Обзор по летнему туру Марины Чирковой

Литературный Фестиваль Рунета
Прежде всего, спасибо всем авторам: кому за принесенную радость, кому за удивление, кому за гимнастику для ума. Выбирая из лонга, чувствовала себя сластеной, попавшей на конфетную фабрику, где делаются сорта самые разные, и попробовать стОит все. Что не исключало ни бурного возмущения от засахарившихся карамелек, ни искренних ликований от чудес «с морской солью» и другими редкостями. А пробираясь тропами в авторских мирах, старалась быть прежде всего «влюбленным читателем». Да, я действительно считаю, что яркое достоинство произведения значит неизмеримо больше, чем какой-либо (иногда даже серьезный) недостаток. Ведь именно таким образом мы выбираем в жизни, и именно поэтому проживаем небезупречные, но запоминающиеся приключения. И да, я действительно считаю, что личность автора неотъемлема от его произведений, более того, эти два мира — единое целое. Хотя бы потому что в своем изначальном намерении любое искусство — это способ преодоления внутреннего (и не только) одиночества разумных (и не слишком), способ соединения разрозненных, обретения потерянных и понимания иных. )
 
Прежде всего скажу о тех стихах, в которых как-то само собой забылась необходимость выбирать — удалось просто с интересом читать. Веря в свою читательскую правоту. А если и случилось поскрипеть — то, несмотря на сомнения, мне поверилось в правоту авторскую, и в свою способность читательски ошибаться)
 
Олег Паршев Тропою черешен http://www.stihi.ru/2015/09/23/7132
Превосходное. Настроение такое... смешливое. Бегучее, как диплодок когда он в мультике. При этом вкрапления чуть нудных рассуждений лиргероев симпатично оттеняет их же юмор, - забавно сделано, контрастно. Особенно понравились леший с ундиной. И очень хорошо смотрится неравное количество слогов в строках, как походка с горы, неровная с камня на камень, ну вот и лиргерои так идут, прием обыгран замечательно.
(А внутренний голос сказал — да нет тут ничего лишнего, это как раз тот случай, когда привнесённая красивость к месту. Так бывает, когда всё необычно и необычно красиво. И выстроено как-то удачно, естественно для состояния легкой влюбленности).
 
Ванька Бездомный Добраутречка http://www.stihi.ru/2016/05/14/1396
Прадетство — замечательное слово! Стихотворение может и не новое по сюжету, но рассказано какими-то свежими словами, интересными. Вроде об избитом, но свежо, что-то новенькое - ощущения удалось передать. Местами можно придраться, небольшим пережимом кажется второе 4-стишие, оно вообще не особенно прибавляет, только затягивает повествование и многовато красивостей, но это пустяки. А так — стих с настоящими и улыбкой, и слезкой.
(И внутренний голос подтвердил, - несмотря на некоторую рыхлость, семантически интересный текст, много находок. Нетипичное отношение к прошедшему детству.)
Кстати об авторе - та еще страничка, но, маска, я вас знаю. )
 
Светлана Стихач Переезжаем...
http://www.stihi.ru/2016/06/27/5403
Как хороша первая часть! Озорная, с воздухом и дыханием. Захватывающе, вольно, свободно. Смешливо, забавно. Богато эмоциями, едко, тонко. Трансформация героев по ходу пьесы внезапна и головокружительна. Но. На повороте ко второй части автор не справился с набранной скоростью и его опрокинуло в кювет. Что я имею в виду? Категорически не считывается изменение настроения. По тексту понимаешь что оно должно быть — но его не происходит. Развеселившись на первой части, с разгону проскакиваешь, эмоционально совершенно не зацепившись. Вместо требуемой печали раздраженно думаешь, что все серьезные причины смерти героев - расхожая штамповка, взятая автором второпях, схематично. Скомканный финал. По сравнению с лихим началом невыразительный. Но начало — истинно художественное, высококлассное.
(И внутренний голос одобрил.)
 
Игорь Брен Тотем http://www.stihi.ru/2016/05/14/4046
Не буду изобретать слова, самопроцитируюсь из недавнего Гостя сезона: «Впечатляет богатая, раскованная эрудиция автора, легко живущего в многослойности культур и дарящего нам, читателям, это свободное скольжение сквозь века и философии... К современности, которую хочется встряхнуть, точнее даже вытряхнуть из состояния сиюминутной беспечности, напомнить то, чего забывать нельзя. Аллюзии ко второй мировой очевидны, и прорастают к нам. Кукушкин сын с кровавым клювом всегда рядом.» Минус есть — все-таки чуть-чуть ребусно, стих не впадает в душу свободной рекой, смыслы его приходится «добывать» вопреки естественному читательскому желанию быть ведомым волей автора. Но, может быть — вопреки читательской лени? )
 
