Обзор зимнего тура от Ольги Корзовой

Литературный Фестиваль Рунета
У меня правило: начинаю читать с анонимного лонга,  но, если встречаю знакомое стихотворение, перехожу на именной. Так было и в этот раз. Дошла до стихотворения Алёны Рычковой и, узнав автора, перешла на именной, а потом и других «знакомцев» встретила. Тем не менее многим на орехи от меня, боюсь, досталось: и знакомым, и незнакомым. За редким исключением. Почему так? Потому что если раньше хотелось читать всё, что попадало в руки, то за последние годы произошло пресыщение стихами. Вспомните, сколько авторов хотя бы на Стихире. «Страна писателей» у нас, поэтому нравится сейчас только настоящее, а его не бывает много…

1 Светлана Тимашева
Десять пустырей
http://www.stihi.ru/2018/11/22/4218

Сильный ветер стал аскетом, учится молчать,
Скрыто солнце – словно кем-то сорвана печать.

Время смутное барыжит под звездой Полынь,
У домов снимает крыши, двери и полы.

Клуб в распятой глухомани чудом уцелел...
Тут живёт Карташка Маня – там вдовец Олег.

Об иванушках да марьях дребезжит стакан.
Затянула выси хмарью серая тоска.

День в смирительной рубашке сник и постарел.
От Олега до Карташки – десять пустырей.
------------------------------------------------
Автор, видимо, хотел нарисовать апокалипсическую картину  «распятой глухомани», где у него и солнце скрыто, и ветер молчит, и, конечно, «дребезжит стакан». Как же без него в деревне? Да и кто там ныне, если можно лишь вспоминать «об иванушках и марьях»? Ну, и звезда Полынь присутствует – как же без неё. Скучно…
Кроме того, «десять пустырей» - это десять пустующих домов, видимо? Так вот, пустырь – это незастроенное, пустующее место возле жилья или на месте бывшего жилья. Если жилья нет уже, то всё сливается в единый пустырь. А если есть пустые дома, вряд ли это можно назвать пустырём.
Штампы, банальности, нагромождения. А поэзия – где?..

2 Ирга Рябина 
Полуденно-клетчатое
http://www.stihi.ru/2018/11/06/8962

Я себя распускаю, как старый потёртый свитер,
Тяжелеет клубок из оставленных в прошлом дней.
Обрываясь, скользят по ладоням кусочки нитей,
Смотрит небо в окно – равнодушный, но верный зритель
И бросает попкорн – облака.
Тишина плотней
Прижимается телом к распластанным клеткам пледа,
Еле слышно мурлычет: забудь про дела, усни.
Исчезают слова: не смогла, не успела, не до...
Не до вас. Под себя подтыкаю кусочек неба.
Я у дрёмы в силках. Обессилела.
Полдень сник,
Заплутал, заблудился в зыбучести сонных впадин,
Где летят мотыльки на кипящий вдали кипрей
И, наверно, сгорают. Я их провожаю взглядом,
Обнимаю диван – мне спешить никуда не надо,
Рассыпаюсь на клеточки, с пледом сливаюсь.
Грей,
Согревай, мягкий плед, закрути, как личинку, в кокон,
Пусть снаружи останутся ворох забот и грусть.
Убегу в темноту от зияющих синим окон,
Только если тихонько окликнет знакомый кто-то,
Кто мне дорог – тогда я вернусь.
Вернусь.
------------------------------------------------
Перебор с распадами.
И как-то мне совсем не нравятся попкорновые облака…От всего этого многословия я бы оставила:
Согревай, мягкий плед, закрути, как личинку, в кокон,
Пусть снаружи останутся ворох забот и грусть.
Убегу в темноту от зияющих синим окон,
Только если тихонько окликнет знакомый кто-то,
Кто мне дорог – тогда я вернусь.
Вернусь.
Правда, и это не ново…

3 Марианна Боровкова 
У кукушки голос тоненький
http://stihi.ru/2018/11/27/2916

У кукушки голос  тоненький –  осторожный, без огня.
Не друзья и  не любовники – может, кровная  родня?
Будто бы перины пышные,  кучевые  облака.
То ли птицы, то ли бывшие – не поймёшь  издалека.
Все слова на ветер брошены  –  исчезает птичий звук.
Словно спелые горошины, звёзды сыплются из рук.
Льётся лунный  свет на головы – ни жива и ни мертва,
Серебрится жидким оловом  прилужённая  трава.
Брешет пёс цепной, бросается, вглядывается  в глаза:
У кого  - жена -красавица, у кого  - танцует  сад
Под неслышимую музыку  - правых не за что судить…
В рай ведёт тропинка узкая:
Не тушуйся, проходи!
------------------------------------------------
«В огороде – бузина, а в Киеве – дядька». По-моему, стихотворение написано по этому принципу. Автор хотел написать красиво, а получился набор слов. И не говорите мне о параллелизме. Это приём, который надо использовать очень осторожно, «обладая всеми знаниями и умениями…»(далее по тексту).
Кстати, что такое «прилужённая трава»? Ненужная попытка словотворчества, на мой взгляд.

4 Ольга Хворост
Щёлк!
http://www.stihi.ru/2016/02/26/5383

Тоска - кому рассказать:
дом - работа - дом -
всё те же - всё так же...
закрываешь глаза,
придумываешь тумблер,
а там уж - как карта ляжет.
Щёлк!
И вот ты уже не ты -
ты выпал из круга -
и этот "не ты"
ползёт в кусты
через клумбу -
впереди - муравей,
позади - муравей,
все друг за другом -
ползи скорей, не стой,
не ломай строй...
Щёлк!
Ты уже другой,
смотри -
аквариум... ты внутри
тычешься мордой в стекло,
а мимо тебя плывут
словно в кошмарном сне
стаи элитных рыб,
гордо надув свои
плавательные пузыри...
Щёлк!
И ты
уже сидишь на сосне
и каркаешь, как дурак,
до колик, до хрипоты -
со стаей бульварных ворон
наводишь мосты...
Щёлк!
Теперь ты в лесу, ты волк,
обложен со всех сторон,
ты зол, напуган, но цел,
они не знают кто ты,
они спускают собак,
их ружья находят цель...
Щёлк!
    Щёлк!
         Щёлк!
------------------------------------------------
«Баранкин, будь человеком!» - вот всё, что хочется сказать автору.

5 Ольга Домрачева
Красный яр
http://www.stihi.ru/2018/06/06/6108

*
где большие воды ломают лёд,
раздвигают прочь временные глыбы –
часовые боги, сойдя в испод,
правят света ссадины и ушибы.

*
не ходи в апреле на красный яр,
не топчи зазря ледяную сукровь -
там отвесный ветер впадает в ярь
от невнятных стонов и пришлых звуков.

и ломает косточки ивняка,
обнажает в глине тугие жилы.
там внизу река и вверху река –
вороная смерть, слюдяная жизнь ли.

*
Вот так стоишь на яру, согревая в ладони камень,
дышишь на него, будто бы жизнь вдыхаешь.
Смотришь вниз: тонкая кромка бурьяна
взлохмачена ветром, его порывы нарастают.
Под ногами чавкает снег, перемешанный с глиной.
Длинный день на излёте.
Вокруг ничего лишнего –
только вода,
лёд и вода.

Делаешь шаг назад,
размахиваешься –
камень скользит в полёте.
Тут же про него забывая, думаешь о важном:
"Небо впадает в Иртыш или наоборот?

В тебе просыпается Гераклит, но ты ему перечишь:
«Нельзя обмануть время? Да ладно!» –
шагаешь вперед.
Яр позади, а ты идешь, как плывешь. Выпрямляешь плечи.
Ветер трубит на все лады,
а в тебе река говорит, она сквозь тебя протекает.

Вдруг в уши яростно врывается свист,
звук усиливается.
Ты балансируешь.... качае...

Просыпаешься.
Тыльной стороной руки
вытираешь со лба испарину,
В окне белеет апрель, неласковый, хмурый.
Сокрывшийся в облачной раковине солнечный аммонит
не лезет в глаза своими щупальцами – хоть это радует.
Говоришь: "Ну что ж, доброе утро".
Сон уплывает. Вздрагиваешь, стряхивая с себя
его колкие ледяные чешуйки –
время выбираться из постельного кокона.
И тут ощущаешь – в ладони зажато что-то холодное.
Разжимаешь.
И видишь камень.
------------------------------------------------
Ощущение, что текст распадается на части, хотя автор хотел его закольцевать. Не получилось. Нет стержня, на котором бы всё держалось. И много лишнего, надуманного.

