Рецензии на произведение «Трансатлантический диалог о судьбах литературы»

Рецензия на «Трансатлантический диалог о судьбах литературы» (Психоделика)

Хочу в качестве интересного продолжения диалога (пусть и несостоявшегося) скопировать сюда заметку Кирилла АНкудинова из жидкого журнала, коснувшегося похожих тем, что и я, но в несколько менее категоричной форме.
ЧГ
.

____________________________ Кирилл Анкудинов ____________________________
_________________________ НОВЫЕ ВРЕМЕНА: ТРЕТЬЯ СИЛА _________________________

Выдалось время, и... прошу прощения за пафосность, ангажированность и проч. выбранной темы, но я хочу поговорить о культурной политике в свете последних событий.
Для начала рассмотрим, какая культурная политика практиковалась в "путинское восьмилетие".
В это восьмилетие не велось никакой культурной политики вообще - причём такая стратегия по отношению к культуре была выбрана сознательно (судя по всему).
Даже когда Путина спрашивали: "Какой литературный жанр вам нравится?" - он отвечал: "Не скажу, чтобы все писатели не бросились в этот жанр". Я уж не говорю о том, что на каждой встрече с литераторами Путину непременно намекали на необходимость господдержки в области литературы, и Путин всегда отвечал отказом.
В этом была логика: надо было стабилизировать пост-ельцинскую Россию, а культура - всегдашний источник волнений и потрясений. Дистанцировавшись от культуры, государство подморозило (точнее, подглазурило, подгламурило) её.
Теперь явились другие времена, требующие совсем иного.
Посмотрим на современную российскую культуру.
В ней безусловно различимы две сильных структуры - "массовая культура" и "высокая культура", и более, пожалуй, не различимо ничего.
"Массовая культура" выживала как могла - и выжила ценой высочайшей структуризации и почти абсолютной неизменности.
"Высокая культура" тоже выживала как могла, тоже выжила, тоже за счёт структуризации. В литературе, например, "высокая культура" структурировалась вокруг "толстых литературных журналов".
Всё прочее, в общем, не выжило...
"Российская массовая культура", она же "российская поп-культура", она же "российская попса" (в т.ч. "литературная попса") имеет много плюсов - она легкоусвояема, она мобилизуема, она, как правило, верна государству. У попсы есть только один минус - она галимая. И это знают все. Даже тот, кто в жизни не кушал ничего, окромя попсы, понимает (сознательно или бессознательно): "попса - галимая". За Петросяна никто воевать не будет. И за Дарью Донцову никто воевать не будет.
"Высокая культура" - совсем иное. Но тут другая проблема: пока она была предоставлена себе и выживала, в неё были встроены шурупы... скажем так, несколько чужеродного свойства - и теперь она (едва ли не вся) держится на них.
Тот же Алексей Цветков-старший, который в последний месяц исчерпывающе показал себя (и будет показывать себя впредь)... Цветков - (сейчас) плохой поэт, но идеологический работник он хороший. И Цветков работает вовсю - как идеологический работник. Однако Цветков - не только моральный авторитет и эстетический образец. Фактически он стал "начальником отдела кадров" для солидного сегмента "высокой культуры". Он даёт рекомендации в литжурналы, он формирует общественное мнение, он растит поросль и делает это вполне успешно.
Теперь поглядим, что получилось. С одной стороны - Петросян, с другой стороны - Цветков со своими идеалами, а между ними - чисто поле. Эдакий культурный перепад сотворит такой сквозняк, что им выдует всё. Собственно говоря, подобный перепад культур уже был в царской России; он привёл к 1917-ому году; сквозняком выдуло всю "старую Россию".
Я против цензуры и препон. Сейчас Цветков публикуется в литжурналах по пять-семь раз в год; пусть он будет публиковаться там хоть тридцать шесть раз в год. Не надо замазывать и закрывать имеющиеся отдушины, надо делать новые отдушины, чтобы их было много-много-много.
В современной российской литературе совсем нет "вертикальной мобильности", нет "лифтов вверх". В итоге - несколько поколений выброшены на свалку. Люди спиваются, сходят с ума, гибнут из-за невостребованности, из-за того что никому не нужны. Я - свидетель всего этого.
Есть мощнейшая "третья сила". Те авторы, которые не принадлежат к "массовой культуре", потому что не попадают под её форматы, да и не хотят принадлежать к ней. Но к "высокой культуре" эти авторы тоже не принадлежат. Для "патриотических изданий" они пишут слишком сложно, слишком интеллектуально, слишком динамично, слишком по-городскому; для "либеральных изданий" - слишком просто, слишком понятно, слишком необычно (или слишком обычно), слишком неформатно - а чаще всего просто не смогли обзавестись нужными связями и потому не пропущены никуда.
В Майкопе есть, как минимум, один прозаик (Серебряков) и три поэта (Адельфинский, Заволокина, Редькин), которые вполне могут прилично смотреться на общероссийском уровне. Плюс имеется десяток "подающих надежды" авторов. Редькина заметили, потому что он молод. Адельфинского же вне Майкопа я могу опубликовать лишь в своём ЖЖ да на сайте "Стихи. Ру", и более нигде. А сколько таких невостребованных по всей России...
Отмечу: разумеется, цветковы и кузьмины будут твердить: "Это плохие авторы". Отчасти они будут правы, а отчасти - нет. Вообще "вопросы вкуса" - топкая трясина. Однако есть разные градации "плохости".
Представим себе охрану, пускающую куда-либо лишь тех студентов, которые получили пятёрку. Те, кто получили единицу - не получили пятёрку. И те, кто получили четвёрку - не получили пятёрку. И те, и другие - не получили пятёрку, и их не пускают. Но с теми, кто получил единицу, всё ясно. А с теми, кто получил четвёрку - ничего не ясно. Может быть, они получили четвёрку из-за личных пристрастий экзаменатора. Может быть, они знали больше, нежели экзаменатор, может быть, мыслили оригинальнее и потому оказались непоняты. Может быть, экзаменатор процедил: "Грамотно, профессионально, но чего-то такого-эдакого здесь не хватает..." - и влепил четвёрку.
В современной литературе бесконечно много таких "хорошистов". Надо делать ставку на "хорошистов" - чтобы они всей своей непомерной массой задавили бы цветковых и кузьминых. Если Цветковы-Кузьмины возвышаются одинокими маяками, все тянутся за этими маяками, поскольку других маяков нет. А если разнообразные маяки со всех сторон - красные, белые, зелёные, фиолетовые - это совсем иной расклад. Если на "Цветков - гений" раздаётся: "Адельфинский - гений", "Караулов - гений", "Чёрный Георг - гений" - и всё это АКТИВНО ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ... вот тогда Цветков-Кузьмин теряет способность быть Лорелеей.
Не надо идиотских писем "с подписями Битова и Искандера", не надо акопяновских "духовных смершей" и прочих дивертисментов. Надо только, чтобы была выстроена культурная структура, независимая от оценок и мнений Цветкова, Кузьмина и проч. И разве мало в России авторов, которые ЗАХОТЯТ встроиться в эту структуру? Думаю, что очень много.
Должны быть новые литературные проекты, поддерживаемые (финансируемые, курируемые, раскручиваемые) государством - и открыто, и прикрыто - через (как бы) частные структуры. Только не следует отдавать их на откуп чиновникам-дуболомам, двадцать лет не видевшим в глаза поэзии. Пускай работают продвинутые эксперты, умеющие отличить Айзенберга от Вексельберга и способные конкурировать с тем же Кузьминым. Эти эксперты должны отделять "хорошистов" от "двоечников" и делать "хорошистов" "СВОИМИ отличниками". .

http://kirillankudinov.livejournal.com/286455.html?thread=6069751#t6069751

Вселенная Чёрного Георга   03.04.2009 02:22     Заявить о нарушении
Да, про Лорелею - это он хорошо сказал)) Интересно почитать этих Адельфинского и Караулова. А что касается строительства новой культурной структуры - надо то конечно надо, а как это реализовать. Сомневаюсь, что государство станет поощрять\финансировать такие вещи, мне кажется, ему выгоднее держать интеллигенцию по контролем, а это тем проще, чем меньше разнообразия.

