От воскрешения к Воскресению

Кедров-Челищев: литературный дневник




Представление о неведомой стране, в которую ведет долгий, далекий и трудный путь, — характернейший мотив сюжета о загробных странствиях.
На путь бо иду долгий…
И во страну чужую,
иде же не вем, что срящет мя…
Господь пять тысячалетий готовил человечество к осознанию самого великого события после сотворения мира Воскресения Христова. Ему предшествовало осознание смерти, как ухода в иной потусторонний мир. Ныне, когда телескопы нащупали и запечатлели границу между нашим и потусторонним миром пл названием "горизонт мировых событий" взор невольно обращается ко мно жеству мистерий ухода


Уход героя из обжитого пространства в тридевятое царство проигрывается ежегодно по многу раз во множестве погребальных и поминальных ритуалов, он ежегодно повторялся на небе, когда то или иное очеловеченное созвездие исчезало из поля зрения, чтобы потом вернуться «в славе»; он воплощался словесно в сюжете сказки. И во всех трех воплощениях сюжета сохранялась одна и та же идея: человек уходил из мира временного, чтобы остаться в вечности.


То, что мы сегодня называем мифом, когда-то было озвучено громом и бурей, «инсценировано» звездами в огненном исполнении. Ныне «зрители» покинули звездный театр, забыли о декорациях, и память хранит лишь словесные образы былого. Словесное небо оказалось не менее ярким, чем звездное. Здесь свои «созвездия» древних образов: певцы от Ориона до Садко, Царь-девицы от Кассиопеи до Василисы Прекрасной. Множество сюжетов и один всеобщий для звезд. Все звезды «умирают» при свете дня, но к вечеру оказываются «живыми». Многие звезды и целые созвездия падают, «уходят» за горизонт, чтобы вернуться в прежнем сияющем блеске через какой-то срок.


На земле аналогией такого «ухода» — смерти и возвращения жизни — была смена времен года с наступлением весны и «погребение» в земле зерна. Как месяц, исчезая в последней фазе, вырастает снова в полнолуние, так зерно, упавшее в землю весной, воскреснет летом. Звезды умирают, погребаются в небе утром и «воскресают». И, наконец, главное: человек, как звезды и зерна, будучи погребён в земле, оживет, воскреснет, вернется к жизни.


Следы этого единого действа четко выявлены. Даже в самом обряде погребения. Тело «предается земле». Части тела строго ориентированы по странам света, значит, смерть мыслилась как уход на запад или на север или на северо-запад вместе с солнечным теплом, в то время как возвращение умершего — это восход солнца, приход весеннего тепла.


Итак, смерть для первобытного мыслителя и поэта есть уход, за которым следует возвращение. Однако вернется человек в другом облике, в другой «маске» — в огненной солнечной одежде. Значит, в мистерии смерти и оживления есть три важных момента: маска, снятие маски и узнавание. Солнце — маска лица, лицо — маска солнца; жизнь — маска смерти, смерть — маска жизни. Вполне естественно, что в огненные одежды мертвый мог облачиться и в самый момент погребения при сжигании на костре. Он возвращается на землю в огненном облачении каждый раз, когда разжигают поминальные костры. Люди узнают в языках пламени лица предков. Поминальные свечи, огни, пускаемые по реке, костры — все это огненные маски предков. Они разжигаются, как правило, в дни солнцестояния и равноденствия.


Но огненной маске воскресшего предка (кстати, само слово «воскресение», видимо, связано со словом «кресало») предшествует страшный момент надевания смертной личины. Это либо череп, либо звериная маска тотемного чудища-предка. В карнавальных действах на Руси это тыква с прорезанными отверстиями для глаз, носа и рта, внутри которой горит свеча. Этот огненный череп в ночной тьме есть первая часть действа о смерти и воскрешении — «маска». Затем наступает кульминационный момент карнавала — «снятие маски» и «узнавание». Тыквы-черепа сброшены. Тьма сменилась светом, смерть — жизнью.


Маска тотемного чудовища-предка в момент снятия ее всегда сопровождается внезапным озарением царства тьмы. Вспомним момент воскресения в сказках «Царевна-лягушка» и «Аленький цветочек». Везде перед посвящяемым проблема узнавания. Узнать в лягушке царевну, в страшном чудище — доброго молодца, полюбить его именно в этом страшном, «личинном» облике. Когда царевич сжигает лягушиную кожу, он одновременно теряет царевну. Младшая дочь купца из «Аленького цветочка» должна полюбить именно чудовище, не подозревая в нем доброго молодца. Момент снятия маски — разрушение и озарение Кощеева царства. Оплакивание погибшего чудища есть первая часть, предшествующая воскресению. Маску сбрасывает не только сам погибший, но и весь мир вокруг.


