Сергей Гандлевский о поэтическом даре

Школа Поэзии -2
Сергей Гандлевский:
«Мы свидетели грандиозного языкового катаклизма»

Лауреат премии «Поэт» считает, что сегодня утрачивается чувство стиля
Чем грозит автору разрыв с лирическим героем? Почему наше время похоже на петровское? Вразумляют ли художника бытовые невзгоды? Какое оно, молодое поколение поэтов? Что есть «мистический конец» поэзии?

Один из самых значимых поэтов современности, Сергей Гандлевский в особых представлениях не нуждается. Он известен каждому, кто претендует на звание не только гуманитария, но и более-менее культурного человека. В этом году мастеру традиционной поэзии была присуждена премия «Поэт».

— Вы не только поэт, но и прозаик, эссеист, редактор журнала «Иностранная литература». Какая из этих ипостасей вам наиболее близка?
— Дольше всего — сорок лет — я пишу стихи, хотя мне кстати все мои теперешние занятия. Возьмём, скажем, мою службу — редакторскую работу. Если бы я не научился видеть пустоты и невнятицу в чужих текстах, я бы и к своим относился снисходительней, отчего бы они только проиграли.

— Как вы относитесь к выражению «художник должен быть голодным»? Тот факт, что поэзией нельзя заработать, хорошо или плохо сказывается на самой поэзии?
— Сомнительная мудрость. А почему заодно и не больным? Или имеется в виду, что художнику, чтобы не облениться, надо жить в обрез?
Факты не подтверждают такого предположения. В последние годы эмиграции Ходасевич жил бедно, однако к писанию стихов всё равно не вернулся, а зарабатывал на жизнь литературной подёнщиной. А Державин писал стихи и в достатке.
Или имеется в виду, что художник должен знать не хуже публики, что жизнь не сахар? Но стоящий художник от природы имеет драматический склад души, и такого художника нет надобности вразумлять бытовыми невзгодами.
Уверен, что отсутствие прожиточного минимума ничего, кроме вреда, творческому человеку не приносит, как, впрочем, и всем остальным людям.

— Как вам кажется, что сегодня происходит с русским языком?
— Мы свидетели одного из наиболее грандиозных языковых катаклизмов за всю отечественную историю. Соизмеримые сдвиги происходили, наверное, в петровскую эпоху и после революции 1917 года.
Главные причины языковых перемен, конечно, социальные, но и интернет подливает масла в огонь. Меня, понятное дело, как человека старой закваски от всего этого новояза с души воротит. Но это в порядке вещей: помню, как мои родители морщились от моих молодёжных словечек…
Но я-то своих родителей намеренно эпатировал, а сейчас происходит другое — утрачивается чувство стиля. И люди, совершенно не желая никого смутить или развеселить, говорят «разборка» вместо «прения» или «конфликт», «прикол» вместо «шутка» или «розыгрыш».

— И как всё это отражается на состоянии поэтической речи?
— Трудный вопрос. С одной стороны, делать вид, что в языке ничего не произошло, и безмятежно писать на доперестроечном языке — поза: с таким же успехом можно писать и на латыни; но с другой — идти на поводу у сорной и убогой уличной речи тоже не хочется.
Каждый автор сам выбирает пропорции, в которых он берёт в расчёт случившееся с языком.

Продолжение статьи на сайте "Частный Корреспондент": www.chaskor.ru



КАТАЛОГ

Школа индивидуального обучения - http://www.stihi.ru/2012/10/20/8742

«ШКОЛА ПОЭЗИИ»
 
