Итоги апреля. Александр Молочников

Большой Литературный Конкурс
                15 МГНОВЕНИЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ВЕСНЫ

Если просмотреть все обзоры предыдущих экспертов, то в них есть общая часть, похожая на шахматную Сицилианскую защиту (защиту нападением). В этой "сицилианской" части многоуважаемые авторы обзоров в миллионный раз внушают гипотетическому читателю, что "на вкус и цвет все фломастеры разные", поэтому любая критика оппонентов не требует ответа, так как замыкается на самой себе.  В связи с этим могу лишь добавить, что я тоже не претендую на роль экспертного "маятника Фуко", длина которого 67 метров, и  который  колеблется в диаметре 6 м , функционируя в системе отсчёта, связанной со звёздами.  Я гораздо короче (менее 2 м), мои  колебания  и сомнения происходят в диаметре не более 1 м, а система отсчёта по большей части совковая, хотя я и не считаю, что Пушкин это наше всё.  По статистике из 1000 человек стихи читают только 3, а понимают - лишь 0,314.  Не смотря на все мои попытки войти в одну десятую числа пи, скромно претендую лишь на озвучивание своего солипсизма в контексте "я и мои ощущения".

Итак, ощущение первое.
http://stihi.ru/2007/01/11-173
http://stihi.ru/2012/03/01/9061

Мне кажется, что некоторые из авторов апрельского лонг-листа БЛК не в ладах с лингвистической парадигмой.

"В тот год родня моталась в Тырново,
а братова жена в Италию."

Думаю, что должен где-то существовать и сестров муж...

"Восходит утром на балкон
И сон, исполненный кошмаров,
К народам возвещает он,"

Никогда не думал, что глагол "возвещать"(торжественно объявлять, сообщать что-либо) употребляется с предлогом "к"

Итак, "возвещаю к" читателям, что список для выбора сократился на 2 стиха.

Роль умной лингвистической маши мне не доставляет удовольствия (таковых обличающих и стыдящих умников хватает на сайте), а также потому, что каноны русского языка сдвигаются, нормы пульсируют как сердце, то расширяясь, то сужаясь, и если кофе уже стал(о) среднего рода, то недалеко то время, когда в норму будут включены и "братова жена", и "возвещать к", а также всякие евойные, еёшние и т. д. Главное, чтобы гегемону также понятно всё это было, как понятна народу фраза "мочить в сортире":-)


Ощущение второе.
http://stihi.ru/2011/07/18/7866
Есть категория текстов, которые напоминают мне приблизительные переводы заклинаний древнего туркменского племени Човдур перед охотой.

Две основные черты такого перевода:
- как правило, присутствует олицетворение зверей с наскальных рисунков. 
- любое существительное, прилагательное, глагол или местоимение в таких текстах можно без семантических потерь поменять на противоположное или просто на другое. 

синий (красный, белый, чёрный, в крапинку...) волк (зубр, медведь, слон, верблюд...) мой (чужой, злой)
сидящий внутри меня (вылезший из меня, из тебя, из него)
знающий (забывший, познавший) путь к вечному небу (солнцу, счастью)
знающий (проспавший, презревший) все дороги ко мне (к тебе, к нему, к ней...)

Честно говоря, я ничего не имею против заклинаний и заговоров. Можно даже устроить конкурс шаманов с рифмованными трах-тибидохами, пригласив в жюри Чумака и Кашпировского.
Я же признаюсь честно, что в этом абсолютно ничего не смыслю.

Итак, занеся синего волка в красную книгу, должен констатировать, что список для выбора сократился ещё на 1 стих.


Ощущение третье.
http://www.stihi.ru/2010/12/07/8857

В списке есть текст, который можно было бы смело поместить в сборник Корнея Чуковского "От 2 до 5" в виде цитаты с претензией на шутку.
И я охотно верю фразе
"– Я - Маша, исполнится восемь весной,-
В письме изливала я душу".