Мгновенное световое преобразование мира сопровождается разрушением подвалов Кощеева замка, выходом из подземелья пленников и умерших. Тьма становится светом, безобразное прекрасным, смерть жизнью.


Мистерия смерти и Воскресении — это первое слово, произнесенное человеком в мироздании. Это прасюжет, в нем генетический код всей мировой культуры. Кто подсказал его человеку? Конечно же сам Творец в трёх своих божественных ипостасях Отца и Сына и Святого Духа. Но до полного осознания воплощения и понимания этого в православной Литургии человеку и человечеству предстояло расти и расти.


С чем пришел человек во вселенную? Какой опыт всего живого был осознан им и запечатлен в мистериальном действе? Это то, что дано всему живущему в природе: зачатие, рождение, жизнь, смерть. Здесь модель всех первоначальных процессов, создающих человека. Три этапа действа — «маска», «снятие маски», «узнавание» — строго соотнесены с зачатием человека, его рождением и смертью. При этом нетрудно заметить, что сценическая имитация В ритуале всех трех моментов требует одной организации сценического пространства. Внутреннее должно стать внешним, большее пространство должно уместиться в меньшем, тьма должна оказаться светом, а свет тьмой, верх — низом, а низ — верхом. Придет время и Спаситель одновременно сойдёт во ад, сокрушая его оковы и Воскреснет после смерти своей в преображенном уже бессмертном и вечном теле.Это тело одновременно телесно и бестелесно. Его можно осязать, видеть, Оно может принимать пищу и сиять в Славе. Даже язвы на руках и теле Христа были видимы и осязаемы для апостола св. Фомы. При этом следует помнить , что смерть Богочеловека на Кресте была подлинной настоящей , а не клиническим засыпанием или иллюзией.Сегодня, когда в уравнениях Шредингера и Де Бройля перед нами открылась невидимая взором, но абсолютно реальная волновая природа любой материи, могое стало для нас ещё понятнее и яснее. Любое зримое и осязаемое явление нашего мира существует и в своём невидимом волновом варианте. пронизывая всё мироздание. Как нервный импульс охватывает всё тело и даёт возможность осязать его единым целым, так волны от любого матерьяльногообьекта охватывают всё мироздание.Двойная корпускулярно-волновая природа любого кванта в человеческом теле означает, что человек одновременно бессмертен и смертен. Смертен на уровне корпускулярном и бессмертен на уровне волновом. Волновой двойник человека после смерти не исчезает , а распространяется по вселенной. Теперь всё мироздание его вечное и бессмертное тело. Спаситель наш Иисус одновременно "Одеяся светом яко ризою" и "наг на суде стояще". Простому же человеку только в высшем озарении и прозрении дано почувствовать свою вселенскую сущновсть


Таким образом, во всех мистериальных сюжетах есть единое организующее действие, имитирующее рождение: это родовое выворачивание наизнанку. Внешний мир вокруг, вся вселенная как бы вовнутряется человеком. Эта идея может показаться парадоксальной для современного человека, но первобытный художник был гораздо более связан с порождающей его пуповиной, чем современный мыслитель. Его образы биологически конкретны и, конечно, более физиологичны, чем наши.Слова Канта:"Под каждым камнем погребена вселенная"-это великая метаметафора озарения религиозного христианского философа. Если бы Кант был приобщён ктаинствам православного Богослужения , он узнал бы в них свои высшие озарения. Мистериальный путь всего живого от физики к физиологии, от энергетического обмена импульсами между частицами, атомами и молекулами к живому нервному импульсу от амёбы до человека. От физиологии к психологии,от психологии к духовному озарению. От метаворы к метаметафоре.Самая первая величайшая метаметафора в пасхальномсразу в момент Воскресения Зристова. роцесс богопознания человеком, Он бы прекратил человеческую историю уже в первом веке.Однако вот уже третье тысячелетия продолжается и Богопознание и человеческая исторНвый Завет распахнул перед человечеством путь в многотысячалетнюю новизну.
Так в 20-ом веке человечество получило сразу три подарка:новую космологию Эйнштейна, новую квантовую фихику Шредингера, Нильса Бора и Вернера Гейзенберга и новый раздел математики под названием топология. В топологии я бы остановился на знаменитой теореме выворачивания.
.


Скажем, у Тютчева двойное выворачивание человека во вселенную и вселенной в человека чисто духовная, психологическая модель:
Час тоски невыразимой!..
Все во мне и я во всем!..


Выворачивание — это смерть-рождение. Для того чтобы вывернуться-родиться, следует пройти все этапы «родовых мук». Первая часть такого имитирующего действа — блуждание в узком темном пространстве. В сказках это дупло, колодец; в мифах — темный лабиринт, заповедная тропа сквозь опасное пространство, путь между Сциллой и Харибдой, мост через огненную реку смерти, тропа над пропастью; в магических ритуалах — проход сквозь «ушко» (войти в одно ушко и выйти в другое другим человеком), протаскивание больного через вывернутую шкуру или лошадиный хомут. Погребенный внизу, в земле, окажется на небесах. Заключенный в узкое пространство обретет всю вселенную. Кит извергает из утробы неповрежденного Иону, и кит выпускает из нутра проглоченные корабли в «Коньке-горбунке». Дети выходят невредимыми из чрева людоеда, семеро козлят (семь дней одной фазы месяца) покидают распоротое брюхо волка; падчерица, опущенная в колодец, оказывается на небе, где трясет перину Метелицы, отчего на земле идет снег; Одиссей благополучно покидает пещеру циклопа, привязав себя к брюху барана.
Среди этих сюжетов редко встречается сказка, где в центре само выворачивание — полное обновление своего естества, выход наружу из безобразной оболочки. Такова сказка «Царевна-лягушка». Напомним, что пестрые животные в древних мифологиях символизируют звездное небо. Лягушки и змеи, как обитающие внизу, имели два облика. Один — нижний, подземный, отталкивающий; другой — прекрасный. Дьявол, соблазняющий Еву в образе змея, также часто изображался как прекрасный юноша. В Древнем Египте лягушка была «символом богатого урожая, обновления жизни и даже воскрешения».


Сбросить лягушиную оболочку — значит обрести прекрасный звездный облик, вывернуть подземное Кощеево царство к свету. Лягушиная оболочка, безобразный облик есть маска, изнанка неба.


Заколдованные невесты часто сходят к своим женихам прямо с неба: медведица («Не бойся меня добрый молодец… я не лютая медведица, а красная девица, заколдованная королевна») или змея. В сказке «Царевна-змея» казак видит на горящем стоге красную девицу, протягивает ей копье, и она, обернувшись змеей, обвивается вокруг его шеи.


Такой же двойной облик у невесты Гвидона. Сбросив лебединую оболочку, она становится звездной царевной: «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Правда, здесь нет контраста масок, как в «Царевне-лягушке». Лебедь прекрасна, как и царевна, вышедшая из ее оболочки.


Как видим, выворачивание в чистом виде со сбрасыванием кожи в сказке чаще отведено женским образам. В этом нет ничего удивительного: ведь роды — удел женщины. Мужчина рождается — проходит через опасные и суровые испытания. Рожает новую вселенную женщина. Мужское выворачивание — это прыжок в небесную, или морскую, или подземную утробу, как бы обратное рождение, и выход из космической утробы в обновленном образе.


Все объединяет мистериальный брак, поиски небесного жениха и невесты. Поначалу жених и невеста предстают в своем страшном, «невывернутом» облике, смертном образе: лягушка, змея, чудище, дурачок в язвах и лохмотьях. Угадав в этом облике своего избранника или избранницу, герой должен приготовиться к тяжелым испытаниям, как бы пройти родовые муки, быть готовым к смерти в узком, темном пространстве, подземном или подводном, словом, сойти, как Орфей, в царство мертвых за своей возлюбленной или уйти в страну без возврата к страшному чудовищу.


В момент совершения выбора происходит чудо второго рождения, выворачивание через смерть и обретение нового прекрасного облика жениха и невесты. Тут-то и совершается истинный брак — воскресение.
В этих древних мистериях несомненно есть предчувствие новозаветной истины о грядущем духовном втором рождении человека.
В ночной беседе Христос говорит Никодиму о том, что человек должен родиться дважды: один раз от плоти, другой — от Духа. Рождение от плоти ведет к смерти, рождение от Духа — к вечной жизни. Блажен тот, кто родился прежде рождения и умер до своей смерти. В этих действиях человек, в отличие от всех других существ, населяющих землю, переживал свою мнимую смерть еще при жизни, психологически перешагивал через биологические границы своей жизни. Перешагнув через свое бездыханное тело (сюжет довольно распространенный в самых различных ареалах культуры), он оставлял позади себя все живое, ибо теперь его грядущая биологическая смерть мыслилась как пережитая.