Марина Ратнер   03.04.2009 16:31   Заявить о нарушении
Марин, там он благодушничает, конечно. Это элементы утопии, ибо быть лорелеями можно лишь при наличии денег на раскрутку. А правительству важно отчитаться по факту траты средств, а не по факту создания чего-то достойного за потраченные средства, - и этим и пользуются те, кто успел ручики приложить к нушным крантикам. ;)

Черный Георг   04.04.2009 00:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Трансатлантический диалог о судьбах литературы» (Психоделика)

Ну что-ж, продолжим здесь (начало см. на ТМ). Попробуйте-ка в Московском метро открыть томик Пушкина. На вас посмотрят с укоризной. А если это будет Лермонтов или Мандельштам, то ещё и спросят где украл. Ну а если кто-то из современников - Бродский или там Рождественский то и у виска покрутят.
Тем не менее, поэзия нам всё же нужна. Она нас сопровождает каждый день. Это песенные тексты. И это даёт надежду.
Как сделать, чтобы поэзию всё-же народ читал и покупал? Если и возможно найти ответ, то только в экспериментах. Это должно очень отличаться и от песен и от т.н. традиционой лирики. Вот и ищите и обряшете.... Я то-же ищу.

Михаил Симкин   21.03.2009 21:06     Заявить о нарушении
Михаил, да очень просто это сделать: издавать только тех поэтов приличными тиражами, которые пишут сильные тексты, - тексты, которые людьми могут быть востребованы, к которым развивается привыкание, как к наркотику. Которые не хочется через 5 минут отбросить от себя подальше.

А среди песенных текстов, это правда, нередко попадаются весьма примечательные, - но всё равно там работает уже не поэзия, а синтетическое искусство. Зайдите на страницу последнего семинара и почитайте мой последний пост, вот на него ссылка: http://www.stihi.ru/rec.html?2009/03/19/4571. Я там как раз о таких вещах и говорил.

Чёрный Георг Предел Невозможного   22.03.2009 06:34   Заявить о нарушении
Пронблемма в том, что никто и нигде эти тексты, а конкретно - поэтические тексты, не издаёт и издавать не будет. А почему? Вы ваще мой пост прочли. Видимо нет. Так и эти тексты - никто не читает (Ну скажем за исключением школьных). Песенные тексты - заказная лирика. Бывает, что бывает, но чаще - нет.
Речь идёт о поисках выхода настоящей поэзии из кризиса жанра. Ведь над поэтами сегодня все смеются. Посмотрите на Евтушенку - клоун...

Михаил Симкин   22.03.2009 10:17   Заявить о нарушении
На счёт Интернета - согласен. Но на счёт парков - не очень. Стихи есть и в театре - Шекспир, и на эстраде - Гафт, Евтушенко, Филатов. Но у поэзии уже давно кризис. Над поэтами смеються. Помните, как Шеленберг над Штирлицом смеялся?

Михаил Симкин   22.03.2009 15:37   Заявить о нарушении
Да будут покупать - и Пушкина, и Мандельштама. Но в бывшем Союзе всегда всё делается немного через одно интересное место, как сказали недавно на Ковчеге. Поэтому до сих пор книги издают не те и не такими тиражами, как это необходимо. Если издать Пушкина тиражом в полмиллиона экземпляров, то он тоже будет никому не нужным пылиться в магазинах. А если издать Рождественского даже тиражом в 10 тысяч, то он тоже не разойдётся. Надо делать такие вещи С УМОМ, а не через то самое место, - только и всего.

Поэзия никогда не сможет сравняться в популярности с детективами или фантастикой, поскольку последние читаются людьми почти всеми (среди которых 80% имеют примитивнейшие вкусы), а поэзия читается от силы 20% от всей "читающей" публики, а если ещё говорить о той части читающих поэзию, которым нравится не Асадов или Ахмадулина, а Тарковский или Пастернак, то таких наберётся всего 5% от общего числа. Вот и делайте вашу арифметику - сколько и чего необходимо издавать, чтобы оно раскупалось.

А в метро читать поэзию, действительно, только сумасшедший станет, это правда. Кстати, сценическая поэзия - это вообще нечто другое. Я не стану здесь её судить - лучше она или хуже, чем настоящая поэзия, но - она иная. Шекспир лучше звучит со сцены, чем прочитанный дома в кресле. Но он для того и писался, ибо большинство его произведений - пьесы. А попробуйте почитать со сцены Блока - и сразу поймёте, что это абсурд. Вот Маяковского со сцены читать можно, но - опять-таки - он для этого стихи и писал, чтобы их декламировать. Во всяком случае - очень многие.

Чёрный Георг Предел Невозможного   22.03.2009 17:50   Заявить о нарушении
Насчёт "умной" издательской политики для поэзии не могу с Вами согласиться. И на Западе, где вроде с умом издают, лирику никто не покупает и не читает. Один из лучших современных английский "чистых" поэтов - Флипп Ларкин - работал библиотекарем. Поэтом - не проживешь. А тут приходят полуграмотные рабочие парни из Ливерпуля и все, как один пишут прекрасные стихи - никак не хуже, а даже лучше этого маститого поэта. С лёгкостью находят ответ на многолетний трудный вопрос литературы: "To be or not to be?". Никто до них не мог внятно ответить. А они ответили с простой и лёгкостью, отличающей всё гениальное. Оказывается, что просто "Let it be!". Блестящая находка.

Михаил Симкин   22.03.2009 18:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Трансатлантический диалог о судьбах литературы» (Психоделика)

Ребята,

Хочу сделать небольшое обновление: мой комментарий к эссе Алексея Цветкова был опубликован на сайте Института Катона. Я ошибался, полагая, что текст отзыва не опубликовали, испугавшись крамольности высказанных мною идей; видимо, модераторы сайта просто слегка заспались.

Как бы то ни было, открытое обсуждение эссе Цветкова на странице Психоделики получилось интересным, были высказаны различные, достаточно обоснованные, мнения... Хочу от себя лично и от Сообщества Психоделики поблагодарить всех участников дискуссии.

На этом официальное обсуждение объявляется закрытым. Спасибо за внимание.

ЧГ

Чёрный Георг Предел Невозможного   19.03.2009 01:14     Заявить о нарушении
Да, это не означает, ребята, что под этим постом никто ничего писать не может. Если у кого-то есть желание что-то высказать по теме дискуссии - пожалуйста не стесняйтесь.

Черный Георг   19.03.2009 17:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Трансатлантический диалог о судьбах литературы» (Психоделика)

Удивительная вещь: для того, чтобы что-то давать, - совершенно не обязательно что-то иметь. Дающий не обязательно должен иметь что-то в руках, чтобы иметь возможность передать это другому.

Подобно этому, - для того, чтобы заострить чей-то меч, не обязательно иметь другой, ещё более острый. Достаточно всего лишь подобрать точило, которым никого не разрубить надвое, сколько ни пытайся.

Люди постоянно путают такие вещи. Им постоянно кажется, что лишь тот, кто сам чего-то небывалого достиг, может иметь правильные суждения. Лишь к нему они готовы прислушиваться внимательно. В результате - собственное непонимание таких людей всегда обращается против них самих, - сводя к минимуму их шансы что-то правильно оценить либо осознать. Сводя к нулю их шансы чего-то достичь в мире или внутри себя.

Тот, кто доверяет лишь себе, - ошибается. Тот, кто себе не доверяет, ошибается не меньше. Противоположности друг друга вовсе не отрицают, точнее - отрицают лишь для поверхностного наблюдателя. Можно ли понимать что-то в литературе, если сам не являешься - ни поэтом, ни писателем, ни критиком? А можно ли быть критиком, писателем или поэтом - если ничего в литературе не понимаешь?..

Ребята. На эту небольшую статейку пришло очень много людей, - и глупых, и достаточно разумных, и неискренних, и вполне честных, и без царя в голове, и без признаков каких бы то ни было психических отклонений. Чуши, разумеется, нагородили куда больше, чем сообщили чего-то дельного. Но - те, у кого есть глаза и ум (!!), - смогут в этой каше-малаше разобраться, и отделить зерно от плевелов, пусть даже последних - видимо больше.

