Лекция 3. Выбор и сочетание слов

Лекция № 3

Выбор и сочетание слов

АНТИТЕЗА И ЭПИТЕТ.

Сопоставление двух противоположных предметов (мыслей, чувств) называется АНТИТЕЗОЙ (противоположением).
Яркий пример антитезы – фрагмент лермонтовского «Демона»:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.

Пример из А.Пушкина:

Я только издали с благоговеньем
Смотрю на вас, когда, склонившись тихо,
Вы ЧЕРНЫЕ ВЛАСЫ на МРАМОР БЛЕДНЫЙ
Рассыплете…
(«Каменный гость»)

Если посмотреть на стихотворение Пушкина, то можно кроме антитезы заметить еще один прием – выпуклый показ сопоставимых предметов через определение характерных их признаков.
Эти добавляемые к названию предмета слова, ярко его характеризующие или наиболее ярко его показывающие, называются ЭПИТЕТАМИ. Не путать их с определениями. Определения обычно указывают на какой-либо общий признак – дом каменный или деревянный – присущий множеству объектов. Эпитеты выделяют объект из множества.
Эпитетами могут выступать не только прилагательные, но и существительные – «ночь-волшебница».
Наречия:

Из-под куста мне ландыш серебристый
ПРИВЕТЛИВО кивает головой.
(М.Ю. Лермонтов)

Деепричастия:

Волны несутся, ГРЕМЯ и СВЕРКАЯ.
(Ф. Тютчев).

Хотя есть и исключения, когда простые определения можно приравнять к эпитетам:

ЧЕРНЫЙ вечер. БЕЛЫЙ снег.
(А. Блок).

А вот в следующих эпитетах:

В пустыне чахлой и СКУПОЙ…

Когда в листве сырой и РЖАВОЙ
Рябины заалеет гроздь…

слова имеют не прямой, а переносный смысл. Такие слова с переносным значением, слова-иносказания носят общее название - ТРОПЫ.


ТРОПЫ
СРАВНЕНИЕ. МЕТАФОРА.

Для того, чтобы основной предмет сделать более ярким, более выпуклым, его сравнивают с другим, непохожим, но имеющим общие признаки. Этот прием называется СРАВНЕНИЕМ.

А между тем НАСЛЕДНИК твой,
КАК ВОРОН, К МЕРТВЕЧИНЕ ПАДКОЙ,
Бледнел и трясся над тобой,
Знобим стяжанья лихорадкой.
(А. Пушкин)

Сравнение – это антитеза навыворот. Если в антитезе подчеркиваются признаки, указывающие на различие: «Черный вечер. Белый снег», то в сравнении, наоборот, у разных предметов находится нечто общее.

«…. Было темно, как в закупоренной бочке.»
(А.П. Чехов)

Большинство сравнений распадается на две половины. В одной – что сравнивается, в другой – с чем. Обычно эти половины соединяются словами как, словно, что, так и т.п. или тире. Иногда соединительное слово только подразумевается.

«Молвит слово – соловей поет…»
(М.Лермонтов).
«Свердруп» лежал бессильною рыбой, брюхом наружу, – мачты свисли ненужно.»
(Б. Пильняк).

Но сравнение это еще не троп.
В фразе «В небе месяц, как серебряный серп» еще нет иносказания. Основной предмет – месяц ничем не заменен и ничем не расширен. Его просто сравнили со схожим по форме серпом.
Троп появится, когда месяц будет вообще отброшен. «В небе серп серебряный повис».
Или у Пушкина:

«И путает, и вьется, и ползет,
Скользит из рук, шипит, грозит и жалит.
Змея! змея!».

Это не о змее, а о женщине.
Такая замена одного понятия (предмета) другим по общему признаку называется МЕТАФОРОЙ. Это греческое слово буквально обозначает – перенесение.
Мы понимаем метафорическую речь потому, что общие признаки заменяющего и замененного предмета настолько очевидны, что не требуют пояснения.


КАТАЛОГ

Школа индивидуального обучения - http://www.stihi.ru/2012/10/20/8742

«ШКОЛА ПОЭЗИИ»
 