Липа Липовая «навеянное»
http://www.stihi.ru/2016/03/15/5654
Мусорный вьюнок настолько хорош! А с парусом юным так вообще наповал. И пусть остальное, что там происходило, весь стеклярус первой части (кстати, там прекрасная звукопись! песок, кварц), осталось для меня полнейшей загадкой — ЛГ рисовала ли (мелком)? Или костюм кроила к театральной постановке? Или ей померещились гомеровские корабли во время прогулки по берегу морскому на иноземном курорте? Нет, она наверно огород полола! Не на курорте же вьюнки выдирать.
(Внутренний голос горестно согласился — в середине слова стоят слишком плотно, воздуха нет... )
Но симпатия к концовке перевешивает. Читательская любовь состоялась, а пока автор думает, как мне объяснить про середину, буду считать ее той самой мусорной земелькой, на которой возрос тот самый вьюнок) надо ж ему за что-то держаться)
 
Елена Таганова «Крыжовник»
http://www.stihi.ru/2016/07/26/3739
Ничего себе взгляд! Способный примять камыш. Тяжелый однако, лучше не попадаться под) А серьезно говоря, хороший стих, хотя словоупотребление несколько неровное. Рядом с прекрасным «рожь щекочет облака» и совершенно чудесным дощатым прямолинейным попадаются тяжеловесности, обороты типа "нарекай", "раскрепостись"...Но, возможно, здесь это как раз необходимо, потому что все-таки в целом складывается очень приятная картинка, со своим ароматом, густым таким, дюшесовым...Да, все-таки! Если уж произносится грушОвый, зачем писать грушевый? Ну и пусть будет разговорное.
 
Юлия Долгановских «Реки, река»
http://www.stihi.ru/2016/05/01/8055
Стихотворение, приятное музыкальностью. Особенно хороши первое и 4-е четверостишия. Нежная философия, такую непременно надо было изобрести! Дышащее стихо. Хочется только усилить середину, она несколько невнятна, особенно во 2-м 4-стишии. Высокая вода придет все-таки или уйдет? Если мы перестаем слышать реку жизни, когда взрослеем (нальются силою копыта), то по идее должна уходить? Здесь хочется чтобы нить смысла привязали и натянули покрепче. Еще Гераклит и Соломон. Мне кажется, они недостаточно слились с тканью начала и концовки... выбиваются — как бы сказать - по фактуре. Река и жеребята (и жеребцы, и вода) — они живые, повторяющиеся в прошлом, настоящем и будущем, «всехние», а эти — книжные, умственные, конкретно-исторические, однократные в бытии.
 
Александр Крупинин «Фон Зон» http://www.stihi.ru/2016/04/27/8512
Девки снимают с себя гороховый суп? Эротично) Я верю в данном случае в этот способ авторского хулиганства. (То есть что это не ошибка, а преднамеренность.) Похулиганить в грамматике — да почему нет.
Не стану философствовать на тему воскрешения, оставлю это тем, для кого она небезразлична. Для меня здесь более важны изобразительная легкость, свободный рисунок образов, безбашенность даже на уровне запахов. Сосны и легкомыслия. Все мы иногда в чем-то фон Зоны (зачем отрицать очевидное) и ну и пусть. Ясно видна солнечная, небесная, летящая картинка стиха. В чем-то сродни революционному Блоку, мне это ценно. Религиозная философия? Отступила перед живописью. Кинематографом. Жаль, автор вряд ли согласится на такой обмен.
 
Мадо До «Deilephila elpenor»
http://www.stihi.ru/2016/07/18/2737
Теперь буду знать, как называется это милое страшилище) Тактильно написано. С ясным отзвуком Янссон. Чулки в резиночку и рожки подкупили. Но совершенно не поняла, зачем здесь ворон, если это о метаморфозе или о взрослении. Но может что-то забыла я...в литературных предшественниках)
 
Андрей Мартынов Слово «жили-были»
http://www.stihi.ru/2016/06/06/8434
Хорошее стихотворение. Хрестоматийный образный ряд (ливни, восток, небосвод и т.д.), возможно, уместен, указывает даже не столько на время происходящего, сколько на его явную историческую преемственность, прискорбную повторяемость... Всё соразмерно. Почти всё — чуть свербит только «запасали как чувствуя впрок» - этот тон авторского голоса выдает все тайны буквально сразу. Из-за этого никакой особенной неожиданности стих читателю не дарит, все довольно-таки ожидаемо развивается и приходит к финалу. Но все-таки финал заставляет вздохнуть. Кстати, попутное самонаблюдение: при попытке прочитать вслух пришлось интонационно «скомкать» середину, побыстрее ее проскочить, дабы избежать (неизвестно откуда возникшего) лишнего пафоса. А вот при чтении глазами он отсутствовал.
 
Ирина Рыпка «ветер колышет бороду» http://www.stihi.ru/2015/06/28/2340
С собственным голосом, как всегда у Ирины Рыпки, теплое, домашнее стихотворение. лиргероиня - фея, которой что леща потрогать, что цыплят вырастить, одинаково запросто - секрет вечной легкости-молодости. Но строка про боярышник — зачем она? И почему у черных цыплят оказался желтый пух? И чехонь, морская рыба, откуда-то вынырнула между ивняком и прудом... Сильное недоумение ума, но какая лирика!
 
Ольга Домрачева «Рождественское» http://www.stihi.ru/2016/01/01/1253
Приятный финал. Тонкий, красивый. Фарфоровое кружево, безупречное в хрупкости. Собственно, мне достаточно как читателю, для приязни, но все-таки посожалею - начало разреженное. Возможно, чуть холодноватое. Хочется более сногсшибательных слов. Закруживание в объятиях? Только если почувствовать, а не просто назвать! Но нет, все приемы аккуратные, но ожидаемые. Сознание не переворачивается, как шарик с «метелью», а хорошо бы. И сам шарик хотелось бы видеть почетче.
 
Юрий Октябрёв «Теория постоянства» http://www.stihi.ru/2016/06/15/8943
Симпатичное стихо. Первые 4 строки, правда, не приглянулись и ни о чем интересном мне не поведали, но дальше покатилось улыбчиво и легко. Рубчик вельвета очень тактильный. Использование детства как отправной точки конечно тривиально, но в данном случае, подкрепленное интонационной лёгкостью, срабатывает. Есть-есть что-то здесь, теплое.
 
Светлана Илларионова «Верхоленье. 3. Таёжное» 
http://www.stihi.ru/2015/12/10/8693
Неуклюжая речь, но искренняя. Да и не везде неуклюжая, так, местами... Ельник-то как глядел - ! В общем, что-то тут тоже есть. Без этого стихотворения буду скучать сердцем)
 
То есть это был шорт-лист.
Далее в порядке следования в лонг-листе — остальные «дорожные впечатления», точнее те из них, которые отстоялись в слова. Те произведения, о которых захотелось сказать, возможно поспорить. Или где мимо проскользнуть не удалось).
 
Bor G «Явление» http://www.stihi.ru/2008/02/07/1479
Сюжет построен на смысловом перевороте — женщины из прошлого лиргероя, явившиеся к нему в первой части, в последней оказываются не совсем теми, кем казались вначале. Как «юные и взрослые забавы» это хорошо. Написано технично. И тут я задам крамольный вопрос: хорошо ли это? Казалось бы, ответ очевиден, - прекрасно. Тогда - почему раздражает? А раздражение есть, и оно не мимолетно. В чем причина? Наверное, дело в том, что и этой техникой, и по эмоционально-образному ряду стих чрезвычайно вторичен. Некий уже бывавший (у Бродского ли, у его ли последователей) декаданс, со всей чуть нарочитой атрибутикой неудач, и разорения, и агрессивного перекладывания вины на окружающее. И авторский тон - стихотворение, которое явно пришло чтобы нравиться. Это само по себе настораживает, а уж размноженное в тысячах аналогов...
А тут еще и финал, скажу без обиняков (видимо набравшись грубоватого прямодушия от лг) — сдулся. Суета с цифрами вокруг праха разочаровывает. Если урна и прах в ней предъявлены, дата УЖЕ не важна и не важно кто проставит — от этого ничего не изменится. А между тем весь пафос явно на то, чтоб лг сам решил. Было бы эффектнее просто предъявить лиргерою — на, мол, бери и делай что хочешь.
(А внутренний голос, соглашаясь со сказанным про вторичность, добавил - Написано гладко, но это единственное достоинство. Скрыть явное равнодушие автора, передающееся воздушно-буквенным путем читателю, не удастся. Много стихов (очень много) написанных для «побряцать инструментарием».)
 
Strega «Нежность»  http://www.stihi.ru/2015/07/21/8533
Есть неплохие места — первое 4-стишие, и курица с золотым яйцом, бомба-тайна. Но даже и здесь, и вообще по всему стихотворению словоупотребление очень вторично. Замки, Монте-Кристо, вечные каторжники, тайные мечты, вечерние колокола... все эти слова не кажутся мне единственно возможными и говорящими сколько-нибудь неповторимо-авторское.
Не очень четко видна и основная авторская мысль. Если это о восхищении красотой, то странно что не сказано почти ничего, дающего ее почувствовать. Если же главная авторская придумка - отрыв понятия нежности от объекта ее «приложения» в самостоятельное существование - этот мотив выглядит искусственно, если цвет отдельно от предмета можно представить, то человеческое чувство не существует вне его носителя, таково уж свойство чувств.
 
Агата Бахрушина "Огниво" http://www.stihi.ru/2016/04/03/11152
Продолжение сказки про огниво... Вообще, желание продолжать сказки, развивать сюжеты, достаточно естественное. Этот текст сам по себе неплох, хотя и мешают проникнуться слова «кризис» и «жажду», выламываются чужеродными вкраплениями. Но главное - если рассматривать в контексте первоисточника, мешает общая недостоверность...не было в исходной сказке зародыша всего того, что изложено здесь. Мир детских сказок не плесневеет, это его основное свойство и отличие от мира сказок взрослых. И собаки с теми феноменальными глазами — бессмертны по определению.
 
Алекс Трудлер «болиголов» http://www.stihi.ru/2016/02/11/5126
К стихам Алекса Трудлера у меня не бывает среднего отношения — либо сильно нравятся, либо сильно не. Здесь, к сожалению, второе. Решительно не понимаю, чем болиголов лучше черемух и ванили и прочих? Чем тимьян лучше левкоя, что надо одно за другое выдавать?
“в белом плаще с подбоем 
ловит слова туман, 
пахнет туман левкоем, 
выданным за тимьян.» - зачем два раза повторяется туман?
Но первое и четвертое четверостишия хороши.
 
Беликов 2 до утра http://www.stihi.ru/2016/04/07/568
Стихи о стихах, о творчестве — тема, почти обреченная на вторичность. Удается, когда это только повод поговорить о другом, бОльшем, когда оттолкнувшись от этой темы, автор идет куда-то дальше. Здесь все осталось там где и началось, канцер от курения, агнцы, в том числе и молчащие ягнята, Лета, ключи от рая...все это уже очень бывало. Хотя технически стих выполнен на высоком уровне. Техникой тут можно любоваться на всем протяжении, особенно хорошо финал выведен - недрогнувшим пером, соразмерно. Разве что хтонический-хронический, созвучие подобрано, но не раскрыто, а по идее надо бы, само по себе оно ведь не говорящее.
 
Владимир Цюпин «Горошина» http://www.stihi.ru/2016/05/19/7842
Кто не пожалеет плачущую старуху. Смущает не сама эмоция, но предсказуемость ее возникновения и запрограммированное отсутствие в ней других оттенков печали, неожиданных для читателя. Остальные строки показались совсем искусственными - написаны неловко и многословно. Расхожесть образов едва ли не на уровне радио «Шансон», перечислять не буду, в каждой строке. Кстати, о «Шансоне». Иногда из тех вещей такая энергетика прет, закачаешься! Навскидку: “...Ты танцуешь, а юбка летает, голова улеглась на погон...”) Если бы в данном стихе была хоть доля того, разговор был бы совсем другим.
 
Дмитрий Близнюк «рассвет точка нет» http://www.stihi.ru/2016/06/02/7971
Невозможно не рассмеяться. Чистая автопародия, перебор и со смелостью сравнения (обмочившийся щенок), и с явно нарочитой этой самой смелостью. Стихи Дмитрия Близнюка всегда интересны, но этот! Показался поспешным. Сравнения хороши, если они глубоки и раскрывают что-то новое о природе вещей, а здесь увы не так, слишком прямолинейно и где-то даже плоско. Разве что «перебегая автотрассу», да, это верное чувство говорящего что-то резкое и внутри себя вздрагивающего от собственных слов. (вот сейчас я резкое скажу) Убить словами - очень странно что эта давно известная конструкция преподносится как изобретенная впервые.
(А внутренний голос, не возразив по уже озвученным претензиям, добавил - зачем ему такое количество "как" в текстах с отсутствующими аллитерациями, темпом и созвучиями? Неуклюже с точки зрения владения языком. Что до сравнений: всё можно сравнить со всем — а цель? Хотя во многих других стихотворениях Дмитрия хоть один-два образа, а застревают в памяти! )
 
Дмитрий Шунин «Пальто» http://stihi.ru/2016/06/25/4555
Теплое стихотворение, хотя намешано... И штампов, и фонетически плохого... Но внутреннее детство все-таки нес в себе автор. В предложенном ключе мне с удовольствием вспомнился трогательный Анатолий Чиков — «сегодня в семь повесилось пальто, я знаю, горю не помочь словами...» http://www.stihi.ru/2010/10/01/223
 
Евгений Овсянников «Лозоходцы» http://www.stihi.ru/2015/08/15/8395
Вувузелы!.. Какое слово. Остальной гербарий мне показался пересушенным. Хочется повторить почти то же, что сказала Беликову, разве что еще попенять — в 1-м и 2-м четверостишиях безличные конструкции, а в 3-м и 4-м автор от них отказывается, но при этом остальная структура предложения сохраняется. Это приводит к сбою восприятия, и явно не хватает ритмических пауз после «былая» и «столетним», оба раза слово склеивается в одно словосочетание с последующим. Последние две строки не кажутся удачными, слишком выспренно. Да и матерная сказка нетипичная все-таки вещь, не настолько часто встречающаяся как высокое слово) Предупреждая возражения: да, я в курсе о былинах, записанных со слов рассказчиков из народа, со всеми «неглянцевыми» выражениями, но былина и сказка все-таки разные вещи)
 
Зиновий Антонов «не с тобой» http://www.stihi.ru/2016/03/22/11077
Какое ударное начало! Мне нравится такая решимость) но не усмехнуться не могу) Далее по тексту...Не знаю, было ли так задумано, но явно чем дальше тем больше лиргерой забывал о лиргероине...литература отвоевывала свои права. В принципе, хочется одобрить это стихотворение. Энергетика есть, немного книжная но есть. Финальный опенок хорош. Но все же нельзя строить стих на одном начальном аккорде, в целом текст рыхлый, с провалами. Если убрать банальности про летающие сердца и струнный шепот, и поддать жару еще пару раз по ходу, было бы много лучше.
 
Криптоним "Мне с тобой удивительно баден-баден" http://www.stihi.ru/2016/03/18/8199 
Что такое «баден-баден» в данном контексте, не очень ясно. То есть могу напрячь память и додуматься, но не стану этого делать, потому что не хочу видеть очередной «культурно-исторический» штамп. Предлагаю другую трактовку - например на ногах туфли фирмы Баден. Две туфли — баден-баден.) Кроме того, первое и второе четверостишия слишком разнятся по настроению, не соединяются в целое. В стихотворении нет единого «хребта», для короткого это провал, считаю.
 