Черный Георг   15.03.2009 19:06     Заявить о нарушении
Это, разумеется, неважные мелочи, но - стоило бы отметить, что литература практически никому из авторов Стихиры вообще не нужна. Им до неё дела столько же, сколько вомбатам до того, есть ли жизнь на Луне.

Мне сегодня некто сказал, что Стихира - не поэтический сайт, а сайт знакомств. Я с этим согласен, но лишь отчасти. Стихира - это сайт случайных людей. Рифма - это сайт достаточно серьёзных графоманов, где более половины всех людей умеют прилично писать и имеют какое-то понятие о стихосложении (там даже поэты иногда встречаются). Стихира же - это нечто среднее между литературным региональным форумом (на таких люди выкладывают что попало, в надежде, что кто-то придёт и их почитает) и страницами жидкого журнала, где вообще о литературе речи нет, зато можно летними фотографиями похвастаться, особенно сделанными на фоне моря в купальниках.

И - да, на Стихире больше поэтов, чем на других сайтах, но они растворены в такой массе случайных людей, что заметить их нет никакой возможности. А объединяться они не хотят, ибо очень горды собой (либо им вообще ни до чего дела нет). Поэтому все, кто как-то старается их отфильтровать, неизбежно попадают пальцем в небо, коллекционируя преимущественно графоманов, а поэты почти всегда сквозь фильтры ценителей ускользают.

Но какое это имеет значение, если люди, приходящие сюда, получают то, за чем пришли?.. Знакомятся, увлекаются друг другом, ездят друг к другу в гости, спят друг с другом, некоторые даже женятся. И тогда их поэтические пути резко обрываются, - до развода по крайней мере. :) А к чему это я?.. - Сайт, видимо, скоро станет редакторским отстойником, поэтому кое-что на нём изменится. Что именно? Поэтов станет существенно меньше, и видеть их на Главной практически перестанут. Графоманов станет заметно больше, и их будут всё время рекламировать. Случайных людей останется примерно столько же, - им-то всё равно.

Вы меня можете спросить: а хорошо ли это? А не ужасно ли это? - А по большому счёту это не имеет значения. Поэтам Стихира не может ничего дать, - поскольку она не обеспокоена престижем собственного сайта. И поэтому быть поэтом Стихиры - означает лишь иметь собственную область для хранения текстов - и ничего больше. Вопрос: а нужно ли нечто большее поэту? - Не думаю. А сайту, всерьёз заявляющему себя национальным сервером поэзии - думаю, нужно. Нужно - в первую очередь доказывать, что он собрал у себя лучших поэтов. Но как это можно делать, если поэты проходят сквозь сети "ловцов", а "вылавливаются" почти исключительно - графоманы, и их-то Стихира и рекламирует (и дальше будет рекламировать даже больше)?

И вот тут-то мы и приходим - к взаимосвязи казалось бы отвлечённого вопроса о настоящем русскоязычной поэзии, затронутого мною в миниэссе, - и практического и насущного для всех пользователей Стихиры вопроса - о будущем (а также настоящем) этого сайта. Вот теперь, связав концы верёвочки, я спокойно удаляюсь - рисовать строки на прибрежном песке. Помните Диогена, ищущего с фонарём человека? На Стихире можно с тем же успехом искать поэтов - и никогда их не найти. Но вопрос в том - а нужно ли поэтов на Стихире искать? Возможно, лучше по примеру Диогена вооружиться фонарями - и искать людей? - Шансов, пожалуй, тоже немного, - но где наша не пропадала? - Наша везде пропадала. ;))

Вселенная Чёрного Георга   16.03.2009 01:44   Заявить о нарушении
«А сайту, всерьёз заявляющему себя национальным сервером поэзии...»(с)

- Георг, позвольте мне дать справку: действительно, раньше на каждой странице Стихиры, под её логотипом, высвечивалась надпись «Национальный сервер современной поэзии», но, если не ошибаюсь, где-то в конце лета 2007 года эту надпись убрали и с тех пор сайт позиционирует себя так: «Сервер Стихи.ру является некоммерческим социально ориентированным проектом. Наша миссия - предоставить всем авторам возможность опубликовать свои произведения в сети Интернет и найти читателей»(с) http://stihi.ru/about/

С уважением,

Владимир Кочетков   16.03.2009 09:07   Заявить о нарушении
Мища вот о чём говорил:

Приглашаем всех авторов принять участие в праздновании Всемирного дня поэзии в субботу 21 марта 2009 года в 15:00 в Москве в большом зале Центрального Дома литераторов. Вход свободный. Вы можете прийти со своими друзьями.

В программе мероприятия:

Приветствие от Константина Кедрова – президента московской ассоциации поэтов ЮНЕСКО, основателя Всемирного дня поэзии
Приветствия от руководителей Союза писателей России, Союза писателей Москвы и других писательских организаций
Объявление об учреждении новой общественной организации – Союза поэтов интернета, выборы председателя
Презентация нового литературного конкурса «Народный поэт»
Прием новых членов Русского литературного клуба
Выступление поэтов с чтением своих стихов

Ведущий – Дмитрий Кравчук, главный редактор Стихи.ру.

Смарагда   16.03.2009 09:56   Заявить о нарушении
Георг, Вы совершенно правы: "И поэтому быть поэтом Стихиры - означает лишь иметь собственную область для хранения текстов - и ничего больше."

Добавлю, только, что хранилище текстов очень удобное, есть куда отсылать читателей - сервер работает быстро, поисковые системы его любят.

Ну и, конечно, здесь можно создать свой круг общения - это легче, чем на ЖЖ, потому что выше скорость работы и проще интерфейс, да и реклама не замучивает.

А насчёт того, станет ли сайт редакторским отстойником, будет ли он считаться крайне непрестижным и т.п., так мне всё это абсолютно ПОФИГ! Честно! Хотя, конечно же, не хотелось бы, чтобы стало совсем уж стыдно здесь находиться.

Поляк Андрей   16.03.2009 12:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Трансатлантический диалог о судьбах литературы» (Психоделика)

Георг, я понимаю, о чем ты, но пожалуйста, не нужно так принижать Америку, она дала миру джаз, мюзиклы, битников и рок-н-ролл - разве этого мало? И я еще раз повторюсь, психеделика существовала всегда, достаточно послушать и почитать русский фольклор, чтобы в этом убедиться. Можно говорить о том, что журнал Психеделика сконцентрирован на ней, культивирует и развивает ее, но называть себя в этом первопроходцами на мой взгляд, некомильфо.
Что касается литературы вообще, тем, кто не в общем потоке всегда было нелегко - их не понимали, не печатали - так было и будет всегда, потому что у среднестатистического большинства мозги напоминают банку с килькой, и даже если находишь консервный нож, чтобы ее открыть, обычно оказывается, что содержимое давно протухло. Более того, многие просто не хотят или боятся сильных эмоций и чувств, потому что они всегда несут в себе боль, они ранят, заставляют думать, а это всегда несет в себе страх. Для них поэзия невозможна без дидактики, им нужны стишки про любовь, про христианство, про детей, про родину, про хороших людей, про кустики, которые в их понимании обязательно зеленые, и увидев в чьем-то стихе фиолетовые они сразу же выражают свое фи или набрасываются:"так нельзя писать" Так же, будь у них возможность, они бы запретили всю серебряную поэзию, и в тоже время таскают на себе символ инь-ян, абсолютно не врубаясь в его суть. Да, это оно - главнее всего для таких назначение предмета, а не его суть. Они не понимают, а вернее не хотят понимать и принципиально отторгают дионисийскую поэзию, но при этом по вечерам смотрят новости, в которых рассказывают как кого-то убили или что где-то взорвалось, смотрят сериалы и фильмы про бандитов и считают, что это правильно, потому что это - жизнь. Но их собственная жизнь скучна, и они получают удовольствие от наблюдения за чужой, хотя бы просто для того, чтобы отдохнуть и развлечься, или найти тему для разговора потом. Эти скабрезные романчики, сериалы, полуголые девки на экране, поющие "про то, как он ей нужен, а потом - не нужен" - это все равно, что подглядывать в чужие окна, особенно интересуясь окном спальни. И при всем при том, при всем при том считают себя добрыми и нравственными, запрещая дочке встречаться с любимым мальчиком, потому что он плохо учится и не станет директором завода или пиная голодную кошку, потершуюся о ноги - "ведь это же грязь!" - а сами плескаются в ней, как свиньи. Ведь у нас в стране думают так:если плохо живешь - дурак ты, если хорошо - нунахапал гад, если как все - в лучшем случае вообще не замечают. И дети такие же - выделяющихся затравливают, как волков-одиночек, отбившихся от стаи. Это объясняет то, почему у нас не приживается американское правило "победителя не судят" - еще как судят, особенно - когда не за что. Не знаю, есть ли на земле нация, более завистливая, чем русские...Так я к чему подвожу, во многом источник грязи в творческой среде - именно зависть. Те, кто когда-либо занимался восточными единоборствами с грамотным тренером, знает, что встретив достойного соперника, хорошо будет сразиться с ним, в поединке обмениваясь опытом, и если проиграл - сделать выводы, что ты делал неправильно, какими слабыми сторонами нужно заняться и какие приемы противника стоит разучить для себя. На стихире же, к сожалению, все это носит характер пьяной драки либо окатывания помоями из-за угла, ни чести, ни гордости...Чтобы изменить литературу, нужно сначала изменить взгляды хотя бы части общества, подготовить его к ее принятию, ибо очень мало осталось необолваненной молодежи, представители которой способны всерьез заболеть искусством, свалившимся как снег на голову или просто влюбиться. Любовь сейчас - не модно. И стыдно выражать свои чувства по поводу понравившейся, допустим, картины - они не видят там Венеру, для них там голая баба! Короче, пока в "мОзгах жиреет попс"(с)(как стиль жизни), судьба у литературы, как ни грустно, одна - подполье. Будем не ангелами, так крысами-диверсантами. для тех, кто не знает: в войну подбрасывали тела крыс со взрывчатой начинкой в уголь, и когда он попадал в топку, получался бабах. Простит за невкусное сравнение, но истинное искусство сейчас является именно этим.

Артемона Иллахо   15.03.2009 13:13     Заявить о нарушении
Артемона, я подписываюсь под всем тем, что вы сказали. Очень рад, что вы высказались.
По поводу Психоделики. Верно! Она существует давно! Но Приёмы и методы удалось сформулировать только теперь. Как прорвать стену, которую, невольно, выстраивает человеческое сознание, сознание массового читателя? И как бороться с попсой? Это 2 вопроса, а на самом деле, это один вопрос. Существует ли "система отмычек" или достаточно быть честным и искренним, чтобы хорошо писать? Так вот, Георг говорит, что автор может разумно пользоваться "отмычками". Впрочем, те авторы, которые пишут честно, интуитивно, сами выходят на них. И здесь да, вы, Арте, правы. Психоделика была всегда. Потому что всегда были люди не желающие мириться с мещанством и ищущие духовное. Таких людей, как вы верно заметили, не много. Но их и не должно быть много. Человечество развиваясь, ищет путь к новому через отдельных индивидуумоф, за которыми, в последствии, идут те, кто раньше "клеймил позором". Этот сценарий никого уже не удивляет.
Впрочем, нужно понимать, что и методы Психоделики не конечны. Первое, они развиваются и второе, что когда читатель адаптирует своё сознание к ним - придёт новое поколение, которое пойдёт дальше и откроет новые методы и приёмы. И так до бесконечности. Многие на стихире уже сейчас это понимают и поэтому Георг говорит о невиданном подъёме русскоязычной поэзии. Гофайзен и Кабанов, сам Георг и Смарагда, Миронова и Ла Страда уже вышли на очень высокий уровень. А нам, которые ещё так не пишут, нужно только правильно определить, что хорошо, что плохо и куда двигаться.

Симон Слуцкин   15.03.2009 14:00   Заявить о нарушении
Артемона, я ничего об американском джазе и прочих американских культурных достижениях не говорил, не так ли? Я говорил об американской ЛИТЕРАТУРЕ, - читайте внимательнее мои посты.

А психоделикой МЫ ПЕРВЫЕ НАЧАЛИ ВСЕРЬЁЗ ЗАНИМАТЬСЯ. Да, её примеры существовали всегда, - я это сам всегда повторяю. НО. Если гафний и существовал всегда, то открыли-то его, всё-таки, Костер и Хевеши, не правда ли? А потому - они его первооткрыватели, - ибо они его первыми ВЫДЕЛИЛИ в относительно-чистом виде И ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ, несмотря на то, что и до них он прекрасно в природе существовал, среди циркониевых минералов.

До того, как я психоделику в литературе открыл, о ней (о психоделике-пи, либо психоделике первого рода, - а мы именно о ней всегда здесь говорим, а не о психоделике-до, психоделике второго рода, основанной на употреблении психотропов) в мире вообще никто не знал. И это - факты, а не мои фантазии. Сходите на старые страницы, трёхлетней давности, - когда я начинал людям объяснять, что такое настоящая психоделика в литературе, - и никто этого не понимал и не хотел видеть. Сегодня, усилиями - как моими, так и моих друзей, - психоделика известна уже почти всем, кто литературой (поэзией в частности) всерьёз увлекается. Известна - хотя бы по названию. А до этого считалось, что психоделика - это что-то связанное с псилоциново-мескалиновой субкультурой.

Поэтому - никаких сомнений в том, что именно мы являемся первопроходцами в психоделике, - быть не может.

А по поводу литературы в целом... Не знаю, - тут разные процессы существуют, и о некоторых (в мире русскоязычной литературы) я высказался в этом мини-эссе, которое Цветков побоялся опубликовать под своим опусом. Если бы я писал об англоязычной литературе, то тоже сделал бы это куда внятнее, чем он сам. Дело в том, что здесь необходимо учитывать историю развития языка в целом, а также современные процессы (и не только влияние масс-медиа, но и взаимовлияние культур, в т.ч. и американской культуры макдональдсов и стивенов кингов). В древнюю Грецию при этом лезть совершенно необязательно.

Кстати, любопытный исторический факт: на заре становления Соединённых Штатов встал вопрос - о государственном языке, и греческий был почти паритетен с английским при голосовании, всё решилось всего несколькими избыточными голосами; - забавно сегодня представлять себе, насколько иначе могла выглядеть современная культура (и в частности - англоязычная литература), если бы языком США стал греческий, а не английский, не правда ли? ;))

Черный Георг   15.03.2009 16:09   Заявить о нарушении
Георг, зайди, пожалуста, на форум. Я высказал предложение и хотелось бы узнать твоё мнение.

Симон Слуцкин   15.03.2009 16:31   Заявить о нарушении
Иван, я тоже считаю, что интернета вполне достаточно. За ним будущее.
И очень скоро придёт новое поколение, которое не будет приучено к книге и журналам. Однако, поэзия нужна. Это я вижу по своей странице. Всё больше заходят людей, которые находят мои стихи не через стихиру, а через поисковики. Со временем произойдёт силекция и кто-то возьмёт на себя труд классифицировать поэтов и осветить ситуацию в инете. Будут выстроены целые виртуальные библиотеки. Кстати, не факт, что бесплатные, как сегодня. Уже сейчас можно закачивать в МП3 книги, которые читают и слушать сутками. К примеру, Пелевина. Телевидение уйдёт на 2-ой план.

Симон Слуцкин   15.03.2009 17:37   Заявить о нарушении
Георг, мне думается ты, в данном случае, излишне нападаешь. Смотри - Ивану хочется говорить на эти темы, нечто его задело. Может быть - хочется разобраться...

Иван, Вы вот все предствляете всех здесь детишками в штанишках коротеньких)) Но это не так. Я старше Вас, увы и увы, и прилично старше...)) Что делать... Или вот - соображения о филологии и точных науках. Между прочим, здесь есть именно филологи, специалисты по языку, блестящего образования, университетские в лучшем понимании этого слова люди. Не стоит делать скороспелых выводов. Не надо смешивать обычную полемику и суть.

Михаил Микаэль   15.03.2009 19:08   Заявить о нарушении
Миш, если хотят разобраться, то спрашивают, а не начинают с отрицания, не успев понять в чём суть.