Обращение - http://www.stihi.ru/2012/10/20/1390
Лекция 1. Поэзия и проза. «Легкость» творчества - http://www.stihi.ru/2012/10/21/7917 
      Задание к Лекции 1 - http://www.stihi.ru/2012/10/21/7936
Лекция 2. Откуда берутся идеи и чувства - http://www.stihi.ru/2012/10/23/4787
      Задание к Лекции 2 - http://www.stihi.ru/2012/10/23/4828
Лекция 3. Выбор и сочетание слов - http://www.stihi.ru/2012/10/25/8591
      Задание к Лекции 3 - http://www.stihi.ru/2012/10/25/8751 
Лекция 4. Благозвучие и звукопись - http://www.stihi.ru/2012/10/27/5251 
      Задание к Лекции 4 - http://www.stihi.ru/2012/10/27/5266   
Лекция 5. Ритм и метр - http://www.stihi.ru/2012/10/30/8328 
Лекция 6. Размеры - http://www.stihi.ru/2012/10/31/7879 
      Задание к Лекции 6 - http://www.stihi.ru/2012/10/31/7894   
Лекция 7. Стопы - http://www.stihi.ru/2012/11/02/4346 
      Задание к Лекции 7 - http://www.stihi.ru/2012/11/02/4363    
Лекция 8. Неклассическое стихосложение - http://www.stihi.ru/2012/11/04/3491
      Задание к Лекции 8 - http://www.stihi.ru/2012/11/04/3501      
Лекция 9. Понятие рифмы - http://stihi.ru/2012/11/05/6665 
Лекция 10. Виды рифм - http://www.stihi.ru/2012/11/07/4572   
      Задание к Лекции 10 - http://www.stihi.ru/2012/11/07/4582      
Лекция 11. Различная ценность рифм - http://www.stihi.ru/2012/11/10/6086 
Лекция 12. Неклассические рифмы - http://www.stihi.ru/2012/11/12/5972 
Лекция 13. Составные и разноударные рифмы - http://www.stihi.ru/2012/11/14/3920   
      Задание к Лекции 13 - http://www.stihi.ru/2012/11/14/3934       
Лекция 14. Чередование рифм - http://www.stihi.ru/2012/11/15/6417
      Задание к Лекции 14 - http://www.stihi.ru/2012/11/15/6439

ЛЕКЦИИ О ПОЭЗИИ

Иосиф Бродский  о предназначении поэта - http://www.stihi.ru/2012/12/06/4811
Предназначение поэта - Марина Цветаева - http://www.stihi.ru/2012/11/18/6117
Мифология Ахматовой - http://www.stihi.ru/2012/11/19/4726
Двойная жизнь Бориса Пастернака - http://www.stihi.ru/2012/11/20/7189
Непоэтическая жизнь Сергея Есенина - http://www.stihi.ru/2012/11/21/4809
Георгий Иванов. На грани музыки и сна - http://www.stihi.ru/2012/11/28/6602
Максимилиан Волошин - цена поэзии - http://www.stihi.ru/2012/12/03/8320
Андрей Белый - личное и творческое - http://www.stihi.ru/2012/11/26/6214 
Детский поэт без детства (Саша Черный) - http://www.stihi.ru/2012/11/25/7040
Зинаида Гиппиус - время и судьба - http://www.stihi.ru/2012/11/30/6512 
Даниил Хармс - http://www.stihi.ru/2012/11/22/8693
Ангел смерти - Эдуард Багрицкий - http://www.stihi.ru/2012/12/08/6918
Белла Ахмадулина - http://www.stihi.ru/2013/04/17/6960
Сергей Гандлевский о поэтическом даре - http://www.stihi.ru/2012/12/15/5497
Алексей Парщиков. Поэт в современном мире - http://www.stihi.ru/2012/12/17/6821
Неизвестный Некрасов - http://www.stihi.ru/2012/12/21/6994
Безумная жизнь Рембо - http://www.stihi.ru/2013/01/07/5747
Гийом Аполлинер - трепанация сюрреализма - http://www.stihi.ru/2013/01/08/8249
Множество форм я сменил, пока не обрел свободу - http://www.stihi.ru/2012/11/23/4382

СТИХИ ПОЭТОВ
Марина Цветаева - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=6#6
Осип Мандельштам - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=9#9
Саша Черный - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=4#4
Георгий Иванов - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=5#5
Владислав Ходасевич - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=8#8
Даниил Хармс - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=7#7

Спонсоры Школы Поэзии - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=2#2


Рецензии
Спасибо. Несмотря на то, что о чём Вы пишете, мне знакомо, но Вы сумели многое освежить в памяти. Очень полезное чтение.
С уважением,

Нина Аксенова   09.01.2018 11:08     Заявить о нарушении
"Святая" вера и фашизм

Сейчас по ТВ, ко дню Победы активно показывают военные фильмы, подготовку к параду, рассказывают о подвигах и как фашисты мечтали о параде на Красной площади. Народ проснись – Мечта фашистов о параде в Москве уже давно осуществилась и вот доказательства.
Библия – Ветхий Завет, 4 книга Моисея, Числа - глава 31; стих 53 – "Воины грабили каждый для себя" - по воле господа.
Моисей 40 лет водил евреев по пустыне, он не учил их - как строить дома, сажать сады, пахать землю, сеять и жать. Моисей миролюбивых евреев язычников насильно готовил для завоеваний чужих земель, учил "избранный народ" убивать людей иной национальности, веры, культуры, учил грабежу и как по божьи "справедливо" делить награбленное и как правильно насиловать рабынь. 4 книга Моисея, Числа - главы 25 и 31; Книга Иисуса Навина.
Ветхий завет. "И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты БОРОЛСЯ с Богом и человеков одолевать будешь" Бытие гл. 32; ст. 24-28
Выше бога и сильней –
Изворотливый еврей,
И в мире нет честней людей,
Чем «правдивый» Моисей.

