Неизвестный Некрасов

Виктория Шохина

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНТРАБАНДА НИКОЛАЯ НЕКРАСОВА

Поэт Некрасов может считаться самой крупной в русской литературе добычей и жертвой направления. Направление — выдумка Белинского; её можно было бы счесть остроумной, не имей она столь долговременных и печальных последствий. Критики «с направлением» были своего рода фюрерами, гипнотически воздействовавшими как на толпу, так и на поэтов, увы.

Некрасов стократ превосходил талантом и умом того, кого он с благоговением называл своим учителем. Но так случилось, что Некрасов был начинающим автором, а Белинский, «первый критик России» (как он любил себя называть), заметил его, взял под опеку и с удовольствием начал воспитывать: «Да-с, господа! Литература обязана знакомить читателей со всеми сторонами нашей общественной жизни». Направление было тогда тем, чем стала партийность в советское время. Хочешь не хочешь, а держись...
……
Печальнейшая участь постигла стихотворение «Поэт и гражданин» (1856): оно было истрёпано в цитатах и мало кем понято. На самом деле это не декларация, а пиеса на два равноправных голоса — Гражданина «с направлением» (списанным у Белинского) и расслабленного эстетствующего Поэта. Бодрый, но дубоватый Гражданин призывает: «Ты только временно уснул, проснись, громи пороки смело…» Поэт вместо ответа подсовывает ему томик Пушкина, на что Гражданин замечает: «Но признаюсь, твои стихи живее к сердцу принимаю». «Так я, по-твоему, великий, превыше Пушкина поэт?» — с усмешкой спрашивает Поэт. Гражданин бойко и основательно объясняет: «Твои поэмы бестолковы, твои элегии не новы, сатиры чужды красоты, неблагородны и обидны, твой стих тягуч…» Его долгая пафосная речь включает в себя и эти, чеканные и страшные, как дело Нечаева, строки:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрёшь недаром; дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

Однако Поэт лишь лениво замечает: «Ты кончил? Чуть я не уснул». И вот тут-то Гражданин объявляет: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». По сути, это означает: пусть будут «поэмы бестолковы», «элегии не новы», «стих тягуч» — направление всё спишет.
……….
За годы редакторства («Современник», 1847—1866; «Отечественные записки»,1868—1875) Некрасов много чего делал из того, что способствует у нас развитию свободной мысли. Давал взятки. Приглашал высоких чиновников играть с ним в паре, что значило крупный выигрыш. Устраивал для нужных людей роскошные обеды. «Прикармливаем зверя... приставлен ходить за нами», — объяснил он молодому литератору, с изумлением наблюдающему, как в доме Некрасова привечают цензора Фукса.
Он был игрок, «головорез карточного стола», по-изящному выражению Тургенева. «Видите ли, я играю в карты; веду большую игру. В коммерческие игры я играю очень хорошо, так что вообще остаюсь в выигрыше», — с симпатичной откровенностью сообщил поэт Чернышевскому в первую же встречу.

Продолжение статьи на сайте "Частный Корреспондент" - www.chaskor.ru



КАТАЛОГ

Школа индивидуального обучения - http://www.stihi.ru/2012/10/20/8742

«ШКОЛА ПОЭЗИИ»
 