Как правило, дети для того, чтобы соблюсти размер строки, добавляют местоимения, которые уже не несут никакой смысловой нагрузки. Чаще всего, конечно, местоимение "я".
Естественно, в таких стихах есть папы, мамы, бабушки и милые глупости в виде мечты о сладком в большом количестве.
Для 8-летней девочки стих замечательный. Браво, Маша!

Итак, бережно положив письмо для Деда Мороза в морозилку и достав оттуда бутылочку пива, урезаю список ещё на 1 стих.


Ощущение четвёртое.
http://stihi.ru/2012/03/31/1376

Это пожалуй единственноее стихотворение в списке, в котором ощущается  драйв...

Подумалось, что на просторах какой-нибудь Северной Кореи выросли тысячи поэтов-патриотов, прославляющих Ким Чен Ына и великий северно-корейский народ...
Я читал когда-то тонны и километры графоманских текстов про великий русский народ.  Я любил раньше слушать выступления Михаила Задорнова про то, какие русские особенные, и этим великие...  Но тот период, к счастью, давно прошёл...
В списке я встретил текст отнюдь не графоманский, но, так как мне чужды любые стихи, прославляющие какую-либо нацию:

"...тонкострунная пентатоника из Китая
будет аккомпанировать нашему слову."

 и унижающие другую:
"... с плосколицыми вредно спорить,
плоско мыслящими к тому же!"

то я решил не включать этот текст в список избранных, хотя за уровень исполнения стиха автору респект...

И ещё за понимание того, что на этой струне можно бесконечно долго играть, так как любому народу приятно быть избранным (за исключением, пожалуй, одного народа :-)

Итак, на радость всем плосколицым и узкоглазым, сокращаю список ещё на один текст.


Ощущение пятое.

Когда-то Алексей Григорьев высказал мысль о том, что конкурсы имеет смысл проводить только по темам.  Мысль вероятно не новая, но разумная. Поэтому я провёл для стиха Максима Корсакова http://www.stihi.ru/2010/07/12/3101 мини-конкурс на тему:
"говорит оттуда ниоткуда..."
http://www.stihi.ru/2009/12/16/1475
В конкурсе кроме  Антона Прозорова приняли участие
стих Елены Касьян
http://www.stihi.ru/avtor/pristalnaya
и стих Натальи Жердецкой:

В номинации мистическая мелодрама, к сожалению, стих Максима Корсакова занял бы последнее место среди вышеназванных стихов.
Хотя текст я нахожу довольно интересным, и тема ещё не совсем наскучила:-)

Итак, снимая пятаки со своих глаз и расцеловывая вдов, сокращаю список ещё на 1 стих.


Ощущение шестое.

Мне показалось, что совсем короткие стихи можно смело назвать стишками, стишатами и даже стишульками.  Их авторы вероятно с уважением относятся к читателям, так как берегут их время.(Да и своё тоже). Уважая ответно этих авторов, я предположил, что их стихи написаны по принципу "мал золотник, да дорог". Мерилом дороговизны золотников я решил взять понравившийся мне на "Окнах" стих автора Степ:
http://www.stihi.ru/2007/04/24-619
а также стих "Золотник" Ольги Алёшиной:
http://www.stihi.ru/2005/02/14-810

Подумалось, что если хотя бы один из текстов будет сильнее или хотя бы такого же уровня, то я этот стих выберу, но увы...
http://www.stihi.ru/2012/03/12/2998
http://www.stihi.ru/2011/08/27/2397
http://www.stihi.ru/2012/02/17/5346
http://www.stihi.ru/2012/04/10/4880
http://www.stihi.ru/2010/11/12/391
http://www.stihi.ru/2012/04/01/4799

Все эти стихи оказались слабее "Послесловия к сонету" и "Осколков". Таким образом, снимая муху, которая села на варенье, сокращаю список ещё на 6 текстов, не потому что они (стихи) слабые, а исключительно из-за моего самодурства.