«Бог» живых, а не мертвых –
Страдая,
в церкви распятым висит,
Он от боли уже не кричит –
Знает,
нацист Моисей его не простит.
Китайская религия более гуманна, если китайцам какой-то бог не нравится, то они разбивают его статуэтку и покупают другого бога – с верой, что тот сделает их счастливыми. Индусы изучают Камасутру и с помощью богов занимаются любовью. Японцы бьют чучело начальника – так они скидывают негатив. И только религиозные рабы - иудеи, христиане, мусульмане сбрасывают свой гнев, негатив - друг на друга и с гордостью убивают неверных, думая и веря, что за это они попадут в Рай.
Мусульмане, о Рае мечтая,
В мечетях неверных взрывают,
И «справедливым» Аллахом -
Весь мир удивляют.
У мусульман – сунниты и шииты, это две веками ненавидящие друг друга фашистские партии.
ИГИЛ - идеология нищих дервишей (исламский большевизм). У нищих воинов ислама нет других богов кроме "справедливого" Аллаха и зря богатые неверные рабы мечтают о победе в Ираке, в Европе, в Сирии, в Турции и т.д.
Мусульманской идеологии вершина -
Это верный раб,
Готовый жизнь свою отдать -
Ради похоти и власти господина.
"В фашистском государстве религия рассматривается как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством "Бенито Муссолини. Доктрина фашизма. 1932 г.
В 1941 г. фашисты напали на нас, чтобы грабить, убивать и делать из нас рабов, и у нацистов на бляхе ремня было написано «С нами Бог» (Христианский) У фашистских партий разные Иисусы и разные дни рождений их, и обряды разные у них. У католиков, протестантов, старообрядцев, православных, греков, коптов, армян и т.д. и у других христианских сект – свой фашист Христос.
'Мы не потерпим никого в наших рядах, кто нападает на идеи христианства... фактически, наше движение - христианское.' (Адольф Гитлер. Речь в Пассау, 27 октября 1928)
Времена меняются, а методы нет
И ложь постоянно жаждет новых побед.
Когда заступник миллиардеров Путин и богатый патриарх Кирилл выступают по ТВ – не верьте им фашистам, они кощунствуют, у них цель и лживая идеология – едины.
Мы на колени всех славян поставим -
Заставим их в Христовой вере жить,
А к непокорным мусульман направим
И будут вечно нам рабы служить.
Когда Вы родились, то ваши родственники и их друзья поднимали тосты, чтобы Вы выросли достойным человеком.
А вы знаете значение слова – достоинство и вы достойный человек?
«Знаки и символы управляют миром, а не слово и не закон» Конфуций
У русских – титульной нации нет своих символов. У них флаг, герб, ордена, медали - это символы проигравших, побитых, погибших империй. Использовать чужую символику - символы других народов и ожидать от них везения, выдавать их за своё достоинство и гордится ими – это тупость и маразм.
Как «мило» смотреть на русских воинов принимающих присягу. Символически присягая позорно сдохшему иностранному двухголовому орлу (плохая примета, символ несчастья) Воины клянутся, что будут они честно с ядерной дубиной охранять яхту вора Абрамовича и с доблестью защищать аферистов и фашистов. А когда эти славные «герои» маршируя на параде 9 мая, бряцают позорными орденами на Красной площади и, срывая голос, безумно орут «Слава фюреру Путину!» То глядя на эту клоунаду у русского народа мурашки бегут по телу - от восхищения и гордости за своих «орлов», которые готовы жизнь свою отдать за то чтобы бюрократы взяточники и воры достойно отдыхали на Канарах, а их дети жили в Лондоне.
Забыв про честь и совесть, отряды под-лецов –
Позорят прах погибших за свободу на войне дедов.

Григорий Мельников
P.S. Русские воины, если у вас ещё хоть немного осталось разума, и вы любите свою родину и народ, то 9 Мая откажитесь участвовать в позорном для себя параде. Если вы себя не уважаете, то кто будет вас уважать?
Славяне, сделайте доброе дело – разошлите в военные, ветеранские организации это послание.
Наберите в Яндексе –Безумство и подлость русской молодёжи- и читайте далее

Григорий Мельников 4   03.05.2018 11:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.