Таким образом, рамки жизни раздвигались до бесконечности.


Человек научился в ограниченном промежутке времени ощущать себя существом вечным и бесконечным. Не менее грандиозен пространственный переворот: имитируя свое новое рождение как выворачивание, человек психологически вместил в себя все окружающее его пространство и в то же время распространил свое внутреннее «я» по всему мирозданию. Первобытное существо перешагнуло за биологические границы своего вида — это и сделало его человеком.
Реально это стало возможным с приходом Спасителя. Слово стало плотию и и в Таинствах Православной Литургии мы ежедневно и ежегодно становимся каждый в меру своих сил приобщёнными к Жизни Вечной.



Зерно, если «не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Эти слова евангельского текста, взятые Достоевским эпиграфом к роману «Братья Карамазовы» и ставшие эпитафией над его могилой, открывают самое существенное в мистериальном «переодевании» зерна и колоса. Умирающий, «вывернутый наизнанку», растерзанный бог-зерно обретает в своем воскресении космическое звездное тело.


Растерзан Озирис, растерзан Кострома, его соберут в единый сноп в праздник первого урожая, украсят лентами, вынесут на площадь, обмолотят, выпекут хлеб, съедят, приобщившись к единому космическому телу предка, в котором все едины. Тело предка — весь космос, солнце — его глаза, ветер — его дыхание, его растительный образ — золотой колос Млечного Пути, звездный небесный хлеб, выпекаемый и съедаемый на земле. Понятно столь распространенное в ареале христианской культуры представление о собрании верующих как о едином космическом теле, понятно отождествление этого тела с хлебом и вином — Виноградным и хлебным зерном. В нем соединились воедино мистерии Диониса (бога винограда) и Озириса (бога пшеницы). Оба подверглись раздроблению-растерзанию, оба собирались в единое тело и воскресали весной. Мнимая смерть Диониса и Озириса оплакивалась и переживалась Как настоящая до момента воскресения. Воскресение происходило в полночь, при этом траурные, погребальные одеяния, соответствовавшие оболочке зерна в момент сева (погребения), сбрасывались и надевались светлые одежды колоса.
Во всём этом зрело предчувствие грядущего Таинства Евхаристии, когда Спаситель на Тайной Вечере двумя жестами руки. Указафв на Чашу с вином и Дискос с хлебом. соеденил мистерии Древнего Египта и Древней Греции. То, что в Древней Греции и Древнем Египте было лишь предчувствием и ожиданием, стало явью в Таинстве Евхаристии.
Никаким химическим анализом невозможно выявить, каким образом вино становится Кровью Христа, а Просфора Его пречистым телом.Это Таинство стало возможным и доступным для посвящённых после Тайной Вечери. Но совершенно ясно, что в этот момент произошел грандиозный космологический переворот. Теперь не Космос в лице языческих богов управляет человеком, а человек, озаренный Благодатью Святого Духа и получивший посвящение от Христа и Его Апостолов управляет космосом.Подобно тому, как радиоволны могутбыть просто волнами энергии , а могут передавать музыку Моцарта и Бетховена так и недавно открытые. предсказанные Эйнштейном гравитационные волны и множество других излучений несут к нам и и от нас Благодать Святого Духа. Вернее даже не волны и зримые и незримые излучения передают нам весть о Жизни Вечной, а сам Дух Утешитель, повелевающий этими волнами передаёт нам эту Благую весть о Себе.


Современному человеку нужно некоторое усилие, чтобы общеизвестную философскую истину — «человек есть вселенная» — снова пережить на уровне осязаемого действа. Выворачиваясь наизнанку, герой как бы охватывает собой весь космос. Простая перемена стрелок в обозначении направления «внутреннего» и «внешнего» означала, что небо становится нутром человека. В то же время нутро воспринималось теперь как небо. "Звёзды над моей головой -моральный закон во мне"-было когда-то начертано в надписи на жилище Канта.



Авторы Произвед





Другие статьи в литературном дневнике: