Восьмигласие

Кедров-Челищев: литературный дневник


Ангелическое стихосложени
Восемь гласов открыла во сне сама Богородица Роману Сладкопевцу.
Два гласа на слух знают и слышат все. Это жизнь и смерть. Жизнь – глас третий. Смерть – глас восьмой.


Глас третий


Христос воскресе из мертвых
Смертию смерть поправ
И сущим во гробех
Жизнь даровав


Глас восьмой



Вечная память
Вечная память
Вечная память



Поэзия Державина и Маяковского – глас третий. Некрасов-Бродский-Пушкин-Ахматова – в основном заунывный восьмой. Между ними оттенки остальных шести гласов. Их воспринимали певчие без всяких нот по нехитрой песенке, где каждая строка-глас
1 – Грядет чернец из монастыря
2 – Встречу ему другий чернец
3 – Сядем, брате, побеседуем
4 – Откуда, брате, грядеши?
5 – Из Константина града
6 – Жива ли, брате, мати моя?
7 – А мати твоя давно умерла
8 – Увы-увы мне мати моя


По смыслу строк любой легко определит интонацию. Каждый глас имеет и разговорный произносимый и певческий поющийся вариант. Вот посередке между ними и живет поэтическая строка. Она произносится, но поется. Поется, но произносится. Когда одновременно поется и произносится, но молча, значит читается про себя.
Горизонтальная восьмёрка = знак бесконечности, а церковное восьмигласия есть бесконечность вертикальная, уносящая ввысь. Середина же этой звуковой восьмёрки в человеческом горле. Не могу не вспомнить тут озарение православного физика Даниила Панина. Он выведен в образе зэеа Нержина в романе Солженицына "В круге первом". Вдова Даниила Панина приехав из Франции пришла ко мне в "Известия" в 1992-ом году с его книгой "Христианская физика". Панин пришел к выводу, что поток трансфизических частиц движется лентой Мёбиуса огибая нижнейчастью восьмерки сердце. Центр этой восьмёрки в горле, а верхняя часть охватывает мохг. Я уверен, что Даниил Панин прав. Его утверждение, что душа концентрируется в горле очень даже понятна мне как поэту. Ведь именно горло создает все восемь интонаций, часто поеятных даже без слов. Интонацию понимают и животные и птицы. Словом всё живое.
О восьмеричных энергетических квантовых вибрациях говорил мне Нильс Бор, когда приезжал в Советский Союз. Эти энергетические всплески охватывают всё мироздание и никуда не исчезают даже после смерти человека. Но я и без физики это знал и чувствовал с детства предстоя в стихире в Алтаре и поднося священнику кадило во время богослужения.
Православное восьмигласие пронизывет всё мироздание, вознося человека к Богу.





Другие статьи в литературном дневнике: