Советуем прочитать. Для всех, кто пишет стихи

Дружана
Недавно я услышала, что ГНОМ и ОКНО, ТРЕТИЙ - ЗАМЕТИЛ, ДЛИННЫЙ - ВИТАМИНЫ  - это не рифмы. Зная, что многие из участников наших конкурсов, молодые, начинающие поэты, желающие узнать о правилах стихосложения как можно больше (да и опытным  эти знания повторить не вредно, в том числе и мне), предлагаю прочитать несколько статей Аллы Коряковой, организатора и руководителя Творческой мастерской Алкоры. Лучше всего начать именно с рифмы.

ВВЕДЕНИЕ К СБОРНИКУ   http://www.stihi.ru/2011/09/05/5617
КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ   http://www.stihi.ru/2011/09/11/1981
КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ ПО ОБЪЁМУ   http://www.stihi.ru/2011/09/16/3374
КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ ПО ЗВУЧАНИЮ    http://www.stihi.ru/2011/10/01/2560
РОДНАЯ И ДВОЮРОДНАЯ РИФМА   http://www.stihi.ru/2011/10/05/2469
ПРИЁМНАЯ РИФМА   http://www.stihi.ru/2011/10/19/3581
РИФМЫ ДАЛЬНЕЙ СТЕПЕНИ РОДСТВА И ДРУЖЕСТВЕННЫЕ  http://www.stihi.ru/2011/11/02/3444
**********

Из статьи Алкоры "КАКИХ РИФМ ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ"
http://www.stihi.ru/2011/11/23/7173

Сегодня мы уйдем от строгой классификации рифм в соответствии с их устройством, от новых терминов, привычных для специалистов, но для нас - обременительных. Мы ведь Чайники, а основное качество Чайника – его практичность: нам хорошо и полезно то, что помогает понять, что нужно делать, а чего не нужно, когда мы пишем свои стихи. Как выразился Маяковский, нам важно решить вопрос:  «что такое хорошо, и что такое - плохо?» Вот об этом и поговорим. И начнем с плохого.

Больше всего портят впечатление о наших стихах, пусть даже и написанных с соблюдением всех правил, банальные рифмы.

БАНАЛЬНАЯ РИФМА – связка слов, наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся, как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть. Тем не менее, по причине крайне малого словарного запаса рифм у некоторых  слов при их незаменимой смысловой нагрузке такие рифмы используются даже мастерами, хотя и очень редко, и очень осмотрительно. Не стоит ссылаться на их примеры, лучше приложить все усилия, чтобы обойтись без них.

Что же это за рифмы?

Вновь – любовь – кровь.
Ночь – дочь – прочь.
Тебя – любя.
Трудный – чудный.
Поздравляю – желаю.
Радость - младость.
Вечер – встреча – свечи.
Слёзы – морозы – грёзы - розы.
Борьба – судьба.
Век – человек.
Чувство - искусство.
Ночи – очи… и т п.

Старинный звук меня обрадовал и вновь
Пою мечты, природу и любовь.
                (А.С. Пушкин)

В огромном городе моём - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь, -
А я запомнила одно: ночь.
                (М.И. Цветаева)

Не пой! Не пой мне! Пощади.
И так огонь горит в груди.
Она пришла как к рифме «вновь»
Неразлучимая любовь.
                (С. Есенин)

Подскажу один способ, как их обойти, если очень хочется вставить эти слова по смыслу. НИКОГДА НЕ СТАВЬТЕ ИХ НА КОНЕЦ СТРОКИ, что можно легко сделать, изменив порядок слов в предложении. Пусть ваша «Любовь» окажется в середине строки, и тогда вам не придется пристегивать к ней надоедливое «вновь», потому что другие варианты (кроме «морковь») вам найти будет трудно!

Не украсит ваше стихотворение и бедная рифма.

БЕДНАЯ РИФМА – недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные. звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр.

Фактически, это  то же, что и ассонанс, о котором мы с вами еще поговорим, и который хорош в верлибре, в некоторых других стихах, но в коротком рифмованном лирическом стихотворении (которые мы так любим подавать на конкурс) такие рифмы   отвратят от вас симпатии ваших судей. Да и читателей тоже.

Чем точнее, чем созвучнее ваши рифмы – тем лучше. Никогда не торопитесь отказаться от поиска более точной, ссылаясь на правомочность неточных  рифм. Кто ищет, тот обязательно найдет нужное и лучшее слово! А в русской поэзии бедные рифмы, конечно, встречаются:

Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори, моя звезда!
                (слова народные)

Еще один порок рифм – ГРАММАТИЧЕСКИЕ РИФМЫ. Они тоже относятся к разряду бедных: это  рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах.

 В силу своей незатейливости подобрать такую рифму не составляет труда, например, ГЛАГОЛЬНЫЕ РИФМЫ на "ать"- в словаре их более 5500 слов:
летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
                ( М.В.Ломоносов)

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...
                (В.А Жуковский)

Не особо украшают ваши стихи РИФМЫ ИЗ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ НА "ОЙ" (таких - свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...

а также РИФМЫ ИЗ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА "АНИЕ" (более 1000 слов): гадание - желание -знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание...

И уж совсем плохо воспринимаются рифмы из двух однотипных причастий или деепричастий: играя-вздымая,проснувшись, изогнувшись, запустив- укусив и т.д.

  На глади лежат, отраженьем играя,
  Блестящие капельки- солнца лучи,
  А ветер рябит, волны горкой вздымая,
  И вдруг рассыпая, как нити парчи.

  На берег волна, словно только проснувшись,
  Лениво скользит, омывая песок,
  И мягко откатывает, изогнувшись,
  Омыв выдающийся в воду мысок...
                (автор СТИХИ.РУ)

Грамматические рифмы иногда называют еще и ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ РИФМАМИ – рифма с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме:
горе - море, играли - страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому - одинокому…

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
                (А.С. Пушкин)

Куда лучше параллельных рифм использование однородных и разнородных рифм.

ОДНОРОДНАЯ РИФМА – рифма из слов, принадлежащих к одной части речи, но в  отличие от параллельной (грамматической) рифмы, слова находятся  в различных грамматических формах (употреблены в разных падежах):
странный – долгожданной, кляча - удачу, вера – меры, сниться – злится, бег - брег…

Еще лучше  РАЗНОРОДНАЯ РИФМА – это рифма из слов, принадлежащих к различным частям речи.
Вода – сюда, мотылёк – промок, дней - сильней, какаду – найду, истома – дома, склеп – слеп, вы - увы, гибкой - улыбкой, сдача – иначе, послушна - равнодушно, рать - умирать, княжна - скромна…

А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
                (К.И. Чуковский)

Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.

ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА – это когда слово рифмуется само с собой.

И мощная рука к нему с дарами мира
Не простирается из-за пределов мира.
                (А.С.Пушкин)

«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат.
                (А.С. Пушкин)

О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.
                (Лев Озеров)
 
Сродни тавтологическим рифмам существуют ПОЛУТАВТОЛОГИЧЕСКИЕ РИФМЫ,

в которых рифмующиеся слова являются однокоренными, отличаются только приставкой или нарощенным первым корнем, и при этом имеют сходное значение: брошенный – заброшенный, вертолёта – самолёта, площадь – жилплощадь, убийца – самоубийца : ждать-подождать, царил-воцарил, какой - никакой, люби-возлюби, бег-забег, нас - вас, кто - никто, свои - твои ...

Пуская твои небрежные напевы
Изобразят уныние моё,
И, слушая бряцание твоё,
Пускай вздохнут задумчивые девы.
                (А.С.Пушкин)

Использовать такие рифмы, конечно, можно, но украшением вашего стихотворения они вряд ли станут, во всяком случае, если в нем нет других ярких достоинств. 

Скажу больше – все эти «мои, твои, меня, тебя», так прекрасно закрывающие нам прорехи в ритме,  работают, как слова пустышки – они подразумеваются строем всей фразы, без них по смыслу можно обойтись, они просто занимают место в строке. Замените их лучше  значимым определением или наречием. Чем меньше в ваших стихах слов-паразитов (тех, без которых смысл полностью сохраняется!), тем для стихотворения лучше.

Никогда не стоит рифмовать и однокоренные слова: светит- засветит, ботинок- полуботинок, добрый-недобрый, прилетел-улетел и т.д.

ОДНОКОРЕННАЯ РИФМА – это рифма, где слова отличаются только приставкой (кто – никто, счастье – несчастье, полюбила – разлюбила), или имеют один корень: милосердный – сердце, мысли – смысле, порву – взорвусь, бессилье – насильник, маятник – маяться и т.п.
Полутавтологическую рифму тоже иногда относят к однокоренной, но как бы их ни называли, рифмование производных одного корня – чаще всего грубейшая ошибка.

Допустима, но плоховато звучит и может вас подвести

ТВЁРДО-МЯГКАЯ РИФМА – двоюродная рифма, внутри которой мягкая согласная противостоит твёрдой, особенно, если рифмующиеся слова стоят в соседних строчках:
 
Горы – море, рады - ради, молния – полная, час - озлатясь, Панкратий-косматый, мир - монастырь, стол – моль, жизни - отчизны, зрит - разделить, дыра - моря…

Верный конь, узды не чуя,
Шагом выступал:
Гриву долгую волнуя,
Углублялся вдаль.
                (А.С.Пушкин)

Пачками колец Сатурн
расшуршался в балетной суете.
Вымахивает за туром тур он
своё мировое фуэте.
                (В. Маяковский)

Бренчит частушка, как медаль,
И голову дурманит.
Чего б ты от неё не ждал –
Она тебя обманет!…
                (Роберт Рождественский)
**********

В творческой мастерской Алкоры можно узнать о ритме, о строфе, о жанрах.....
Интересная и ОЧЕНЬ полезная информация для любого поэта.

Кстати, Алкора систематически проводит конкурсы, в том числе и стихов для детей, с подробным разбором.