А по вопросам филологии и лингвистики - здесь есть два признанных авторитета, лучше которых на сайте никто в теоретических вопросах литературы не разбирается: Смарагда и Камирра. И обе они идеи психоделики поддерживают. А если кто-то ещё, кроме них, преподаёт в университетах (пединституты и прочие институты - не считаются, а равно и самозванные академии совокупно с их горе-"академиками") теорию литературы и прочие языковые науки, то - было бы интересно знать мнение таких людей. Но, насколько я знаю, больше таковых здесь нет. А разные полуграмотные журналисты и самопровозглашённые критики, печатающиеся в малочисленных изданиях, - имеют просто смехотворный уровень профессионализма, поэтому к таким недоучкам всерьёз прислушиваться невозможно. (Я, как доктор наук, - хоть и не филологических, - это вполне могу засвидетельствовать).

А здесь мы вообще не психоделику рассматривали, а лишь общие проблемы официальной русскоязычной литературы, которые делают её тем, чем она сегодня представляется. Другими словами - чем-то весьма неприглядным и малопривлекательным. Причём рассматривали эти проблемы ОТВЛЕЧЁННО, без перехода на личности. А те, кто вламываются в дискуссионный зал и орут: "вы все, здесь собравшиеся, дураки!" - сами себя уже достаточно явно характеризуют, не правда ли?

Черный Георг   15.03.2009 20:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Трансатлантический диалог о судьбах литературы» (Психоделика)

ты бы сначала доказал что психоделика существует, а потом бы начал бороться с остальной частью вселенной.

"Сергей Иванович, статистика - хитрая штука, не правда ли? Ею можно что хошь доказать, если только абстрагироваться от якобы не относящихся к делу данных. ;))"

Так чем дело закончилось у Смарагды по сбору корешков статистики в полевой экспедиции там:

http://www.stihi.ru/2008/12/04/3849

Виктор Авин Ученик Сопина   13.03.2009 09:22     Заявить о нарушении
Всё уже было доказано Анукой, - вот там: http://www.stihi.ru/2008/11/05/3960

Большой психоделический эксперимент доказал всем, что психоделика РЕАЛЬНО существует и воспринимается самыми разными людьми - независимо от чьих бы то ни было внушений или желаний.

Последующий эксперимент Смарагды доказал лишь то, что психоделика начинает авторами восприниматься на определённой ступени поэтического развития; не достигшие необходимого уровня читатели путают психоделику и не-психоделику.

Чёрный Георг Предел Невозможного   13.03.2009 14:30   Заявить о нарушении
"Сергей Иванович, статистика - хитрая штука, не правда ли? Ею можно что хошь доказать, если только абстрагироваться от якобы не относящихся к делу данных. ;))" (С)

Дядя Витя   13.03.2009 14:36   Заявить о нарушении
Дядя Витя, там статистику интерпретировали трое - Степ, сама Анука и я (кажется, Ливерий или кто-то ещё тоже делал какие-то беглые подсчёты). И вывод у каждого из нас получился примерно одинаковым, хоть и шли мы к нему разными путями. Это уже не статистика и не жонглирование цифрами, это наука, которой можно верить.

Чёрный Георг Реинкарнация   13.03.2009 14:54   Заявить о нарушении
там статистику делал ты кладя в потребительские корзинки хвосты ноги и уши от осла убеждая что это слон - некая таинственная пси,

"которую словами не описать" (С) Георг наше все всея вселенной.

вот участники твоего эксперимента слона и нашли по законам психологии, а статистика это подтвердила.

я лишь напомнил тебе об этом, по второму ближнему кругу бегай со Смарагдой во время ее второй полевой экспедиции за корешками психоделики для неподготовленных тобой посторонних, несваренных в твоем бульенчике циплят.

покеда баранька. до новых твоих пёрлов. а о твоей наглой лжи-залепухе страждущему блицев Бруштейну насчет причин по которым сбежала Ленка Воробей я вообще я просто помолчу. ладна? или не вырежешь? эт как раз в тему о глянце, журналах и твоем тайном желаньи порулить вселенной.

ладно уж, аптекай. всем с тобой все ясно, даже твоему бывшему тусняку. чт оя говорил о тебе им два года - они сами увидели сбежав.

Дядя Витя   13.03.2009 15:23   Заявить о нарушении
Аня, скажи ещё раз - о том, как ты статистику "делала", когда результаты своего психоделического эксперимента анализировала, - кстати, методом весьма отличным от того, которым пользовался Слава (а, равно, и я сам).

Чёрный Георг Реинкарнация   13.03.2009 15:40   Заявить о нарушении
да я уже устала повторять.
никакой статистики я не "делала".
но результаты показали, что мнения Ловцов-добровольцев, принимавших участие в эксперименте по выявлению "психоделических" (или как там их ни называй) стихов, в большинстве случаев совпали.
примечательно, что среди Ловцов были не только сподвижники Георга, но и люди, относящиеся к его идеям достаточно скептично.
все подробности на странице эксперимента.

Анука   13.03.2009 17:08   Заявить о нарушении
"психоделических или как там их не называй" (С) Анука.

- вот именно.

1. "ловцы" искали хвосты, ноги и уши от осла, которого психоделисты назвали слоном. Анука искала новые черты осла - упрямость.

2. никто не заявил что у них выкидывало сознание - главный признак психоделики

3. "ловцы" были подготовлены заранее и знали что искать - признаки "влияния на сознание" или "взаимосвязь с сознанием" - "бесшовность" и прочую лабуду как ПРИЗНАКИ ПСИ. бесшовность - можно обнаружить,

НО ДОКАЗАТЬ ЧТО ЭТ ОПРИЗНАК ПСИХОДЕЛИКИ - НЕВОЗМОЖНО

на этом и строился лохотрон, на котоырй попалась и Анука.

4. неподготовленный "эксперт", необолваненный, естественно, никакой пси не обнаружил.

5. группа студентов Смарагды и оболваненных Георгом на стихире сошлись в одном -

ОТ СТИХОВ СОЗНАНИЕ НЕ ВЫКИДЫВАЕТ, ЧИТАТЕЛЬ НЕ СОМТРИТ МУЛЬТИКИ, НЕ ПОЛУЧАЕТ УДОВОЛЬСТВИЯ БОЛЬШЕГО ЧЕМ ПРОСТО ОТ ХОРОШИХ СТИХОВ ЧТО ЕМУ ПО ДУШЕ, "ПСИ" НЕ РАСКРЫВАЕТ ЕМУ НОВЫХ ГОРИЗОНТОВ, КОТОЫРЕ БЫ ЧИТАТЕЛЬ БЕЗ НЕКОЕГО ПСИ-ВОЗДЕЙСТВИЯ НИАСИЛИЛ.

точка. все эт ов материалах эксперимента.

Виктор Авин Ученик Сопина   13.03.2009 18:40   Заявить о нарушении
Дядя Витя, не пори чушь. Результаты группы авторов, отобранных для эксперимента Анукой, и группы студентов Смарагды - разошлись так далеко, как только возможно. И это - подтверждение того факта, что студенты-филологи на первом и третьем курсах правильно распознавать психоделику НЕ СПОСОБНЫ, а продвинутые авторы Стихиры - способны, причём почти безошибочно.

И последнее, дядя Витя: прими во внимание то обстоятельство, что Степ подтасовкой результатов эксперимента заниматься не стал бы, Анука - не стала бы, Смарагда - не стала бы, и я сам - тоже не стал бы.

ЛЮДИ СПОСОБНЫ ОТЛИЧАТЬ КОЛИБРИ ОТ БРАЖНИКОВ - ДАЖЕ НЕ БУДУЧИ НИ ОРНИТОЛОГАМИ, НИ ЭНТОМОЛОГАМИ, и нечего втирать им, что - если они не могут сформулировать отличительных признаков насекомого, то и опознать его они не смогут: дети, не зная, что такое насекомые, прекрасно их распознают.

Чёрный Георг Реинкарнация   13.03.2009 18:54   Заявить о нарушении
Георг, у меня такое понимание психоделических стихов.
Возможно, что и неправильное.
Такие стихи следует воспринимать «расфокусированным взглядом».
Как воспринимают объёмные картинки (пример такой картинки: http://basik.ru/images/155/full.jpg )
Один «глаз» - сознание, логика, второй – подсознание, чувства.