Ощущение седьмое,

что стих Доктора Лентяя - Глеба Бабича
http://stihi.ru/2012/02/26/1759

не про реинкарнацию, а про что-то очень важное (убить в себе дракона или что-то в этом роде...), но автор не справился с поставленной целью, и ЛГ стиха стал тяготеть к архетипам Дмитрия Горчева в рассказе про Кухельклопфа
http://www.stihi.ru/2010/08/23/473
и Михаила Веллера в рассказе "Кентавр".
http://lib.ru/WELLER/centaur.txt

И в этот момент я, "как наглый ящер", с трудом пряча свои драконьи мысли и стальные когти, урезаю список стихов ещё на один текст.
Кстати, должен сказать, что Глеб Бабич отнюдь не лентяй, так как все лентяи остались в моих ощущениях номер 6.


Ощущение восьмое.
О бренности
http://www.stihi.ru/2012/04/08/6366
Стих, написанный в парадигме абсолютной инфинитивной поэзии.
Эпиграфом для этого тренда могут служить строки Пастернака (его знаменитое "Февраль. Достать чернил и плакать!").

Сразу после пастернаковских строчек приходит на ум стих Глаши Кошенбек "Родиться мышью": http://www.stihi.ru/2009/10/08/1716

И если у Глаши Кошенбек, которая обладает удивительным чувством слова, мы наблюдаем пример того, как надо писать стихи в подобной парадигме, то у автора "Самый Лучший" мы находим пример того, как не надо писать... Лучше уж "достать чернил и плакать..." или "переписать Шекспира всуе", хотя мне не совсем понятно для чего его переписывать и почему это надо делать всуе, можно ведь основательно, в определённое время, обложившись словарями английского языка...
Пуанта текста "О бренности" окончательно переводит его в разряд развлекательных. Попробуйте, посетив соседа Вову, обнять женщину, как тетрадку, или тетрадку, как женщину.

Итак, ласково обняв тетрадку, сокращаю список ещё на один текст.


Ощущение девятое.
http://www.stihi.ru/2012/01/10/1715

Такое чувство, что если автор сочиняет стих размером больше одного катрена, то он в процессе стиха забывает то, о чем хотел написать вначале.

Вот, к примеру, у автора Марины Ратнер, стих начинается так:

"Пестрокрылая бабочка, летняя степь,
посиди у меня на руке.
Мы попробуем вспомнить, попробуем спеть..."

Вроде бы как понятно, что всё повествование привязано к  бабочке. Но кода стиха ставит нас в тупик.
"Золотые каникулы, время стрекоз..."  Или это такие бабочки-мутанты, которые и в стрекоз легко превращаются.
Такое бывает часто. Так на конференции в Госларе мы с Владом Сергеевым наблюдали превращение стихотворной макаки в гориллу.
В конце концов, какая разница - макака или горилла, бабочка или стрекоза?

Ещё один момент. Меня всегда радует, когда автор в угоду размеру употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы.
"перемыты в домишке полы..."
Ещё мне не совсем понятна фраза "убивающий вскользь"...
Хотелось бы хоть раз на такое взглянуть:-)

Итак, "убиваю вскользь" ещё один текст из списка.


Ощущение десятое.
http://www.stihi.ru/2006/06/06-1836

Судя по одному из стихов, Пушкин всё-таки успел передать свою лиру одному из авторов.  Так вот, гулял себе дух Пушкина на каблуках по лужам возле Царского села и понравился ему один парень. Заманил Александр Сергеевич его на озеро, да и всучил лиру, с которой придётся теперь юноше двигаться по пути, одетому "мирскою бренностью сует". Что это за одежда такая путёвая - это очевидно не всякому очевидно...

Лихо!

"Утраты боль провозгласив,
Весь в гребнях битых кирпичей" урезаю список ещё на один стих...


Ощущение одиннадцатое.
http://www.stihi.ru/2012/01/22/11076

Вы знаете, почему русская поэзия намного интересней поэзии американской или немецкой? Нет, не из-за густоты и глубины мыслей. Дело в том, что в русских словах есть окончания.  Именно благодаря окончаниям эти слова можно удивительным образом рифмовать, добавляя текстам новые смыслы. Поэтому я не выбираю текст Юлии Елиной... Да, верлибр имеет место быть, но я глубоко убеждён в том, что нерифмованные стихи можно сравнивать только с нерифмованными.  Ведь сочинять такие стихи - это всё равно что "играть в теннис без сетки" (С. Довлатов)...

