Мария Санникова - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Желание – освободиться от всех сплетений... От конца и начала, а значит – от сюжетов, границ и рамок. Значит – покой. Покой вечерней прогулки, когда просто чувствуешь жизнь внутри и снаружи, просто видишь свет фонаря, и снег хрустит под ногами...
Мария Санникова 03.02.2022 03:01 Заявить о нарушении
Увы, знанием нельзя победить незнание, можно только заслонить его. И после череды ошибок только и остаётся: поднять на флаге оплаченный кровью девиз – "Я ничего не знаю". Не знаю, кто я, не знаю, в чём истина... И пусть это осознание мучительно, но, может быть, только оно и достойно быть на флаге.
"Зачастую то, что заставляет плакать / И толкает на волю". Это правда: страшные, болезненные вещи порой заставляют нас стряхнуть привычное оцепенение и рвануться на поиски свободы.
Мария Санникова 14.04.2020 19:09 Заявить о нарушении
Удивительная и необычная метафора: знание – смерть, сомнение – жизнь. Знания – «жёсткие конструкции», сомнения – «робкий росток». Как часто мы думаем, что знаем что-то, не допуская сомнений! Эта «вязкая косность» превращает наше сознание в нечто мёртвое и, в конечном итоге, погружает в ад. Только «призрачная правда крови», бегущей по веткам вен, зовёт нас к жизни.
Мария Санникова 14.04.2020 18:08 Заявить о нарушении
Наш мир наполнен самыми разными вещами, и, пытаясь понять его правду, описать его через слова, мы видим множество ловушек и противоречий. Как понять, где – правда, а где – ложь, если всё стремительно движется, меняется, если наши чувства и мысли непостоянны, а боль «завязывает глаза», мешает видеть? Как вообще понять, что происходит с нами? «Любое слово – неправда» (как тут не вспомнить библейское: «слово изреченное есть ложь»). Ничто из того, что мы можем сказать о мире и о себе (не стоит забывать, что и мы – часть мира), не является в полной степени правдой. И только стихи, «вбитые кольями в дно», представляются чем-то стабильным в этом огромном, неудержимом потоке. Но даже их устойчивость ничего не значит по сравнению с мощью этого неудержимого потока.
Стихотворение «Поток» строится на противоречии между отчаянием от невозможности что-то понять – и надеждой хоть в чём-то разобраться.
Мария Санникова 14.04.2020 16:30 Заявить о нарушении
Удивительный, тонкий, нежный сюрреализм. Неожиданные, необычные образы: "горелые берега", " неоновый сок", "крылья зимы"... Весь мир вокруг представляется живым и разумным, очеловеченным: мыслящая рыба-меч, февраль-пекарь, яблони-женщины. В то же время некие высшие явления тоже очеловечиваются, снижаются до человека: серафим, один из высших чинов ангельской иерархии, прилетает лишь затем, чтобы помахать крылом и продать "зимнюю пастораль". Лирический герой смотрит на мир, замечая всё новые его грани – смотрит с отрешённостью, к концу стихотворения превратившейся в обрёченность. Рыба-меч, появляясь в первой и последней строфе, закольцовывает композицию, делает стихотворение цельным и завершённым.
Мария Санникова 10.02.2020 11:38 Заявить о нарушении
Очень атмосферное стихотворение. Много зримых, осязаемых образов: льдины, туман, камень, ветер... Через образы проявляется ощущение усталости и потерянности, но над всем стоит надежда на что-то лучшее, на встречу с Богом и с собой.
Мария Санникова 21.09.2019 22:10 Заявить о нарушении
Интересное стихотворение. Ритмичные, насыщенные смыслом строчки. Потерянный рай – молодость и связанная с ней вера в будущее, в безграничность своих возможностей: "кем мы не стали". Знамя – идеалы юности, потерянные вместе с надеждой и верой. Осознание невозможности получить откуда-то извне точное указание на правильный путь ("в этой сказке, увы, нету мудрых седых добрых магов"). И проступающая в конце надежда: "мы сможем снова наш рай начать" – начать заново, воссоздать потерянное, уже не как данное кем-то, а как созданное своими силами.
Мария Санникова 22.01.2019 11:53 Заявить о нарушении
Вы идеально всё поняли, спасибо.
Александр Бахматов 22.01.2019 23:27 Заявить о нарушении