Обычные плохо написанные стихи формально похожи на психоделические.
Сочетания слов и предложений выглядят странными, полу-ошибочными.
Но в психоделическом, и качественном, стихе ошибок нет.
И это становится понятно после того, как воспринята «объёмная картинка».

«Расфокусированно» воспринимать трудно.
«Расфокусировка» и есть «изменённое сознание».

Такое понимание у меня сформировалось из личной практики.
Практики моих попыток «впитать» стихи, которые внешне выглядели как довольно правильные.
Но в то же время в них ловился некий «загадочный смысл».
Более толково объяснить это я, к сожалению, не могу.

Виктор, Георг - прошу прощения, что вклинился в ваш разговор.
Но мне показалось уместным дать свою реплику именно здесь.
И показать, что и для обычных читателей, коим я прежде всего и явлюсь, идеи психоделики не кажутся беспочвенными.

С уважением,

Владимир Кочетков   14.03.2009 17:17   Заявить о нарушении
д.б.: выглядели как довольно неправильные.

Владимир Кочетков   14.03.2009 17:23   Заявить о нарушении
Владимир, психоделика, о которой мы здесь говорим - это не "расфокусированные" стихи и не "странные" стихи. Это всего-навсего те стихи, которые остро воспринимаются читателем, которые направлены на читателя. А они могут быть самыми разными.

И еще одно: ПЛОХО написанные стихи НИКОГДА на психоделику не похожи. Психоделика - это всегда очень хорошие стихи, - если бы они не были хорошими, то не могли бы так сильно на читателя воздействовать.

Вы, видимо, путаете ту психоделику, которая на субкультуре потребления наркотиков строилась, с нашей. Мы специально их разделили по названиям: наша психоделика - психоделика-пи (первого рода), а та, о которой Вы говрите, - это психоделика-до (второго рода). Зайдите на наши семинары и посмотрите, какие стихи приводились там в качестве примеров психоделики В НАШЕМ понимании этого слова. Думаю, Вам это будет интересно.

Черный Георг   14.03.2009 20:48   Заявить о нарушении
«Такие стихи следует воспринимать «расфокусированным взглядом»»(с) Владимир Кочетков

«психоделика, о которой мы здесь говорим - это не "расфокусированные" стихи»(с) Черный Георг

«Георг, на мой взгляд, смешивает иногда акт творчества и [акт] потребления»(с) Михаил Микаэль 15.01.2009 20:40 , http://stihi.ru/2008/12/11/4715

:)

Георг, «расфокусированный взгляд» есть моё метафорическое понимание вот этого Вашего высказывания:

«ПСИХОДЕЛИКА [психоделика-пи – здесь и далее] – это ... ... те стихи, которые апеллируют не к разуму, а, в первую очередь, к подсознанию. Разум их, конечно, тоже воспринимает, но не успевает отслеживать, регулируя восприятие, - и получается нечто вроде лавинного эффекта в какой-то момент»(с) http://stihi.ru/2008/12/11/4715

- - -
«Обычные плохо написанные стихи формально похожи на психоделические. Сочетания слов и предложений выглядят странными, полу-ошибочными»(с) Владимир Кочетков

«ПЛОХО написанные стихи НИКОГДА на психоделику не похожи. Психоделика - это всегда очень хорошие стихи, - если бы они не были хорошими, то не могли бы так сильно на читателя воздействовать»(с) Черный Георг

- Георг, Вы сами признаете, что не все читатели способны воспринять психоделические стихи: «некоторые люди просто слишком толстошкурые - и на них такие вещи не действуют»(с) http://stihi.ru/2008/12/11/4715 . Замечу, что, на мой взгляд, «толстошкурых» людей довольно много. Вопрос: как в их глазах выглядят психоделические стихи?.. Мой ответ: плохо выглядят, непонятно, и плохо именно так, как и действительно плохие стихи.

Но и те, кто способен воспринимать психоделическую лирику, скорее всего при первом прочтении тоже подумают, что стих – странный, плохо понимаемый. Потому что для правильного восприятия такого стиха читателю требуется должным образом настроиться. Быстрая (уже при первом чтении) автоматически выполняемая настройка, как полагаю, бывает только у достаточно опытных читателей – и Вы с этим согласны: «студенты-филологи на первом и третьем курсах правильно распознавать психоделику НЕ СПОСОБНЫ, а продвинутые авторы Стихиры - способны»(с) Чёрный Георг Реинкарнация 13.03.2009 18:54 , http://stihi.ru/rec.html?2009/03/13/2141

- - -

«Вы, видимо, путаете ту психоделику, которая на субкультуре потребления наркотиков строилась, с нашей»(с) Черный Георг

- Нет, не путаю... я с Вами говорю о стихах, а не о психотропных препарата – разве это не заметно? :)...
Может быть, Вы хотите сказать, что стихи могут оказывать на читателя два разных типа психоделического воздействия: «-пи» и «до» - так?.. Но, читая материалы по психоделике (поэтической) я нигде не видел упоминаний о такой «двойственности»... И, замечу, если бы она имела место, т.е. если бы существовали стихи, прочтение которых было бы эквивалентно употреблению, например, героина, то... то страшно представить, что... всех поэтов следовало бы поставить, в профилактических целях, на спецучёт как потенциальных изготовителей наркотиков :))

- - -

Георг, для меня «объёмные картинки» прежде всего есть метафора, которая способна помочь (особенно, обычным читателям) понять суть поэтической психоделики. Удачна ли эта метафора?.. – на мой взгляд, да. Потому что в ней, как я вижу, есть аналоги и главных свойств психоделических стихов, и аналог самого процесса восприятия таких стихов.

Георг, я ни на чём не настаиваю.
Просто попытался помочь Вам в продвижении Вашей идеи.
Которая многими воспринимается критически.
Но в которой, на мой взгляд, есть зерно истины.

С уважением,


Владимир Кочетков   15.03.2009 12:29   Заявить о нарушении
Здесь приведена цитата из моего обсуждения вопроса. Но там же:
"На самом деле, я бы шел дальше. Я бы говорил о совместном пси-акте сочинителя и смотрящего (читающего). В том смысле, что вдохновенное состояние первого с "наибольшим КПД" передается второму. И поглощенность первого алхимией мастерства становится "очарованностью" второго"...
Да, я не рьяный сторонник пси. И в основном оппонент. Но - доброжелательный. Поскольку вижу стихи-результаты, и они мне часто нравятся.

Михаил Микаэль   15.03.2009 13:33   Заявить о нарушении
Да, Михаил, и я Вас понимаю. Но у Георга, как я вижу, понимание психоделики, так сказать, нечётко-двойственное:

- с одной стороны, Георг считает психоделику почти независимой от читателя (психоделический стих воспримут, при наличии определённой подготовке, многие):

а) «Психоделика - это что-то вроде обмана сознательного ВНИМАНИЯ читателя. А обмануть его и попасть в области позади его, которые им бдительно охраняются, можно лишь усыпив его»(с)

б) «Так о чем же мы тогда говорим, обсуждая т.наз. "психоделику"? - О тех стиха, которые способны производить эти сдвиги в читательском восприятии - ПОЧТИ ВСЕГДА, а не изредка и случайно. И о тех, которые эти сдвиги производят не у одного какого-то читателя, а у очень многих»(с)

- а с другой, наоборот – психоделика позиционируется Георгом как существенно зависима от читателя:

а) «психоделика ВСЕГДА ИНДИВИДУАЛЬНА. Почему? Потому что переходы нашего сознания с уровня на уровень всегда индивидуальны»(с)

б) «психоделика - это именно то, что читатель пропускает через себя, что задевает его не на интеллектуальном уровне, не на эстетическом и не на уровне отраженных эмоций, а на сугубо личном, при этом - вовлеченном, а не отстраненном»(с)

Примечание: все цитаты взяты из источника: http://stihi.ru/2008/12/11/4715 .

