финал динамичный, а рифмически перенесённый акцент делает последнюю фразу упругой и звонкой. Автору браво.

Брюнетки-мармозетки – неплохо, частушечные брюнетки...или близняшкин блюз;.

«Грустно» и «Витаминки» -  короткие эпизоды, написанные умелой рукой.
У этого автора порядок с фантазией, на всех детей хватит;.

Итог: 9 баллов.

№17. Весёлые картинки. http://www.stihi.ru/rec.html?2012/03/07/18309

«Обезьянки-мармозетки» и «Горилла» - два очень хороших стихотворения.
Чудесно обыграны ситуации, очень выразительные образы, особенно мне понравились...хвостики, и в первом, и во втором стихотворении: маленькая деталь, а сколько живости и гибкости в строчках!

«Обезьянка и тигрёнок» - здесь тоже все в порядке, кроме «выступления» тигрицы. У неё, как я понимаю, попросили поиграть с её маленьким сыночком, а она ...погоди, наступит срок, тигром вырастет сынок, а захочешь поиграть – в клочья может разорвать! .... – ух ты, страшно-то как;,  и нелогично. Кто ей и что плохого сделал, что она так пугает?:))

«Павиан» - неплохая зарисовка...

Итог: 8 баллов.

№18. Горилла. http://www.stihi.ru/2012/03/13/10927

Замечательно! И фантазией блещет, и рифмой богато, и ирония достойная, и весело-смешно, и умно – детям на радость.
Абсолютно не сомневаюсь, что любой ребёнок захочет перечитать это прелестное стихотворение еще и еще раз.
Умные вещи работают на любом уровне.
Автору – браво десять раз.

Итог: 10+ баллов.

№19. Грустно. http://www.stihi.ru/2012/03/17/4256
Считалочка - ловко, ритмично, грустно...и совершенно обыкновенно. Ну, постоял, погрустил, пошёл искать...??

Итог: 6 баллов.

№20. Гости из Бразилии. http://www.stihi.ru/2012/03/18/7088

Хорошо, задорно. Вторая строфа, где дед Федот, хороша: дед, как дерево... сказочно, ловко, с ассоциацией Бредбери – гибкий образ.
История опять же, то есть, выдумка, полёт шмеля, зной души;.

Итог: 10 баллов.

№21. Подборка СОНС (подборка). Светлана Сон, ссылки нет.

Сомнения гориллы-вожака – башковитая горилла – это дивно, это уже игра: башка вроде бы и есть на самом деле, а вот и нет её;. Сюр такой мохнатый;.

Рыжие мармозетки – забавная история, «красочный заплыв» называется;.  Изобразительно, динамично и ...ласково: финальный катрен дышит добром и лучится маминой улыбкой. Очень хорошо!

Итог: 10 баллов.

№22. Витаминки. http://www.stihi.ru/2012/02/24/8106

Первый катрен, последняя строчка: ...много витаминков. Я понимаю, что это...спец-эффект, но не для детей. Для детей нужно писать супер-грамотно, не искажая слова. Детки и сами умеют играть в «подражалки»;.
В остальном – милая история. Неожиданное чудо – внезапная травинка. Не хватает яркости и динамики, чтобы это чудо ощутить. Технически – порядок.

Итог: 8 баллов.

№23. Совсем не виноват. http://www.stihi.ru/2012/02/23/9100

Живая картинка с замедленным действием – предметы разбиваются медленно и со вкусом;.
Резюме: хоть это стихотворение-извинение, финал достойный, гордый такой финал. И образ ярко рисуется. Вот тот самый случай, когда настроение ощущаешь мгновенно и через эмоциональный заряд строчек возникает картинка.
Знаки препинания – внимательнее и экспрессивнее;
Да я совсем не виноват!
Играл, как маленький примат –
Подпрыгнул раз...четыре раза,
...................................
Нет, я не глупая мартышка! ----- воскл. знаки и тире добавила. Плюс одна запятая(((

Итог: 8+ баллов.

№24. Подборка ТК (подборка). http://www.stihi.ru/2012/02/24/800

Невнятно, неубедительно. Есть же такие строки, где всё вроде правильно, но ни одного впечатления. Рифмически очень слабо.

Итог: 5 баллов.

Всем авторам – спасибо за участие!
Мне теперь эти мармозетки сниться будут по ночам;).