Кв. отчёт. Весна. Обзор Тейта Эша

Временные Хроники
В качестве предисловия хочу сказать, что ни одна работа из моего шорт-листа в предлагаемый финальный список не вошла. Видимо, мое восприятие поэзии очень далеко от мнения народа :)
Хорошо это или плохо - покажет время, а пока что перечитаю предложенные стихи еще раз.



1. Ольга Хворост  Если вдруг...
http://www.stihi.ru/2014/05/28/4004

Вот казалось бы: и рифмы есть интересные, и написано ровненько, и сюжет читается, а все равно не трогает. И вот почему.
Чем ровнее стихотворение, тем точнее приходится автору быть в мелочах.
Я (как читатель) могу простить некоторые логические нестыковки с жизнью, смертью и вечностью, но есть 2 момента, которые сильно смущают:

«Я тебя на пристани дождусь.»
С какой стороны реки? Если переправа состоялась, то вода из реки уже героиней выпита, барышня теряет память, и весь сюжет рассыпается.
Если героиня ждет любимого на пристани ДО переправы - становится гораздо интереснее, и история вдруг обретает неожиданный смысл. Но этот вариант совсем не проработан, а зря. Вести-то из-за реки могут быть с любой стороны.

Разбираемся дальше: зачем рождаться заново, если все хорошо, и ЛГ живет с любимым так, как им обоим хочется? По первому варианту - сюжет рассыпается. По второму - опять же, получается неплохая интрига (например, Харон мешает, или еще какие негоразды). Но тоже вариант не проработан.

Еще из мелочей: на мой взгляд, средина затянута, и не везде удачная звукопись (в максимально простом по форме тексте она должна быть идеальна).



2. Валентина Калёва "В ожидании чуда"
http://www.stihi.ru/2014/05/31/2893

Очень и очень затянуто. Среди вороха штампованных красивостей теряется и сюжет, и авторский замысел, и (мой) читательский интерес.

«Достала лист из тоненькой стопы,»
Это, видимо, была попытка словотворчества по аналогии тропка-тропа?
Тогда «тоненькая» - автоматически отсылает к стопке листов.
Но даже если изменить прилагательное - в данном случае получилось довольно комично.

«Чудес вокруг - сплошная карусель!
Она находит их буквально всюду:» (она - карусель, змейка, ива, полутень, ЛГ?)

Небрежная рифмовка (собирать - парад и т.д.)

Сбой по времени:
подснежники цветут в марте-апреле,
журавли прилетают в апреле,
а вот бабочки появляются в мае-июне.

Последняя строфа, на мой взгляд, вставлена сюда из другого сюжета.



3. Владимир Сорочкин "Пусть холодная тень..." 
http://www.stihi.ru/2014/05/12/5005

Образов много, состояние передать удалось, но сюжет остался загадкой.
У меня ощущение, что какого-то фрагмента не хватает, поскольку герой то вспоминает, то забыл, то опять вспоминает. И эти изменения ничем не подкреплены. 

Но вот что мне не нравится основательно - если переставить строфы местами, ничего кардинально не меняется. Получился такой стиш-состояние, вещь в себе.

Остальное - царапины в звукописи, некоторые штампы и прочие погрешности этот автор вполне в состоянии отловить и искоренить самостоятельно.



4. Светлана Моисеева 5 Юсе
http://www.stihi.ru/2014/03/28/2060

Простенькое стихотворение о потере. Что порадовало - нет излишнего нагнетания кошмарности, за что автору большой плюс.
Мне нравится, что все повествование вертится вокруг воздуха, еще больше отстраняясь от случившейся трагедии.

«Февральская метель ломилась в дом.
Нам воздуха обеим не хватало -»   (нам: ЛГ и метели? Или ЛГ и Юсе?)

«Уже весна. И воздух тёплым морем
Спешит восполнить зимний дефицит -»
Слегка нарушена логика повествования: зимой воздуха было предостаточно - за окном.

При таком построении фраз мне мешает разбивка. В качестве альтернативы видится следующий вариант:

«В тот день, когда ты молча умирала,
Февральская метель ломилась в дом.
Нам воздуха обеим не хватало -
А воздух бесновался за окном,
Потоки снега скручивал в спирали,
Вертел свои кривые зеркала...

Я плакала: мы обе - умирали,
Но я осталась здесь. А ты - ушла.»


(5)



6. Касатка Тата "Дачный сезон" 
http://www.stihi.ru/2014/05/28/11004

Есть слова, выпадающие из стилистики: если шажочки, избушка, пичужки - то лесок уж никак не близлежащий.

По поводу пасторальности, умиления и всяческой описательности мы с автором уже беседовали. Если констатировать факт, что «я с полным блаженством вдыхаю пейзаж пасторальный» - эмоции не передаются. Когда чувство названо, оно автоматически обесценивается. И мозг начинает задавать ненужные вопросы (например, бывает ли пустое блаженство?).

Ошибки (стелить, но: небо стелет).