6 Аня Сироткина
Не затем ли?
http://www.stihi.ru/2018/10/26/8436

видишь, облако лакает
чайных сумерек улун.
где-то прячет лунный камень
неба лунный нибелунг.

лист отстал от листьей стаи
и уснул в сырой стерне.
то, что нас не убивает
вряд ли делает сильней.

день давно идет на убыль,
чей-то стих идет на ум,
дождь отснял четвертый дубль
и колотит наобум.

как же можно солнце, лето,
неба светлую печаль
видеть в каждом, но при этом
за собой не замечать.

занавешу неизвестность
у излучины зимы
и во мне не будет места
ни для света, ни для тьмы.

не затем ли завтра снежность
белой грустью налетит,
чтоб укачивать, и нежить,
и баюкать у груди...
------------------------------------------------
Ни о чём. Автору хотелось сделать стихотворение глубоким, а получилось иначе. Кроме того, автор зачаровывается звуками и, кажется, сам уже не понимает, что пишет. И главное, зачем.

7 Rewsky
Нам бы стоило...
http://www.stihi.ru/2018/12/06/5159

Пчёлы снежные засыпают - не назойливы, не смелы.
Гамлет учит про белый парус и жуёт кусок пастилы.
И в кармане его прореха, тщетно шарить, ища ключи.
Гамлет может брататься с веком. Век ветвями в окно стучит.

Вот и парус смешался с морем, рассыпаясь волной вдали.
Мы вглядимся, насколько сможем - в этом двойственность пепелищ.
Календарная ляжет пена и осядет в знакомый срок.
Всё стирается постепенно в карандашной строке дорог.

Нам бы надо определиться с черепами своей войны.
Время взрывом стирает лица, и сметает, как крошки, дни.
Наши игры не знают форы - отстающих сожмёт гранит.
Гамлет вырос до униформы - бедный Йорик его храни!

Новый век на пороге года, новый год не смыкает век.
Человеческая природа словно мушка летит на свет.
Всё, что было когда-то просто, оставаясь в твоей судьбе,
рассыпается в зёрна проса для кладбищенских голубей.

Нам бы стоило там остаться - там, где парус ещё спешит.
Гамлет снова не станет старцем, море снова раскинет ширь.
Белой костью на рыжей глине, безучастный до пустяков,
череп Йорика вахту принял между Гамлетом и тоской.
------------------------------------------------
Вот и я, дочитав стихотворение, «между Гамлетом и тоской». К тоске ближе. Жёвано-пережёвано.
Автор, хватит писать красиво. Всё есть – и ничего нет, потому что автор всё время в маске. А где лицо?

8 Роман Смирнов 4
пронеё
http://www.stihi.ru/2018/10/27/4783

она была обычная как жизнь
такая что другому покажи
не вызовет особенных эмоций
она любила шутки ни к селу
ни к городу уключину к веслу
уключину к веслу
 и морсы
ее бывало кличут как там эй
ха ха смотри на юбке то репей
пройдёт не оборачиваясь  даже
читала книги плакала тайком
носила завтрак мякиш с молоком
через дорогу маме бабы даши
ее манили сосны  чага гриб
а также рыбы ну куда без рыб
и  вёсел
она одна такая как бы да
ходили к ней да выгнала вода
вот был один дружок смекливый йося
спросил однажды как тебя зовут
мне интересно пробовать на звук
что может быть для вечности полезнее
она вздохнула будто бы устав
по матушке зовусь я красота
по батюшке зови меня поэзия
------------------------------------------------
Конечно, авторы порой не ставят знаки, но ошибки-то зачем оставлять? Тут уж не до красоты, не до поэзии…

9 Юрий Макашёв
Прозрачное
http://www.stihi.ru/2018/02/01/6145

Не  верит  в  привычную  магию  чисел
Прозрачность  налитой  в  стакан  тишины.
В  пробелы  сливаются  строчки  из  писем,
Считая  минуты  до  новой  весны.

Зима  перестанет  казаться  свинцовой
Как  только  ты  просто  захочешь  шепнуть
Кому-то  два  этих  загадочных  слова –

Пожалуйста, будь.
------------------------------------------------
Для меня загадка, почему авторы часть знаков ставят, а часть пропускают. Нет, не загадка – просто не знают правил языка, да и самого языка. Когда писать не о чем, а хочется, пытаются писать красиво-загадочно… Получается смешно или скучно.

10 Игорь Гонохов
Перламутровка
http://www.stihi.ru/2018/08/25/7090

Ветер волнами ходит по паутине.
Выставил зонтики переспевший укроп.
Перламутровка к месту в этой картине:
сидит на сливе и пьёт сливовый сироп.

Вера Холодная полдневного сада.
Иные кусаются, плюют кислотой.
Бабочкам ничего такого не надо.
У них короткая жизнь, роман с пустотой.

Большее время – в воздухе, без опоры.
Пятна у них на крыльях – аналог лица.
Не готовят запасов, не роют норы.
Был у одной флакон, в нём живая пыльца,

наверно, от феи тимьяна, по пьянке.
Но «перламутровым» смерть порвала карман:
Вера Холодная – зимой от испанки,
а бабочка – прошлой осенью, между рам.

С тех пор обитает во снах и в рассказах.
Ищет флакон с пыльцой, спрашивает у фей.
Сегодня в реальность впорхнула и сразу
села на сливу, потом, раз-два – на шалфей.

Крылья дрожали. Рядом цвела мелисса.
Колыхнулось вдали на просушке пальто...
Говорят, мол, не очень была актриса.
Но зато, как бабочка, как чудо... зато...
------------------------------------------------
Не получилось, на мой взгляд. Нравятся мне многие стихи  Игоря, но не это. Опять-таки параллелизм надо использовать осторожно. Не ассоциируется у меня Вера Холодная с бабочкой. ..
Когда слышу слово «сливовый» с неверным ударением, мне хочется стрелять. Абсолютно противный сироп получается. «Аналог» стилистически не вписывается. «Пьянка» рядом с «феей» тоже.
Лучше бы проще, без лишних красот, да лучше.

11 Новикова Таня
Где с распахнутой пастью заснул ноутбук
http://www.stihi.ru/2018/11/27/7430

  Но пройдет сотня лет, я мутирую в горсточку букв.
                Б. Рыжий




Где с распахнутой пастью  заснул  ноутбук,
а в колонках остался безадресный звук,
ты выходишь из тела в знакомый  квартал,
словно сморщенный дед, что  изрядно устал.
 
И свисают с небес  чёрно-белые  сны.
“Цой живее тебя”— говорят со стены.
Мимо храмов, базаров и кладбищ скользя,
мимо  Рима и Мекки  бредёшь на вокзал.
 
Позади  — черновик и  пустые зрачки.
Впереди — непрожитое — с красной строки.
И летишь, доверяя себя ноябрю,
как помятый исписанный  лист на ветру...
 
...А в квартире родной через несколько  лет,
где мерцает оставленный с вечера свет,
в толстой книге на пятой странице, в  шкафу,
ты мутируешь в буквы, вплетаясь в строфу.
------------------------------------------------
Согласна: Цой живее.


12 Александра Герасимова
зерно ещё зерно
http://www.stihi.ru/2018/12/01/8094

зерно ещё зерно
так много зёрен
в единый миг
едва ль перемолоть
покуда всякий встречный
иллюзорен
моя ладонь –
томление и плоть

и всякое движение
и нервность
и вычурность
и выспренность рывка
настолько приблизительны
примерны
насколько может быть рукой
рука

сожми схитри
чтоб ловко ухватиться
пороговая видимость
метель
иди на звук просевшей половицы
на скрип не перемасленных петель

в конце концов на голос
на отзвучье
на отголосок прожитого дня
покуда всякий встречный не изучен
моя ладонь –
встревоженность
броня

сверкают на плацдарме эполеты
стены несущей не щадит сверло
покуда всё минует без приметы
и всякое замылено стекло

озимый грунт
не перестудит зёрен
дверных петель не сменится регистр
покуда всякий глуп и смехотворен
моя ладонь –
продел пустивший корень
проснись в ней
прорасти
уберегись
------------------------------------------------
Напряжение строки есть, есть интонация. И всё. Много лишних слов. Что такое, например, «скрип не перемасленных петель»? Они просто не смазаны. Опять стремление писать красиво. Боже, кто выдумал, что поэзия – это непременно красивые слова?