Но автору мой респект. Что-то в этом стихе цепляет.


Ощущение двенадцатое.
http://www.stihi.ru/2002/07/21-245

На меня никогда не действовала магия цифр и чисел.
Я думаю, что если автор употребляет в стихе какое-то число, то должно быть понятно, почему именно это число.
10 000 шагов. Почему не 9 000 или не миллион? ..
И ещё мне подумалось про коду стиха - вряд ли любимой(мому) понравится то, что она(он) должна(жен) будет стать деревом. Да простят меня друиды....

Ощущая себя по меньшей мере баобабом, прожившим 10 тысяч лет, встав с трудом на цыпочки, сокращаю список ещё на один текст...


Ощущение тринадцатое.

"Синий волк, сидящий внутри меня, знающий путь к вечному небу..." подсказывает, что моя миссия ещё не окончена, и что после разбора полётов осталось 10 стихов, на которые у меня уже не осталось патронов.
Поэтому, хоть это и не очень справедливо, я их и выберу, расположив в порядке от самого понравившегося до не самого понравившегося, но тоже вполне достойного.

1. АРТЕМОНА ИЛЛАХО «Синяя ветка»
http://www.stihi.ru/2012/02/20/1268 отборочный тур БЛК

2. СЕРГЕЙ ШИРЧКОВ - «Молочные братья»
http://www.stihi.ru/2012/03/05/188 номинатор Андрей Федосеев

3. СЕРГЕЙ ПАГЫН «А здесь и смерть не трудно продремать...»
http://stihi.ru/2008/07/30/1311 отборочный тур БЛК

4. АННА ГЕРДМАР - «Ниоба плачущая»
http://stihi.ru/2012/03/20/7159  номинатор Семен Кац

5. КОНСТАНТИН НЕВСКИЙ «La Meditation»
http://www.stihi.ru/2012/01/15/291 отборочный тур БЛК

6. ЕЛЕНА МАРЦЫНОВСКАЯ - «gently»
http://www.stihi.ru/2008/09/09/3102 номинатор Андрей Федосеев

7. ВИНОГРАДОВА ЕВЛЕНЬЯ  «Продам родительский очаг»
http://www.stihi.ru/2010/09/09/2190  отборочный тур БЛК (квота Талестры)

8. РЕГИНА МАРИЦ - "Дачное"
http://stihi.ru/2012/01/21/7463 номинатор Клавдия Смирягина-Дмитриева

9. НИНА ЛЁЗЕР - "Напоминание об Ирине Эфрон, дочери М. Ц"
http://stihi.ru/2012/04/01/3072 номинатор Клавдия Смирягина-Дмитриева

10. ДМИТРИЙ ЩЕДРОВИЦКИЙ  «Поворот»
http://stihi.ru/2003/12/19-253 номинатор Владислав Сергеев


Ощущение четырнадцатое

Предполагаю, что многие из тех, кого я упомянул, ринутся в штыковую атаку на мои стихи. Я буду рад возглавить это наступление, так как уже давно не пишу, а всё давно написанное готов без сожаления бросить в топку, предварительно вдоволь постебавшись над каждой глупой строчкой.


Ощущение пятнадцатое
Вероятно мои мысли (рука не поднимается написать слово "обзор") будут читать и люди, которые гораздо больше меня в этом понимают, поэтому советую более компетентным читателям воспринимать всё мною написанное как "Письмо к учёному соседу" АП. Чехова.


Всем здоровья, энергии и творческих успехов, а также спокойного отношения к "мирской бренности сует", частью которой является этот опус.

Ваш покорный слуга.



PS.  Влад, ентот дохлад "Вам доставит мой ключник Трофим  ровно в 8  часов
вечера.  Если  же  привезет  его  пожже,  то  побейте   его  по   щекам,  по
профессорски,  нечего с этим  племенем  церемонится. Если доставит пожже  то
значит в кабак анафема заходил".