Наиль Мелиханов «Шахматы на песке» http://www.stihi.ru/2015/08/09/9085
Энергично и легко. И озорство хлещет, и изобильно по придумкам, масса любопытнейших отсылок. Вариант дракона из сицилианской защиты — это лишь верхний слой. А пелевинского Чапаева помните? Плотный язык, ни одно слово не просто так. И — важно! - все секретики, от шахмат до мифологии, поданы элегантно. Экономно на слова, один-единственный показанный шестой палец — а какой эффект. ) Мир как карнавал бессмертных, игра богов... еще один вариант этой известной темы, совершенно новый. И — вот интересно! - разом вспоминаются все предшествующие. Это какой-то мультикультурализм, мечта почти недостижимая — но бац! вдруг встреченная здесь и сейчас. Подозреваю, так и было задумано.
(а внутренний голос добавил — главное то что Дракон живет в каждом. Весь вопрос в том, удастся ли его выпустить. Хватит ли куража, смелости наконец...)
Агааа!! - возопила я - так вот чем хороший текст от плохого отличается — драконом прежде всего! Ну, может и не только им, но в каждом хорошем есть дракон.
 
Новикова Таня "Анто-ним" http://www.stihi.ru/2015/05/09/1099
Концовка хорошая, и в целом игрушечка вполне заводная, бегает. Такое девочкинское изобретательство, фило-Лего-логия. Одной породы, что и про варягов (см. ниже), хотя и уступает им по количеству смешного, выигрывая тем не менее в житейской достоверности образа лиргероини. Приятный стих.
 
Ольга Денисова 2 «Варяжская война» http://www.stihi.ru/2009/11/09/4133
Пустячок, конечно. Но смешной. Но и слегка беззубый, остроты не хватает. Если бы хоть восьмой век был правдой... Но реальность сурова, никак не восьмой, варяги это 11-й самое раннее. Поэтому до хрестоматийного отца Онуфрия этим милым театральным варягам все же далеко) Хотя! тут все-таки не просто на одну букву, а еще и в рифму, это конечно сильная сторона.
 
Ольга Старушко «Прошу» http://www.stihi.ru/2016/06/03/546
Чаечка набекрень понравилась. Настолько, что хочется попросить автора найти более неповторимые, более захватывающие слова для «основного тела» стиха.
 
Ольга Флярковская «Июньский снег» http://www.stihi.ru/2016/06/05/5436
Хорошее, хотя с преувеличениями (Кудесит лепешки? Да ладно, готовка это все-таки просто готовка). И жажда жизни — по звуку совсем нехорошо, зажевывается. И финал кажется скомканным, может быть потому что в отличие от реалистичных начала и середины он скорее символичен.
 
Сибирский Волк «Наощупь тьмы лицо распознавая» http://www.stihi.ru/2016/06/06/2087
Миры Алекандра Петрушкина всегда интересны, существовать в них увлекательно. Эта живопись на воде, переменчивая в очертаниях. Свободная в прихотливости, и при этом (в лучших своих воплощениях) крепко окантованная в твердую рамку замысла. Здесь, в этом конкретном произведении, эта рамка очень тонка... Пусть это идея видеть не глазами, не поверхностное, а сущностное. Процесс понимания, "мир, познаваемый на смысл", как тьма на ощупь, от картинок к звукам трамваев, голосов людей и собак. Ловля летящих за словами светляков смысла (византийских свечных огоньков?). Мне интересна строка «вот то, что вероятно ты смолчишь», - это как бы случайно уроненное знание о том, что невысказанное — все равно что невидимое, оно спрятано но существует, притаилось в своей внутренней темноте до прихода обращенного к нему слуха... С сукой однако все непросто — по правилам русского языка слепота относится все же к ней, а не к тьме. Не уверена, что такая техническая трудность прочтения прибавляет стихотворению.
(Внутренний голос подытожил мои метания - если писать в такой парадигме, то стихи должны рождаться по мощному, шокирующему поводу, здесь у самого автора не хватило душевных сил на весь текст, только на отдельные фрагменты.)
 
Тамара Барышева "Вышивка" http://www.stihi.ru/2016/04/06/1331
Техничное стихотворение. Если бы оригинальное — было бы блестяще по технике. Но ритмически и кое-где эстетически это кровная родня, почти копия с «Новый Жюль Верн» И. Бродского. При этом к сожалению ухудшенная, безэмоциональная, всплесков не явившая. У И.Б. они есть. А тут зеваешь, - скованные одной заржавленной цепью, ну да. Лиргероиня обладает неплохим аналитическим умом. Ей даже можно посочувствовать. Столь же легко можно и не сочувствовать.
 
Юрий Глухов -Сентябрь «Кто придумал пулемет?»
http://www.stihi.ru/2016/04/12/1746
Энциклопедическая амнезия заката человечества? Да, так наверное и будет выглядеть, обрывки никому не нужных стеклышек распавшегося витража, все еще яркие но уже брошенные в пыль... Идея красивая. Жаль вот чего - многократное использование по сути одного и того же историко-идеологического штампа (Сталин на бис и перекрывание Енисея) превращает стихотворение в уже поднадоевший публицистический сор.
 
Таким образом, в шорт-лист вошли:
 
Олег Паршев Тропою черешен http://www.stihi.ru/2015/09/23/7132
 
День, извиваясь, вползает в уставший закат,
В штрихкоде дождя лбом пробивая бреши.
Месяц подставил ладони под звездопад.
Мы спускаемся к морю тропою черешен.
Окликает прохожий леший: Нет ли у вас сигарет?
Берёт пару (ещё для знакомой ундины).
Сквозь него можно смотреть на свет
И видеть пиратские бригантины.
 
Чайки передают эстафету летучим мышам.
Мы идём шуршащей кромкой прибоя.
Ты говоришь, что время не разменять по грошам,
А я сегодня – точь-в-точь – молчание гобоя.
- Лучше глянь,- бурчу я, отвечая на твой укор,-
Как свободны море, небо, луна и дождик далёкий.
Их воля чиста, а наша свобода – вздор!
Она похожа на бегущего диплодока.
 
Мы ж ею машем, словно мечом какой-то древний вестгот.
А нужен экзамен, права, как на вожденье!
Свободен же истинно тот, кто от личных свобод
Откажется без принужденья.
Ты улыбаешься и киваешь… и шепчешь: По этим пескам
Ночью ходит голодная глубоководная сколопендра…
Мы умолкаем. И сосны рассказывают облакам,
Как их прадеды сражались у мыса Тендра.
 
Ванька Бездомный Добраутречка http://www.stihi.ru/2016/05/14/1396
 
Где травы, где бабочки - с вишней за детской щекой,
деревья - за взрослой щекой - кроют душу от дятла,
прадетство моё паутиной безветрой обмякло.
Истлело, иссякло в обмылок почти никакой.
 
Мохеровой ночью в исполненной храпа груди
ютится заветное. (благо, хозяин в отрубе)
Бывальщины блеклой шуршат лепестковые губы,
обрывки шептаний сшивая в лоскут: "приходи!".
 
Затих, в синей дымке запёкся былинный Тибет.
От смрада людского отходят проулки Пекина.
Мой храп унимаю. Берусь вспоминать о себе.
Хоть после из дрёмы не выкрою мига едина.
 
Легко постучится, в цветную пижамку одет,
внучок, мне одолженный сыном. И голосом звонким
в мой глаз приоткрытый пальнёт:
- Добраутречка, дед!
Скажи, разве правда, что был ты когда-то ребёнком?
 
Не встать одним махом - ворочаться долго, кряхтя,
так, будто бы гвозди забили - в меня - мимо гроба.
Глазища открыв наконец-то (и полностью) оба,
отвечу без тени сарказма:
- Не помню, дитя...
 
Светлана Стихач Переезжаем... http://www.stihi.ru/2016/06/27/5403
 
Мария. На летней веранде. За чаем. Укуталась в ласковый август. Скучает.
Cо сцены напротив запел Паваротти -
Celeste Aida в театре Ла Скала. Мария восторженно чай расплескала.
Срываясь на визг, кричит «Браво-бис!».
У левой ноги её – палевый кокер, у правой – Эйнштейн. С озорной подоплёкой
учёный старик кажет миру язык.
Мария смутилась, вздыхает пространно и взглядом буровит рельеф Индостана:
– Альберт, умоляю, отстань, а? Заметит Лучано, сфальшивит случайно.
Лучано сфальшивил. Забегали глазки: – Ой! – веер Мари обдувает Аляску 
и Юкон Канадский по левому краю... 
Сталлоне с Кобейном над ней угорают.
Заходят сестрёнки, Полина и Кира, чтоб карту забрать современного мира. 
Снимают со стенки, уносят с собой, и… веер теперь обдувает обои.
Мария кричит: – Безобразие! Куда потащили Евразию?!
Хихикнул Альберт у ноги, в коридоре – шаги.
Вошла Генриэтта Прокофьевна, нужна ей афишка с автографом:
– Мой милый Лучано, ты неподражаем! – Свернула рулончиком: 
– Переезжаем…
Мария на нервах – схватилась за сердце. Кобейн издевается: – Сбацаем скерцо? – 
Гитару достал, ухмыльнулся по-свойски… Но тут появляется Бабинцев Костик. 
Отклеил Эйнштейна. Уносит.
Сталлоне нахмурился – наших всё меньше. 
У входа – бригада обляпанных женщин.
За главного – Рита Петровна, прораб: – Вот здесь побелить, всю фигню ободрать!
Глядит на Мари: – Хороша! – Говорит. – 
И рамка с резьбой… Аккуратнее снять бы. Отличный подарок Валерке на свадьбу!
Мари вместе с кокером в лапах Петровны. Сталлоне, набычась, ругнулся нескромно:
Ого! Они с Куртом Кобейном – «фигня»! Хозяева сгинули, некому снять...
Павлушу под Грозным оставили мёртвым. Когда бишь? Ну да, в девяносто четвёртом.
А Коленька славненьким мальчиком рос, вот только друзья, наркота, передоз...
Но тёткам «фигню» абсолютно не жалко, сейчас обдерут и отправят на свалку.
Ан нет! Не сейчас. Входит баба Наташа: – Подвиньтесь-ка, девоньки, это не ваше.
Оставьте-ка лучше картинки в покое. Внучата их весили, Паша да Коля. 
Мои... – Улыбается бабушка мудро и машет рукою Сталлоне и Курту: 
– Айда-те к Наташе в котомку! 
Ведь вы теперь бабке – потомки.
 
Игорь Брен Тотем http://www.stihi.ru/2016/05/14/4046
 
рубите сучья, режьте ствол,
и – кровью, кровью –  мы же верим,
что можно доказать родство
с природой - солнцем, ветром, зверем.
 
сквозные дыры тишины
заполнить чем-то пустотелым – 
познать незримую иным
срамную чувственность тотема.
 
припасть и жадно целовать...
 
ты снова смел, и снова полон 
твой мир, и топотом слова:
"я горлу –  волк, а глазу – ворон".
 
***
 
вчера кедровые леса
сменили малые берёзы.
врут, что судьбу ни дать, ни взять – 
"что тем, то-тем?" – стучат колёса.
 
век продолжает матереть, 
и печи – дымом на рассвете,
и на столбах у алтарей
членораздельно –  "это-этим".
 
***
 
кукушкин сын тебе совьёт
венок –  под "каждому – своё".
 
Липа Липовая «навеянное» http://www.stihi.ru/2016/03/15/5654
 
…Пройтись мелком по списку кораблей - 
он нынче мелок, куц и беспороден – 
прощальный фокус труппы дю Солей,
пустая дань героике и моде.
Отживший призрак прошлого плывёт
к руинам Трои на покатых склонах, 
почивших под вьюнком, среди тенёт
цветущих /белый росчерк на зелёном/,
туда, где в чаще спутанных дерев
смеются духи над людской печалью
и птичьи хоры славят на заре
грядущий день, беспечный изначально, 
где перекрёстки островных дорог
исхожены, а жемчуга – стеклярус…
…И выдирая мусорный вьюнок,
узнать в листе проросший юный парус…
 
Елена Таганова «Крыжовник» http://www.stihi.ru/2016/07/26/3739
 
Тут хорошо. Тут сосны и река.
Раскрепостись - и вещи нарекай
нехитрыми своими именами,
когда июль поманит дня на три
сюда сбежать - и выдохнуть: смотри, -
камыш усталым взглядом приминая, -
 
тут хорошо! Останься - и старей
в беленом терему на пустыре,
чердак определив под голубятню.
Тут быт, прямолинеен и дощат,
увещевает медленней дышать -
и многое становится понятней.
 
Дыши! В простом труде поднаторев,
готовь дрова на зимний обогрев
(и самогон - особенный, грушевый).
Смотри, как рожь щекочет облака.
Жуй стебелек - и душу отвлекай
от темного, тяжелого, чужого.
 
И хрупкое покажется прочней,
и Чехова захочется прочесть
осознанней, чем прежде. Погруженней, -
как дочерям читают перед сном,
когда им семь. Когда достроен дом
и выделена сотка под крыжовник.
 
Юлия Долгановских «Реки;, река» http://www.stihi.ru/2016/05/01/8055
 
Реки;, река, пока я слышу,
пока я слушаю тебя.
Твой берег, разнотравьем вышит,
колышет лёгких жеребят.
 
Нальются силою копыта,
придёт высокая вода —
дорогою подземной, скрытой
уйдёт, казалось, навсегда.
 
Молчит река — мелеют строки,
тускнеют гривы жеребцов,
но гераклитовы потоки
сквозь соломоново кольцо
 
смягчают берег, что колышет
новорождённых жеребят.
Реки;, река, пока я слышу,
пока я слушаю тебя.
 
Александр Крупинин «Фон Зон» http://www.stihi.ru/2016/04/27/8512
 
Об этом таинственном деле
Не меньше недели галдели
Торговцы в Гостином дворе.
И совесть презрев, и законы,
В борделе убили фон Зона
В промозглом пустом ноябре.
 
Раздели его душегубы
И в ящик сложили из грубо
Обструганной свежей сосны.
Потом по дороге железной
Послали, куда - неизвестно,
И думали, что спасены.
 
Он был  похотливым и глупым,
Но то, что теперь стало  трупом,
Воскреснет однажды весной.
Пусть душу не смог он  сберечь, но
Стоит обещанием вечным
Успенский собор на Сенной.
 
Фон Зон, ты воскреснешь во славе.
Сегодня в районной  управе
Пылится на полке твой труп.
Но явно предчувствие рая,
Где девки одежды снимают
И жирный гороховый суп.
 
И все мы воскреснем, ведь в мае
Наступит  весна и Страстная,
И Пасха придёт за Страстной.
Пока же останки  фон Зона
Валяются в доме казённом,
И труп его пахнет сосной.
 
А там, на Сенной, у собора
Всё утро идут разговоры,
Гудит православный народ -
Алёна Иванна, старуха,
Шепнула  кому-то на ухо -
Господь по Фонтанке идёт.
 