13 Ульяна Валерьевна
Легче легкого
http://www.stihi.ru/2018/09/10/6077

Легче лёгкого,  горше горького
Неизбежность последних плит.
Мы сомнения сложим горкою,
Где закат по холмам разлит.
В новой жизни я стану сливою,
Я созрею и дорасту,
Чтоб беспомощной и счастливою
Умереть у тебя во рту.
------------------------------------------------
Нет, не понравилось. Автор хотел создать красивый образ, но  банальное начало с «неизбежностью последних плит» (о, какой трагизм! – мурашки по коже)…
Последнее четверостишие тоже не спасает. Вроде бы неплохо, но коробит меня строка «умереть у тебя во рту».

14 Бецко Анжела
снег наоборот
http://www.stihi.ru/2018/11/14/5924

шёл снег и вечером, и днём.             
шёл ты и женщина чужая.
шёл снег, едва соображая,
что хорошо идти вдвоём.               
и это знает каждый школьник:    
«три» образует треугольник.

а снег не знал. он просто шёл
на красный, жёлтый и зелёный,
по «зебре», клумбам и газонам,
рождая рой пушистых пчёл:            
когда зима ещё вначале,
нет места мартовской печали.

снег плыл – и вы за ним – шаг в шаг –
доверчивые тихо плыли –
и всё пространство украшал,    
из мягкой серебристой пыли               
лепил пейзаж. но так непрочно,         
как лепят из папье-маше:
не надо снегу о душе,
зато муляж выходит точный.

и вдруг споткнулся, вверх шагнул –
внутри забилось что-то птичье –
свалился, встал и отряхнулся,
потом чему-то усмехнулся
и в небо тёмное рванул,               
забыв про возраст и приличья,
смешно и глупо, невпопад!          
с земли потоком в небо хлынул!
такой зимы не знали зимы,
такому снегу каждый рад:               
проспект, бульвар и сонный дворик,
а больше всех – бессонный дворник...

в окошко девочка глядела,
как снег летел, летел, летел
и выпасть в небе так хотел,
что темнота вокруг редела
и отступала к фонарям – 
к желтеющим и блёклым пятнам.    
и очевидным, и понятным
всё было в мире.
и не зря…

и снег летел как человек
влюблённый, выпорхнув из тела,
и ты летел как этот снег,
и рядом женщина летела.
------------------------------------------------
Много лишнего, особенно в начале. Да и сложно написать на эту тему лучше, чем «Снег идёт…»

15 Евгений Овсянников
Чиж мой деревянный
http://stihi.ru/2012/01/16/5846

В туман, как сталкер, вброд ступая, уходит лес,
Он в кружелях тенёт истаял, во мгле исчез,

В эфирных прядях хлорофилла, в узорах жил,
«Куда попал ты, робин крузо, и где ты был?»

До родникового соседства, до естества,
Щекочет нос от пуха детства – едва-едва,

Где одуванчики хмельные, пыльца дерев,
И цвет шафрана и кипрея, и львиный зев,

И шмель, качавшийся на вербе, в янтарный дром
С последним чеховским “Ich sterbe…” ушёл добром,

И деревянный чиж, летящий через года,
Мальчишкой брошенный, попавший ко мне, сюда.
------------------------------------------------
Я бы оставила две последние строки. Остальное – красоты. Честно, тошнит от «кружелей тенёт», от «эфирных прядей хлорофилла», «узоров жил». И до чего тяжела первая строка…

16 Александр Крупинин
Осьминог Венедикт Коляскин
http://www.stihi.ru/2018/12/14/999

Осьминоги обычно ведут себя сдержанно,
Целый день в одиночестве плавают где-то
И только, если очень рассержены,
Выпускают жидкость темно-синего цвета.
Казнятся потом и страдают, что запах у жидкости мерзкий,
Сидят под камнем, пока не иссякнет досада,
Но у каждого за первым плечом стоит Аполлон Бельведерский,
За восьмым - танцует ДиОнис с лозой винограда

***
В Японском море, в больнице святого Эгидия
Работал фельдшером осьминог Венедикт Коляскин,
Пострадавшим кальмарам, креветкам и мидиям
Накладывал по необходимости марлевые повязки.
Он был необщителен, сух, и никто не любил его.
Появлялся в обществе довольно редко.
Но однажды, послушав  какого-то бойкого  дилера,
Попробовал розовую таблетку.
В то же мгновение понял , что жизнь скучна и убога,
Состроил соседским старушкам какую-то рожу зверскую
И, что совсем  не свойственно осьминогам,
Стал показывать всем ротовое отверстие.
Арфу купил потом у дельфина Ролдугина
И песню любви затянул  вдохновенно и страстно,
Соблазнял осьминожиху Марфу чудесными  звуками  -
Эту Марфу он с детства  любил, но боялся признаться.
"О, Марфа - первая красавица осьминожьего царства!
Когда ты проплываешь мимо ,  готов упасть на колени я
Счастье моё и радость безмерная - Марфа.
Тебе, о весна, тебе мои песнопения".
Каждый вечер кружился в вакхическом танце,
Объявил себя  не осьминогом, но белым медведем
И цинично кричал, что они засранцы,
Недоумённо качавшим головами соседям.

Бормочут медузы и мелкие злые креветки,
Что это  воздействие химии на мозги осьминожьи,
Но согласитесь, в какой-то розовой жалкой таблетке
Обнаружить талант и музыку  вряд ли возможно.
И когда вы услышите в море звук чарующий арфы,
Когда донесётся до ваших ушей шум экстатической пляски,
Знайте, не от таблетки, а оттого, что плавает где-то красавица  Марфа,
Поёт свою песнь под водой осьминог  Коляскин.
------------------------------------------------
Не моё. Но стихи.

17 Валерий Поланд
Горы
http://www.stihi.ru/2018/12/13/8710

Дни прирастают днями,
и созревает год;
горы не за горами,
отпуск - несите счёт.

И на пути к вершине -
снежный, бескрайний фон,
сделает нас большими,
и попадёт в альбом.

Прошлого отголоски
распеленает даль,
вспомнится нам Высоцкий,
вспомнится "Вертикаль".

И на краю земного
зашелестят века,
можно увидеть Бога,
трогая облака,
с мыслями, что герои,
в шаге от суеты...

Всё обломает боинг,
видимо, из Читы.
------------------------------------------------
Слабо. Очень слабо. Высоцкий не спасает.

18 Бро Васёк
Внутри. Осень.
http://www.stihi.ru/2018/10/01/6936

Тюремное лето — горнило —
сгораешь, туши не туши,
но есть для стихов и чернила,
и сажа горелой души.

Чаёк с отражением веток
вишнёвых поверх облаков
горяч, ароматен и крепок
внутри двух лечебных глотков.

Ветрам бы чуть медленней течь, но
срываются листья во мгле
вслед солнцу, которое вечно
закатом ползёт по Земле.

Целебная осень печальна,
но всё же надёжный приют
в убогом пространстве локальном
для полчищ свободных минут.

Стихи, что подвержены тлену,
вмещает прохладно в себя
с нетленностью тайны вселенной —
мгновенье внутри сентября.
------------------------------------------------
Боже, сколько ненужного словесного хлама… Автор, объясните, чаёк «горяч, ароматен и крепок»  только «внутри двух лечебных глотков»? А внутри трёх-четырёх уже другой? А «вмещает прохладно» - это как? А зачем здесь «нетленность тайны вселенной»? И не только это.

19 Михаил Белоногов
Сладкий сон
http://www.stihi.ru/2018/10/18/4306

С резким понижением градуса в стекле
клонит притяжением голову к земле.
Белое кружение в небе над страной –
тихое крушение в практике земной –
сыплется и кружится манная мука…
В подворотне лужица – мель для сапога –
в первый крепкий утренник выкрошится льдом.
В личный хаос внутренний – в тёплый жёлтый дом,
погружаюсь затемно, пялясь в потолок,
слушая внимательно жуткий монолог.
Речь, как речка сонная, медленно течёт…
Печка раскалённая, словно топит чёрт…
На дворе покойница пробует метлу –
верно, нездоровится – змей шипит в углу…
Сплю или мерещится, сон или не сон?
Паутиной трещина, в зазеркалье звон…
Всё в избушке розово, чёрен лишь ухват –
с первыми морозами ночи нарасхват.
Рвут кусками крупными оборотни тьму.
Сладок сон в предутреннем розовом дыму,
с ладаном ли, с гарью ли… к худу ли, к добру…
Сколь ни кочегарили – выстыло к утру.
------------------------------------------------
И покойницы, и змеи, и оборотни, а сон всё равно сладок? Видно, богатырское здоровье у лирического героя.

20 Алена Рычкова-Закаблуковская
Колодец
http://www.stihi.ru/2018/12/10/5439

Когда в колодце кончилась вода
Он возомнил себя первопроходцем.
Декабрь стоял, стояли холода.
Дымы стояли, заслоняя солнце..
Он вниз скользил, вычерпывал песок
И каменюки.
До той поры, пока подземный сок
Не брызнул в руки.
А после никнул стылою спиной,
Всем зябким телом
Ко мне в ночи, что к той печи,
Чтоб отогрела.
Подумалось: из темной полыньи
Отца и брата
Так вынимают.. Теплились огни
И я горбато,
Как птица нависала над птенцом.
Под утро он порозовел лицом.
А мне с тех пор повеяло покоем.
Как будто сердце стало ледяное.
------------------------------------------------
Хорошо. Знаков только недостаёт.

21 Алекс Трудлер
не жди меня
http://stihi.ru/2016/06/30/2494

не жди меня, не надо
стоять на берегу
под грохот канонады
с прощением врагу.
мой дом сквозь горло вытек,
и срок давно истёк -
бежит румяный критик
на утлый уголёк.

не стой на переходе
из прошлого - сюда,
удача колобродит
без божьего суда,
заноет под сурдинку
звучащая струна,
проявится картинка
в тенетах полотна.

ретивый, беззаботный,
по-доброму хмельной,
пичугой перелётной
взлечу над целиной.
а ежели промажу,
то встану в полный рост,
предчувствуя пропажу
седеющих волос.

не жди меня на ужин,
и на обед не жди,
я доверху загружен
дорогой впереди.
тоскую по свободе,
пиная шар земной...

не стой на переходе
и не ходи за мной.
------------------------------------------------
Я бы оставила, начиная со слов «не жди меня на ужин». Остальное – лишнее.

22 Ольга Вирязова
Зимний мёд
http://www.stihi.ru/2018/11/28/1620

Долгая дорога рвётся
подпрыгивает и останавливается
там где лёд кончается
точки дыры
прочерки вчерашние завтраки
семечки синичьи квартиры
осень запаха
зима мира

хотя не существует прошлого
просятся непритворные подлинные
помятые сточенные послужить ещё
ложатся под ноги
крыльями трепещут
чего же им хочется

о слежавшиеся листья
непреложные крылья старые вещи
превращённые в крошку
мюсли мысли
доступную истину

о туманы каракатицы труды кошенили
корица которой хватит
прилипает к пальцам
чтобы её любили

о сёстры мои братья
вечные искатели
настоящего вкуса
скитальцы
припорошенные пряностями
таинствами позолоченные
вы здесь проходили
вязами ясенями
этим междупрочием
междумирием
проносили корзины пророчеств
космическим мусором насорили

и запах ванили

всеми лёгкими тонкими
всеми лётными перепонками
сосудами сюда и отсюда
ведут деревья люди
отрешиться от плохого и хорошего
сделаться чистой дрожью
сквознячком у входа
пока я не забуду
пока

имбирь мускат
------------------------------------------------
Слава богу, закончилось. «Имбирь мускат» звучит как «аминь».

23 Анна Германова
«Если снег не приходит...»
http://stihi.ru/2018/12/30/269

Если снег не приходит — приходят последние сроки.
Нет ни в чём белизны — парусит на верёвке бельё,
и берёзы безглазые спят, и бранятся сороки,
всё никак не поделят гнездо на «твоё» и «моё».

Что за свет непрямой, исподлобья, беспамятно-серый,
налегает всей силой на крыши, моргает совой,
нарушает баланс меж сомнением, страхом и верой,
окунает в бесснежье своё как в купель с головой,

отпускает листать придорожных кустарников святцы,
воробьиным пером через сумрак совиный лететь,
возноситься, и падать, и помнить, что нечем держаться,
разве воздухом строк и дыханием спящих детей.
------------------------------------------------
Каждое слово на своём месте. Я бы только насчёт «безглазых берёз» поспорила. Но не буду. Всё равно хорошо.

24 Сергей Богомолов
Лисье
http://www.stihi.ru/2018/11/25/3596

Всё как-то не так в конце ноября.
Даже солнце подмечает это и вместо того,
чтобы сквозь отсутствие листвы поджарить всё живое на земле,
просто перестаёт греть.

Ветрено. На дорогах сухо. Еду на машине вечером после работы,
в пятно света передо мной временами выскакивают из темноты
маленькие зверьки - сухие листья,
они перебегают дорогу, убегают от меня, бегут навстречу.

Небольшой участок дороги идёт полем, здесь нет никаких листьев,
и здесь я чувствую себя старой кометой,
в одиночку наблюдающей за рождением молодых звёзд
и лелеющей надежду, что на планетах рядом с этими-то(!)
уж точно всё будет совсем по-другому, но
через раз-два-три-четыре-пять миллионов лет
понимающей, что эта её надежда   
звёздам никаким боком не заметна.

Нет, что-то надо делать, что-то непременно надо сделать,
иначе зима, как всегда,
накроет всё снегом и сделает вид,
будто ничего такого здесь и не было, и нет, и не будет...

Поле закончилось, снова начали выскакивать - то слева, то справа -
тёмно-серые мыши/лягушки/бурундуки,
но вот, как-то случайно, ветер сделал из небольшой кучки рыжеватых листьев
тощего лисёнка, он бежит рядом, смотрит на меня, я на него;
(девочку Олю я встретил в больнице,
у неё была щербинка между передними зубами, светло-рыжие вьющиеся волосы,
и улыбка, от которой её лисьи глаза делались ещё чуть более узкими,
и оттого какими-то ещё более...
После того, как нас обоих выписали, мы перезванивались недолго,
затем она перестала отвечать.
Ну да, первая любовь, безответная - это ладно, это-то сплошь и рядом,
но у меня-то она произошла в мои 14 лет в больнице,
всё не как у людей, всё не так, какой-то сплошной ноябрь, а не жизнь)
лисёнок резко повернул влево, прямо под колёса,
и я резко повернул влево, вылетел на встречку, затем на обочину...

Н-да, надо как-то выбираться, но самому не выбраться.
Буду звонить в какую-нибудь ближайшую аварийку, приедут - вытянут.

А я приеду сюда весной,
поутру,
гляну то место на обочине, куда я улетел,
гляну всю местность, внятно освещённую отошедшим уже от зимы солнцем,
ну и, может быть, попытаюсь угадать, какое дерево
эти худые рыжие листья осенью обронило.
------------------------------------------------
Может, лучше в прозе? Не пробовали?

25 Диана Рыжакова
Николо-Архангельское
http://www.stihi.ru/2018/12/15/10206

здесь люди так бездушны и легки,
но снег идёт через Сокольники,
он посыпает скользкие дороги:
папье-маше, обрывками гирлянд;
кидает, тёплым светом осиян,
кристальные ромашки прямо в ноги.
гранит ослепший, будто нежилой,
а рядом белый холм сторожевой,
не лает, не кусает,- не пускает,
зачем его придумала земля
и держит у порога декабря,
не злая ведь, не злая, я не знаю,
я ничего не знаю о тебе,
как ты живёшь в упрямой ворожбе
моей любви,- ни слова, ни упрёка,
как ты снежишь, а если не снежит,
что общего у нас с тобой, скажи,
и кто сейчас стоит неподалёку?
------------------------------------------------
Не поняла, зачем упоминание о людях, которые «здесь так бездушны и легки». А «кто сейчас стоит неподалёку»? Каждая деталь должна работать, даже если автор ворожит.

26 Сергей Дуков
Апельсин
http://www.stihi.ru/2018/11/19/7896

…Зачем-то теперь вспоминалось далёкое лето.
Большой апельсин над песочницей серого цвета.
Фасады хрущёвок на ниточках средних широт.
Пустые слова и такие же в точности ранцы.
Играют в войнушку пока что живые афганцы.
Конфета «Снежинка» сосулькою падает в рот.

И вот побережье неспящего, пьяного Крыма –
всего лишь провинция, даже не Третьего Рима… –
там девушка Римма ныряет до самого дна.
А чайки не плачут, и звёзды бесшумно смеются,
и волны то бьются, то ставят прохладное блюдце
под тот апельсин, от которого – долька одна.

Но листья летят, не боясь до конца измараться.
А звёзды молчат, и, как чайки, хотят разрыдаться.
И стрелки ссыпают сквозь трещинки в стёклах песок.
Уходят друзья, как индейцы, с былыми вождями.
И первые строчки по комнате бродят дрожжами…
На цыпочках дрёма крадётся в обновке Суок, – 

так снег выпадает. И что-то меняется в лицах.
И звёзды горят на погонах огромной столицы
(чего б не «гореть»!.. – дорожает её керосин).
В два ночи сопят под гирляндами ангелы-дети, –
сны встали на шар; на салфетку в дубовом буфете –
большой, толстокожий, с наклейкой цветной апельсин.