Лично я думаю, что на практике имеет место и то, и другое. Точнее, так: у каждого пси-стиха есть, теоретически, свой круг читателей, которые его могут воспринять, и круги эти бывают всевозможных «диаметров»: от минимума (круг - почти точка: стих понимает только некий один читатель) до почти максимума (стих могут воспринять почти все).

Предложенная мной метафора «объёмные картинки» относится, прежде всего, к «массовой психоделике».

... а я вообще не оппонент - я помощник... возможно, глупый :)

С уважением,

Владимир Кочетков   15.03.2009 15:50   Заявить о нарушении
Насчет "глупый" я бы не сказал)) А оппонирование всегда требуется. Если речь идет о существенных материях. Но оппонет озлобленный или "играющий в оппонирование" - такой тип критика ... мало от него толка. Единственно, кто полезен в этом смысле - человек, умеющий думать и готовый честно смотреть на вещи, готовый принять нечто новое или отвергнуть, по сути, а не по внешнему.

Михаил Микаэль   15.03.2009 16:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Трансатлантический диалог о судьбах литературы» (Психоделика)

Выеденное яйцо "толстой" темы.
*

Сначала - то, в чём один автор безусловно прав:
цитата -
"достаточно взглянуть на ту же Поэзию.сру или Термитник, чтобы в этом совершенно убедиться. Авторы, которых там рекламируют, - в лучшем случае поэты очень средние, а зачастую - вообще никакие. С чем это связано? - Примерно с такими же редакторскими злоупотреблениями и безвкусицей, какие сегодня существуют в редакциях туалетнобумажных журналов"

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО СКАЗАННАЯ ПРАВДА!

а главное всё же в том, что
и сама литература, и поэзия в частности,
как и авторы произведений СЕГОДНЯ... НИКОМУ НЕ НУЖНЫ.
Это аксиома,
которую многие не хотят замечать по простой причине - по инерции "достижения успеха" в обществе.
Успех любой ценой! - хоть голым по красной площади! - это мечта большинства странных людей,
в том числе и пишущих.

Никто не нужен никому,
кроме как САМОМУ СЕБЕ.

Поэтому споры о том, стоит ли публиковать и пропагандировать
себя в печатных изданиях, выглялят очень детски-наивными.

Смотрите статистику - количество пишущих в десятки раз превышает количество читающих.

С уважением,

Данилов Сергей Иванович   12.03.2009 21:28     Заявить о нарушении
Сергей Иванович, статистика - хитрая штука, не правда ли? Ею можно что хошь доказать, если только абстрагироваться от якобы не относящихся к делу данных. ;))

Я согласен с тем, что, поглядев на ситуацию на Стихире (а равно и прочих самиздатовских сайтах) приходишь к неутешительным выводам... И есть от чего к ним прийти.

Но. Мы же с Вами не знаем другой статистики. Сколько есть образованных людей (в одной Московии хотя бы), которые с удовольствием почитали бы интересный литературный журнал, - вроде того, какими были когда-то Новый Мир или Юность! Или та же Иностранка. Но сегодня, открыв отечественные журналы, хочется лишь плюнуть (в ту самую плевательницу, что некто Литтл у меня уже отобрал несколькими постами ниже) - и пойти руки помыть.

А - представьте себе - если бы там сегодня печатали нечто стОящее? Ведь вокруг есть авторы самого высокого калибра, - которые будут когда-нибудь стоять в ряду с поэтами не только серебряного, но и золотого века. Если бы их произведения нашли дорогу в журналы и книги, - неужели Вы думаете, что их бы не покупали??? Да, когда-то и пушкинский журнал покупать не хотели, но сегодня более просвещенные времена, и даже если число оболваненных шариковых растёт, то ведь - хотя бы благодаря приросту населения - и число не-шариковых тоже растёт. А эти не-шариковы хотят читать хорошую литературу, высокую литературу, ПОДЛИННУЮ литературу, - а не тот эрзац, что предлагают ему издатели писчебумажных журналов, а равно и редколлегии редакторских сайтов.

Если мы не будем говорить об этом во всеуслышание, - ТО КТО ОБ ЭТОМ СКАЖЕТ?? Ведь не те трусливые популяции жидкожурнальных и иных авторов, скачущие наподобие тушканчиков за функционёрами с надутыми щеками, - в вечной надежде, что моо-о-о-оожет быть кто-нибудь из них сжалится - и включит их опусы в следующий номер журнальчика или альманаха.

Черный Георг   12.03.2009 21:45   Заявить о нарушении
хм

продолжаем разговор :))

есть такая фраза. Опять же - аксиома:

"Интеллект - штука постоянная, а население растёт!"

Я не хочу Вас или кого-нибудь огорчать,
я вижу мир отнюдь не в чёрных красках ( КАК РАЗ - НАОБОРОТ )и тем не менее говорю - желание пропихивать себя на рынок сегодня - это моветон.
И тем более надеяться на широкую аудиторию, которая
вдруг понесёт на руках и книги и самого поэта :))

Потому что - изменилась и рыночная, и политическая и экономическая, и
прочии ситуации.

Достаточно, вполне достаточно одной-двух страниц , как стихи.ру ,
чтобы печатать свои вирши,
и найти одного-двух
порядочных авторов, чтобы тоже почитать было не скучно.

Этого ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО в эпоху интернета.
Уверен - и пушкин и толстой прежде всего - были бы рады бесплатной ежедневной, неограниченной публикации.
Чего ещё надо на самом деле ?

С уважением,
С

Данилов Сергей Иванович   12.03.2009 22:22   Заявить о нарушении
А знаете, Сергей, с психоделической музыкой сегодня происходит именно тот процесс, о котором Вы сказали. Почти все группы, её играющие, отказываются пользоваться налаженной системой реализации, принадлежащей большим музыкальным концернам, а предпочитают свои альбомы продавать через собственные цепи магазинчиков или частных распространителей.

Возможно, некоторые виды русскоязычной поэзии (а, быть может, и вся лучшая русская поэзия) сегодня должна искать подобные же пути... Интересно, не правда ли?

Черный Георг   12.03.2009 23:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Трансатлантический диалог о судьбах литературы» (Психоделика)

Мнение читателя.
Как хороши, как свежи были рожи. Нахожу, что этот перл словесности по современным канонам звучит лучше классического. И прикольно, и свежо по звукоряду. Но обсуждается в дискуссии не предмет поэзии, а некие пути, «куда нам плыть».

Цветков: На практике все вышло иначе, композиторы стали себя позиционировать не по отношению к Баху, а в стороне от него: мы, дескать, не пытаемся быть лучше, мы хотим быть другими. Примерно то же самое произошло и с поэзией — с той разницей, что поэзия еще более кумулятивна, чем музыка. Что делать в таких условиях современности, умалчивается. Естественно предположить, что автора эссе Цветкова такое положение может вполне устраивать. Не надо низвергать Гомера. Проще его не замечать.

Георг противопоставляет своё мнение цветковскому, не в Рим, а в курортную Анталию ушла поэзия. Но это же одно и тоже мнение, никакого почитания классики, мы и сами классики, только другие, пусть невостребованные, зато нас много. «Нас не догонишь!» 5 раз, с криком, всё громче и громче.

Что противопоставлено в цитатах из статей уважаемых авторов, мне найти не удалось. Конечно, не велика потеря одного заблудшего читателя. Но если простой читатель не видит предмета спора, не находит причины, изюминки, которую модераторы Цветкова могли умышленно не заметить или заметить, но испугаться Георга, то согласитесь, с этим мнением читателя что-то надо делать. Вдруг, такой непонятливый читатель не один. Вдруг многие подумают, ну, перефразировал основную идею разброда и шатаний пишущей братии, и что дальше? Цветков в недоумении развёл руками, может хитро подмигнул сведущим.

Георг же, с бухты-барахты, на первый взгляд, воззвал: На баррикады! О, Господи! Против кого и чего? Против рынка? Против спонсоров толстых журналов? Против демократии!!! Вернём всеведущего патриарха, отца нации, вождя. Он нам поможет.

Одно, несомненно, для якобы оппонирующих друг другу авторов эссе, потерян или утаивается центр, идеологический отдел ЦК, куда можно послать донесение, кого следует «в конверт и в кружку». И чтобы баррикады не мнимые, виртуальные, а настоящие, с бомбами под ноги.