Обращение - http://www.stihi.ru/2012/10/20/1390
Лекция 1. Поэзия и проза. «Легкость» творчества - http://www.stihi.ru/2012/10/21/7917 
      Задание к Лекции 1 - http://www.stihi.ru/2012/10/21/7936
Лекция 2. Откуда берутся идеи и чувства - http://www.stihi.ru/2012/10/23/4787
      Задание к Лекции 2 - http://www.stihi.ru/2012/10/23/4828
Лекция 3. Выбор и сочетание слов - http://www.stihi.ru/2012/10/25/8591
      Задание к Лекции 3 - http://www.stihi.ru/2012/10/25/8751 
Лекция 4. Благозвучие и звукопись - http://www.stihi.ru/2012/10/27/5251 
      Задание к Лекции 4 - http://www.stihi.ru/2012/10/27/5266   
Лекция 5. Ритм и метр - http://www.stihi.ru/2012/10/30/8328 
Лекция 6. Размеры - http://www.stihi.ru/2012/10/31/7879 
      Задание к Лекции 6 - http://www.stihi.ru/2012/10/31/7894   
Лекция 7. Стопы - http://www.stihi.ru/2012/11/02/4346 
      Задание к Лекции 7 - http://www.stihi.ru/2012/11/02/4363    
Лекция 8. Неклассическое стихосложение - http://www.stihi.ru/2012/11/04/3491
      Задание к Лекции 8 - http://www.stihi.ru/2012/11/04/3501      
Лекция 9. Понятие рифмы - http://stihi.ru/2012/11/05/6665 
Лекция 10. Виды рифм - http://www.stihi.ru/2012/11/07/4572   
      Задание к Лекции 10 - http://www.stihi.ru/2012/11/07/4582      
Лекция 11. Различная ценность рифм - http://www.stihi.ru/2012/11/10/6086 
Лекция 12. Неклассические рифмы - http://www.stihi.ru/2012/11/12/5972 
Лекция 13. Составные и разноударные рифмы - http://www.stihi.ru/2012/11/14/3920   
      Задание к Лекции 13 - http://www.stihi.ru/2012/11/14/3934       
Лекция 14. Чередование рифм - http://www.stihi.ru/2012/11/15/6417
      Задание к Лекции 14 - http://www.stihi.ru/2012/11/15/6439

ЛЕКЦИИ О ПОЭЗИИ

Иосиф Бродский  о предназначении поэта - http://www.stihi.ru/2012/12/06/4811
Предназначение поэта - Марина Цветаева - http://www.stihi.ru/2012/11/18/6117
Мифология Ахматовой - http://www.stihi.ru/2012/11/19/4726
Двойная жизнь Бориса Пастернака - http://www.stihi.ru/2012/11/20/7189
Непоэтическая жизнь Сергея Есенина - http://www.stihi.ru/2012/11/21/4809
Георгий Иванов. На грани музыки и сна - http://www.stihi.ru/2012/11/28/6602
Максимилиан Волошин - цена поэзии - http://www.stihi.ru/2012/12/03/8320
Андрей Белый - личное и творческое - http://www.stihi.ru/2012/11/26/6214 
Детский поэт без детства (Саша Черный) - http://www.stihi.ru/2012/11/25/7040
Зинаида Гиппиус - время и судьба - http://www.stihi.ru/2012/11/30/6512 
Даниил Хармс - http://www.stihi.ru/2012/11/22/8693
Ангел смерти - Эдуард Багрицкий - http://www.stihi.ru/2012/12/08/6918
Белла Ахмадулина - http://www.stihi.ru/2013/04/17/6960
Сергей Гандлевский о поэтическом даре - http://www.stihi.ru/2012/12/15/5497
Алексей Парщиков. Поэт в современном мире - http://www.stihi.ru/2012/12/17/6821
Неизвестный Некрасов - http://www.stihi.ru/2012/12/21/6994
Безумная жизнь Рембо - http://www.stihi.ru/2013/01/07/5747
Гийом Аполлинер - трепанация сюрреализма - http://www.stihi.ru/2013/01/08/8249
Множество форм я сменил, пока не обрел свободу - http://www.stihi.ru/2012/11/23/4382

СТИХИ ПОЭТОВ
Марина Цветаева - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=6#6
Осип Мандельштам - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=9#9
Николай Гумилев - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=10#10
Саша Черный - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=4#4
Георгий Иванов - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=5#5
Владислав Ходасевич - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=8#8
Даниил Хармс - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=7#7
Николай Олейников - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=11#11
Франсуа Вийон - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=12#12 

Спонсоры Школы Поэзии - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=2#2