Ветра налегают, бинтуют дорожные шрамы.
И чайки врезаются в стёкла балкона, и рамы.
А небо крошится и прячется в чёрной норе.
И мечется тщетно по брошенной, белой бумаге,
как мать, потерявшая мальчика в универмаге,
слепая берёза в пустом и холодном дворе.
------------------------------------------------
После «цветного апельсина» пошло другое стихотворение. Или надо что-то дописать – образ теряется. А так – неплохо, только по звуку тяжеловато.

27 Олег Паршев
Спор
http://www.stihi.ru/2019/01/01/2909

Однажды поэт Эн
Заспорил с поэтессой Эм,
Что вот прямо сейчас – на одном из своих колен –
Он напишет одну из величайших поэм.
Секрет успешности неказист:
ГГ, скажем, какой-нибудь декабрист,
Находится он в каком-то из странных мест,
А дальше начинается сущий квест.
Он – десантник, во всеоружии – на Луне,
Где сражается в космовойне.
Год же, как ни в чём не бывало, 1825-й.
И вот-вот начнут наступать марсозакляты.
А герой… Кстати, пора дать ему имя –
Пускай, например, Кедровский –
Так вот, он вспоминает о горькоотечном дыме
И нарочито не ведёт себя по-геройски.
Перед мысленным взором – детство его босоногое,
Драки с мальчишками файфоклокие.
Бабушкин салон, где говорили исключительно по-латыни.
И ещё – как его чуть не склевал Змей Горыня.
В общем, неважно чем закончился завтрашний бой,
Но наш бесшабашный герой
Беспрерывно попадает в переделки и перегрузки
(Тут можно вставить что-нибудь по-французски)
И, летая на звёздоплане,
Думает много и постоянно:
Про сирот, вдов, дурачков деревенских,
Но главное – «проумру»,
Пока, наконец, в городе N-ске
Не попадает в чёрнодыру.
Тут надо заметить, что «проумру» ныне – просто в угарном тренде,
Всяк пишет об этом, если он – истинный денди,
Или дентесса,
Если речь заходит о стихотессах.
Короче, тут и пора ставить в поэме точку,
Чтоб оставить читателю для воображений простор.
Ну, разве… в самый финал тиснуть голодного и брошенного щеночка…

Эм улыбнулась. И не ввязалась в спор.
------------------------------------------------
Тоже улыбнусь. И не ввяжусь в обсуждения – и так всё понятно.

28 Лана Юрина
Разговор
http://www.stihi.ru/2018/11/22/9203

рассыплется по небу птичий крик,
забудется несбывшееся лето –
пока мы долго будем говорить
про то и это.

про жизнь и смерть – приметы прошлых зим,
где солнца обрисован бледный контур
и снег летит, почти неразличим,
за горизонты.

январь, морозы, спящие сурки,
застывший воздух, цитрусово-хвойный.
а ты легко касаешься руки –
мол, будь спокойна.

протянешь мне оливковую ветвь –
и дочка на груди затмит потери.
я первый раз за долгих сорок лет
в тебя поверю.
------------------------------------------------
Неплохое стихотворение. Но в «Тебя» правильнее написать с прописной буквы. Иначе понимаешь не сразу, о ком идёт речь.

29 Берта Лучева
в ежедневник
http://www.stihi.ru/2017/08/08/5799

седьмое августа понедельник
день большого дождя
ждать перемен от погоды или же бесполезно
интересно высохнут лужи к концу ноября/декабря
или же летние превратятся в лёд и готовь железо
то есть – готовь серебряные коньки
если сейчас (предположим) венеция
то зимой – амстердам и брейгель
финские деревянные санки нищие старики
'вороны и вороны на тонких ветках

что же ты детка так хочешь в город усни усни
как говорят в кино – ничего нет лучше плохой погоды
погода лишь повод
это тебе не расплавленное побережье и 40 в тени
это всего лишь холодные руки и шерстяные носки
и никакой тоски если напитки горячей чем прежде
видишь подросшим птенцам безразлично бери пример
крылышки распусти и пой на птичьем

так например зяблик и чёрный дрозд
прыгают по крыльцу подбирают крошки
к ноге привыкли
птицы они ведь тоже маленькие щенки
ищут себе хозяина или же делают вид
чтобы украсить отпуск пейзаж каникулы
да наверное делают вид – принимают еду из рук
перед первой утиной охотой (повезёт не каждой)
лучше бы притвориться что сыт по горло сыт
чем доверять человечьим рукам на пляже
выманят из среды  окольцуют  возьмут в прицел
где ты.. с кем.. кого родила.. пмж и пути миграций
и ничего что помяты пёрышки август уже полетел
вот помянем двенадцатого
                и начнём домой собираться
------------------------------------------------
Начало неплохое, но автору хочется сказать сразу обо всём. На второй части я уже стала засыпать вместе с деткой, в конце забыла, о чём вообще шла речь в начале.

30 Юлия Шокол
гомериада
http://www.stihi.ru/2019/01/22/8342

проиграли в холодно-горячо,
и мороз нас намертво перечёл,
словно список кора...
но где же твоя кора,
древесина, раздетая до нутра?

шпалы-рельсы... сколько себе не вейся,
это тело воды, о братья мои ахейцы-
короеды,
ковчег нам и до утра не съесть,
потому что гомеру явилась благая весть.

так из штаммов вывели мандельштама:
золотистая спинка
и воздуха на прощанье
вороватый профиль мелькнёт - и все,
у судьбы гомерическое лицо.

так елене елеем мазать ладони клёна,
так и мне выкликивать поимённо
к изголовью тех, кому - ни имён уже, ни голов,
а товарищ гомер отвечает «всегда готов»,

потому что троя, как одеколон, троится,
потому что зренье - слепая ночная птица -
накрывает мир, что покорно лежит распят
от груди до самых ахиллесовых пят.
------------------------------------------------
Без комментариев.

31 Лана Степанова
Гражданская оборона
http://stihi.ru/2019/01/01/5668

Когда завыли сирены, я была дома одна.
Завыли сирены,
и сразу не стало дня.
Только что было светло на улице,
осталась одна темнота ужаса.
Первая мысль: что делать?
мне, гражданскому населению
при этом вое тревоги, то есть ее объявлении?
Фамилию препода ГО помню –  Лещик,
хриплый голос и очки помню.
Что делать, забыла.

Вторая мысль (мне совестно, что вторая):
дети в школе! Может быть, добегу, успею
обнять, соврать, что всё хорошо или будет когда-то.
Я сумею.
Если что-то совсем плохое, то лучше вместе.
Господи, что же это?!
Ядерный гриб, всемирный потоп, удушающий газ,
день Помпеи с пеплом, летящим сверху?
Ах, да! Я же читала в газете «Час» –
12.00, плановая проверка.

Уффф...
Из сердца вынули гвоздь,
солнце вернулось, куда надо.
И злость зудела на проверяльщиков,
и радостно было, что всё не взаправду.

Ночью пришёл папа. Ко мне редко приходят родители.
Он говорил, кажется, про гражданскую оборону.
Был скуп на слова, как при жизни,
но убедителен.
И вдруг:
— Хочешь знать, как мы тут ...? –
прошелестел нездешнее слово,
похожее на цветок с косточками внутри,
по смыслу «живём», только наоборот.
Я знала, что скажет правду, и попросила:
— Не говори.
------------------------------------------------
Актуальное. Даже мой компьютер на нём завис на некоторое время – над чем-то задумался. А может быть, ему чего-то не хватило…

32 Ас Пупкин
Марья теперь у пристани
http://www.stihi.ru/2018/11/06/362

Марья сидит у пристани и вспоминает многое,
к солнцу веснушки выставив, небо ладошкой трогает.
Марья рисует зарево, облако леденцовое,
вывела блики карие на' реку пританцовывать.

Делает мысли явными, стелет мазками осени:
вот у воды две яблони рыжие кудри сбросили,
вот карамельной рыбиной солнце ныряет в заводи,
следом из речки прыгает на руки к богу заново.

Вот золотистым выделен дом на заречной улице,
где у крыльца родители Марьей не налюбуются.
Мама ей гладит волосы: “Что с озорницей станется?”
Молвит отец вполголоса: “Полно, вернулась странница”.

Только у Марьи в белое краски с годами выцвели
и постепенно сделалось время голодной птицею,
ищет проворней кочета в прошлом моменты свежие,
клюнуть немного хочет, но выклюет, будто не' жили.

Марья уже не папина, Марья уже не мамина,
стёрто былое набело, разум затмило марево,
но неизменно рано ли, поздно ли сердце верное
вновь возвращает канувших в осени сорок первого…
------------------------------------------------
Невнятностей много, вот беда.
«вывела блики карие на' реку пританцовывать»
«Делает мысли явными, стелет мазками осени» 
«ищет проворней кочета в прошлом моменты свежие,
клюнуть немного хочет, но выклюет, будто не' жили».

33 Надежда Бесфамильная
Соседский дом пустует с сентября
http://www.stihi.ru/2019/01/21/7677

Зайти строкой случайной, наугад…
Зима. А на шпалере виноград
Свисает с прошлогоднего побега,
Не сорван, оказался не в честях,
И сморщенные ягоды в кистях
Упрятаны под толстым слоем снега –
Живой изюм, потрава снегирям.
Соседский дом пустует с сентября,
Он выставлен, похоже, на продажу.
Поверх замка – бумажная печать.
Не следовало в город уезжать
Дожителем в бедлам многоэтажный.

А в доме пустота теперь живёт,
Она молчит, она не ест, не пьёт –
За воду, телефон платить не нужно.
Но, не видавший лично похорон,
Квитанцию засунет почтальон
Под ручку двери, выгнутую дужкой.

Спиною чёрен, тощим брюхом жёлт,
Квитанцию и ручку стережёт
Дворовый пёс – ничейная порода.
Был стариковский невелик прикорм –
Сырок, печенье, доширак, попкорн,
Но будет псина ждать до полугода,
Обнюхивать любой прохожий след,
Глядишь, старик объявится к весне,
Использует опять какой-то литер.
И срежет прошлогоднюю лозу,
И псине даст чего-нибудь на зуб,
И снова нанесёт пурги про Питер.
------------------------------------------------
Казалось бы, правильное. Наверное, многим нравится. Но стандартное. Нерва нет. Взгляд постороннего. Иначе не было бы осуждающего:
«Не следовало в город уезжать
Дожителем в бедлам многоэтажный».
Не понравилось «в честях», «дожитель», «пурга про Питер».

34 Виктор Колесников 6
На белёном холсте января
http://www.stihi.ru/2013/01/09/7959

На белёном холсте января
Лишь кровавый шиповник проступит.
Как повязка на ране, заря
Кровянится сквозь снежные струпья.

Птица редкая молча взлетит,
Оставляя колючую осыпь.
Там, где цвёл незабудкой зенит,
Ветер низкие тучи проносит.

Нахлобучим треух до бровей.
Рукавицы подтянем плотнее.
До февральских лазурных полей
Доживём, добредём, доболеем.
------------------------------------------------
Что-то не то у автора с восприятием цвета. «Кровавый шиповник» в январе? Тут же и «заря кровянится». «Цвёл незабудкой зенит» – красиво, до приторности, но недостоверно. «Белёный холст» и тут же «снежные струпья».
«Редкая птица» (у Н.В.Г.) и «птица редкая» (у В.К.) – почувствуйте разницу. Да ещё «молча» рядом.
 Как это плотнее подтянуть рукавицы? Надо попробовать.
Остановлюсь, хотя можно продолжать.

35 Светлана Илларионова
Навсегда
http://stihi.ru/2019/01/17/5160

Не открывая сонных глаз,
не угадаешь время суток.
Пищат приборы битый час,
лежишь и ждёшь: наступит утро,
придут врачи и сообщат,
что дальше будет всё в порядке,
что интенсивная палата
с тобой прощается сейчас.
Что больше к ним ты – ни ногой,
ни на минуту, ни на йоту,
и что в ближайшую субботу
отпустят навсегда домой.
 
На "раз-два-взяли" – и легко
всего один медбрат поднимет,
и как ребёнка приобнимет.
А ты – ни в чём и босиком –
вдохнёшь его халата запах.
И так захочется поплакать,
уткнувшись в сильное плечо.
------------------------------------------------
Всё, что начинается союзом «что», сообщают врачи? По-моему, часть должна принадлежать лирическому герою или ещё кому-то.

36 Елена Ительсон
Когда выходишь на сцену. Миниатюра.
http://stihi.ru/2014/09/19/9034

  Когда выходишь на сцену- не бойся ничего. Особенно не бойся странных новых подмостков,
Где зрителей стараются приблизить в поле спектакля,  где дистанция между зрителем столь мала, что становится странно- что нового может узнать этот зритель, много знающий, вечно читающий,
А теперь и приближенный к сцене….
  Хочет ли сам зритель этого приближения?
Может быть, для него лучше- не видеть актёров близко? Особенно- актёров, о которых он, зритель, знает многое (так считает он сам)
  Пусть лучше вдалеке заплачет голос-жалейка. Сильный, громкий, но превратившийся временно в жалейку.
 Нужна ли жалость актёрам?
Не жалость, а помощь. Как ни странно – помощь
Один букет цветов может помешать всему, если он будет подарен не вовремя, хоть и от чистого сердца.
А другой букет может немного повернуть концерт.
Зачем люди приносят букеты – не знаю.  После концертов их дарят таким, как я, чтобы не выбрасывать. – всё это говорила  одна служительница зала другой служительнице.
  Стояло лето. И обе в один голос вздохнули- Счастливая Нина Фёдоровна. На даче уже давно!
Гардероб-то закрыли в конце мая.
  Она тебе, кстати, не звонит?-в  один голос спросили друг друга Служительницы зала.
-Нет, ей наверное, некогда,-решили они.- Дача. Внучка….
…Нина Фёдоровна не звонила, потому что неделю  назад с ней попрощались ее родные.
В совсем другом зале. Навсегда. И те цветы, что принесли Нине Фёдоровне несколько человек, ушли  с ней под землю.
Взрослые  сын и дочь еще не поняли, что с мамой они простились навсегда.
Они не позвали на это Прощание ее сотрудников- ведь гардеробщиков в начале лета увольняли, чтобы принять их на работу осенью..
-Может, сами позвоним Нине Фёдоровне?- и служительница уже начала набирать на мобильном номер телефона,.. Как вдруг к ним подошла сегодняшняя выступающая. Чтобы отдать им цветы. Горы цветов.
    До позднего вечера расставляли они в служебных помещениях эти осколки сердец и душ.
Больше всего цветов они поставили в гардероб- он всё равно не работает всё лето….
-Любимые цветы Нины Фёдоровны…-и служительница опять начала набирать номер телефона..
Вне зоны действия. На речку, наверное, пошла. Потом расскажет,-сказала одна из служительниц
И присела в это царство букетов…
-Как в оранжерее,-сказала она.
------------------------------------------------
Всё-таки миниатюра должна оцениваться отдельно, по-моему. Единственный вопрос к автору: почему цветы ушли под землю. Никогда не слышала о таком обычае при похоронах.

37 Наталья Крофтс
Ку-ка-ре-ку
http://www.stihi.ru/2019/01/09/4773         

Когда мы ели петуха,
хрустели смачно потроха
с лучком из кладовой,
торчало крылышко горбом,
как парус в море голубом,
в кастрюле суповой.

Но мрачно хмурился мой дед,
и невесёлым был обед,
и в горло суп не лез.
Мы ели друга. Потому,
что песни нравились ему,
но петь нельзя в большом дому –
здесь вам, друзья, не лес.

А он плевал на палачей,
он петь хотел, не спал ночей –
и с часу или двух,
чтоб нам развеять грусть-тоску,
он радостным «ку-ка-ре-ку»,
приветливым «ку-ка-ре-ку»
ласкал и тешил слух.

Но вот явился управдом
и пенье обозвал вредом –
«В кастрюлю этих Петь!
Держите кошек и собак,
а петуха нельзя никак,

горластых нам нельзя никак –
нельзя ночами петь!»

Здесь можно спать, плясать гавот,
скандалить, ныть, растить живот,
собачиться до драк,
хамить и врать, хлестать вино,
быть с Чудом-Юдом заодно –
но петь у нас запрещено,
но петь нельзя никак!

…Сквозь слёзы я гляжу на суп.
Мне три. Я Петю не спасу.
Не прыгать петушку.
Но слышу я – сквозь боль и страх –
молитвой звонкой на ветрах –
да это ж я, сквозь боль и страх,
пою: «Ку-ка-ре-ку».
------------------------------------------------
Не устраивает меня пляшущий ритм при такой теме. Ощущение, что слёзы понарошку.