Мадо До «Deilephila elpenor» http://www.stihi.ru/2016/07/18/2737
 
в связи с пропажей Re буду общаться с малышкой Mi
и другими простыми
постепенно с меня сползёт слабый налет аристократизма
я перестану придавать значение своим словам
распущусь окончательно и начну обсуждать рецепты сырников
крылья бражников и другие дамские штучки
Re становится всё прозрачней а у Mi появляются крепкие ножки
шерстяные чулки в резинку красные щёки и запах пудры
пудра оставляет следы на пододеяльнике и подоконнике
когда Mi упирается лбом в окно и тихо стучит по стеклу
я боюсь посмотреть на неё
увидеть замшевые рожки под чёлкой 
это немое кино происходит не|часто и заканчивается одинаково 
девочка смотрит на ворона в холодный голубой зрачок
родные выходят из комнаты оставляя наедине
дырочка на перчатке 
пальчик с обгрызанным ноготком
re 
mi
 
Андрей Мартынов «Слово жили-были» http://www.stihi.ru/2016/06/06/8434
 
жили-были
любили
копили
запасали как чувствуя впрок
грозовые июльские ливни
и алеющий майский восток
 
драгоценные зёрна сомнений
и целебные капли обид
составлялись в единые звенья
в целом всё же прекрасной цепи
 
небосвод был высок и незыблем
и никто не боялся войны
нам казалось
другие погибнут
 
а другим
всё казалось
что мы
 
Ирина Рыпка «ветер колышет бороду» http://www.stihi.ru/2015/06/28/2340
 
ветер колышет бороду старого ивняка.
выпущу из кубышек строчек для дневника;
поразбежались цыпочки, их позову,- цып-цып!
милые, вот вам ясли - рисовый манускрипт.
белое-белое поле, синие точки слов,
в розовой альвеоле воздух почти лилов;
перетекает медленно строфами на ладонь.
муза - морская женщина, спрятанная в чехонь.
всем нептунам по барышне - хвост, чешуя, реликт.
зреет в лесу боярышник красным бельмом улик.
в курицу из чернильницы вырастет жёлтый пух.
чёрных цыплят кормилица, где твой кричит петух?
дворик запрятан в городе, в тёплом пруду лещи.
лето летит на поезде, бабушка варит щи.
 
Ольга Домрачева «Рождественское» http://www.stihi.ru/2016/01/01/1253
 
когда январь в объятиях закружит
тебя и небо, снег и фонари,
до оголтелой тишины – снаружи,
до белизны клокочущей – внутри,
 
качнётся шар и всё перевернётся:
вода и свет, дома и облака.
звезда родится в глубине колодца,
слетит чуть слышно слово с языка.
 
синицам вдоволь нынче белых крошек,
блаженный мир нечёсан и небрит.
а ты стоишь на небе, огорошен,
с новорождённой звёздочкой внутри.
 
Юрий Октябрёв «Теория постоянства» http://www.stihi.ru/2016/06/15/8943
 
Постоянство – не порок, если мыслить не о пьянстве.
Всякий ладит свой мирок, экономя на пространстве
устаревшего вчера в пользу нового сегодня.
Лепят веру мастера из доверия Господня,
дуют ветры перемен, задувая мусор в щели,
график слома спин и стен проработан до недели.
Флаги едут в гости к нам каждый раз другого цвета,
распрямляется Вьетнам в каждом рубчике вельвета,
усмехается Китай из любого монитора.
Сколько басню ни читай, всё равно спешишь под гору
с возом новеньких горшков, а внизу – всё те же грабли,
постоянство дураков год за годом всё масштабней.
 
Но один противовес не даёт уткнуться носом
в утомительный ликбез возникающих вопросов,
одинаково весом, будь то присно, будь то ныне:
– Наконец-то ты плисол. 
  Лаздевайся, 
  узын стынет.
 
Светлана Илларионова «Верхоленье. 3. Таёжное» http://www.stihi.ru/2015/12/10/8693
 
Вот-вот проснётся вечная тайга.
Замшелый ельник смотрит осторожно
на две фигурки, силясь разгадать,
куда их понесло по бездорожью.
А те, вжимая головы, идут
по утренней росе к заветной цели –
по сентябрю добыть в семью еду,
чтоб мать с сестрёнкой в зиму уцелели.
 
Уже рукой подать до кедрача.
Взбивая воду крыльями, крохали
трескуче, по-хозяйски «крёх» кричат
вослед туману, что с реки прогнали.
Рой комаров толчёт себе пеньку,
торопит вёдро подсобить парнишкам.
Пойдёт орех на масло и муку, –
в голодный год оно не будет лишним.
 
На днях нагрянул ветер-верховик,
нашишковал за батю и за брата,
за всех, кто вести шлёт с передовых,
за тех, кто не вернётся в сорок пятом.
А шишки что? Упали и лежат.
Собрать легко, да вынести натужно...
 
 – На Новый год наделаем ежат.
Не завезут в сельмаг теперь игрушек…
 
Темнеет. Чу! Шаги у зимовья.
– Эй, пацаны, грузи добычу в лодку!
Погодьте, нарастит ледок зима,
возьму вас, деловитых, на подлёдку…
 
С улыбкою, в усы: – Устали… спят…
 
Вскормлённые сибирскою тайгою,
два мужичка, довольные до пят,
домой вернутся в звании героев.