Можно долго копаться в отдельных моментах, но основная проблема этого текста (на мой взгляд) именно в своеобразном акынстве. Есть слова, буквы, даже кое-как просматривается идея, но количество приятностей, умилительностей и прочей гламурной патоки просто зашкаливает.
И штампы, штампы, штампы...

Из хороших моментов - пожалуй, только цветочный желток. 



7. Фрида Полак. Любовь великого Маэстро.
http://www.stihi.ru/2014/04/03/3689

У меня создается впечатление, что это википедия: очень много данных, и крайне мало автора. Стихотворение излишне затянуто, сплошные штампы...
К сожалению, кроме неплохой идеи я здесь ничего интересного для себя не вижу.

«О той Любви почти свидетельств нет,
На дне души хранил он эту тайну,» - вовсе не факт, что именно из-за попытки неразглашения. Свидетельства могли не сохраниться по совершенно другим причинам - утерянные письма, сгоревшие документы и т.д.

Почему «Любви» - с большой буквы? Чем эта любовь так уж сильно отличается от сотен и тысяч других?
Опять же, почему Маэстро - с большой буквы? Он настолько значительнее других великих музыкантов?
То же касается и Музы: это какая-то особенная муза?

«Паучьи пальцы цепко держат гриф,
Мир подчинён его волшебной силе. (силе грифа? Ну, допустим...)
Какие женщины его любили,» (опять же, любили гриф?)
В следующей строфе ситуация аналогична...

«Подобен дьяволу – то пламя, то мороз.» - это точно характеристика дьявола?

«Он звал Паолу дьявольской игрой!» - двойственность прочтения:
Он называл Паолу игрой - или он звал Паолу, играя на скрипке?

«Чей феномен не познан и поныне, –» - опять же, вопрос весьма спорный. Произведения Паганини на мировых сценах сейчас прекрасно исполняются.



8. Вера Да Юра Опять внезапно наступило лето
http://www.stihi.ru/2014/05/30/4238

Улыбаться я начинаю уже с названия: «Опять внезапно наступило лето».
Почти лозунг наших теплосетей (с той лишь разницей, что у них каждый год внезапно наступает зима).
Это, конечно, была бы шутка, если бы не одно но: называть стихи, копируя в название первую строчку - дурной тон. Да, так поступали и классики, но даже в пушкинские времена никто не отменял название в виде трех звездочек, если уж лень придумывать что-то уникальное. Этот ляп вошел в литературу благодаря редакторам, которым надо было как-то разделить сотни «трехзвездочных» стихов в оглавлении. В лучшем случае - ставили *** (и первую строчку в скобках), в худшем - первую строчку указывали в качестве названия.
Но вот какая штука... Название - очень важный рабочий инструмент, который иногда может полностью изменить смысл стихотворения. И это лицо текста. Было бы странно, если бы в ресторане посетителю дважды подряд подавали суп.
Это не ошибка, но царапина, которая (для меня) существенно снижает ценность работы в целом.

«Пьянеть от солнца, воздуха и сока,
не думать о приличиях и сроках,
идти сквозь взгляды, словно на таран.» - а весной этого всего нельзя? Следующих строк это тоже касается.

«Сменить одежды  надоевший кокон
на невесомый пёстрый сарафан.»
Что хотел сказать автор? Сменить тяжелую зимнюю одежду на легенькую летнюю? Но сарафан - тоже одежда.

Концовка не сработала, потому что идея стиша избита донельзя, а подобная реализация ничего нового в этой теме не открыла.
И финальный штамп - стылые ветра - тому подтверждение.



9. Людмила Нижегородцева.  Может, совершенно неслучайно?.. 
http://www.stihi.ru/2014/04/28/9550

На первый взгляд, интересный метафорический текст. Но есть некоторые неточности.

«на границе светлого на чёрном,» - все-таки, на границе светлого и черного

Гравюра максимально подчеркнула бы морщины земли (являющиеся, как раз, чередованием светлого и темного).

Разбираемся дальше:
Почему дождик, даже замерзающий, сделал мир черно-белой гравюрой?

Как дождик может во что-то вырядить корягу? Разве только в нечто водяное или кАпельное, но уж никак не в медвежонка.

И опять же, штампы и штампы...

С непокоем звезд - несмотря на некоторые сомнения, все-таки да. 



10. Маргарита Шушкова Фазановое 
http://www.stihi.ru/2014/03/22/9169

фазанУ - зачем так ударения ломать-то?
Хотя, сама по себе идея первой строки мне нравится: появляется двойственность прочтения («кесарю - кесарево» и «фазану безразлично». Но дальше ни одну из этих идей никак не раскрыта.

Периодически исчезающая пунктуация.

«не ругай убогого - пожалей   (убогого - фазана, ЛГ?)
хватит зверю в логово лить елей»  (о каком звере речь? Мы, вроде, о фазане перед этим говорили...)

Поток сознания не в лучшем своем проявлении - отдельные фразы почти не связаны друг с другом по смыслу. Однако (за счет ритма) автор сумел передать некоторое настроение.

Эпиграф прекрасен :)