38 Мафио
Кубик-рубик
http://www.stihi.ru/2017/12/09/11457

Кубик-рубик крути-верти,
спозаранок руби дрова.
На востоке фон
- не ахти!
А на западе
-синева
пробивается из белил,
из берилла в аквамарин.
Хочешь, в нищенство забери,
хочешь, щедростью умори.
В окоёме снегов полны
корабельные кузова.
Мне отмерено две зимы
вербовать тебя, узнавать.
По прогнозам в четверг Уран
снова выйдет на Марс войной.
Мне бальзамом стекать у ран,
и молиться за Марс одной.
И за Марс, и за нас...за нас...
впрок, запасливо, на потом.
Не до касок, не до кирас -
был бы просто очаг и дом,
и на западе синева...
и восток, пускай, не ахти.
Не нужны мне твои дрова.
Я игрушка твоя -
верти...
------------------------------------------------
В общем, «тэрзай меня, тэрзай» вперемешку с вербовкой, Ураном-Марсом. То руби дрова, то не руби. Ох…

39 Саша Неместный
Где разум с сестрой-бормотухою
http://www.stihi.ru/2018/11/20/10488

Где разум с сестрой-бормотухою
запутались в древних богах,
латентная полночь под мухою
в разорванных бродит чулках.

Бравируя вскрытыми венами
встречает гостей у ворот,
а в залах горячкою белою
томительно вечность течет.

Лаврируя взглядами стертыми
по бедрам беспечных минут,
блуждают живые за мертвыми,
с вопросами к ним пристают.

Пространство чернеет от холода
и тает надежда когда
виляя обрубленным проводом
звонит телефон в никуда.
------------------------------------------------
 «Мой друг Аркадий, не говори красиво». И красивого в этом нет, да и не получается всё равно. Одна «латентная полночь под мухою в разорванных чулках» чего стоит…

40 Семён Кац
Воробьи
http://www.stihi.ru/2018/10/06/1138

День ожидается тёплый, сухой.
Светом и цветом заря таровата.
Солнце восходит. В гнезде под стрехой,
требуя пищи, пищат воробьята.

Поберегитесь, жуки-пауки!
Снова в трудах воробей с воробьихой.
Пташки росточками невелики,
но на охоте ведут себя лихо.

Что воробей? Не певец, не гордец.
Если по-честному, нечем гордиться.
Неблагодарный не вспомнит птенец,
кто приносил ему корм и водицу.

Что воробьиха? Не пава, небось.
Серое платьице без перемены.
Встанут птенцы на крыло – станут врозь
с той, кто тепло подарил им и гены.

Солнце к закату. Был день неплохой.
На миллиметр подросли воробьята.
Угомонилось гнездо под стрехой.
Бог так устроил - и нет виноватых.
------------------------------------------------
В таком небольшом тексте не сочетаются «таровато», «стреха» и «гены», «миллиметр». Кстати, зачем такая точность? – Это я о миллиметре.
«Пташки росточками невелики» - почему «росточками»?  «Гордец» и «гордиться» рядом, «встанут» - «станут».
Да и слишком явна мораль.

41 Molniya
Зимнее
http://www.stihi.ru/2005/01/13-731

Внутри перчатки чутко спит лиса.
И лес, и луг, и плёс, и небеса,
Все тихо спят в перчатке меховой.
Все ждут весны. Оставлена рукой
Ее частица теплится внутри.

Им снится снег, им снятся снегири,
В ветвях рябин пушащие перо.
Им снится льда сверкающий сироп
В густой воде. Белесых мотыльков
Метельный лёт. И, где-то далеко,
Мы словно проступаем в этом сне...

И плавится на солнечном огне
Январский айсберг в блестках из фольги. 
И темнота сиянию нагих
Сплетенных тел не может дать отпор.
И льется свет в полоски между штор -
Прозрачным маревом, настойчив и кудлат,

Любовно гладит пальцы льсьих лап,
Проталинами манит лес и плёс.
Сновидцы забывают про мороз,
Бросаясь в снах искать чудесный клад -   
Источник небывалого тепла.
Найти и не морозить больше щек!
Найти и не бояться больше зим!
Но, наш мирок не интересен им.
Искать тепла у нас какой расчет?!

Раз мы не спим!
------------------------------------------------
Я бы оставила от этого стихотворения первую часть, добавив одну-две-три строки, но других. Правда, заменила бы слово «оставлена». Всё остальное никуда не годится.

42 Сандра Ово
Чтоб очнулась душа
http://stihi.ru/2019/01/24/6131

Расчехлен полосатый флажок,
громыхая, проносится литерный.
Вот бы было сейчас хорошо
прокатиться до самого Питера!

По прешпекту пройтись, не спеша.
Серебра не жалея, с цыганами
загулять, чтоб очнулась душа,
позабыв про болота поганые.

В эпицентре чухонских широт –
островком полустанок затерянный.
Лихорадка житья не дает:
комаров-кровососов немерено.

Помогает брусничный настой,
только это неведомо литерным.
Ну, и черт с ними, выпьем по сто,
на помин станционных смотрителей!
------------------------------------------------
Лихо. Мешает «бы-бы»(«вот бы было»)

43 Игорь Брен
Бедоед
http://www.stihi.ru/2019/01/15/10514

Вьюжной Африкой обучен:
нету жизни - нету бед,
по долинам и по кручам
подползает к невезучим,
пустовёдерным без ручек,
зверь по кличке "бедоед".

От заката до рассвета,
(обломали - отрастут)
он съедает наши беды,
оставляя пустоту.

Изувеченную вечность,
носом ткнёт: "давай сюда".
     ...на обрыве человечьем
     тридцать лет не гаснут свечи...
С сожалением отвечу:
"Это горе. Не беда"
------------------------------------------------
Мысль понимаю, но не эта форма, по-моему, нужна. Всё сложнее.
Понравилось мимолётное – (обломали-отрастут).

44 Жиль Де Брюн
нелетальное
http://www.stihi.ru/2018/11/05/1432

Сбивают пламя, корпус режут,
кричат кому-то: «этот дышит».
Твой бортжурнал недогоревший
опять в неправду перепишут.

Здесь спят, комбезов не снимая,
и следствие дерзит причине.
Здесь, третью жизнь без неба маясь,
военный врач пилотов чинит.

Но хирургическая карма
не терпит случаев летальных.
И сбитым ангелам в медкартах
итожат: «списан, не летает».

И с ампутированных крыльев
аэродромные незнайки
стирают красной звёздной пылью
опознавательные знаки.
------------------------------------------------
Может, потому что в последнее время много читала-смотрела о военных лётчиках, стихотворение ничего не добавило. Не зацепило. И от слова «карма» меня тошнит.

45 Григорий Горнов
Свет, тобою автоматически умножаемый на одну целую шесть десятых...
http://www.stihi.ru/2018/12/29/317

Свет, тобою автоматически умножаемый на одну целую шесть десятых,
когда в голове возникает излишнее натяженье строп.
Паразитарные сущности в женских телах принесённые из шестидесятых
облепили блестящие поршни ходящие между строк.

Концентрация электричества такова, что скоро начнётся осмос.
Искрятся обои, одежда на лестнице, ковролин...
Но тебе никогда не удастся выйти в открытый космос,
потому что космос есть камень, а ты не обладаешь свойствами азимовских героинь.

Остаётся лишь углубляться во время, идущее неравномерно.
Свой окислый венец нервически пристраивать ко всему,
и в щель семантическую  между словами наверное и наверно
засовывать сушеные вешенки, креветки и бузину.

Ждать когда заработают аварийные водосбросы и пить настойки.
Как Менада плясать с закушенною губой.
Или просто летать, словно игрушечный самолётик, работающий на касторке
от одной опоры линии электропередачи к другой.
------------------------------------------------
Нерв есть, хотя на месте автора я бы избавилась от некоторых эпитетов -  не люблю многословия, утяжеляющего строку. Стихотворение для меня началось со второго четверостишия. Первое рыхлое и тяжёлое. Но всё-таки стихи.

46 Света Хохломская
Сколько на земле всего хорошего
http://stihi.ru/2014/11/15/8696

Сколько на земле всего хорошего:
ливень майский, что загнал под мост,
звезд далеких будничное крошево,
за любовный тремор вечный тост,
в три аккорда песенка стограммная,
веник, не познавший бугорки,
не в сезон снежинка оригамная,
и теленок глупый у реки…
Сколько на земле всего… но помнится
суетность чужая ни о чем:
как соседа пьяная любовница
нам в окно стучала кирпичом,
как, влетев «на чай», ночная бабочка
загнала под стол малых детей;
как, стащив тряпье, бежала Капочка,
а толпа вопила пьяно – бей!..
Как мы погубили с Нинкой поползня,
а хотели глупому помочь;
как церквушка сгинула от оползня,
в теплую ивановскую ночь.
Запахи, которым нет названия,
перебиты «Красною Москвой».
Памяти причудны расписания,
не понять – «откуда» и «на кой».
Сполох сна, где каждая печурочка
согревала в норке свой носок.
Вновь клюют пластмассовые курочки,
пустоту… В моей пригоршне сок,
песенный, березовый, с кислинкою,
что бродил в растерянной стране.
Дебелеет с расписной ширинкою
баба-царь на боевом коне.
Памяти былички онемелые…
Скрипнет дверь, и… бабушка войдет,
расцелует крепко в щеки спелые
и в платок пуховый завернет.
------------------------------------------------
Милое, правда, стилистически, на мой взгляд, не всё сочетается, например, «тремор» и «сгинула».  И слегка затянуто.