Обращение - http://www.stihi.ru/2012/10/20/1390
Лекция 1. Поэзия и проза. «Легкость» творчества - http://www.stihi.ru/2012/10/21/7917 
      Задание к Лекции 1 - http://www.stihi.ru/2012/10/21/7936
Лекция 2. Откуда берутся идеи и чувства - http://www.stihi.ru/2012/10/23/4787
      Задание к Лекции 2 - http://www.stihi.ru/2012/10/23/4828
Лекция 3. Выбор и сочетание слов - http://www.stihi.ru/2012/10/25/8591
      Задание к Лекции 3 - http://www.stihi.ru/2012/10/25/8751 
Лекция 4. Благозвучие и звукопись - http://www.stihi.ru/2012/10/27/5251 
      Задание к Лекции 4 - http://www.stihi.ru/2012/10/27/5266   
Лекция 5. Ритм и метр - http://www.stihi.ru/2012/10/30/8328 
Лекция 6. Размеры - http://www.stihi.ru/2012/10/31/7879 
      Задание к Лекции 6 - http://www.stihi.ru/2012/10/31/7894   
Лекция 7. Стопы - http://www.stihi.ru/2012/11/02/4346 
      Задание к Лекции 7 - http://www.stihi.ru/2012/11/02/4363    
Лекция 8. Неклассическое стихосложение - http://www.stihi.ru/2012/11/04/3491
      Задание к Лекции 8 - http://www.stihi.ru/2012/11/04/3501      
Лекция 9. Понятие рифмы - http://stihi.ru/2012/11/05/6665 
Лекция 10. Виды рифм - http://www.stihi.ru/2012/11/07/4572   
      Задание к Лекции 10 - http://www.stihi.ru/2012/11/07/4582      
Лекция 11. Различная ценность рифм - http://www.stihi.ru/2012/11/10/6086 
Лекция 12. Неклассические рифмы - http://www.stihi.ru/2012/11/12/5972 
Лекция 13. Составные и разноударные рифмы - http://www.stihi.ru/2012/11/14/3920   
      Задание к Лекции 13 - http://www.stihi.ru/2012/11/14/3934       
Лекция 14. Чередование рифм - http://www.stihi.ru/2012/11/15/6417
      Задание к Лекции 14 - http://www.stihi.ru/2012/11/15/6439

ЛЕКЦИИ О ПОЭЗИИ

Иосиф Бродский  о предназначении поэта - http://www.stihi.ru/2012/12/06/4811
Предназначение поэта - Марина Цветаева - http://www.stihi.ru/2012/11/18/6117
Мифология Ахматовой - http://www.stihi.ru/2012/11/19/4726
Двойная жизнь Бориса Пастернака - http://www.stihi.ru/2012/11/20/7189
Непоэтическая жизнь Сергея Есенина - http://www.stihi.ru/2012/11/21/4809
Георгий Иванов. На грани музыки и сна - http://www.stihi.ru/2012/11/28/6602
Максимилиан Волошин - цена поэзии - http://www.stihi.ru/2012/12/03/8320
Андрей Белый - личное и творческое - http://www.stihi.ru/2012/11/26/6214 
Детский поэт без детства (Саша Черный) - http://www.stihi.ru/2012/11/25/7040
Зинаида Гиппиус - время и судьба - http://www.stihi.ru/2012/11/30/6512 
Даниил Хармс - http://www.stihi.ru/2012/11/22/8693
Ангел смерти - Эдуард Багрицкий - http://www.stihi.ru/2012/12/08/6918
Белла Ахмадулина - http://www.stihi.ru/2013/04/17/6960
Сергей Гандлевский о поэтическом даре - http://www.stihi.ru/2012/12/15/5497
Алексей Парщиков. Поэт в современном мире - http://www.stihi.ru/2012/12/17/6821
Неизвестный Некрасов - http://www.stihi.ru/2012/12/21/6994
Безумная жизнь Рембо - http://www.stihi.ru/2013/01/07/5747
Гийом Аполлинер - трепанация сюрреализма - http://www.stihi.ru/2013/01/08/8249
Множество форм я сменил, пока не обрел свободу - http://www.stihi.ru/2012/11/23/4382

СТИХИ ПОЭТОВ
Марина Цветаева - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=6#6
Осип Мандельштам - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=9#9
Николай Гумилев - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=10#10
Саша Черный - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=4#4
Георгий Иванов - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=5#5
Владислав Ходасевич - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=8#8
Даниил Хармс - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=7#7
Николай Олейников - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=11#11
Франсуа Вийон - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=12#12 

Спонсоры Школы Поэзии - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=2#2


Рецензии
В ранней юности в 7-8 классе,я увлекалась Некрасовым, как автором романов "Три страны света", "Мёртвое озеро", мне казалось, что нет ничего интереснее, но поэзия его превосходит прозу.

Вехова Лариса   11.05.2017 18:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.