Если подходить к словам Гурова иносказательно, то он выразил самую суть, куда зовут: бомбить идеологических противников. Ливан, Газа, Москва, Петушки.
***
Было, было у предков тоже много поэтов. Чего уж их считать совсем недоразвитыми. У них было гораздо больше времени на размышления о смысле жизни. Жизнь была проще, естественных наук меньше. В основы созидания предки заглядывали намного глубже. Были изустные школы с не меньшим числом направлений. Да и Япония подтверждает, писать стихи могут всей нацией, не забывая классиков. Нужно только придумать форму. Японцы придумали издание классики для всех, изборники поэзии, кои служат фундаментом для бытовой рэнги простых сочинителей…. Вот бы и нам попробовать вернуться к истокам. Только не танкетками и не Ясами.

Леонид Давыдов   12.03.2009 20:52     Заявить о нарушении
А и не было противопоставлений никаких, Леонид. Полемика - это не обязательно противопоставление одного мнения другому.

Для нежелающего думать своей головой читателя можно полемику упростить, сведя примерно к следующему:

Цветков озвучил идею - куда сегодня смещается англоязычная поэзия в целом. Эта идея, в принципе, не нова. Все критики прекрасно осведомлены о том, что агнлоязычная литература уже прошла свой пик - и сегодня нет ничего даже отдалённо напоминающего великие фигуры классиков. Это закономерно, а возможно - и не совсем. Но сегодня сколько-нибудь хорошо пишущих англоязычных (а равно и франкоязычных) поэтов - нет. Испаноязычные - еще есть, но и их довольно мало. И французы бьют тревогу, - они какие-то фонды создают - для поддержки своей падающей языковой культуры... Англоязычная литература сегодня слишком коммерциолизирована и американизирована (в плохом смысле) для того, чтобы в ней что-то прогрессивное или художественное могло зародиться, - это приходится признать.

Далее. Георг озвучил идею - о том, что русская литература развивается сегодня в противофазе к европейским, - и находится на небывалом подъёме, - отчасти благодаря не существующей ранее на 1/6 суши свободе слова, отчасти - благодаря возможностям интернета. Но при этом в официальных литературных источниках и издательствах этот небывалый прогресс никак не отражается; более того, сегодня там воцарились времена неслыханного мракобесия и злоупотреблений, сводящие на нет тот прогрессивный всплеск, который мог бы произойти.

Надеюсь, читателю теперь стала понятна сущность - не только цветковских, но и георгиевских речей. А о политике и бомбёжках идеологических противников лучше идти рассуждать под бессмысленные выступления Ассоциации Нетрезвых Цензоров (или как там она называется). Здесь для мыслящего читателя всё должно быть предельно ясно: и что происходит, и где именно, и кто виноват, и что можно попытаться сделать.

Чёрный Георг Предел Невозможного   12.03.2009 21:13   Заявить о нарушении
И еще одно. Филипп Филиппович у Булгакова говорил, что разруха - это то, что существует в головах, а не в материальном мире. Если пьяные конюхи перестанут мочиться мимо унитазов, то в уборной разруха моментально закончится. Если кухаркины дети перестанут управлять страной, то и в стране разруха закончится. Если нормальные (хотелось бы думать) люди перестанут воображать, что сегодня русскоязычная литература страдает из-за каких-то призраков, бродящих по Орехово-Зуево, и перестанут нести чушь, будто читатель сам во всём виноват (а равно и авторы, которые НЕ ХОТЯТ быть опубликованными, не прикладывают к этому усилий, и т.п. бред), - и осознают, что виноваты в этом те самые клики безпринципных рвачей и горе-редакторов и критиков, которые, дорвавшись до кормушки, перекрыли к ней доступ всем лучшим литераторам современности, - разруха в русской литературе моментально закончится.

Это прямой ответ на Ваш вопрос, Леонид.

Черный Георг   12.03.2009 21:28   Заявить о нарушении
тьфу, "беспринципных", конечно.
Опечалка - суть русского языка, как на хохмодроме уверяют.

Черный Георг   12.03.2009 21:31   Заявить о нарушении
Спасибо, стало понятнее. С нетрезвыми цензорами, тоже. 300 000 англ. яз. поэтических сайтов, куда деградируют, в коммерцию и т.д. тоже понял. Что значит 200 000 авторов стихиры? Меньше 1 рускоязычного автора на англоязычный сайт, действительно в противофазе прогресс.

Леонид Давыдов   12.03.2009 21:36   Заявить о нарушении
Леонид, а ведь нет никаких 200 тыс авторов на Стихире. Есть в лучшем случае 10 тыс. Остальные страницы - это мыльные пузыри. Большинство из них - даже не клоны, а просто кладбища, давно оставленные обитателями. На подавляющем большинстве нет даже 10 стихов. Но страницы висят - и по вполне понятным соображениям администрацией сайта не удаляются в архив. Ведь 200 тыс мёртвых душ - звучит куда солиднее, чем 10 тыс. живых.

Черный Георг   12.03.2009 21:48   Заявить о нарушении
Согласен, даже 10 000 представляется большой цифрой. Будем и к стихире относиться с пониманием. Не вечные же мёртвые души.
Булгаков в России для публики появился на время в горбачёвскую перестройку. Сейчас молодёжь его не знает. Лошадей у народа в России нет. Конюхов – тоже. Знаю одного владельца породистых лошадей Невзорова, ленинградские 600 секунд на ТВ вёл. Он на стихире на пьяных конюхов не жаловался, не стеснялся и сам за любимцами перед камерами ухаживать. Ну, и известные слова Ленина о кухаркиных детях были реальностью 73 года и 3 месяца. Получился Советский Союз. Не факт, что он совсем исчез. Не всё однозначно, чему учил Булгаков. Спасибо, что хоть как-то отвечаете. Всё наука. Начал читать о психоделике. Что-то даже понятнее стало в своих состояниях. Интересно получать такие простые объяснения по, казалось бы, совсем заумным вопросам.

Леонид Давыдов   12.03.2009 22:12   Заявить о нарушении
Леонид, хочу в двух словах только пояснить: психоделика-пи (которой я и мои друзья занимаемся) ничего общего не имеют с психоделикой-до (связанной с субкультурой 70х прошлого века, построенной на употреблении психотропов или описании вызываемых ими состояний). Наша психоделика имеет сугубо-литературный характер, и строится на очень умелом использовании разных тонких приёмов психолингвистики и собственно-языка - для достижения состояний изменённого сознания у читателя. При этом изменённые состояния сознания могут быть самыми разными, - всё зависит лишь от того, куда направляет читателя автор текста (или, правильнее говоря, сам текст, ибо текст существует в отрыве от его создателя, как нечто самостоятельное).

Если Вам действительно интересны тонкости психоделики в поэзии (либо в литературе в целом), - приходите на страницы нашего проекта, - задавайте вопросы, читайте экспонируемые там тексты, - и скоро сами научитесь безошибочно психоделику распознавать (а, возможно, и любить, ибо она очень аддиктивна). Считайте это персональным приглашением.

Черный Георг   13.03.2009 06:26   Заявить о нарушении
Спасибо, Георг.

Леонид Давыдов   13.03.2009 21:14   Заявить о нарушении
Леонид, я не могу Ваш текст прокомментировать, ибо Вы слишком многое недопоняли и в одну кучу свалили: психоделику, литературу в целом, зачем-то (!!!) политику и судьбы России, каких-то детей...

Я привык держать мух и котлеты - раздельно, а у Вас уже совсем непонятно, - что есть что. Какие-то религиозные культы Вы для чего-то приплели... Вы разве не понимаете, что это разные понятия: "культ" (когда обсуждают авторитарную политику или религиозные течения) - и "культовость" (когда мы о литературе, к примеру, говорим)??

И где Вы взяли термин "точечная психоделика"??? Точечным питтинг бывает (коррозия металлов), а не психоделика. Если пытаетесь какие-то термины изобретать, то, по крайней мере, старайтесь им давать определения, иначе читатель вообще перестаёт понимать - о чём Вы говорите.

Черный Георг   15.03.2009 16:26   Заявить о нарушении