47 Ирина Рыпка
Сад мой
http://www.stihi.ru/2018/05/22/7430

Как у меня, ты спросишь. Глиняная весна.
В вёдрах сплошная просинь неба обнажена.
В сердце прострел раскрылся, жёлтым глазком горит.
Я без тебя бескрыла: твердь, ледяной гранит.

Пойманный в щель сквозную ветер скулит в сенях.
Всё поминаю всуе Господа и тебя,
словно во мне пластинка крутится и поёт
сладкоголосым Стингом под золотой пейот.

Это тоски осадок, это остаток сна.
Ты разливанный сад мой, где я в тебе одна -
птица, стрекозка, белка, спящая саранча.
Скажешь чуть слышно, - Welcome, буду тебя качать.
------------------------------------------------
Не пробило. Было всё неплохо, а последняя строка всё нарушила.

48 Геннадий Руднев
А жить - не поздно
http://stihi.ru/2009/11/28/5629

А жить – не поздно. Поздно быть другим,
искать, уже найдя. Не верить, что нашел, и…
И нарезать круги, и нарезать круги,
не находя, где ждут у двери без защелки.

А быть – не поздно. Проще – проморгать
и заблудиться там, где солнца выше крыши,
и не услышать, не увидеть – лгать,
что здесь никто не видит и не слышит.

Не жертвовать – служить, как жить, одной
любви, взахлеб ее глотая жадно.
И молча лечь на дно с прямой спиной:
налево- плавники, направо – жабры.

И подгребать по зову. Подгребя,
понять, что опоздал. И вот тогда-то
сменить бы веру в самого себя,
исправить дату и уйти в солдаты.

И встать на караул у двери той,
и не пущать таких же правоверных,
как сам, к тебе. Да и тебе самой
всех запретить кроме себя, наверно.

И сочинить про то любовный гимн.
И петь сквозь зубы, слыша из-за двери,
что кто-то влез в окно и стал другим.
А жить – не поздно, если очень верить.
------------------------------------------------
В общем-то всё правильно. Но скучно. Прямолинейно очень.

49 Евгений Войцековский
Как глубок Ахерон
http://www.stihi.ru/2009/10/03/3456

Как глубок Ахерон…  Или просто ты спишь наяву?
Подплывает Харон, и кивнув на свободное место,
безучастно молчит. Рядом с лодкой весло, на плаву
оставаясь, скрипит, с чуть заметным подобием жеста

шевелясь на волнах. Отказаться не сыщешь причин.
Да, похоже, пора – хоть и страшно, признаться на совесть.
Очень жаль, что потом не дозваться – кричи не кричи –
остающихся здесь… Что за странная помесь

между явью и сном? Между ними увидеть черту
невозможно пока, но поможет простая примета:
вдруг, очнувшись в толпе, не обол ощущаешь во рту,
а меж пальцев пятак, опускаемый в щель турникета.
------------------------------------------------
Написано хорошо. Правда, чего-то мне не хватило. Пока не поняла, чего именно.

50 Наталья Разувакинa
так снежно
http://www.stihi.ru/2018/12/01/9367

у нас так снежно так красиво
а то что холодно плевать
зима закутала россию
всего-то месяцев на пять

собачьей шерсти рукавички
а с неба белый порошок
на рынке девочки-узбечки
им с непривычки хорошо

зима дворняга-душегрейка
под брюхом талое тепло
любовь не вздохи на скамейке
а жаркий дом и жёлтый плов

слепой надежды южный лучик
не плачь не бойся не дрожи
на эту жизнь святую сучью -
всего-то жизнь
------------------------------------------------
Начало хорошее, а дальше – хуже. «Не дрожи на эту жизнь»? Вот что получается без знаков…

51 Ольга Флярковская
Забудут нас...
http://stihi.ru/2017/05/23/10512

Вот и то преодолелось, и это...
Не оттого, что исправилась, очистилась –
расхотела,
остыла...
Сил стало немного,
почитать,
дойти до булочной...
А тут такое...
Бес посмертной славы ну подзуживать меня,
ну разжигать...
Хоть строчечку напиши,
хоть абзац!
А я ему: кыш!
Ишь, строчечку ему...
Вот умрёшь, говорит, и забудут тебя,
через год забудут,
как не было!
А я и бровью не веду,
хотя слушать,
прямо скажем,
неприятно!
Потом надоело мне,
и я как гаркну:
заслужила, значит!
Вот и забудут.
А он, разочарованно:
котла ты заслужила, как у вас рисуют...
А вот возьми и напиши – строчечку.
Про добро, любовь, про Бога.
Ты же любишь Бога?
Ну вот.
Строчечку.
Только чур, сильную, настоящую.

Нет, бес. И не надейся.
Ничего на свете точно не знаю,
а одно знаю,
чувствую:
отдавать надо,
до корки, до выжимки последней.
Отдавать ж и в ы м,
кто рядом,
живое тепло
сердца и слова.
Оглянется кто, скажет: про меня это.
И нет большей награды.

...Пахнет яблочной прелью
сад августовский,
трава пробивается
сквозь камни садовой дорожки...
Полночный дождь коготками царапает крышу,
стучит по отливам..
Ребёнок разбил коленку...
Его слёзы солоны.
Солоно море,
оно зализывает рану,
словно гигантский синий пёс.
Рука в руке стоят двое.
За ними бездна.
Пред ними вечность.
...А где-то
в немыслимости неба
живёт и дышит Бог.
Остального нам знать не дано.
Забудут нас - и забудут.
------------------------------------------------
Целый поэтический манифест. «Светить всегда».
Мораль лучше бы покороче, получается пафосно. Растекается всё после беса.
 
 
Послесловие:

Ну, вот и всё. Выдохнула. Теперь можете кидаться камнями в ответ, как это любит Стихира. Камушки весной в дело употреблю. А теперь пойду пройдусь по снежку, пока ещё, слава богу, зима.

Таким образом, в шорт-лист включаю то, что запомнилось, хотя кое-что не без погрешностей(см.выше):


Анна Германова «Если снег не приходит...» http://stihi.ru/2018/12/30/269
Алена Рычкова-Закаблуковская «Колодец» http://www.stihi.ru/2018/12/10/5439
Сергей Дуков «Апельсин» http://www.stihi.ru/2018/11/19/7896
Лана Юрина «Разговор» http://www.stihi.ru/2018/11/22/9203
Лана Степанова «Гражданская оборона» http://stihi.ru/2019/01/01/5668
Александр Крупинин «Осьминог Венедикт Коляскин» http://www.stihi.ru/2018/12/14/999
Сандра Ово «Чтоб очнулась душа» http://stihi.ru/2019/01/24/6131
Григорий Горнов «Свет, тобою автоматически умножаемый на одну целую шесть десятых...» http://www.stihi.ru/2018/12/29/317
Евгений Войцековский «Как глубок Ахерон» http://www.stihi.ru/2009/10/03/3456

------------------------------------------------
Об эксперте:
ОЛЬГА КОРЗОВА
Родилась и живу в Архангельской области. Окончила Архангельский государственный пединститут, более четверти века работала в школе. Публиковалась в журналах «Знамя», «Двина», «Север», «День и ночь», «Наш современник», в газете «Литературная Россия» и др. Автор книг стихов «Чёрное и белое» (2004) и «На широких ветрах» (2014). Член Союза писателей России с 2008 г. Член редколлегии журнала «Двина».
Радиопередача с Ольгой Корзовой: http://lektorium.su/audio/810
Страница в Журнальном зале: http://magazines.russ.ru/din/2014/5/28k.html
Страница на Стихи.ру: http://www.stihi.ru/avtor/rjabina1
Страница в "Парусе": http://www.hrono.ru/avtory/parus/korzova.php
Страница в "45 параллели": http://45parallel.net/olga_korzova/
Страница на "Российском писателе: http://rospisatel.ru/korzova-stihi.htm
Страница на "Русском переплёте": http://www.pereplet.ru/text/korzova10dec12.html
Страница в "Вечернем гондольере": http://gondolier.ru/169/169korzova_1.html